Независимо от конструкции ДВС, этот важный элемент автомобиля нуждается в тщательном охлаждении, чтобы избежать перегрева и вследствие чего поломки подвижных конструкций. ДВС современного типа оснащены ОЖ (охлаждающей жидкостью), циркулирующей посредством водяного насоса. Чтобы она не закипала применяется специальный радиатор, состоящий из нескольких тонких трубочек и ламелей.
В процессе перемещения воздух попадает на металлическую поверхность и проходит между ламелями, что помогает охладить металл. В результате температура жидкости постепенно снижается. Чтобы не допустить возникновения критической ситуации, важно оперативно определить локализацию поломки и узнать, по каким причинам не работает вентилятор охлаждения.
Общее представление о вентиляторе охлаждения
Конструкция представлена в виде обыкновенного электрического двигателя, который питается 12В от бортовой сети. Вал имеет специальную крыльчатку, посредством которой формируется воздушный поток, направляющийся к поверхности радиатора. Вентилятор крепится к передней части станины, а с обратной стороны прикрывается радиаторной решеткой.
На примере ВАЗа стоит отметить, что чаще всего в системе работает один вентилятор, но встречаются и исключения среди отечественного автопрома , а также иномарок. Так, например, НИВА оснащена крыльчаткой с двумя независимыми электромоторами. Подобная конструкция способствует увеличению скорости охлаждения жидкости, что является дополнительной гарантией сохранности двигателя.
Как проверить вентилятор радиатора
Установите автомобильный обогреватель на холод и заведите машину. Двигатель должен прогреться до нормальной рабочей температуры.
Дайте силовому агрегату поработать минут пять, следя за указателем температуры (не допускайте перегрева автомобиля). Датчик вентилятора радиатора должен автоматически включить охлаждение, а указатель температуры должен вернуться в нормальное состояние.
Если вентилятор не включается и температура постоянно растет, вероятно, произошла поломка, и вам следует как можно скорее обратиться за помощью к специалисту.
Как активизируется устройство
Активация работы охлаждающего вентилятора может осуществляться несколькими способами. Все зависит от марки и конфигурации транспортного средства. Если машина имеет карбюраторный двигатель, то температура жидкости должна достичь диапазона 105-107 градусов. Тогда автоматически включается датчик, отправляющий сигнал на реле. Оно в свою очередь подает питание на электрический мотор, замыкает цепь.
Машины, оснащенные инжектором, имеют несколько другую систему охлаждения и работу вентилятора. Все процессы запускает электронный блок управления. Первоначально информация с датчика обрабатывается контроллером, а потом передается на реле.
Основные функции датчика вентилятора радиатора
Вентилятор радиатора – это одно из основных устройств, которое защищает двигатель от перегрева не только в жаркие дни, но и во время тяжелой езды в пробках или продолжительного холостого хода.
- О его работе свидетельствует характерный шум, исходящий из-под капота автомобиля.
- Чаще всего он включается при прогретом двигателе, когда не работает радиатор с отводом скопившегося тепла.
Когда возникает необходимость, запускается вентилятор и охлаждает термически напряженный двигатель в течение нескольких минут, а когда температура стабилизируется на нужном уровне, вентилятор выключается. За эффективную работу этой системы отвечает датчик вентилятора радиатора.
Термовыключатель, то есть датчик вентилятора, выполняет одну главную и очень ответственную задачу, в нужный момент включить приводной вентилятор. Обычно это время, когда температура охлаждающей жидкости двигателя превышает допустимый уровень.
Датчик вентилятора радиатора отвечает за предотвращение непрерывной работы вентилятора, когда в этом нет необходимости, например, зимой. Когда охлаждающая жидкость достигает критического уровня температуры, датчик инициирует замыкание электрической цепи и включается двигатель вентилятора.
Причины возникновения неисправности
Когда температура жидкости повышается до критического уровня, это означает, что не срабатывает вентилятор охлаждения. Главная цель – это как можно быстрее определить локализацию неисправности и ликвидировать ее. Существует ряд самых распространенных причин, почему не включается вентилятор охлаждения:
электрический двигатель вентилятора перестал работать;
нарушение целостности проводки, которая обеспечивает беспрерывное питание электромотора и подключения датчика включения;
контакт датчика и электродвигателя перестал быть надежным;
предохранитель перегорел;
реле вентилятора оказалось неисправным;
сломался датчик;
предохранитель клапана расширительного бачка работает с перебоями.
Определить неисправность в каждом случае возможно самостоятельно. Разберем каждый пункт более подробно.
Если сломался электродвигатель вентилятора
Если не работает вентилятор охлаждения, то в первую очередь важно проверить, в каком состоянии находится электропривод. Для этого потребуется взять 2 провода, сделать подключение к вентилятору и организовать питание от АКБ напрямую. Если запуск прошел успешно, значит, элемент исправен и нужно проводить диагностику дальше.
Также стоит обратить внимание на разъемы и контакты в электродвигателе. Иногда неисправность появляется из-за скопления грязи и пыли, а также окисления металлических элементов.
Если после подключения к АКБ ничего не произошло, значит, проблема в электроприводе. Поломка случается по нескольким причинам:
щетки износились;
коллектор разрушился;
обмотка ротора замкнулась.
В первом варианте достаточно поставить новые щетки. Во втором и третьем случае ситуацию исправить невозможно. Нужен новый вентилятор.
Проверка проводки
Не менее распространенная причина, по которой вентилятор охлаждения перестает работать. Может произойти разрыв провода или замыкание. Для проверки достаточно использовать обыкновенный тестер, предварительно активировать режим детектора. Сделать прозвон проводки, которая соединяет контроллер с предохранителем, реле и электродвигателем.
Проверка предохранителя и реле вентилятора
Для начала нужно сделать проверку предохранителя вентилятора. Как правило, он располагается в блоке монтажа под капотом. Чаще всего маркируется обозначением F7. Проверку сделать при помощи тестера. Если все в порядке, нужно найти реле включения. Чтобы найти необходимое реле, рекомендуется использовать руководство автомобиля. Под капотом должно располагаться 3 реле.
В кустарных условиях определить работоспособность практически невозможно, поэтому легче всего воткнуть реле в соседнее гнездо.
Тест датчика включения
Еще одной популярной причиной, из-за которой не работает вентилятор, выступает неисправность датчика. Точно определить, что сломался датчик, возможно только в автомобилях с инжекторами. Если отключить питание, то электронная система воспримет это как неисправность и сделает запуск вентилятора в аварийном режиме.
Когда выходит из строя датчик включения вентилятора, то следует быть осторожным. Проверку нужно проводить следующим образом: прогреть машину до тех пор, пока температура жидкости не достигнет 100 градусов. Далее заглушить двигатель, открыть капот и отключить датчик, отсоединяя разъем. Далее запустить двигатель. Если вентилятор начнет работать, значит, проблема в неисправности датчика.
Важно обратить внимание, что в машинах с карбюраторными двигателями, сделать проверку подобным образом невозможно. В данном случае можно сделать только замену нового датчика и прогреть двигатель до рабочей температуры.
Не включается вентилятор — причины
- Моторчик. Проблемы с электродвигателем, который приводит в движение вентилятор — одна из возможных проблем. Такая поломка полностью обездвижит лопасти и охлаждение мотора будет нарушено. Проверить работу электродвигателя можно подключив его напрямую к питанию АКБ, в обход бортовой сети. Если после подачи питания напрямую вентилятор обездвижен — скорее всего электромотор вышел из строя и требует замены.
- Датчик. Если с электромотором все гуд, но вентилятор не крутит, нужно проверить датчик температуры ОЖ (ДТОЖ). Причина может заключаться в том, что датчик неисправен и не сообщает в ЭБУ температуру ОЖ или подает неправильную информацию. Следует проверить ДТОЖ и при необходимости заменить его.
- Нет питания, обрыв цепи, предохранители. Если вентилятор охлаждения не вращается, проблема может заключаться в банальном обрыве цепи или плохом контакте. Проверьте проводку и контакты, возможно проблема в этом. Также проверьте предохранители, которые имеют отношение к данному узлу.
Смена предохранительного клапана
Еще одна не менее распространенная проблема, которая может привести к перебоям работы вентилятора. Если ранее были выполнены вышеперечисленные проверки и все элементы в порядке, то нужно проконтролировать предохранительный клапан расширительного бачка.
Главная функция клапана – это поддержание рабочего давления выше атмосферного показателя. Таким образом, вода, присутствующая в составе жидкости, не закипает при достижении температуры в 100 градусов. Если клапан перестает работать, то давление становится таким же, как и атмосферное, а жидкость начнет закипать при достижении определенной температуры.
Датчик сработает только при 105-107 градусах. Жидкость начнет закипать, а вентилятор не сработает. В кустарных условиях проверить работу данного элемента невозможно. Но реально купить новую деталь и сделать замену.
Если потребуется замена датчика, важно покупать такую же модель с идентичными характеристиками. В противном случае система охлаждения начнет срабатывать слишком рано или поздно. Замену можно сделать самостоятельно, используя следующий порядок:
отключить клемму с АКБ;
освободить радиатор от жидкости;
отсоединить два провода, которые подключены к датчику. Использовать ключ в 30 мм;
нанести на новый датчик герметик и установить на соответствующее место;
не нужно затягивать датчик слишком сильно;
залить ОЖ, завести двигатель и ждать пока температура поднимется.
Если все действия сделаны правильно, то процедура не отнимает много времени. В среднем замена нового датчика отнимает не более 30 минут. Можно обратиться в специализированный центр, но простая процедура может обойтись недешево.
Неисправный датчик вентилятора радиатора
Датчик вентилятора радиатора имеет тенденцию к возникновению различного рода поломок. Их эффект может быть, среди прочего, непрерывно, независимо от температуры охлаждающей жидкости, работы вентилятора или полного отказа от включения устройства, несмотря на резкое повышение температуры приводного агрегата.
В такой ситуации ничего не остается, кроме как заменить термовыключатель на новый.
- Сам вентилятор радиатора также подвержен неисправностям, где, например, может произойти механическое повреждение лопастей или износ подшипников вала вентилятора.
- Также нередко выходит из строя вискомуфта, о чем обычно свидетельствует довольно сильный шум при работе вентилятора или его вращении со скоростью, равной скорости приводного агрегата.
Режимы работы вентилятора радиатора
Когда включается вентилятор радиатора? Вентилятор радиатора имеет два различных режима работы. В то время как первая ступень работает медленно и непрерывно, вторая ступень работает очень быстро и непродолжительное время.
Статус этого уровня может отличаться в зависимости от марки автомобиля, но в целом уровни следующие.
- Первый режим включается в диапазоне температур 60-70 градусов. Второй режим, начинает действовать в диапазоне 80-95 градусов, быстро понижая температуру охлаждающей жидкости двигателя с очень высокой скоростью. Затем вентилятор возвращается к своему обычному первому циклу,
- Вентилятор радиатора, работающий на этой высокой скорости, должен измениться в зависимости от температуры двигателя и прекратить работу в диапазоне от 40 секунд до 2 часов.
- Если у вас есть вентилятор, который работает дольше этого времени или без остановок, или если он работает даже при очень низких температурах двигателя, это свидетельствует о серьёзных проблемах.
Принимая во внимание вышеупомянутые результаты, выход из строя вентилятора радиатора из-за непрерывной работы может быть слишком рискованным, а результаты могут быть очень дорогостоящими. Поэтому проблему нужно решать, не забывая о ней.
Если вентилятор радиатора работает все время, вы можете задать нам все интересующие вас вопросы, например, в чем причина и как ее решить. Чтобы задать вопрос, вы можете отправить свои вопросы, указав марку и модель автомобиля в разделе комментариев ниже. На задаваемые вопросы мы получаем ответы ежедневно.
Схема подключения
Зная электрическую схему включения вентилятора радиатора, неполадки в его электроцепи найти будет проще.
Вентилятор охлаждения имеет 2 входа: первый вход ведет к генератору через предохранитель F5 и шины соединения в монтажном блоке (2). Колодка жгута (3), прозванная у водителей фишкой, соединяет электровентилятор через реле с контролером вспрыска, состыкованным с реле зажигания. От провода, отходящего от контроллера, ответвление ведет к вспомогательному реле с предохранителем.
Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей
Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.