Как часто менять свечи зажигания: советы, какие лучше поставить и как проверить работоспособность в домашних условиях без приборов

16 сентября 2018

Самостоятельно заменить свечи, в общем, не трудно, но надо знать, как именно проводить эту процедуру. Статья будет полезна, прежде всего, для автолюбителей без опыта обслуживания транспорта.

Свечи зажигания в автомобиле служат для воспламенения топливно-воздушной смеси в тепловом двигателе. Порча свечей приводит к тому, что смесь воспламеняется хуже, двигатель теряет свою мощность, троит и детонирует. Детонацией называют несвоевременное или самостоятельное возгорание смеси в камере сгорания, сопровождающееся хлопками, появлением ударной волны. Постепенно камера сгорания засоряется, покрывается копотью и продуктами сгорания смеси. В результате, изнашивается двигатель в целом.

Как работают свечи зажигания

Если не вдаваться в подробности (а они нам и не нужны), то свеча «поджигает» топливно-воздушную смесь в цилиндрах двигателя, запуская работу мотора. Сгорающее топливо осуществляет движения поршней в цилиндре и инициирует движение машины.

Но свеча зажигания не такой простой элемент, как могло показаться с первого взгляда. Она работает в условиях высокого давления и температуры и должна давать искру достаточной мощности, чтобы воспламенялось все горючее в камере внутреннего сгорания.

Снимаем старые свечи

Сами свечи соединены с блоком, который распределяет зажигание, проводами, которые требуется отсоединить. Для этого возьмитесь за его колпачок и с небольшим усилием потяните до отсоединения провода. Снимайте провод только с одной свечи, чтобы не запутаться, поскольку они соединяются специальными разъёмами, которые нельзя перепутать при подключении. Одев на ключ насадку для свечей, закрепите её сверху элемента и крутите против часовой стрелки. После извлечения свечи необходимо очистить грязь с места, где она стояла. Для этого вам понадобится тряпка, смоченная в техническом спирте.

Обязательно осмотрите электроды свечи. Убедитесь в том, что пространство между ними не забито грязью. О возможных проблемах с кольцами свидетельствует избыточное количество масла на свече. В таком случае автомобиль не лишне показать автомеханику. Если же старая свеча имеет коричневатый оттенок – проблем в работе мотора не наблюдается.

Из чего состоят свечи зажигания

Свеча состоит из:

  1. Металлического корпуса, который может быть покрыт платиной или иридием;
  2. Изолятора, который служит предотвращающим утечку электричества элементом и, как правило, состоит из керамики;
  3. Электродов из температуростойкого металла или сплава;
  4. И контактного стержня.

Когда заменить

Распознать изнашивание или неисправность свечей зажигания достаточно просто, нужно внимательно понаблюдать за своей машиной и приметить такие признаки, как:

  • Расход горючего за последнюю неделю, месяц увеличился в несколько раз, но сам автомобиль не подает никаких признаков поломок;
  • Машина не заводится после первой попытки, надо хорошенько постараться, чтобы она поехала;
  • И если возникают проблемы при наборе скорости.

Загвоздкой может служить тот факт, что подобные «симптомы» могут говорить о неисправностях свечей и других системах автомобиля — бензонасоса, топливной подачи, воздушном фильтре или даже выхлопной системы.

Как проверить свечи зажигания?

Чтобы выкрутить свечи, нужно загнать машину туда, где не будет ветра, дождя или снега. Связано это с тем, что можно спровоцировать задиры на поверхности цилиндров, появление люфтов или образование коррозийных областей.

Свеча зажигания должна быть аккуратно откручена примерно на половину, а затем задействуется компрессор для продувки колодцев. Таким образом происходит удаление пыли и другого сора. После — можно выкрутить свечу окончательно.

Поводы для замены свечи зажигания:

  • Достаточно явный нагар;
  • Оплавленные электроды;
  • Поврежденная изоляционная зона (есть дефекты в керамической части).


Такую свечу очень не рекомендуется возвращать обратно в мотор. В противно случае, можно спровоцировать скопление горючей жидкости в цилиндрах, попадание ее в катализатор и, соответственно, уменьшение срока службы вашего двигателя.

Установка новых свечей

До начала установки обязательно сравните визуально старую свечу и новый элемент. Они должны совпадать. Размер резьбы на свече и её шаг тоже должны быть идентичными, как и зазоры на элементах зажигания. Смажьте резьбу небольшим количеством смазки, только не попадите на сами электроды, поскольку это чревато повреждением работоспособности свечи. После этого по часовой стрелке закрутите элемент вручную, пока хватает сил. Для затягивания используйте ключ, только не стоит перетягивать, поскольку это тоже может навредить свече. Следите за тем, чтобы шайба на свече находилась ниже уровня головки на двигателе.

После установки свечей, одевайте на них ранее снятые высоковольтные провода. Колпачки должны сидеть туго. Чтобы убедиться в этом, потяните провод на себя. Он не должен с лёгкостью соскакивать с установленной свечи. После проделанной процедуры с одной, повторите её и с остальными свечами.

Процедуру замены свечей по силам провести каждому автолюбителю, но если вы в своих силах не уверены, любое СТО с готовностью возьмётся за это, так что выбор за вами – менять самостоятельно или довериться автомеханикам.

Виды нагара

Цвет электрода о многом может сказать, иногда таким образом можно выявить причину поломки вашего автомобиля.

  • Нагар черного цвета наталкивает на мысль о неисправности фильтра или электронного блока управления. Черный нагар появляется при попадании недостаточного количества воздушной смеси в цилиндр.
  • Сероватый налет с белыми оттенками является признаком недостаточности бензина в топливной смеси.
  • Толстый черноватый налет, имеющий характерный жирный блеск, говорит о систематическом заливании свечей маслом.
  • Налет красного цвета — скорее всего, вы используете некачественный контрафакт вместо бензина.

Основные дефекты свечей

Все нормально, если:

  1. Резьба 1 абсолютно сухая, а не влажная.
  2. Ободок 2 — имеет темный цвет и тонкий слой нагара или копоти.
  3. Цвет электродов 3, 4 и изолятора 5 может быть от белесого, светло-серого, светло-желтого до светло-коричневого.

О неисправности можно узнать по:

  1. Мокрой резьбе, она может быть в бензине, масле.
  2. Ободку покрытым черным, пятнистым рыхлым нагаром.
  3. Электродам и изолятору, если их цвет темно-коричневый с пятнами, иногда на самом сгибе бокового электрода появляется желтое пятно.

Если свеча устанавливается не герметично, тогда появляются темные ободки снаружи металлического корпуса и на изоляторе. В таком случае свеча не работает, ободок, конус изолятора и электроды покрываются нагаром и становятся влажные. Отложения сажи можно, очистить щеткой имеющей металлический ворс, в том случае, когда заметны механических повреждений и оплавлений следует произвести замену свечи.

Отдельное внимание нужно обращать на цвет нагара свечи, он может многое рассказать о состоянии двигателя.

Когда заменять?

На износ свечей зажигания влияет не только километраж, но и другие факторы. Качество горючего, заливаемого масла, качество самой свечи и даже то, как автомобилист водит или заводит свою машину — при неправильной эксплуатации износ свечи может наступить довольно быстро.

  • Например, если не прогревать автомобиль на холостых оборотах в достаточной мере, то на свечах зажигания будет охотно появляться нагар.
  • Особенно это сказывается в поездках на малые расстояния. При десятиминутном прогреве движка на холостых оборотах вы очищаете свечи зажигания.

Некачественный контрафакт вместо топлива способствует появлению налета на электродах, которые впоследствии не могут полноценно передать электрический ток. Это снижает мощность вашего автомобиля.


Однако средний километраж, при котором проводят замену обычной свечи равен 20-30 тысяч километров, но если у вас свечи с платиновым или иридиевым покрытием, то этот показатель достигает 100 тысяч километров.

Но чтобы точно узнать график замены свечей зажигания конкретно для вашего автомобиля, нужно заглянуть в руководство по эксплуатации. Там можно подробно прочитать о рекомендациях и правилах использования свечей.

Необходимые инструменты

Замену свечей вряд ли удастся провести без необходимого инструментария. Давайте разберемся, что потребуется нам для работы.

Прежде всего, это свечной ключ, специализированный инструмент для снятия и закручивания свечей зажигания. Поскольку размер свечей под разные автомобили разный, то и свечной ключ тоже надо подбирать. Чаще всего используется инструмент под свечи диаметром 16 мм, но бывают и исключения. Не поленитесь проверить особенности вашего конкретного транспортного средства. Рекомендуем купить свечной ключ с резиновым уплотнителем внутри. Это позволяет легче извлекать свечи и не дает им упасть.

Кроме ключа для свечей понадобится плоская отвертка. С её помощью можно открыть крышку блока, поддеть проводники, подходящие к свечам.

В зависимости от типа вашего автомобиля могут потребоваться биты с торцевыми головками. Ну, и в конце списка необходимого непосредственно свечи зажигания, которые потребуются для замены. Разумеется, для вашего автомобиля комплект инструментов может немного отличаться. Однако мы предлагаем более или менее универсальный набор для замены свечей.

Что будет, если не поменять свечи?

Самым закономерным и удачным исходом будет тот, когда ваша машина банально не заведется. Это значит, что свечи изжили свой срок службы и пора заменить.

Если на холостых оборотах слышится нехарактерный для движка звук, это говорит об увеличении зазора между электродами. Потом, вероятно, вы заметите повышенное потребление топлива, затем окончательно пробьет катушки зажигания.

  • Бывает и такое, что в двигателе внутреннего сгорания изначально имеются неисправности.
  • Негодность прокладок движка может привести к тому, что в свечи затекает много масла.
  • Но дело может быть и в самой свече. Она может не давать импульс из-за дефекта контакта или изменения зазора.

Для разных видов свечи имеются свои параметры зазоров, и это необходимо учитывать при их эксплуатации.

Рекомендации от мастеров

  1. Даже при наличии косвенных признаков неисправности свечей зажигания стоит отвезти машину в салон или самому проверить свечи, если имеется такая возможность. Если выяснилась, что только одна свеча неисправна, заменить придется весь комплект.
  2. Если все-таки решились сами найти причину, то придерживайтесь некоторых правил:— все манипуляции можно проводить только на остывшем движке, иначе можно обломать часть свечи так, что она останется внутри двигателя;— работайте только специальным свечным ключом, который имеет специальную рабочую область;— демонтируйте свечи только в помещении, свободном от ветра, снега и других погодно-непригодных условий, чтобы избежать попадания сора в цилиндры;— используйте компрессор.
  3. Внимательно читайте мануал по эксплуатации, там четко оговорено, какие, сколько и на сколько нужны свечи.

Какие свечи установить

На свечах лучше не экономить. Первое правило: приобретать свечи следует только у проверенных продавцов.

Второе правило: при выборе типа свечи необходимо в магазин прихватить образец свечи, точные сведения о типе двигателя, установленного на автомобиль.

Третье правило: требуйте от продавца проверить по каталогу, какие типы свечей устанавливаются на ваш двигатель, вплоть до калильного числа.

Если продавец во время продажи не использует справочные пособия или программы, отказывайтесь от покупки.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

Фото-инструкция по замене свечей зажигания

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]