Metelli
Этот итальянский производитель выпускает насосы не только для отечественных автомобилей, но и для известных иномарок. С ним сотрудничают многие автозаводы. Продукция подвергается жёсткому контролю качества и практически не подделывается.
Полезно: Замена помпы своими руками на ВАЗ 2114 (пошаговая инструкция)
Плюсы:
- Высокое качество;
- Мало подделок;
- Надёжность;
- Долговечность;
- Резиновая прокладка в комплекте;
- Доступная цена.
Минусы:
- Практически не обнаружено.
Стоимость около 1300 рублей.
Замена помпы
После подготовительных действий, таких как: поиск гаражного бокса (если нет в личном пользовании), подготовка ключей (рожковых торцевых), приобретение запчастей и охлаждающей жидкости – можно браться за работу.
Чтобы наиболее кратко и понятно объяснить, как поменять помпу на ВАЗ 2110, опишем процесс в виде пошаговой инструкции:
- желательно установить машину над смотровой ямой. Как вариант, подойдёт эстакада;
- слесарные работы рекомендуется осуществлять на обесточенном автомобиле, поэтому следует открутить минусовую клемму от аккумуляторной батареи;
- снимаем крышку расширительного бачка, это исключит образование вакуума в системе охлаждения;
- под двигатель следует установить 5-литровую ёмкость (не менее) для слива ОЖ, так как рекомендуется менять помпу, когда на автомобиле ВАЗ 2110 почти полностью слит тосол или антифриз. В противном случае, при изъятии насоса из посадочного места, содержимое системы беспорядочно выльется наружу;
- на задней части блока есть пробка рубашки ОЖ, которую следует выкрутить ключом на 13 мм и слить жидкость в подставленную под двигатель ёмкость. Пробку закрутить обратно;
- далее, следует открутить кожух привода ГРМ (ключом на 10 мм), закреплённый на три болта;
- отсоединить кожух и отложить его в сторону;
- необходимо установить механизм газораспределения в верхнюю мёртвую точку по меткам. Переместив рычаг КПП в нейтральную передачу, следует вращать шестерню распредвала за болт крепления (ключ на 19 мм) до совмещения меток на внутреннем кожухе привода ГРМ;
- предстоит сверить риску на маховике: снимите резиновую заглушку в верхней части картера с правой стороны двигателя и фонариком подсветите в проем;
- правильное положение следует зафиксировать, вставив в шестерню распредвала металлический стержень или мощную отвёртку;
- отпускаем гайку ролика (ключ на 17мм) и натяжным ключом поворачиваем механизм ролика против часовой стрелки, уменьшая натяжку ремня;
- далее снимаем ремень и ролик;
- откручиваем болты внутреннего кожуха привода ГРМ (2шт) и болты помпы (3шт). Удобнее работать торцевым ключом (головкой) 10 мм;
- снимаем кожух и убираем его в сторону;
- шлицевой отвёрткой поддеваем край помпы и вытягиваем её из посадочного места;
- монтажное место необходимо очистить перед установкой нового насоса;
- новую прокладку насоса, допускается смазать с обеих сторон тонким слоем высокотемпературного автомобильного герметика;
- вставьте новый насос в посадочное место и закрутите болты крепления;
- далее, необходимо вернуть демонтированные детали на место, соблюдая обратный порядок. После установки нового комплекта: помпа, ремень и ролик ГРМ, можно рассчитывать на определённый ресурс деталей, заявленный заводом изготовителем.
Важно! Не следует сильно натягивать ремень ГРМ. Проверить правильную натяжку просто: установленный ремень возможно развернуть пальцами на 90° (зубьями наружу), но не более.
- После окончательной сборки, необходимо залить охлаждающую жидкость в систему до установленного уровня. Запускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры. Все шланги должны быть горячими, а при их сжатии, рука будет чувствовать внутреннюю циркуляцию. Это показатель правильной работы системы охлаждения.
Dolz
Компания существует с 1934 года. Она выпускает водяные насосы, как для легковых, так и для грузовых автомобилей. 95% помп на европейских машинах именно этой марки. Плюсы:
- Долговечность;
- Надёжность;
- Распространённость;
- Защита от подделок.
Минусы:
- Высокая стоимость.
Стоимость около 1000 рублей.
Установка дополнительной помпы на ВАЗ 2110/11/12
Система обогрева салона в автомобилях ВАЗ 2110/11/12 в холодное время года часто не справляется со своими обязанностями. Решить эту проблему можно установкой в систему охлаждения дополнительной помпы.
Для обогрева салона ВАЗ 2110/11/12 устанавливается дополнительная электропомпа от «ГАЗели»
Печка ВАЗ 2110/11/12 нормально функционирует лишь при оборотах не ниже 2 тыс. об/мин. На холостом ходу в салон поступает слегка тёплый воздух. Дело в том, что для увеличения температуры воздуха ОЖ должна циркулировать быстрее. Проблема решается врезкой дополнительного насоса и ускорением циркуляции тосола через печку. В результате температура в салоне перестаёт зависеть от оборотов двигателя. Для этих целей устанавливают электрическую помпу от «ГАЗели».
Монтаж дополнительной помпы
Для установки дополнительной помпы нужно выполнить следующие действия:
- Из системы охлаждения сливается ОЖ.
- Вырезается часть отводящего патрубка печки, равная длине помпы без учёта штуцеров.
- Штуцера промазываются герметиком, надеваются и закрепляются хомутами шланги.
- Для крепления помпы к кузову используют специальный кронштейн, обхватывающий помпу и прикреплённый к кузову двумя саморезами. Сделать такой крепёж можно самостоятельно или приобрести в магазине. Кронштейн можно прикрепить и к подходящим шпилькам агрегатов автомобиля.
- Для управления помпой в салоне устанавливается кнопка, подающая питание с плюсовой клеммы аккумулятора. При этом желательно подавать напряжение через реле.
Дополнительный насос врезается в обратный патрубок печки и крепится с помощью специального кронштейна
После установки дополнительной помпы в систему заливается тосол. После запуска двигателя проверяют помпу и патрубки на предмет утечки и тестируют работу нового устройства.
Skf
Шведский производитель, известный во многих странах мира. Его производственные цеха есть и на территории государств бывшего СНГ. Продукция очень долговечна. Она обычно служит не менее 130000 километров, что для водяных насосов считается прекрасным показателем. Все изделия на заводе проходят строгий контроль качества. Поэтому процент брака ничтожно мал. Запчасти знаменитой марки часто подделывают. Поэтому при покупке нужно быть предельно внимательными. Оригинальные насосы имеют клеймо цеха, а на коробке обязательно присутствует маркировка. Даже отсутствие одного из этих признаков указывает на подделку. Плюсы:
- Отличное качество;
- Долговечность;
- Доступность;
- Приемлемая цена.
Минусы:
- Много подделок.
Стоимость около 2800 рублей.
Назначение и функции водяного насоса
Помпа — насос центробежного типа, обеспечивающий принудительную циркуляцию антифриза по контуру охлаждения двигателя. За счёт этого от двигателя отводится избыточное тепло. Конструктивно помпа выполнена довольно просто. В чугунном или алюминиевом корпусе расположена крыльчатка, которая приводится в движение через вал. Герметичность конструкции обеспечивается сальником и прокладкой между корпусом насоса и блоком цилиндров.
Подача охлаждающей жидкости (ОЖ) происходит через центральный канал. При попадании на крыльчатку за счёт центробежной силы ОЖ отбрасывается к стенкам корпуса. Через распределительный канал жидкость поступает к патрубкам, а затем в рубашку охлаждения двигателя. При достижении температурой определённого значения открывается термостат, что приводит к охлаждению жидкости в радиаторе. Затем ОЖ возвращается в центробежный насос. Таким образом обеспечивается циркуляция антифриза.
Помпа является основным элементом системы охлаждения двигателя
Hepu
Водяной насос Hepu часто выбирают владельцы ВАЗ 2114 и других моделей Жигулей. Производитель имеет собственный исследовательский центр. В нём изучаются свойства металлов. Поэтому для производства продукции используются собственные разработки. Детали этой марки известны неплохим качеством. Они рассчитаны больше на умеренные нагрузки, чем на активные. Изделия часто служат не меньше 90000 километров. Но в продаже иногда встречаются бракованные запчасти. Плюсы:
- Надёжность;
- Собственные наработки;
- Распространённость;
- Доступная цена.
Минусы:
- Встречается брак.
Стоимость около 1700 рублей.
Valeo
Известный во всём мире производитель. Его водяные насосы ставятся на конвейере на новые машины многих брендов. Помпы этой марки нередко выхаживают более 150000-180000 километров. Это является отличным показателем. Стоимость запчастей этой марки довольно велика. Кроме того, в продаже нередко встречаются подделки. Плюсы:
- Долговечность;
- Высококачественные материалы;
- Выдерживают значительные нагрузки.
Минусы:
- Высокая цена;
- Много фальсификата.
Стоимость – примерно 3000 рублей.
AT
Производитель из Китая. Под этой маркой выпускаются не только помпы, но и другие запчасти для ВАЗ и многих иномарок. Продукция продаётся во многих автомагазинах России. Изделия этой марки отличаются дешевизной. Но и качество у них соответствующее. Водяные насосы не рекомендованы для интенсивных нагрузок. Их покупка оправданна лишь при умеренной аккуратной эксплуатации и желании сэкономить. Мнения о бренде среди автолюбителей противоречивые. Плюсы:
- Низкая цена;
- Доступность.
Минусы:
- Небольшой ресурс;
- Подходят только для умеренных нагрузок;
- Встречается брак;
- Низкое качество.
Стоимость – 850 рублей.
Ремонт помпы ВАЗ 2110/11/12
Если вышедший из строя водяной насос относительно новый, а ресурс его ещё не выработан, можно попробовать его отремонтировать. Для этого потребуются специальные инструменты, новые детали, уплотнители и т. п.
Для ремонта неисправной помпы потребуется приобрести необходимые детали
Разборка помпы
Разборку помпы выполняют в следующей последовательности:
- Снятая помпа протирается сухой ветошью.
- С помощью специального съёмника снимается шкив.
- Молотком с вала сбиваются подшипники.
- Вал вынимается из корпуса насоса.
- Снимается крыльчатка.
- Убирается сальник или то, что от него осталось.
- Внутренности тщательно промываются и очищаются.
Если помпа протекала, то необходима замена сальника. Причиной свиста на высоких оборотах обычно является сильная выработка вала.
Видео: разборка помпы
Замена сальника
Сальник представляет собой резиновый уплотнитель, состоящий из металлического обода, пружинки и резины. В любом случае при разборке помпы сальник следует заменить, поскольку резина быстро изнашивается. Порядок действий при замене сальника следующий:
- С вала снимается старый уплотнитель.
- Посадочное место очищается от загрязнений.
- Устанавливается новый уплотнитель.
Причиной протечек помпы обычно является износ сальника
Замена вала и подшипников
Часто из-за большой выработки приходится менять подшипники. Выбить их можно лишь при помощи специальных инструментов (съёмника или гидравлических тисков). Поэтому обычно в помпу ставят новый вал с уже насаженными на него подшипниками.
Вал помпы меняют вместе с подшипниками
Замена патрубка насоса
Изменения давления в системе охлаждения часто приводит к деформации подводящих и отводящих ОЖ шлангов. Замена этих шлангов производится следующим образом:
- Отвёрткой ослабляется хомут со стороны помпы.
- Снимается крепёж вместе со шлангом.
- Ослабляется и снимается хомут с другой стороны.
- Патрубок снимается и вытаскивается из-под капота.
Смазка помпы
Периодическая замена смазки водяного насоса заметно увеличит срок его службы. В некоторых конструкциях помпы для смазки предусмотрены специальные отверстия. Если такого отверстия нет, потребуется разборка водяного насоса.
В некоторых водяных насосах для смазки предусмотрены специальные отверстия
Лузар
Российский производитель, работающий на базе украинского Луганского Завода Автомобильных радиаторов. Выпускает помпы и иные запчасти для ВАЗ 2114 и других моделей авто. Продукцию отличает приемлемое качество и низкие цены. Она продаётся во многих физических и Интернет-магазинах. Доступна во всех регионах страны.
Производитель заявляет гарантию в 125000 километров. Но изделия не всегда служат положенный срок. Велик процент брака. Помпы, возможно, не рассчитаны на интенсивную эксплуатацию.
Плюсы:
- Приемлемое качество;
- Распространённость;
- Большой заявленный ресурс;
- Низкие цены.
Минусы:
- Не подходят для активной эксплуатации;
- Встречается брак.
Стоимость около 1700 рублей.
Проверка работоспособности водяного насоса
Самостоятельная диагностика помпы довольно проста и займёт не более 10 минут. Порядок проверки следующий:
- Двигатель прогревается до рабочей температуры (91˚С для ВАЗ 2110).
- На правую руку в целях безопасности надевается плотная перчатка.
- Перекрывается подача ОЖ от радиатора. Для этого рукой пережимают патрубок. Если насос исправен, почувствуется давление антифриза внутри шланга. Если патрубок сжимается легко, то помпа неисправна.
Все действия следует проводить крайне осторожно, так как ОЖ сильно нагревается, и можно получить ожоги от поверхности мотора или патрубков.
Для выявления неполадок помпы достаточно пережать патрубок подачи ОЖ
Диагностика неисправностей помпы на ВАЗ 2110/11/12
Неисправность помпы можно выявить по следующим признакам:
- Во время движения появляется посторонний шум со стороны ГРМ.
- Насос теряет герметичность и начинает течь.
- Обрывается ремень ГРМ.
Самым капризным элементом помпы ВАЗ 2110/11/12 является подшипник. В случае его сильного износа или при неправильном натяжении ремня ГРМ помпа ремонту не подлежит.
Одним из симптомов неисправности помпы является появление течи
Последствия использования неисправной помпы
Эксплуатация автомобиля с неисправной помпой может привести к следующим серьёзным последствиям:
- повреждение или обрыв ремня ГРМ, часто приводящий к капитальному ремонту двигателя;
- при перегреве двигателя происходит разрушение резиновых элементов системы охлаждения, крышек клапанов и прокладок ГБЦ.
Помпа меняется вместе с роликом натяжения и ремнём ГРМ через каждые 50 тыс. км пробега. При появлении признаков износа эти узлы меняются до регламентированного производителем срока.