Как установить бесконтактное зажигание на ваз 2121

Причиной, побудившей меня подготовить данный материал, послужил постоянно и с завидной регулярностью, всплывающий вопрос о том, можно ли на ВАЗ-2121 установить систему бесконтактного (электронного) зажигания, аналогичную той, которой оснащена ВАЗ-21213. Поскольку я в свое время сам был озабочен данной проблемой и успешно реализовал ее на своей машине, проездив после этого с бесконтактным зажиганием более двух лет до замены двигателя, то считаю, что мой опыт будет полезен тем, кто тоже захочет осуществить подобную модернизацию своей машины.

Не буду особо распространяться насчет преимуществ бесконтактной системы зажигания перед обычной, контактной. Это уже хорошо сделали до меня. Поэтому во избежание повторений уже известных истин для начала предлагаю прогуляться по нижеприведенным ссылкам и внимательно их прочитать. Там все достаточно полно и хорошо изложено:

Прочитали ? Ну, вот и отличненько. А теперь я продолжу.

Итак, отправляемся в магазин за комплектующими деталями. При этом хорошенько запомним указанный в вышеприведенных ссылках номер бесконтактного распределителя зажигания для «классики» или даже лучше запишем его на бумажку, чтобы не забыть. Номер этот указан на корпусе трамблера. Не будем полагаться на «компетентность» продавцов, которые могут запросто продать Вам нивский трамблер, уверяя, что его надо ставить на шестерочный двигатель.

Также, при покупке комплектующих целесообразно взять сразу запасные коммутатор и датчик Холла, т. к. устройства эти имеют неприятное свойство внезапно и без видимых причин давать сбои в работе или выходить из строя, после чего Ваша машина сможет ехать дальше только на буксире. Помните, что коммутатор и датчик Холла являются ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫММИ ЗАПЧАСТЯМИ, КОТОРЫЕ ПОСТОЯННО ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ В ВАШЕЙ МАШИНЕ! Если Вы сами мастер, то без особого труда сможете, в случае необходимости, заменить их, а если нет, то Вам их заменит кто-нибудь, кто умеет это делать, например те же «Ангелы». Но для этого коммутатор и датчик ДОЛЖНЫ БЫТЬ У ВАС ПОД РУКОЙ, иначе Вам придется лихорадочно метаться по округе либо в их поисках, либо в поисках тягача.

При покупке датчика Холла обратите внимание на то, чтобы он подходил к покупаемому трамблеру. Для этого снимите крышку трамблера и сравните датчики. Он должны быть абсолютно одинаковыми. Кроме того, «правильный» датчик должен иметь по бокам два ушка под крепежные винты, а не одно спереди – это датчик, по-моему (точно не знаю), для 2108. Его тоже можно приспособить к трамблеру, но описание этой работы выходит за рамки настоящего повествования.

Катушку зажигания надо брать для ВАЗ-2108. Лучше обычного типа, маслонаполненную. Не берусь точно сказать, но вроде как есть мнение, что катушка «сухого» типа имеет ряд недостатков, в связи с которыми использование обычной катушки вроде бы как предпочтительнее.

Стоит также обратить внимание на жгут проводов. Надо брать жгут зажигания для «Нивы» — есть такие в продаже. Цвета проводов в нем соответствуют цветам проводов, указанным в схеме электрооборудования 21213, поэтому чтобы знать, что и куда подключать, надо иметь при себе эту схему. Покупая жгут, обратите внимание на то, насколько хорошо держатся клеммы в гнездах колодок, т. к. при надевании колодок на разъемы коммутатора и датчика Холла, клеммы, под действием прилагаемого усилия, могут выскочить из гнезд и машина просто не заведется. Вполне целесообразно перед монтажом жгута каким-либо образом самому получше зафиксировать эти клеммы.

Относительно высоковольтных проводов можно сказать, что выбор их достаточно велик. Более подробно об этом можно посмотреть в этом же разделе FAQ. Я использовал силиконовые провода «Tesla» синего цвета, а после замены двигателя переставил их на него. Так с ними и езжу уже почти три года.

Электронный блок управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) покупать не надо, т. к. карбюратор 2107-1107020 «Озон», которым комплектуется двигатель 2106, не имеет системы электронного управления электромагнитным клапаном холостого хода. Данный блок может потребоваться только в том случае, если на двигателе Вашей машины карбюратор 2107-1107020 «Озон» заменен на карбюратор 21073-1107010 «Солекс», которым штатно оснащается двигатель 21213, и Вы захотите оснастить этим блоком Ваш автомобиль, так сказать, для полного комплекта. По моему мнению, этого можно не делать, т. к. блок этот, главным образом, рассчитан на обеспечение требований экологической безопасности машины, а получаемую благодаря ему экономию топлива, скорее можно считать символической – около 0.5 л/100 км.

Но вот комплектующие куплены и теперь можно приступать к их установке. Тот, кто не будет делать этого сам и обратится в автосервис, может дальше не читать, т. к. эта статья предназначена, в основном для тех, кто будет выполнять все работы своими руками.

На что стоит обратить внимание при выполнении работ? Что здесь важно?

1. В обязательном порядке должна быть снята минусовая клемма с АКБ.

2. При работе, как это уже говорилось, сверяйтесь со схемой электрооборудования ВАЗ-21213.

3. Лучшее место для установки коммутатора – наклонная часть стенки мотоотсека, за АКБ, рядом с номером кузова (коммутатор не должен закрывать номер!). В этой стенке сверлятся отверстия под саморезы, которыми будет крепиться коммутатор.

4. Перед снятием старого трамблера, снимаем с него крышку и смотрим — в сторону какого цилиндра направлен контакт бегунка. Новый трамблер устанавливаем со снятой крышкой и при том же положении этого контакта. Если этого не сделать, то могут потом быть проблемы с запуском двигателя, вплоть до того, что двигатель вообще не заведется.

5. Жгут проводов (монтируется в последнюю очередь) хоть и считается, что для Нивы, но та его часть, которая идет на трамблер, имеет такую длину, что ее хватило бы, наверное, для мотоотсека автобуса. Поэтому при прокладке жгута, протаскиваем его за коробкой воздухопритока, а лишнюю часть складываем в 2-3 раза, чтобы жгут свободно доставал до трамблера, фиксируем эту складку в нескольких местах изолентой и весь жгут прикручиваем в 3-4-х местах, опять же изолентой, к опоре запаски, с нижней ее стороны. При подсоединении жгута надо стараться подключать колодки так, чтобы клеммы плотно сели на разъемы, иначе могут быть проблемы.

Но вот все смонтировано и подсоединено. Запускаем двигатель и выставляем УОЗ так, как это делается для двигателя 2106 – установкой метки на шкиве коленвала против средней метки на передней крышке двигателя. Установочный первичный УОЗ двигателя 2106 должен составлять 3-5 град.

Установка бесконтактного зажигания на ваз 2107

Если вас не устраивает работа штатной контактной системы зажигания карбюраторного Ваз-2107, то улучшить ее работу можно разными способами. Выбрать один из них и своими силами его осуществить поможет эта статья.

Плюсы и минусы контактной системы зажигания.

На большинстве карбюраторных «Семерок» установлена контактная система зажигания. Она простая по устройству, легко обслуживается и надежно работает. Контактная система известна давно и починить ее, в случае отказа, сможет любой умелец.

К сожалению, недостатков у этой простой и гениальной конструкции, тоже хватает. Главная проблема- сами контакты. Замыкая и размыкая электрическую цепь они, постепенно выгорая, меняют свои размеры. Это приводит к изменению момента зажигания, и как следствие, к потере мощности и экономичности мотора. Малейшие загрязнения на поверхности контактов ведут к уменьшению энергии искры, а это затруднения при запуске. И еще, контакты чувствительны к величине износа втулок валика трамблера. Люфт вала приводит к неравномерной работе двигателя, особенно заметной на холостом ходу. Из-за всех этих «прелестей» за контактами нужно постоянно ухаживать: содержать в чистоте и контролировать зазор. На машине с солидным пробегом эти недостатки проявляются особенно сильно.

Сонар ИК- бюджетный вариант

Именно для таких машин хорошим решением является замена контактной группы на бесконтактное устройство, хорошо известное как «Сонар ИК». Работает оно на прерывании инфракрасного луча кулачками прерывателя. Установить «Сонар ИК» достаточно просто. Выполнить это по силам любому, кто привык самостоятельно ремонтировать свой автомобиль. Чтобы не повторять десять раз одно и тоже, помещаю ссылку на видео, где все подробно показано.

Этот приборчик устанавливают вместо контактов

Примерно через 50000 км и два года, машина начала дергаться при разгоне. Поиски причины привели к «Сонар ИК». Пришлось в дороге ставить контакты обратно. Покупать новый приборчик, вместо сгоревшего, не стал, так как решил заменить всю систему зажигания на бесконтактную. Из отзывов в Интернет узнал, что были случаи перегрева «Сонар ИК» летом в пробке, но у меня такого не было. Если бы не доставшийся по дешевке новенький «Нивовский» трамблер, я бы установил «Сонар ИК» еще раз. Стоимость приборчика сейчас около 850 рублей. Свои деньги он отрабатывает честно.

Бесконтактная система зажигания- дорого, но сердито

Вот этот вариант дает уже очень ощутимый результат. Комплект из катушки зажигания, трамблера, коммутатора и жгута проводов с колодками стоит примерно 2500 рублей. Плюс еще желательно заменить свечи и высоковольтные провода.

Так выглядит комплект БСЗ для Ваз-классики

Зато, за эти деньги вы получаете легкий запуск в мороз, ровную и стабильную работу двигателя на всех режимах и забываете о проблемах с трамблером. После установки БСЗ запомните накрепко- нельзя снимать провода со свечей при работающем моторе! Датчик, который стоит в трамблере сразу выйдет из строя. Но пусть вас не пугает наличие электронных компонентов, которые могут «сгореть» в дороге- они достаточно надежны. Можно, на всякий случай, купить и возить с собой запасной коммутатор и аварийный вибратор. Последний подключают вместо сгоревшего датчика Холла, чтобы доехать до места ремонта. Если решили купить комплект, или собираете все по отдельности, имейте в виду, что трамблер марки «3810.3706» разработан для «Нивы». У него может оказаться укороченный вал и совершенно другие настройки. С ним машина тянет «как трактор» на низких оборотах, но «скисает» при разгоне. Специально для «Семерки» предназначен трамблер «38.3706», он подойдет без проблем. Установку комплекта лучше доверить специалистам.

Делаем выбор

Тем, кто не готов тратить 3000 – 4000 рублей за стабильную работу двигателя, подойдет «Сонар ИК». Он избавит вас от необходимости постоянно ухаживать за трамблером и подарит стабильную и ровную работу двигателя без крупных вложений денег и времени. Причем это не реклама, а сугубо личное мнение. Если будет приборчику альтернатива, обязательно протестируем и дадим полный отчет. Если есть финансовые возможности, без сомнений ставьте комплект БСЗ, оно того стоит. Есть и третий вариант- оставить все как есть. Контактная система будет работать и дальше, если ее вовремя обслуживать.

Устройство бесконтактной системы зажигания

Устройство БСЗ для карбюраторных двигателей состоит из:

  1. Трамблер. Это устройство, которое отвечает за создание искры в нужный момент. Его еще называют распределителем системы зажигания.
  2. Высоковольтная катушка. Этот элемент в устройстве системы зажигания получает от аккумулятора низкое напряжение, преобразует его и подает высокое напряжение. Поэтому от него идут высоковольтные провода. Катушка состоит из двух обмоток. Первичная — из проводом большого сечения (соединяется с электрической частью авто посредством реле замка зажигания), вторичная — это много витков тонкой проволоки (соединяется высоковольтным проводом с трамблером).
  3. Коммутатор. Данный элемент системы бесконтактного зажигания отвечает образование искры. Простыми словами, коммутатор — это усилитель сигнала. Коммутатор есть только в системе зажигания ДВС с карбюратором. Кстати, самым лучшим карбюратором СОЛЕКС считается. На инжекторных Ваз 2107, как и на других — коммутатор не нужен, поскольку его функции выполняет контроллер бортового компьютера.
  4. Высоковольтная и обычная проводка. Проводка высоковольтного напряжения должны соответствовать требованиям мощной изоляции.
  5. Клеммы. Служат для соединений, должны быть прочными.

Электронная и бесконтактная система зажигания — это одно и то же устройство. Получило название из-за отсутствия контактной группы в устройстве системы. В замке зажигания контактная группа тоже есть, которая является частой причиной отказа запуска двигателя.

Устройство трамблера:

  • корпус;
  • вал;
  • кулачок;
  • подвижный контакт (бегунок).

Замок зажигания и особенности его замены


Модуль системы зажигания для Нивы Перед тем, как снимать модуль зажигания на карбюраторе или инжекторе ВАЗ 21213, необходимо произвести диагностику катушки зажигания, трамблера и свечей. Как показывает практика, свечи часто являются причиной некорректной работы ДВС. Если вы уверены, что проблема кроется в ЗЗ, то установленное устройство надо будет поменять.
Как производится замена замка зажигания Нива:

  1. Сначала отключается аккумулятор и демонтируется рулевая колонка.
  2. Вам необходимо отметить провода, которые подводятся к контактной части замка зажигания ВАЗ и отключить их. Используя отвертку с плоским наконечником, выкрутите болт фиксации выключателя системы к кронштейну рулевой колонки. Также надо будет открутить винт, который находится внизу, с правой стороны от первого.
  3. Далее, на Нива 21213 необходимо осуществить включение ключа в положение 0, после этого отверткой необходимо немного утопить фиксатор устройства через отверстие. Само отверстие находится сбоку на рулевой колонке. Выставленный ключ при этом не трогайте.
  4. Перед тем, как снять замок зажигания на Ниве, его необходимо немного потянуть на себя, после чего устройство демонтируется. В соответствии со схемой подключения осуществляется замена контактной части устройства, для этого нужно поддеть отверткой и демонтировать стопорное кольцо.
  5. Далее, извлекается контактная часть узла и меняется, если это нужно. При монтаже вращающуюся часть необходимо повернуть при помощи отвертки против часовой стрелки. Извлеките из конструкции ключ и установите контактную часть таким образом, чтобы ее широкий выступ мог совпасть с широкой впадиной корпуса. Дальнейшая сборка узла осуществляется в обратной последовательности.


1. Открутите болты крепления ЗЗ.


2. Извлеките узел из места установки.

3. Демонтируйте контактную часть и замените ее.

Особенности

Работа системы Нива 21213 зависит от состояния её частей. Высоковольтные провода должны иметь распределённое сопротивление, значение которого находится в определённом диапазоне. Слишком большое сопротивление приведёт к тому, что мощности катушки зажигания не будет хватать для пробоя. Малое сопротивление способствует увеличению помех. Хотя, некоторые устанавливают именно такие провода. Безусловно, мощность искры возрастёт, и работа двигателя улучшится. Свечи зажигания со временем могут терять свои свойства. Электроды плавятся, появляется нагар.

Большая температура внутри цилиндров сильно нагревает свечи. Поэтому даже при выключенном зажигании воспламенение происходит от нагретых свечей.

Важно, чтобы все свечи имели правильный зазор между электродами. Это обеспечит качественное воспламенение смеси. Крышка распределителя должна быть чистой от грязи, т. к. её наличие может привести к утечке тока.

Особенности конструкции замка зажигания Chevrolet Niva

На автомобилях ВАЗ-2123 применяется выключатель зажигания типа 2123-3704005 с противоугонным запорным устройством, блокировкой против повторного включения стартера без предварительного выключения зажигания и катушкой связи транспондера ключа зажигания с автомобильной противоугонной системой.

Выключатель зажигания 2123-3704005

У выключателя зажигания проверяют правильность замыкания контактов при различных положениях ключа (см. фото ниже), работу противоугонного устройства и наличие связи с автомобильной противоугонной системой.

Замыкание контактов при разных положениях ключа замка зажигания

Напряжение от аккумуляторной батареи и генератора подводится к контакту «30».

Схема соединений выключателя зажигания при вставленном ключе

Блокировочное устройство против повторного включения стартера не должно допускать повторный поворот ключа из положения I (зажигание) в положение II (стартер). Такой поворот должен быть возможен только после предварительного возвращения ключа в положение 0 (выключено). Для разгрузки контактов выключателя зажигания в монтажном блоке установлено реле К6. Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение 0 (выключено) и вынуть из замка. Запорный стержень должен утапливаться после поворота ключа из положения 0 (выключено) в положение I (зажигание). Ключ должен выниматься из замка только в положении 0.

Установка электронного зажигания на видео на классические автомобили ВАЗ 2101-2107.

В этом видео ражжеваны все нюансы.

Как отрегулировать бесконтактное зажигание

Перед настройкой зажигания на автомобилях ВАЗ 2101-2107, надо немного прогреть двигатель, не давая ему заглохнуть.

Отрегулировать можно либо на слух, либо с помощью специального прибора, который называется стробоскоп для установки зажигания.

Стробоскоп — это прибор, с помощью которого даже новичок может правильно выставить зажигание. Подробнее по настройке зажигания страбоскопом смотрите на видео.

Замена замка зажигания на авто ВАЗ

Для выполнения ремонтных работ по замене замка зажигания ваз нам потребуются: отвертка, тестер и тонкое шило. При наличие всего необходимого можно приступать к ремонту. На всех классических автомобилях ВАЗ замок зажигания расположен снизу, слева на рулевой колонке. Для замены необходимо:

  1. Отключить аккумуляторную батарею
  2. Снять пластмассовый кожух, предварительно открутив винты его крепления.
  3. Затем откручиваем два винта крепления замка зажигания к кронштейну.
  4. Вставляем ключ и устанавливаем его в положение 0, чтобы отключить противоугонное устройство.
  5. Вставляем шило в отверстие в кронштейне и нажимаем фиксатор. После чего вынимаем сам замок.
  6. После снятия, рекомендуется пометить провода контактов, чтобы при следующем подключении ничего не перепутать.

Снятие замка зажигания на ВАЗ-2106 начинается с разборки кожуха рулевой колонки. Откручиваем пять болтов, и снимаем его половинки. Перед тем, как приступить к разборке электрической части замка, очень кстати отключить аккумулятор, сняв минусовую клемму или отвернув болт выключателя. После этого вынимаем пружинное стопорное кольцо из задней части корпуса замка и вынимаем контактную группу. Отводим ее в сторону, чтобы не мешалась, и начинаем снимать сам замок.

Он крепится в кронштейне рулевого вала двумя болтиками, после откручивания которых, ничего не происходит. Бесполезно пытаться вытащить замок из гнезда, если не знать о специальном стопоре. Он находится на корпусе замка под кронштейном. Этот стопор вдавливаем в замок тонкой отверткой через маленькое отверстие в кронштейне. Дальше, по всем инструкциям, замок должен свободно вытаскиваться, однако это не получается.

Преградой, которая нигде не описана, становится противоугонный стержень. Он хоть и находится в «отключенном» состоянии, все равно цепляется за рулевой вал. Чтобы вытащить замок, приходится совершать манипуляции с ключом. В разных положениях личинки замка, противоугонка тоже двигается и максимально утапливается, когда ключ находится в положении «Стартер». Через несколько минут замок удается вытащить из кронштейна.

Вот здесь самое время написать, что сборку узла следует проводить в порядке, обратном снятию. И в целом, это будет верно. Сначала нужно вставить новый замок в кронштейн, утопив фиксатор и держа ключ в стартерном положении, закрутить крепежные болтики, затем подключить провода

Этому нужно уделить особое внимание, потому что неправильно подключенная контактная группа может вывести из строя стартер или систему зажигания. Провода со старой группы на новую перецепляем по одному, сверяя номера на контактах

После этого собираем кожух рулевой колонки.

Прежде всего необходимо избавиться от декоративного кожуха вала рулевого управления, выверните винты крепления и снимите его. Подобные действия мы выполняли при замене вала рулевого управления.

После снятия декоративного кожуха, отверните два винта крепления замка зажигания к корпусу, затем вставьте в замок ключ и включите положение «0» при котором выключается противоугонное устройство. Через отверстие в кронштейне, нажмите тонким шилом на фиксатор замка и выньте замок зажигания из посадочного гнезда. На этом ремонтные работы по снятию замка зажигания завершены.

Для замены контактной группы замка зажигания, необходимо тонкой отверткой или шилом поддеть с краю стопорное кольцо и снять контактную часть. При установке новой контактной части, ориентируйте ее таким образом, чтобы клеммы «15» и «30» находились со стороны запорного стержня.

На этом ремонтные работы завершены, установите новый замок зажигания в порядке обратном снятию, подсоедините провода, перенеся маркировку со старого выключателя на новый. Распиновка или схема подключения проводов замка зажигания ВАЗ достаточно проста и понятна, поэтому каждый автолюбитель может провести ремонт или замену запасной части не прибегая к помощи сотрудников автосервиса.

Двигателем 21214 моторедуктор очистителя стекла двери по схеме стартер. Схема, 21213 имеет три дополнительных расположенные в стойках дверей, модификации автомобилей ВАЗ-21213 BA3-21213.

Как самостоятельно настроить зажигание на «Ниве»

Наиболее точно регулировка зажигания 21213 (карбюратор) может быть выполнена с применением стробоскопа. Однако это не единственный метод, доступный в гаражных условиях, тем более что многие автолюбители не имеют этого прибора в распоряжении и не намерены его покупать. Поэтому мы рассмотрим целых два способа установки оптимального угла опережения зажигания.

Для начала остановимся на регулировке при помощи стробоскопа. Подготовьте для предстоящей работы гаечный ключ на «13» и, собственно, сам стробоскоп. Если всё готово, можете приступать к выполнению настроечных операций, следуя пошаговой инструкции, но для начала оговоримся, что для корректной регулировки двигатель следует прогреть, а карбюратор должен быть как следует настроен. Итак, порядок действий выглядит следующим образом:

Именно таким образом производится установка зажигания ВАЗ-21213 (карбюратор) с использование такого прибора, как стробоскоп. С его помощью вы сможет настроить момент воспламенения рабочей смеси не хуже, чем квалифицированный специалист автосервиса. Дальше мы рассмотрим вариант, не требующий применения этого прибора.

Как установить момент зажигания при помощи лампочки

Этот способ регулировки не требует покупки дополнительного оборудования и в то же время позволяет провести довольно точные настройки. Если он вам подходит, то прежде чем приступить к регулировке зажигания ВАЗ-21213 (карбюратор), подготовьте контрольную лампочку на 12 В, предварительно припаяв к её контактам по проводнику. И также вам понадобится гаечный ключ на «13» и ключ для ручного вращения коленвала. В процессе настройки придерживайтесь последовательности описанных ниже действий:

Кстати, этот метод настройки зажигания подходит для большинства отечественных транспортных средств с карбюраторным двигателем, включая автомобили семейства УАЗ.

По завершении регулировочных работ нелишним будет проверить работу системы зажигания модели 21213 в дороге. Для этого разгоните машину до скорости 50 км/ч, включите четвёртую передачу и выжмите до упора педаль акселератора. Если в этот момент вы услышите тихие детонационные звуки, значит, момент воспламенения рабочей смеси настроен как надо. Отсутствие звуков свидетельствует о позднем зажигании, а если они слишком громкие, то момент слишком ранний. В каждом из этих двух случаев вам придётся повторно провести настройку.

В этой статье описаны два самых распространённых способа установки угла опережения зажигания, но они не единственные. Например, опытные мастера способны проводить регулировку, ориентируясь на собственный слух. Однако это метод доступен только для тех, кто досконально знает, как выставить зажигание на «Ниве» 21213 (карбюратор) и выполняет подобные работы регулярно. Для простого же автолюбителя достаточно будет вооружиться приведённым выше материалом, чтобы достичь достойного результата.


Любому человеку, даже не автовладельцу, понятно, что без зажигания машина не заведется и не поедет (варианты криминальные не рассматриваются). В зависимости от производителя автомобиля ремонт или замена деталей происходит в автосервисе или самостоятельно. Установка зажигания на ВАЗ 21213 НИВА карбюратор – один из тех процессов, которые может произвести владелец сам. Такой подход сэкономит деньги и даст личный опыт в ремонте.

Выбор БСЗ

При покупке нового БСЗ следует обратить внимание на наличие составляющих всего комплекта. В заводском комплекте должно быть:

  1. Трамблер (главный распределитель). Шифр для двигателей 1.5 и 1.6 — 38.37061. Для двигателей 1.3 номер будет 38.3706–01, потому что высота блока 1.3 мотора ниже, а вал трамблера короче.
  2. Коммутатор с номером 36.3734 или 3620.3734.
  3. Высоковольтная катушка (бобина). Маркировка 27.3705
  4. Тонкие провода с разъемами.

По внешнему виду очень похож комплект БСЗ для машины ВАЗ 2121 «НИВА». Но лучше не ставить этот комплект на Ваз 2107 или на Ваз 2106, потому как характеристики «шестерки» и «семерки» сильно отличаются от «нивы». Марки трамблера для Нивы: 3810.3706 или 38.3706–10.

Лучшим производителем электронной системы зажигания для старых авто ВАЗ является . База производственной мощности находится в городе Старый Оскол. По отзывам автовладельцев классических моделей БСЗ СОАТЭ отличный вариант.

ВАЗ 21213 | Порядок зажигания

От правильности последовательности воспламенения воздушно-топливной смеси в цилиндрах двигателя зависит эффективность отдачи и общая работоспособность силового агрегата, — во избежание подобных нарушений производите отсоединение ВВ электропроводки поочередно, аккуратно маркируя каждый провод.

90 сообщений на предыдущих страницах
На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика:Проделайте следующее:
– обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания и коммутатором– проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените
– неисправен бесконтактный датчик– проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный датчик замените
Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания:Проделайте следующее:
– обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с выключателем или с катушкой зажигания– проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените
– неисправен коммутатор– проверьте коммутатор осциллографом; неисправный коммутатор замените
– не срабатывает выключатель зажигания– проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания
Не подается высокое напряжение к свечам зажигания:Проделайте следующее:
– неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения; провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция– проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода
– износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке датчика-распределителя зажигания– проверьте и при необходимости замените контактный уголек
– утечка тока через трещины или прогары в крышке или роторе датчика-распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки– проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор, если в них имеются трещины
– перегорание резистора в роторе датчика-распределителя зажигания– замените резистор
– повреждена катушка зажигания– замените катушку зажигания
Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не соответствует нормеОчистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами
Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе)Замените свечи новыми
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к выводам крышки датчика-распределителя зажиганияПрисоедините провода в порядке зажигания 1–3–4–2
Неправильная установка момента зажиганияПроверьте, отрегулируйте момент зажигания
Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателяПроверьте, отрегулируйте момент зажигания
Большой зазор между электродами свечей зажиганияПроверьте, отрегулируйте зазор между электродами
Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажиганияЗамените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде
Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечникиПроверьте провода и их соединения. Поврежденные провода замените
Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный нагар; трещины на изоляторе свечиПроверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи замените
Износ или повреждение контактного уголька в крышке датчика-распределителя зажиганияЗамените контактный уголек
Сильное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя зажиганияЗачистите центральный контакт
Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке датчика-распределителя зажиганияПроверьте, замените ротор или крышку
Неисправен коммутатор – форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует нормеПроверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените
Неправильная установка момента зажиганияПроверьте, отрегулируйте момент зажигания
Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиковПроверьте, замените поврежденные детали
Неисправен коммутатор – форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует нормеПроверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените

Порядок зажигания и направление вращения распределителя для различных моделей показан на иллюстрациях.

Порядок зажигания и направление вращения распределителя на моделях 1.5 л (двигатель 4g15) и 1.8 л (двигатель 4g93) 1993 ÷ 1996 г.г. вып.

Коммутатор

В бесконтактной системе зажигания могут быть установлены коммутаторы типа 3620.3734, HIM-52 или ВАТ10.2 (последние два — венгерского производства).

Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме, приведенной на рис. 9-24. Выходное сопротивление генератора должно быть 100-500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. 1-й канал — для импульсов генератора, а 2-й для импульсов коммутатора.

Рис. 9-24. Схема для проверки коммутатора:

1 — разрядник; 2 — катушка зажигания, 3 — коммутатор; 4 — резистор 0,01 Ом ± 1 %, не менее 20 Вт; А — к генератору прямоугольных импульсов; В — к осциллографу

На клеммы «3» и «6» коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/Ти) равна 1,5. Максимальное напряжение Umax — 10 В, а минимальное Umin не более 0.4 В (рис. 9-25, II). У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме I.

Рис. 9-25. Форма импульсов на экране осциллографа:

I — импульсы коммутатора; II — импульсы генератора; А — время накопления тока; В — максимальная величина тока

Для коммутатора 3620.3734 при напряжении питания 13,5 +0,1 В величина тока (В) должна быть 7,5-8,5 А. Время накопления тока (А) не нормируется.

Для коммутатора HIM-52 при напряжении питания (13,5±0,2) В величина тока должна быть 8-9 А, а время накопления 8-10,5 мс при частоте 25 Гц. Для коммутатора ВАТ10.2 при этом же напряжении и частоте сила тока составляет 7-8 А, а время накопления 5,5-7,5 мс.

Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с новообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.

Как подключить замок зажигания ВАЗ 2121

как подключить замок зажигания на ваз 2106

замена замка зажигания НИВА

Замок зажигания для нивы

Замена контактной группы ВАЗ.Replacing VAZ contact group.

Как подключить провода к замку зажигания (Ваз 2106)

По Науке 12 — Замена замка зажигания ВАЗ 2106 или что делать если сломался ключ в замке зажигания

подключение проводов к замку зажигания на ваз

Замена замка зажигания ВАЗ 2107 и 2106, 2101, 2103, 2104 и 2105

Подключаем провода к замку зажигания ВАЗ «классика» 01 — 07.

Как подсоединить провода к зажиганию. контактная группа классика ваз 2106

Проблема была в подклинивании кнопки блокировки. Единственным нюансом стал сам мотор, через который подкапотный воздух втягивается в салон. Для этого подбирается клапан с большим диаметром тарелки. На сегодняшний день есть несколько проверенных производителей этих деталей.

Если реле зарядки сломалось, меняем на новую, так как ремонту она не подлежит. Демонтаж радиатора печки отопления салона. Подготовьте трещоточную рукоятку, накидной ключ на 19, глубокую головку на 17, а также запаситесь 1520 минутами личного времени. При резком изменении освещенности, чтобы проверить, совмещаются ли метки на звездочках коленчатого и распределительного валов. Пошевелю блок предохранителей и все заработает. Сначала нужно снять пластиковую крышку двигателя, если такая имеется. Если изменить процент того или другого компонента, класть мешки с картошкой в багажник и не переживать за сильное раскачивание багажника и трение брызговиков об асфальт.

Устанавливаем зажигания на карбюраторной Ниве ваз 21213

Любому человеку, даже не автовладельцу, понятно, что без зажигания машина не заведется и не поедет (варианты криминальные не рассматриваются). В зависимости от производителя автомобиля ремонт или замена деталей происходит в автосервисе или самостоятельно. Установка зажигания на ВАЗ 21213 НИВА карбюратор – один из тех процессов, которые может произвести владелец сам. Такой подход сэкономит деньги и даст личный опыт в ремонте.

Особенности модификации

В первую очередь изменения коснулись системы управления двигателем и контрольных приборов. В частности:

  1. Схема проводки на Нива 21213 получила дополнительный жгут проводов в подкапотном пространстве для подключения микроконтроллера и датчиков;
  2. На модели Нива последних лет выпуска устанавливается боле совершенный силовой агрегат с индексом ВАЗ-21214. У него вместо карбюратора устанавливается топливная рамка с форсунками от компании GM. Цена автомобиля с впрыском из-за этого возросла;
  3. Изменилась панель приборов – дизайн позаимствован у модели ВАЗ 2108.

Система зажигания

На двигателе ВАЗ 21213 применяется бесконтактная система зажигания, состоящая из:

  1. датчика-распределителя зажигания (маркировка 3810.3706). Он отвечает за создание управляющих импульсов, подаваемых на электронный коммутатор;
  2. коммутатора (маркировка модели – 3620.3734) в климатическом исполнении У2.1 (соответствует ГОСТ 15150);
  3. катушки зажигания (маркировка 27.3705).

Справочно: данное устройство обеспечивает повышенную энергию искрообразования, что способствует запуску двигателя в холодное время, а также улучшает работу силового агрегата при эксплуатации автомобиля на топливе низкого качества.

Панель приборов

На автомобиле появилась видоизмененная панель приборов. В частности, вместо вольтметра производитель установил лампу низкого разряда АКБ (на схеме под №12).

Совет: если вы часто эксплуатируете автомобиль во внедорожных условиях, то можете самостоятельно купить и подключить вольтметр к панели приборов своими руками. Он более информативен, чем контрольная лампа, и позволит вам задолго до разряда АКБ определить неисправности электросистемы.

Схема автомобиля ВАЗ-21213

Электросхема ВАЗ-21213 (Карбюратор). Годы выпуска: 1993-2009 г. На схеме есть реле задних противотуманных фонарей, применяется с 2000 года, до этого они включались напрямую от выключателя с фиксацией.

1 — передние фонари; 2 – боковые указатели поворота; 3 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 4 — электродвигатель омывателя фар*; 5 — коммутатор; 6 – аккумуляторная батарея; 7 — стартер; 8 – генератор; 9 — фары ВАЗ-21213; 10 – моторедукторы очистителей фар*; 11 – звуковой сигнал; 12 – свечи зажигания; 13 — концевой выключатель карбюратора; 14 — электромагнитный клапан карбюратора; 15 — катушка зажигания; 16 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 17 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 18 — датчик-распределитель зажигания; 19 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 20 – датчик контрольной лампы давления масла; 21 – штепсельная розетка для переносной лампы**; 22 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости; 23 – реле-прерыватель очистителя ветрового стекла; 24 – реле включения заднего противотуманного света***; 25 – реле включения обогрева заднего стекла; 26 – реле включения очистителей и омывателя фар*; 27 – реле включения ближнего света фар; 28 — реле включения дальнего света фар; 29 — реле зажигания ВАЗ-21213; 30 – реле включения стартера; 31 — реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 32 — электродвигатель отопителя; 33 – добавочный резистор электродвигателя отопителя; 34 – лампы подсветки рычагов управления отопителем; 35 – выключатель наружного освещения; 36 – основной блок предохранителей; 37 – дополнительный блок предохранителей; 38 – выключатель света заднего хода; 39 – выключатель стоп-сигнала; 40 – регулятор освещения приборов; 41 – выключатель зажигания; 42 – трехрычажный переключатель; 43 – выключатель аварийной сигнализации; 44 – переключатель очистителя и омывателя стекла двери задка*; 45 – переключатель электродвигателя отопителя; 46 – выключатель обогрева стекла двери задка; 47 – выключатель заднего противотуманного света; 48 – выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей; 49 – плафоны освещения салона; 50 – прикуриватель Нива; 51 – выключатель контрольной лампы прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 52 – контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 53 – выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала; 54 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 55 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 56 – комбинация приборов; 57 – электродвигатель омывателя стекла двери задка; 58 – задние фонари; 59 – колодка для подключения дополнительных стоп-сигналов; 60 – колодки для подключения боковых указателей габарита; 61 – колодки для подключения к элементу обогрева стекла двери задка; 62 – фонари освещения номерного знака; 63 – моторедуктор очистителя стекла двери задка.

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

а – очистителей ветрового стекла, фар и стекла двери задка, реле-прерывателя очистителя ветрового стекла; б — датчика-распределителя зажигания; в – реле-прерывателя аварийной сигнализации и указателей поворота; г — коммутатора ВАЗ-21213; д — трехрычажного переключателя; е — выключателя аварийной сигнализации; ж – реле включения заднего противотуманного света; з — задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз); и – комбинации приборов.

Схема управления двигателем

Схема соединений системы управления двигателем ВАЗ-21214 с центральным впрыском топлива под нормы токсичности США-83 с контроллером 21214-1411010 (типа EFI-4) на автомобилях ВАЗ-21214:

1 -кон­трольная лампа «CHECK ENGINE»; 2 – комбинация приборов (фрагменты); 3 – электровентиляторы системы охлаждения двигателя*; 4 – электроподогреватель впускной трубы; 5 – датчик температуры воздуха; 6 – датчик абсолютного давления; 7 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 – колодка, присоединяемая к датчику положения дроссельной заслонки; 9 – агрегат центрального впрыска топ­лива; 10 – колодка, присоединяемая к регулятору холостого хода; 11 – колодка, присоединяемая к форсунке; 12 – колодка диагностики; 13 – контроллер; 14 – датчик детонации; 15 – датчик скорости; 16 – датчик концентрации кислорода; 17 – адсорбер; 18 – аккумуляторная ба­тарея; 19 – главное реле; 20 – блок плавких предохранителей системы управления двигателем; 21 – реле включения электробензонасоса; 22 – реле включения электровентилятора*; 23 – реле включения электроподогревателя впускной трубы; 24 – предохранитель защиты элек­троподогревателя; 25 – реле включения стартера; 26 – реле зажигания; 27 – основной блок предохранителей автомобиля (фрагмент); 28 – свечи зажигания ВАЗ-21214; 29 – тахометр; 30 – электробензонасос с датчиком уровня топлива; 31 – модуль зажигания; 32 – датчик положения ко­ленчатого вала; 33 – выключатель плафона, расположенный на стойке двери водителя; 34 – блок управления автомобильной противоугонной системы**; 35 – индикатор состояния автомобильной противоугонной системы**; А – провод, идущий к штекеру «50» выключателя зажигания; Б – провод, идущий к штекеру «15» выключателя зажигания; В – провод, идущий к выводу «30» генератора; Г – провода заднего жгута проводов, присоединяемые к указателю уровня топлива; Д – провод заднего жгута проводов, присоединяемый к выключателю 33.

Полезное: Распиновка и схема бензонасоса с реле ВАЗ

Схема соединений системы управления двигателем ВАЗ-21214 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 с контроллером 2123-1411020-10 (типа MP 7.0) на автомобилях ВАЗ-21214:

1 – контрольная лампа системы управления двигателем; 2 – комбинация приборов (фрагменты); 3 – электровентиляторы сис­темы охлаждения двигателя; 4 – выключатель плафона, расположенный на стойке двери водителя; 5 – индикатор состояния автомобильной противоугонной системы; 6 – блок управления автомобильной противоугонной системы; 7-датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 – датчик расхода воздуха; 9 – дроссельный узел; 10 – колодка, присоединяемая к датчику положения дроссельной заслонки; 11 – колодка, присоединяемая к регулятору холостого хода; 12 – контроллер; 13 – датчик концентрации кислорода; 14 – датчик дето­нации; 15 – датчик положения коленчатого вала; 16 – датчик скорости; 17 – адсорбер; 18 – аккумуляторная батарея; 19 – главное реле; 20 – колодка диагностики; 21 – блок плавких предохранителей системы управления двигателем; 22 – реле включения электробензонасоса; 23 – реле включения электровентиляторов; 24 – основной блок предохранителей автомобиля (фрагмент); 25 – колодка, присоединяемая к дополнительному жгуту проводов*; 26 – модуль зажигания; 27- тахометр ВАЗ-21214; 28 – электробензонасос с датчиком уровня топлива; 29 – форсунки; 30 – свечи зажигания; А – провод заднего жгута проводов, присоединяемый к выключателю 4; Б – провода, присоеди­няемые к штекеру «1» блока предохранителей 24 (один провод идет к штекеру «15» выключателя зажигания, а другой к штекеру «85» реле зажигания); В – провода заднего жгута проводов, присоединяемые к указателю уровня топлива.

Порядок условной нумерации штекеров в колодках: а – контроллера; б – блока управления автомобильной противоугонной систе­мы; в -датчика расхода воздуха; г – датчика скорости; д – индикатора состояния автомобильной противоугонной системы; е – элект­робензонасоса и датчика концентрации кислорода; ж – дроссельного патрубка; з – модуля зажигания.

Строение замка зажигания авто

  1. Запорный стержень
  2. Корпус
  3. Валик
  4. Контактный диск
  5. Контактная втулка
  6. Колодка
  7. Выступ контактной части.

Механизм замка соединяется с множеством проводов. Они продолжаются от аккумулятора, соединяя в единую цепочку все электрические приборы автомобиля. Во время поворота ключа зажигания происходит замыкание электроцепи от клеммы » — » аккумулятора к катушке зажигания. В следствии ток проходит по проводам к замку зажигания, через его контакты направляется к индукционной катушке, после чего возвращается обратно на клемму «+». Во время, когда электричество проходит через катушку, в ней вырабатывается высокое напряжение, которое она передает на свечу зажигания. Стало быть, ключ замыкает контакты цепи зажигания, тем самым запуская двигатель автомобиля.

Общие советы при подключении высоковольтных проводов.

Проверка высоковольтных проводов. Чтобы проверить провода, вам понадобится мультиметр-тестер. Проверьте сопротивление проводов — оно должно быть не более 20 КОМ ( на практике самый длинный провод 1 цилиндра имеет сопротивление до 10 КОм). Если сопротивление провода больше 20 Ком — его необходимо заменить. Тщательно осмотрите провода на предмет перетирания о части мотора или об другие провода. В случае значительного истирания — провод заменить. В случае незначительного истирания — возможно проложить провод так, чтобы он не терся, и зафиксировать в этом положении.

Укладка проводов. Не старайтесь подключить провода в связке. Разберите жгуты проводов, освободите провода из пластиковых держателей. Соедините высоковольтные выводы с соответсвующими свечами цилиндров. Прокладывайте провода так, чтобы они не терлись друг о друга, части мотора, шланги. Не допускайте резких перегибов и натяжки проводов. После подключения всех проводов зафиксируйте их в жгут специальными гребенчатыми держателями, входящими в комплект поставки.

Порядок подключения в/в проводов на ВАЗ карбюратор (2108, 2109, 21099)

Центральный провод с крышки трамблера всегда идет на катушку зажигания (бобину).

Вывод крышки трамблера, который смотрит в сторону передка машины, соединяется с первым цилиндром.

Вывод крышки трамблера, смотрящий вниз, соединяется с третьим цилиндром.

Вывод крышки трамблера, смотрящий назад, соединяется с четвертым цилиндром.

Вывод крышки трамблера, смотрящий вверх, соединяется со вторым цилиндром.

Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ Классика, Нива с карбюратором и трамблером.

Центральный провод от катушки зажигания (бобины)

1 цилиндр — над вакуумным корректором. Далее по часовой стрелке порядок 1-3-4-2.

Инжекторные ВАЗ выпуска до 2004 года с модулем зажигания старого образца (4-контактный низковольтный разъем)

Собственно, на корпусе модуля уже обозначено, какому цилиндру соответствуют выводы — но мы продублировали красным цветом на случай, если модуль совсем испачкается, а на фото вы не вдруг не разглядите.

Инжекторные ВАЗ выпуска после 2004 года с катушкой зажигания нового образца (3-контактный низковольтный разъем)

Как и на модулях зажигания старого образца, на новых катушках тоже обозначено соответсвие выводов цилиндрам. Но порядок подключения отличается от порядка на модуле зажигания старого образца. Будьте внимательны.

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706

1 – валик; 2 – корпус датчика-распределителя зажигания; 3 – защелка; 4 – бесконтактный датчик; 5 – корпус вакуумного регулятора; 6 – диафрагма; 7 – тяга вакуумного регулятора; 8 – опорная пластина центробежного регулятора; 9 – ротор распределителя зажигания; 10 – боковой электрод;

11 – крышка; 12 – центральный электрод; 13 – уголек центрального электрода; 14 – резистор; 15 – наружный контакт ротора; 16 – ведущая пластина центробежного регулятора; 17 – грузик центробежного регулятора; 18 – опорная пластина бесконтактного датчика; 19 – экран.

Проверка качества установки замка зажигания

Логично, что возможны ошибки при подключении контактов или неверный монтаж самого замка. Поэтому нужно протестировать ЗЗ в установленном состоянии. Потребуется омметр и вольтметр. Диагностика работоспособности:

  1. Проверка сопротивления между выводами вторичной обмотки: подключить щупы к 1и 4 цилиндру, после — к 2 и 3. Данные должны примерно совпадать. Погрешность больше, чем в 100 Ом, указывает на повреждение вторичной обмотки.
  2. Проверка проводки осуществляется вольтметром. Первый контроль – один щуп ставится на контакт А, второй – на массу. Завести мотор и зафиксировать данные. Заглушить авто и повторить процедуру с контактом В. Показатели должны быть около 12 вольт.
  3. Кроме этого, если отсутствует напряжение, проверяются предохранитель, возможность обрыва проводки или коррозия контактов.

Последний случай особе неприятен, так как проверять придется практически всю проводку, контактные элементы и т.д. При возможных подозрениях в электросети лучше отдать автомобиль профессиональному автоэлектрику. Ее ремонт требует досконального знания схемы и опыта в поиске дефектов.

Выставление зажигания

Последний этап, который в настройке системы зажигания может выполнить автолюбитель после установки замка. Можно отдать авто специалисту, но эта достаточно простая процедура оценивается сервисах необоснованно дорого. Инструкция по выставлению:

  1. Выставить цилиндр 1 в верхней мертвой точке при постановке метки по коленвалу между отметками 3 — 0 градусов.
  2. Демонтировать крышку трамблера и проверить положение бегунка (направление должно быть в сторону штифта цилиндра 1. С помощью стробоскопа произвести установку момента и после подключить аккумулятор: масса – к минусу, положительный контакт – к плюсу.
  3. Зажим регулятора подключается к высоковольтному кабелю на цилиндре 1. отметить метку на шкиве коленвала.
  4. Завести двигатель при оборотах менее 800 об/мин. Свет стробоскопа направить на риску на шкиве. При верной регулировке риска должна совпадать со средней на крышке двигателя.
  5. При несоответствии меток – заглушить двигатель и отрегулировать крепление трамблера по часовой стрелке или против. После повторить процедуру.

Финальная проверка происходит на ходу. Потребуется прогреть двигатель до 80 градусов. После разогнаться до 60 км/ч (или перейти на 4 передачу, как советуют некоторые специалисты). Резко нажать на педаль газа. При верной регулировке зажигания двигатель может коротко задетонировать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]