Механические коробки передач отечественных автомобилей, в отличие от некоторых других узлов и механизмов, получились довольно надежными. В частности, на автомобиле ВАЗ 2109 коробка передач имеет большой запас прочности, и если не нарушать режим эксплуатации и своевременно обслуживать – она с легкостью отрабатывает пробеги, исчисляемые сотнями тысяч километров.
Более подробно о том, какое масло заливать в коробку передач можно прочитать тут.
Одним из важных пунктов в обслуживании МКПП на рассматриваемом автомобиле выступает замена трансмиссионного масла. Стоит отдать должное конструкторам АвтоВаза: они спроектировали КПП таким образом, что поменять в ней масло своими руками вполне реально.
При этом не понадобится никаких специальных приспособлений и специфических знаний. О том, как залить новое масло в коробку передач ВАЗ 2109 – читайте в нашем материале.
Причины замены трансмиссионного масла в коробке ВАЗ 2109
Замена трансмиссионной жидкости в коробке «девятки» может понадобиться по следующим причинам:
- Когда появились посторонние звуки и скрипы. Постепенно жидкость теряет свои свойства, в нее могут попадать частицы металла и влаги. В свою очередь, это приводит к ускоренному износу деталей.
- Если трансмиссионная жидкость приобрела темный или черный цвет, то ее следует заменить вне зависимости от пробега автомобиля.
- Приобретение подержанного автомобиля. Особенно, когда неизвестно как давно бывший владелец менял жидкость.
Узнать уровень трансмиссионной жидкости в КПП ВАЗ 2109 поможет щуп, на котором есть 2 отметки max и min — доливать необходимо в случае, если уровень ниже отметки min
Последствия несвоевременной замены
Если масло вовремя не менять, это чревато такими проблемами:
- Некорректная работа трансмиссии. При включении передач скорости может выбивать, в результате чего водителю придется активировать их повторно. Обычно из-за некачественной жидкости это происходит с первой передачей.
- Появление шума во время работы двигателя из КПП. Сторонние звуки обычно вызваны выходом из строя в результате износа подшипниковых механизмов. Когда масло теряет свои свойства, оно становится менее вязким. В результате жидкость не может оптимально смазывать внутренние компоненты трансмиссионного агрегата, что приводит к их преждевременному износу.
- Выход из строя коробки передач.
- Наличие вибраций в районе рычага КПП, которые могут пропадать при увеличении оборотов двигателя и вновь появляться при движении на пониженной скорости.
Периодичность замены трансмиссионного масла
Сориентироваться, как часто нужно менять трансмиссионное масло, помогают нам рекомендации производителя вашего транспортного средства.
В частности, если вы обладаете отечественным автомобилем ВАЗ-2109, тогда необходимо осуществлять замену трансмиссионной жидкости через каждые 60 тысяч километров пробега.
Однако поспешим внести небольшие коррективы. Если вы эксплуатируете своё авто в сложных условиях, заставляете преодолевать большие расстояния по дорогам плохого качества, тогда заливать новое масло в КПП лучше всего после пробега в 30 тысяч километров.
Рекомендуем также научиться слышать собственное авто. Прислушивайтесь ко всем звукам, которые ранее не проявлялись при переключении передач. Если вы стали замечать подозрительные скрипы, если каждая попытка переключить скорость сопровождается даже незначительными затруднениями, значит, пришло время поменять ТМ. Замена потребуется и в тех случаях, когда сцепление не работает.
Популярное масло ТАД-17И
ТАД-17
Распространенная марка трансмиссионного масла для ВАЗ 2109 ТАД-17И было создано для прямозубых, гипоидных и косозубых высоконагруженных передач, которые работали с контактными нагрузками между зубьями более 3 000 Мпа, однако для трансмиссий ВАЗ 2109 оно не подходило.
Высокая вязкость смазки и особые присадки в составе, делающие масляную пленку более прочной, способствовали обильному смазыванию синхронизаторов, но масло выдавливалось не полностью. Из-ха этого не выравнивалась угловая скорость шестерен и скользящей муфты, а передачи включались с трудом и с посторонним звуком. Вместе с этим происходил ускоренный износ трансмиссии.
О видах трансмиссионных масел
Для автомобилей ВАЗ 2109 рекомендуется использовать следующие виды трансмиссионных масел:
- API GL- 4
- SAE
Давайте поговорим о каждом из этих видов более подробнее.
API GL- 4
Такие трансмиссионные масла пригодны для эксплуатации в различных условиях тяжести от легких до тяжелых и используются в синхронизированных коробках передач.
SAE
Самая популярная классификация трансмиссионных масел. Для коробки ВАЗ 2109 подойдут следующие типы:
- Минеральное 85W Данный тип масла отлично подойдет для коробок передач с большим пробегом. Обладает хорошими смазывающими свойствами в жаркую погоду из-за хорошей вязкости густеет при низкой температуре.
- Полусинтетическое 75W Смазывающие свойства на высоком уровне. В теплых климатических условиях остается достаточно вязким. Зимой быстро прогревается. Снижает шум в работе КПП
- Синтетика 75W В летнее время из-за высоких температур становится жидким. Особое внимание стоит уделить сальникам КПП, вероятны подтеки масла, не густеет на морозе.
Совет автора: Выбирая трансмиссионное масло в коробку ВАЗ 2109 стоит учитывать свои финансовые возможности, и рекомендации специалистов.
Полусинтетика и синтетика
Масло для КПП ВАЗ 2109 Ликви Моли
С такими типами масел для коробки передач ВАЗ 2109 все несколько иначе, а главный недостаток связан с высокой ценой. В общем, этот минус является единственным, а вот преимуществ у таких масел много:
- Масло для КПП ВАЗ 2109 такого типа является более технологичным и содержит множественные присадки, снижающие износ деталей трансмиссии и продлевающие ее срок службы.
- Температура промерзания масла ниже, поэтому даже в мороз вы можете запускать мотор и отпускать сцепление через несколько секунд.
- Масло быстро прогревается и обретает текучесть, в отличие от минералки.
- Версия о том, что синтетическое масло выдавливает сальники и течет через все соединения – это миф.
Проверка уровня масла в коробке ВАЗ 2109
Отследить уровень масла в коробке передач удобнее всего с помощью щупа. Но где находится щуп уровня масла в КПП ВАЗ 2109 и что он из себя представляет?
Щуп внешне напоминает металлическую полоску на одном конце которой есть о и «max», а на втором, противоположном, деталь заканчивается чёрным, резиновым кольцом.
Проверка уровня масла при помощи щупа:
- Устанавливаем автомобиль на ровной поверхности.
- Выжидаем положенные пятнадцать минут.
- Запасаемся тряпкой (ветошью).
- Открываем капот.
- Со стороны водительского крыла ищем черное, резиновое кольцо нашей детали. Оно находится на коробке передач прямо под трубкой воздушного фильтра по очистке воздуха.
- Вытаскиваем найденное кольцо.
- Насухо протираем его приготовленной заранее тряпкой.
- Аккуратно, не касаясь стенок, ставим щуп обратно до упора.
- Вынимаем и осматриваем риски на щупе.
Оптимальный уровень масла в КПП ВАЗ 2114 показывает о. Если реальный уровень ниже этой отметки, то масло следует долить.
Сколько масла заливать в коробку
3 литра
Это можно установить экспериментальным путём, однако можно испортить некоторое количество масла, какое, кстати, недешёвое. Если коробка полностью пустая, то в неё входит гладко 3 литра. Но опять же это с учётом того, что старое масло было слито целиком. Следует отметить, что есть специальный щуп, которым можно проверить степень масла. Для этого необходимо достать щуп, он находится возле АКБ в моторном отсеке, протереть его незапятнанной ветошью. После этого он вставляется до упора и достаётся вновь. Если степень находится между отметками максимум и минимум, то всё в порядке, если рослее или ниже, то необходимо либо слить, либо добавить масла. Есть свои нюансы по заправочным объёмам. В частности, всё зависит от того, сколько стёпеней у КПП. Если это четырехступенчатая коробка, то заливаем 3,1 литра, если пятиступка, то 3,3 литра. Немало подробную информацию конкретно о вашем случае можно посмотреть в сервисной книжке.
Пошаговая инструкция
Для того, чтобы заменить масло в коробке передач ВАЗ 2109 выполняем следующие действия:
- Завести машину и совершить на ней поездку, во время которой включить каждую из передач и дать ей некоторое время поработать. Это поможет прогреть коробку и разжижить масло, придав ему максимальную текучесть.
- Установить машину над ямой и подставить под переднюю часть емкость для сбора масла.
- Открыть капот. Демонтировать защиту картера.
- Снять колпачок с сапуна. Очистить сапун и его колпачок от грязи.
- Извлечь щуп. Выкрутить сливную пробку и подождать, пока старая смазка полностью вытечет.
- Закрутить сливную пробку. При помощи большого шприца или груши залить в посадочное отверстие щупа необходимое количество новой смазки.
- Установить щуп на место. Надеть колпачок на сапун.
Таким образом, самостоятельная замена масла — совсем несложная операция, которая по силам каждому. Единственное, о чем следует помнить — это о необходимости через некоторое время после замены проверить уровень и, если он низок, долить недостающий объем масла.
Видео: Замена трансмиссионного масла в КПП ВАЗ 2109
Инструкция
ВАЗ 2109 производился с 1987 по 2011 год и потому эти автомашины имеют некоторые различия в устройстве КПП, а именно: механическая коробка передач может быть со щупом или без него. В связи с этим замена смазывающего вещества имеет свои особенности. Замену стоить изготавливать на разогретом авто, то есть после поездки. Это поспособствует его быстрому сливу.
Для основы самой операции транспорт необходимо поместить на подъёмник или смотровую яму. Если автомашина будет на ровной горизонтальной поверхности, это поможет узнать точный степень залитого вещества в трансмиссии. Особенностью является то, что в коробках со щупом (немало новых моделей), заливное отверстие или сам щуп находится сверху. Добираться до пункты, куда лить вещество можно через открытый капот.
А у немало ранних моделей щуп отсутствует, но вместо него есть заливное дыра, прикрытое заливной пробкой. Доступ к нему осуществляется с нижней доли автомобиля. При помощи шприца заливать смазку в обоих случаях довольно просто. Итак, приступим к самому процессу замены смазывающего вещества в автомашине ВАЗ 2109.
Указание сливного отверстия Указание сапуна Указание сливного дыры при наличии щупа Масло на отметках щупа Сливное и заливное дыра Воронка в заливном отверстии Заливка масла шприцом
Шаг 1 — Испытываем уровень масла
Без щупа уровень смазывающего можно проверить при поддержки пальца или наглядно. Для этого делаем следующее:
- Под автомобилем, в передней доли, откручиваем заливную пробку коробки передач.
- Если жидкость начинает вытекать, значит степень жидкости достаточный. Если нет — проверяем пальцем. Оптимальное количество жидкости надлежит достигать уровня кромки заливного отверстия.
- Также текущий степень смазки можно проверить, после того, как сольёте его в ёмкость. Это покажет, сколько вещества было в агрегате.
В немало современных моделях вместо заливной пробки устанавливается щуп. При его помощи проверить число смазки относительно просто:
- Выкручиваем пробку-щуп.
- Вытираем от остатков масла. Это делается потому, что ранее вещество могло угодить выше настоящего уровня во время движения автомобиля.
- Помещаем незапятнанный щуп в «спокойную» коробку.
- Вынимаем и определяем сколько смазывающей жидкости в этот момент. В случае когда жидкость касается нижней отметки (MIN) — минимальный дозволенный уровень. Оптимальный уровень масла, если оно окрасило щуп до верхней оценки (MAX).
Шаг 2 — Сливаем масло
- Первым делом, снимаем с сапуна резиновую пробку, затем прочищаем сапун при поддержки проволоки и снова закрываем его пробкой. Этим действием вы уравниваете внутреннее давление в коробке передач.
- Дальней, откручиваем болтовую сливную пробку. В обоих случая её можно отыскать в нижней части коробки передач.
- Сливаем жидкость в заранее приготовленную ёмкость. На «горячую» машину жидкость стекает скорее, но в целом на это уйдёт несколько минут.
- После слива жидкости сливное дыра закрывается.
Шаг 3 — Замена масла
В автомобилях ВАЗ 2109 заливное дыра, как и сливное находится снизу. Для замены осуществляем следующее:
- Отворачиваем поёмную пробку.
- Используя шприц наполняем коробку передач смазывающим веществом. Прекращаем процедуру, когда жидкость достигнет кромки кромки отверстия.
- Закрываем пробку заливного отверстия.
Стоит отметить, что для 5-ти ступенчатых трансмиссий стоит заливать смазывающее вещество вяще нормы на 300–350 мл. В противном случае при работе коробки на 5-й передаче, она может «плакаться» на недостаток жидкости, даже если оно залито до краёв.
Для этого необходимо:
- Приподнять домкратом (или любым иным доступным или удобным образом) противоположную заливному отверстию сторону автомашины. Это не позволит дополнительной жидкости вытекать.
- В приподнятом состоянии залить добавочную порцию смазывающего вещества.
- Закрыть заливное отверстие пробкой и вернуть авто в горизонтальное поза.
Для того чтобы поменять масло в ВАЗ 2109 через отверстие для щупа, проделываем такие процедуры:
- Обнаруживаем капот.
- Вынимаем пробку-щуп.
- Используя воронку или же шприц, заливаем смазывающую жидкость в холодное отверстие.
- Заливая вещество, следует проверять текущий уровень при поддержки щупа. Когда уровень достигнет отметки MAX, процесс заливки прекращаем.
- Закрываем пробку-щуп.
Замена масла в коробке передач ВАЗ 2109 завершена. Сейчас КПП в вашем авто прослужит дольше и не будет беспокоить вас неисправной трудом.
Инструкция по замене трансмиссионного масла в КПП ВАЗ-2109
Замена масла в коробке передач является важной частью ухода за любым автомобилем. Со временем смазочный материал стареет и перестаёт выполнять свои функции, тем самым обуславливая износ деталей устройства. КПП вазовской «девятки» отличается надёжностью и долговечностью, но без обслуживания она не обходится. Процедура замены несложна, с этой задачей автомобилисту под силу справиться самостоятельно. Перед тем как залить масло в коробку «ВАЗ-2109», важно ознакомиться с рекомендациями автопроизводителя.
Что выбрать в автомагазине?
И вот мы пришли в автомагазин покупать для ВАЗ-2109 масло в коробку. Конечно, продавцы сегодня скорее продадут вам более дорогостоящий продукт. Тем не менее, лучше всего отдавать предпочтение импортным маслам среднего ценового диапазона. Но тут мы столкнёмся с классификацией.
GL-4 – масло, которое используют для «девяток» с передним приводом. GL-5 используют в остальных случаях. Также можно встретить и комбинированные масла марки GL-4/5, они подходят для всех ВАЗ-2109. Маслов коробку нужно лить GL-4 или GL-4/5, вязкость должна быть следующая: 75w-40, 80W-90. В специализированных магазинах не составит труда всё это найти. Тем не менее, следует избегать крайне соблазнительных низких цен. Средний температурный диапазон варьируется от -25 до +40 градусов по Цельсию. Как правило, чем ниже температура загустевания, тем лучше, особенно учитывая суровые зимы в нашей стране.
Периодичность замены
Несмотря на выносливость КПП, она тоже имеет свойство изнашиваться и периодически требует к себе внимания со стороны автовладельца. Плановая замена масла в коробке «ВАЗ-2109» должна осуществляться через каждые 70 тысяч км. пробега или спустя 5 лет работы. Однако если из устройства начали появляться посторонние звуки, процедуру необходимо осуществить раньше. Также необходимо учитывать тот факт, в каких условиях эксплуатируется автомобиль. Иногда сроки замены сокращаются практически вдвое, например, для машин, подвергающихся большим нагрузкам, периодичность обслуживания составит около 40 тысяч пробега.
Что потребуется для замены масла
Для самостоятельной замены потребуется как минимум следующее:
- домкрат, смотровая яма или подъемник;
- баллонный ключ для колесных болтов;
- рожковый или торцевой ключ на 17;
- пустая емкость для отработки;
- шприц или другое приспособление для заливки масла;
- чистая ветошь.
При подготовке к замене есть несколько моментов, о которых следует упомянуть.
- Нужно учитывать, сколько масла в коробке передач ВАЗ 2109. То есть емкость для старой смазки нужно подбирать соответствующую, чтобы впоследствии не собирать пролитую отработку. Если вы единственный владелец авто, производите замену впервые и уверены, что до этого не было неквалифицированных вмешательств, то максимальный объем масла в коробке не будет превышать 3,3 литра. Соответственно, канистра объемом 4-5 литров вполне подойдет для этой цели. Если на коробке предусмотрен щуп, то предварительно можно проверить уровень смазки. Часто в качестве емкости для отработки используется пластиковая 5-литровая бутылка из-под технических жидкостей.
- Необходимо позаботиться о безопасности. Замена масла в МКПП предусматривает частичное нахождение человека под передней колесной аркой. Поэтому важно соблюсти как минимум два элементарных правила: надежно застопорить автомобиль и установить страховочную подставку на случай падения домкрата.
Проверяем объём и состояние масла
Через каждые 5 – 10 тысяч км. рекомендуется проверять уровень, состояние масла, а также коробку на предмет течей. Постоянный контроль позволяет уберечь детали от износа, своевременно предупредив необходимость ремонта. Автомобиль при проведении процедуры должен располагаться на ровной поверхности.
Проверить уровень масла в КПП «ВАЗ-2109» можно с помощью измерительного щупа, находящегося под капотом. Для этого вытащите прибор, протрите от смазки и вставьте обратно до упора, затем снова выньте и оцените результаты.
В идеале уровень масла находится на верхней отметке измерителя, если же нет – то обязательно следует долить жидкость до нужного показателя, при этом важно не переливать смазку выше, чем положено. Нижняя метка прибора показывает минимально допустимое значение, а в случае его понижения уже существует опасность скорого выхода из строя коробки.
Кроме того, важно проследить за состоянием жидкости. О многом скажет её цвет, который имеет свойство меняться со временем и часто далёк от изначального. Если масло сохранило прозрачность, но немного потемнело, то это считается нормой, но если оно помутнело и выглядит грязным, значит, в нём накопилось большое количество металлической стружки и других отложений. Также важно обратить внимание на наличие горелого запаха. В таком случае коробка срочно нуждается в замене смазочного материала.
Какие инструменты будем использовать?
Воронка
Шприц для заливки жидкости
Ёмкость для жидкости
Ключей набор
Домкрат
Замена смазки в КПП ВАЗ 2109 осуществляется при помощи таких инструментов, как:
- шприц для заливки жидкости или воронку;
- ёмкость от 4 литров;
- набор ключей;
- домкрат.
Варианты масла для коробки передач «ВАЗ-2109»
То, что от качества заливаемого смазочного материала зависит работа трансмиссии – давно не секрет, а известный факт. Неграмотно выбранный продукт может отразиться на функционировании устройства и привести к очень нежелательным последствиям. Для КПП «девятки» не требуется покупки сверхдорогого масла, но всё же его технические характеристики играют не последнюю роль в обеспечении стабильной работы. Существуют определённые рекомендации по подбору подходящей данному автомобилю смазки. К выбору следует отнестись со всей ответственностью, ведь от того, какое масло залить в коробку «ВАЗ-2109», и будут зависеть исправность, срок службы устройства, а также периодичность замены.
Разберём заводские рекомендации
При подборе трансмиссионной жидкости лучше придерживаться рекомендаций автопроизводителя. Это гарантирует совместимость продукта с коробкой и обеспечивает стабильность работы устройства.
Изготовитель рекомендует применять всесезонные минеральные масла отечественных марок с характеристиками вязкости 80W-85, 80W-90:
- Омскойл Транс П класса GL-4/5;
- Рексол Т GL-4;
- Волнез ТМ4 GL-4.
Завод лил в автомобили минеральную смазку от Лукойл, но на практике в зимний период жидкость не приспособлена справляться с очень низкими температурами.
Ассортимент составов для трансмиссии «девятки» достаточно широк и не ограничивается несколькими брендами. Производителем рекомендовано к применению масло классификаций GL-3 и GL-4, а также ТМ-3 и ТМ-4 по российским стандартам. Вы можете подобрать любое, соответствующее этим требованиям. Полусинтетические и синтетические смазки ведут себя гораздо лучше на морозе, обеспечивая быстрый разогрев и сохранение своих свойств даже при очень низких температурах.
Не менее важно также приобрести оригинальный продукт, не нарвавшись на подделку, поэтому покупать масло нужно у проверенных продавцов, которые имеют соответствующие сертификаты, подтверждающие качество продукции.
На самых первых выпущенных автомобилях для трансмиссии использовалось то же масло, что заливалось и в мотор. Это рекомендовал и производитель. Сейчас же дефицита автохимии не наблюдается, поэтому лучше использовать специализированную продукцию по назначению.
Еще немножко полезной информации
Мы уже определились, какое масло заливать в коробку ВАЗ-2109 и сколько его необходимо. Сейчас хотелось бы произнести пару слов о том, каким должно быть качественное трансмиссионное масло. Так как смазка в КПП крайне значительна и без неё работа просто невозможна, то нужно использовать исключительно качественный продукт, какой уже зарекомендовал себя на рынке. Масла на синтетической основе более предпочтительны для лютых зим, когда ночью температура упадает до -30. Синтетика не так загустевает, что позволяет выполнить запуск с первого раза даже при таких условиях. Минеральные масла немного дорогостоящие, однако плохо показывают себя при минусовых температурах. Значительным моментом является количество присадок. В большинстве случаев, это сернистые соединения, какие уменьшают вероятность задира шестерен. Такого рода соединения целиком исключают задиры металла, образуя плёнку, которая попросту изнашивается в процессе эксплуатации. Но тут кушать свои минусы – металл в прямом смысле слова разъедается, однако это всё же минимизирует износ. Вытекает вывод, что коробка передач ВАЗ-2109, масло к которой приобретено с умом, будет служить долго и исправно.
Любой агрегат с обращающимися деталями требует смазки. А в случае с коробкой переменных передач, смазка должна быть еще и должного качества. Какое масло лучше приобрести в трансмиссию автомобиля ВАЗ 2109? Свет на этот вопрос проливает эта инструкция по выбору масла в КПП ВАЗ 2109. Внимательно изучите эту статью – тут можно узнать о выборе между моторным и трансмиссионным маслом, синтетикой и полусинтетикой, а также о выборе между различными производителями трансмиссионных масел.
Трансмиссионное масло
Таких масел великое масса и рассматривать все конкретные масла не хватит времени и терпения. Поэтому рассматривать будем лишь категории масел, а в кое-каких случаях приведем примеры. Поехали:
- Немного подробнее упомянем ТАД-17. Если некто сомневается в том, что его нельзя использовать в ВАЗ 2109, читайте ниже причины этому.
Крайне нежелательное масло для коробки ВАЗ 2109
- Вязкость или густота масла ТАД-17 весьма высокая, что ведет к следующим проблемам: зимой не заведется машина, противозадирные присадки (какие сами по себе дают хороший эффект) в масле содержатся в мощно большом количестве.
- Большое количество противозадирных присадок способствует интенсивному изнашиванию синхронизаторов.
- Синтетическое масло, представлялось бы, должно подходить лучше остальных. Оно и по густоте лучше, и качества имеет позитивные, и присадки имеются. Но есть одно но! Использование синтетического трансмиссионного масла (в обозначении GL-5 или ТМ-5) приветствуется в спортивных коробках передач, где и качество деталей лучше, и температурный порядок выше, и (в некоторых случаях) отсутствуют синхронизаторы.
Кстати! Внимательно декламируя инструкцию к трансмиссионному маслу, можно определить – подходит ли оно вашему автомашине или нет.
- Так вот, в инструкции к синтетическому маслу класса GL-5 так прямо и написано: «применяется для несинхронизированных механических коробок передач».
- И еще одинешенек момент не в пользу синтетики – это ее цена. Стоимость такого масла рослая, а практичность не очень – поэтому использование синтетического масла в коробках передач ВАЗ 2109 не имеет резона.
- И последний вариант – это полусинтетическое трансмиссионное масло. Оно как нельзя лучше подходит для использования в этом автомобиле.
- Обозначение такого масла GL-4.
Кстати! В сервисной книжке к автомашине указан тип масла, рекомендуемый заводом изготовителем. Это именно GL-4 или ТМ-4.
- По густоте лучше хватать с обозначением 75 или 85. Состав такого масла и его свойства оптимально подходят как для шестерен коробки передач, так и для ее синхронизаторов.
- Что прикасается зимнего периода, то полусинтетика не будет так замерзать, как минералка, к примеру. В мороз -25 градусов автомашина будет заводиться, как летом.
Отечественные производители
Итак:
- Заявленное заводом масло для КПП – это ТМ-4-12. В идеале необходимо использовать, конечно, его. Это масло было специально разработано для КПП именно этого автомашины.
- Включив логику, приходим к выводу, что раз специально разрабатывалось, то должно быть лучшее. Производитель может быть различный – к примеру, Рексол.
- К примеру, моторное масло М6з12Г1, используемое в КПП ВАЗ 2109, немножко не дотягивает до показателей ТМ.
- ЛукОйл SAE 15W-40 также является хорошим конкурентом, специально разработанному маслу, ТМ-4-12. Отставание от него составляет итого лишь 4 %.
Зарубежные производители
Анализируем масло для коробки передач ВАЗ 2109 иноземного производства:
- Марка Кастрол, а конкретнее масло ЕР-80 и ЕР-90, которое по классу GL-4 нежелательно использовать в КПП самары. Оно вяще подходит для спортивных коробок передач по своим свойствам.
- А вот зарубежная компания Valvoline, выпустившая масло DuraBlend SAE 75W-90 отличилась неплохими показателями для нашего автомобиля. Такое полусинтетическое масло на втором пункте, после рекомендованного отечественного масла ТМ-4-12.
- С другой стороны тот же Valvoline, но уже не GL-4, а GL-4/5 не подойдет для качественной труды КПП ВАЗ 2109.
Помним, что наличие противозадирных присадок положительно влияет в целом на труд КПП. Однако слишком большое их количество способствует скорейшему корродированию металлов. Все этому потому, что противозадирные присадки вводят в свой состав серу, которая разъедает шестерни.
- С этой точки зрения моторные масла – лучшие претенденты (но помним и об прочих их качествах).
- И снова полусинтетический Valvoline оказывается близким к эталону – ТМ-4-12. А синтетический, визави, оказывается самым разрушительным в этом плане.
Что касается других производителей, то стоит обращать внимание на отдельный моменты и подробно изучать состав масла. Обращайте внимание на:
- Вязкость
- Температурный порядок работы масла – температура застывания
- Количество присадок и их тип
- Отзывы иных водителей по данному маслу.
К примеру, неплохими качествами, по отзывам обладателей ВАЗ 2109, обладают:
- ТНК полусинтетика
- ZIC 75W85 G-FF GL-4
Масло для коробки передач на ВАЗ 2109
- Маннол полусинтетика
Отдельный советы по заливке масла:
- Хотя, в заявленных характеристиках автомобиля ВАЗ 2109 указывается, что число масла в коробке 3 литра, необходимо заливать немного больше.
- Для 4 ступенчатой КПП необходимо заливать 3,3 литра, а для 5-ступки все 3,5 или даже 3,6. Это делается для того, чтобы езда на пятой передаче не так мощно была «внапряг» автомобилю.
- Очень интересным моментом является использование особых чудо-присадок ХАДО, которые якобы способны избавить КПП от подвывания. Наблюдая за отзывами водителей 2109, можно приметить некоторые особенности.
- Присадки ХАДО не дают желаемого эффекта, в то же пора имея заоблачную цену. Гораздо дешевле обойдется ремонт КПП своими дланями или же на СТО с заменой, вышедших из строя, деталей.
- Проверяйте регулярно уровень масла в КПП, чтобы она вам длиннее служила и вовремя меняйте масло (70-75 тыс. км. или же по необходимости ранее).
Автомашины ВАЗ 2109 известны своими частыми поломками, но детали и ремонт обходятся сравнительно недорого. Правильная эксплуатация и обслуживание помогает держать ваше авто в неплохом состоянии. А особенно это касается КПП и качественной в ней смазки. Какое масло заливать в коробку ВАЗ 2109 – проблема несложный, но не все знают на него ответ. Поэтому в этой статье мы постараемся на него отозваться.
Доливка масла
Регулярная проверка уровня жидкости в коробке «ВАЗ-2109» позволит поддерживать устройство в исправном состоянии на протяжении долгих лет.
Сориентировавшись по меткам на щупе, при необходимости долейте масло. Очень важно поддерживать уровень трансмиссионной жидкости на максимальной отметке. Падение объёмов до минимума приводит к сильному износу коробки автомобиля, в результате чего ей грозит ремонт или полный выход из строя. Доливка проводится с использованием щупа и воронки в отверстие измерительного прибора, куда заливать масло следует, если КПП обслуживаемая. На случай, если щуп у автомобиля отсутствует, применяется шприц, а жидкость добавляется в отверстие заливной горловины.
Доливать следует продукт исключительно идентичный тому, что использовался ранее, смешивание различных составов может крайне отрицательно отразиться на коробке.
Какое масло лучше?
При выборе продукта смазывания для КПП ВАЗ 2109 можно воспользоваться руководством по эксплуатации авто. А можно использовать опыт многочисленных обладателей «девятки».
Завод изготовитель АвтоВАЗ рекомендует использовать такие минеральные всесезонные смазывающие, как:
- «Рексол Т» SAE 80W-85 класса GL-4;
- «Омскойл Транс П» SAE 80W-85 универсальной классифицированию GL-4/5;
- «Волнез ТМ4» SAE 80W-90 класса GL-4.
Также вы можете подобрать смазывающее вещество и иных отечественных или импортных производителей. Важнейшим критерием при выборе должен быть класс смазывающего вещества.
Так как ВАЗ 2109 — переднеприводный автомашина, то стоит заливать масла класса GL-3 и GL-4 по зарубежной классификации или ТМ-3 и ТМ-4 – по отечественной. Стоить помнить, что продукт класса GL-5ТМ-5 заливать невозможно. Это может негативно сказаться на синхронизаторах КПП.
Пошаговая инструкция по замене в КПП на «девятке»
ВАЗ выпускал «девятки» с обслуживаемыми коробками, не оснащёнными измерительным щупом.
Перед процедурой необходимо разогреть трансмиссионную жидкость, чтобы она лучше сливалась. Для этого достаточно проехать 5 – 10 км., после чего загнать машину на яму или установить на подъёмник.
Как залить масло в коробку «ВАЗ-2109» без щупа
Процесс замены масла в МКПП состоит из трёх основных этапов. Когда подготовка уже осуществлена и доступ к днищу автомобиля получен, переходим к следующему шагу.
Сливаем масло
Снимите резиновый колпачок сапуна КПП, очистите его и установите обратно. Выверните болт сливного отверстия ключом на 17, затем докрутите вручную. Отработку сливаем в заранее подготовленную тару, её из коробки должно вытечь около трёх литров, при условии, что уровень масла находился в норме. После того как удалось слить из КПП всю жидкость, пробку закручиваем.
Заливаем новое масло
Для коробок с наличием щупа новая трансмиссионная жидкость заливается непосредственно в отверстие измерительного прибора при помощи воронки, при этом легко контролировать уровень заливаемой смазки.
Замену масла в КПП «ВАЗ-2109» без щупа проводить сложнее. Заливная горловина располагается чуть выше справа от сливного отверстия, а измерять уровень придётся по её кромке. Откручиваем пробку и льём масло специальным шприцем с маслопроводом на конце. По достижении жидкостью верхней кромки отверстия залив прекращаем, возвращаем крышку на место.
Существует также вариант замены масла через отверстие привода спидометра. При этом уровень заливаемой смазки легко просматривается, но такой способ предполагается использовать в крайнем случае, если нет возможности осуществить процедуру стандартным образом.
Вывод
Что можно вкратце сказать о выборе масла в трансмиссию ВАЗ 2109? Использование моторного масла на современных автомобилях нежелательно. К тому же, оно сохраняет синхронизаторы, но разъедает шестерни. Использование специального трансмиссионного масла, разработанного для ВАЗ 2109 – ТМ-4-12 – это лучший вариант. Использование других трансмиссионных масел вполне возможно, но к выбору необходимо подойти грамотно. Трансмиссионное масло следует брать только класса GL-4 или ТМ-4 и по вязкости примерно 75W-90. Производителя следует выбирать для себя – исходя из бюджета, но не забывая то, что написано немного выше. А суть такова – идеального масла, такого, чтобы автомобиль ездил на нем вечно, просто нет! Моторное гробит шестерни, трансмиссионное – синхронизаторы. И все-таки лучшим остается специальное масло ТМ-4-12. При его выборе главное – это не попасть на поддельный товар! Удачных покупок и пусть ваш ВАЗ 2109 ездит долго и не ломается!
Источник
Что нужно иметь под рукой
- Четыре литра трансмиссионной жидкости (остатки пойдут на доливку в процессе эксплуатации). Точное количество масла, заливаемого в КПП, составляет три литра для четырехступенчатой коробки и три с половиной литра для пятиступенчатой (Ответ на вопрос, сколько нужно заливать масла).
- Подходящее место (смотровая яма, эстакада какое лучше – Ваш выбор)
- Воронка, желательно большого диаметра и с длинным концом (для удобства).
- Ключ или головка на «17», можно и то и другое.
- Старые тряпки, руки с щупом вытирать, возможно для чего-то еще.
- Большой таз для слива отработанной жидкости и бутылка для перелива и последующей ее утилизации (подойдет пятилитровая канистра).
- К тому же, если у вас КПП без щупа, потребуется специальный шприц, гибкий шланг длиной 20 – 25 сантиметров.
- Тонкая проволока и изолента.
Это самое основное, что непременно понадобиться в процессе производимых работ.
Отзывы
Иван, Красноярск. Машина 2003 года выпуска, версия с 1.5-литровым карбюратором на 70 лошадей. Двигатель прост и надежен, чего нельзя сказать об остальных узлах и агрегатах. Подвеска хоть и энергоемкая, но ей не хватает прочности из-за некачественных комплектующих. К счастью, детали от ходовой можно найти на любом авторынке. Пятиступенчатая механика радует точностью переключений при небольших ускорениях, а в противном случае могут быть рывки и перегрев двигателя. Перегрев происходит особенно летом.
Михаил, Таганрог. Езжу на ржавой девятке 1999 года выпуска, машина с пробегом 155 тыс. км. Комплектация с двигателем 1.5 и безальтернативной МКПП. Расход бензина от 9 до 11 литров в зависимости от стиля вождения. Коробка досаждает гулом и вибрациями, которые являются конструктивной особенностью и их никак не побороть. Но с другой стороны, так лучше чувствуется машина) Еще мне нравится угловатый дизайн девятки в стиле 80-х – тачка сразу узнается в городском потоке.
Непосредственная замена (МКПП в которой предусмотрен щуп)
- Замена производятся на прогретой до рабочей температуры коробке (чтобы слилось максимальное количество отработки и продуктов износа).
- При помощи тряпки и тонкой проволоки произведите чистку сапуна и резинового колпачка (по окончании чистки, верните колпачок на место).
- Выкручиваем сливную пробку и сливаем отработанную жидкость в специально подготовленную емкость, затем возвращаем пробку обратно.
- Достаем щуп и через отверстие (при помощи воронки) заливаем трансмиссионную жидкость, протираем тряпкой щуп и устанавливаем его на место.
- Ждем пять минут и потом вытаскиваем щуп и измеряем уровень масла, при необходимости, доливаем его.
В процессе эксплуатации, проверяем уровень жидкости каждые 10 – 15 тысяч километров, дабы избежать поломок трансмиссии из-за низкого уровня масла. Если коробка сильно потребляет масло, замена должна производиться как можно чаще.
- На автомобилях ВАЗ 2109 (21099) ранних версий щуп не устанавливался, если у Вас такой автомобиль, процесс замены производится несколько иначе.
- Отверстие для залива масла находится с правой стороны корпуса КПП.
- Снимаем пробку, берем шприц и при помощи него, заливаем в коробку масло.
- Чтобы не перелить трансмиссионную жидкость, ориентируйтесь на нижнюю кромку маслоналивного отверстия.
Рекомендуется данный процесс проводить при нагретом двигателе, так как жидкое масло лучше стекает с различных узлов и деталей автомобиля. Если замена осуществляется зимой, то желательно проехать на машине не менее 10 минут.
Затем машина ставится на яму в гараже (эстакаду), после чего нужно залезть под автомобиль и открутить заливное отверстие для обеспечения доступа воздуха. Также можно поднять автомобиль домкратом, при этом выше должна быть противоположная отверстию сторона машины.
Под сливное отверстие предварительно подставляется емкость и полностью откручивается сливная пробка. Ориентировочно должно вылиться 3 литра жидкости. Закрутить пробку можно, если жидкость стала течь тонкой струйкой либо вовсе перестала вытекать.