Нива — легендарный внедорожник ВАЗ, первый автомобиль вышел на рынок в 1977 году. Модификация Niva Chevrolet в период предсерийного этапа с 1998 года носила имя ВАЗ2123 (Нива). Большинство узлов и агрегатов нового внедорожника остаются конструкторской разработкой инженеров АвтоВАЗ и компании General Motors. Датчик холостого хода Нива Шевроле не является частым расходником системы топливоподачи, но после 4–5 лет эксплуатации водители сталкиваются с проблемой замены или ремонта рхх.
Предназначение регулятора
Датчик холостого хода на Шевроле Нива, равно и для других авто с бензиновым ДВС и инжекторной системой впрыска, считается деталью системы топливоподачи. Основное назначение датчика — осуществлять стабилизацию подачи воздуха, когда ДВС эксплуатируется на холостых оборотах.
В данном режиме работы дроссельная заслонка остается закрытой, правильно сформировать процентное соотношение топливо/воздух помогает датчик, который определяет, какое количество воздуха должно пройти через впускной тракт для низких оборотов.
Во время работы мотора на средних и низких оборотах дхх дополнительно стабилизирует работу ДВС при значительном повышении напряжения от генератора, когда в салоне включается медиа, вентилятор (печка), свет и другое электрооборудование. Регулятор холостого хода срабатывает на увеличение подачи впуска воздуха в цилиндры.
Чтобы точно увидеть где находится датчик холостого хода на Ниве Шевроле неопытному водителю необходимо изучить систему впускного коллектора. Рхх установлен на дроссельном блоке, рядом с контроллером положения ворот дросселя или ДПДЗ. Узел напоминает бочонок, монтажный фланец прилегает к корпусу, фиксируется, в зависимости от модели авто 2–3 винтами.
Как заменить РХХ на Niva Chevrolet
Перед тем, как заменить регулятор, необходимо узнать его каталожный номер и приобрести запчасть с нужным артикулом – 21203114830004. Следующий этап – процедура замены.
Порядок действий:
- Снимите минусовую клемму аккумулятора.
- Открутите крепление воздушного патрубка к дроссельной заслонке.
- Снимите патрубок. Если его демонтажу мешают шланги сапуна, то их нужно также демонтировать.
- Снимите трос с дросселя.
- Открутите две гайки крепления дроссельной заслонки.
- Отодвиньте ее в сторону и открутите два винта крепления РХХ.
- Снимите разъем с регулятора и установите новую запчасть.
- Произведите сборку в обратной последовательности.
Подробно процедуру замены можно рассмотреть в данном видео:
Большие обороты после замены регулятора – это норма?
Каждый, кто сталкивался с заменой регулятора холостого хода, мог наблюдать кратковременное повышение оборотов двигателя после запуска. Данная ситуация является нормальной, так как новый РХХ должен «прописаться». Пока ЭБУ двигателя «не знает» о новом регуляторе, он завышает обороты до тех пор, пока устройство не перепрограммируется. Если ситуация повторяется после каждого запуска ДВС, сделайте инициализацию ЭБУ в диагностике.
Характерные признаки неисправности
Сложность диагностики дхх для Нивы в следующем — узел относится к исполнительным устройствам, которое не прошито в ЭБУ авто. Отсюда при поломке запчасти не загорается сигнал «Чек» на водительской панели. Для модификации Нива Шевроле, ВАЗ2131, 2120 оригинальной деталью является датчик с каталожным номером 21203–1148300.
Мастера определяют наиболее частые признаки неисправности подающего узла, симптомы четко передают, что рхх вышел из строя.
- При остановке авто двигатель глохнет.
- На холостых оборотах при активации зажигания обороты коленвала нестабильны. Плавающих ход сохраняется и для высших передач.
- При включении салонного оборудования (печка, кондиционер, свет) обороты ДВС значительно падают.
Датчик акселератора
Кроме того, на плавность работы двигателя на холостом ходу может влиять датчик дроссельной заслонки Нива Шевроле. Этот компонент контролирует количество воздушной смеси, поступающей в цилиндры. Основная задача этой части — сделать это количество оптимальным для качественного розжига.
Дроссельная заслонка Шевроле Нива регулируется специальным датчиком, который при необходимости закрывает ее, создавая разрежение во впускной системе, или открывает, впуская воздушную смесь.
Если TPS неисправен, неисправности отображаются в период бездействия. В этом случае нужно удалить элемент и провести диагностику.
Причины неисправности и методы устранения
Далеко не всегда при выявлении неполадок, потребуется замена датчика холостого хода, могут быть другие причины, которые вызывают некорректную работу исполнительного узла.
Отсутствие питания. Окисленные контакты, поломка разъема, перетертый провод останавливает проход напряжения на исполнительный узел. Перед демонтажем датчика проводится проверка качества соединения всей электропроводки, очищаются клеммы АКБ и разъема.
В рхх грязный шток. В 40 % случаев, когда диагностировалась поломка элемента, причина была в грязном штоке, пыль, частицы масла забиваются на подвижном элементе регулятора и останавливают его. Необходимо своевременно менять воздушный фильтр и соблюдать чистоту дроссельного блока.
Перегорание электродвигателя. Данная неисправность относится к прямой поломке датчика, который в схеме имеет шток и электромотор. Найти неисправность можно после демонтажа датчика и проверки мультиметром.
Износ уплотнительного кольца регулятора. В результате происходит «сливание» воздуха при его поступлении в цилиндры ДВС.
Износ штока. В рабочем узле шток двигается плавно с большим выносом головки, истирание приводит к некорректной подаче воздуха для формирования топливной смеси.
Чтобы избежать износа и заклинивания штока рекомендуется регулярно чистить заслонки раствором для карбюратора, это стабилизирует работу ДВС в целом и предотвратит частые поломки датчика.
Принцип работы датчика холостого хода
Датчик холостого хода, по-другому — регулятор (РХХ), позволяет выбрать оптимальную частоту вращения коленчатого вала исходя из заданных условий. В случае поломки этой детали ритм работы двигателя нарушается, так как в камеру сгорания поступает недостаточно воздуха.
Принцип работы следующий: датчик расхода воздушной смеси (DFID) определяет, сколько воздуха попало в камеру сгорания, после чего электроника рассчитывает количество топлива, которое нужно подать к форсункам. Обороты двигателя считываются с датчика коленчатого вала (ДПКВ), и если этот датчик небольшой, РХХ увеличивает подачу воздуха, имитируя нажатие педали акселератора. Аналогичным образом система действует при холодном пуске. IAC увеличивает подачу воздуха, поэтому двигатель быстрее прогревается до оптимальной температуры.
Диагностика регулятора
Проверка работоспособности узла проверяется после его демонтажа. Перед работами отключается питание от АКБ, автомобиль устанавливается на ровную поверхность. Демонтаж проводят при отключенном зажигании. Порядок разборки по шагам.
- Снять колодку питания.
- Ключом на 19 снять два болта крепежа.
- Аккуратно вытащить регулятор.
Присоединить к датчику штекер питания, включить зажигание. На исправном узле при активации зажигания игла штока заметно сдвинется. Если шток остался на месте, элемент неисправен.
Порядок работы по снятию устройства.
Для работы по снятию этого приспособления необходимо запастись небольшим набором инструментов, состоящим из торцевого ключа 13 размера, отвертки и плоскогубцев.
- Поставьте автомобиль на ровную поверхность и зафиксируйте стояночным тормозом. Если есть сомнения в устойчивости автомобиля, необходимо заменить колодки.
- Далее нужно отсоединить клеммы АКБ.
- Откручиваем гайки и шпильки крепления ствольной коробки к дроссельной заслонке. В этом случае нет необходимости отключать патрубки системы охлаждения и вентиляции картера.
- Отсоедините клеммы от проводов
- Отверткой Phillips откручиваем форточки на дроссельной заслонке
- Когда устройство откручено, его можно вынуть из сиденья. Обычно вместе с ним можно получить уплотнительное кольцо. Но в некоторых случаях он может застрять в амортизаторе.
- В этом случае нужно аккуратно его разобрать.
Но иногда устройство может работать нормально, а сбои связаны с засорением. В этом случае вы можете попробовать очистить его с помощью очистителя карбюратора. Обычно этот метод помогает оживить устройство, у которого нет видимых механических повреждений. Но эта мера не гарантирует 100% результата, она носит временный характер, позволяя добраться до ближайшего СТО или магазина с запчастями.
Скорость холостого хода Шевроле Нива может быть отрегулирована неправильно, если датчик имеет больший подъем между клапаном и опорной поверхностью. При измерении штангенциркулем это расстояние не должно превышать 23 миллиметра.
Соблюдение этих параметров необходимо для правильной установки и не повредить корпус дроссельной заслонки.
Перед установкой сиденье необходимо очистить. В качестве альтернативы уплотнительное кольцо можно смазать моторным маслом для облегчения установки.
Датчик акселератора.
Также на плавность работы двигателя на холостом ходу может влиять датчик дроссельной заслонки Нива Шевроле. Этот компонент контролирует количество воздушной смеси, поступающей в цилиндры. Основная задача этой части — сделать это количество оптимальным для качественного розжига.
Дроссельная заслонка Шевроле Нива регулируется специальным датчиком, который при необходимости закрывает ее, создавая разрежение во впускной системе, или открывает, впуская воздушную смесь.
Если TPS неисправен, неисправности отображаются в период бездействия. В этом случае нужно удалить элемент и запустить диагностику.
1. Для обесточивания датчика сначала необходимо отсоединить клеммную колодку
2. Для проверки его работоспособности необходимо измерить напряжение между первым и третьим разъемами в блоке с помощью мультиметра. В этом случае необходимо изменить положение заслонки из закрытого в открытое.
3. Сам элемент закреплен двумя винтами, которые для замены необходимо открутить
4. После снятия элемента убедитесь, что в седле не осталось уплотнительных колец. Вам нужно проверить его внешний вид и, если все в порядке, переустановить.
5. Теперь вы можете установить новую деталь и собрать ее в обратном порядке.
Проверка мультиметром
Более точная диагностика проводится с помощью тестера. В первую очередь проверяется качество питания, которое поступает на разъем. Для этого щупы мультиметра присоединяются к выводам колодки (фишки). На дхх поступает напряжение в пределах 20 В, допустимое отклонение 1–2 %.
Проверка регулятора проводится через замер сопротивления на обмотке. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления, подключаются щупы тестера, рабочее напряжение составляет 52–53 Ом, допустимое отклонение 1–3 %.
ДХХ в большинстве вариантов не ремонтируется, поскольку основная неисправность в поломке электромотора и износе иглы. Узел меняют на новый. После замены необходимо «прописать» регулятор в цепи управления РХХ. Оригинальные комплектующие вшиваются в ЭБУ самостоятельно после второго завода двигателя. Необходимо переустановить датчик, завести мотор, остановить зажигание и завести мотор второй раз.
Самостоятельная проверка и замена контроллера занимает до 15 минут и легко проводится в гараже. При выборе запчасти для Нивы рекомендуется использовать только заводские комплектующие или оригинальные реплики.
Принцип работы датчика холостого хода.
Датчик холостого хода, по-другому — регулятор (РХХ), позволяет выбрать оптимальную частоту вращения коленчатого вала исходя из заданных условий. В случае поломки этой детали ритм работы двигателя нарушается, так как в камеру сгорания поступает недостаточно воздуха, в результате чего обороты двигателя начинают уменьшаться поплавками.
Принцип работы следующий: датчик расхода воздушной смеси (DFID) определяет, сколько воздуха попало в камеру сгорания, после чего электроника рассчитывает количество топлива, которое нужно подать к форсункам. Обороты двигателя считываются с датчика коленчатого вала (ДПКВ) РХХ увеличивает подачу воздуха, имитируя нажатие педали акселератора. Аналогичным образом система действует при холодном пуске. IAC увеличивает подачу воздуха, поэтому двигатель быстрее прогревается до оптимальной температуры.