Для того, чтобы приводить в движение новые модели, инженерам пришлось разрабатывать двигатель ВАЗ 21129, в качестве основы для которого взяли мотор ВАЗ 21179. Приемник получил достаточно большое количество доработок, что позволило ему стать популярным и размещаться под капотом новых автомобилей.
Но назвать этот мотор новым нельзя, поскольку это был все тот-же двигатель, надо которым инженеры знатно потрудились. Им удалось убрать практически все проблемные места, с которыми сталкивались владельцы машин с прежним силовым агрегатом под капотом.
Технические характеристики
Объем двигателя, куб.см | 1596 |
Максимальная мощность, л.с. | 106 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 148 (15) / 4200 |
Используемое топливо | Бензин АИ-92 Газ/бензин |
Расход топлива, л/100 км | 6.9 — 9 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Доп. информация о двигателе | распределенный впрыск топлива |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 106 (78) / 5800 |
Степень сжатия | 10.5 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход поршня, мм | 75.6 — 84 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Нюансы конструкции
Двигатель Nissan YD25DDTi
Базовую версию 21127 двигатель 21179 напоминает мало, так как изменилась и конструкция, и облик:
- фазировка впускных клапанов в пределах ±30 градусов;
- полые распредвалы с кулачками по методу порошковой металлургии;
- вихревая подача воздуха в камеру сгорания;
- система охлаждения цилиндров (рубашка);
- улучшенная конфигурация и объемы прокладки ГБЦ;
- ШПГ Federal Mogul;
- корейская помпа;
- наклонное сверление масляных каналов в шейках коленвала;
- полимерная крышка ГБЦ и цельнолитой алюминиевый поддон;
- маховик под сцепление 215 мм, которое рекомендовано производителем.
Прокладки мотора
ШПГ от Federal Mogul
Особенности
Это на самом деле был вовсе не новый ДВС, поскольку он получил основные усовершенствования, которые позволили гарантировать соответствие экологическим нормам Euro 5. Вместе с этим, в механической части мотора наблюдались незначительные изменения.
Характеристики двигателя ВАЗ 21129 обеспечивались тем, что это силовой агрегат в рядной компоновке с четырьмя цилиндрами и без турбины. Его рабочий объем составляет 1.6 литра, а максимальная мощность равна 106 лошадиных сил. При этом пиковый крутящий момент достигает отметки в 148 Нм.
Для отливки блока цилиндров использовался чугун повышенной прочности. Мотор гильзован, и рабочие поверхности гильз имеют хон. Полости, необходимые для охлаждения, сделаны в момент отливки силового агрегата, а соединительные каналы уже просверлены. В дополнении конструктивному изменению поддались масляный поддон и опоры. Это позволило блоку цилиндров получить большую жесткость.
Устройство двигателя ВАЗ 21129 предусматривало изготовление головки блока цилиндров из алюминия. В головке использовано два распределительных вала и 16 клапанов по системе DOHC. Используются гидравлические компенсаторы, поэтому регулировка тепловых зазоров теперь отсутствует.
Для изготовления поршней также применялся алюминиевый сплав, и в их конструкции применяются два компрессионных кольца и одно маслосъемное. Днище поршня имеет выемки, но в любом случае двигатель ВАЗ 21129 гнет клапана при обрыве ремня газораспределительного механизма. Контакт поршне с клапанами неизбежен в этом силовом агрегате.
Юбка поршневой также потерпела изменения. В этой версии ДВС она стала короче и имеет графитовое напыление для снижения веса. К кольцам руки инженеров также дошли, поскольку они стали тоньше, что привело к снижению трения в паре кольцо-стенка гильзы цилиндра.
Коленвал также поддался изменениям. В новой разработке тело коленчатого вала имеет специальные сверления, которые предназначены для исключения масляного голодания шатунных шеек. Система впуска также не осталась без доработок. В моторе применяется впускной ресивер с изменяемым объемом камеры и геометрией. Этого удалось достичь благодаря установке системы заслонок, которые предназначены для регулировки длины впускного коллектора.
Система смазки для охлаждения днища поршней начала оснащаться масляными форсунками. Датчик массового расхода воздуха был исключен из конструкции. Вместо него производители начали применять датчики атмосферного давления и температуры воздуха.
Такое решение дало возможность получить стабильные обороты холостого хода, а также заметный рост технико-экономических показателей. В качестве дополнения к электрической части старый электронный блок управления был заменен на новый — М86.
Мотор адаптировали под использование разных коробок переключения передач — как механики, так и автомата.
Газораспределительный механизм
Впуск рабочей смеси, и выпуск отработанных газов осуществляется клапанным механизмом. Каждый рабочий цилиндр оборудован двумя впускными и двумя выпускными клапанами. Для управления клапанами предусмотрено два распределительных вала кулачкового типа. Привод распределительных валов ременной, осуществляется от шкива, установленного на коленчатом валу двигателя.
Для предотвращения попадания смазки в цилиндр при работе силового агрегата клапана оборудованы маслосъемными колпачками. Для улучшения газораспределения производителем предусмотрены гидрокомпенсаторы.
Преимущества
Силовой агрегат получился достаточно удачным, поскольку в нем были учтены практически все слабые места предшественника. Этому свидетельствуют отзывы о двигателе ВАЗ 21129, в которых владельцы автомобилей с таким ДВС под капотом утверждают следующее:
- Заявленный производителями ресурс двигателя ВАЗ 21129 перекрывается в несколько раз. Изготовители заявляют о том, что силовой агрегат может проехать без необходимости капитального ремонта порядка 150 тысяч километров. Но если мотор своевременно обслуживать и смотреть за ним, то можно проехать намного больше.
- Тяговитость. Производителям удалось достичь нормальных показателей крутящего момента не только на высоких, но и на низких оборотах. Это дает возможность с полным комфортом эксплуатировать автомобили с таким мотором с комфортом как в городе, так и на трассе.
- При необходимости, ремонт двигателя ВАЗ 21129 не потребует от вас больших капиталовложений. Поскольку силовой агрегат стал достаточно распространенным, то приобрести запасные части в случает необходимости на него не составит большого труда, а стоят они практически копейки.
- Новый блок управления. Благодаря такому решению от инженеров, тюнинговать двигатель стало намного проще, поскольку новый ЭБУ уже можно настраивать удаленно, и получать от двигателя еще большую отдачу без больших капиталовложений.
- Запас прочности. Владельцы автомобилей, которым недостаточно стандартной мощности, могут без опаски получить еще большие показатели от силового агрегата, поскольку потенциал для тюнинга без потери ресурса достаточно большой.
Электроснабжение
Управление силовой установкой осуществляется электронным блоком. Микропроцессор блока получает с датчиков сведения, на основании которых управляет силовой установкой. Электроснабжение двигателя осуществляется аккумуляторной батареей и генератором постоянного тока.
При заглушенном двигателе электроснабжение осуществляет аккумуляторная батарея. Напряжение аккумулятора составляет 12 вольт. Минусовой провод подключен к корпусу мотора. После запуска двигателя питание потребителей осуществляет генератор постоянного тока.
Генератор постоянного тока питает систему зажигания двигателя и заряжает аккумуляторную батарею. Привод генератора ременной, от шкива, установленного на коленчатом валу. Во избежание перепадов напряжения в цепь включено реле регулятор.
Проблемы
Но несмотря на то, что двигатель ВАЗ 21129 1.6 получился достаточно надежным и интересным, без классических проблем в его конструкции не обошлось. Основными недостатками, которые отмечают владельцы машин с такими ДВС являются следующие:
- Если у вас обрывается ремень ГРМ двигателя ВАЗ 21129, то встречи поршней с клапанами не избежать. Производители заявляют, что он способен пройти порядка 180 тысяч километров, но при этом в движение ним приводится и водяная помпа, клин которой приводит к обрыву. Но модификация 2022 года повлекла за собой появление безвтыковых поршней, а заявленный ресурс ремня уменьшился до 90 тысяч километров.
- Несмотря на то, что это достаточно надежный силовой агрегат, качество его комплектующих оставляет желать лучшего. Как правило, именно их выход из строя влечет за собой определенные поломки. Перегрев не является редкостью, когда из строя выходит помпа или термостат. Также очень много проблем может возникнуть из-за отказов в системе зажигания, которые вызваны катушками или свечами.
- Датчики двигателя ВАЗ 21129 также не отличаются особым качеством изготовления, поэтому мотор может начать троить или работать на повышенных оборотах. В таком случае стоит обратить внимание на датчик положения дроссельной заслонки и почистить его, либо же заменить.
- Также есть и иные поломки, которые возникают из-за течи масла по вине слабых прокладок, либо же заклинившего клапана ВКГ в холодную погоду, что влечет за собой выдавливание сальников. После 100 тысяч километров пробега могут забиться топливные форсунки, либо же начинают стучать гидравлические компенсаторы.
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Надежность
О надежности двигателя красноречиво говорит тот факт, что заявленный производителем ресурс перекрывается почти в два раза. По сообщениям автовладельцев имеются моторы с пробегом более 350 тыс. км без какого-либо значительного ремонта.
Все автолюбители единогласно утверждают, что при своевременном и качественном обслуживании ВАЗ-21129 является надежным и экономичным. Об этом можно неоднократно прочитать в отзывах участников различных специализированных форумов.
Например, ВАДИМ пишет: «…мотор 1,6 пробег 83500 км. Расход горючего: город 6,5 — 7,0, трасса 5,5 -6,0. Зависит от скорости, качества бензина, а также от качества сборки самого двигателя. Расхода масла нет, от замены до замены никаких доливок».
Такого же мнения Роман. Он сообщает: «…езжу на Ларгус Кросс 5 мест, приобрёл в салоне в июне 2022, пробег 40 т. км, масло в двигателе Лада Ультра 5w40, стараюсь менять раз в 7000, за это время угара, расхода масла не замечаю, из посторонних шумов — стучат гидрокомпенсаторы, да и то, в первые три-четыре секунды после пуска в мороз от — 20, не считаю это критичным, двигатель знаком по Приоре, любит обороты и горючку не сильно потребляет». Алексей добавляет: «…отличный движок, хорошо тянет с низов по трассе низкий расход 5,7 л!».
Ну, а тем автовладельцам, которые игнорируют своевременное проведение ТО, экономят на технических жидкостях, реально насилуют двигатель, остается только посочувствовать.
В качестве примера недоумение Soar Angele: «…Веста 2022г пробег 135т км двигатель 21129 чип тюнинг сделан, прямоток на 51 трубе, резина R16/205/50 держаковая. Был расход 10 л в городском стиле потом внезапно расход увеличился до 15 л на 100…».
Или такой. Razrtshitele из Вологды написал такой опус: «…про обороты двигателя: проблема в том, что когда машина катится со скоростью 5 км/ч, затруднительно воткнуть 1 передачу, а вторую при этом воткнуть легко. Ты её втыкаешь, пробуешь ехать и едешь с напрягом…».
Зачем??? Для чего «втыкать» первую передачу, если машина уже движется? Для проверки надежности мотора и трансмиссии?Комментарии, как говорится, излишни.
Вопросы надежности ДВС постоянно находятся в поле зрения производителя. Так, в августе 2022 года доработана поршневая группа. Результатом стало исключение явления загиба клапанов при их контакте с поршнем.
Вывод: ВАЗ-21129 вполне надежный двигатель при соответствующем к нему обращении.
Слабые места
Они на ВАЗ-21129 имеются, но сразу необходимо подчеркнуть, что критичными не являются.
Нарекания на работу системы охлаждения вызваны из-за некачественного термостата.
Основной «виновник» перегрева – термостат
Доля правды в этом есть. Случается, что термостат перестает работать, что может вызвать перегрев двигателя. Или наоборот, слишком длительный его прогрев до рабочей температуры. Плохо и то, и другое.
В первом случае возникает почти 100% предпосылка к капитальному ремонту, во втором длительный, но усиленный износ трущихся поверхностей ЦПГ приведет к тому же результату. Путь решения проблемы один – вовремя обнаружить неисправность и немедленно принять меры к ее устранению.
Привод ГРМ. Ресурс работы ремня привода производителем назначен в 200 тыс. км. По отзывам цифра реальная, выдерживается. Чего не скажешь об обводном ролике и водяном насосе. Они обычно к 120-140 тыс. км выходят из строя, клинят, и вызывают обрыв ремня привода.
Результат – загиб клапанов, капитальный ремонт мотора. Чтобы этого не произошло, необходимо узлы ГРМ менять раньше назначенного срока (90-100 тыс. км).
Не малые неприятности приносит автовладельцам такое явление, как троение двигателя. В большинстве случаев в основе лежат неисправности свеч или катушек зажигания, загрязненные форсунки. Детали электрики подлежат замене, а форсунки промывке.
Иногда автолюбителей настораживают громкие стуки из-под капота. Как правило, их «авторами» являются гидрокомпенсаторы, которые быстро изнашиваются при использовании не качественного масла.
Учитывая, что гидрокомпенсаторы не ремонтируются, их придется менять. Если гарантийный срок ДВС не истек – по гарантии, бесплатно. В противном случае готовьтесь раскошелиться. Это станет поводом к подсчету – на чем экономить. Масле или ремонте двигателя.
Как видим, в большинстве случаев слабые места двигателя провоцируют сами автовладельцы своим небрежным отношением к мотору.
Техническое обслуживание
Для того, чтобы получить максимальный ресурс мотора, то новое масло для двигателя ВАЗ 21129 необходимо заливать спустя 15 тысяч километров пробега. Как правило, владельцы используют смазывающую жидкость 5W-30 или 5W-40, которой для замены необходимо порядка 4.1 литра, поскольку в моторе её находится 4.1 литра.
Поскольку газораспределительный механизм приводится в движение с помощью ремня, то его также стоит постоянно проверять. Несмотря на то, что производители заявляют о ресурсе в 180 тысяч километров, рекомендуется менять ремень вместе с натяжителем спустя 50 тысяч, чтобы избежать лишних проблем в будущем.
Тюнинг двигателя Весты 21129
Атмосферник
Как было сказано выше, Веста мотор использует новый контроллер М86 и сегодня существуют некоторые проблемы с его прошивкой. Вы можете сделать обычный чип-тюнинг, купить выпускной коллектор 4-2-1, выхлопную систему 51 мм. Это немного увеличит мощность (5-8 л.с.) и улучшит звук. По-хорошему дальше лезть не нужно, автомобиль довольно тяжелый и какой то сумасшедшей динамики вы все равно не получите, легкая Приора или 2114 на аналогичном тюнинге будет впереди.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 3+
<<�НАЗАД
Общественное мнение
Как отмечают многие владельцы автомобилей LADA Kalina 2-го поколения, оснащенных новым двигателем, они в действительности почувствовали прирост мощности. Особенно это было заметно при низких оборотах. Чтобы разогнать машину до скорости 100 км/ч, требуется 11,5 секунд, а это для отечественного транспорта является большой заслугой.
Как показывают другие отзывы, двигатель 21127 беспокоит ряд владельцев, что связано с уже наболевшей проблемой – высоким риском обрыва ремня ГРМ. Но тут нужно либо смириться с таким положением вещей, либо заменить поршни, как выше было уже упомянуто. Обрыв страшен не только гнутыми клапанами, другие детали тоже могут получить серьезные повреждения.
Ремонт ГБЦ
Все гидрокомпенсаторы маркируем цифрами при помощи обыкновенного канцелярского штриха и убираем подальше. Вытащить их поможет обыкновенный магнит. Рассухариваем клапана и снимаем маслосъемные колпачки (сальники клапанов), клапана в металлолом, сальники в мусор. Вычищаем все каналы. Головку отвозим на шлифовку, на всякий случай. Промыв после шлифовки еще раз керосином и продув воздухом начинаем собирать.
Свежекупленные клапана расставляем в последовательности, в которой они будут стоять в ГБЦ и по очереди начинаем притирать. Стержень клапана смазываем чистым маслом, а на кромку наносим притирочную пасту.
Вставляем клапан на свое место и надеваем на стержень клапана приспособление для притирки клапанов. В магазинах продается приспособление для ручной притирки, но поскольку на дворе двадцать первый век механизируем процесс. Берем старый клапан и отрезаем от него стержень, на него подбираем резиновую трубку такого диаметра, что бы одевалась с натягом. Стержень в реверсивную дрель, один конец трубки на него, другой на притираемый клапан. На малых оборотах начинаем притирать клапан, постоянно меняем направление вращение и периодически то прижимаем его к седлу то ослабляем усилие. В среднем на клапан уходит секунд двадцать. Вынимаем его и протираем. Клапан считается притертым если на фаске появилась равномерная серая полоска шириной не меньше 1,5 мм.
Такая же полоска должна появится на седле клапана.
Мотор ВАЗ 21179
Этот вариант мотора стал первым в линейке с объёмом 1.8 л. выпускается с 2016 г. Внешне похож на конкурентов, но внутри масса конструктивных особенностей, характерных для модели 179. Веста с установленным 21179 двигателем объёмом в 1.8 л. имеет гораздо динамичен и мощнее менее продуктивных коллег по цеху.
Характеристика 21179 двигателя:
Мощность — 122 лошадиных силы, крутится до 6050 об.мин. Самый мощный из свей линейки. Объём — 1.8 л. Собирается селективным конвейерным способом. Тип привода и ГРМ — установлено немецкое устройство от компании INA для натяжения ремня зубчатого типа. Замена ремня потребуется примерно через 90 тыс. км. Характеристики крутящего момента — 170/3750. Масса мотора- 110,1 кг. Выше, чем у конкурентов, но не заметна разница. Материал блока чугун. Электронная система зажигания, контролируемая процессором. Используемое горючее — аналогично предыдущему варианту, бензин АИ-95. До 100 км/ч с использованием 179 двигателя машина разгонится за 12 сек. Расход горючего: в городе — 10 л, смешанный тип перемещения — 8 л, на трассе — 7 л. Токсичность — Euro5. Не отличается от других, несмотря на значительно отличающиеся параметры. Ходовой ресурс установлен на уровне в 300 тыс. км., значительно превышает аналогичный показатель у 129 модели.
В качестве достоинств мотора отметим следующее: — 179 мотор устанавливается на долгожданный многими автолюбителями Лада Веста Кросс. Мощности и ходовых характеристик достаточно чтобы не испытывать проблем с вождением; — быстрая и уверенная езда и старт со светофора;
— конструктивная особенность для изменения фаз распределения газа; — применены облегченные и увеличенные впускные (31 мм) и выпускные (28 мм) клапаны; — используется стандартная трансмиссия амт ВАЗ. Часть узлов выполнена не в России, будучи изготовленной ведущими автопроизводителями. Например, клапана делаются компанией Mahle, а кислородный датчик делается Bosch.
Недостатки мотора в большем расходе топлива и масла по сравнению с двумя другими силовыми установками. Гнёт клапана (как другие варианты в линейке), в высоком уровне шума при работе на любой передаче. Последнее обстоятельство характерно для моторов, установленных в Ладе Веста.
https://youtube.com/watch?v=dxoUBU47Gqg
Приобретенные недостатки
Коленвал у двигателя 1,6 вполне современен, он полнопротивовесный, то есть на продолжении каждой щеки вала имеется противовес (всего восемь штук). Импортные моторы часто располагают лишь четырьмя противовесами. Экономят.
Всюду видно «похудение». Тонкий стержень шатуна переходит в уменьшенную нижнюю головку. Поршень облегчен до предела. Оставлена зона расположения поршневых колец и два небольших «язычка», заменяющих прежнюю полноценную юбку.
Всюду видно «похудение». Тонкий стержень шатуна переходит в уменьшенную нижнюю головку. Поршень облегчен до предела. Оставлена зона расположения поршневых колец и два небольших «язычка», заменяющих прежнюю полноценную юбку.
Короткая юбка поршня — в духе современного автостроения, но такое решение не лучшим образом влияет на моторесурс. Мало того, что опорная поверхность поршня мала, так еще и перекладка (боковые колебания) возможны больше, чем со старыми, высокими поршнями.
Шатуны нынешней модификации двигателя стали заметно тоньше по сравнению со старыми, с индексом 2108. А еще появилась высокотехнологичная отламываемая крышка шатуна, но значительно уменьшилась ширина шатунного вкладыша. Да, массу шатуна таким образом удалось немного снизить. Но это однозначно повысило нагрузки на подшипник. При этом ширина шейки на валу осталась прежней . Вполне можно было бы ставить шатун с «широкой» нижней головкой.
Хорошо видно, насколько нижняя головка шатуна ýже шейки коленвала.
Хорошо видно, насколько нижняя головка шатуна ýже шейки коленвала.
Признаки необходимости ремонта ДВС
Причины, по которым работа мотора, нарушаются, выстраиваются в небольшой список, начиная с отказа запускаться и заканчивая плавающими оборотами на холостом ходу (на 127 «движке» эту проблему убрали). Не все поломки заканчиваются капиталкой – когда-то достаточно долить масла, когда-то – подправить настройки ЭБУ.
Снижение компрессии
Снижение компрессии в цилиндрах ниже отметки в 16 атмосфер – плохой знак. Такая высокая граница соответствует степени сжатия – 11.
Стуки в двигателе
Стуки в двигателе могут доноситься с нескольких точек. Это могут быть гидрокомпрессоры, ролики ремня ГРМ или пальцы. А еще причиной стука может быть низкий уровень масла. Ответ на вопрос даст тщательный детальный осмотр всех деталей агрегата и проверка уровня масла.
Блок цилиндров
Блок отливается из высокопрочного чугуна. Нумерация цилиндров осуществляется со стороны установки шкива коленчатого вала. Каждому цилиндру, по результатам замера его диаметра, присваивается размерный класс.
Блок 21126 окрашен в серый цвет. Обработка стенок выполняется в соответствии с требованиями фирмы Federal Mogul. У блока 21126 три класса через 0,01 мм (А, В, С). Клеймо класса цилиндра расположено на нижней плоскости блока.
«АвтоВАЗ» время от времени радует своими новшествами. Долгое время большой популярностью пользовалась серия ВАЗ от копеечных «Лад» до стильной «семерки». Позднее появилась линейка Lada Samara, представленная ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099. Дополнил их модельный ряд автомобилей 10-го семейства. Теперь мы довольствуемся «Калинами», «Грантами», «Приорами» и «Вестами». Некоторые из этих моделей стали оснащаться новой силовой установкой – двигателем 21127.
Что же подвигло на такой шаг? И чем теперь новый мотор сможет удивить отечественных автолюбителей?! Попробуем ответить на и эти и прочие вопросы.
Основной список неисправностей
Как заверяет отечественный производитель, ресурс силового агрегата составляет 200 тысяч километров с сохранением эксплуатационных свойств. Тем не менее даже такое совершенное устройство двигателя 21127 не исключает появление разных неисправностей. Зачастую может наблюдаться трение, впрочем, это характерно для большинства современных силовых агрегатов. В основном это указывает на засорившиеся форсунки. Их промывка дает нужный результат.
Могут произойти и проблемы с электроникой. Зачастую при этом больше всего страдают:
- катушка зажигания;
- стартер;
- электронный блок управления;
- регулятор давления топлива или холостого хода.
Иногда из подкапотного пространства можно услышать стуки. Не стоит откладывать осмотр автомобиля на неопределенный срок, лучше сразу же определить источник постороннего шума. Вполне вероятно, что звуки издают гидрокомпенсаторы, и тогда беспокоиться не о чем.
Паниковать стоит, если причина стуков не в этих деталях. С большей долей вероятности это может указывать на износ шатунно-поршневой группы.