Это, как правило, происходит при неисправном генераторе, когда питание электроприборов осуществляется от АКБ. Наиболее часто лампочка загорается по следующим причинам: Проскальзывание клиновидного ремня на шкиве генератора. Выключатель звукового сигнала. Но все же его нужно считать частью конструкции. ГЕНЕРАТОР И РЕЛЕ 702 ДЛЯ ИНДИКАЦИИ РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА
Разбираем статор и ротор Далее вынимаете ротор в сборе с задним подшипником из передней крышки.
При неработающем моторе показания должны находиться в пределах 11,,6 В. Выйти из строя могут щетки генератора , шкив генератора и другие элементы конструкции. Но все же его нужно считать частью конструкции.
Направление вращения — правое со стороны привода Максимальная сила тока отдачи при 14 В и частоте вращения ротора мин — 42 А Максимальная частота вращения ротора — 13 мин Передаточное отношение двигатель-генератор — ,04 Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на коленчатом валу двигателя. Учитывая простоту «копейки», для поиска неисправности вам потребуется только мультиметр и умение пользоваться им.
Генератор ваз Замена генератора ВАЗ 2101 на генератор ВАЗ 2109 (Схема подключения возбуждения)
Основные компоненты генератора
Конструктивно он состоит из следующих основных элементов:
- Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
- Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
- Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
- Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
- Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных автомобилях применяется многоручейковый).
- Регулятор напряжения в автомобиле ВАЗ-2101 установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
- Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).
Стоимость и взаимозаменяемость
Встроенный реле регулятор напряжения 71.3702 для генератора Г-222
Средняя цена за регулятор напряжения как встроенный в щетки, так и выносной составляет около 100 рублей.
Модели генераторов Г-221 и Г-222 взаимозаменяемы, то есть вы без особых трудностей сможете поставить новый генератор от «семерки» на «копейку», но стоит уделить внимание правильному заряду АКБ. Для этого необходимо доработать электропроводку по стандартной схеме подключения.
В зависимости от ситуации, либо установить внешний реле регулятор напряжения, либо, наоборот, снять внешний и оставить один встроенный в генератор.
Нормальным напряжением в бортовой сети автомобиля считается диапазон 13,5-14,5 Вольт.
Любой автомобиль, в том числе и ВАЗ 2101, имеет два источника электроснабжения — аккумулятор и генератор. Генератор обеспечивает работу всех электроприборов во время движения. Его выход из строя может доставить автовладельцу много хлопот. Однако диагностировать неисправность и отремонтировать генератор ВАЗ 2101 своими руками довольно просто.
Конструкция креплений
Конструкция крепежных элементов электрогенераторов на автомобилях автоВАЗ варьируется. Различия в крепеже вызваны особенностями строения и расположения силового агрегата. Для автомобилей семейства вазовской классики и Нивы, с продольным расположением двигателя, характерно продольное расположение автогенератора, вдоль блока, около первого цилиндра. Привод автогенератора осуществляется через ремень от шкива коленчатого вала. На переднеприводных моделях, с поперечным расположением двигателя, электрогенератор располагается напротив переднего правого лонжерона по ходу движения.
Совместимость установочных пазов на классике и переднеприводных моделях отличается, но в зависимости от конкретной модели. Установочные места электрогенератора на классике и первых переднеприводных машинах (08, 09 и 99 семейства) совпадают. Однако для монтажа электрогенератора от десятки или шевроле нивы на классику потребует приобрести шкивы, специальную планку и болт крепления для установки генератора. В остальных случаях монтаж и крепление генераторов с 21214 и других «Нив» на заднеприводные модели ВАЗа не требуют проведения дополнительных работ.
Для монтажа мощных устройств с Калины или Приоры крепление генератора под другие модели ВАЗа потребуется изменить. Очень важно подобрать соответствующие комплектующие. Для установки на семейство 08, 09 и 99 все крепления генератора от ВАЗ (2110 и др.) выбираем под 8-клапанную головку, а не под 16-клапанную.
Данный нюанс очень важен, т. к. он напрямую влияет на совместимость и возможность установки мощных электрогенераторов на старые переднеприводные и заднеприводные модели машин.
Сам крепеж представляет собой металлическую Г-образную конструкцию, сделанную из прочной стали. В конструкции предусмотрены специальные отверстия для её совмещения с самим автогенератором. Кроме того, крепежная планка оснащена технологическим вырезом, в который вставляется винт для выставления соосности устройства относительно блока цилиндров.
Нижнее крепление генератора представлено в виде специального металлического кронштейна с технологическими отверстиями (в самом кронштейне и в ответной части автогенератора). Через эти крепления проходит болт, который жестко соединяет элементы воедино. Это необходимо для того, чтобы избежать вибраций и проскальзывания ремня во время работы двигателя.
Обмотки генератора
Всего их две – роторная (возбуждения) и статорная (силовая). Принцип функционирования установки заключается в том, что выработка тока в силовой обмотке возможна лишь при выполнении следующих двух условий:
- Присутствует постоянное магнитное поле.
- Это поле вращается относительно силовой обмотки.
Только при их соблюдении будет работать генератор. Подав напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Так как ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но нужно еще обратить внимание на то, какова схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он соединен с аккумуляторной батареей параллельно для осуществления зарядки.
Устройство генератора ВАЗ 2101
Мы приведем несколько самых простых способов диагностики генератора ВАЗ без использования специального стенда и осциллографа.
Необходимо завести автомобиль, если при работающем двигателе горит контрольная лампочка на приборной панели, вытяните рукоятку подсоса и доведите обороты двигателя до 1000-1500 об/мин.
На несколько секунд отсоедините минусовую клемму на аккумуляторной батареи, если двигатель заглох то генератор неисправен и необходимо провести диагностику генератора. Обратите внимание что долгая работа двигателя без подключенной аккумуляторной батареи может вызвать поломку диодного моста, так что проводите эксперимент как можно быстрее.
Данным способом можно проверить целостность щеток генератора и работоспособность обмотки возбуждения.
Для этого нам потребуется отсоединить все провода идущие к генератору и проверить сопротивление (при помощи тестера) между контактами «67» и корпусом генератора. Если в результате измерений было получено сопротивление 4.2-4.7 Ом при температуре 20С, то генератор исправен.
Дальше необходимо демонтировать генератор и разобрать его. При помощи того же тестера замерьте сопротивление обмотки возбуждения между двумя контактными кольцами. Сопротивление должно быть 4.3 плюс минус 0.2 Ом, при той же температуре.
Для проверки статора на работоспособность необходимо демонтировать генератор с ВАЗ и разобрать. При помощи тестера проверьте целостность обмотки и отсутствие обрыва. Так же проверьте отсутствие короткого замыкания между витками и массой статора. Визуально осмотрите изоляцию обмотки, на ней недолжно быть следов перегрева которые свидетельствуют о коротком замыкании в диодном мосту.
Для проверки положительных и отрицательных диодов по следующей методике необходимо снять генератор с автомобиля и частично разобрать его.
Дальше необходимо собрать простую схему которая приведена внизу и провести диагностику моста.
В начальный момент (при запуске двигателя) напряжение в бортовой сети равно тому, которое имеется и в АКБ (около 12 В). И на холостых оборотах оно будет примерно на этом уровне поддерживаться. Но при увеличении частоты вращения ротора произойдет скачок напряжения вплоть до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается большее напряжение из-за увеличения частоты вращения ротора (скорость магнитного поля возрастает). А это чревато повреждением электропроводки автомобиля и выходом из строя потребителей.
Конструктивно генератор Г-221 состоит из следующих основных элементов:
- ротор;
- статор;
- реле регулятора;
- полупроводниковый мост;
- щётки;
- шкив.
Кронштейн жёстко фиксирует генератор даже при движении по неровным дорогам
Ротор — подвижная часть генератора. Он состоит из вала, на рифлёную поверхность которого напрессована стальная втулка и клювообразные полюсы. Эта конструкция выполняет функции сердечника электромагнита, вращающегося в двух шариковых подшипниках. Подшипники обязательно должны быть закрытого типа. В противном случае из-за недостатка смазки они быстро выйдут из строя.
Ротор (якорь) представляет собой подвижную часть генератора
Читать далее: Система зажигания автомобиля: предназначения, устройство, принцип работы
Шкив можно считать как частью генератора, так и отдельным элементом. Он устанавливается на вал ротора и при необходимости легко снимается. Шкив при работающем двигателе вращается коленвалом через ремень и передаёт вращающий момент ротору. Чтобы шкив не перегревался, на его поверхности имеются специальные лопасти, обеспечивающие естественную вентиляцию.
Шкив генератора приводится во вращение коленчатым валом через ремень
Статор с обмотками
Статор состоит из ряда специальных пластин, изготовленных из электротехнической стали. Для повышения устойчивости к нагрузкам в четырёх местах по наружной поверхности эти пластины соединены сваркой. На них в специальные пазы уложена обмотка из медной проволоки. Всего статор содержит три обмотки, каждая из которых состоит из двух катушек. Таким образом, для выработки генератором электричества используется шесть катушек.
Статор состоит из пластин, изготовленных из электротехнической стали, на которые укладывается обмотка из медной проволоки
Реле регулятора
Реле регулятора — это маленькая пластинка с электрической схемой внутри, предназначенная для контроля напряжения на выходе генератора. На ВАЗ 2101 реле расположено вне генератора и крепится на задней крышке с внешней стороны.
Реле регулятора предназначено для контроля напряжения на выходе генератора
Выработка электричества генератором невозможна без щёток. Они расположены в щёткодержателе и крепятся к статору.
В щёткодержателе генератора Г-221 фиксируется всего две щётки
Диодный мост
Выпрямитель (или диодный мост) представляет собой подковообразную пластину со встроенными шестью диодами, преобразующую переменный ток в постоянный. Важно, чтобы исправны были все диоды — в противном случае генератор не сможет обеспечить питанием все электроприборы.
Диодный мост представляет собой пластину в форме подковы
Вслед за ней обновления потребует ротор для зарядки ВАЗ 2106. Именно поэтому рекомендуется оценить финансовые возможности и целесообразность подобных обновлений.
Регулировка перепадов напряжения в сети автомобиля выполняется специальным реле. Малейшие отклонения в его работе негативным образом отражаются на ходовых параметрах машины в целом. В связи с этим водителям рекомендуется регулярно проводить профилактический осмотр.
Что будет если перепутать клеммы аккумулятора?
В моем случае, первое, что я увидел, — это то, что провода просто начали дымиться. Еще бы, пусковой ток от аккумулятора который я подкинул был еще выше, чем вообще положено быть на аккумуляторе, установленном на такой автомобиль. Но конечно, основная причина того, что пошел дым, — это просто то, что плюс я накинул на минус, а минус на плюс. Дурацкая ситуация, но все получилось так.
Что было потом? Спустя секунду я понял, что тупанул и скинул клеммы, одев на место старый аккумулятор. Но когда я провернул ключ зажигания, то увидил, что вместе с лампой давления масла, лампа зарядки аккумулятора, уже не загорается. Это было первым что меня озадачило. Тогда я проверил предохранитель, — на Копеечке он 10-ый от водительской дверцы и самый крайний в ряду. У меня предохранитель оказался нормальным, — следов горения не было, на всякий случай я его заменил, но это ни к чему не привело. Потом я достал приборную панель, вытащил лампочку которая идет на лампу зарядки, — зрительно она была норм, но я поменял и ее, — ничего не изменилось), — после поворота ключа зажигания, лампа так и не загоралась.
Сразу после этого я пошел и купил новую шоколадку, прикрутил ее к крылу и подключил провода, провернул ключ и снова ничего(. В добавок к этому, уже возле авторынка, я просто не смог завестись на новом аккумуляторе, который был куплен только позавчера от описуемого дня. Тогда я понял, — что кроме того, что не горит лампа зарядки аккумулятора, не идет и зарядка на саму батарею. В общем, постепенно приходило осознание того, что случилась беда с самим генератором…
Снятие и установка регулятора напряжения
Замена внешнего регулятора напряжения ВАЗ 2101-2106
1) Головкой на «8» отворачиваем две гайки и снимаем регулятор.
2) Отсоединяем два провода.
3) Крепим новый регулятор к брызговику и подсоединяем провода: оранжевый — к выводу «15», а серый — к выводу «67».
Схема подключения реле регулятора напряжения
ВНИМАНИЕ! Прежде чем пустить двигатель, убедитесь, что контакт между корпусом регулятора напряжения и «массой» автомобиля надежен, а провода к выводам «15» и «67» подсоединены правильно.
Необходимо, чтобы на выходе генератора напряжение оставалось постоянным, а для этого используется простой принцип. Если сделать так, чтобы напряжение питания роторной обмотки было постоянным, то получится избежать изменения величины магнитного поля. На ВАЗ-2101 генератор функционировать должен под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых по конструкции реле-регулятора могут удерживать различное значение напряжения.
Типы регуляторов:
- Механические – в основе находится электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
- Полупроводниковые – в основе находится небольшая схема из транзисторов малой мощности либо же один силовой ключ.
- Смешанные – в конструкции имеется как транзисторная схема, так и электромагнитное реле.
Щетки – это именно тот элемент, при помощи которого реализуется схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им подается напряжение на контактные кольца движущегося ротора.
Монтаж производится в обратной последовательности. Если необходима замена генератора на более мощный, то можно установить аналог с модели автомобилей ВАЗ-2107 или же 2109. Они обладают большей мощностью и способны обеспечить стабильную зарядку аккумуляторной батареи. Отличие от «родного» ВАЗ-2101 заключается в том, что регулятор напряжения совмещен со щеточным узлом.
Главное, чтобы не было перекосов, иначе ремень будет рваться, быстро изнашиваться, нагрузки на ротор увеличатся в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы данный элемент имел определенное натяжение. Регулируется оно при помощи изменения положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в верхней части генератора.
Замена агрегата
Снять генератор с классической модели Жигулей несложно. Но он смонтирован в нижней части моторного отсека, под двигателем, и снимать его надо снизу. Это означает, что вам понадобится смотровая яма или эстакада. Подготовительная операция состоит в том, чтобы поставив автомобиль на яму и убрать защиту картера двигателя, если она есть. Также необходимо, открыв капот, снять минусовую клемму «масса» аккумуляторной батареи. Теперь всё готово для снятия.
Работы выполняются в следующем порядке. Отсоедините генератор вашего ВАЗ 2101 от электросистемы автомобиля. Открутите гайку крепления плюсовых проводов на генераторе. Отсоедините штекер щёток и штекер диодного моста.
Открутите на пару оборотов гайку крепления агрегата к регулировочной планке. Если есть такая возможность, используйте накидную головку и удлинитель с карданным шарниром. Отклоните генератор так, чтобы ремень провис на шкивах коленвала, водяного насоса и генератора ВАЗ 2101. Снимите ремень.
Спуститесь в яму. Ключом на 19 отверните большую гайку крепления. Болт, фиксирующий агрегат, находится в самой нижней части моторного отсека и подвергается воздействию ветра и воды, снега и грязи, поэтому он часто прикипает. Выбейте его молотком. Аккуратно снимите генератор с ВАЗ 2101.
Если предполагается ремонт, переходите к нему. Планируется замена — смонтируйте генератор на ваш ВАЗ 2101 в обратном порядке. Для подключения подсоедините штекеры и закрутите гайку крепления проводов.
Как снять генератор
Для проведения демонтажа вам потребуются следующие инструменты:
- Ключи гаечные на 10, 13 и 17.
- Монтажная лопатка.
- Проникающая смазка типа WD-40.
Первоначально отключаете аккумуляторную батарею и отсоединяете провода от генератора. Желательно все работы производить при слегка приподнятой передней части автомобиля либо на смотровой яме, эстакаде. Перед тем как снять генератор, нужно ослабить приводной ремень. Для этого полностью выкручиваете ключом на 17 гайку с верхней шпильки крепления корпуса к блоку двигателя. С ней никаких проблем возникнуть не должно.
Корпус генератора нужно придвинуть к блоку, после чего снимаете ремень. Проблематично окажется ослабить нижний болт крепления. Он близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому заранее обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.
Требуемые инструменты
Для замены и ремонта генератора ВАЗ 2101 требуются инструменты, перечень которых приведен ниже.
Таблица — Перечень необходимых инструментов для замены генератора
Наименование | Примечание |
Торцовый ключ | «на 17», «на 19» |
Карданчик | Для более удобного доступа к креплениям генератора |
Вороток | С трещоткой и удлинителем |
Рожковый ключ | «на 10» |
Накидной ключ | «на 10», «на 15» |
Головка | «на 17», «на 19» |
Мультиметр | Для прозвонки цепи |
Паяльник | Для подсоединения выводов обмоток |
Проникающая смазка | Для отсоединения прикипевших и ржавых резьбовых соединений |
Металлическая щетка и ветошь | Для очистки креплений и рабочих поверхностей |
Часть работ по замене генератора требует доступа со стороны днища ВАЗ 2101. Поэтому желательно иметь в распоряжении смотровую яму или эстакаду.