Чем отличается OBD 1.5 от OBD 2.1? Как подобрать сканер ошибок для своего авто

Ваш адаптер перестал подключаться к авто или не включается вовсе, проверьте его на работоспособность. Далее мы поговорим о способах проверки ELM327.

  • Для начала подключите ваш адаптер к разъему OBD2 вашего авто, включите зажигание и выполните поиск устройств Bluetooth на вашем гаджете.
  • Если смартфон или планшет найдет сканер значит модуль bluetooth в порядке.
  • Когда устройство не обнаружено проверьте горит ли индикатор адаптера — обычно это красный светодиод на самом ELM327.
  • Бывают ситуации, когда питание с разъема OBD2 не поступает, в этом случае причина не в адаптере.
  • Бывают ситуации, когда индикатор горит, но автосканер не появляется на устройстве необходимо проверить ELM327 на работоспособность с помощью тестера.

Что такое ELM327 v.1.5?

Пожалуй, самый главный и распространенный вопрос, который волнует покупателей. Постараемся дать на него развернутый ответ. «Оригинальный» ELM327 — это микросхема, выпущенная на рынок в начале нулевых годов канадской компанией Elm Electronics, на базе микроконтроллера PIC18F2480 от американского производителя Microchip Technology. Эта микросхема преобразовала протоколы, которые применяются в диагностических шинах автомобилей в протокол RS-232.

Стоимость устройств на «оригинальном» североамериканском чипе начинается от 50 у.е. и доходит до 500, цена собственно чипа PIC в районе 2000 рублей. Сканеры на оригинальном ELM327 рассчитаны на корпоративного потребителя, их можно встретить на крупных СТО, фирменных техцентрах брендах. Откуда же взялись массовые дешевые модели сканеров и адаптеров ELM327, которые получили такое широкое распространение среди рядовых владельцев машин и ремонтников-любителей?

Дело в том, что когда Elm Electronics выпустила первую версию своего ELM327, канадцы, по неизвестным причинам, не активировали на устройстве защиту от копирования. И программное обеспечение (прошивка) чипа было немедленно «считана» китайскими умельцами. Дальнейшее было делом техники. Китайские мастера, надо отдать им должное, сумели «натянуть» доставшуюся им бесплатно прошивку на более дешевый и массовый микроконтроллер PIC18F25K80, схожий по архитектуре, но стоимостью в несколько раз дешевле. Сделали они это настолько хорошо, что сканеры с таким чипом смогли достаточно уверенно работать с подавляющим большинством ЭБУ (электронных бортовых устройств) современных автомобилей. Поэтому, когда сегодня говорят о сканерах и адаптерах OBDII на чипе ELM327, имеют в виду именно китайские чипы. Работа с оригинальным ELM327 осталась за профессионалами. Версия наиболее распространенной китайской прошивки на микроконтроллере PIC18F25K80 получила название ELM327 v. 1.5 и является «почти аналогом» оригинальной канадской прошивки ELM327 v1.4b.

Проверка версии сканера

Самая простая проверка, что бы не «запариваться» с терминалами, использование программки https://hobdrive.com/ — это бортовой комп для авто. Я себе, кстати, прикупил его уже, правда руки не доходят потестировать по-серьезному. Покупал потому, что на момент покупки, только эта программа «без танцев с бубном» понимала мой автомобиль + понравилась работа поддержки (на форуме)+ цена по акции была совсем смешная
Для проверки вполне подойдет бесплатный вариант программы, который доступен и на маркете и на сайте производителя.

После установки программы: ~ в системных настройках изменить уровень системных логов с error на trace ~ в параметрах авто выбрать шаблон строки инициализации elm: VAZ Yanvar ~ подсоединиться к елм, результат ответов посмотреть в log.txt (находится в папке с программой)

Полученный лог, свидетельствующий о поддержке KWP2000 (нестандартных протоколов).

[TRACE] 13.05.2018 10:31:13.848[OBD2Engine] -> INIT [TRACE] 13.05.2018 10:31:13.858[OBD2Engine] -> ATZ [TRACE] 13.05.2018 10:31:13.871[OBD2Engine] SendCommand:ATZ [TRACE] 13.05.2018 10:31:13.727[OBD2Engine] HandleReply: ELM327 v1.5

[INFO] 13.05.2018 10:31:13.727[OBD2Engine] VersionInfo: ELM327 v1.5 [TRACE] 13.05.2018 10:31:13.728[OBD2Engine] -> ATE0 [TRACE] 13.05.2018 10:31:13.739[OBD2Engine] SendCommand:ATE0 [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.814[OBD2Engine] HandleReply: ATE0 OK

[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.814[OBD2Engine] -> ATL0 [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.819[OBD2Engine] SendCommand:ATL0 [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.892[OBD2Engine] HandleReply: OK

[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.892[OBD2Engine] -> EXTRAINIT [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.903[OBD2Engine] SendCommand:ATSP5 [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.979[OBD2Engine] HandleReply: OK

[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.980[OBD2Engine] -> EXTRAINIT [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.992[OBD2Engine] SendCommand:ATAL [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.067[OBD2Engine] HandleReply: OK

[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.067[OBD2Engine] -> EXTRAINIT [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.072[OBD2Engine] SendCommand:ATIB10 [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.145[OBD2Engine] HandleReply: OK

[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.145[OBD2Engine] -> EXTRAINIT [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.154[OBD2Engine] SendCommand:ATSH8110F1 [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.230[OBD2Engine] HandleReply: OK

[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.230[OBD2Engine] -> EXTRAINIT [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.243[OBD2Engine] SendCommand:ATST32 [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.319[OBD2Engine] HandleReply: OK

[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.319[OBD2Engine] -> EXTRAINIT [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.326[OBD2Engine] SendCommand:ATSW00 [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.399[OBD2Engine] HandleReply: OK

[TRACE] 13.05.2018 10:31:14.399[OBD2Engine] -> EXTRAINIT [TRACE] 13.05.2018 10:31:14.412[OBD2Engine] SendCommand:ATFI [TRACE] 13.05.2018 10:31:15.869[OBD2Engine] HandleReply: BUS INIT: OK

более развернуто о проверках тут
Есть и другие программы, для проверки, но под многие из них уже имеются «заплатки-обманки»- китайцы не стоят на месте ;)

Что такое OBDII и «адаптер» OBDII

OBD-II (On-board diagnostics, второй версии) – это стандарт бортовой автодиагностики, который является развитием первой версии, созданным в конце прошлого века. Стандарт позволяет получить контроль и представление над состоянием двигателя, многих других узлов автомобиля. Данная спецификация предлагает стандартный интерфейс для соединения датчиков внутри машины и внешних устройств, которые подключаются к колодке диагностики (DLC) на 16 контактов. К этой колодке, которую можно найти в любом автомобиле, выпущенном после 1991 года, можно подключить сканеры кодов и устройства, их называют OBDII адаптерами.

Это миниатюрные приборы, которые преобразовывают сигналы от датчиков и через проводной или беспроводной интерфейс связываются с «умными» цифровыми устройствами – компьютерами, смартфонами и планшетами. Умные устройства в свою очередь, с помощью установленных программ выдают информацию о состоянии двигателя в удобном и понятном для пользователя виде. Пример беспроводного (Bluetooth) адаптера – Mini OBD II Bluetooth ELM327 V1.5

Если вы уже уяснили, что все адаптеры ELM327 по цене до 1000 рублей являются китайскими ревизиями оригинала, пойдем дальше, и расскажем о версии ELM327 V2.1. После 2014 года китайские производители выпустили на рынок адаптеры с чипами MCP2515, BK3231Q и некоторыми другими, еще более дешевыми, чем PIC18F25K80. Для этих микроконтроллеров им пришлось переработать имеющуюся у них прошивку 1.5 (создавать собственное ПО для них слишком сложно). Не долго думая, они назвали «новый» адаптер OBD II ELM327 v. 2.1. Получившееся в итоге устройство имело ограниченный диапазон применения, в частности, возникали реальные сложности с совместимостью с моделями машин, выпущенными до 2010-х годов.

Вот что нужно помнить: китайские устройства OBD II ELM327 v. 2.1. не являются вертикально совместимыми и не «наследуют» ELM327 v. 1.5. Большая цифра в маркировке версии – не означает, что адаптер будет работать «лучше». Это чисто маркетинговый ход, который остается на совести китайцев.

Использование сканера с редкими протоколами

Ну что, посмотрели/протестировали адаптер (более-менее)? Но покупался-то сканер для работы с автомобилем, а не для самотестирования! :)
Давайте теперь рассмотрим, как заставить его работать в популярной программе Torque Pro (OBD2 / автомобиль)

с автомобилем, имеющим нестандартный протокол, который программа «из маркета» тупо не видит.

Вообще, по-логике, если хоть одна программа работает через адаптер, то можно запустить и любую другую (необходимую нам)- все зависит от возможностей настройки программы (куда нас пустил разработчик).

Покажу на примере своего авто, использующего протокол K-Line Daihatsu (это целый ряд автомобилей от Daihatsu и Toyota) — думаю как раз типовой пример получится, заодно проведем более детальную проверку автосканера.

Для соединения Torque с автомобилем, который не определяется изначально программой, необходимо прописать «правильную» строку инициализации. Для этого заходим в настройки профиля и включаем «Show advanced settings» (находится в самом низу). И все так же, в самом низу дополнительных настроек, находим строку, куда можно прописать собственную строку инициализации.

Сразу же возникает вопрос — где взять эти «правильные» настройки? Варианта два- «рыть интернет», или скопировать с другой программы, в которой уже есть прописанная «правильная» строка инициализации для Вашего автомобиля (или совместимого близкого аналога).

Я скопировал настройки с вышеупомянутого HobDrive… В нем достаточно войти в шаблоны автомобилей, выбрать Вам необходимый и скопировать оттуда полностью строку (на скриншоте видна только часть ее)

Заменяем в скопированной строке «;» на «\n» (чуть иной синтаксис) и вставляем в Torque

Что бы наш автомобиль не только мог соединяться, но и получать необходимую информацию с датчиков, нам необходимы так называемые PID для нашего автомобиля (список датчиков с формулами пересчета получаемых данных), их тоже ищем в интернете, например или вот тут, на 4pda, имеется приличный каталог.

скачанный файлик «сбрасываем» в папку Torque — .torque/extendedpids. Иногда папку extendedpids требуется создать самостоятельно (у меня, например, ее не было)

Папка .torque находится в корне карты памяти или андроид-устройства и является скрытой, для того чтобы получить к ней доступ необходимо включить отображение скрытых папок в Вашем файловом менеджере. Например так


После этого в «настройках» выбираем «Управление дополнительными PID/Датчиками», жмем в правом верхнем углу три точки и «добавить набор» Из выпавшего списка выбираем нам необходимое… и получаем список с новыми датчиками и формулами пересчета … Перемещаемся в панель с приборами, удаляем неиспользуемые датчики стандартного набора -они нам не нужны и ОБЯЗАТЕЛЬНО добавляем хотя бы один датчик/прибор из добавленной нами схемы (они и подписаны и видны по информации в списке). Если мы не добавим не одного датчика из нового набора, соединение с ЭБУ может не произойти (по крайней мере по индикации) — такой вот «косяк» или фича имеется у Torque (сначала тоже не мог понять, что сделал не так, пока не добавил новые приборы)

Ну и результат! :) Все работает (ну относительно все- видны лишь прописанные датчики в PID).


Не хватает (мне, для полного счастья) датчика детонации, для диагностики, но однако — то что есть работает нормально! Если найти PID с бОльшим количеством датчиков, можно получить и лучший результат. В примере показана лишь часть доступных графиков/датчиков. Некоторые по нулям, т.к. авто непрогретое и без нагрузок, близко к ХХ. Скрины разных датчиков делались не одновременно!, поэтому рассматривать можно только для ознакомления.

Выбор приложения для диагностики

Я думаю что здесь у Вас вопросов не возникнет. Заходим в Google Play (Плэй маркет) и скачиваем приложение “InCarDoc free” (Автомобильный доктор). Преимуществом является то, что программа на русском языке. Этим приложением я пользуюсь уже на протяжении длительного времени и проблем у меня с ним не возникало, тем более что в сети есть PRO версия которую можно установить бесплатно.

Есть так-же програмки под названием Torque, OpenDiag Mobile, Car Scanner ELM OBD2, ХобДрайв и другие. Torque например поможет вывести на экран дополнительные виджеты, а если у Вас магнитола на Android, то можно использовать эту программу как бортовой компьютер. Выбор на самом деле большой. Цель у всех одна – прочитать электронные блоки вашего автомобиля. Если по каким-то причинам Вам не нравиться “InCarDoc free” то попробуйте что-то из выше предложенного.

Оценка применимости: визуальный осмотр и изучение документов

Если вы сомневаетесь, подходит ли диагностическое устройство для вашего авто:

изучите техническую документацию, где может быть указание на поддержание стандарта; поищите на авто идентификационную табличку «OBDII compliant»; воспользуйтесь программой Mitchell OnDemand; воспользуйтесь дилерской базой по конкретной модели; осмотрите диагностический разъем.

DLC Pin 16 имеет трапециевидную форму и обычно располагается под приборной панелью (с ближней к водителю о стороны). Он может быть на виду или прикрыт крышкой. Его наличие почти на 100% подтверждает возможность подключения сканера ELM327 OBD2 и использование всех его функций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]