Перегревается двигатель: ТОП-самых частых причин, как избежать перегрева двигателя, признаки и последствия

Самым важным и дорогостоящим агрегатом любого автомобиля, как известно каждому водителю, является двигатель. Но, к сожалению, не все автовладельцы уделяют уходу за ним достаточно времени и средств, а ведь поломка мотора может привести к еще более дорогостоящему ремонту, а он займет длительный промежуток времени.

Самая опасная и дорогостоящая поломка – закипание мотора – может подстерегать незадачливого и забывчивого автолюбителя при перегреве двигателя. Существует большое количество факторов и причин перегрева двигателя. Необходимо помнить и знать, что перегрев двигателя, как правило, приводит к трудоемкому и дорогостоящему ремонту.

Так бороться с перегревом двигателя категорически нельзя)

ТОП-основных причин перегрева двигателя

Такие вещи, как минимальная скорость холостого хода, а также максимальные обороты двигателя транспортного средства, устанавливаются компьютером двигателя транспортного средства, а минимальное и максимальное давление масла регулируются механически масляным насосом транспортного средства.

Если какая-либо из этих систем регулирования транспортного средства выйдет из строя, двигатель транспортного средства может очень быстро выйти за пределы расчетных рабочих условий, что, в свою очередь, очень быстро приведет к выходу двигателя транспортного средства из строя.

  • Несмотря на факт того, что сбои в работе системы охлаждения двигателя транспортного средства являются обычным явлением, существуют и другие причины перегрева двигателя, которые все же могут привести к повреждению двигателя транспортного средства.
  • Такие вещи, как сломанный воздуховод или неправильный угол опережения зажигания, также могут привести к перегреву двигателя транспортного средства.

В современных автомобилях есть множество дефлекторов, экранов, а также воздуховодов. Особенно в передней части транспортного средства. Их предназначениЕ заключается в том, чтобы направить воздух туда, куда он должен идти.

Если эти пластиковые панели или воздуховоды отсутствуют, они могут позволить воздуху обходить компоненты системы охлаждения, что приводит к перегреву двигателя транспортного средства.

Точно так же плохо работающий двигатель транспортного средства способен создавать гораздо больше отработанного тепла и также вызывать перегрев.

Замена масла

Другой не менее интересный вопрос – зачем и нужно ли вообще менять смазку после сильного нагрева ДВС? Стоит немного углубиться в суть – важная характеристика любого расходного смазывающего материала для силовой установки это его вязкость. Но превышение допустимого температурного порога моторная смазка утрачивает свои качества.

Вязкость в пределах нормы покрывает трущиеся детали тонкой пленкой, за счет чего предотвращается тесный контакт металла с металлом. Из-за перегрева масла сильно растет его потребление, а металлическим поверхностям наносится серьезный урон в силу трения.

Вдобавок имеющиеся в продукте присадки разрушаются и в результате образуются газы, кислоты, а также ряд прочих вредных соединений, которые не растворяются. Циркулируя внутри ДВС, они неизбежно вызывают повреждения различной степени тяжести. Таким образом, ответ на вопрос: нужно ли менять масло после его сильного нагрева – однозначен – да.

Неправильный угол опережения зажигания

Неправильный угол опережения зажигания — это самый крайний случай плохо работающего двигателя транспортного средства, который может создавать дополнительный нагрев.

Также причиной перегревания двигателя транспортного средства могут являться изношенные свечи зажигания,

Когда дело доходит до причин перегрева двигателя, связанных с системой охлаждения, есть еще несколько причин, по которым двигатель авто может перегреться:

  • Заклинивший термостат.
  • Неисправный или поврежденный водяной насос.
  • Засоренный радиатор.
  • Загрязненные поверхности теплопередачи.
  • Низкий уровень охлаждающей жидкости.

Далее будет подробно рассмотрен каждый из них.

Хроника событий

В начальной стадии перегрева происходит прогар поршней, расплавленный металл оседает на стенках цилиндров, трение еще больше увеличивается, мотор может заглохнуть, а может и продолжать работать. Одновременно происходит сильный разогрев масла и потеря смазывающих свойств, в результате шатунные вкладыши прилипают к коленвалу, некоторые из них могут провернуться.

Затем происходит деформация головки блока и прогар клапанов, начинают вылетать гнезда клапанов, и появляется звонкий металлический звук работы двигателя, который при этом может заглохнуть, а может и продолжать работать.

Финала у такого перегрева может быть два. В первом случае поршень оказывается самым крепким элементом, тогда ломается коленчатый вал, мотор при этом может и не заглохнуть. Во втором случае поршень заклинивает и его разрывает надвое, юбка падает в поддон картера, днище остается в цилиндре. Шатун с поршневым пальцем начинает хаотично бить по стенкам цилиндра, и в итоге пробивает блок – вот и «кулак дружбы», двигатель глохнет.

Перегрев двигателя из-за заклинившего термостата

Такая разновидность деталей транспортного средства как термостат представляет собой клапан, регулирующий поток охлаждающей жидкости.

Когда двигатель транспортного средства холодный, он не пропускает ее.

Когда двигатель транспортного средства находится в нагретом состоянии, клапан открывается, позволяя охлаждающей жидкости проходить через радиатор.

Защитные мероприятия

Каждый, кто разбирается в электричестве, прекрасно знает, что любой однофазный двигатель нуждается в хорошей защите от перегрузки и сильного нагрева. То же самое относится и к мотору автомобиля. Как не допустить перегрева? Для этого стоит придерживаться ряда профилактических мер:

  • Неукоснительно соблюдать все рекомендации производителя, для чего достаточно изучить техпаспорт транспортного средства.
  • Контролировать уровень ОЖ и масла в двигателе.
  • Избегать агрессивного стиля вождения.
  • Регулярно проходить техническое обслуживание.
  • Пользоваться услугами профессиональной диагностики, так как это позволит избежать ошибок и вовремя обнаружить неисправность.

Соблюдение этих простых рекомендаций позволит защитить двигатель от температурных перегрузок.

Перегрев двигателя из-за поврежденного насоса

Водяной насос — это то, что прокачивает охлаждающую жидкость через двигатель и радиатор транспортного средства.

  • Если водяной насос авто вышел из строя или повреждено рабочее колесо, это приведет к недостаточному потоку охлаждающей жидкости, в результате чего охлаждающая жидкость в двигателе авто станет слишком горячей.
  • Точно так же засор радиаторе или даже в другом месте системы транспортного средства ограничит поток охлаждающей жидкости в ней, вызывая те же самые горячие точки и возможный ущерб.

Последствия перегрева

Водителю со стажем понятно, что защита двигателя от перегрева является отличным способом продлить ресурс авто и избежать серьезных проблем. Новички в силу отсутствия опыта могут не знать, что если температура превышает расчетный показатель, то могут произойти следующие процессы:

  • оплавляется поверхность поршней;
  • деформируются сальники;
  • разрушаются прокладки ГБЦ;
  • «прихватывает» поршень в цилиндре с отрывом и поломкой шатуна;
  • деформируется и трескается ГБЦ.

Масштабы проблемы зависят от температуры перегрева двигателя и длительности воздействия данного неблагоприятного фактора. Чем раньше шофер заметит неисправность и примет меры по ее устранению, тем меньший ущерб получит силовой агрегат.

Загрязнение теплообменника — причина перегрева

Еще одной из причин перегрева двигателя автомобиля, связанной с выходом из строя системы охлаждения, является загрязнение поверхностей теплообмена.

Блок двигателя и радиатор всегда должны быть в состоянии эффективно передавать тепло в охлаждающую жидкость и из нее.

Если внутри охлаждающих каналов образовалась накипь, это может ограничить количество тепла, которое может быть передано снова, что приведет к перегреву двигателя.

  • Чаще всего это происходит на старых автомобилях, в которых не проводилась регулярная промывка охлаждающей жидкости.
  • Если есть подозрение, что это может быть проблемой, следует изучить способы удаления загрязнения из системы охлаждения путем промывки радиатора .

Как избежать перегрева мотора

Хотите, чтобы проблемы перегрева двигателя обошли стороной вас и ваш автомобиль? Это, на самом деле – просто. Нужно лишь соблюдать несколько несложных правил.

ВАЖНО! Используйте только тот антифриз, который предназначен для вашего автомобиля по допуску производителя. Например, для Peugeot, Citroen, DS, Dongfeng и «родственных» марок такой допуск – PSA B71 5110. Ни в коем случае не выбирайте его глядя на обозначения вида G11, G12, G12+, G13 и т.п., как и по цвету. Эти буквы-цифры и оттенки абсолютно бесполезны, никак не регламентируют химический состав и стандартами не являются. Единственный критерий выбора охлаждающей жидкости – наличие допуска автопроизводителя или соответствие спецификации этого допуска.

  • Чётко соблюдайте периодичность смены охлаждающей жидкости. Это надо делать не реже 60 000 км по пробегу или 3 года по времени, в зависимости от того, какой параметр раньше наступит.
  • Не реже одного раза в год, в течение каждых 12 месяцев эксплуатации, желательно весной, производите тщательную внешнюю очистку сотовых элементов всех радиаторов, находящихся на автомобиле. Делается это с помощью мойки высокого давления и специальных моющих средств. Желательно проводить эту процедуру (она недорогая даже у профи) на профессиональных клининговых станциях. Автодилерские сервисы и независимые СТОА тоже оказывают такую услугу, часто проводя её в виде бесплатной акции при прохождении ТО.
  • Раз в два года, при прохождении ТО на СТОА, заказывайте диагностику системы охлаждения. Термостаты многих современных автомобилей имеют электронное управление и их работоспособность поддаётся компьютерному тестированию. Система охлаждения вооружена множеством датчиков, которые расскажут диагностическому компьютеру всё о своём «здоровье». Недорогая услуга позволит вам быть уверенным, что перегрева не будет даже если придётся ездить по трудным дорогам в тропическую жару.
  • Не экономьте на качестве топлива. Заправляйтесь на брендовых АЗС. Проблема контрафакта на российских заправочных станциях стала притчей во языцех, и защититься от «левака» почти невозможно. Но фирменные заправки хотя бы как-то контролируются, в отличие от сомнительного вида «скворечников» с дешёвым горючим. Старайтесь заполнить бак бензином с октановым числом «на ступеньку выше» разрешённого производителем авто – если можно 92-й, то заправьтесь 95-м, если рекомендован 95-й, то «95 Plus» будет предпочтительнее. Вы вправе придерживаться какого угодно варианта, но в любом случае — будьте максимально уверены в высоком качестве используемого топлива.

Низкий уровень охлаждающей жидкости в двигателе

Низкий уровень охлаждающей жидкости также может привести к перегреву двигателя транспортного средства, если охлаждающей жидкости недостаточно для поддержания полного заполнения радиатора и максимальной теплоотдачи.

Можно проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке радиатора или в расширительном бачке системы охлаждения.

Грязный/Замасленный Двигатель:

  • Хотя это и редкая причина, иногда помогает каждая мелочь.
  • Грязь на двигателе может действовать как изолятор, как одеяло.
  • Грязный двигатель будет нагреваться быстрее. Но немного.
  • Между прочим, хромированные аксессуары подобны теплозащитным экранам, удерживающим тепло внутри вашего двигателя.

С другой стороны, алюминий является хорошим проводником тепла и фактически отводит тепло от двигателя. Грязь будет больше влиять на перегрев, если радиатор засорен, поэтому необходимо вытащить шланг и очистить радиатор с обратной стороны, если он забит мусором.

Неправильная работа АКПП

Автоматическая коробка передач заставляет двигатель нагреваться быстрее, чем стандартная коробка передач.

  • Двигатель, вращающий автоматическую коробку передач, всегда вращает преобразователь крутящего момента, независимо от того, движется автомобиль или нет.
  • Преобразователь крутящего момента на самом деле никогда не находится в нейтральном положении и создает постоянную нагрузку на двигатель, заставляя его работать сильнее.
  • Автоматическая коробка передач также будет выделять больше тепла внутри, чем стандартная коробка передач. Часть тепла будет рассеиваться через блок двигателя, вызывая дополнительный нагрев двигателя.
  • Даже если у автомобиля нет ни одной из этих проблем, вполне возможно, что его двигатель рано или же поздно перегреется.

Если эксплуатировать транспортное средство в различного рода экстремальных условиях регулярно, например, при экстремально высоких температурах или для буксировки или буксировки прицепа, заводская система охлаждения может просто не справиться.

Прежде чем тратить много денег на установку охлаждающей жидкости вторичного рынка, рассмотрите возможность добавления BlueDevil Engine Cool в охлаждающую жидкость двигателя. BlueDevil Engine Cool увеличивает эффективность охлаждающей жидкости, позволяя температуре двигателя оставаться в нормальном рабочем диапазоне даже во время экстремального вождения.

Добавление системы охлаждения двигателя к автомобилю — чрезвычайно простой и эффективный способ предотвратить перегрев двигателя.

Как понять, что двигатель перегрелся

Проще всего: посмотреть на показания датчика температуры охлаждающей жидкости (ОЖ). На его шкале есть красная зона. Если стрелка её коснулась – жди горя, а если уже находится «на красном» – «пришла беда – отворяй воротА».

Есть автомобили, у которых «предусмотрительные» (это стёб) конструкторы сделали указатель в виде контрольной лампы, которая своим «красным глазом» сигнализирует – «приехали», надо спасать мотор от перегрева. Коварство такого минимализма в том, что датчик ставит нас перед фактом, не позволяя заранее избежать неприятности. Слава Богу, небольшая часть таких машин, кроме красной, имеет ещё синюю (всё нормально) и жёлтую (осторожно!) «контрольки», по которым проще отслеживать нагрев антифриза.

А что делать, если автомобиль вообще не имеет приборной панели (есть и такие), датчик по каким-то причинам не работает, или водитель занимался какими-то другими, более важными делами, чем смотреть на приборы?

Опытные водители знают, как определить перегрев — по вдруг появившемуся звонкому цокоту детонации в цилиндрах мотора, по потере тяги, более громкой его работе и ухудшению динамики, будто к автомобилю незаметно подцепили гружёный прицеп.

Разумеется, самый прямой признак перегрева – вырывающиеся из-под крышки капота облака пара, свист, шипение и характерный запах подобно гейзеру низвергающихся на дорогу потоков кипящего антифриза.

Прежде, чем мы перейдём к следующей главе, уясните и запомните главное: температура перегретого двигателя, точнее, его охлаждающей жидкости составляет 120-130°С, поэтому будьте подальше от её бурлящих потоков и вырывающихся наружу облаков пара – можно получить страшные ожоги!

Фото -инструкция по диагностике перегрева двигателя

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]