Что делать, если на машине быстро садится аккумулятор?


Кто из автомобилистов не попадал в неприятную ситуацию с севшим аккумулятором? Открываете автомобиль, садитесь, включаете зажигание и… ничего. Аккумулятор разрядился и автомобиль стал совершенно бесполезным. Опять искать другую машину, чтобы прикурить аккумулятор или тащить его домой на подзарядку. Опять истрачена куча нервов, опоздание на работу или на важную встречу. Знакомая ситуация, не так ли? Так, почему же аккумулятор на машине так быстро садиться? Будем разбираться в настоящей статье.

Причины быстрого разряда аккумулятора автомобиля

Иногда причина разрядки – банальная невнимательность водителя. Прежде чем выяснять, почему автомобильный аккумулятор быстро разряжается, убедитесь, что во время стоянки не были включены фары, магнитола, зарядные устройства и другие потребители.

Чаще всего причины быстрой разрядки аккумулятора в машине кроются в неисправностях бортовой электрической сети или самой АКБ:

Основные причины быстрого разряда аккумулятора а также поиск неисправности: видео

  • утечка тока из-за замыкания;
  • неисправность или неправильное подключение мощного потребителя;
  • плохой контакт клемм с выводами АКБ или проводов массы с кузовом и мотором;
  • недозаряд или перезаряд АКБ из-за неисправностей генератора и его «обвязки»;
  • низкая плотность электролита;
  • естественный износ батареи из-за ее возрастной деградации.

Распространенность перечисленных причин зависит от возраста как автомобиля, так и состояния его аккумулятора.

Основные причины быстрой разрядки старого аккумулятора на авто:

Если замер напряжения на клеммах аккумулятора при зарядке генератором показывает меньше 13,9 значит ток заряда недостаточный

  • загрязнение и снижение плотности электролита;
  • естественный износ и сульфатация пластин;
  • слабый контакт на клеммах и/или соединениях массы с кузовом.

Почему новый аккумулятор быстро разряжается в машине:

  • некорректная работа генератора (недозаряд или перезаряд);
  • утечка тока из-за неправильного подключения или неисправности потребителя;
  • плохой контакт или замыкание в электросети.

Старые машины с большим пробегом чаще страдают от коротких замыканий из-за повреждения изоляции и окисления контактов. Это особенно характерно для авто с нештатным кустарным электрооборудованием.

Почему АКБ быстро садится летом, зимой, осенью, весной?

Скорость разрядки автомобильного аккумулятора может зависеть от времени года, а точнее от погодных условий – температуры и влажности воздуха.

Сезонные причины быстрой разрядки автомобильных аккумуляторов:

СезонПричина разряда
Весна и осеньОкисление клемм из-за высокой влажности
Лето
  1. Активное “выкипание” электролита из-за высокой температуры.
  2. Перезаряд из-за неисправного реле-регулятора при отсутствии мощных потребителей.
  3. Оплавление изоляции проводов и последующие замыкания.
Зима
  1. Снижение скорости химических реакций в АКБ
  2. Повышение пусковых токов из-за затрудненного запуска холодного мотора (особенно на дизеле).
  3. Повышенная нагрузка на бортовую сеть (свет, печка, подогрев сидений и т. д.).

Как продлить жизнь АКБ

Напоследок буквально несколько рекомендаций о том, как не столкнуться с подобными явлениями.

Рекомендации сводятся к соблюдению таких правил:

  • минимум раз в полгода полностью заряжайте АКБ зарядным устройством;
  • покупайте электролит и дистиллят в проверенных местах;
  • периодически проверяйте электропроводку, генератор и прочее электрооборудование;
  • следите за состоянием клемм и выводов АКБ;
  • при появлении окислов и коррозии очищайте их, смазывайте;
  • поддерживайте корпус батареи в чистоте;
  • всегда следите за уровнем электролита, зарядом.

Большинство проблем быстрого и внезапного разряда аккумулятора можно устранить. Но в некоторых случаях не останется ничего другого, кроме как купить новую АКБ.

Почему очень быстро разряжается аккумулятор машины

Если аккумулятор разряжается очень быстро (напряжение падает ниже 10,5 В за несколько часов или вообще садится при езде) – налицо серьезные проблемы с бортовой электросетью.

Все основные причины очень быстрого разряда аккумулятора на авто и вызвавшие их неисправности собраны в таблице.

Причина быстрого разряда АКБПочему возникает
Большая утечка токаОкислились клеммы аккумулятора
Замыкание оголенной проводки на массу
Оставлен включенным мощный потребитель
Слабый контакт в электроцепиПлохо зафиксированы клеммы
Плохой контакт массы с кузовом и/или мотором
Окислился или отходит провод генератора
Отсутствует зарядка АКБ на автомобилеВышел из строя генератор или сорвало его шкив
Проскальзывает или порвался ремень генератора
Перегорел предохранитель возбуждения генератора
Неисправность АКБВыкипание электролита
Некорректная плотность электролита
Сульфатация или осыпание пластин
Естественный износ АКБПотеря емкости из-за исчерпания ресурса аккумулятора

Далее разберем наиболее характерные случаи быстрой разрядки и их причины.

Почему автомобильный аккумулятор быстро заряжается и быстро разряжается?

Быстрая разрядка и зарядка аккумулятора указывает на снижение его емкости по одной из следующих причин:

  • естественного износа (возраст АКБ более 5 лет);
  • сульфатации, разрушения или замыкания активных пластин;
  • низкого уровня и/или плотности электролита.

Из-за чего быстро разряжается аккумулятор при выключенном зажигании?

Простой метод найти причину разряда аккумулятора при выключенном зажигании: видео

Наиболее вероятная причина быстрого разряда аккумулятора на машине – утечка тока, вызванная:

  • замыканием проводки;
  • неправильным подключением мощных потребителей;
  • активностью фоновых потребителей, не отключающихся из-за неисправности.

Как выяснить, почему идет быстрая разрядка аккумулятора при отключенном зажигании, читайте ниже.

Почему АКБ садится после первого запуска?

Причины быстрого разряда аккумулятора автомобиля после запуска мотора (одна или несколько прокруток стартера высаживают АКБ) чаще всего кроются в его износе (см. выше) или недозаряде. Иногда виновником могут быть неплотно затянутые или окисленные клеммы, на которых происходит большая утечка тока.

Новый аккумулятор быстро разряжается на авто — в чём проблема?

Новый и заведомо исправный аккумулятор чаще всего разряжается по таким причинам:

Окисленные клеммы явный признак плохого контакта

  • плохой контакт клемм с выводами АКБ или массы с кузовом;
  • неисправности генератора и/или его реле-регулятора;
  • утечка тока в сети.

Почему АКБ может разрядиться в дороге?

Обычно аккумулятор при езде разряжается из-за:

  • плохого контакта клемм или массового провода к кузову;
  • окисления или повреждения вывода генератора и его провода;
  • неисправности генератора;
  • отсутствия возбуждения генератора (может перегореть предохранитель возбуждения);
  • поломки реле-регулятора напряжения;
  • обрыва ремня генератора или срыва его шкива.

Сигнализация

Разбираясь, как садится аккумулятор в конкретной машине, надо точно знать, как монтировалась сигнализация. При кустарной запитке батарейка садится за короткое время, делая надежную противоугонку неэффективной. Быстрая разрядка обесточивает систему. Некачественные устройства также нередко приводят к тому, что АКБ за ночь сел. Опытный автоэлектрик подскажет, как так получилось и объяснит, почему это произошло. Если разрядился аккумулятор, можно и самостоятельно найти источник проблемы. Но не каждый может это сделать грамотным образом и разобраться в некоторых случаях до конца. Поэтому в ряде ситуаций лучше эту работу доверить специалистам.
Возврат к списку

Как найти и устранить причину разряда аккумулятора автомобиля

В большинстве случаев для того чтобы определить, почему идет разрядка аккумулятора, достаточно мультиметра. Универсальный алгоритм поиска источника разряда:

Если генератор выдает недостаточный ток заряда, можно установить трехуровневое реле-регулятор

  1. Осмотреть клеммы АКБ и места контакта вывода «-» с кузовом и мотором автомобиля. При выявлении слабой затяжки, окислов – зачистить места контакта, затянуть рекомендованным моментом и смазать для профилактики.
  2. Проверить нагрев клемм и силовых проводов сразу после запуска (или в процессе). Если провода не справляются и перегреваются – заменить их на более толстые, сечением минимум 16 мм².
  3. Убедиться в отсутствии утечки по корпусу аккумулятора. Для этого при снятой отрицательной клемме соединить один щуп с положительным выводом батареи, а другой поочередно с различными участками корпуса. Напряжение должно быть околонулевым.
  4. Проверить напряжение зарядки на клеммах аккумулятора при 2000 об/мин, сравнить с напряжением между выводом генератора (обозначается +, BAT, B, B+, 30) и кузовом или клеммой массы (-, B-, D-, M, E, GND, GRD, 31). Если напряжение заряда ниже 13,8 В или выше 14,8 В, найти и устранить причину перезаряда или недозаряда. В случае если на аккумулятор приходит значительно меньше (на 0,5 В и более), чем дает генератор на выходе – проверить контакт его вывода с АКБ, восстановить плотный контакт или заменить провод.
  5. Замерить ток фонового потребления на выключенном зажигании. Для этого надо включить мультиметр в режим измерения постоянного тока 10 А (обычно для этого выделено отдельное гнездо «+» для щупа), снять любую клемму с АКБ и соединить один щуп с выводом батареи, а второй – с клеммой (полярность щупов значения не имеет). В норме потребление в состоянии покоя не должно превышать 100 мА (0,100 А). Если больше – ищите виновника.

Поиск утечки тока с помощью мультиметра и токовых клещей

Если в ходе диагностики выявлено значительное потребление тока в состоянии покоя, выявляем дефектную цепь следующим способом (удобнее проводить эту процедуру с помощником):

  1. Подключаем вольтметр в разрыв между клеммой и соответствующим выводом батареи.
  2. Поочередно извлекаем предохранители из блока в салоне или в моторном отсеке, наблюдая за показаниями вольтметра. При удалении отвечающего за неисправную цепь предохранителя ток утечки снизится.
  3. Последовательно осматриваем защищенную извлеченным предохранителем цепь на предмет оголенных участков изоляции, замыканий, окислов, контактов с массой, проверяем подключенные к ней устройства.

Что делать, если аккумулятор быстро разряжается в машине: диагностика и устранение проблем

ПроблемаКак проверить/определить, диагностироватьКак устраняется неисправность
АКБ садится при запуске двигателя
  • Осмотреть контакты клемм с выводами АКБ, провода массы с “кузовом”, проводов генератора.
  • Измерить сопротивление силовых проводов, убедиться в целостности изоляции, отсутствии перегрева при старте мотора.
  • Проверить АКБ нагрузочной вилкой.
  • Зачистить окисленные и загрязненные клеммы, подтянуть ослабшие крепления.
  • Заменить поврежденные или не подходящие по сечению провода.
  • Заменить неисправную или изношенную батарею.
Аккумулятор долго заряжается, но быстро садится
  • Проверить напряжение на АКБ при работе мотора на 2000 об/мин (должно быть не ниже 13,8 вольт).
  • Проверить соединение клеммы «-» АКБ с кузовом и мотором.
  • Отремонтировать генератор, его реле-регулятор или проводку.
  • Восстановить нормальный контакт с массой.
АКБ разряжается на стоянке за ночь или в течение суток при выключенном зажигании
  • Измерить ток утечки на стоячей машине с выключенным зажиганием.
  • Устранить КЗ, отключить мощный фоновый потребитель и т. д.
Быстро разряжается новый аккумулятор
  • Проверить напряжение зарядки АКБ.
  • Измерить ток утечки и найти виновника повышенного расхода.
  • Отремонтировать цепь зарядки (генератор, реле-регулятор, проводка).
  • Устранить КЗ, убрать или правильно подключить источник фонового потребления энергии.
Садится аккумуляторная батарея в дороге
  • Проверить целостность, состояние, натяжение ремня генератора.
  • Проверить напряжение на выходе генератора при 2000 об/мин и выше.
  • Проверить чистоту и затяжку клемм АКБ, массового провода и проводов генератора.
  • Натянуть или заменить ремень генератора.
  • Отремонтировать или заменить генератор, его реле-регулятор, при недостаточном или избыточном напряжении зарядки.
  • Очистить и затянуть клеммы АКБ для надежного контакта.

Подводим итоги

Неприятные ситуации в процессе эксплуатации автомобиля, связанные с аккумулятором, происходят фактически постоянно. Речь идет о неприятностях с низким зарядом, постоянной разрядкой АКБ, низким качеством продаваемых на рынке аксессуаров. Можно использовать различные варианты технических средств и усовершенствований в машине, которые призваны улучшить контроль аккумулятора. Но это все не является гарантией отсутствия проблем. Если посреди трассы у вас лопается ремень генератора, придется смириться с посаженной батареей.

Если вы не хотите испытывать сложностей, стоит всегда качественно обслуживать автомобиль и получать максимум надежности в работе технических средств. Вовремя меняйте ремень генератора, всегда обращайте внимание на работу электрических приборов. При наличии сомнений в качестве работы электрики воспользуйтесь услугами СТО и проверьте работу всей цепи. Так вам удастся предотвратить проблемы с АКБ и необходимость покупки новой достаточно дорогой батареи. А как вы считаете, как можно обезопасить себя от проблем с автомобильным аккумулятором?

Частые вопросы автовладельцев

Магнитола

Обычный радиоприемник или МР3-плеер не способны сильно разрядить АКБ (аккумуляторную батарею). А вот различные музыкальные стереосистемы со множеством колонок и соединенные между собой проводами в палец толщиной, могут изрядно потрепать аккумуляторную батарею. Обычно при выключенном двигателе эти стереосистемы переходят в режим ожидания и потребляют всего 1 — 3 миллиампера тока в час. При этом нередки случаи, когда они просто «зависают» и не переходят в положенный ожидающий режим, причиной чему являются неправильно установленные DIP-переключатели на самом усилители. В таких случаях ими потребляется уже несколько сотен миллиампер в час.

Что такое утечка тока?

Утечкой называется ситуация, когда ток незапланированно протекает в электрической цепи. Идеально, когда параметры нулевые, но значения выше 0 не говорят о проблеме. Все машины оснащены разными системами, в том числе теми, что подключены к сети и потребляют энергию в постоянном режиме. Допустим, когда авто стоит на парковке, оно не эксплуатируется, но вместо этого функционируют охранные системы. В любом случае, утечка энергии в небольшом количестве считается нормальной.

Нормой является величина, которую можно высчитать самостоятельно. В легковых автомобилях среднее значение составляет 40 мА, но если машина имеет дополнительные устройства, то значение увеличивается до 80 мА.

Физический износ

Каждое устройство имеет свой ресурс работы. У обслуживаемых источников питания он меньше (2-3 года интенсивной работы), у необслуживаемых – немного больше (3-5 лет). Через 2-3 года любой аккумулятор теряет свою ёмкость в пределах 30-45% от первоначальных характеристик, и этот процесс остановить нельзя. Так что если аккумулятор на вашей машине садится быстро – просто представьте, сколько ему лет. Возможно, это просто возрастные изменения.

Но есть приёмы, позволяющие замедлить старение:

  • старайтесь минимизировать количество пусков мотора, ведь зачастую мы не обращаем на это внимание и заводим машину чаще, чем нужно;
  • всегда помните, что для восполнения суточных потерь необходимо совершить поездку на 10-15 км., если средние расстояния, покрываемые за каждую поездку, будут меньшими – АКБ не будет полностью заряжаться;
  • по возможности старайтесь всегда поддерживать заряд на максимальном уровне, поскольку даже в частично разряженном состояние сульфатация пластин имеет место;
  • не допускайте глубокого разряда АКБ, а для необслуживаемых устройств это смерти подобно;
  • не пренебрегайте проверками уровня электролита;
  • хотя бы раз в год проводите мероприятия, направленные на предотвращение сульфатации пластин. Правда, для возрастных батарей они уже малоэффективны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]