Помеха справа или правило правой руки — кто, кого и в каких ситуациях пропускает

Каждому водителю, даже с небольшим стажем вождения, знакомо правило правой руки или помеха, которая возникает с правой стороны. Этому правилу из ПДД отводится важное место, более того, помеха справа даже считается основным постулатом на дороге.

При соблюдении этого канона могут возникать спорные моменты, о которых начинающий водитель может не знать. Мы взяли на себя смелость рассказать всё, что имеет отношение к такому виду препятствия. В конце этого разговора у вас не будет возникать сомнений касаемо действий относительно других участников дорожного движения на нерегулируемых участках.

Определение понятия

Для начала необходимо разобрать понятие «помеха справа». Эта информация позволит чётко понимать суть дальнейшего разговора и не путать это правило с другими понятиями из ПДД. Такое понятие актуально на тех участках дороги, которые не оборудованы регулировочными знаками.

Помеха справа цитирует пункт из ПДД под номером 8.9. Суть этого пункта сводится к следующему: отсутствие какой-либо регламентированной формы, которая направлена на регулирование последовательности проезда ТС, предусматривает разъезд водителей с учётом наличия помехи с правой стороны. Нужно чётко понимать, что автомобиль, который выступает той самой помехой справа, должен быть пропущен. Только после этого можно начинать движение при условии отсутствия других машин по правую сторону.

Теперь разберёмся с не менее важным вопросом, который часто становится камнем преткновения, — как определить помеху справа. При подъезде к участку дороги, который не оборудован регулировочными знаками, необходимо убедиться в их полном отсутствии. Стоя на развилке, обращаем внимание на ТС, которые относительно к вашему авто находятся с правой стороны. Такие участники дорожного движения как раз и будут считаться преградой, которой нужно предоставить право на проезд.

В том случае, если линии передвижения (ваша и автомобиля справа) совпадают, то придётся уступить дорогу и дождаться завершения манёвра другой машиной. Только в том случае, если с правой стороны не будет машин, можно продолжать движение.

Мы разобрали что означает помеха справа и в теории вроде бы всё понятно. На практике возникает ряд спорных ситуаций, которые могут поставить в ступор. Эти ситуации необходимо детально изучить, чтобы на дороге не возникало проблем.

Где действует и когда применяется правило?

Обратимся непосредственно к правилам дорожного движения. Возьмем несколько основных пунктов, из которых можно выстроить разбор всех типичных ситуаций.

Пункт ПДД РФПояснение
8.4При перестроении в рядах попутного движения преимущество у тех ТС, что движутся, не меняя направления. При одновременном маневре нескольких автомобилей, преимущество у тех, кто находится справа.
8.9При пересечении траекторий двух ТС, если нет регулирующих данную ситуацию ПДД РФ, преимущество у того, кто справа.
13.11На равнозначных перекрестках, при отсутствии регулирующих передвижение норм, преимущество у тех, кто справа. Исключение – перекрестки с круговым движением.
13.10На неравнозначных перекрестках движение по главным дорогам, т.е. без маневра главная-второстепенная, регулируется правилами равнозначного перекрестка. Аналогично и при движении только по второстепенным, без выезда на главную.

Перечисленных четырех пунктов нам будет достаточно, чтобы на примерах определить чьи машины имеют преимущество в конкретных ситуациях.

Источник

Примеры возможных помех справа

Пришло время разобраться с тем, как работает помеха справа на практике. Мы собрали некоторые тонкости и исключения:

  • при выезде с грунтовой дороги автомобиль не принимается за преграду, которую требуется пропускать, такой тип дороги всегда считается второстепенным;
  • включённый поворот не играет никакого значения и не влияет на ситуацию, которая складывается на дороге, независимо от поворота автомобиль нужно пропускать.

Дальше мы будем изучать распространённые ситуации, при которых действие правила кажется спорным. Вы должны знать кто должен уступить дорогу, например, на перекрёстке или во время перестраивания на другую полосу. Если правильно применить эту информацию на практике, то получится избежать аварийных ситуаций и неприятных последствий.

Правило правой руки в ПДД при наличии помехи справа

Выражение «помеха справа» известно даже тем, кто вовсе не является водителем. Эта норма представляется как некое основополагающее правило дорожного движения, вокруг которого выстраивается все остальное. Однако те, кто заглядывал в ПДД РФ, никаких «правил правой руки» обнаружить там не смог. По крайней мере ничего, что называлось бы именно так или аналогично.

Тем не менее, такое правило действительно существует и является довольно важной составляющий общих норм. Где искать помеху справа и как использовать эти требования ПДД на практике – подробно рассмотрим в данной статье.

Проблемы на перекрёстках

Помеха справа на перекрёстке — распространённая ситуация, с которой водитель может сталкиваться по несколько раз на день. Обязательно нужно знать правила пересечения нерегулируемых перекрёстков. Эти знания помогут свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем для других участников дорожного движения и избегать аварийных ситуаций.

На перекрёстках правило правой руки действует следующим образом: при наличии равных возможностей у водителей пропускать нужно транспорт, который находится по правую сторону. Сложность связана с динамичностью движения, которая характерна для крупных городов с большим количеством транспорта. Есть ситуации, когда это правило не действует. О них мы поговорим дальше.

Помеха справа или правило правой руки — кто, кого и в каких ситуациях пропускает

Каждому водителю, даже с небольшим стажем вождения, знакомо правило правой руки или помеха, которая возникает с правой стороны. Этому правилу из ПДД отводится важное место, более того, помеха справа даже считается основным постулатом на дороге.

При соблюдении этого канона могут возникать спорные моменты, о которых начинающий водитель может не знать. Мы взяли на себя смелость рассказать всё, что имеет отношение к такому виду препятствия. В конце этого разговора у вас не будет возникать сомнений касаемо действий относительно других участников дорожного движения на нерегулируемых участках.

Перестроение между полосами

Не меньше спорных ситуаций возникает при перестраивании на многополосной дороге. Не всегда автомобиль принимается за помеху справа при перестроении по полосам движения. Если обратиться к ПДД, то увидим следующую трактовку: при совершении манёвра перестроения водитель обязан предоставить возможность проезда тем ТС, которые движутся попутно и при этом не меняют направления. Если два ТС, которые передвигаются попутно относительно друг друга, одновременно совершают манёвр для перестраивания, то преимущество должно отдаваться авто, находящемуся с правой стороны.

Одновременное перестроение

В правилах дорожного движения про перестроение говорится следующее:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Рассмотрим все по порядку, т.к. случаев перестроения может быть множество.

1. Вы едете по своей полосе, а автомобиль перестраивается с соседней полосы. Уступать ему Вы не обязаны, независимо от того, движется автомобиль справа от Вас или слева. Можете сделать это только по собственному желанию. Правило «помехи справа» не действует.

2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока автомобили на соседней полосе не закончатся. Правило «помехи справа» не действует.

3. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева от Вас. Автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение. По правилам дорожного движения автомобиль должен уступить Вам дорогу, причем это не зависит от того, куда перестраивается он. Действует правило «помехи справа». Хотя в данной ситуации Вы имеете преимущество, врываться на левую полосу с криком «Ура! Правило помехи справа действует!» не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, что дорогу Вам действительно уступают.

4. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа от Вас. Автомобиль на правой полосе выполняет перестроение. В этом случае дорогу должны уступить Вы. Действует правило «помехи справа».

Где правило правой руки не действует?

Не всегда это правило применимо. Есть ряд ситуаций, при которых правило правой руки теряет свою силу. Все они описаны ниже:

  • разные статусы у участников дорожного движения;
  • по отношению к рельсовому транспорту это правило не применяется, он всегда пропускается;
  • неравнозначность приоритетов относительно положений участников, которая попадает под регулирование знаков, светофоров или регулировщиков;
  • начало движения или задний ход;
  • движение по дополнительному знаку светофора;
  • при въезде на мост водитель пропускает автомобили, которые уже движутся по нему, в этом случае транспорт не воспринимается в качестве препятствия.

Мы много чего успели рассмотреть, в том числе и в каких случаях не действует это правило. Эта информация не просто обязательна к изучению, её нужно запомнить и никогда не забывать. Она должна отложиться в голове, а принципы соблюдения правила — выполняться на автоматизме. В этом случае вы никогда не станете виновником ДТП, оно может случиться только из-за другого неосведомлённого водителя. Не зря помеха справа считается главным правилом в ПДД.

Равнозначная дорога

В пункте 13.11 ПДД для нерегулируемых перекрестков говорится, что водители безрельсового средства обязаны уступать дорогу приближающимся справа механическим средствам. Данное правило ПДД «Помеха справа» применимо только на нерегулируемых пересечениях (перекрестках) равнозначных дорог. К этому понятию относят все перекрестки, на которых нет регулировщиков, светофоров или же последние не работают.

Перекресток считается равнозначным в следующих случаях:

  1. Установлен знак «Пересечение равнозначных дорог».
  2. Установлен знак «Конец главной дороги».
  3. Перед перекрестком нет знаков приоритета, а пересекающиеся дороги имеют идентичное покрытие. Примером могут служить перекрестки без знаков полевых дорог или дорог с асфальтовым покрытием.

В случаях, когда перекресток нерегулируемый и равнозначен, то на нем действует правило ПДД «Помеха справа».

Объезд сплошной линии

В наше время часто возникают такие ситуации как блокирование некоторых участков дороги, из-за разных причин. Автобус пробил шину, произошло ДТП, ремонтные работы и многое другое. И тут у водителя начинается паника заглушить транспортное средство. И дождаться решения проблемы на данном участке либо же проскочить через сплошную линию. По статистике большинство владельцев автотранспорта выбирают вариант под номером два.

Но подумайте, в основном пересечение сплошной линии сотрудники ДПС расценивают как грубейшее нарушение ПДД. Что может повлечь за собой не маленький штраф.

В ПДД к сожалению, нет четкого понятия, что такое объезд или обгон. Тут нужно будет, как следует разобраться и взять во внимание кодекс административных нарушений, а именно статью 12. 15. В этом разделе будет подробно написано, объезд в таких случаях можно рассматривать как манёвр, вследствие помехи из-за которой нельзя продолжать движение транспорта. Стоит учесть осуществлять движение по вашей стороне запрещено. Даже при небольшой скорости то тогда это действие будет рассматриваться как обгон и нарушение ПДД.

Определение очередности проезда перекрестков

Согласно разделу 13 ПДД очередность проезда любого перекрестка определяется по:

  1. жестам регулировщика, именно он главный на перекрестке, его жесты имеют больший вес, чем сигналы светофора и знаки приоритета, то есть если на светофоре горит зеленый и у Вас главная дорога, а регулировщик запрещает движение, то ехать ни в коем случае нельзя;
  2. сигналам светофора, в «табеле о рангах» они находятся ниже регулировщика, но выше чем знаки приоритета;
  3. собственно самим знакам приоритета, таким как главная дорога, пересечение со второстепенной дорогой, уступите дорогу, движение без остановки запрещено и др. Если на перекрестке отсутствует регулировщик и светофор, то ориентируемся по ним;

  4. дорожному покрытию, в отсутствие знаков по нему всегда можно ориентироваться, ведь дорога с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон) всегда будет главной по отношению к грунтовой дороге.

Если очередность не удается определить, используя вышесказанное, то самое время применить хорошо известное в кругах водителей правило «правой руки».

Пример:

Автомобиль, назовем его «А» движется прямо на зеленый сигнал, навстречу ему также на зеленый едет автомобиль «Б», который хочет повернуть налево. Вот назревает конфликтная ситуация: у обоих горит зеленый, а траектории движения пересекаются. Выход из ситуации возможен, только с применением правила «правой руки». Когда автомобиль «Б» приступит к повороту, то у него будет помеха справа в виде приближающегося автомобиля «А», поэтому он и должен уступить дорогу.

Не забывайте, что при определении очерёдности проезда автомобиля и трамвая правило «помеха справа» применять ни в коем случае нельзя, это может обернуться серьёзным столкновением с 20-ти тонной махиной.

Важные советы

Людям, перемещающимся по дополнительной трассе или выезжающим с жилого двора, нужно уступать дорогу всем.

Желательно перед этим установить зрительное взаимодействие с водителем, перемещающимся с левой стороны.

В этом случае будет ясно, какими будут его последующие манипуляции. Это не особое универсальное правило, просто так можно показать водителям свое намерение.

Если водитель никак не реагирует, если скорость его автомобиля не снижается, нужно обязательно пропустить его.

Особо неуравновешенные водители, пытаются преподать таким упрямцам урок и едут напрямую. Не стоит так делать. Это приведет к возникновению аварийной ситуации. Не стоит тратить свои нервы, время и здоровье попытку что-то доказать.

Объезд помехи слева

Как известно, препятствия объезжать можно только с правой стороны, согласно правилам ПДД. Часто при больших осадках или лесонасаждений водитель ограничен в движении и не имеет возможности проехать, так чтобы не нарушить правила. В этом случае устанавливается специальный знак разрешающий объезд помехи слева 4. 4 2.

Этот знак устанавливается, чтоб проинформировать водителя транспортного средства, в каком направлении разрешено продолжать движение. В ПДД это написано четко и ясно.

Если этот знак уже встретился на дороге, то объезд справа запрещен, а за нарушения привил вам грозит значительный штраф.

Знак объезд помехи слева 4. 4 2

Этот знак часто устанавливается возле объектов благоустройства или при провидении коммунальных работ и транспорта связанного с ними. Еще его можно встретить при ремонтных работах автодорожного пути, когда справа нет возможности проехать.

При движении транспорта со сплошной линией и на этом промежутке водителю может встретился знак разрешающий объезд помехи слева, то нужно продержаться данному знаку и выполнить его указания. Эти указания дают возможность проигнорировать правила сплошной, но важно после проезда помехи вернуться на исходную сторону, чтоб обезопасить себя от неловких ситуаций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]