Прокачка сцепления ВАЗ 2107, как и других авто классического семейства (начиная с 2101), нужна после любой операции по ремонту частей его привода. Прокачивать контур требуется после замены главного или рабочего цилиндра, шланга или трубки, а также при смене жидкости. Задача манипуляции – добиться, чтобы в гидроприводе сцепления отсутствовал воздух.
Как выполнить эту процедуру на карбюраторном или инжекторном автомобиле и какие могут быть трудности – смотрите инструкцию.
В каких ситуациях следует прокачивать
Любой ремонт гидропривода, вызывающий его разгерметизацию, а также смена рабочей жидкости, является прямым показанием для прокачки. Но, даже если детали или жидкость не менялись, прокачка сцепления выполняется при попадании воздуха, нарушающего работу гидравлического привода.
Признаками того, что контур завоздушен и нужна прокачка сцепления на ВАЗ 2107, являются:
- слишком мягкий ход педали;
- трудности и хруст при включении передач, вплоть до невозможности включения и/или движения с места;
- вой или вибрации при удержании педали сцепления на включенной передаче.
Один из способов диагностики неполного выключения сцепления Жигулей – вывесить задний мост (на подъемнике или домкратах), запустить мотор, включить 3 или 4 передачу и удерживать сцепление нажатым. Если колеса начнут быстро вращаться даже с выжатой педалью – значит, двигатель не полностью размыкается с трансмиссией. Для исправления ситуации нужна или регулировка привода, или прокачка цилиндра сцепления ВАЗ 2107.
Симптомы и причины неисправности
Симптомов завоздушивания гидропривода сцепления не так уж и много – затрудненное переключение передач, хруст зубьев шестерен при переключении, особенно при включении задней передачи, послабление усилия для выжима педали сцепления.
Зачастую причиной завоздушивания является падение уровня рабочей жидкости ниже минимального значения, воздух в таком случае попадает через штуцер в главный цилиндр.
Возможно, что жидкость начала из системы подтекать из-за не плотности соединения трубопроводов, или их повреждения, течь может появиться из-под уплотнительных колец цилиндров из-за износа.
Может быть даже такой вариант, когда засорилось отверстие в крышке бачка. Это отверстие нужно для выравнивания давления в бачке.
И если оно засорилось внутри системы при работе возникает разрежение, из-за чего через уплотнительные кольца проникает воздух.
Ну и, естественно, после ремонтных работ, связанных со сцеплением и его приводом, система будет завоздушена.
Для восстановления работоспособности привода и удаления пузырьков воздуха, следует произвести прокачку системы.
Данная операция во многом сходна с прокачкой тормозной системы. Но перед началом выполнения работ следует выявить причину завоздушивания.
Поэтому перед началом работ следует тщательно осмотреть все элементы привода на наличие подтеков. Если таковые обнаружены, то их нужно вначале устранить.
Также читайте — почему проваливается педаль сцепления, причины и способы их устранения.
Как прокачать сцепление на ВАЗ 2107: подготовка
Рабочий цилиндр сцепления и его прокачной штуцер
Перед тем, как прокачать сцепление на ВАЗ 2107, нужно подготовить инструменты и расходные материалы:
- гаечный ключ на 8;
- сухая ветошь;
- тонкий прозрачный шланг (хорошо подходит медицинская капельница);
- тара для слива рабочей жидкости;
- бутылка литра свежей тормозной жидкости.
В качестве ключа, которым будет открываться прокачной штуцер, лучше брать накидной, зажимной, или глубокую головку на 8, так как рожковые ключи лижут грани. Длина шланга должна составлять около 0,5-1 метра. В качестве рабочей жидкости на ВАЗ 2107 может быть использована тормозная, марки DOT-4 (чаще используется на инжекторном авто) либо DOT-3 (как правило залита в старых карбюраторных моделях). Тары 0,5 литра хватит, даже если нужна полная замена, поэтому брать больше, имеет смысл лишь когда заодно необходимо прокачать и тормозную систему.
Конструкция и принцип работы сцепления
Педаль сцепления посредством штока соединена с главным цилиндром сцепления. Тот же шток выполняет роль поршня в этом цилиндре. Имеется и рабочий цилиндр – установлен он на картере сцепления. Поршень этого цилиндра связан с выжимной вилкой.
Усилие от ноги водителя передается посредством жидкости, поэтому цилиндры сцепления связаны между собой трубопроводом.
В главный цилиндр жидкость подается из бачка. В качестве рабочего элемента выступает обычная тормозная жидкость.
Действует все это так: водитель нажимает на педаль сцепления, шток заходит в главный цилиндр и выталкивает жидкость из него.
Чтобы жидкость не пошла обратно в бачок, поршень перекрывает штуцер подачи из бачка.
Поскольку жидкость не сжимается, она движется по трубопроводу и начинает давить на поршень в рабочем цилиндре. Этот поршень выходит и толкает вилку, а та – воздействует на выжимной подшипник.
После отпускания педали пружина вилки задвигает поршень в рабочий цилиндр обратно, и жидкость возвращается в главный цилиндр.
Такая схема вроде и проста, но не всегда может быть надежной. Если внутрь системы привода попадет воздух – эффективность срабатывания сцепления упадет.
Пузырьки воздуха в системе при возникновении давления будут сжиматься, это приведет к тому, что полное усилие передаваться не будет.
Из-за этого даже при полностью выжатой педали выход штока рабочего цилиндра будет неполным, вилка до конца не выжмет подшипник – в итоге сцепление «ведет».
Как прокачать сцепление на ВАЗ 2107: инжектор и карбюратор
На всех Жигулях используется однотипный гидропривод сцепления, поэтому тип питания двигателя ВАЗ 2107 (инжектор или карбюратор) и его модель (2101, 2103, 2104, 2105, 2106) решающей роли не играют. Нюансы могут быть лишь в особенностях доступа к цилиндру привода, так как прокачать сцепление на ВАЗ 2107 карбюратор позволяет чуть быстрее, чем инжектор. Ниже рассмотрим подробную инструкцию, какими способами можно прокачивать и почему у вас может не получатся.
На автомобилях со впрысковой системой питания используются более крупный воздушный фильтр и топливный адсорбер, расположенные в левой части подкапотного пространства. Они оставляют меньше свободного места для доступа к цилиндру сверху (без ямы), но обычно не требуют демонтажа при прокачке.
Необходимый инструмент
Затем можно непосредственно переходить к процессу прокачки. Для этого понадобиться:
- Ключ рожковый или накидной на 8;
- Емкость для слива (с небольшим количеством жидкости);
- Новая жидкость;
- Силиконовая прозрачная трубка;
- Ветоши.
Это и все требуемое оснащение.
Интересным является тот факт, что при одинаково используемых приводах на разных моделях «Классики» процесс прокачки отличается, поэтому дальше будут описаны способы прокачки гидропривода на автомобилях ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107.
Как правильно прокачивать сцепление на ВАЗ 2107: пошаговая инструкция
Прокачку сцепления на ВАЗ 2107 следует выполнять на яме, эстакаде или подъемнике, но в таком случае может понадобиться демонтаж подмоторной защиты (если установлена). Также можно выполнить прокачку с доступом сверху, просто установив машину на ровной площадке, но это немного труднее. Проще всего качать сцепление ВАЗ 2107 с помощником, в таком случае порядок работ будет таким:
Видео инструкция как прокачать сцепление на классике ВАЗ несколькими способами
- Открывается капот и снимается крышка с расширительного бачка сцепления, расположенного слева на моторном щите, туда нужно долить жидкость до максимума.
- Нужно добраться до рабочего цилиндра сцепления, расположенного слева от колокола КПП.
- Снять резиновый колпачок с прокачного штуцера, накинуть на него ключ на 8 и надеть шланг.
- Налить в тару для слива граммов 100 свежей жидкости DOT 3/4 и окунуть в нее конец шланга (чтобы не было подсоса воздуха).
- Попросить помощника около 5 раз прокачать педаль сцепления с интервалом 1-3 секунды и оставить ее выжатой.
- Открыть штуцер рабочего цилиндра сцепления на 0,5-1 оборот ключа, чтобы по шлангу потекла жидкость.
- Закрыть штуцер, когда жидкость перестанет течь.
- Проконтролировать уровень ТЖ в бачке, а если он упал – долить еще.
- Повторить операции п. 5-8 до момента, пока жидкость не начнет течь ровной струйкой без пузырьков.
- Затянуть штуцер, протереть детали ветошью от подтеков и надеть резиновый колпачок обратно.
- Проверить уровень жидкости в бачке (если мало – долить снова) и закрутить его крышку.
Выполнив эти несложные процедуры, вы прокачаете систему привода сцепления на классике и добьетесь четкой его работы
Прокачка сцепления своими руками
Как и любая другая работа, прокачка сцеплениятребует выполнения ряда предварительных мероприятий. Помимо инструментов и оборудования, список которых указан ниже, нужно проверить уровень гидрожидкости в бачке, он должен бить не ниже нормы. Затем необходимо очистить узел сцепления от грязи.Это во многом облегчит реализацию всех последующих этапов. Для работы необходимо подготовить:
- тормозную жидкость;
- пустую емкость небольшого размера для слива гидрожидкости и шланг, диаметр которого должен соответствовать сливному штуцеру;
- типовой набор инструментов для автомобиля;
- упор для фиксации педали сцепления, в том случае если у вас не оказалось помощника и пришлось выполнять операции самостоятельно.
Перед тем как приступить к непосредственным этапам прокачки на системах с гидравлическим и механическим сцеплением, нужно выполнить его настройку. Необходимость регулировки обуславливается тем, что отсутствие свободного хода для толкателя поршня ГЦ (главного цилиндра) делает невозможным выполнение операции по прокачке. Фактически, поршень и толкатель представляет собой запорный клапан.
Как самому прокачать сцепление ВАЗ 2107: альтернативные способы
Если попросить кого-то качать педаль нет возможности, нужна прокачка сцепления ВАЗ 2107 без помощника. В этой процедуре тоже нет ничего сложного. Самому прокачать сцепление на ВАЗ 2107 можно такими способами:
Как прокачать сцепление на классике самому
- фиксацией педали;
- давлением;
- вакуумом;
- самотеком.
Прокачка сцепления ВАЗ 2107 с фиксацией педали
Так как прокачать педаль сцепления ВАЗ 2107 и одновременно работать со штуцером самому невозможно, можно попробовать использовать вместо ассистента газлифт подходящей длины с силой от 100 Н. Подойдет и доска, обрезок трубы или другой продолговатый предмет, которым получится подпереть педаль в выжатом положении. Дальнейший порядок прокачки сцепления Жигулей – такой же, как и с помощником. Единственное отличие – качать педаль и фиксировать ее выжатой придется самому.
Прокачка сцепления ВАЗ 2107 под давлением
Второй вариант, как самостоятельно прокачать сцепление ВАЗ 2107 – под давлением. Для этого нужно взять большой шприц (желательно на 20 кубов или больше), какую-то тару для сбора жидкости и выполнить такие манипуляции:
- Набрать полный шприц ТЖ.
- Соединить шприц и штуцер шлангом от капельницы.
- Открыть расширительный бачок гидропривода сцепления.
- Открыть прокачной штуцер ключом на 8 и начать подавать жидкость в цилиндр шприцем, создавая напор.
- Вдавливать свежую жидкость в цилиндр, пока в бачке не перестанут идти пузыри.
- Закрутить штуцер, протереть все ветошью, надеть колпачок и закрыть бачок.
Чтобы при прокачке из бачка не текло через край, нужно или своевременно откачивать излишки жидкости (напр., вторым шприцем), или подставить тару, в которую они польются сами.
Прокачка сцепления ВАЗ 2107 с разрежением
Разрежение в системе и прокачать рабочий цилиндр сцепления можно используя большой медицинский шприц
Еще один способ, как быстро прокачать сцепление на ВАЗ 2107 в одиночку – прокачка вакуумом (разрежением). Она происходит по тому же принципу, что и под давлением, но жидкость нужно не подавать, а откачивать. Общий порядок прокачки цилиндров привода сцепления на семерке такой:
- Открываем бачок и доливаем жидкость по горло.
- Накидываем ключ на штуцер, надеваем шлангу на него, а второй конец – на шприц.
- Открываем штуцер и шприцем тянем жидкость из цилиндра, контролируя уровень в бачке.
- Периодически подливаем DOT-4, не допуская падения ниже 1,5-2 см от дна бачка.
- Прекращаем тянуть жидкость после того, как она пойдет в шприц струйкой без пузырей, и затягиваем штуцер.
- Снимаем приспособление, протираем цилиндр от жидкости, надеваем колпачок и закрываем крышку бачка.
Прокачка сцепления на классике ВАЗ самотеком
Прокачать сцепление на ВАЗ 2107 своими руками можно самотеком, но это займет чуть больше времени. Для этого надо:
- Открыть пробку бачка.
- Надеть шланг на штуцер, окунув концом в емкость для слива, и открыть штуцер.
- Начать доливать жидкость в бачок, следя за стекающей по шлангу струйкой.
- Прекратить доливку, когда струйка станет ровной и без пузырьков.
- Затянуть штуцер, снять шланг, протереть подтеки, надеть колпачок и закрыть пробку бачка.
Демонтаж гидропривода
Для выполнения операции нам потребуется:
- емкость для эксплуатационной жидкости и шприц большого объема.
- набор гаечных ключей и головок;
- отвертка и пассатижи.
Порядок выполнения работ следующий:
- Из расширительного бачка главного цилиндра автомобиля ВАЗ 2107 откачивается тормозная жидкость при помощи шприца. От привода отстыковывается резиновая трубка из нее тоже вливаются остатки в подготовленную емкость. При попадании жидкости на лакокрасочные поверхности их необходимо протереть влажной тряпкой.
- При помощи рожкового ключа на «10» выкручиваем штуцер трубопровода, соединяющего главный и рабочий гидроприводы.
- При помощи головки на «13» и переходника-удлинителя откручиваем гайки, удерживающие узел на щите моторного отсека.
- Для снятия главного цилиндра со шпилек достаточно нажать на педаль сцепления, это сдвинет его с места, после чего можно вытащить его руками.
Монтаж гидропривода
Замена механизма предполагает приобретение его в розничной сети или через интернет. Работа по установке выполняется в такой последовательности:
- Главный цилиндр сцепления автомобиля ВАЗ 2107 надевается на шпильки и продвигается до упора в основание.
- На крепеж наворачиваются гайки и затягиваются гаечным ключом на «13».
- В основной цилиндр вкручивается штуцерная гайка трубопровода, проложенного до рабочего гидропривода.
- Резиновая трубка стыкуется к пластиковому соединительному элементу и закрепляется хомутом.
- В расширительный бачок заливается тормозная жидкость, которая по трубкам попадает в основной и рабочий цилиндр привода сцепления. Замена жидкости в системе обязательна из-за продуктов износа.
По завершении монтажа деталей необходимо провести осмотр и проверить затяжку гаек. Замена основного или рабочего привода сцепления автомобиля ВАЗ 2107 заканчивается прокачкой системы.
Когда нужна настройка муфты на Lada 2107?
Контроль настроек рекомендуется проводить регулярно на каждом техобслуживании авто. Но есть еще признаки, когда к процедуре следует приступать незамедлительно, поэтому любому владельцу не помешает знать, как прокачать сцепление на ВАЗ 2107 самостоятельно. Неполадки в работе муфты во время эксплуатации выражаются следующими признаками:
- Буксует – диск муфты пробуксовывает при полностью отпущенной педали, и не в состоянии передать трансмиссии всю мощность от ДВС.
- Ведет – диск не отводится от маховика при полностью выжатой педали, что затрудняет переключение передач.
Что нужно проверить?
Сцепление может включаться чересчур рано или поздно по причине нарушения хода педали, что приводит к рывкам во время движения. Свободный ход педали должен быть в пределах 0,4-2,0 мм, если эти показатели нарушены, то без настройки не обойтись.
Если заглянуть под машину, то можно проверить свободный ход между толкателем (указан красной стрелкой) и выжимной вилкой (синяя стрелка). Прежде, как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2107, нужно рукой покачать вилку, если свободный ход отсутствует или превышает 5 мм, то регулировка узла необходима, потому что выжимной подшипник буде подвержен постоянным нагрузкам.
В случае, когда все параметры регулировок в норме, то ход педали до начала включения муфты должен составлять 25-35 мм. Определяется это при помощи линейки, если показатель не соответствует норме, то придется настроить некоторые узлы системы привода муфты.
Что это за услуга?
Как и любая другая часть автомобиля, сцепление требует постоянного ухода. Замена жидкости сцепления, замена моторного масла или замена тормозной жидкости – простая, но очень важная процедура, обеспечивающая нормальную работоспособность этого механизма. Сцепление в автомобиле необходимо для временного разобщения коленвала двигателя с коробкой передач. Эта процедура нужна для переключения передач. Также этот механизм позволяет плавно трогаться без существенных рывков. Несвоевременная замена тормозной жидкости в гидроприводе сцепления или несвоевременная замена масла в раздаточной коробке приводит к нарушению этих функций, что значительно усложняет работу автомобиля. На примере «классики» разберем эту процедуру.
Замена тормозной жидкости в сцеплении
В привод сцепления заливается только тормозная жидкость из-за её особых свойств, благодаря которым она противостоит сжиманию. Это помогает избежать разгерметизации, приводящей к полной поломке механизма. Когда вы будете заливать жидкость, главное не попутать бачки тормозов и сцепления. Последний в «классике» стоит ближе к крылу.
Замена жидкости сцепления производится в несколько шагов:
Сливание
- Перед началом работы рекомендуется протереть бачок для очистки от грязи и пыли.
- Открутите крышку и отложите её на видное место.
- Позовите помощника, а сами в это время открутите штуцер цилиндра гаечным ключом. Возьмите ёмкость, направьте её в нужное место и попросите помощника понажимать на педаль сцепления, пока вся жидкость не стечет.
Заливание
- Как только вся жидкость была выкачана из бачка, попросите помощника прекратить его действия. Сами в это время закрутите штуцер в начальное положение.
- Залейте новую жидкость и проверьте крышку на наличие дефектов. Если они имеются, то это может стать причиной отсутствия герметичности и замены крышки.
Подготовка к прокачке
Подготовка к прокачке сцепления
Жидкость из гидравлической системы не «выливается», а выталкивается благодаря толкателю поршня цилиндра.
Подготовка проводится поэтапно:
- проверка объёма жидкости в расширительном бачке — уровень должен находиться в пределах нормы. Если до нужной о, нужно долить;
- очистка клапанного колпачка на цилиндре от скопившихся загрязнений;
- снятие колпачка с воздушного впускного клапана на рабочем цилиндре;
- присоединение сливного шланга на штуцер клапана.
Второй конец шланга опускается в емкость, в которую налита свежая рабочая жидкость. Конец трубки должен быть погружен в неё на 5-10 см.
Вытаскивать шланг из резервуара до окончания работ нельзя.
После подготовительных работ проводится регулировка сцепления. Это позволяет убедиться, что ход свободный и, помимо завоздушивания системы, прочих неисправностей нет.
Тюнингованное сцепление спортивного типа
В автомобильном спорте, который является своеобразном полигоном для разработки и внедрения новшеств, в узлах и механизмах транспортного средства, на специальное сцепление действует увеличенная нагрузка. Ведь этот узел эксплуатируется при вращении с угловой скоростью 6-10 тыс. об/мин и предельных значениях мощности силового агрегата.
При этом увеличивается и воздействие на приводную педаль, что создает некоторые проблемы в быстроте переключения КПП. Поэтому в качестве накладок фрикционного типа для диска ведущего типа применяются такие компоненты, как кевларовый сплав, керамика или полимерный карбон. Каждый вид таких фрикционных составов имеет свои достоинства и недостатки.
Керамика не нагревается и противостоит большим воздействиям, но ей необходимо создание большой силы прижима и обладает пониженной силой трения. Карбон имеет высокую сопротивляемость к сопряженной поверхности, низкую плотность материала и высокую термоустойчивость. Кевларовый сплав обладает повышенной износоустойчивостью, термостоек и при этом обладает пониженным показателем трения.
Советы и рекомендации
В качестве основного совета при производстве таких работ следует понимать использование лишь качественной тормозной жидкости, так как постоянные неисправности в гидравлике работы педали сцепления повлечет за собой целый ворох проблем в виде выхода из строя иных деталей. Также следует внимательно следить за уровнем рабочего вещества в бачке и иными элементами системы на предмет естественного износа. К ним относятся, помимо главного цилиндра, различные штуцеры и резиновые трубки, которым свойственно ссыхание и наличие микротрещин.