Стартер ВАЗ 2114 – процесс замены устройства своими руками


Схема подключения стартера автомобиля ВАЗ 2114 (2113, 2115)

На автомобили ВАЗ 2114, 2113, 2115 устанавливается несколько моделей стартеров.

Они немного отличаются своим устройством. Но способ подключения у них одинаковый.

Вот схема подключения стартера 5712.3708 с описанием особенностей и порядка его включения и выключения.

Схема подключения стартера автомобиля ВАЗ 2114 (2113, 2115)

Описание схемы

— Стартер 5712.3708 автомобилей ВАЗ 2114, 2113, 2115 — четырехполюсной, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

— Стартер включается поворотом ключа в замке зажигания в положение II (стартер). При этом напряжение подается с плюсового вывода АКБ, через вывод «В+» генератора и контакты замка зажигания на вывод «50» втягивающего (тягового) реле стартера. Якорь реле втягивается во внутрь втягивающего реле (срабатывает втягивающая обмотка реле), а связанный с ним бендикс выдвигается вперед. Его шестеренка входит в зацепление с зубцами маховика. Контакты внутри реле замыкаются и электрический ток с АКБ подается на электродвигатель стартера, прокручивая его вместе с шестеренкой и маховиком. Двигатель запускается.

После замыкания контактов тягового реле его втягивающая обмотка отключается. Напряжение срабатывания тягового реле не более 8 В при температуре плюс 20 градусов.

— Блокировка повторного включения стартера при работающем двигателе на автомобилях ВАЗ 2114, 2115, 2113 реализована за счет конструкции замка зажигания. Он устроен так, чтобы после поворота ключа в положение II (стартер) и последующего возвращения в положение I (стоянка), повторно его повернуть в положение II (стартер) можно только если полностью выключить зажигание (положение О — стоянка).

Примечания и дополнения

— Технические характеристики стартера 5712.3701 автомобиля ВАЗ 2114 (2115, 2113)

Номинальная мощность — 1,55 кВт

Потребляемый ток при максимальной мощности — не более 375 А

Потребляемый ток в заторможенном состоянии — не более 700 А

Потребляемый ток в режиме холостого хода — не более 80 А

Источник

Устройство стартера

  1. Корпус с обмоткой и четырьмя магнитами – статор.
  2. Вращающаяся часть – ротор.
  3. Передатчик с движущейся части на маховик двигателя – бендикс.
  4. Переключатель работы, запускающий ротор, когда поворачивается ключ зажигания – реле.
  5. Ось с запрессованными сердечником и коллекторными пластинами – якорь.


Устройство стартера

Устройство является двигателем постоянного тока с двухобмоточным реле и мощностью 1,55 кВт.

Принцип устройства и его работы

Конструктивно, стартер 2114 представляет собой электрический мотор, работающий от постоянного тока напряжением 12 вольт (бортовой сети). В момент поворота ключа его ротор приходит в движение, после чего при помощи втягивающего реле, приводящего бендикс стартера в зацепление с маховиком коленчатого вала, начинается раскручивание последнего.

После того, как в ходе вращения коленвала произойдет инициация возгорания рабочей смеси и двигатель запустится, втягивающее реле сместит бендикс в заднее положение и стартер выйдет из зацепления с маховиком.

Ввиду того, что на стартер приходится довольно высокая нагрузка, его номинальная мощность составляет 1,55 кВт.

При этом, сила тока в его цепи может доходить до:

  • 80 А при холостых оборотах;
  • 375 А при максимальной нагрузке;
  • 700 А при нахождении в заторможенном состоянии.

Что же касается внутреннего устройства, то стартер включает в себя такие составляющие компоненты, как:

  • статор (неподвижная обмотка);
  • ротор;
  • бендикс;
  • щетки и их держатели;
  • втягивающее реле;
  • корпус.

Основные неисправности и их признаки

Наиболее часто встречающиеся поломки, возникающие в стартере, выглядят следующим образом:

  • электромотор устройства не крутится. Произошло замыкание на обмотках статора, закис ротор в опорных втулках либо окислились контакты;
  • электромотор крутится, но с недостаточной скоростью и малой мощностью. Либо износились графитовые щетки либо произошло замыкание на одной из обмоток;
  • стартер работает, как и положено, но вращение на коленчатый вал не передается. Износ или поломка бендикса;
  • стартер запускает двигатель, но сам не отключается. Окислился механизм втягивающего реле либо лопнула возвратная пружина.

Заметив у стартера один из приведенных выше признаков, его следует демонтировать и привести детальную диагностику уже в снятом состоянии.

Снятие стартера

Полная замена стартера ваз 2114 выполняется в следующем порядке:

  1. Снять клеммы с аккумуляторной батареи.
  2. Выкрутить 3 крепежных болта, крепящих корпус устройства к коробке (если они сильно окислены и не поддаются, следует предварительно залить их керосином либо «ВэДэшкой»).
  3. Отключить минусовую клемму от втягивающего реле (ей оканчивается красный провод, подходящий к устройству).
  4. Снять плюсовую клемму с втягивающего реле, предварительно открутив ее крепежную гайку при помощи ключа на 13.
  5. Сдвинуть стартер вправо и снять его с крепежных шпилек.
  6. Установить новое устройство и выполнить его фиксацию в таком же порядке, но в обратной последовательности.

Перед тем, как устанавливать новый стартер, все 3 крепежные шпильки рекомендуется обработать графитовой смазкой — она защитит их от коррозии и поможет при следующем ремонте выполнить демонтаж устройства без особых проблем.

Следует помнить, что новый стартер, устанавливаемый взамен изношенного, должен быть точно такого же типа, а именно — 5712.3708. Чаще всего владельцы 14-й модели рекомендуют приобретать устройства от таких производителей, как ПРАМО, Eldix и КАТЭК.

Требуемые инструменты

Для того, чтобы выполнить ремонт своими руками и заменить неисправный стартер, необходимы инструменты, которые приведены в перечне в таблице ниже. Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки

НазваниеПримечание
Рожковый ключ«на 8», «на 13»
Накидной ключ«на 13», «на 14», «на 15»
ТрещоткаС удлинителем
Головка«на 13», «на 14», «на 15»
ПлоскогубцыМожно заменить пассатижами
Проникающая смазкаНапример, WD-40
ОтверткаС плоским крестообразным жалом
Металлическая щетка и ветошьДля очистки загрязненных поверхностей

Ремонт стартера

Следует отметить, что полная замена устройства — крайняя мера, необходимая лишь при очень серьезных повреждениях (например — замыкании обмоток статора или механической поломке корпуса). Во всех остальных случаях самым правильным решением будет ремонт стартера ваз 2114, который также выполняется после снятия устройства.

Для того, чтобы его выполнить, необходимо будет выкрутить стягивающие винты устройства и располовинить стартер.

Ремонт стартера

Если даже с вынутыми винтами разделить корпус стартера на две части не получается, то следует воспользоваться резиновым или медным молоточком, аккуратно нанеся несколько ударов в место соединения.

После того, как стартер располовинен, следует внимательно осмотреть состояние его деталей, а именно — обмотки статора, ротора, графитовых щеток и бендикса.

Изношенные щетки следует просто заменить на аналогичные по размеру, а вот чтобы демонтировать бендикс, потребуется произвести ряд дополнительных операций:

  • отогнуть при помощи шлицевой отвертки плоскую вилку в месте ее соединения с корпусом бендикса;
  • снять защитное кольцо;
  • при помощи плоской отвертки снять стопорное кольцо;
  • вытянуть бендикс из его корпуса.

Установка нового бендикса производится в обратной последовательности.

В завершение разговора стоит отметить, что не следует дожидаться серьезных неисправностей стартера. Даже небольшие неполадки данного устройства можно обнаружить по ряду косвенных признаков — более громким, чем обычно, щелчкам втягивающего реле, слишком долгому запуску мотора, громкому звуку во время работы, а также многим другим. Заметив их, следует сразу же демонтировать стартер, разобрать его и выполнить диагностику состояния его деталей.

Процесс замены стартера

Для того, чтобы снять неисправный узел и заменить его на работоспособный, потребуется придерживаться нижеприведенной пошаговой инструкции.

  • При помощи ручника затормозить задние колеса, обеспечив фиксацию автомобиля.
  • Открыть капот.
  • Снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи.

  • Отсоединить клеммную колодку датчика массового расхода воздуха.

  • Используя отвертку следует отвинтить хомут, который фиксирует патрубок воздуховода, как показано на фото ниже.

  • Отсоединить воздуховод от корпуса воздушного фильтра.

  • Снять воздушный фильтр. Данное действие позволит получить доступ к месту где находится стартер.

  • Отсоединить провод красного цвета, который идет на реле стартера. С помощью ключа требуется отвинтить гайку клеммы, провод от которой идет к аккумуляторной батареи.

  • Отвинтить две гайки, которые удерживают стартер сверху.

  • Открутить нижнее крепление.

  • Полностью высвободить стартер.

  • Установить на посадочное место новый стартер.

  • Собрать все в порядке обратном разборке.
  • Проверить работоспособность смонтированного стартера пробным запуском мотора ВАЗ 2114.

Источник

Схема подключения стартера

Стартер представляет собой двигатель, преобразующий электроэнергию, поступающую от аккумулятора в механическую энергию, которая служит начальным импульсом для движения поршней в ДВС.

Итак, схема подключения стартера начинается от замка зажигания, в котором поворотом ключа замыкается электрическая цепь в реле запуска, соединенном с блоком предохранителей. Это реле дает команду втягивающему реле, а тот соединяет стартер с аккумулятором. От источника питания поступает электрический ток и механизм запускается.

Обратите внимание, что схема подключения стартера на ВАЗ 2114 такая же, как на аналогичных моделях: ВАЗ 2113 и 2115. Электросхема подключения стартера ВАЗ 2114 с 8-ми клапанным мотором применялась на моделях:

  • ВАЗ-21140. На этой модели был установлен инжекторный двигатель с 8-ю клапанами, объемом 1,5 литра и мощностью 77 лошадиных сил. Модель выпускалась с 2003 по 2007 год.
  • ВАЗ-21144. Восьмиклапанный мотор объемом 1,6 литра и мощностью 81,6 лошадки. Модель производилась в 2007-2013 годы.

Выбор нового стартера

По статистике, отвечая на вопрос «Какой стартер лучше на ВАЗ 2114?», большинство автолюбителей советуют выбирать редукторный вариант. Он меньше стандартного по габаритам, обеспечивает быстрый старт даже со слабым аккумулятором, лучше крутит маховик зимой. Его проще и быстрее устанавливать. Двигатель такого устройства меньше весит и испытывает меньшие механические нагрузки.

Из редукторных вариантов больше всего положительных отзывов у КЗАТЭ (КАТЕК). Также пользуются популярностью марки Eldix и ПРАМО.

Недостаток редукторных устройств – возможны проблемы с гидроизоляцией, которые вызывают короткие замыкания и поломки якоря.


Стартер КЗАТЭ

Есть машины с креплением устройства не тремя, а двумя болтами. В таком случае подойдет стартер от десятки, но нужно заменить его бендикс на редукторный от девятки.

Схема стартера ВАЗ 2114

Стартером в автомобиле принято называть устройство, запускающее вращение вала, который перемещает цилиндры в ДВС. По сути, это электродвигатель, преобразующий электрическую работу в механическую.

Корпус стартера состоит из маски и стакана. Под маской располагаются стопорное кольцо и шестерня. Внутри стакана размещается якорь и 4 магнитных башмака, или сердечника, между которыми образуется магнитное поле. Эти магнитные сердечники образуют статор двигателя. Якорь – это вал с сердечником из электротехнической стали.

В пазы сердечника вставлены рамки, которые и будут вращаться под действием образуемого башмаками электромагнитного поля. Рамки своими концами соединяются с коллектором, к которому подведены 4 угольные щетки:

  • две положительные – от аккумулятора;
  • две отрицательные, подведенные к массе и замыкающие цепь;

Щеточный узел вмонтирован в заднюю закрывающую крышку корпуса. Пружинки, прижимающие щетки стартера к коллекторному узлу якоря, припаяны к щеткодержателям.

В задней крышке стартера размещается подшипник якоря, выполняющий функцию опорной втулки.

Где стоит реле стартера на ВАЗ 2114?

Со стартером связаны два реле:

  • Втягивающее реле располагается над стартером, являясь как бы его механизмом. Его положение показано на первом рисунке с общим видом узла и на схеме самого механизма.
  • Следующее реле – это узел, размещенный в стороне, и связан контактным электропроводом с втягивающим реле. Это электротехническое устройство часто выходит из строя и нуждается в замене, поэтому автовладельцу необходимо знать его местонахождение в сложной системе узлов и деталей.

В отличие от многих машин, в том числе и вазовских реле стартера на ВАЗ 2114 помещается в подкапотном пространстве.

И представляет собой небольшую коробочку такого вида:

Советы, которые могут пригодиться при замене стартера

  1. Прежде, чем снимать стартер, необходимо убедиться в его неисправности. В первую очередь нужно проверить надежность крепления клемм на аккумуляторе. Окисленные клеммы следует очистить от налета и заново их закрепить. Причиной несрабатывания может быть и плохая масса двигателя с кузовом. Еще следует проверить, не слетел ли провод втягивающего реле с разъема, хорошо ли затянута гайка плюсовой клеммы на стартере;
  2. Снимая деталь, можно плюсовой провод клеммы отсоединять в последнюю очередь. В таком варианте удобнее отворачивать гайку плюсового провода. Подтянув стартер поближе к себе, будет легче добраться до нужной гайки;
  3. Устанавливать провод втягивающего реле на место нужно до упора. Разъем должен зафиксироваться, и в таком случае провод не слетит во время движения от тряски;
  4. Не забывайте в первую очередь снимать клеммы с аккумулятора и выключать зажигание – это избавит вас от дополнительных проблем.

Вот в принципе и все, что можно рассказать о том, как поменять стартер на ВАЗ 2114.

Источник

Признаки неисправности стартера

Слабый контакт с щетками

Самая простая и в то же время самая распространенная неполадка – это неплотное прилегание щеток к коллектору, в результате чего нарушается электрический контакт. В результате, стартер не запускается. Щетки истираются довольно быстро, и подлежат замене. Другой причиной неплотного соединения щеток с коллектором может быть слабость пружины.

Несрабатывание тягового реле

Еще одна распространенная неполадка в механизме запуска двигателя – не вращается якорь. Причина кроется в отказе тягового реле. Не срабатывает по целому ряду причин. Чтобы докопаться до истины, автовладельцу придется провести поэтапную проверку элекрооборудования в транспортном средстве, начиная от аккумулятора, который мог по различным причинам разрядиться. От аккумулятора проверяем дальше:

  • Если полюсные выводы на аккумуляторе и концы проводов реле сильно окислены, то оксидная пленка, образуя электроизоляцию не пропускает электрический ток. Контакты необходимо зачистить мелкой наждачкой.
  • Слабо затянутые наконечники прерывают прохождение тока. Для восстановления контакта небходимо подтянуть винты.
  • Обрыв в проводах, соединяющих тяговое реле со стартером или замком зажигания. Провода следует соединить или заменить.
  • замыкание между витками в электрообмотке втягивающего реле, обрыв или законтачивание на «массу»;
  • заедание якоря тягового реле;
  • неисправность контактной части выключателя.

Если тяговое реле срабатывает, но не вращается якорь, могут влиять упомянутые выше причины, плюс к этому на якорь влияют:

  • подгорание коллектора. Причиной прогорания служит электрическая дуга, возникающая между неплотно прилегающими щетками и коллектором. Щетки прилегают неплотно из-за истирания, или перекоса. Если перекос не повлек серьезной деформации, достаточно его поправить. Стершиеся щетки подлежат замене.
  • Устранив, таким образом, причину прогорания, сам коллектор зачистить слабой шкуркой.
  • Разрушение обмотки в якоре или статоре – не редкость. Причин почему рвутся витки в обмотках, немало: они перегреваются при перегрузках, выплавляется припой, образуется короткое замыкание. В результате обрыва обмоток возникает искрение и прогорание коллектора. От длительной эксплуатации стартера с разрушенными обмотками прогорает изоляция, что приводит к коротким замыканиям на корпус.
  • пробой изолированного щеткодержателя плюсовой щетки, и его замыкание.
  • замыкание между пластинами коллектора;
  • межвитковое соединение в обмотках, либо их замыкание на «массу».

Работоспособность тягового реле, наличие или отсутствие электрозамыканий проверяется вольметром или амперметром. Перед этим между ограничительным кольцом и шестерней привода вставляется прокладка толщиной 12-15 мм. В работающем устройстве показатели не должны превышать по силе тока – 23 А и по напряжению – 9 В. Превышение этих значений свидетельствует о наличии замыкания или других неполадок в обмотке втягивающего реле или в приводе. Если устройство для запуска ДВС работает, но коленвал не вращается, причины следующие:

  • Пробуксовывает муфта свободного хода, названная бендиксом по имени своего изобретателя;
  • Сломан рычаг выключения бендикса или соскакивание его оси;
  • Износилось поводковое кольцо на обгонной муфте, или лопнула буферная пружина;
  • заедает или и тяжело перемещается привод на якоре стартера.

Неполадки, возникающие в стартере, будь то электрические или механические, нельзя оставлять на самотек. Иначе маленькая поломка повлечет за собой большую. Возникает ли замыкание в электросети автомобиля, образуются ли трещины и сколы в корпусе, нарушается ли упругость щеткодержателей, все эти неполадки необходимо своевременно устранять. Старые и изношенные подшипники подлежат замене. Трещины и сколы заваривают, а место сварки тщательно зачищают.
Источник

Причины неисправностей

  1. Не крутит: замыкание обмотки, заедание якоря на втягивающем реле, окисление контактов АКБ.
  2. Недостаточная скорость вращения бендикса: обрыв или замыкание обмотки якоря (статора), износ щёток.
  3. Крутит, но не передает обороты на маховик: неисправен бендикс.
  4. Работа после набора оборотов двигателя: заедание тягового реле, сломана пружина муфты свободного хода.

Также к причинам неисправности можно отнести износ узла, повышенные нагрузки, нарушение условий эксплуатации и брак. Чаще всего выходят из строя бендикс, коллектор якоря и втягивающее реле. Иногда встречается неплотное прилегание щеток.

Если вышла из строя одна из щёток или произошел перекос вала редуктора, обычно это признак приближающегося разрушения всего узла, и проще заменить его целиком, чем ремонтировать.

В холодную погоду плохо заводится двигатель, стартер работает на пределе и может выйти из строя. Если устройство плохо закреплено или работает в условиях постоянных сильных вибраций, это тоже приводит к его разрушению. Иногда встречается заводской дефект узла – неправильное распределение смазочного состава в корпусе, что приводит к отказу втягивающего реле.

Можно очистить вал и добавить смазку. Устройство устанавливают под углом бендиксом вниз, набирают в шприц уайт-спирит, и, прокручивая бендикс по ходу выдвижения, выдавливают уайт-спирит на показавшийся участок вала, протирая его ветошью. Смазку добавляют на клиновидные зубья, по которым выдвигается бендикс.

Для полной очистки узел разбирают и промывают в бензине. Затем закладывают новую смазку на места, откуда была удалена старая, и собирают устройство.

Если стартер не крутит маховик, зачистите клеммы и снова заведите машину.

Иногда проблемы с частым выходом из строя бендикса заключаются во втулке маховика. Нужно проверить состояние втулки и, если оно неудовлетворительное, заменить ее на новую.


Редукторный стартер ваз 2114

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]