Срок службы масла в двигателе: по моточасам или по пробегу


Работаю в своей отдельной автомобильной мастерской много лет и среди прочих считаюсь одним из лучших мастеров с большим опытом за плечами, который точно понимает в своем деле больше остальных. Также у меня есть своя новая мастерская для ремонта моторов с необходимым оборудованием. В статье вы сможете найти полезные рекомендации по замене масла и ответ на самые задаваемые вопросы.

Вам действительно нужно менять масло каждые 3000 км?

Разберемся вместе. Моторное масло заменяется через воронку. Если вы ездите, вам, вероятно, сказали в автосервисе, что нужно менять масло каждые 3000 км. Это общепринятый стандарт, когда дело доходит до замены масла, но действительно ли вам нужно менять моторное масло после пробега ровно спустя 3000 км?

Ответ окончательный: нет, на самом деле все не так, по словам любого автопроизводителя, с которым мы говорили. Основными плюсами графика замены масла через 3000 км являются те, кто извлекает из этого выгоду: ремонтные мастерские, сети смазочных масел и отделы обслуживания в некоторых автосалонах. Рекомендуемые интервалы замены масла на самом деле сильно варьируются от одного производителя транспортного средства к другому, поэтому лучше ознакомиться с руководством автовладельца, чтобы не отставать от рекомендуемого технического обслуживания.

Практическое применение методики.

Отказ от определения интервала замены по пробегу можно считать обоснованным. Возникает вопрос о практической реализации альтернативных методик.

Вариантом для точного определения необходимости сменить смазку являются лабораторные исследования. К сожалению, для практики такой способ пригоден мало. Автопроизводителям и автовладельцам приходится пользоваться усредненными косвенными методиками.

Снова о предложениях производителей.

В современных автомобилях расчет интервалов между заменами несложно реализовать на ЭБУ. Компании, выпускающие автомобили решают вопрос различными способами:

  • По расходу топлива. Но потребление зависит от множества факторов, а на старении смазок сказывается полнота сгорания. Словом, алгоритмизации поддается с трудом.
  • По средней скорости. Простой усредненный метод. Точность не определена, но логика понятна. Подходит для использования владельцами авто без привлечения бортового компьютера.
  • По времени работы в режиме ХХ. Также достаточно логичная методика, но точность уступает предыдущей.
  • По количеству запусков ДВС и т.д.

Вообще, проблема расчета оказывается сложной – проработанных моделей старения смазочных материалов, пригодных для алгоритмизации, практически не существует, статистики по количественному влиянию различных факторов нет.

В результате, наиболее действенной оказывается простейшая методика с усредненными моточасами. Ее дополнительный плюс – возможность привязки к характеристикам масел.

Ресурс смазочных материалов.

Информация по ресурсным моточасам по API (American Petroleum Institute) для различных типов моторных смазок сведены в таблицу:

Соответственно, замену необходимо производить ДО полной выработки ресурса. Задача, которую необходимо решать владельцу авто – расчет моточасов с момента последнего обслуживания.

Как пользоваться методикой?

Усредненный расчет моточасов провести достаточно просто при наличии показателя средней скорости.

M = S / V

Здесь:

  • М – моточасы усредненные;
  • S – пробег с момента начала измерений;
  • V – средняя скорость.

Анализ показаний следует производить не менее, чем через 1-2 тыс.км побега (счетчик сбрасывается после очередного обслуживания). Этим обеспечивается достаточная точность.

Чаще пригодится решение обратной задачи — определить пробег для замены (обывателю так привычнее).

Зависимость преобразуется к виду

S = M * V

Соответственно, при преобладании шоссейного цикла и средней скорости прядка 60 км/ч заменить полусинтетику придется через

S = (180..250) * 60 = 10800..15000 км.

Результат отлично согласуется с привычными рекомендациями производителей.

Однако, для городского цикла, где средняя скорость меньше в 2-3 раза, соответствующим образом сократится и интервал. Он составит порядка 5-7 тыс.км. и превышение пределов чревато проблемами с двигателем.

Аналогичным образом можно решить задачу по фактическому расходу.

  • Определить по таблице ресурс смазки;
  • Рассчитать теоретический общий расход, умножив ресурс на приведенный в документации средний расход на трассе.
  • Разделить фактический расход на справочный.
  • Разделив теоретический расход на полученную в предыдущем действии величину получить фактическое число моточасов.
  • Рассчитать пробег, пользуясь этой методикой, самостоятельно несложно.

Как часто нужно менять смазку

Несколько лет назад считалось хорошей идеей часто менять моторное масло и масляный фильтр часто, но из-за улучшений в материалах двигателя и более жестких допусках, а также в масле, которое входит в двигатели, большинство производителей рекомендуют интервалы 7500 км или более.

Например, Ford, Volkswagen и Porsche рекомендуют замену масла каждые 10 000 км. То же самое делает Toyota на нескольких двигателях, включая 1.8-литровый четырехцилиндровый двигатель Prius и 2.5-литровый четырехцилиндровый двигатель Camry. BMW говорит, что владельцы могут преодолеть 15 000 км между заменами масла (с синтетическим маслом).

Интервалы варьируются в зависимости от производителя и двигателей, поэтому обратитесь к руководству пользователя или графику технического обслуживания, чтобы узнать, как часто нужно менять масло в вашем автомобиле и какой тип масла использовать. Вы можете быть удивлены. (Мы были удивлены, узнав, что для 2,5-литрового двигателя Camry требуется, например, синтетическое масло 0W20).

Производители рекомендуют вам менять масло чаще для «тяжелых» условий вождения, таких как частая буксировка прицепа, интенсивное движение при останове или холостом ходу, движение в условиях сильной жары или холода или частое вождение на короткие расстояния, когда двигатель не работает.

Последствия просроченных замен

Если просрочить одну замену, то без разборки двигателя можно и не заметить последствий, а последующие своевременные замены и использование хорошего масла отчасти исправят сложившуюся внутри ДВС ситуацию, но если постоянно проводить такой эксперимент и перекатывать, то можно ждать определенных последствий:

  • Накопление загрязнений. Масло постепенно загрязняется продуктами сгорания, это хорошо видно на щупе, оно приобретает со временем черный цвет, кроме того, вырабатываются присадки, отвечающие за промывку двигателя. Как уже писал выше, к 10 000 пробега мало какое масло сохраняет приемлемое щелочное число, а кислота увеличивается. Пакет присадок, промывающий детали, вырабатывается, количество веществ уменьшается. То есть масло теряет свои моющие и диспергирующие свойства, не растворяет загрязнения и не удерживает их в себе, а все эти вещества спокойно перемещают по масляным каналам и от всей души вредят всем деталям ДВС, откладываясь на поверхности.
  • Детали начинают изнашиваться. Это происходит по той же причине – пакет присадок, отвечающих за защиту деталей от износа, вырабатывается. Если провести анализ перекатанной отработки, то в ней можно найти большое количество продуктов выработки – кремний, металл, алюминий.
  • Вязкость повышается. Причины все те же – накопление загрязнений, окисление, нарушение полимеризации присадок, отвечающих за поддержание стабильной вязкости. В результате масло хуже циркулирует по системе, двигатель время от времени работает на сухую. Это может привести не только к отказу заводиться на холодную, но и к тому, что двигатель стуканет, если уже имеет выработку и находится не в лучшем состоянии. Кроме того, из-за повышенной вязкости масляная пленка толще, к чему приводит это – уже писал выше.
  • Проворот шатунных вкладышей. Слишком густое масло засоряет масляный канал, и чем он тоньше, тем выше в таком случае нагрузка на шатунные вкладыши. По этой причине они перегреваются и проворачиваются.
  • Изнашивается турбокомпрессор (если он есть). Больше всего страдает его ротор. Отработка масла негативно сказывается на вале компрессора и подшипнике, на них появляются царапины и повреждения. Масло с накопленными загрязнениями засоряет каналы, из-за чего компрессор может заклинить.

Современные характеристики автомобилей облегчают их обслуживание

Некоторые автомобильные компании, в том числе Ford и GM, оснащают большинство автомобилей мониторами срока службы масла, которые сообщают владельцам автомобилей, когда пора менять смазку в зависимости от скорости автомобиля, температуры двигателя, климатических условий, количества холодных запусков и других факторов. Все они могут привести примеры от владельцев, которые говорят, что мониторы срока службы масла показали, что они могут работать даже дольше, чем рекомендуемые интервалы замены.

Если вы нервничаете из-за замены смазки через 10000 км или более, делайте это каждые шесть месяцев, когда вам, вероятно, следует также поменять шины (также объяснено в руководстве пользователя). GM говорит, чтобы менять ваше масло, по крайней мере, один раз в год, даже если не загорается индикаторная лампа обслуживания. При более длительных рекомендуемых интервалах между заменами масла более важно проверять уровень жидкости не реже одного раза в месяц, чтобы убедиться, что его достаточно.

Как я узнаю, когда пора менять масло?

Стоит ли масло для двигателей с большой дальностью езды без замены дорого?

По мнению многих менять масло каждые 3000 км — это, наверное, трата денег. Экологи говорят, что это также добавляет избыток отработанного масла, которое должно быть переработано или утилизировано, и многие пытаются препятствовать этой практике.

Если продавец в магазине смазочных материалов говорит, что он может помочь вам только тогда, когда производитель рекомендует частые замены масла, учтите следующее: производитель автомобилей не заинтересован в том, чтобы вы страдали от преждевременного отказа двигателя из-за изношенного масла. Если это произойдет, им, возможно, придется заплатить за ремонт по гарантии и, вероятно, потерять вас как клиента. Тем не менее, они советуют вам следовать более длительным интервалам замены масла.

Чтобы узнать больше о замене масла для больших пробегов, посмотрите видео ниже

В течение двух лет и 30 тысяч км миль при условии, что ваша замена масла стоит около 2000 тысяч рублей за штуку, вы могли бы сэкономить более 10000 рублей, если бы вы меняли его каждые 7500 км против каждых 3000 км.

Дело не только в километрах: если вы не часто ездите на своей машине, ваше масло по-прежнему необходимо сохранять свежим. Даже если вы проезжаете меньше км в год, чем ваш автопроизводитель предлагает до замены смазки (скажем, 6000 км с предполагаемыми интервалами замены масла в 7500 км), вы все равно должны делать эту замену два раза в год.

Зачем? С возрастом масло становится менее эффективным, и если двигатель не прогреется, избыточная влага, которая образуется в двигателе, не будет удалена, что может привести к сокращению срока службы двигателя.

Что такое моточасы?

Моточас — условная единица, соответствующая 1 часу работы двигателя.

Методика действительно понятна: достаточно фиксировать сколько часов проработал мотор — именно в это время интенсивно используются смазочные материалы. При достижении установленной границы их следует заменить.

Но простота – только кажущаяся. Проблема моточасов как единиц измерения заключается в различиях нагрузки, скоростей вращения вала двигателя в разных режимах работы. К примеру, для Лада Калина при норме на XX 800-900 об/мин в 1 моточас уложиться 48-54 тыс. оборотов, для близких к предельным 7000 об/мин это число составит 6300 тыс., а при оптимальных 5500 – 3300 тыс. Естественно нагрузка на агрегат и интенсивность работы системы смазки будут различны. Аналогичные соображения касаются движения по трассе или езды в мегаполисе.

Словом, методика хороша, когда ДВС работает на постоянную нагрузку (на одной передаче) без изменения числа оборотов вала. В остальных случаях требуется усреднение.

Впрочем, обо всем по порядку.

Синтетическое масло

Оно разработано, чтобы быть более эффективным в сопротивлении разрушению (и благодаря этому его работа длится дольше) и выдерживает высокие температуры.

Существуют ситуации, когда это сопротивление поломке может продлить срок службы вашего двигателя.

«Если вы совершаете много коротких поездок, стандартное моторное масло может никогда не нагреться настолько, чтобы сжечь влагу и загрязнения, а это значит, что оно недостаточно для защиты вашего двигателя», — говорит автомобильный эксперт.

Несмотря на то, что синтетические материалы лучше держатся и могут служить больше, не менее важно не продлевать срок замены масла более интервала времени, рекомендованного производителем — обычно это шесть месяцев или год, если это двигатель, который не проезжает много километров и не был во многих коротких поездках.

Синтетическое масло может также помочь двигателям, которые склонны к накоплению осадка: у некоторых моделей Volkswagen и Toyota в прошлом были проблемы с осадком. Этот остаток, образовавшийся при разложении масла, может блокировать поток масла, что приводит к быстрой смерти двигателя. Синтетическое масло было бы полезно в этих двигателях, потому что оно помогает уменьшить накопление осадка, помогая продлить срок службы двигателя.

Посмотрите свое руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Меняем масло

  1. Откройте капот.
  2. Найдите щуп для измерения уровня смазки в двигателе и снимите его (помогает слить при сливе).
  3. Найдите сливную пробку, представляющую собой длинную головку болта в нижней части поддона. Пробка сливного отверстия позволяет сливать масло из поддона. (Примечание: у некоторых автомобилей есть две сливные пробки.)
  4. Поместите емкость, например утвержденный поддон для сбора, под сливную пробку. Убедитесь, что поддон достаточно большой, чтобы вместить объем смеси, ожидаемый для слива из двигателя. Посмотрите в руководстве по эксплуатации, какое количество масла требуется вашему автомобилю.
  5. Ослабьте сливную пробку, используя торцевой гаечный ключ или 6 пт. разъем. Осторожно вытащите пробку вручную, жидкость будет быстро вытекать из отверстия. Через несколько минут все старое уйдет. (См. Руководство по эксплуатации автомобиля для получения дополнительной информации).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]