Самостоятельно устраняем скрип актуатора АМТ Лада Веста и Икс Рей

Роботизированная коробка передач, которую называют также автоматизированной механической трансмиссией (АМТ), сочетает в себе комфортабельность «автомата» с надежностью и топливной экономичностью «механики».

Однако опыт эксплуатации АМТ показывает, что в ее работе тоже случаются сбои. Самая частая проблема – возникновение скрипа при переключении передач. Причина этого явления – постепенная выработка смазки в актуаторе сцепления.

Этот механизм представляет собой электромеханическое устройство, предназначенное для сжатия пружины выжимного диска.

При недостатке смазки в редукторе актуатора возникают не только посторонние шумы, но и толчки, увеличивается временной промежуток между переключениями скоростей.

Решить эту распространенную проблему помогает разборка механизма сцепления и смазка актуатора. Это намного дешевле, чем замена узла в сборе.

Рассмотрим, как провести эту процедуру самостоятельно на примере автомобиля Лада Веста, оснащенного АМТ.

Как смазать актуатор сцепления АМТ и избавиться от скрипа на LADA

Владельцы автомобилей Lada Vesta, XRAY, Granta, Priora и Kalina с автоматизированной трансмиссией (АМТ или «робот») могут столкнуться со скрипом актуатора (особенно в жаркую погоду), который выжимает вилку сцепления. Решить проблему можно при помощи его смазки. Расскажем, как выполнить эту процедуру своими руками.

Как выявить скрип актуатора АМТ

:

  1. включите зажигание;
  2. включите передачу;
  3. нажимайте и отпускайте педаль тормоза;
  4. если скрип есть, значит это актуатор.

Процесс также показан на видео:

Порядок действий

:

  1. Снять актуатор сцепления (см. эту инструкцию).
  2. Снять крышку актуатора, вывернув болты крепления.
  3. Смазываем все нагрузочные места и шарниры специальной смазкой (например, Liqui Moly 3352 или LIQUI MOLY Thermoflex Spezialfett)


Процесс также показан на видео:

Для смазки актуатора нет необходимости разбирать сам механизм, поэтому после обратной установки актуатора его адаптация (обучение) не требуется. Весь процесс займет не более 3-х часов. Кстати, смазку актуатора делают на СТО, цена услуги около 2 000 рублей.

Еще одной причиной скрипа сцепления может быть ржавый упор выжимного рычага. Смазываем его Bechem High-lub L2 MO (автор фото premoy).

Напомним, ранее мы рассказывали, как выполнить проверку технического состояния коробки АМТ в случае проблем.

Категории товаров, которые вам могут быть интересны на основании статьи «Как смазать актуатор сцепления АМТ и избавиться от скрипа на LADA»:

Третий вариант

Он заключается в том, чтобы открутить сам кронштейн от коробки передач. Для этого нужно открутить 4 болта – 2 внизу, 2 вверху.

Остается снять разъем проводов актуатора. Желтую блокировку нужно потянуть на себя, нажать на бока и вытащить.

Теперь устройство у нас в руках и доступно для работы. Я отсоединил его от кронштейна. Винты удобны для выкручивания. Это крышка с прокладкой.

Внутри корпуса виден износ шарнира, либо потемнение смазки.

Также виден некоторый износ деталей, металлическая стружка на пружине. Хотя смазка тоже видна.

Лада Икс Рей Кросс автомат — новая комплектация

Книги по ремонту Лада Веста

Товары, из ассортимента Дастершоп77 по теме статьи:

НаименованиеПроизводительЦенаНаличиеВ корзину
DC952-7703062062Прокладка сливной пробки КПП, раздатки Рено Дастер / Террано / Каптур оригинал 7703062062Оригинал200 / 100 р. Дисконт: 80 р.>10
DC2465-65605Книга Правила дорожного движения Российской Федерации 2022200 / 99 р. Дисконт: 50 р.>10
DC2374-35025Книга по ремонту ВАЗ LADA Vesta1700 / 1400 р. Дисконт: 1300 р.3
DC1560-8200884113Сальник привода оригинал Рено 8200884113 левыйОригинал1000 / 800 р. Дисконт: 700 р.2
DC1667Комплект сцепления Веста (1.6л 21129 + МКПП ВАЗ / АМТ) LUKАналог5500 / 4600 р. Дисконт: 4400 р.1
DC524-302054100RКомплект сцепления для 1.6 (H4M) 4×2 КПП JR5 (5-ступ.) оригинал арт. 302054100RОригинал8000 / 7400 р. Дисконт: 7000 р.1
DC1630-7703075180Заливная пробка КПП / Раздатки оригинал 7703075180Оригинал200 / 150 р. Дисконт: 100 р.4
DC2468-11004Книга Учебник по устройству легкового автомобиля цв илл большой500 / 250 р. Дисконт: 200 р.0
DC422-510009710Подшипник выжимной H4M 4×2 JR5/JH3 5-ступ. LUK 510009710 306200650R 7701478631 8200046103 8200764613 8200990502 306205482R 306205482R 306206219R 306201586RАналог4500 / 3900 р. Дисконт: 3500 р.2
DC2463-11006Книга Мастерство вождения. Учебник500 / 250 р. Дисконт: 200 р.0
DC383-ASAM-30799Втулка рычага переключения передач ASAM-SA 30799 оригинал арт.7700732903Аналог400 / 150 р. Дисконт: 100 р.2
DC440-8200410813Стопорное кольцо приводного вала оригинал арт. 8200410813Оригинал500 / 300 р. Дисконт: 250 р.3
DC2460-14004Книга Азбука спасения при ДТП150 / 100 р. Дисконт: 90 р.0
DC1631-8200201381Прокладки заливной пробки КПП / Раздатки оригинал 8200201381Оригинал500 / 350 р. Дисконт: 300 р.3
DC2471-13002Книга Экзамены в ГИБДД кат. ABCD Пособие200 / 150 р. Дисконт: 100 р.3
DC950-321031MG0BПробка заднего редуктора Рено Дастер / Каптур / Ниссан Террано 4х4 заливная 321031MG0BОригинал1500 / 1200 р. Дисконт: 1100 р.4
DC956-7700102458Фильтр АКПП DP2 оригинал 7700102458Оригинал900 / 600 р. Дисконт: 500 р.1
DC1964-21102301034Сальник привода правый Веста, Ларгус, Икс-Рей артикул 21102301034 (черный 35х57х9)Оригинал200 / 150 р. Дисконт: 110 р.4
DC1316-8201630012Направляющая (инструмент) для центровки сцепления и выжимного (H4M-JR5/JH3) оригинал 8201630012Оригинал2000 / 1800 р. Дисконт: 1600 р.1
DC1818-7701209239Пыльник наружного ШРУСа Дастер, Террано, Каптур 1.6 /1.5 4×4 МКПП 7701209239 оригиналОригинал3200 / 2500 р. Дисконт: 1900 р.1
DC2046-8200544206Сальник первичного вала КПП TL4/TL8/JR5 8200544206Оригинал1200 / 800 р. Дисконт: 600 р.2
DC2245-7703065290Кольцо уплотнительное сальник масляного насоса АКПП оригинал 7703065290Оригинал800 / 700 р. Дисконт: 500 р.2
DC2470-75361Книга Экзаменационные Билеты категорий A,B,М300 / 250 р. Дисконт: 200 р.5
DC2472-65520Книга Экстренная помощь при ДТП цв. фото500 / 250 р. Дисконт: 200 р.3
DC1956-21820160121100Пыльник вилки сцепления Гранта, Веста, Икс-Рей 21820160121100Оригинал150 / 100 р. Дисконт: 70 р.1
DC2159-6001548446Главный цилиндр сцепления Дастер и др. оригинал 6001548446Оригинал4600 / 4200 р. Дисконт: 3900 р.1
DC2163Корзина сцепления Веста, Икс-Рей 1.8 21179 JR5 оригинал 21179-1601085-10Оригинал7300 / 6500 р. Дисконт: 6100 р.1
DC2164Диск сцепления Веста, Икс-Рей 1.8 21179 JR5 оригинал 21179-1601130-11Оригинал6400 / 5300 р. Дисконт: 4900 р.1
DC2461-11005Книга безопасность дорожного движения (учебник)300 / 200 р. Дисконт: 150 р.>10
DC2462-24002Книга Инспектор, ГОСТ на моей стороне!200 / 150 р. Дисконт: 100 р.1
DC2473-23001Книга Я буду автоледи (цветные иллюстрации)250 / 150 р. Дисконт: 130 р.1
DC2373-35026Книга по ремонту ВАЗ LADA Xray1900 / 1700 р. Дисконт: 1400 р.0
DC2467-11003Книга Учебник по вождению автомобиля с цв. илл. большой500 / 250 р. Дисконт: 200 р.0
DC2469-75360Книга Экзаменационные задачи с комментариями категории А,В,М500 / 250 р. Дисконт: 200 р.0
DC1963-21102301035Сальник привода левый Веста, Ларгус, Икс-Рей артикул 21102301035 (красный 35х57х9)Оригинал200 / 120 р. Дисконт: 90 р.0
DC2464-11001Книга Правила дорожного движения с комментариями для всех понятным языком500 / 250 р. Дисконт: 200 р.0
DC2466-11002Книга Пособие для подготовки к экзаменам в ГИБДД200 / 160 р. Дисконт: 150 р.0

Конструкция автоматизированной трансмиссии

Основное отличие от МКПП – замена педали сцепления и рукоятки переключения передач на соответствующие переключатели электромеханического типа. Для управления ими дополнительно внедрены:

  • Блок управления.
  • Датчик частоты вращения вала.
  • Сенсор положения вилки.
  • Фиксатор положения салонного селектора передач.

У АМТ есть один существенный минус эксплуатационного плана: электромеханический привод отрабатывает команды с задержкой. Гидравлическая альтернатива, к сожалению, недоступна ввиду дороговизны.

Управление АМТ

В процессе эксплуатации «робот» значительно проще АКПП и классической «механики». Электронный селектор позволяет использовать 4 режима работы:

  • нейтраль — N;
  • автомат — А;
  • задний ход — R;
  • ручное управление — М.

Перед тем, как начать движение, нужно установить рычаг селектора в положение «А», затем нажать на педаль тормоза и только потом переставить ногу на педаль газа.

Внимание! Двигатель LADA Granta (седан, лифтбек), оснащенной «роботом» не заведется, если забыть нажать на педаль тормоза. Время разгона автомобиля до скорости 100 км/час составляет 12,5 сек, что на 1,6 сек уступает моделям с механической КПП (10,9 сек), но на 0,8 сек лучше, чем у ЛАДА Гранта с АКПП (13,3 сек.)

При этом переключение передач происходит на 5000 об/мин при агрессивной манере вождения или 2500 об/мин — при спокойном режиме

Время разгона автомобиля до скорости 100 км/час составляет 12,5 сек, что на 1,6 сек уступает моделям с механической КПП (10,9 сек), но на 0,8 сек лучше, чем у ЛАДА Гранта с АКПП (13,3 сек.). При этом переключение передач происходит на 5000 об/мин при агрессивной манере вождения или 2500 об/мин — при спокойном режиме.

Время переключения с одной передачи на другую в автоматическом режиме — не больше 2 сек. Из-за этого некоторым водителям АМТ может показаться «задумчивой», однако при переходе на ручной режим управления — скорость переключения передач соизмерима со скоростью механической КПП.

Замена троса сцепления

Для замены тросика сцепления вам необходимо будет последовательно провести следующие манипуляции:

  • открутить гайку, которой тросик крепится к педальному узлу (она находится под панелью);
  • снять стопор со шпильки оплетки;
  • затем плоскогубцами снимите стопорную скобу;
  • после этого извлеките ось педали;
  • демонтируйте пружину педального кронштейна;
  • плоскогубцами демонтируйте упор наконечника;
  • освободите педаль от наконечника троса;
  • далее необходимо извлечь из моторного отсека уплотнитель оплетки тросика;
  • натяните соединенный с вилкой наконечник троса к себе, после чего достаньте его;
  • произведите демонтаж поводка наконечника;
  • произведите демонтаж направляющей втулки;
  • в завершении работы необходимо будет протянуть трос через отверстие, расположенное между
  • моторным отсеком и автосалоном.

Перед установкой тросика его смазывают, а между его оболочкой и им самим заливают небольшое количество машинного масла. Устанавливают трос, проводя аналогичные его снятию действия в последовательности, прямо противоположной демонтажу.

Устройство сцепления

На Ладе Весте, а также на всех ее модификациях, включая кроссовер X-RAY и версии Кросс, устанавливается стандартный узел с одним диском. Соприкосновение фрикционного и ведущего диска происходит под действием пружины. Главное отличие сцепления Весты от других моделей АвтоВАЗа заключается в приводе.

Конструктивно сцепление Весты устроено по стандартному типу и представляет собой нажимной и ведомый диски, взаимодействующие между собой. В корзину устанавливается нажимной диск, сама корзина – это стальной корпус. Нажимной диск в корзине прижимается при помощи специального устройства в виде пружины. Корзина сцепления устанавливается непосредственно на маховик силового агрегата, крепится жёстко на болтовые соединения.

Диск с фрикционными накладками ставится между маховиком и ведущим диском. Ведомый диск сцепления также называют фрикционным из-за специальных накладок, закреплённых по обе стороны. По центру в отверстие устанавливается демпфер с пружинами, предназначенный для устранения колебаний во время включения сцепления. Фрикционный диск насажен через ступицу на первичный вал двигателя.

Особенности гидропривода сцепления Весты

Гидравлический привод состоит из трубопроводов и двух цилиндров (рабочий и главный). От главного цилиндра давление от штока передается на рабочий. Тот, в свою очередь, посредством трубопроводов оказывает воздействие на прижимное устройство. Рабочий цилиндр представляет собой модуль, где также расположен выжимной подшипник. Всё это смонтировано в картере сцепления.

Тормозная жидкость выполняет функции рабочей. Для обеспечения надёжности и работоспособности гидропривода необходимо своевременно менять рабочую жидкость согласно регламенту. К неполадкам в работе гидравлического привода чаще всего приводит воздух в системе. В запущенных случаях на автомобиле просто невозможно будет переключать скорости.

Особенности электропривода сцепления на Весте

Электрический привод, в отличие от гидравлического, устроен несколько иначе, он оказывает действие непосредственно на вилку сцепления. При повороте вилки усилие давит на выжимной подшипник, а тот, в свою очередь, – на лепестки пружины нажимного диска. Выжимной подшипник усиленный и находится в работе постоянно, а пружина всегда прижата к муфте из-за отсутствия каких-либо зазоров.

Выжимной подшипник не нуждается в периодическом обслуживании, т. е. смазка не нужна, производитель позаботился и об этом. Подшипник служит долго и при сбоях попросту меняется. Узнать об этом можно по характерному шуму. Выжимной необходимо заменить и при замене ведомого или нажимного дисков, вне зависимости от того, исправен подшипник или нет.

Сбои в работе гидропривода легко устранить своими руками, зачастую достаточно прокачать систему и избавиться от воздуха. А с электромеханическим приводом устранение неисправностей дела обстоят куда сложнее. Подобная процедура на автоматических и роботизированных КПП называется адаптация, и выполнять ее без знаний, навыков и оборудования невозможно. В таких случаях единственно правильное решение это обращение к официальному дилеру.

На сегодня завод АвтоВАЗ активно внедряет в свои автомобили современные технологии, это касается и сцепления. Сейчас для этого используют конструктивные элементы, отвечающие мировым стандартам качества. Фрикционные накладки и пружины значительно надёжнее и долговечнее.

Когда нужно делать адаптацию?

Адаптацию АМТ нужно делать в следующих ситуациях:

У вас предсерийный авто, и нужно обновить настройки на более свежие и корректные.

Факто остается фактом, что первые автомобили получились немного сыроватыми и без этого никуда, но благо АвтоВАЗ быстро решает проблему как это было уже сделано со втулками и стойками стабилизатора, с сцеплением.

При замене сцепления

Выяснился тот факт что турецкое сцепление Valeo (Валео), которое устанавливалось на первые автомобили, не подходит по массе автомобиля. В итоге владельцы первых Вест, чувствовали пробуксовки сцепления, чувствовали что автомобиль плохо трогается и нужно добавить оборотов. При замене сцепления на новое — проводится адаптация. Если же Вы по каким то причинам поменяли сцепление не у официального дилера а самостоятельно, не бойтесь передвигаться на новом сцеплении без адаптации по мере необходимости. Но ее нужно будет сделать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]