Автомобили с передним приводом по сравнению с заднеприводными аналогами имеют как преимущества, так и недостатки. При этом на практике подавляющее большинство современных авто зачастую являются переднеприводными, так как устройство такой трансмиссии получается более простым и дешевым, машиной с передним приводом легче управлять, общая конструкция трансмиссии позволяет ей оставаться вполне надежным решением.
Не стали исключением и многие модели ВАЗ (2108, 2110 и т.д.), которые давно пришли на смену устаревшей «классике». Как показывает практика, КПП на разных переднеприводных ВАЗах вполне надежна, однако часто слабым звеном является кулиса ВАЗ. Далее мы рассмотрим популярную модель ВАЗ 2110, неисправности кулисы ВАЗ 2110, а также как выполнить ремонт и замену.
Кулиса 2110: что нужно знать
Итак, кулиса на ВАЗ 2110 часто заставляет неопытного водители думать, что вышла из строя сама КПП. На самом деле, в подавляющем большинстве случаев кулиса КПП ВАЗ нуждается в регулировке или ремонте. По этой причине важно знать, какие симптомы и признаки указывают не неисправности кулисы.
Прежде всего, следует обратить внимание на следующее:
- не включается или с большим трудом включается одна или несколько передач;
- передачи после включения не выключаются или выключаются с усилием;
- вместо включения одной передачи включается другая (например, вместо первой задняя);
Если замечены такие признаки, обычно дело не в коробке передач. Это значит, что не следует торопиться начинать диагностику и дефектовку самой коробки. Как правило, проблемы удается решить путем регулировки и обслуживания кулисы, в рамках которого используется ремкомплект кулисы ВАЗ 2110. В крайнем случае, сильно изношенную кулису нужно заменить.
Вернемся к регулировкам. На деле, регулировка кулисы ВАЗ 2110 не является сложной процедурой, однако потребуется внимание и терпение. Бывает, регулировка требуется в несколько подходов, так как с первого раза удачное положение удается найти далеко не всегда.
Чтобы отрегулировать кулису, потребуется выполнить следующие действия:
- Прежде всего, автомобиль нужно загнать на яму или эстакаду. Затем потребуется поставить машину на ручник и включить первую передачу.
- Далее, не выключая передачи потребуется отыскать хомут, который фиксирует кулису, после чего ослабить этот хомут.
- Затем, следует из салона переместить рычаг влево на столько, на сколько это возможно. При этом перемещать рычаг как назад, так и вперед нельзя. Дело в том, что кулиса вполне может соскакивать.
- Теперь потребуется сесть в машину, после чего затянуть хомут. В ряде случаев достаточно переместить кулису на несколько миллиметров по отношению к карданчику, после чего КПП снова заработает нормально, переключения передач придут в норму.
Диагностика
В любом автомобиле кулиса коробки передач служит для запрета самостоятельного переключения автомобилем передач. За данной деталью нужно следить и ухаживать, кроме того, со временем она расшатывается и требует регулировки. Если регулировки давно не было или она выполнена некачественно, тогда водитель будет чувствовать себя не комфортно при управлении машиной.
Именно из-за этого следует проводить профилактику, а также уделять кулисе должное внимание. Если автомобиль начал себя как-то не так вести, то необходимо не затягивать с ремонтом
Кулиса коробки передач
Чтобы понять, что кулиса требует регулировки или замены, потребуется просто проследить за работой коробки передач.
Как правило, при выходе из строя появляются следующие симптомы:
- Сложности при включении 1 передачи. Как правило, затрудненное включение передачи, водителю приходится практически вбивать рычаг, чтобы включить 1 скорость.
- Возможно, сложное переключение с 1 на 2 скорость.
- Из-за разболтанного рычага включается не 1 скорость, а задняя. Это очень опасно, особенно на светофоре, на старте. Следует срочно ремонтировать кулису, иначе дальше проблема только усугубится.
- Затрудненное включение 5 передачи, при этом остальные скорости могут включаться плавно.
- Есть люфт в ручке переключения. Как правило, при этом кулиса требует только замены и регулировкой не обойтись.
- Появились посторонние звуки, что исходят из-под автомобиля, а точнее из коробки переключения передач. Как правило, звук становится звенящим. Эта проблема является болезнью всего семейства ВАЗ 2110-2112. Как правило, такой звон может появиться после ремонта подвески автомобиля.
- При езде скорость может выскочить. Другими словами, машина, набирая разгон, самостоятельно отключает включенную передачу и переходит на нейтральную скорость. Для дальнейшей езды потребуется держать рычаг на нужной скорости постоянно, дабы он не выскакивал.
- Сильная вибрация, которая приходится на ручку переключения. Это связано с выходом из строя кулисы. Потребуется ее ремонт для решения проблемы.
Если появились вышеописанные симптомы, тогда потребуется приступить к ремонтным работам. Следует заменить полностью кулису или просто отрегулировать ее и переключение передач вновь станет комфортным. Поэтому перед заменой следует ее отрегулировать.
Регулировка работы кулисы
Регулировка кулисы
Регулировка производится только в тех случаях когда:
- Была снята и установлена назад коробка переключения передач;
- Ранее был осуществлен ремонт по замене кардана;
- В случае, когда шарниры на кулисе провернулись.
Конечно, регулировку можно проводить и по иным пунктам, что описывались ранее. Не стоит забывать, что даже минимальные зазоры могут нарушить корректную работу всей трансмиссии.
Естественно, перед началом ремонтных работ и регулировкой, потребуется приготовить нужных размеров гаечные ключи. С их помощью будут ослабляться хомуты. Также следует под колеса положить кирпичи, камни или специальные противооткатные устройства.
Когда все готово можно приступать к самому процессу работы. Для этого нужно:
Рекомендуется использовать для ремонта эстакаду или яму, если таковых не имеется тогда использовать надежные домкраты. Далее, следует заехать в гараж. Когда автомобиль готов к ремонту необходимо для безопасности поставить на ручной тормоз и бросить под колеса кирпичи или специализированные устройства, что не позволят автомобилю скатиться. Далее нужно залезть под автомобиль и найти специальный хомут. Он соединяет шарнир и саму кулису. Затем потребуется его ослабить, используя гаечный ключ. Ослабляем хомут
Дальше нужно вылезти из-под машины и сесть за руль
Теперь включить заднюю передачу, важно только не перепутать с 1 передачей. Поэтому следует посмотреть на положение рычага, он должен быть максимально в левом верхнем углу. Рекомендуется проделывать данную процедуру с кем-либо
Этот человек должен будет держать рычаг в зафиксированном положении. Далее нужно залезть вновь под машину и зажать хомут, прикладывая большую силу.
Рекомендуется проделывать данную процедуру с кем-либо. Этот человек должен будет держать рычаг в зафиксированном положении. Далее нужно залезть вновь под машину и зажать хомут, прикладывая большую силу.
Вот и весь процесс регулирования кулисы. Ничего сложного главное соблюдать технику безопасности.
Доработка и короткоходная кулиса на ВАЗ 2110
Следует отметить, что многие автолюбители даже на новых ВАЗ 2110 по ряду причин дорабатывали кулису. С одной стороны, это позволяет сделать механизм более долговечным, а с другой облегчить переключение передач и упростить эксплуатацию.
Получить желаемый результат можно путем попыток доработки штатной кулисы, однако зачастую это сложно и не всегда оправдано. Проще и дешевле сразу заменить заводской механизм, при этом замена кулисы не является дорогой процедурой.
Если точнее, речь идет о короткоходной кулисе. Так вот, в этом случае нужно рационально подходить к данному вопросу. Важно понимать, что короткоходная кулиса представляет собой решение, выполненное в кустарных условиях или на мини-заводах.
При этом не всегда от того, сколько стоит кулиса данного типа, будет зависеть ее качество. Бывает, что произведенные в мелком, но промышленном масштабе более дорогие изделия по качеству оказываются хуже, чем сделанные в индивидуальном порядке на заказ.
Так или иначе, грамотно подобранная и качественно установленная короткоходная кулиса позволяет получить необходимую четкость при переключениях. Это повышает комфорт при эксплуатации автомобиля, а также несколько увеличивает ресурс КПП, так как более четкие включения означают слаженную работу всех механизмов.
Для замены кулисы не обязательно снимать весь механизм. Основная задача — разобрать шаровую опору с внешней стороны (разжать стальное кольцо опоры, развести пластиковые лапки и достать шар). Затем следует отсоединить тягу от опоры, после чего при помощи сварки приварить к тяге отрезок трубы и кусок листового металла.
Также нужно будет приподнять вверх шарнир с крючком. Это позволит избежать сбоев и нечетких переключений передач. Если все выполнено правильно, короткоходная кулиса потребует большего усилия при включении, но плавность и четкость включения передач будут заметно улучшены.
Как можно восстановить работоспособность
Способов восстановления достаточно много. Достаточно популярным является метод ремонта по технологии sjr, когда в полость между обоймой и шаром закачивается расплавленный полимер.
Мы же рассмотрим ремонт с разборкой этого узла.
Для понимания механизма работы опоры осмотрите на схему:
Нередко проблема возникает из-за поврежждения пыльника, а не самого металла
Износу подлежит лишь полимерный вкладыш. Именно при его истирании появляется люфт. Если продолжать ездить с разболтанной шаровой опорой, верхняя часть цилиндра также разбивается, и тогда палец может вылететь из обоймы.
Вкладыши продаются в автомагазинах в качестве расходных материалов. Если ваша шаровая опора разборная, можно легко вытащить дно и заменить полимер внутри изделия.
Расходники могут продаваться в магазине по более приемлемой цене, чем покупка новой запчасти
Замена и ремонт кулисы
С учетом того, что в процессе эксплуатации авто кулиса на ВАЗ или на любом другом автомобиле испытывает постоянные нагрузки, механизм изнашивается, сбиваются регулировки. По этой причине важно разобраться, что в конкретном случае будет оптимальным решением, ремонт, регулировки или замена кулисы на штатную новую или короткоходную.
В любом случае, необходимо для начала осуществить разборку механизма. Для этого потребуется:
- снять кожух на ручке КПП;
- загнать авто на яму или эстакаду/подъемник;
- снять тоннель, где установлена ручка КПП, открутив болты;
- демонтировать саму кулису (на ВАЗ 2110 ее крепят шесть болтов).
В процессе разбора нужно внимательно проверят состояние каждой отдельной детали, также следует отогнуть пыльник, проверить состояние опоры, сальник, карданчик и т.д.
Если вышел, например, из строя сальник, тогда достаточно иметь ремкомплект, где такой сальник идет в комплекте. Еще такой комплект пригодится в том случае, если потребуется и более сложный ремонт кулисы.
В случае, когда деформирована втулка, необходимо ее заменить. В том случае, если карданчик люфтит, а также в ситуации, когда изношено отверстие оси рычага, потребуется полная замена кулисы, то есть ремкомплектом решить проблему не удастся.
Также отметим, что частой проблемой, которую водители отмечают при эксплуатации, является дребезжание кулисы. Как правило, в этом случае, если других жалоб нет, часто виновата подушка кулисы.
При этом замена подушки кулисы является не сложной процедурой, однако результат зачастую положительный и значительно повышает комфорт при эксплуатации ТС.
- Еще одной важной процедурой в процессе обслуживания кулисы является замена сальника штока кулисы. Важно понимать, что от его состояния напрямую зависит исправность не только работы кулисы, но и КПП.
Если под машиной видны капли трансмиссионного масла, часто это указывает на то, что потек сальник. Как правило, проблемы с сальником кулисы ВАЗ 2110 проявляются в виде хруста при переключениях.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как снять рычаг переключения передач. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, тонкостях и нюансах, которые нужно учитывать при снятии рычага КПП.
Что касается замены сальника, машину нужно загнать на яму или поднять на подъемнике. Далее следует осмотреть резиновый пыльник. В том случае, если он не герметичен или разорван, будут видны следы масла.
Затем следует отогнуть пыльник, отсоединить карданчик и таким образом откроется доступ к манжете. Теперь карданчик снимается с рычага, после чего отсоединяется от кулисы. После снятия можно добраться до сальника и далее шилом или крючком снимается манжета КПП.
Далее следует запрессовать новый сальник (в кустарных условиях установку производят при помощи пробки от пластиковой бутылки). В случае успешной установки сальника, можно перейти к обратной сборке всего механизма, не забывая поставить пыльник на место.
На деле, такой ремонт позволяет избежать утечек масла в КПП и улучшить работу механизма переключения передач. Напоследок отметим, что также после ремонта важно провести регулировку и настройку.
Дело в том, что даже исправная, но неправильно настроенная кулиса не будет нормально работать. Кстати, на ВАЗ 2110 самому настроить кулису сложно. Для облегчения процесса лучше сразу пригласить помощника.