Сегодня дополнительное оснащение автомобилей стало уже привычным делом, с целью повышения комфорта и безопасности автопроизводители внедряют в конструкции инновационные технологии, позволяющие значительно упростить эксплуатацию авто. Если конкретная модель машины не оборудована нужной полезной опцией с завода, ничто не мешает заказать её у дилера или самостоятельно апгрейдить железного коня.
Очередным сравнительно свежим веянием стали доводчики дверей на авто, уже не первый год устанавливаемые на премиальные автомобили известными автогигантами, такими как BMW, Mercedes, Audi и пр. Теперь удобные приспособления доступны для машин любого класса и каждый автомобилист может внести полезные коррективы в функционал своего боливара, причём в данном случае добывать разрешение на переоборудование вовсе не придётся. Проблема неплотного закрытия дверей и необходимости прилагать усилия, чтобы их захлопнуть, часто возникающая и в громоздких внедорожниках, и легковых авто, решается установкой доводчиков. Технология повышает не только уровень комфорта, но и безопасности, и для многих водителей является необходимым атрибутом.
Как это работает
В основе всех штатных доводчиков лежит обычный дверной замок
, у которого, помимо электропривода отпирания и запирания, используется еще один, ведающий доводкой двери. В замок встроен датчик Холла, который определяет, что дверь закрыта «на первый щелчок». Электронный блок выдает команду электроприводу подтянуть дверь.
Замки с доводчиками, устанавливаемые на многие автомобили концерна VW Group, имеют такую же структурную схему: замок и связанный с ним тросом модуль электропривода.
Замки с доводчиками, устанавливаемые на многие автомобили концерна VW Group, имеют такую же структурную схему: замок и связанный с ним тросом модуль электропривода.
Схема работы доводчика BMW: при закрывании двери вращающаяся защелка (2) захватывает скобу (1). В этом положении датчик Холла (3) выдает блоку управления сигнал, что дверь закрыта неплотно. Электропривод (6), состоящий из мотора и двухступенчатого редуктора, натягивает трос (5) и смещает рычаг (4). Рычаг нажимает на вращающуюся защелку, которая притягивает дверь «на второй щелчок». Защелка фиксируется, электропривод выключается.
Схема работы доводчика BMW: при закрывании двери вращающаяся защелка (2) захватывает скобу (1). В этом положении датчик Холла (3) выдает блоку управления сигнал, что дверь закрыта неплотно. Электропривод (6), состоящий из мотора и двухступенчатого редуктора, натягивает трос (5) и смещает рычаг (4). Рычаг нажимает на вращающуюся защелку, которая притягивает дверь «на второй щелчок». Защелка фиксируется, электропривод выключается.
Для закрывания крышки багажника в ряде случаев применяются доводчики с «обратной» схемой. Притяжка крышки осуществляется за счет того, что скоба, за которую цепляется замок, уползает «вглубь» порога багажного отделения.
Доводчик крышки багажного отделения.
Доводчик крышки багажного отделения.
Технические характеристики
Автодоводчики дверей автомобиля обладают следующими техническими характеристиками:
- обеспечивают бесперебойную работу в диапазоне температур -40 °C … — +85 °C;
- наработка на отказ (время безотказной работы) составляет 30 000 рабочих циклов;
- уровень шума не превышает показателя в 50 дБ;
- регулировка времени плотного закрытия двери в диапазоне 1 — 2,5 секунды;
- имеют рабочее напряжение 12 В;
- допускают установку при толщине двери от 50 мм.
Устройство в среднем устанавливается за 3 — 4 часа. Его монтаж не требует каких-либо корректировок в заводскую конструкцию или техническую документацию автомобиля.
Во внутреннюю часть дверного механизма автомобиля монтируют и закрепляют систему доведения. Устройство имеет необходимые габариты и приспособлено к плотному креплению. В процессе сборки и установки отдельных компонентов системы следует тщательно контролировать взаимодействие основных элементов конструкции между собой. Не допускается пересечения деталей и узлов, а также трения их друг о друга.
Как это устроено
По виду электропривод напоминает газонаполненный упор двери багажника — только потолще и подлиннее (согласно законам механики при большем перемещении требуется прилагать меньшую силу). Кроме того, внутрь должны поместиться многочисленные устройства. Главным элементом является пара винт-гайка, проходящая почти через весь привод. В торце установлен электродвигатель, который через понижающий планетарный двухступенчатый редуктор вращает ходовой винт. Помогает поднимать тяжелую дверь цилиндрическая пружина, работающая на сжатие.
Привод двери багажного отделения: 1 — датчик Холла; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — гайка ходового винта; 5 — пружина; 6 — ходовой винт.
Привод двери багажного отделения: 1 — датчик Холла; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — гайка ходового винта; 5 — пружина; 6 — ходовой винт.
Обязательно нужно устройство с обратной связью
, определяющее, что устройство достигло одного из двух крайних положений. Такую роль играет датчик Холла, контролирующий вращение якоря электродвигателя. Работой двух приводов ведает электронный блок.
Дверь багажного отделения можно открыть по команде с пульта, или нажав кнопку на двери, когда автомобиль снят с охраны, или, наконец, самым эффектным способом — проведя ногой под бампером.
Закрыть проем можно с пульта, нажав кнопку на обивке двери или кнопкой из салона.
Инструкция по монтажу
Чтобы установить присоску, не нужно иметь какие-то особые знания или специальный инструмент. Если есть желание установить самостоятельно, то необходимо соблюдать следующие этапы работ:
Для начала нужно убрать всю внутреннюю обивку двери. Для чего потребуется шлицевая и крестообразная отвертка.
Если в автомобиле установлен механизм электроуправления стеклами, предварительно изучите техническую часть этих приборов, познакомиться с указаниями компании-производителя можно в инструкции. Все клеммы нужно отсоединить, не допуская их спутывания между собой, неверное подсоединение в дальнейшем может сказаться поломкой всех систем.
На следующем этапе подключается электропривод с подтягивающим механизмом. Весь процесс установки пошагово написан в инструкции по эксплуатации каждой конкретной модели автомобильного доводчика. Нужно учитывать только то, что основной блок обязан находиться таким образом, чтобы дотягивающий механизм был повернут в сторону замка двери.
Крепится доводчик под замком. Устанавливаемое устройство обязано контактировать с магнитом, от него и будет зависеть работа всей конструкции. Для крепления понадобится электродрель, при помощи нее можно быстро сделать необходимые отверстия. Датчик обязан располагаться под ответным магнитом, это непосредственно влияет на работу присоски.
После этого необходимо лишь соединить между собой датчик и электронную панель управления, которая подключается к 12-вольтовой электросети автомобиля.
Безопасность
Рабочий ход доводчиков боковых дверей настолько невелик (6–7 мм), что может прищемить разве что палец. Со стороны салона производитель не оставляет мест, где, например, ребенок мог бы найти щель, в которой палец окажется защемлен. Но вот наружные кромки двери все-таки образуют щели. Впрочем, туда можно засунуть разве что карандаш.
Вот так дверной доводчик Audi Q8 перекусывает карандаш.
Вот так дверной доводчик Audi Q8 перекусывает карандаш.
Приводы двери багажного отделения дети эксплуатировать не должны. Ну а для взрослого максимальное усилие, развиваемое приводом и не превышающее 10 кг на кромке двери, не опасно. При превышении этого усилия дверь останавливается и даже — на некоторых автомобилях — начинает открываться.
Типы автодоводчиков
Кроме того, доводчик двери автомобиля может быть разным по типу, в зависимости от того, для какой именно детали кузова он предназначен. Существует два основных типа:
- для передних и задних дверей автомобиля;
- для задней дверцы кроссовера или внедорожника.
Разумеется, каждый из типов отличается не только своими конструктивными особенностями, но и другими нюансами. Например, установкой, или тем, как отрегулировать доводчик двери того или иного типа.
Тыловой швейцар
Для удобства пользования багажником придумали систему доступа без использования рук
. Принцип ее работы мы уже рассматривали. А вот как устроен силовой привод крышки багажного отделения.
Электродвигатель с шестерёнчатым редуктором, поворачивающий крышку за петли.
Электродвигатель с шестерёнчатым редуктором, поворачивающий крышку за петли.
Причем такие устройства используются как на тяжелых пятых дверях универсалов, так и на крышках седанов.
Известны автомобили и с гидравлическим приводом крышки багажника
, но гораздо больше распространен
привод в виде раздвижной штанги со встроенным электроприводом
.
Гидравлический привод крышки багажника седана Volkswagen Phaeton: 1 — гидроцилиндр; 2 — гидроагрегат; 3 — электродвигатель; 4 — петля багажника.
Гидравлический привод крышки багажника седана Volkswagen Phaeton: 1 — гидроцилиндр; 2 — гидроагрегат; 3 — электродвигатель; 4 — петля багажника.
Производители доводчиков
При производстве на заводе-изготовителе в автомобили устанавливают штатные электродоводчики дверей. Это дорогостоящий процесс. Более рентабельными считают устройства известных производителей. Достоинством таких товаров выступает невысокая стоимость. Их можно самостоятельно подобрать и легко установить в кузов машины. Ведущим изготовителем универсальных электродоводчиков является компания SlamStop. Конкурентами выступают менее известные предприятия: Dorma, Ryobi, Abloy. Их товары схожи характеристиками с изделиями SlamStop, но качеством уступают оригиналу.
А знаете ли вы, что…
Некоторые приводы начинают закрывать дверь, когда человек слегка потянет багажную дверь вниз, обозначая желание закрыть ее. Вспомните компьютерный CD-ROM: чуть подтолкнешь — и лоток сам уползает.
Устройство позволяет реализовать интересную функцию — подъем двери не на полную высоту, а на величину, запрограммированную водителем. Такое может потребоваться в гараже с низким потолком. Датчик Холла позволяет «электронному разуму» сосчитать количество оборотов электродвигателя, которое необходимо для подъема двери на заданную высоту. Задать высоту поднятия двери можно нажатием кнопки на пульте или на самóй двери.
Способы управления приводом двери: 1 — кнопка на панели приборов; 2 — кнопка на двери снаружи; 3 — кнопка на торце двери; 4 — кнопка на брелоке.
Способы управления приводом двери: 1 — кнопка на панели приборов; 2 — кнопка на двери снаружи; 3 — кнопка на торце двери; 4 — кнопка на брелоке.
Важность регулировки
Очевидно, что какими бы ни были по типу доводчики дверей, регулировка параметров их работы имеет наиболее важное значение.
Если со штатными агрегатами все понятно – установка и регулировка производится высококвалифицированными специалистами в заводских условиях, то с заменой устройства или с установкой универсального доводчика могут возникнуть определенные проблемы.
Лучше всего поручать подобную работу квалифицированным специалистам, которые не только способны профессионально установить достаточно дорогостоящее устройство, но и знают, как отрегулировать доводчик двери автомобиля наиболее оптимальным образом.
Преимущества использования конструкции
Становится понятно, что установка доводчика дверей в автомобиле имеет множество преимуществ, к числу которых относятся:
- плотное примыкание дверей к кузову автомобиля без приложения усилий;
- продление срока службы дверных механизмов;
- повышение комфорта;
- более качественная тепло- и шумоизоляция;
- защита от попадания пыли и влаги.
К плюсам можно отнести и компактные размеры устройства: установка доводчика не будет заметна в салоне.