Как известно, система смазки двигателя выполняет важнейшие функции, исключая сухое трение и обеспечивая охлаждение в местах контакта сопряженных деталей. Также моторное масло смывает продукты механического износа и всевозможные отложения с поверхностей. Как правило, основным показателем исправной системы смазки является герметичность и способность поддерживать необходимое давление масла в двигателе.
Именно по этой причине на большинстве авто есть указатель давления масла на панели приборов. В случае неполадок на указатель в салоне посылает сигнал аварийный датчик давления масла. Далее мы рассмотрим, где стоит датчик давления масла, какие датчики бывают, а также как проверить датчик давления масла в двигателе.
Для чего нужен датчик давления масла? Что это?
Если не вдаваться в серьезные умозаключения, а по-простому — это один из основных компонентов масляной (смазочной) системы двигателя. Деталь в первую очередь отвечает за контроль масла, то есть проверяет давление и в случае, каких-либо проблем сразу же оповещает водителя. Это может быть соответствующая лампочка, как я её называю лодка с термометром или же сообщение на бортовом компьютере, если машина навороченная.
Принцип работы датчика масла
Принцип работы довольно простой, сможет разобраться даже новичок. Смотрите в чём дело, в большей части датчиков, работа основывается на возможности преобразования одного типа энергии в другой. Чтобы преобразовать механическое воздействие, в корпусе датчика монтируется преобразователь механических воздействий в электронный сигнал. Механическое воздействие передается на мембрану, в современных машинах её делают из металла и помещают на неё резисторы, которые меняют сопротивление в ответ на возникающую деформацию. Потом уже преобразователь передает электрический сигнал по проводке.
Устройство датчика ДДМ
На старых машинах устройство и сама работа датчика несколько отличалась, но сам принцип сохранялся. Понятно дело, ни о каких электрических преобразователях речь и быть не могло. Поэтому конструкция была простая. Итак, аналогично, показания датчика формировались от воздействия на мембрану. Деформируясь, мембрана давила на шток, который отвечал за сжимание жидкости в специальной герметичной трубке. На другом конце трубки, имелся второй шток, на который давила жидкость из трубки и тот соответственно поднимал или опускал стрелку. Прибор со стрелкой называется дифманометром, его называли просто манометром. Соответственно, стрелка пошла вверх, возрастает давление, вниз, давление падает.
Особенности работы датчика качества масла
Датчик, определяющий качество масла в двигателе, также является опциональным. Однако, поскольку при работе мотора в масло неизбежно попадают различные загрязнения (охлаждающая жидкость, продукты износа, нагар и т.д.), фактический срок его эксплуатации снижается, и ориентироваться на рекомендации производителя по срокам замены не всегда правильно.
Датчик качества масла в двигателе
Принцип работы датчика контроля качества моторного масла базируется на измерении диэлектрической проницаемости среды, которая изменяется в зависимости от химического состава. Именно поэтому он располагается таким образом, чтобы быть частично погруженным в масло. Наиболее часто это участок находится между фильтром и блоком цилиндров.
Конструктивно датчик для контроля качества масла представляет собой подложку из полимеров, на которую нанесены полосы из меди (электроды). Они попарно направлены навстречу друг к другу, образуя в каждой паре отдельный датчик. Это позволяет получать максимально корректную информацию. Половина электродов погружена в масло, которое обладает диэлектрическими свойствами, заставляя работать пластины как конденсатор. На встречных электродах формируется ток, поступающий на усилитель. Последний, исходя из величины тока, подает на ЭБУ автомобиля определенное напряжение, где происходит его сравнение с эталонной величиной. В зависимости от полученного результата контроллер может выдать сообщение о низком качестве масла на приборную панель.
Где находится?
По поводу размещения датчика, определенное сказать что-то сложно. Понятно, что по логике он должен находиться в блоке цилиндров, но где именно, вот в чем вопрос. Общих характеристик, где искать этот датчик, у машин мало. Лучше ориентироваться на книжку по эксплуатации. Например, не редко производители монтируют его за головкой блока цилиндров, в районе кожуха ГРМ или на блоке распредвала, на Ладах он там размещается. На иномарках, зачастую устанавливают где-то внизу или посередине мотора, в районе масляного фильтра или насоса, в картере (характерно для моделей Мерседес).
На фото: датчик давления масла ВАЗ 2115 пропускает масло. Требуется замена датчика
Кстати, не забывайте, что на большинстве иномарок, датчиков может быть несколько, в таких случаях их располагают по такой схеме: один перед масляным насосом, другой где-то за ним. В общем, зависит от модели машины, читайте мануалы, так сходу сложно сказать, где конкретно он может находиться.
Месторасположение датчика давления масла Газель
Принцип работы электронного и механического прибора
Перед тем как узнать принцип работы датчика давления масла, нужно рассмотреть, из каких элементов он состоит.
Схема электронного контроллера:
- фильтр;
- заглушка;
- толкатель;
- привод насоса;
- электрические клеммы;
- индикатор.
Как устроен механический контроллер:
- заглушка;
- шток;
- спиральная обмотка;
- стрелочный индикатор.
Принцип работы датчика давления масла электронного типа:
- После того, как автомобилист завел транспортное средство, масло подается в систему.
- Автоматически срабатывает толкатель масляного фильтра, и происходит смещение заглушки.
- Происходит размыкание цепи, и сигнал поступает на датчик масла.
- Загорается индикатор, который сообщает водителю о состоянии работы системы.
Как работает механический датчик давления масла:
- Под давлением в магистрали начинает смещаться заглушка.
- Учитывая положение заглушки, шток перемещается и оказывает воздействие на стрелочный указатель.
Важность устройства при работе автомобиля
Данные, передаваемые прибором на бортовую панель, являются важной информацией.
Они свидетельствуют о возможных неполадках в работе машины:
- понижение масляного уровня ниже минимального значения;
- засоры масляного фильтра;
- нарушение проводов контроллера;
- появление осадочных отложений в масляном поддоне;
- сбой в работе насоса подающего масло;
- вытекание моторного масла.
Также индикатор может сигнализировать о неисправности непосредственно самого устройства давления масла, в отличие от других поломок – эта является незначительной.
Проверка двух датчиков
Два датчика давления масла на современных автомобилях не редкость. Первый выполняет стандартную функцию, сигнализирует о наличии рабочего давления сразу же после запуска мотора.
Диапазон его срабатывания (размыкания цепи) – 0.15…0.45 атмосфер. Проверяется от также, как мы описывали выше.
Второй датчик контролирует верхнюю границу давления масла на работающем двигателе. Он оповещает через световую и звуковую сигнализацию о низком давлении масла при высоких оборотах двигателя.
Работает и проверяется он также, как и первый датчик за исключением того, что:
- Нагнетаться воздух должен с большим давлением. Для каждой марки авто оно может быть разным, но как правило, это 1.8 атмосфер. К примеру, на Volkswagen Golf с двигателем 1.8 — это 2.0 — 2.5 БАР. Поэтому тут обычным ручным насосом выполнить проверку не получится. А автомобильный компрессор нужно подключать к датчику очень герметично.
- Цепь не замкнута постоянно, как у первого датчика, а наоборот, разомкнута. Поэтому лампочка (контролька) при проверке не должна изначально гореть, а загорается тогда, когда подается воздух.
Типы датчиков давления масла
Для контроля давления в системе смазки используются два типа датчиков:
- аварийный;
- измерительный.
Аварийный предназначен для уведомления водителя о том, что давление снизилось ниже критического значения. Он соединяется с контрольной лампой на приборной панели. Примечательно, что двигатели некоторых авто комплектуются двумя аварийными датчиками – низкого и высокого давления, которые сигнализируют водителю о падении или превышении давления в системе.
Измерительные элементы используются не на всех автомобилях. В задачу этих датчиков входит постоянное информирование о функционировании системы смазки. С его помощью водитель может узнать текущее давление.
Датчики для определения давления использовались с момента появления двигателей внутреннего сгорания. Первые из них представляли собой трубку со стеклянным окошком, подсоединенным к системе смазки и установленную в салоне. По пульсации масла по трубке водитель и определял о функционировании системы.
Конструкция и принцип работы
Электрические сейчас являются самыми распространенными. При этом конструкция элемента зависит от назначения.
Так, датчик аварийной сигнализации включает в себя мембрану с подсоединенным к ней штоком. Внутри детали два контакта, которые замыкают цепь сигнальной лампы. Один неподвижен, второй крепится к штоку.
Принцип работы прост: пока давления в системе нет, цепь питания сигнальной лампы на приборной доске замкнута. После запуска мотора, давление повышается, что приводит к выгибанию мембраны, которая толкает шток с контактом и цепь размывается – лампа гаснет, сигнализирует о том, что система нормально функционирует. Если давление падает ниже определенной отметки, цепь снова замыкается.
Измерительный датчик конструктивно более сложен. Для обеспечения функционирования информационного элемента (со шкалой), установленного на приборной доске, требуется изменение сопротивления электрической цепи.
Такой датчик представляет собой реостат с механическим управлением. Внутри находится нихромовая обмотка сопротивления (или беговая дорожка), бегунок и приводной механизм.
Работает этот элемент так: при изменении давления мембрана прогибается, толкает шток, связанный с приводным механизмом. Тот перемещает бегунок по поверхности обмотки или дорожки, изменяя сопротивление в цепи, обеспечивающей питание информационного датчика.
Выше описана только один из видов конструкций измерительного датчика. Но есть и другие – полупроводниковый (на основе пъезокристалла) и с биметаллическим преобразователем. Но и эти элементы тоже используют движение мембраны.
Как устроен датчик
Большинство этих элементов работают на базе принципа преобразования одного типа энергии в другой. Изначально выдается механическое усилие, которое либо непосредственно воздействует на чувствительный элемент датчика, либо же преобразуется в электрический импульс. В современных моделях авто чаще всего можно наблюдать приборы второго типа. Так, электрические импульсы считываются и интерпретируются системой ЭБУ.
Устройство датчиков старого типа
Классические приборы стрелочного типа с датчиком представляют собой нечто вроде манометра. Это одна из разновидностей. Замер давления осуществляется посредством деформации упругой мембраны.
Когда мембрана сжата, она давит на шток. Последний, в свою очередь, сжимает жидкость в специальной трубке. На другом конце ее жидкость тоже давит на шток. Последний и поднимает стрелку на стрелочном приборе. Это диафанометр.
Современные датчики
Более современные изделия измеряют давление в масляной системе посредством датчика-преобразователя. Он чаще всего вкручен в блок цилиндров. Где находится датчик давления масла в конкретной модели авто, указано в инструкции. Располагаться он может в разных местах. Показания этого датчика передаются в ЭБУ в виде электронного импульса или сигнала. Также в корпусе прибора имеется еще один промежуточный преобразователь. Он превращает механическое давление в электрический импульс.
В качестве чувствительного элемента в этих устройствах используется жесткая, чаще металлическая мембрана с резистором. Последний меняет сопротивление исходя из величины деформации. Сопротивление при помощи электроники преобразовывается в электрические импульсы, что передаются на ЭБУ.
Проверка исправности датчика лампочкой
Поверить электронный датчик масляного давления можно также используя вместо тестера лампочку рассчитанную под напряжение в 12 В. Для проведения таких испытаний потребуется зарядное устройство (либо батарея) и компрессор (лучше с манометром). Диагностика проводится в такой последовательности:
- На каждый контакт лампочки припаиваются провода достаточной длины (0.5 – 1 будет достаточно).
- Один конец провода подсоединяется к выходному контакту ДДМ.
- «Минусовая» клемма зарядного устройства (либо батареи) подключается к корпусу датчика.
- Второй провод от лампы соединяется с «плюсовой» клеммой зарядного устройства или батареи. При полностью исправном датчике, после подачи напряжения с зарядного устройства (или соединения всех элементов цепи в случае с АКБ) лампочка должна загореться. Если она не засветилась – датчик неисправен. Если засветилась проверяем дальше.
- В схему включается насос либо компрессор, для нагнетания давление примерно в 0.5 атмосфер на чувствительную часть датчика давления масла. Значение может отличаться, оно зависит от типа устройства и на какое рабочее давление оно рассчитано. Но чаще это именно пол атмосферы.
По достижению указанного давления лампочка должна выключиться, так как в исправном датчике электрическая цепь разрывается. Если этого не случилось датчик необходимо заменить.
Возможные неисправности узла и их диагностика
Теперь, когда устройство и принцип работы датчика давления масла более-менее понятны каждому, можно приступить к ответу на насущные вопросы относительно этого устройства:
- Где находится датчик давления масла?
- Как заменить датчик давления масла?
- Почему горит его лампочка?
- Как возможно проверить датчик давления масла на правильность функционирования?
И многие другие.
Для получения желаемой информации, в первую очередь, обратим внимание на возможные неисправности датчика давления масла, которых, к слову, всего две:
- Первая — устройство потеряло герметичность в месте своего подсоединения. Да, к сожалению, нередки случаи, когда из-под датчика давления масла начинается настоящая течка смазки. При таких обстоятельствах требуется лишь заменить неисправный идентификатор, то есть проверка датчика давления масла в данной ситуации не требуется;
- Вторая — устройство перестало нормально работать в силу внутренних дефектов. В данном случае также необходима замена датчика давления масла, однако при этом немаловажно провести его проверку (более подробно об этом ниже). Отметим, что при поломке подобного рода может как загореться лампа и не потухать (с учётом нормального уровня масла в картере мотора), так и появляться соответствующая ошибка на бортовом компьютере.
Расположение датчика давления масла особых сложностей в понимании не представляет. Устройство всегда находится в области картера и характеризуется отходящим от него проводом. То есть, понять, где располагается датчик и как его снять, можно без особых проблем, если детально осмотреть двигатель своего автомобиля.
Что касается распиновки идентификатора, то она настолько проста, что предполагает пару выходных контактов, один из которых отвечает за электронное питание узла, а другой за замыкание проводов горения лампочки. Учитывая этот нюанс, в изучении схемы подключения датчика давления масла каких-либо конкретных действий принимать не надо. То есть, если устройство сломалось — просто идём и меняем датчик давления масла. Как говорится, ничего лишнего.
Возможные неисправности
Если сработал датчик аварийного давления масла, не нужно впадать в панику, очень часто проблема кроется в самом приборе, который нужно будет проверить. Чаще всего встречаются такие неисправности датчиков:
- повреждение мембраны, поэтому давление в ней не совпадает с рабочим давлением масла в двигателе;
- засорение масляных каналов, ведущих к датчику;
- износ слоя сопротивления на резисторе;
- повреждение проводки, приводящее к появлению паразитного сопротивления;
- деформация биметаллических пластин или повреждение их нагревательного элемента. Некоторые автомобили оборудуются специальным реле, через которое включается зуммер, сигнализирующий о критическом давлении масла на определенных оборотах, например, после 1500 об/мин. Его выход из строя тоже может искажать данные.
На разных моделях датчики давления масла устанавливаются в различных местах, но обязательно в блоке цилиндров, врезаясь в один из каналов смазочной системы двигателя. Поэтому лучше всего сразу изучить эксплуатационную книжку, где указывается расположение этого устройства.
Если такой информации нет, нужно внимательно осмотреть блок цилиндров, к нему обязательно будет подходить как минимум один провод. Аварийные датчики чаще устанавливаются сверху в головке блока цилиндров, а контрольные снизу, в блоке, часто возле масляного фильтра, хотя существуют и другие варианты установки.
Проверка и ремонт
Если Вам нужно проверить устройство, то возьмите небольшой отрезок резинового шланга. К нему, с одной стороны, приделывается специальный переходник, который соответствует диаметру выхода насоса, а с другой – датчик аварийного давления машинного масла. Начинаем при помощи насоса создавать искусственное давление. Обязательно фиксируйте данные отношения давление/сопротивление. Если показания датчика и его характеристики совпадают, то прибор исправен.
Есть еще один способ, как проверить датчик. Нужно поместить его в пенный раствор, с большим количеством мыла. Немного подержав там датчик. Выньте его и подключите к насосу. Нагнетайте при помощи насосной установки давление в приборе. Если из сфальцованных стыков пойдут пузыри – устройство непригодно и пропускает масло.
Но если Вы убедились в неисправности, необходимо заменить извещатель. Датчик аварийного давления масла у восьми клапанного двигателя находится с правой стороны от мотора, а у шестнадцати клапанного – с левой. Место его расположения может меняться в зависимости от модели и марки автомобиля. Чтобы его снять, воспользуйтесь нашей инструкцией:
- Отключите от датчика провод, идущий на приборную панель;
- Под датчиком расположена резьба, поэтому аккуратно выкрутите его гаечным ключом. Если она сорвана, то постарайтесь снять его при помощи пассатижей;
- После нужно просто вынуть датчик из отверстия.
Сразу же осмотрите уплотнительное кольцо из алюминия. Именно оно может служить причиной протекания масла. В зависимости от результатов диагностики, Вам нужно будет купить или новый датчик, или заменить уплотнитель. Процесс установки нового прибора является противоположным снятию. Обязательно проверьте прочность соединения контрольной лампы и датчика аварийного сигнала масла. При этом способ снятия и подключения во многом зависит от того, какая марка у сигнализатора и модель у автомобиля.
Фото — замена аварийного датчика давления масла
Иногда проблема может крыться в способе установке датчика. Так, например, Лендкрузер Дизель известен тем, что там прибор может «проваливаться» в поддон, из-за чего давать неверные показания. Иногда окислилась схема или просто оборвался провод компьютерного управления извещателем. Также если датчик криво стоит, то он может неправильно измерять уровень давления из-за деформации мембраны.
Цена датчика варьируется от нескольких сотен на бывший в употреблении до нескольких тысяч рублей (например, на эксклюзивные устройства). Желательно консультироваться с продавцом перед покупкой устройства, т. к. очень важно, чтобы оно подошло именно Вашему авто.
Вам также может быть интересно
Как проверить электронный датчик давления масла
Чтобы проверить электронный датчик давления потребуется мультиметр и насос (желательно с манометром). Перед началом проверки необходимо снять датчик с автомобиля и перевести мультиметр в режим диагностики цепи «на обрыв». Соедините датчик с насосом и подключите к нему мультиметр. Лучше использовать насос с манометром, чтобы не подать лишнее давление, от которого электронный прибор выйдет из строя.
Объединив насос, манометр и мультиметр, убедитесь, что на шкале стрелка находится в нуле. Далее подайте минимальное давление от насоса, в результате чего на рабочем датчике мембрана должна согнуться, сдвинуть толкатель и цепь разомкнется, что приведет к отклонению стрелки прибора в сторону бесконечности. Также рекомендуется подать давление, приближенное к максимальному, и убедиться в работоспособности датчика в подобном режиме.
Как проверить механический датчик давления масла
Принцип проверки механического датчика давления масла практически не отличается от диагностики электронного варианта. Для проведения процедуры потребуется насос c манометром и небольшой резиновый шланг. При проверке датчик необходимо снять вместе со стрелочным указателем. Насос подключается к датчику при помощи резинового шланга, при этом соединение должно быть герметичным. Когда все будет соединено, необходимо начать подавать различное давление, контролируя его по манометру. В момент подачи определенного давления, его значение записывается и также фиксируется сопротивление. Когда несколько значений будут сняты, можно сравнивать полученные данные с таблицей идеальных значений, которая разнится от автомобиля к автомобилю, и ее можно узнать из технической документации к машине или в интернете.
Признаки поломки
Определить поломку датчика могут и начинающие водители. Обычно бортовой компьютер обрабатывает команды от всех контроллеров и выводит их на экран. Также на приборной панели будут моргать соответствующие индикаторы. Если система не нашла неисправностей, то водитель никаких предупреждений не получает.
Признаки:
- Машина заводится с трудом, особенно в холодное время года.
- Когда автовладелец запустит двигатель, стоит обратить внимание на моргающую индикацию «Check Engine», которая показывает, что давление масла недостаточное. Также требуется отметить, что подобный сигнал может возникнуть в случае, если было использовано масло с различного рода примесями. Нужно проводить диагностику, чтобы понять, из-за чего произошла неисправность.
- Тяжело разогнать двигатель до нужных оборотов. Также при работающем моторе может наблюдаться излишняя вибрация.
Как поменять датчик давления масла своими руками
В случае неисправности этого элемента замена – необходимая процедура, так как разборке он не подлежит. Без него давления последующее движение автомобиля опасно. Но водитель может легко справиться с заменой детали своими руками.
Необходимые инструменты
Перед началом работы нужно приготовить инструмент и все необходимое:
- Новый датчик давления.
- Гаечный ключ нужного размера для отвинчивания, в зависимости от модели автомобиля.
Могут потребоваться и другие инструменты, это зависит от марки машины.
Пошаговая инструкция
Порядок работы зависит от места установки датчика, но в общем, основные шаги операции проводятся по алгоритму, описанному ниже. Для примера разберем процедуру для ВАЗ-2110.
- Вначале нужно выяснить, сколько клапанов установлено на двигателе: 8 или 16. В первом случае датчик находится за мотором справа на головке блока цилиндров, возле кожуха привода ГРМ. К нему подключен единственный проводник. Если клапанов 16 – то датчик находится слева в блоке распредвала.
- Дождитесь, пока двигатель остынет, чтобы не получить ожоги во время работы.
- Не торопитесь сразу снимать, вначале проверьте правильность работы электрической цепи, ведущей к индикатору на приборах. Отсоедините провод от датчика, при этом индикаторная лампа должна погаснуть. Соедините проводник с «массой». Если лампочка загорелась – значит проводка исправна.
- Снимите датчик с помощью гаечного ключа. Аккуратно выкрутите его, не потеряв уплотнительную прокладку и не допуская течи масла. Используйте для протирки ветошь.
- Внимательно осмотрите снятый датчик. При отсутствии на нем следов смазки можно говорить о его исправности. В противном случае требуется замена. Но в любом случае при установке уплотнительное кольцо нужно поставить новое.
- Подключите провод после замены.
Проверьте работу устройства, запустив двигатель и убедившись отсутствия аварийного свечения лампочки на приборах.
Проверка механического датчика
Проверку старого механического датчика (например, устанавливаемого на некоторые модели ВАЗ «классика» и старые иномарки, например, «Вольво 240»), с помощью которого имеется возможность прямо узнать, какое давление в настоящий момент имеется в масляной системе автомобиля, можно осуществить даже без мультиметра, однако с использованием дополнительных приборов (воздушного насоса и электрического автомобильного манометра). Датчик аналогично необходимо демонтировать с машины, поскольку проверить его прямо на двигателе не получится.
Проверка датчика манометром
Проверка немного сложнее, чем у электронных, однако это заключается, в первую очередь, в некоторой сложности собирания электрической схемы. Действовать нужно по следующему алгоритму:
Как проверить механический датчик, схема подключения
- На датчике необходимо найти контакт, который выдает сигнал для аварийной лампы давления масла на приборной панели автомобиля, а также другой контакт, откуда подается сигнал для индикации давления масла. «Массу» для дальнейших замеров нужно будет просто взять с корпуса датчика (в обычных условиях все датчики берут «масс» просто с корпуса двигателя).
- Аналогично на электронном манометре необходимо разобраться, куда подключать плюс и минус его питания, а также непосредственно сигнал от датчика (то есть, предусмотрено три контакта).
- Подключить электрическую схему, и герметично подсоединить воздушный шланг, соединяющий насос и чувствительный элемент датчика.
- Далее нужно с помощью насоса подать 1…2 атмосферы на чувствительный элемент датчика. Если он исправен — то на стрелочном манометре будет явно показываться поступающее давление. Если этого не происходит — значит, датчик давления масла неисправен.
Как правило, датчики давления масла не подлежат ремонту, поэтому если была выявлена их неисправность, то нужно выполнить замену данного узла. Благо, стоят эти элементы недорого и доступны повсеместно практически в любом автомагазине.
Обратите внимание, при монтаж датчика на его посадочное место после проверки рекомендуется смазать его термостойким герметиком.
Видео: Как проверить датчик аварийного давления масла
Для диагностики потребуется обычный насос и мультиметр, настроенный в режим омметра. Штуцер датчика нужно присоединить к насосу, его клемму к плюсу омметра, а минусовую закоротить на корпус. При этом прибор должен показать некоторое электрическое сопротивление.
После требуется несколько качков насосом, при этом омметр должен показать разрыв цепи, то есть сопротивление должно достигнуть бесконечности. В этом случае – датчик исправен, если этого нет, он требует замены. После установки нового датчика заводится двигатель, и индикация пропадает. Если она остается, нужно искать причины в неисправности мотора.
Диагностировать состояние контрольного датчика труднее, поскольку насосом сложно регулировать показатели давления. Для этого в крепление под датчик устанавливается специальная вставка на два выхода. В них вставляется сам датчик и аналоговый манометр, специально поверенный. После запуска двигателя сравните показатели этих двух приборов и сделайте вывод об исправности устройства.
Диагностика и замена
Зная принцип действия датчика аварийного давления масла, начните диагностику именно с него:
- Снимите коннектор с датчика, чтобы получить доступ к электрическим контактам.
Рис. 4. Снимите коннектор
Он может крепиться на защелке, поэтому аккуратно нажмите на фиксатор, не нужно тянуть его с силой.
- Проверьте давление масла в смазочной магистрали. Для этого возьмите рожковый или глубокий торцевой ключ и выкрутите датчик с посадочного места.
Рис. 5. Выкрутите датчик с посадочного места
Эта процедура производится при заглушенном двигателе, чтобы избежать утечки масла. На место датчика вкрутите манометр и запустите мотор, давление масла проверяется в режиме холостого хода, на оборотах стартера и в работе.
Рис. 6. Установите манометр
- Если давление масла в магистрали соответствует заводским, проверьте сам датчик с помощью мультиметра.
Рис. 7. Проверьте датчик мультиметром
Для этого датчик придется вкрутить обратно или воспользоваться насосом. На выводах датчика, в состоянии покоя сопротивление будет минимальным, а при запущенном двигателе тестер покажет разрыв цепи.
- При условии, что и давление масла, и сам датчик в норме, проблему следует искать в автомобильной проводке. Также проверьте лампочку, возможно, проблема в ней.
Для замены датчика заглушите двигатель авто и отключите вывод силовой цепи. Если нового устройства у вас под рукой нет, заглушите отверстие, чтобы избежать утечки масла. Заметьте, устанавливать аналог не всегда оправдано, лучше закажите оригинальную модель, так как от качества и соответствия его характеристик будет зависеть дальнейшая работа вашего авто.
Причины падения давления масла в системе
Слишком низкое или слишком высокое давление всегда свидетельствует о неисправности двигателя или, как минимум, масляного насоса.
Если давление высокое, возможно, где-то в системе случился засор. Возможно, закупорены масляные каналы в стенках блока цилиндров, а может быть, редукционный клапан забит продуктами износа.
Если же давление слишком низкое, это может быть ослабление пружины или общий износ масляного насоса.
Ситуации возникновения некорректного давления могут быть разными, и они не обязательно связаны с поломками. К примеру, при запуске двигателя давление в системе, в которой циркулирует холодное масло, может быть нормальным, а после прогрева до рабочей температуры упасть почти до нуля. Это связано с падением плотности масла при разогреве.
Как определить уровень масла
Для того, чтобы установить на каком уровне в системе находится смазочная жидкость необходимо:
- найти максимально ровную поверхность, заехав на неё, заглушить мотор, после чего немного подождать (5-10 минут), чтобы масло равномерным слоем растеклось по картеру;
- открыть крышку капота, найти трубку, достать из неё щуп и тщательно его протереть, после чего вставить его на место и вновь достать;
- внимательно посмотреть на каком уровне осталась заметной граница масла.
Если граница масла находится прямо посередине между отметкой минимального уровня «Min» и максимального «Max», то с уровнем жидкости в системе всё в полном порядке. Если граница масла находится на минимальной отметке или ниже её, то жидкость необходимо долить.
Кроме того, с помощью щупа можно определить состояние смазочной жидкости и понять не пришло ли время заменить её новой. Для этого необходимо оценить степень прозрачности масла, если она слишком низкая, а жидкость имеет цвет близкий к чёрному, то моторное масло необходимо поменять как можно скорее. В противном случае придётся капиталить двигатель или менять целиком.
Электрические указатели давления на автомобилях — устройство и принцип работы
Электрические указатели давления на автомобилях применяют двух типов: электротепловые импульсные и магнитоэлектрические с реостатным датчиком. У электрических указателей датчик и приемник установлены в разных местах и связаны между собой электрическим проводом.
Электротепловой импульсный указатель давления (смотрите рис. 2, а) включает датчик и приемник, причем механизм приемника по конструкции идентичен приемнику электротеплового указателя температуры.
Рис. 3. Автомобильный датчики давления: а — электротепловой импульсный ММ9; б — реостатный магнитоэлектрический.
Датчик (рисунок. 3) имеет бронзовую мембрану 12, на центральную часть которой опирается выступом А упругая пластина 3 с контактом, соединенным с массой. В датчике размещена П-образная биметаллическая пластина, электрически изолированная от массы. На рабочее плечо 4 этой пластины навита обмотка 5 сопротивлением 14 Ом из константановой проволоки диаметром 0,12 мм, один конец которой приварен к биметаллической пластине, второй конец 11 присоединен к выводному зажиму 7 через упругий вывод 8. На конце рабочего плеча биметаллической пластины установлен второй контакт 6. При отсутствии давления под мембраной контакт 6 соединен с контактом на упругой пластине 3. Второе плечо биметаллической пластины закреплено на упругом держателе 9, положение которого в пространстве вместе с биметаллической пластиной можно изменять поворотом регулятора 10. При повороте регулятора по часовой стрелке опускается упругий держатель с биметаллической пластиной и прижатие контактов увеличивается.
Механизм датчика с основанием 1 закрыт защитным кожухом 2 с выводным зажимом для присоединения к приемнику. Датчик подключается в смазочную систему штуцером 13.
Принцип работы автомобильного электротеплового указателя давления аналогичен принципу работы электротеплового указателя температуры. Только в указателе давления частота размыкания контактов и, следовательно, сила эффективного тока, нагревающего биметаллическую пластину приемника, зависит от прогиба бронзовой мембраны датчика, т. е. от давления, воспринимаемого мембраной.
В магнитоэлектрических указателях давления реостатный датчик (рисунок 3, б) имеет основание со штуцером 13, на котором с помощью стального ранта 15 закреплена гофрированная мембрана 14. На ранте 15 закреплен реостат 16 с передаточным механизмом. В центре мембраны установлен толкатель 23, на который опирается качалка 21 с регулировочными винтами 22. Качалка воздействует на ползунок 17 реостата, поворачивая его вокруг оси 18. Пружина 20 противодействует смещению ползунка. Чтобы пульсации давления в контролируемой системе не вызывали колебаний ползунка по реостату, в канал штуцера датчика запрессована дюза 24 со стержнем для очистки прохода. Она создает большое сопротивление протеканию масла и тем самым сглаживает влияние резких изменений давления на показания прибора.