Конструкция каждого автомобиля предусматривает специальную ёмкость – топливный бак. Среди его задач – не только обеспечить машину достаточным для длительной поездки количеством дизтоплива или бензина, но и предотвратить утечки топлива и выбросов вредных веществ. Баки должны быть полностью герметичными, но в зависимости от модели авто могут отличаться формой, материалом и объёмом. Причём, последняя характеристика – одна из основных, её необходимо знать и для определения расходов на заправку, и для планирования поездки.
Виды топливных емкостей и материалы изготовления
Единой формы и конструкции резервуаров для хранения топлива не существует. Для получения максимального объема топливных баков их геометрию делают сложной – и разной не только для отдельных марок, но и для каждой модели. Отличаются ёмкости и материалом, и оснащением.
Основные узлы бензобака
Список элементов оснащения отличается для разных транспортных средств. Но большинство из них универсальные, и совпадают для всех авто:
- Корпус – стальной, пластиковый или алюминиевый.
- Горловина, через которую заливают топливо.
- Крышка горловины, на которой может быть замок.
- Заборный патрубок, вместо которого может быть насос для перекачки топлива.
- Датчик для контроля уровня топлива.
- Трубка и клапан, входящие в систему вентиляции.
- Сливное отверстие или патрубок.
Стандартный набор оборудования может дополняться другими устройствами. У каждой модели – свой список, который описан в технической документации на транспортное средство. Его желательно изучить всем автовладельцам, чтобы избежать ошибок при эксплуатации машины.
Устройство и принцип работы системы вентиляции
Рассматривая особенности баков разных автомобилей, стоит уделить внимание системе вентиляции, которая решает несколько важных задач:
- удалять из резервуара попавшие при заправке излишки воздуха;
- поддерживать значение давления на уровне атмосферного и избежать разрежения, способного привести к деформации бака;
- поддерживать безопасную температуру внутри.
У большинства современных автомобилей система вентиляции топливных баков закрытая. У резервуаров нет непосредственного выхода в атмосферу – для впуска воздуха применяется целый набор специальных приспособлений. При повышении разрежения отжимается пружина клапана. Внутрь начинает попадать воздух – до установки внутри давления, равного атмосферному.
Особенности конструкции топливных баков в современных автомобилях
Конструкторы, которые проектируют резервуары для топлива, в первую очередь учитывают герметичность. Из ёмкости не должны вытекать нефтепродукты и выходить испарения. Ещё один важный момент – защита от коррозии. Избежать появления ржавчины можно, применяя такие материалы:
- качественную сталь, которая чаще применяется на грузовиках;
- лёгкие сплавы или алюминий, которые можно встретить на легковых авто;
- полимеры, благодаря которым получаются резервуары сложной конструкции.
Пластиковые баки считаются самыми удобными из-за полного отсутствия коррозии и меньшего веса. Минус пластика – высокая проницаемость для бензина и вероятность появления утечек. Компенсировать её можно, используя 2 слоя полимера.
Самолет [ править ]
Смотрите также: Топливные баки самолетов и Drop tank
Схема основных топливных баков современного авиалайнера
В самолетах обычно используются три типа топливных баков: цельные, жесткие съемные и баллонные.
- Интегральные баки — это области внутри конструкции самолета, которые были герметизированы для хранения топлива. Примером этого типа является « мокрое крыло », обычно используемое в более крупных самолетах. Поскольку эти баки являются частью конструкции самолета, их нельзя снимать для обслуживания или осмотра. Должны быть предусмотрены контрольные панели для внутреннего осмотра, ремонта и общего обслуживания резервуара. Большинство крупных транспортных самолетов используют эту систему, сохраняя топливо в крыльях, брюшной части, а иногда и в хвостовой части самолета.
- Жесткие съемные баки устанавливаются в отсек, предназначенный для размещения бака. Как правило, они имеют металлическую конструкцию и могут сниматься для осмотра, замены или ремонта. Самолет не полагается на бак в плане конструктивной целостности. Эти танки обычно используются в небольших самолетах авиации общего назначения, таких как Cessna 172 .
- Баки-дозаторы или топливные элементы [6] представляют собой усиленные прорезиненные мешки, установленные в секции конструкции самолета, рассчитанной на то, чтобы выдерживать вес топлива. Баллон сворачивается и устанавливается в отсек через горловину топливного бака или панель доступа и фиксируется с помощью металлических кнопок или защелок внутри отсека. Многие высокопроизводительные легкие самолеты, вертолеты и некоторые малые турбовинтовые самолеты используют баки-дозаторы. Одним из основных недостатков этого типа резервуаров является тенденция к твердению материалов при интенсивном использовании, что делает их хрупкими, вызывая трещины. [ необходима цитата
] Один из основных плюсов — это возможность использовать как можно большую часть самолета для хранения топлива. - Боевые самолеты и вертолеты обычно используют герметичные топливные баки .
Топливные баки были причастны к авиационным катастрофам , являясь причиной аварии или усугубляя ее ( взрыв топливного бака ). [7] [ неудачная проверка
] Например:
- Официальная «вероятная причина» взрыва и последующего крушения TWA Flight 800 заключается в том, что в одном из топливных баков самолета находилась взрывоопасная топливно-воздушная смесь. Неисправная проводка затем стала источником возгорания внутри бака, разрушив авиалайнер. Хотя в данном случае точность официальных выводов все еще находится под сомнением, аналогичные взрывы произошли и на других самолетах. Снизить вероятность взрыва топливных баков можно с помощью системы инертирования топливных баков или использования противопожарной пены в баках. [8]
- Горящее топливо может взорваться или поджечь тот же самолет или соседние предметы и людей. Во время аварии Convair 340 в Мюнхене в 1960 году транспорт врезался в главную улицу. Горящее топливо поджег трамвай. Все 20 человек на борту самолета и 32 пассажира трамвая погибли. [9]
В некоторых областях топливный бак самолета также называют топливным элементом самолета
.
Почему цифры в паспорте не точные
Настоящая емкость бака обычно больше, чем данные в документах на автомобиль. Поэтому, если в паспорте транспортного средства указано 60-65 л, реальный объём получается на уровне 70-75 л. Большинство производителей автомобилей добавляют около 10-15%.
Одна из причин отличий, из-за которых цифры в паспорте получаются неточными, заключаются в необходимости запаса для компенсации расширения топлива при изменении температуры. Давление внутри ёмкости не повышается, а топливо не вытекает. Вторая причина – защита от утечек топлива при наклонном положении автомобиля, а, значит, и бака.
Login
Снятие и установка заливной горловины топливного бака
Конструкция заливной горловины топливного бака
1 — Магистральный шланг заливной горловины 2 — Хомут 3 — Хомут 4 — Уплотнительная прокладка 5 — Крепежный фланец 6 — Крышка
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм
5. Выверните крепежные винты и снимите уплотнительный фланец.
10. Снимите протектор заливной горловины.
11. Выверните болты кронштейнов крепления испарительной трубки к заливной горловине.
12. Выверните болты крепления кронштейна заливной горловины к кузову.
1. Не закрывая лючок доступа, установите топливную тарелку (А) с резиновым уплотнителем (С) и заправьте заливную горловину в приемное отверстие с внутренней стороны колесной арки. Выровняйте горловину, установите чашку (В) (см. там же) и затяните крепежные винты.
При загибании краев уплотнителя внутрь расправьте их при помощи отвертки.
2. Посадите магистральный шланг на нижнюю секцию трубки заливной горловины (нахлест должен составлять порядка 35 ÷ 40 мм) и прочно закрепите ее хомутом.
Проследите, чтобы хомуты не касались вентиляционного шланга и балки задней подвески!
3. Действуя в аналогичной манере, установите шланг вентиляционный шланг (нахлест при посадке шланга на трубку должен составлять 25 ÷ 30 мм). 4. Затяните болты крепления опорного кронштейна заливной горловины к кузову с усилием 7.4 Нм. 5. Затяните болты крепления испарительного шланга . 6. Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов. Проследите, чтобы элементы заливной горловины не соприкасались с элементами подвески.
Какие бывают объемы баков
Средний объем бензобака соответствует типу автомобилей:
- для малолитражных авто значение находится в пределах 30-40 л;
- для средних легковых машин – 50-80 л;
- у малых грузовых – 90-160 л;
- у грузового транспорта типа КАМАЗ – около 350 л.
По рабочему объёму резервуара для хранения топлива можно узнать, какое расстояние сможет проехать машина после полной заправки. Хотя для этого понадобится знать ещё и параметры двигателя и учитывать режим движения – город, трасса, комбинированный.
Габариты
Что необходимо для качественного монтажа бака на КамАЗ? Полное соответствие габаритам. Прежде, чем приобрести его, нужно убедиться в полной совместимости с определенной моделью грузовика КамАЗ. Одним, из самых главных показателей габаритов является длина бака. Завод КамАЗ и его дочерние предприятия придерживается следующих значений этого параметра (в мм):
- 710;
- 750;
- 950;
- 1200;
- 1360;
Что касается размеров сечения, то они колеблются от 400×490 и до 660×660 мм. Но, опять-таки, эти показатели свойственны главному изготовителю, а у других могут встречаться практически любые видоизменения. На сегодняшний день максимальная длина не превышает значение в 1920 мм.
Топливные баки машин легкового типа
У легкового транспорта вместимость баков в среднем составляет около 50 литров. Хотя, например, три похожих авто, Лада Веста, Kia Rio и Hyundai Solaris, получили резервуары разной ёмкости. У модели отечественного производства в бак поместится 55 л топлива, для обеих иномарок – 43 л.
Машина большего размера, которая тоже относится к легковым авто, может комплектоваться резервуаром ёмкостью 64 литра. А внедорожник Toyota Land Cruiser, который может потреблять и 15, и 20 л бензина – даже 93-литровым баком.
Ёмкости баков грузовых машин
Определить, сколько литров топлива помещается в резервуаре грузовика, сложнее. Даже примерных норм для таких автомобилей нет. Например, у разных модификаций автомобиля КАМАЗ объём находится в пределах 175-500 литров. Среднее значение – 350 л. Но есть модификации и с 600-литровыми резервуарами.
На больших грузовиках типа SCANIA 113 тоже установлены вместительные баки – на 300-500 л. Грузовое авто DAF XF комплектуется резервуаром на 870 литров. А MAN F90 с грузоподъёмностью до 48 тонн – баком объёмом до 1260 литров.
Особенности ремонта
В процессе долгого и активного использования бак может повредиться. Не нужно сразу паниковать или покупать другой – иногда можно обойтись ремонтом.
Повреждения пластиковых емкостей необходимо запаивать. Ремонт с помощью герметика или клея противопоказано осуществлять. Существует два вида ремонта изделий из пластика: сварка с помощью термофена и экструзионный метод.
Более эффективным вариантом является экструзионный вид ремонта. Для него необходимо специализированное оборудование, но результат будет стоить того.
Сварка термофеном происходит при помощи специальной присадки. Это не столь эффективный способ, как предыдущий. Место повреждения после ремонта не будет столь же прочным, как после экструзионного ремонта. Но этот способ выигрывает своей низкой ценой.
Металлические емкости ремонтируют с использованием сварки. Ремонт необходим, если произошло нарушение герметичности и образовалась течь. Если это топливный бак либо емкость, в которой находились нефтепродукты, необходимо соблюдать технику безопасности, ведь халатность может привести к взрыву. В таких случаях перед ремонтными работами проводится долгая процедура очистки резервуара и пропарка, с последующим выпариванием.
Второй вид ремонта изделий из металла – холодная сварка. Такой вид ремонта прост и доступен каждому, но это всего лишь временная мера. Для самостоятельного проведения ремонта необходимо купить герметизирующий состав. Первым шагом нужно зачистить и провести обезжиривание места повреждения. Затем берем нужное количество герметизирующего состава и разминаем его. Накладываем «холодную сварку» на повреждение и замазываем его.
Третий вариант ремонта предусматривает использование эпоксидной смолы и латок из стекловолокна. Происходит ремонт следующим образом: на дефект наносится эпоксидная смола, сверху накладывается латка, и так в несколько слоев. Процесс высыхания длится около суток, после чего бывшее место повреждения полируется наждачной бумагой. Этот способ подходит для устранения совсем незначительных повреждений.
Лучше не жалеть средств на ремонт емкостей из металла, скорее всего, после ремонта они прослужат еще немало лет. Если же изделие из пластика сильно повреждено – стоит подумать, возможно, купить новый будет целесообразнее.
Как самому определить реальный объем
Знать примерный (с точностью около литра) объём бака для топлива нужно, чтобы не столкнуться с недоливом на автозаправке. Или с тем, что при заправке на счётчике окажется большее число, чем на самом деле помещается в резервуар такого размера. Способов определения ёмкости много – от применения народных методик до расчётов.
Народные хитрости
Приборов для измерения такого показателя не существует. Но на автомобильных форумах можно встретить советы по определению объёмов. Среди них – раскачивание автомобиля для оценки звука от всплеска и даже взвешивания автомобиля и его сравнению с паспортными данными.
Один из достаточно простых и точных, но не слишком быстрых вариантов – слив топлива, измерение его объёма и заливка обратно. Но есть методы, позволяющие определить объём быстрее и точнее. Например, с помощью приборной панели.
По приборам
При исправном состоянии топливного индикатора можно обойтись без расчета и ориентироваться только по приборам. Например, если аналоговая шкала разделена на 10 делений, а приблизительный объём резервуара составляет 50 литров (по паспортным данным), значит, каждая отметка обозначает 5 литров ёмкости. Это можно проверить, заправив машину на 5 литров и сверить изменение показаний прибора. Если после заправки стрелка сместилась не на 1 деление, а больше или меньше, объём пересчитывают.
Метод будет сравнительно точным, если машина стоит на полностью горизонтальной площадке. Кроме того, максимальный полезный объём с его помощью узнать получится не всегда – последнее деление шкалы обычно совпадает с цифрами паспорта.
С помощью диагностического режима
Ещё один способ подойдёт только для авто с приборной панелью Renault. Её устанавливают на всех машинах этой марки и некоторых моделях Ниссан. Для запуска диагностики выполняют такие действия:
- Перед запуском мотора зажать на 5 секунд кнопку сброса пробега за последние сутки.
- Включить зажигание и отпустить кнопку, когда стрелки прибора продолжили движение.
- С помощью той же кнопки переключить диагностический режим, выбрав иконку с изображением заправочной колонки.
Способ позволяет определить не объём бака, а количество оставшегося бензина или дизтоплива. Ёмкость резервуара станет известна, когда он будет полон. К литражу залитого топлива прибавляется начальная цифра.
С помощью датчика
При отсутствии специальных режимов приборной панели определить количество бензина или дизтоплива получится с помощью датчика. Он устанавливается прямо в бак и соединяется с управляющим устройством по беспроводной связи.
Прибор такого типа работает от батарейки и служит не меньше 5 лет. С его помощью в процессе эксплуатации автомобиля можно достаточно точно узнать, сколько осталось топлива. А, когда бак полон – объём резервуара с погрешностью меньше 1 литра.
Чем заклеить бензобак автомобиля?
Сегодня существует два варианта заклейки
- Использование холодной сварки для заклеивания трещины и дыры;
- Эпоксидный клей или же в народе называемый стеклоткань. Лучше покупать двухкомпонентный.
Каждый способ хорош по-своему. Конечно, вы можете встретить и иные способы устранение протеканий в бензобаке, но они менее эффективны, чем вышеуказанные.
Инструменты и сопутствующее оборудование
- Несколько листов шлифовальной бумаги;
- Пол литра ацетона;
Эпоксидная смола;
Стеклоткань.
Сначала приобретаем все вышеуказанные материалы, внимательно ознакомиться с условиями инструкции по применению.
Алгоритм устранения неполадки
- Загоняем авто на смотровую яму или эстакаду;
- Намечаем мелом место протекания;
Демонтируем топливный бак с автомобиля;
Выливаем остатки бензина или солярки;
Просушиваем на открытом воздухе обязательно, так как пары химического реагента взрывоопасны;
С помощью ветоши и мыльного раствора внешне очищаем бензобак от остатков смолы, грязи, иных примесей;
Для очистки трудно выводимых химических соединений применяем грубую наждачку;
Поверхность бензобака обезжириваем с помощью ацетона. Данную процедуру необходимо проводить несколько раз, так как от того насколько качественно будет проведено обезжиривание зависит качество склейки материала бензобака;
Этап подготовки и эпоксидное склеивание
Для склеивания необходимо использовать клей вязкой консистенции, в противном случае эффекта можно не достичь.
- Нарезаем лоскутики стеклоткани таким образом, чтобы они выступали на 1-2 см. больше периметра трещины или иного повреждения. Лоскутки ткани пропитываем тщательным образом в эбокситке;
- Аккуратно накладываем стеклоткань на поверхность бензобака, чтобы не оставалось воздушных пузырей, в противном случае устраняйте недостатки;
С помощью ветоши удаляем лишний клей и смолу;
Разглаживает стеклополоску с помощью небольшого кусочка пластмассы для ровности платформы;
После этого приступаем к наложению второго шара, проводим аналогичную процедуру. В зависимости от степени поражения бензобака определяется с количеством шаров стеклоткани. Соответственно, минимальные повреждения будут требовать минимальное количество шаров стеклоткани, более глубокие зоны поражения буду требовать большего количества шаров.
Водителю на заметку, необходимо помнить, что от того как будет положен первый слой зависит качество всей остальной конструкции.
Каждый последующий пласт должен немного шире предыдущего и с интервалом в 15-20 мин.
Кроме того последний слой пропитываем дополнительно алюминиевой пудрой, которую можно приобрести в автомагазине.
Спустя сутки конструкция полностью высохнет и затвердеет. Обработать можно ее с помощью мелкой шлифовальной бумаги.
Приступаем к покраске или грунтовке, в зависимости от необходимости.
Холодную сварку применяем аналогично вышеуказанным процессам. Несмотря на передовые технологии в виде сварки, многие водители предпочитают старые проверенные и долговечные методы. Так, что вопрос, чем заклеить бензобак уже разобран. Проводить подобную процедуру можно как в гаражных условиях, так и на автосервисе, в зависимости от вашего решения.
Довольно частое явление, которое может застать водителя в самой непредвиденной ситуации. Выход из строя бензобака — серьезная проблема, которую нужно хотя бы частично ликвидировать на месте случившейся аварии. Это позволит транспортировать автомобиль в ближайший сервисный центр, где можно будет провести капитальное обследование и починку. Ремонт бензобака своими руками не слишком затруднителен для людей, обладающих некоторыми знаниями о такой .
Месторасположение бензобака — правый нижний угол заднего сектора транспортного средства. Это обусловлено обеспечением безопасности для водителя и пассажиров, а также формированием правильного центра тяжести в автомобиле, позволяющего улучшить его управляемость. Однако нижний участок наиболее часто страдает от постоянного физического воздействия, что ведет за собой многократные повреждения всех расположенных здесь механизмов. Топливный бак исключением не является.