Глушитель в теории
Автомобильный глушитель — важная часть современного авто, без которого невозможна его нормальная эксплуатация. Автолюбители, особенно новички, ломают голову, какой глушитель лучше установить, как о нём позаботиться и что делать, если он сломался. Чтобы ответить на все вопросы, нужно пройтись по теории строения и работы выхлопной системы авто.
Главная цель автомобильного глушителя — уменьшение шума двигателя внутреннего сгорания. Вы сразу же поймёте, был ли глушитель на проезжающей мимо машине, или нет, так как без него уровень автомобильного шума увеличивается в геометрической прогрессии. Учитывая постоянное возрастание количества авто по всему миру, без этой детали, определённо, невозможно было бы жить.
Дело в том, что звук представляет собой волну давления, сформированную с помощью воздушных импульсов переменного низкого и высокого давления. В автомобильном двигателе волны давления появляются в том случае, если выхлопной клапан многократно открывается и под высоким давлением подаёт газ в выхлопную систему.
По мере увеличения числа оборотов двигателя происходит колебание давления, и поэтому производимый звук имеет более высокую частоту.
Однако не весь шум, производимый автомобилем, исходит из выхлопной системы. Другие факторы, влияющие на уровень шума, включают в себя шум впуска, механический шум и вибрацию, вызванную работой двигателя и привода. А также автомобильный глушитель ни в коем случае не должен ограничивать выход выхлопных газов из трубы.
Внутренности глушителя
Существует множество вариаций двух основных типов конструкций глушителей: активных и реактивных. Как правило, автомобильные глушители обладают как реактивными, так и абсорбирующими (активными) свойствами. В современных автомобилях устанавливаются от двух до пяти глушителей, чаще всего в комплектации идут два. Находящийся дальше от двигателя, называется основной или задний глушитель, а тот, что поближе — предварительный, или по-другому резонатор.
Упрощенная схема для лучшего понимания устройства выхлопной системы автомобиля
Реактивный глушитель
Реактивные или отражающие глушители используют препятствия для уменьшения шума. Они сконструированы так, что оставшаяся часть звуковых волн, создаваемая двигателем и прошедшая через резонатор, гасится в глушителе. Реактивный глушитель обычно состоит из серии резонирующих камер (от двух до четырёх), которые предназначены для снижения уровня звукового давления на определённых частотах.
Реактивный глушитель в разрезе
Конструкция глушителя:
- Передняя перфорированная труба.
- Впускной патрубок.
- Средняя перегородка.
- Выпускной патрубок.
- Передняя перегородка.
- Задняя перфорированная труба.
- Задняя перегородка.
- Корпус.
Приёмные и выпускные трубки внутри камер обычно смещены и испещрены перфорациями (отверстиями), с помощью которых звуковые импульсы рассеиваются в различных направлениях внутри камеры (угол поворота потока находится в пределах 90–360°), что, в свою очередь, приводит к деструктивной интерференции (физическое явление, когда звуки с одинаковой амплитудой, но с несовпадающими низшими и высшими точками волн, нейтрализуют друг друга).
Схема поступления газа в глушитель
Обратная сторона таких глушителей заключается в том, что создаётся большее противление (обратное давление) и уменьшается тяга двигателя автомобиля, однако для легковых авто, где низкий уровень шума, а, следовательно, и комфорт пассажиров является приоритетом, идеально подходит именно такой тип глушителей.
Активный глушитель
Для уменьшения звуковой энергии активные или, по-другому, диссипативные глушители действуют по принципу поглощения. Звуковые волны гаснут, поскольку их энергия в абсорбирующем материале преобразуется в тепло (обычно это слой стеклянной изоляции). Типичный активный глушитель состоит из прямой, круглой, перфорированной трубы, которая заключена в более крупный стальной корпус. Между перфорированной трубой и корпусом находится слой звукопоглощающего материала, который гасит некоторое импульсивное давление. Активные глушители хоть и создают меньше обратного давления, чем реактивные, однако они намного хуже снижают шум от работы двигателя.
Конструкция активного глушителя такова:
Строение активного глушителя
- Звукопоглощающий материал.
- Корпус.
- Прямоточный выпускной патрубок.
- Стальная сетка.
- Перфорированная труба.
- Цельносварные стыки.
Обычно в реактивных глушителях используются резонирующие камеры, которые нацелены на определённые частоты для уменьшения шума, тогда как активные глушители снижают шум по всему спектру, особенно на более высоких частотах.
Пламегаситель, он же предварительный глушитель, он же резонатор
Конструкция узла:
- Корпус.
- Теплоизоляция.
- Глухая перегородка.
- Перфорированная труба.
- Дроссель.
Строение стандартного резонатора
Резонатор — это такая вспомогательная выхлопная система, которая позволяет максимально использовать все скрытые возможности двигателя. Существует огромное разнообразие резонаторов, разных форм и размеров, однако не все предварительные глушители одинаково эффективны. Стандартный пламегаситель представляет собой трубу с множеством отверстий (перфорированная труба), находящуюся в металлической оболочке. И также для более результативной нейтрализации колебаний в трубе просверливают дроссельное отверстие.
Резонатор работает по закону гашения колебаний. Его действие заключается в том, чтобы заставить звук неприятных человеческому уху частот резонировать. В теории звуковых волн, при соединении низких частот с отражёнными высокими частотами, происходит общее гашение. Но если во время сварки этой секции детали приварят не на отмеренное им место, резонатор не будет работать, или же вовсе усилит шум. Поэтому в промышленных цехах изготовление резонаторов роботизированное.
Прострелы при заводке
Если в глушителе слышатся хлопки, это может свидетельствовать о самых разных неполадках — от забитого воздушного фильтра до неправильно настроенного карбюратора. Соответственно, и ремонт применяется разный:
- Замена фильтра.
- Настройка карбюратора — проверка уровня топлива в камере, целостности поплавка, чистка жиклеров.
- Нормализация зажигания — «стрелять» может, если оно слишком позднее.
- Регулировка теплового зазора клапанов ГБЦ.
- Подтяжка или замена ремня ГРМ, зубчатого шкива, шлифовка клапанов.
Специалисты определяют причины и следствия путем проведения компьютерной диагностики, это наиболее быстрый способ понять, в какой детали авто заключается проблема.
Глушитель сломался
Выхлопная система автомобиля — самая незащищенная часть авто. Она подвергается внешним воздействиям и автолюбителям нередко приходится её чинить. Поломка системы не просто неприятный стучащий звук и другие «прелести» типа снижение мощности авто, дёрганье машины, а также опасность того, что ядовитые пары, выходящие из двигателя, могут просочиться в салон и отравить людей. Чтобы ваша выхлопная система функционировала должным образом, её, в частности, и автомобиль, в общем, нужно систематически проверять и возить на техобслуживание. Пренебрегая этим, вы рискуете попасть в аварию в самый неподходящий момент. Не стоит забывать, что повреждение глушителя входит в список десяти причин, из-за которых приходится вызывать эвакуатор.
Защита от коррозии
У глушителя часто случается выгорание краски, из-за чего коррозия быстро выводит его строя. Одним из эффективных способов защиты поверхности выхлопной системы от коррозии является её окрашивание. Всегда следует помнить, что температура выходящих из выпускного трубопровода газов обычно составляет 420–760 оС, а температура поверхности выхлопной трубы — 200–540 оС. Следовательно, для покраски подойдут исключительно термостойкие, кремнийорганические лаки и эмали.
Чтобы покрасить «глушак», нужно действовать так:
- Для начала снимите глушитель и подготовьте его к окрашиванию (для этого его нужно тщательно очистить от всей грязи и масла, обезжирить и хорошо просушить).
- Высушенный глушитель осмотрите, не пропустив места отслоения заводского покрытия или пятна от масла.
- Если все же вы нашли масляные пятна, то возьмите ветошь, смоченную бензином, и хорошенько вытрите их.
С отслоившейся заводской краской поступите следующим образом:
- Возьмите прочный нож или шпатель и снимите предыдущее покрытие.
- Если на выхлопной системе вы заметили ржавчину, то сразу удалите её при помощи грубой наждачки или специального состава для ликвидации ржавчины.
- После этих манипуляций нанесите слой грунтовки.
- По истечении полного высыхания грунтового покрытия, произведите покраску так, как сказано в инструкции к краске, которую вы приобрели.
- Затем дайте глушителю немного подсохнуть, установите его обратно под кузов авто и в течение нескольких минут дайте поработать двигателю, чтобы глушитель прогрелся и краска высохла.
Бывают случаи, когда ржавчина проникла слишком глубоко и от неё невозможно избавиться. Если это именно ваш вариант, то вам стоит обработать глушитель преобразователем ржавчины.
Существуют и альтернативные способы защиты выхлопной системы:
- Для начала нужно, как и для покраски, очистить глушитель и выхлопную трубу от грязи, масла и ржавчины, а затем нанести тонкий слой графитовой смазки. Сделать её можно следующим образом:
- Идём в ближайший компьютерный салон.
- Просим у них отработку порошка от принтера.
- Смешиваем её с небольшим количеством солидола.
- Затем нужно промазать поверхность смесью, поставить на подставочки и начать сушить строительным феном, причём дуть нужно со стороны резонатора.
Пока солидол окончательно не выгорит, покрытие не перестанет источать едкий запах, так что проводите все манипуляции в респираторе и на улице, в крайнем случае, в хорошо проветриваемом помещении (гараже).
Глушитель прохудился
Вы провели осмотр, не нашли на глушителе признаков коррозии, но увидели повреждение. К сожалению, такое случается, ведь выхлопная система — самая незащищенная часть автомобиля, на неё влияют как механические воздействие (например, отскочивший камень или неудачная парковка авто), так и химические, в виде агрессивных химических соединений, солей и даже внешней среды. Но бывают и очевидные причины образования дыры: возможно, глушитель сделан из некачественного материала.
Прогорание глушителя
Если вы столкнулись с такой неприятностью, как прогорание глушителя, то не спешите думать, что проблема кроется внутри машины. Начинающие автолюбители считают, что глушители прогорают из-за слишком интенсивных выхлопов, которые создаются двигателем внутреннего сгорания. Но зачастую это не так. На сегодняшний день многие производители автомобилей, причём даже известных марок, выпускают авто с некачественными деталями, без нормальной обработки, которые сильно подвержены воздействию химикатов и окружающей среды.
Пример прогоревшего глушителя
Очевидно, что главной причиной прогара системы являются различного толка воздействия окружающей среды на деталь. В том случае, если вы относитесь к своему автомобилю безответственно, он хранится под дождём, снегом или палящим солнцем, то не стоит удивляться быстрому прогоранию части выхлопной системы, ведь этому способствует естественный в таком случае химический процесс — окисление металла.
Ещё одна распространённая причина порчи детали, это работа автомобиля на холостых оборотах и езда на небольшие расстояния. Не стоит забывать, что для глушителя губительны резкие температурные скачки. При низкой температуре в глушителе образуется конденсат, который разрушающе действует на весь металл, кроме нержавеющей стали.
Виды
Резонаторы или дополнительные глушители классифицируют в зависимости от того, на двигателях какого типа они используются.
Потому различаются 2 основных вида устройств.
- Предназначенные для установки на двухтактные двигатели. Если транспортное средство оснащается подобным мотором, что в наше время встречается не так часто, то резонатор становится обязательным элементом компоновки выхлопной системы. Если резонатор будет отсутствовать, это моментально приведёт к увеличению количества потребляемого топлива. Изменится работа мотора в худшую сторону, снизится скорость и мощность. Это обусловлено тем, что удаляться будет не только отработанный выхлопной газ, но также и не до конца сгоревшее топливо. Отсюда падение скорости параллельно с увеличением расхода топлива.
- Резонаторы, устанавливаемые на четырёхтактные силовые установки. В случае с такими двигателями резонатор может сыграть не на пользу автомобилю, а создать определённые дополнительные проблемы. Демонтаж позволяет увеличивать уровень мощности двигателя примерно на 15%. Опытные автомобилисты считают, что на четырёхтактных моторах резонатор только мешает нормальной работе двигателя. Да, если его убрать, мощность действительно повысится. Но одновременно ухудшится экологичность транспортного средства, выхлоп начнёт загрязнять окружающую среду. Потому на 4-тактных моторах всё равно стоят резонаторы, позволяющие достичь требуемых экологических норм.
Есть ещё одна дополнительная классификация, которая различает резонаторы по их конструктивным особенностям.
На некоторые автомобили устанавливаются стандартные элементы моноблочного типа. Но постепенно практически все переходят на комбинированные устройства.
Второй тип резонаторов состоит из двух основных частей. Это классическая конструкция с трубой и перегородками, а также камера, заполненная специальными материалами, обладающими свойствами шумопоглощения. Зачастую в конструкциях используют материалы на основе базальтового волокна.
Комбинированные устройства являются более эффективными, современными и полезными в работе автомобильных двигателей и выхлопных систем. Потому на большинстве автотранспортных средств встречаются именно такие типы резонаторов.
Малые глушители или резонаторы глушителя разделяют по их размерам. Различают следующие подкатегории:
- короткие;
- средние;
- длинные.
Ещё иногда классифицируют резонаторы в зависимости от их объёма. Это полезный способ классификации, поскольку во многом именно от объёма зависит, насколько эффективным окажется резонатор в конструкции автомобильной выхлопной системы. Если будет наблюдаться дефицит объёма в резонаторе, то в момент резкого нажатия водителем на педаль газа уровень шума окажется крайне высоким. Кому-то этот звук нравится, а потому специально устанавливаются резонаторы. Но из соображений безопасности системы выхлопа, а также из уважения к окружающим людям, лучше устанавливать устройств с достаточным рабочим объёмом.
Резонаторы или малые глушители изготавливаются из различных материалов. Наиболее бюджетные конструкции создают на основе алюминированной стали. Хотя в действительности это самая простая сталь, поверх которой наносится небольшой слой алюминия. Выглядят, как полноценно алюминиевые, но по факту не способны выдерживать значительные нагрузки. Требуют более частой замены. Слой алюминия только временно предотвращает образование коррозии на устройстве.
Резонатор глушителя автомобиля
Если автомобилист хочет получить действительно качественный, долговечный и эффективный резонатор, когда стандартный заводской элемент не устраивает или износился, оптимально выбирать конструкции на основе нержавеющей стали с двойным корпусом.
Выхлопная система постоянно подвергается сильным нагрузкам в виде высокой температуры. В результате периодически происходят сбои в нормальной работе всего автомобиля. Чтобы поломка резонатора или иного компонента не стала неожиданностью для автовладельца, настоятельно рекомендуется проводить профилактическую проверку и диагностику работоспособности узла. Заметив первичные признаки неисправностей, можно своевременно принять меры, провести ремонтно-восстановительные работы или просто полностью заменить вышедший из строя резонатор.
Делаем выхлоп тише
Если вы хотите забыть о том, что такое шум и сделать выхлопную систему ещё тише, вам потребуются некоторые инструменты:
- сварочный аппарат;
- углошлифовальная машина с набором дисков;
- верстак, оборудованный тисками.
Есть два способа улучшить выхлопную систему: вставить между глушителем и резонатором заводской резонатор либо сделать его самому. А также не забывайте, что чем толще стенки детали, тем меньше будет шума.
Для сварки дополнительного резонатора вам потребуется провести следующие манипуляции:
- Изготовить две половинки бочки из стальной трубы с тонкими стенками либо из листового металла.
- Сварить и проделать отверстия в трубе будущего резонатора.
- Соединить части корпуса, поместить перфорированную трубу внутрь будущей бочки и приварить её.
- Заложить в полость между трубой и корпусом звукоизоляцию (стекловата или минеральная вата).
- Тщательно заварить поперечную грань глушителя.
В конце работы обработайте швы, зачистите и обезжирьте новое устройство и покройте термостойкой краской.
После изменения конструкции, её вес увеличится, следовательно, усилится давление на мотор. После всех работ обязательно проведите дополнительные испытания авто, чтобы избежать неприятности.
Видео: как заменить резонатор
Назначение
Как известно, в двигателе при работе происходит воспламенение смеси. Это возгорание сопровождается характерным звуком. При взрыве образуется колоссальная толкательная энергия. Она настолько велика, что способна поднять поршень в верхнюю мёртвую точку. В последнем такте работы происходит выпуск газов. Они под давлением выходят в атмосферу. Но для чего же нужна система выхлопа? Она служит для гашения звуковых колебаний. Ведь без нее работа даже самого технологичного мотора была бы громкой и невыносимой. Таким образом, система выхлопа выполняет следующие функции: Вывод из цилиндров двигателя продуктов горения. Снижение уровня токсичности газов. Исключение попадания продуктов горения в салон автомобиля.
Что сделал
Снял резонатор и вварил вместо заводской нормальную гофру. На месте приваривать будет неудобно, поэтому резонатор лучше снять. Некоторые умельцы говорят, что можно аккуратно отрезать болгаркой и приварить на месте. Но я советую все-таки снять.
Болты крепления на этой машине уже стоят другие, поэтому легко открутились. Тем более, что у нашей Лады Гранты небольшой пробег.
Когда поставите новую прокладку, то ее нужно протягивать 2 раза. После первого раза, учитывая, что нет пламегасителя, прокладка прогорит и будет сечь. Поэтому нужно повторно протянуть. Это единственный минус при снятии резонатора.
Решил приварить гофру с внутренним усилением 3-слойную, размером 150х45.
По размеру она примерно подходит, но при необходимости можно подрезать болгаркой. Видно, что слои сетки выполнены плотнее, по сравнению с заводской.
Меры профилактики
Необходимость для ремонта глушителя практически не может возникнуть сразу. Обычно сперва появляются некоторые предпосылки, которые можно предупредить грамотной профилактикой, использованием качественного топлива и сбалансированным режимом езды.
Глушитель должен крепиться только на штатных подвесках. В случае если подвесы изготавливаются своими силами, они должны соответствовать определенным стандартам, предусмотренным для данного автомобиля и глушителя.
Некоторые автолюбители для профилактики заливают в глушитель антикоррозийную жидкость, которая оттесняет влагу и предотвращает внутреннюю коррозию.
Устройство
Глушитель является частью системы выхлопа. Полное ее устройство такое:
- выпускной коллектор. Через него газы проникают в «штаны»;
- «штаны» (приемная труба). Отделяются от коллектора специальной прокладкой, которая герметично удерживает крепление;
- труба. Которая крепится к коробке передач при помощи кронштейна;
- дополнительные резонаторы. Крепятся к основному глушителю и приемной трубе хомутами. Образуют собой дополнительный глушитель;
- основной глушитель. Фиксируется за днище автомобиля для предотвращения передачи вибраций на кузов;
- труба выхлопа.
ВАЗ 2107 (инжектор) снабжен деталью, которая короче аналогичной 2104 из-за длины самого кузова.
Устройство глушителя Ваз 2107
Частые неисправности и их причины
Обычно выхлопная система приходит в негодность из-за длительного простоя транспортного средства на открытом воздухе. В этом случае развивается коррозия. Определить появление проблем с глушителем можно по ряду признаков:
Помимо коррозии, могут иметь место механические повреждения глушителя, связанные с попаданием в ямы, ухабы или переездом чрезмерно высокого препятствия. Еще одна часто встречающаяся причина замены, ремонта глушителя автомобиля – естественный износ, в результате которого деталь прогорает.
В последние годы быстрый выход из строя этого элемента может быть связан и с некачественным материалом изготовления, непрофессиональной сборкой.
Подготовка
Для начала соберите вместе все необходимые детали для непосредственной замены:
- Глушитель нужного вам типа
- Герметик для глушителя
- Два зажима для выхлопной трубы
- Проникающая смазка
А также все необходимые инструменты и средства защиты:
- Гаечные головки с трещоткой
- Режущий инструмент
- Молоток с круглым обухом
- Накидные гаечные ключи
- Домкрат
- Автомобильные козлы
- Колесные башмаки для упора задних колес
- Защитные очки и перчатки
Теперь, когда весь необходимый инвентарь собран, переходим ко второму этапу
Сколько стоит ремонт на станции техобслуживания
Во сколько же обойдется замена прокладки выпускного коллектора? Цена на данный вид работ зависит от типа двигателя (карбюраторный, инжекторный, 8-клапанный, 16-клапанный), модели самого уплотнителя, а также расценок станции техобслуживания, где вы планируете ремонтировать свой автомобиль.
В среднем сама работа вместе с уплотнителем обходится где-то в сумму в пределах 1500 рублей.
Но совсем не обязательно тратить деньги на работу. Замена прокладки выпускного коллектора ВАЗ без особых трудностей может быть выполнена и собственными силами. Особенно если у вас есть набор ручного инструмента, и вы имеете хоть малейшее понятие о конструкции двигателя вашего авто.
Установка
При монтаже старайтесь использовать новые крепежные детали: болты, гайки, подвесы. Хорошие результаты дает применение специального термостойкого герметика, но не допускайте его попадания внутрь системы и не переусердствуйте с количеством. При затягивании гаек следите, чтобы не было перекосов хомутов. Как видно, замена глушителя своими руками – не такое сложное дело.
Процесс снятия
В процессе снятия элемента системы выхлопа с ВАЗ 2107 (инжектора) для последующей его замены. Вам пригодятся следующие инструменты:
- ключ на 13 (рожково-накидного типа);
- трещотка или же вороток;
- глубокие головки на 13 и на 10;
- болгарка;
- плоская отвертка (возможна замена на зубило);
- плоскогубцы;
- молоток.
Чтобы разобраться, как снять глушитель с вашего ВАЗа правильно и произвести его замену. Внимательно прочтите следующую инструкцию:
- установите авто над смотровой ямой или же на эстакаду;
- раскрутите (срежьте болгаркой) обжимную муфту;
- при помощи отвертки или тонкого зубила отогните развальцованные окончания патрубка;
- при помощи молотка, которым вы будете стучать по патрубку, отделите глушитель от резонатора;
- отстегните подвесные подушки.
После этого изделие свободно снимается для замены новым, которое устанавливается в обратном порядке.
Учтите, что соединение патрубка глушителя с резонаторной трубой находится перед задним мостом. Окончания трубы с прорезями и крепежом «мама-папа» стягиваются при помощи муфты. Снятие изделия может усложнить коррозия, которая развивается под воздействием температур и смазки.
По этой причине заблаговременно смочите детали с коррозией антикором (также подойдет машинное масло или тормозная жидкость). Если вы планируете установить новый глушитель, нелишним будет приобретение новых подвесных резинок (1 — сзади и 2 — для расположения по центру).
Замена прокладки выпускного коллектора: «Нива»
Заменить прокладку на «Ниве» также не составит особой сложности. Порядок выполнения работ таков:
- Для начала выполните первые девять пунктов из раздела для ВАЗ 2110.
- Отверните болты фиксации переднего и заднего опорных кронштейнов к выпускной трубе. Передний кронштейн снимите, задний отведите в сторону, чтобы не мешал.
- Демонтируйте топливную рампу с форсунками.
- Открутите гайку крепления переднего рым-болта и снимите его.
- Отверните гайки, фиксирующие тепловой экран впускной трубы, снимите его.
- Открутите две крайние, а потом две верхние гайки крепления впускного коллектора к ГБЦ.
- Используя удлинитель для рукоятки ключа, отверните две оставшиеся (нижние) гайки.
- Демонтируйте впускной коллектор.
- Снимите теплозащитный экран стартера.
- Отверните гайку крепления провода «массы» к ГБЦ. Снимите наконечник проводника.
- Открутите три гайки крепления ВК и демонтируйте его.
- Снимите уплотнитель, зачистите привалочные поверхности и установите новую прокладку.
- Произведите монтаж снятых деталей в обратном порядке, залейте охлаждающую жидкость.