Самостоятельная диагностика неисправностей сцепления ВАЗ 2107


Основное предназначение механизма сцепления в обыкновенной машине – это операция по объединению коленчатого вала с коробкой переключения передач, с последующей передачей крутящего момента от двигательной установки к колесному ряду. Своевременная регулировка такой аппаратуры позволяет сократить риск износа всех деталей трансмиссии, и, в частности, выжимного диска.

Автомобиль ВАЗ 2107, водитель которого не позаботился о проведении настройки, может вести себя непредсказуемо: буксовать при использовании КПП или даже отказываться реагировать на рулевые команды.

Сцепление ВАЗ 2107

От исправности механизма сцепления ВАЗ 2107 во многом зависит управляемость автомобиля. На то, как часто придётся ремонтировать этот механизм, влияют качество дорог и опыт водителя. У новичков, как правило, сцепление выходит из строя довольно быстро, а ремонт и замена узла довольно трудозатратны.

Назначение сцепления

Основная задача сцепления состоит в передаче крутящего момента от двигателя на ведущие колёса автомобиля.


Муфта сцепления служит для передачи крутящего момента от двигателя на главную передачу и защиты трансмиссии от динамических нагрузок

Изначально оно предназначалось для кратковременного разъединения двигателя и главной передачи при плавном трогании с места и переключении скоростей. Сцепление ВАЗ 2107 обладает следующими характерными свойствами:

  • имеет наименьший допустимый момент инерции у ведомого диска;
  • отводит тепло от трущихся поверхностей;
  • защищает трансмиссию от динамических перегрузок;
  • не требует большой силы нажима на педаль во время управления муфтой;
  • обладает компактностью, ремонтопригодностью, малошумностью, простотой обслуживания и ухода.

Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2107

Сцепление ВАЗ 2107:

  • механическое (приводится в действие механическими усилиями);
  • фрикционное и сухое (вращающий момент передаётся за счёт сухого трения);
  • однодисковое (используется один ведомый диск);
  • замкнутого типа (муфта включена постоянно).


При нажатии педали усилие с помощью гидравлики передаётся на нажимной подшипник, который освобождает ведомый диск

Сцепление условно можно представить в виде четырёх составляющих:

  • ведущая или активная часть (маховик 6 коленчатого вала, корзина с кожухом 8 и нажимным стальным диском 7);
  • ведомая или пассивная часть (ведомый или пассивный диск 1);
  • элементы включения (пружины 3);
  • элементы выключения (рычаги 9, вилка 10 и нажимной подшипник 4).

К маховику болтами прикреплён кожух 8 корзины, соединённый демпферными пластинами 2 с нажимным диском 7. Это создаёт условия для передачи постоянного вращающего момента от маховика через кожух на нажимной диск, а также обеспечивает перемещение последнего вдоль оси при включении и выключении муфты. Ведущая часть при работе двигателя постоянно вращается. Пассивный диск свободно перемещается по шлицам первичного вала 12 коробки передач. Ступица соединена с ведомым диском через демпферные пружины 3 и за счёт этого имеет возможность определённого эластичного поворота. Такое соединение гасит крутильные колебания, возникающие в трансмиссии из-за работы двигателя на разных оборотах и соответствующих динамических нагрузок.

При отжатой педали 5 пассивный диск 1 с помощью пружин 3 зажимается между маховиком 6 и нажимным диском 7. Муфта включена и вращается вместе с коленвалом как единое целое. Сила вращения передаётся от активной к пассивной части за счёт трения, возникающего на поверхности фрикционных накладок ведомого диска, маховика и нажимного диска.

При нажатой педали 5 вилка гидропривода перемещает муфту с нажимным подшипником в сторону коленчатого вала. Рычаги 9 надавливаются внутрь и оттягивают нажимной диск 7 от ведомого диска 1. Пружины 3 при этом сжимаются. Активная вращающая часть разъединяется с пассивной, вращающий момент не передаётся, и сцепление выключается.

При включении сцепления ведомый диск проскальзывает относительно гладких поверхностей маховика и нажимного диска, поэтому вращающий момент увеличивается постепенно. Это позволяет машине плавно трогаться с места и предохраняет узлы трансмиссии при перегрузках.

Устройство гидропривода сцепления

Передача вращающего момента от двигателя на ведущие колёса осуществляется с помощью гидравлического привода.


Гидропривод сцепления передаёт усилие от педали на вилку включения и выключения сцепления

Гидропривод играет важную роль при начале движения автомобиля и переключении скоростей. В его состав входят:

  • педаль;
  • главный и рабочий цилиндры;
  • трубопровод и шланг;
  • толкатель;
  • вилка включения и выключения сцепления.

Гидропривод позволяет плавно включать сцепление и отключать его, не прилагая больших усилий при нажатии педали.

Главный цилиндр сцепления

Главный цилиндр сцепления (ГЦС) при нажатии на педаль увеличивает давление рабочей жидкости. За счёт этого давления происходит перемещение штока вилки включения/выключения сцепления.


Главный цилиндр сцепления преобразует усилие от нажатия на педаль в давление рабочей жидкости, которое двигает шток вилки включения/выключения муфты

В корпусе ГЦС расположены поршень толкателя 3 и поршень главного цилиндра 5. Использование дополнительного поршня толкателя снижает радиальное усилие на поршень ГЦС при нажатии педали. При этом уплотнительное кольцо 4 прижимается к стенкам зеркала цилиндра и улучшает герметизацию поршней. Для обеспечения герметичности внутри цилиндра предназначено уплотнительное кольцо 12, размещённое в канавке поршня 5.

Для дополнительного уплотнения поршня в его направляющей части 9 просверлено осевое отверстие, соединённое с канавкой кольца 12 радиальными каналами. При росте давления в рабочем пространстве ГЦС оно достигает внутренней части кольца 12 и распирает его. За счёт этого увеличивается герметичность поршня главного цилиндра. Одновременно кольцо 12 выступает в качестве перепускного клапана, через который рабочая часть цилиндра соединяется с бачком с рабочей жидкостью. При достижении поршнями крайнего положения у пробки 11 уплотнительное кольцо 12 открывает компенсационное отверстие.

Через это отверстие при включении сцепления (когда поршень РЦС создаёт избыточное обратное давление) часть жидкости переходит в бачок. В первоначальное положение поршни возвращает пружина 10, которая одним концом давит на пробку 11, а другим — на направляющую 9 поршня 5. Все внутренние детали ГЦС фиксируются стопорным кольцом 2. Со стороны крепления на ГЦС надевается защитный чехол, предохраняющий рабочую часть цилиндра от попадания грязи.

Чаще всего у главного цилиндра изнашиваются уплотнительные кольца. Их всегда можно заменить из ремонтного комплекта. При более серьёзных неисправностях ГЦС меняется целиком.

Если забьётся компенсационное отверстие, внутри системы привода создастся избыточное давление, которое не позволит муфте полностью включиться. Она будет пробуксовывать.

Рабочий цилиндр сцепления

Рабочий цилиндр сцепления (РЦС) крепится двумя болтами к корпусу коробки передач в зоне картера сцепления. Такое расположение РЦС приводит к тому, что на него с дороги часто попадают грязь, вода, камни. В результате защитный колпачок разрушается, и ускоряется износ уплотнительных колец.


Рабочий цилиндр крепится двумя болтами к коробке переключения передач

При нажатии на педаль в гидроприводе сцепления создаётся давление, которое передаётся на поршень 6. Поршень, двигаясь внутри цилиндра, перемещает толкатель 12, который, в свою очередь, поворачивает на шаровой опоре вилку включения и выключения сцепления.

Очень важно соблюдать размеры внутреннего зеркала главного и рабочего цилиндров. При заводской сборке они равны между собой — 19,05+0,025–0,015 мм. Поэтому уплотнительные кольца на поршнях обоих цилиндров полностью взаимозаменяемы. Если нужно сделать педаль сцепления более мягкой, нужно покупать зарубежный аналог рабочего цилиндра с меньшим диаметром рабочей полости. Если же диаметр будет больше, то давление на него будет меньше. Следовательно, чтобы преодолеть силу упругости фрикционных пружин корзины, нужно приложить большую силу. Поэтому педаль будет более тугой.

Состав комплекта сцепления ВАЗ 2107

Комплект сцепления ВАЗ 2107 состоит из:

  • корзины;
  • ведомого диска;
  • нажимного подшипника.

По регламенту ВАЗ эти элементы не ремонтируются, а сразу меняются на новые.

Читайте, как прокачать сцепление на ВАЗ 2106: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/stseplenie/kak-prokachat-stseplenie-na-vaz-2106.html

Корзина

Корзина имеет самое сложное из комплекта сцепления устройство. Она состоит из множества деталей, которые требуют правильной и точной сборки. Собирают корзину только в заводских условиях и не ремонтируют даже в специализированных автосервисах. При износе или обнаружении серьёзных дефектов корзина меняется на новую. Основные неисправности корзины:

  • потеря упругости из-за проседания пружин;
  • механические повреждения и излом демпферных пластин;
  • появление следов износа на поверхности нажимного диска;
  • изломы и трещины на кожухе корзины;
  • другое.


Обычно сцепление меняется целиком, поэтому в комплект для замены входят ведомый диск, корзина и нажимной подшипник

Срок эксплуатации сцепления определяется ресурсом корзины, ведомого диска или нажимного подшипника. Поэтому для избежания расходов на повторный ремонт муфта всегда меняется в комплекте.

Ведомый диск

Ведомый диск предназначен для передачи крутящего момента от маховика двигателя первичному валу коробки передач и может на короткое время отсоединять КПП от мотора. Технология изготовления таких дисков достаточно сложна и предполагает использование специального оборудования. Поэтому отремонтировать диск самостоятельно невозможно. Его меняют на новый при:

  • износе фрикционных накладок;
  • износе внутренних шлицов ступицы;
  • обнаружении дефектов демпферных пружин;
  • разбалтывании гнёзд под пружинами.

Нажимной подшипник

Нажимной подшипник предназначен для отведения нажимного диска от ведомого и активируется при нажатии на педаль сцепления. Его неисправности обычно сопровождаются свистом, стуком и другими звуками. При заклинивании роликов, износе опорной рабочей поверхности или посадочного места в стакане нажимной подшипник менятся в сборе.

Втулка, крышка ВАЗ 2101-07, 2121-213 направляющая подшипника выжимного с сальником

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке крышки передней подшипника ВАЗ 2101-2107, в строке «Комментарий» указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, развиваемого двигателем с целью получения различных тяговых усилий на ведущих колесах при трогании автомобиля с места, разгоне, движении и преодолении дорожных препятствий; изменения скорости и направления движения автомобиля; возможности движения автомобиля с малыми скоростями, которые не могут быть обеспечены двигателем, и отсоединения на длительное время двигателя от трансмиссии на стоянке или при движении автомобиля по инерции (накатом).

Неисправности сцепления ВАЗ 2107

Основными признаками неисправного сцепления ВАЗ 2107 являются:

  • с трудом переключаются передачи;
  • пробуксовывает ведомый диск;
  • появляется вибрация;
  • свистит нажимной подшипник;
  • сцепление туго выключается;
  • педаль не возвращается из нижнего положения.


Разрушение нажимного диска и кожуха корзины может привести к очень серьёзным последствиям

Практически любая неисправность сопровождается посторонними звуками — шумом, стуками, свистом и т. п.

Узнайте, почему машина может дергаться при трогании с места: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/hodovaya-chast/pri-troganii-s-mesta-mashina-dergaetsya.html

Не переключаются передачи

Если передачи переключаются с трудом, опытный водитель сразу скажет, что сцепление ведёт. Другими словами, сцепление выключается не до конца. В результате при трогании с места затруднено включение первой передачи, а при нажатой педали автомобиль медленно движется. Причинами такой ситуации могут быть:

  • Увеличенное расстояние между опорной поверхностью нажимного подшипника и пяткой корзины. Его нужно установить в пределах 4–5 мм, изменяя длину штока рабочего цилиндра.
  • Покоробились пружинные сектора ведомого диска. Диск нужно заменить на новый.
  • Увеличилась толщина ведомого диска из-за вытягивания заклёпок, крепящих фрикционные накладки. Диск нужно заменить на новый.
  • Заедание ведомого диска на шлицах ведущего вала КПП. Дефектуются обе детали, при необходимости заменяются на новые.
  • Недостаток тормозной жидкости в бачке главного цилиндра или скопление воздушных пузырьков в системе гидропривода. Рабочая жидкость доливается до необходимого уровня, прокачивается гидравлика сцепления.

Сцепление буксует

Сцепление может начать буксовать по следующим причинам:

  • отсутствует зазор между нажимным подшипником и пятой корзины;
  • не отрегулирован привод сцепления;
  • на трущиеся поверхности попало масло;


    Попадание масла на ведомый диск может привести к пробуксовке сцепления и его работе рывками

  • засорился перепускной канал в корпусе главного цилиндра;
  • педаль сцепления не возвращается в исходное положение.

Устраняются такие неисправности регулировкой привода, заменой сальников, прочисткой канала проволокой, обнаружением и исправлением причин заедания педали.

Сцепление работает рывками

Если сцепление начинает работать рывками, это может быть вызвано следующим:

  • ведомый диск заклинил на шлицах ведущего вала КПП;
  • на фрикционных накладках образовались замасленные участки;
  • не отрегулирован гидропривод сцепления;
  • стальной диск корзины покороблен, некоторые фрикционные пружины потеряли упругость;
  • неисправен ведомый диск.

В таких ситуациях чаще всего требуется полная замена сцепления.

Шум при включении сцепления

Появление при отпускании педали сцепления скрежета и дребезжания может быть обусловлено следующим:

  • нажимной подшипник заклинил из-за отсутствия смазки;
  • заклинил подшипник ведущего вала КПП в маховике.

В обоих случаях проблема решается заменой подшипника.

Шум при выключении сцепления

При нажатии на педаль сцепления слышен стук, лязг, дребезжание, чувствуется вибрация на рычаге скоростей. Причины могут быть следующие:

  • неисправна демпферная часть ведомого диска (пружины, гнёзда);


    Если у ведомого диска изношены шлицы, поломаны или разболтаны демпферные пружины, он подлежит замене

  • сильно изношено шлицевое соединение ведомого диска и ведущего вала КПП;
  • отсоединилась, утратила упругость или поломалась возвратная пружина вилки включения/выключения сцепления.

Во всех случаях следует заменить изношенные элементы на новые.

Педаль возвращается, но сцепление не работает

Иногда случается, что сцепление не работает, но педаль возвращается в исходное положение. Это может быть связано со следующими ситуациями:

  • попадание воздуха в систему гидропривода;
  • износ уплотнительных колец главного и рабочего цилиндров;
  • недостаток рабочей жидкости в бачке.

В этих случаях следует прокачать гидропривод, заменить резиновые кольца на новые и долить рабочей жидкости в бачок.

Узнайте, когда нужно менять резину на летнюю: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/poleznoe/kogda-menyat-rezinu-na-letnyuyu-2019.html

Тугое сцепление

Мягкость сцепления определяется силой давления на пяту корзины для отведения нажимного диска. Величина усилия зависит от упругости демпферных пружин. Для сцепления ВАЗ 2107 подходят корзины многих производителей, в том числе и иностранных. Тугая педаль сигнализирует водителю, что ресурс корзины подходит к концу.

Педаль выключает сцепление в начале/конце своего хода

При нажатии на педаль сцепление может выключиться в самом начале или, наоборот, в самом конце. В таких ситуациях потребуется регулировка свободного и рабочего хода педали. Свободный ход регулируется изменением длины ограничительного винта педали, а рабочий — изменением длины штока рабочего цилиндра. Кроме этого, увеличенный свободный ход может быть следствием износа накладок ведомого диска.

Видео: основные проблемы со сцеплением и их решение

Подготовительные работы

Для того чтобы на ВАЗ 2107 была произведена замена сцепления, вам понадобится доступ к коробке передач и двигателю снизу, поэтому необходимо использовать специальный подъемник или так называемую смотровую яму. Перед началом работ обязательно снимите минусовую клемму с аккумулятора и можете приступать к действиям.

Сначала снимите воздушный фильтр и открутите стартер.

Теперь можно заняться коробкой передач на ВАЗ 2107. Нам потребуется демонтировать ее рычаг. Саму коробку мы снимать не будем. Надавите на него отверткой и вытащите стопорную втулку, расположенную в канавке стержня рычага. Его можно вынуть, отвинтить болтики и произвести демонтаж переднего полика.

Выбор сцепления

На разные модели ВАЗ 2107 производитель устанавливал карбюраторные (2103 объёмом 1,5 л) и инжекторные (2106 объёмом 1,6 л) двигатели. Несмотря на внешнюю схожесть, сцепление этих моделей имеет определённые отличия. Диаметр нажимного диска корзины в обоих случаях составляет 200 мм. Но у корзины для 2103 ширина нажимного диска равняется 29 мм, а для 2106 — 35 мм. Соответственно диаметр ведомого диска для 2103 составляет 140 мм, а для 2106 — 130 мм.

Некоторые автовладельцы устанавливают на ВАЗ 2107 сцепление от ВАЗ 2121, которое заметно жёстче и надёжнее родного.


Сцепление для ВАЗ 2107 выпускают как отечественные, так и зарубежные производители

На все модели ВАЗ с задним приводом подходят комплекты сцепления от классических автомобилей известных брендов.

Таблица: производители сцепления для ВАЗ 2107

СтранаБренд компании изготовителяДостоинства и недостатки сцепленияВес, кгЦена, руб
ГерманияSACHSУсиленное, поэтому немного жёсткое. Отзывы отличные4,9822600
ФранцияVALEOОтличные отзывы, пользуется большой популярностью4,3222710
Россия, ТольяттиВазИнтерСервисСтавится на конвейере, отзывы хорошие4,2001940
ГерманияLUKДемпферы есть на нажимном и ведомом дисках. Отзывы хорошие5,5032180
НидерландыHOLAШумное, недолговечное, много отрицательных отзывов4,8102060
ГерманияKRAFTМягкое, надёжное. Отзывы хорошие (много подделок)4, 6841740
РоссияТРИАЛЧрезмерно жёсткое. Отзывы 50/504,7901670
БеларусьFENOXТяжёлое, отзывы плохие6, 3761910
ТурцияMAPAСредней жёсткости, отзывы 60/405,3701640
КитайAUTOTECHNIKТяжёлое, отзывы не очень хорошие7,1962060

Выбирайте лучшее

Последним пунктом в вопросе, какое сцепление лучше поставить на автомобиль ВАЗ 2107, будет короткий обзор наиболее известных комплектов сцеплений для классических машин. Различия в продукции брендов заключаются в надежности и поведении во время эксплуатации.

Valeo

Известная компания из Франции известна также высококачественными тормозными колодками. Судя по отзывам автовладельцев, сцепление отличается мягкой работой с четким моментом включения.

Многие отмечают надежность новых комплектов Валео, которые зачастую работают без поломок более 150 000 км пробега. Из недостатков – высокая стоимость.

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления необходима после его ремонта или замены, а также после прокачки гидропривода. Для этого потребуется:

  • рожковые ключи на 8, 10, 13 и 17;
  • линейка с делениями;
  • пассатижи.

Регулировка свободного хода педали

Свободный ход педали должен составлять 0,5–2,0 мм. Его величина измеряется в салоне автомобиля линейкой и при необходимости регулируется изменением длины ограничительного винта хода педали.

Регулировка штока рабочего цилиндра

Шток рабочего цилиндра регулируется из смотровой ямы или на эстакаде. При этом необходимо добиться величины люфта сцепления (расстояния между торцом нажимного подшипника и пятой корзины) в пределах 4–5 мм. Регулировка осуществляется изменением длины штока рабочего цилиндра.

После выполнения обеих регулировок проверяется работа сцепления. Для этого на прогретом двигателе при выжатой педали пробовать включать все передачи, в том числе и заднюю скорость. Не должно быть никакого шума, рычаг скоростей должен двигаться легко, без заедания. Трогание с места должно быть плавным.

Проверка

Чтобы удостовериться, что все сделано правильно, по окончании работ следует провести простые проверочные манипуляции.

  1. Включить нейтральную скорость на коробке передач. Завести двигатель и прогреть авто до рабочей температуры. Убавить газ до такой степени, чтобы обороты коленвала стали минимальными. Выжать рычаг педали сцепления и переключиться на заднюю скорость. При этом не должно быть никаких посторонних звуков: постукивания, поскрипывания и т. д. Если все-таки какие-то посторонние шумы возникают, значит, работа проведена некорректно.
  2. При движении авто со скоростью 40-45 км выжать педаль сцепления и переключать скорости. При этом также не должно быть никаких сторонних звуков.
  3. На этапе разгона ВАЗ-2106 нужно пронаблюдать за соответствием увеличения скорости и роста частоты вращения коленвала. Пропорциональность и отсутствие пробуксовок говорят о том, что регулировка сделана верно.

Проверку нужно сделать обязательно, чтобы точно удостовериться в технической исправности автомобиля, что принципиально в плане безопасности водителя и его пассажиров. По окончании работы рекомендовано прокачать систему, наполнив ее тормозной жидкостью, чтобы удалить попавший туда воздух. Эту процедуру также несложно проводить самому с помощью набора недорогих и доступных инструментов и материалов.

Снятие и ремонт

Независимо от того, решил владелец восстанавливать ГЦС или предпочел купить новый, первым делом нужно демонтировать старый. Для работы потребуются:

  • набор накидных ключей;
  • фигурная отвертка среднего размера;
  • плоскогубцы;
  • тормозная жидкость для доливки;
  • ремкомплект цилиндра сцепления ВАЗ-2107 (в случае его ремонта);
  • небольшая емкость для слива тормозной жидкости.

Последовательность снятия главного цилиндра сцепления следующая:

  • Необходимо слить из бачка тормозную жидкость. Это можно сделать с помощью шприца. Однако профессиональнее и быстрее будет, ослабив хомут, снять шланг со штуцера и быстро подставить под него подходящую емкость.
  • Рожковым ключом на 10 открутить от ГЦС металлическую трубку и отвести ее в сторону.
  • Головкой на 13 открутить две гайки крепления цилиндра к перегородке моторного отсека.
  • ГЦС можно снять.
  • Прежде всего, цилиндр необходимо осмотреть. Это поможет определиться с ремонтом или заменой. Восстанавливать цилиндр имеет смысл только в случае износа резиновых уплотнителей. Работы производятся в следующей последовательности:

  • Открутить пробку в торце ГЦС, в случае необходимости его придется зажать в тиски.
  • Вытащить возвратную пружину.
  • Поддев отверткой, снять резиновый колпачок.
  • Теперь необходимо демонтировать стопорное кольцо.
  • Отверткой со стороны выкрученной пробки вытолкнуть поршень цилиндра.
  • Заменить все резиновые прокладки, кольца и манжеты. Для облегчения установки их необходимо предварительно смазать тормозной жидкостью.
  • Сборка и установка цилиндра сцепления ВАЗ-2107 производится в обратной последовательности. После установки бачка его необходимо заполнить тормозной жидкостью. Правда, сцепление пока работать не будет. Необходимо убрать из системы воздух.

    Как заменить?

    Если вы понятия не имеете, что представляет собой ВПС или как выглядит диск сцепления, то доверьте работы по ремонту подшипника профессионалам. Если же вы думаете, что сможете справиться с этим, то предлагаем вам ознакомиться с нашим мануалом по ремонту авто.

    Какой выбрать?

    Выбор ВПС является первым пунктом, который необходимо выполнить, если вы решили произвести замену элемента.

    В выборе элемента нет ничего сложного. На классические модели ВАЗ (2010 — 2107) устанавливается выжимной подшипник одного образца. Просто купите в автомагазине или на рынке соответствующую деталь, указав модель вашего транспортного средства. Чтобы вам было более понятно, как выглядит ВПС, можете посмотреть на нее на приведенном фото.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]