Почему выкидывает тосол из расширительного бачка: последствия и причины, способы устранения неполадки выдавливания антифриза

Нормальное функционирование силового агрегата напрямую зависит от правильной работы системы охлаждения. Если с последней возникают проблемы, то температурный режим двигателя нарушается, что приводит к различным неисправностям. Чтобы избежать поломки мотора и выхода из строя элементов охладительной системы, за уровнем жидкости в расширительном бачке нужно регулярно следить и при его уменьшении отыскивать и устранять возникшие неисправности.

  • Прогорание прокладки ГБЦ
    Видео: причины выдавливания тосола в расширительный бачок
  • Завоздушивание системы
  • Неисправности расширительного бачка
  • Дефекты патрубков
  • Утечка ОЖ
  • Проблемы с радиатором
  • Повреждение помпы
    • Способы устранения неполадок

      Видео: как избавиться от завоздушивания системы охлаждения

    Как работает система охлаждения двигателя

    Любое легковое транспортное средство оснащено системой охлаждения. Объем содержащегося жидкого нагревателя бывает обычно в пределах десяти литров. Либо тосол, либо антифриз выступает в качестве «охлаждайки». Нагревается жидкий элемент при работе.

    Температурный диапазон нормального функционирования составляет в районах Севера – минус сорок градусов, а самый высокий предел равен плюс ста градусам.

    Несмотря на существенную разницу в температуре объем антифриза увеличивается в пределах пяти десяти процентов.

    Это говорит о необходимости наличия резервной емкости, обеспечивающей одновременно выполнение не одной, а нескольких функций:

    • В радиаторное устройство переходит лишняя жидкость для охлаждения;
    • Работа системы обеспечивается в закрытых условиях при соответствующем давлении. Когда в бачок поступает жидкий охладитель, прослойка воздуха подвергается сжатию, наряду с увеличением давления. При этом выдавливается пробка. Чтобы избежать этого через клапан выгоняется сжатый объем воздуха;
    • Когда происходит охлаждение жидкости, то из резервуара она перетекает одновременно с подачей воздуха снаружи. Такие условия создаются, чтобы не возникало в патрубках разряжения и воздушная пробка, при этом, не образуется.

    Из себя бачок представляет емкость, закрытую крышкой из пластика. Форма его может оказаться любой. Крышка снабжена перепускным клапаном. Он и обеспечивает в процессе закипания тосола воздушный или паровой обмен.

    Как решить проблемы с расширительным бачком?

    Несомненно, чтобы избежать каких-либо проблем с системой охлаждения, необходимо вовремя реагировать на тревожные сигналы и выполнять профилактические мероприятия.

    Прежде все, запомните, что нельзя использовать в системе охлаждения б/у детали. Особенно это касается резиновых частей (патрубки и шланги). Все уплотнители и шланги должны быть новыми. На них не должно быть каких-либо внешних дефектов и прочих повреждений, препятствующих их нормальному функционированию.

    Чтобы избежать выдавливания антифриза вследствие кипения, старайтесь не использовать дешевую охлаждающую жидкость, купленную в сомнительном магазине. Пользуйтесь только качественным тосолом.

    Список возможных неполадок

    Вытекание из бачка тосола означает наличие неисправного элемента. При этом протечка может быть явно видна, а может оказаться скрытой.

    Происходить это может так:

    • Через пробку в бачке жидкостная субстанция выбрасывается наружу. В этом случае потеки образуются как около крышки, так и на стенках расширительного бачка. В сухую погоду под автомобилем будет нетрудно обнаружить характерное мокрое пятно;
    • В других местах также может выявиться протечка. Например, в местах соединений, в патрубках, в основном радиаторном устройстве или помпе;
    • Возникновение протечек в невидимых местах. К примеру, мог прохудиться радиатор отопителя в салоне, либо вдруг прогорела под цилиндром прокладка.

    Если, не удалось самостоятельно справиться с определением причины возникновения протечки, то стоит воспользоваться возможностями глубокой диагностики. В редких случаях приходится заниматься разборкой всей системы.

    Проблема может оказаться и в салоне. Состояние радиатора можно проверить после снятия декоративных панелей. Жидкость вполне может капать на пол, после того, как выплеснется через печной радиатор.

    Его трудно заметить из-за коврика, но запах всегда даст о себе знать. Он неприятно сладковатый, а получившиеся жирноватые потеки довольно сложно поддаются очистке.

    Несколько советов о том, что делать если антифриз закипел в дороге

    Как устранить течь антифриза, если вы оказались посреди шоссе или поблизости нет автосервиса и магазина автозапчастей, первое что приходит в голову — это долить в антифриз воды. Это действительно может спасти ситуацию, но при этой операции нужно быть предельно осторожным. Ни в коем случае не открывайте крышку расширительного бачка, пока мотор полностью не остыл. В противном случае кипящая жидкость может брызнуть вам на руки и тело, нанеся сильнейшие ожоги.

    Если во время движения вы заметили скачок температуры антифриза, можно временно решить эту проблему не совершая остановок. Для этого нужно максимально остудить салон автомобиля, открыв окна и включив вентилятор печки. Благодаря этому вам удастся немного понизить температуру антифриза и уменьшить нагрузку на мотор.

    Если лампочка перегрева начала мигать, а температура поднялась до критической точки, то лучше сразу остановиться и не допустить того, чтобы закипел мотор. Двигаться дальше в такой ситуации не рекомендуется, дождитесь эвакуатора или попросите кого-нибудь взять вас на буксир.

    Причины поломок

    В основном на практике дело сводится к загрязнению или заклиниванию клапана на крышке. Тогда, не найдя выход и находящийся под давлением воздух заставляет тосол вышибать то место конструкции, которое является наиболее слабым. Чаще всего им оказывается либо патрубковый стык, либо пробочная резьба.

    В случае. Если клапан просто не закрывается, то происходит постоянный конфликт атмосферы и системы, при котором пара образуется больше, чем это необходимо.

    Утечки не видно, а уровень тосола заметно понижается. Сложность заключается в том, что вно утечка себя никак не обозначает.

    Кроме того, причины могут быть следующими:

    • При неисправности крышечного клапана нередко образуется трещина, через которую антифриз и вытекает;
    • Жидкий состав попадает наружу при неисправности помпового сальника. Тогда его можно заметить, как на ремне, так и на блоке цилиндров;
    • Радиаторная течь, когда произошла коррозия или случилось повреждение от механического воздействия;
    • Если прогорела прокладка между цилиндрами и головкой, то газы будут просачиваться сквозь образовавшиеся микроскопические трещинки, которые со временем расширяясь способны соединить камеры и каналы с водой и маслом.

    Последствия выкидывания тосола

    Если не предпринимать никаких мер по устранению неисправности и продолжить движение дальше, то последствия такой езды могут быть достаточно серьезными. Если антифриз выдавит из бачка до отметки меньше минимума, мотор попросту перегреется.

    Последствия перегрева двигателя очень печальны. Как правило, первой страдает прокладка головки блока цилиндров. Она состоит из материала, который поддается большому повышению температуры и прогорает, теряя свои свойства. Тосол попадает в картер двигателя и делает масло слишком жидким. Такая смесь уже не сможет обеспечить надежную смазку узлов и тогда происходит заклинивание механизма или гидравлический удар.

    Если охлаждающая жидкость полностью выдавилась наружу, то масло двигателя не пострадает. Однако, на повышение температуры могут негативно отреагировать многие элемента ГБЦ, которые деформируются и нарушают работу механизма. В результате, двигатель теряет свою мощность или вообще не запускается и тогда ему потребуется дорогостоящий ремонт.

    Как устранить поломку своими руками

    Ремонту всегда должна предшествовать предварительная диагностика. Сначала уточняется причина, а потом устраняется сама проблема с вытеканием тосола.

    Неполадки на практике обычно устраняются одним из следующих способов:

    • При неисправности пробочного клапана, он просто прочищается. Может быть даже его потребуется заменить, что довольно дорого обходится;
    • Если лопнул бачок, то его меняют на новый или, как минимум, запаять;
    • Замена шлангов производится, если протечка в них. Только в случае нижней протечки можно просто их можно немного подрезать;
    • Отверстие в помповом сальнике, требует заменять не только его, но и водяной насос;
    • Обнаруженная проблема в радиаторе, позволяет провести ремонтные работы. Работники сервиса могут сделать проверку на то, что образовавшиеся трещинки не возникли вследствие коррозии;

    Когда пробивается ГБЦ-прокладка, то меняется она незамедлительно, так как невозможно использовать автомобиль с такого рода поломкой.

    В случае, когда проблема обнаружила себя во время поездки, рекомендуется в систему добавить воды. Делается это для того, чтобы иметь возможность добраться до ближайшего сервисного центра. Кроме случаев с прогоранием прокладки. Тогда один выход- вызов эвакуаторной техники.

    Описание системы отопления открытого типа: что это такое

    Отопительный контур ОС состоит из котла, расположенного в самой нижней точке здания – подвале или приямке.

    От котла отходит вертикальный стояк подачи теплоносителя в верхнюю точку здания (чердак или мансарду), где расположен расширительный бак (РБ).

    От РБ по верху здания отходят горизонтальные трубы с небольшим уклоном к вертикальным стоякам, по которым теплоноситель доставляется к радиаторам.

    От приборов отопления по низу помещения отходит магистраль обратки также с небольшим уклоном в сторону котла.

    Фото-инструкция по диагностике и ремонту охлаждения двигателя

    Принцип работы

    Схематично отопительный контур ОС можно представить в виде длинного вертикального кольца. Одна сторона кольца – с горячей водой (стояк подачи от котла к РБ), другая сторона – с холодной (стояк с обраткой от радиаторов). Плотность горячего теплоносителя меньше, чем холодного – от нагревания вода расширяется.

    Следовательно, вес воды и давление водяного столба в холодной части контура будет выше, чем вес воды и давление столба в горячей ветке.

    По закону сообщающихся сосудов жидкость будет стремиться к уравновешиванию давлений – к переходу из холодной ветки в горячую.

    Так как контур – это такое замкнутое кольцо, происходит циркуляция или самотёк теплоносителя.

    В ОС из физического принципа циркуляции следуют три конструктивные особенности системы:

    • Стояк подачи максимально утепляется по всей высоте.
    • Котёл находится как можно ниже последнего радиатора.
    • В контуре имеется ёмкость для выхода избыточного объёма нагретого теплоносителя – расширительный бак (для обеспечения пониженной плотности и низкого давления водяного столба в нагретой ветке).

    С естественной циркуляцией

    Теплоноситель при естественной циркуляции движется под действием циркуляционного напора Pн (в мм. водного столба):

    Pн=H x (pхол – pгор).

    • Н – перепад высот между котлом и последним радиатором, м;
    • pхол — плотность воды в холодном стояке обратки, кг/м³;
    • pгор — плотность воды в горячем стояке подачи, кг/м³.

    Во время циркуляции по контуру теплоноситель тратит часть давления на преодоление гидравлического сопротивления труб, радиаторов, запорной арматуры. Поэтому при проектировании ОС выбирают материалы с низким гидравлическим сопротивлением, чтобы они в сумме не превышали расчётный напор (не запирали систему).

    Важно! В теплоносителе ОС присутствует воздух, который подмешивается в расширительном бачке. Для удаления воздуха трубы делают с наклоном не менее 3–5 мм на п. м. трубы.

    С циркуляцией от насоса

    Для увеличения естественного напора в контур ОС включают циркуляционный насос.

    Существует два места врезки насоса в существующую ОС:

    1. На трубе обратки перед котлом. Расширительный бачок при этом переподключают к трубе обратки перед насосом (в зоне всасывания).
    2. На верхней подающей трубе сразу после точки подключения расширительного бачка.

    Справка! Место врезки насоса оборудуют байпасом с лепестковым обратным клапаном.

    Однотрубная

    Однотрубная система с естественной циркуляцией делается только с верхней раздачей теплоносителя.

    Все радиаторы в стояке однотрубной ОС соединяются последовательно – выход одной батареи подключается ко входу другой.

    • Малое количество труб.
    • Простота монтажа.
    • Несбалансированность системы – верхние батареи горячие, нижние – холодные. Для выравнивания температурного режима нижние радиаторы устанавливают с большим количеством секций.
    • Невозможность проведения терморегуляции из-за высокого сопротивления регулирующих кранов.

    Двухтрубная

    Двухтрубная система характеризуется тем, что к каждому радиатору подходят две трубы: одна доставляет горячий теплоноситель от стояка подачи, другая отводит охлаждённую воду в стояк обратки.

    Плюсы двухтрубной системы:

    • Сбалансированность всех батарей по температуре.
    • Радиатор можно заменить без отключения котла.
    • Увеличенный расход труб.
    • Трудоёмкость монтажа.

    С верхней подачей

    Горячая вода подаётся от котла вверх по вертикальному стояку на чердак или под крышу, откуда разводится по лежакам к вертикальным радиаторным веткам (как однотрубным, так и двухтрубным). Пройдя радиаторы, охлаждённый теплоноситель собирается в обратку и поступает в котёл.

    С нижней подачей

    При нижней подаче нагретый теплоноситель поступает в радиаторные ветки снизу вверх. Трубопроводы подачи и обратки прокладываются рядом друг с другом на уровне пола.

    Внимание! Такая система не загромождает помещение обилием труб, но требует установки кранов Маевского на каждый радиатор для выпуска воздуха.

    • Простота монтажа.
    • Долговечность.
    • Для циркуляции не требуется электроэнергия.
    • Система саморегулирующаяся – скорость теплоносителя зависит от температуры в комнатах.
    • Подходит не для всех помещений – нужен чердак, где ставится расширительный бак и прокладываются горизонтальные трубы.
    • Требует как можно более низкого расположения котла – в приямке или подвале.
    • Медленный нагрев при запуске.
    • Непрезентабельный внешний вид (железные трубы большого диаметра, чугунные радиаторы).
    • Малый радиус действия – не более 30 метров от котла.
    • Невозможность использования антифриза из-за ядовитости испаряемых паров.

    Циркуляционный насос

    Должен располагаться так, чтобы была возможность естественной циркуляции, при аварийном отключении электричества.

    Насос стоит на отводе от основной подающей трубы. В норме шаровой кран 1 на подающей трубе перекрыт, и работает циркуляционный насос, нагнетая воду в систему отопления.

    Но когда происходит аварийное отключение электричества, то насос перестает работать. В этом случае открывают Кран Шаровой 1 и вода начинает циркулировать по системе самотеком, разумеется более медленно.

    Но для перекрытия шарового крана 1 необходим человек! Поэтому обычно вместо него ставят обратный клапан с расширением. В таком обратном клапане гидравлическое сопротивление намного меньше, чем в классическом.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]