«Мозги» ВАЗ-2114: виды, принцип работы и диагностика

Автомобиль ВАЗ-2114 оснащается современным инжекторным ДВС. Работа силового агрегата полностью контролируется ЭБУ (электронный блок управления двигателем или «мозги» машины). Именно он отвечает за своевременную подачу топлива в коллектор, искры для воспламенения смеси, он несет ответственность за стабильную работу мотора во всех режимах. Давайте узнаем, как работают “мозги” ВАЗ-2114, каких типов они бывают, где находится ЭБУ, с какими неисправностями может столкнуться владелец, как диагностировать данное устройство. Эта информация будет полезной для каждого автовладельца.

Описание

В качестве основного устройства ЭБУ ВАЗ-2114 используется микропроцессор. Главная его задача – полностью контролировать все системы двигателя при его запуске и во время работы в разных режимах и при разных нагрузках.

Электронная система по определенному алгоритму собирает все данные от датчиков в единое целое, а затем обрабатывает их. “Мозги” ВАЗ-2114 работают с этими данными для того, чтобы давать адекватную реакцию на любые изменения в системах автомобиля, а затем корректировать работу всех систем до установленной производителем нормы.

Электронный блок управления контролирует также и исполнительные устройства в автомобиле. Это система вентиляции, питания, зажигания, диагностики, а также холостого хода.

Диагностика неисправностей

Чтобы причитать ошибки в ЭБУ необходим специальный диагностический сканер, без него узнать почему, к примеру, горит «Чек» — невозможно. После нахождения ошибок они расшифровываются, после чего следует диагностика или ремонт конкретного узла. Просто «сбить» ошибки — не правильно, это и есть ошибка, поскольку это лишь очистить память ЭБУ, но ни в коем случае не решит проблему.

Неисправности ЭБУ и причины выхода из строя

Понять, что блок управления работает некорректно можно не сразу, проявляется это по-разному, это могут быть сбои в работе некоторых систем двигателя, проблемы с диагностикой самого ЭБУ. Возможны не логичные хаотичные появления, а также исчезновения ошибок и проблем по двигателю и авто в целом. Проще говоря «глюки», их может заметить опытный специалист.

Структура памяти ЭБУ

“Мозги” ВАЗ-2114 характеризуются трехкаскадной системой памяти. Каждый каскад отличается наличием отдельных рабочих модулей. Рассмотрим их подробно:

  • Каскад ОЗУ – это знакомое слово для тех, кто разбирается в устройстве и принципе действия ПК. Функции ОЗУ (оперативной памяти) в данном случае также не являются чем-либо новым. Вышеназванный каскад представляет собой блок обыкновенной оперативной памяти, где обрабатываются текущие рабочие сессии.
  • Блок ППЗУ (программируемое постоянное запоминающее устройство) – это долгосрочная память в ЭБУ ВАЗ-2114. Система содержит данные о том, когда водителю нужно проходить техническое обслуживание. Здесь же хранятся топливные карты, предыдущие калибровки, алгоритмы контроля. Также в данном блоке “мозгов” ВАЗ-2114 сберегается основная прошивка. Информация, находящаяся в этом каскаде, никогда не сотрется. Если провести аналогию с компьютером, то это устройство для постоянного хранения данных, они никогда отсюда не удалятся. При перепрошивке «мозгов» изменения вносятся именно сюда.
  • Следующий каскад – ЭРПЗУ (электрически репрограммируемое запоминающее устройство). Это отдельный модуль. Его основная функция – контролировать работу противоугонных систем. Раздел хранит кодировки, пароли, способы и особенности синхронизации информации между ЭРПЗУ и иммобилайзером в машине. Если вдруг по каким-то причинам пакеты данных не будут совпадать, двигатель автомобиля не запустится.

Каждый модуль представляет собой отдельный блок. Соединения между ними выполнены так же, как и на материнской плате компьютера.

Где находится блок управления

Согласно особенностям конструкции автомобиля, “мозги” ВАЗ-2114 находятся под торпедой. Чтобы демонтировать электронный блок для ремонта или перепрошивки, нужно вначале разобрать туннель. Это можно сделать, открутив несколько саморезов со стороны пассажирского кресла. Оттуда же очень удобно подцепить саму пластиковую панель. Когда демонтаж будет закончен, можно будет увидеть отверстие, через которое легко дотянутся до ЭБУ. Он закреплен на металлическом фиксаторе.

Далее для окончательного демонтажа устройства необходимо взяться за фиксатор и поддерживать блок управления. После этого следует вывернуть болт и аккуратно вытянуть корпус блока управления. Заблаговременно следует обесточить бортовую сеть автомобиля.

Короткие замыкания – это враги любых электронных устройств. Но данное авто – это особый случай. При демонтаже нужно снять не только массу, но и плюсовую клемму. ЭБУ стоит дорого, он очень чувствителен к КЗ.

Нужно быть готовым к тому, что на б/у авто иногда ЭБУ в штатном месте может отсутствовать. Где «мозги» ВАЗ-2114 находятся, если в положенном месте их нет? Владельцу придется поискать этот блок.

Система управления двигателем

Двигатель ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности R83-02 с контроллером 2111-1411020-61 (Январь-5.1) или 2111-1411020-60 (М1.5.4N) на автомобилях ВАЗ-2113, -2114, -2115

1 — фрагмент монтажного блока; 2 — электровентилятор системы охлаждения двигателя; 3 — индикатор состояния автомобильной противоугонной системы; 4 — блок управления автомобильной противоугонной системы; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — датчик расхода воздуха; 7 — дроссельный патрубок; 8 — колодка, присоединяемая к датчику положения дроссельной заслонки; 9 — колодка, присоединяемая к регулятору холостого хода; 10 — контроллер; 11 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера; 12 — датчик кислорода; 13 — датчик детонации; 14 — датчик положения коленчатого вала; 15 — датчик скорости; 16 — адсорбер; 17 — аккумуляторная батарея; 18 — главное реле; 19 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов антиблокировочной системы тормозов; 20 — колодка диагностики; 21 — плавкий предохранитель защиты цепей главного реле; 22 — плавкий предохранитель защиты контроллера; 23 — плавкий предохранитель защиты электробензонасоса и его реле; 24 — реле включения электробензонасоса; 25 — реле включения электровентилятора; 26, 27 — колодки, присоединяемые к жгуту проводов панели приборов;28 — модуль зажигания; 29 — электробензонасос с датчиком уровня топлива; 30 — свечи зажигания; 31 — форсунки; F — провод переднего жгута, идущий к клемме «В+» генератора; G — провода переднего жгута проводов. Порядок условной нумерации штекеров в колодках:
А — контроллера; Б — блока управления автомобильной противоугонной системы; В — индикатора состояния автомобильной противоугонной системы; Г — колодки 26; Д — дроссельного патрубка; Е — датчика расхода воздуха; Ж — электробензонасоса и датчика кислорода; З — датчика скорости; И — модуля зажигания.
Назначение штекеров в колодке 26
: 1 — к низковольтному входу тахометра в комбинации приборов; 3 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (от контроллера); 4 — к выключателю плафона, расположенному на стойке двери водителя; 5 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (подача «+» питания); 6 — к маршрутному компьютеру (сигнал расхода топлива); 7 — к комбинации приборов (сигнал скорости автомобиля); 8 — к выводу «15» выключателя зажигания (штекер 4 колодки выключателя).

Двигатель ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 с контроллером 2111-1411020-40 (МР7.0) на автомобилях ВАЗ-2113, -2114, -2115

1 — фрагмент монтажного блока; 2 — электровентилятор системы охлаждения двигателя; 3 — индикатор состояния автомобильной противоугонной системы; 4 — блок управления автомобильной противоугонной системы; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — датчик расхода воздуха; 7 — дроссельный патрубок; 8 — колодка, присоединяемая к датчику положения дроссельной заслонки; 9 — колодка, присоединяемая к регулятору холостого хода; 10 — контроллер; 11 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера; 12 — датчик кислорода; 13 — датчик детонации; 14 — датчик положения коленчатого вала; 15 — датчик скорости; 16 — адсорбер; 17 — аккумуляторная батарея; 18 — главное реле; 19 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов антиблокировочной системы тормозов; 20 — колодка диагностики; 21 — плавкий предохранитель защиты цепей главного реле; 22 — плавкий предохранитель защиты контроллера; 23 — плавкий предохранитель защиты электробензонасоса и его реле; 24 — реле включения электробензонасоса; 25 — реле включения электровентилятора; 26, 27 — колодки, присоединяемые к жгуту проводов панели приборов; 28 — модуль зажигания; 29 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;30 — свечи зажигания; 31 — форсунки; F — провод переднего жгута, идущий к клемме «В+» генератора; G — провода переднего жгута проводов.

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

А — контроллера; Б — блока управления автомобильной противоугонной системы; В — индикатора состояния автомобильной противоугонной системы; Г — колодки 26; Д — дроссельного патрубка; Е — датчика расхода воздуха; Ж — электробензонасоса и датчика кислорода; З — датчика скорости; И — модуля зажигания.

Назначение штекеров в колодке 26:

1 — к низковольтному входу тахометра в комбинации приборов; 3 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (от контроллера); 4 — к выключателю плафона, расположенному на стойке двери водителя; 5 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (подача «+» питания); 6 — к маршрутному компьютеру (сигнал расхода топлива); 7 — к комбинации приборов (сигнал скорости автомобиля); 8 — к выводу «15» выключателя зажигания (штекер 4 колодки выключателя).

Виды ЭБУ

ВАЗ-2114 – автомобиль уже достаточно старый. Но время не прошло для модели даром. Инженеры и специалисты по электронике постоянно работали над улучшением своего детища. Это касается и блока управления. Всего было выпущено восемь поколений ЭБУ. Они отличались не только своими техническими характеристиками, но и производителем.

Владельцу может быть интересно, какие “мозги” стоят на ВАЗ-2114. Чтобы это выяснить, достаточно просто визуально посмотреть на корпус блока. На нем имеется маркировка. В ней закодирован номер модели ЭБУ. Достаточно сопоставить то, что написано на блоке, с заводскими таблицами. Тогда станет ясно, что установлено в автомобиле.

Bosch М1.5.4, «Ителма 5.1», «Январь 5.1»

Если на авто установлена прошивка Bosch, то на корпусе можно будет увидеть следующие символы – 21114-1411020. Если цифры 2114-1411020-70, 71, тогда это «Ителма». Если последняя цифра 72, тогда это «Январь 5.1». Это блоки второго поколения, представляющие собой уже более универсальные решения, которые встречаются на ВАЗ-2113 и 2115.

Что касается принципа функционирования «мозгов» ВАЗ-2114 на 8 клапанов, то ЭБУ полностью идентичен. Эти блоки устанавливались на машины даже после 2013 года, так как прибор получился очень успешным. После 2013 года модификация «Январь 5.1» стала выпускаться в трех вариантах. Основные различия заключались в контроле впрыска. ЭБУ от «Ителма» и «Январь 5.1» сегодня можно купить по цене от восьми тысяч рублей. ЭБУ «Бош» устанавливали преимущественно на экспортные автомобили, но предлагаются они по примерно такой же цене.

Типы ЭБУ ВАЗ 2114

Автомобиль выпускался более 10 лет, постоянно совершенствовался, характеристики становились все лучше. Само собой, это достигалось благодаря применению новых моторов, датчиков, исполнительных механизмов. А самое главное – благодаря установке блоков управления, у которых скорость работы значительно выше (все вы слышали о частоте процессоров, именно от этого параметра зависят сегодня характеристики ДВС).

Январь-4 и GM-09

До 2003 года производилась установка этих электронных блоков. У них был очень широкий модельный ряд, основное отличие у них – наличие или отсутствие датчика детонации резонансного типа. Цена ЭБУ ВАЗ 2114 типа «Январь-4» составляет не более 6000 рублей. Список модификаций приведен в таблице:

21114-1411020-22Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 1-ая серийная версия
21114-1411020-22Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 2-ая серийная версия
21114-1411020-22Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 3-тья серийная версия
21114-1411020-22Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 4-ая серийная версия
21114-1411020-20GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода, USA-83
21114-1411020-21GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода, ЕВРО-2
21114-1411020-10GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода
21114-1411020-20чGM,РСО

Электронные блоки управления ИТЕЛМА 5.1, Январь 5.1.Х, Bosch M1.5.4

Эти ЭБУ относятся к следующему поколению, они успешно применялись на автомобилях моделей 2113 и 2115. Если вы являетесь владельцев автомобиля ВАЗ 2114, который выпущен в 2013 году или позже, то отличать его от сородичей может метод впрыска топливовоздушной смеси: фазированный, парно-параллельный или одновременный. В целом же все три ЭБУ (Январь, Бош и Ителма) являются полными аналогами друг друга. Модификации «Январь» и ИТЕЛМА:

21114-1411020-71Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО
21114-1411020-71Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО
21114-1411020-71Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО
21114-1411020-71Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО
21114-1411020-71Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО
21114-1411020-72ИТЕЛМА,без датч.кисл, СО
21114-1411020-72ИТЕЛМА,без датч.кисл, СО
21114-1411020-72ИТЕЛМА,без датч.кисл, СО
21114-1411020-72ИТЕЛМА,без датч.кисл, СО

Модификации электронных блоков управления БОШ:

21114-1411020Без датч.кисл,РСО
21114-1411020Без датч.кисл,СО(рег-ся сканером СО)
21114-1411020-70БОШ,без датч.кисл,РСО
21114-1411020-70БОШ,без датч.кисл,РСО

На автомобилях ВАЗ 2114 выпуска 2003-2007 гг чаще всего можно встретить «Январь-5.1.1». Цена такого блока колеблется в интервале 7000-8000 рублей. На экспортных вариантах автомобилей устанавливался, как правило, бошевский мозг, цена которого такая же.

«Январь-7.2», Бош М-7.9.7

Модификация седьмого января зависит от объема двигателя. Производства BOSCH блоки управления монтировались только на те автомобили, которые шли на экспорт (они удовлетворяли экостандарту ЕВРО-3). Полуторалитровые восьмиклапанные моторы оснащались такими ЭБУ:

21114-1411020-80БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,1-ая серийная верс.
21114-1411020-80чБОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,тюнинг
21114-1411020-80БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр.,
21114-1411020-80БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр.,
21114-1411020-30БОШ-7.9.7,Е-3,1,5литр.,1-ая серийная верс.
21114-1411020-81ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,1-ая_серийная верс.неудачн.,замена_А203EL36
21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,2-ая_серийная_верс.неудачн.,замена_А203EL36
21114-1411020-81ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,3-я_серийная_верс
21114-1411020-82ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,1-я_версия
21114-1411020-82ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,2-я_версия
21114-1411020-82ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,3-я_версия
21114-1411020-80чБОШ_797,без датч.кисл.,Е-2,дин.,1,5литра
21114-1411020-81чЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1,5литр
21114-1411020-82чИТЭЛМА,без датч.кисл.,СО,1,5литр

На двигатели 1,6 литра:

21114-1411020-30BOSCH_797,E-2,1.6L,1-я_серия(глюки в ПО)
21114-1411020-30BOSCH_797,E-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-30BOSCH_797+,E-2,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-30BOSCH_797+,E-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-20BOSCH_797+,E-3,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-10BOSCH_797,E-3,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-40BOSCH_797,E-2,1.6L
21114-1411020-31ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия(неудачная)
21114-1411020-31ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-31ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия
21114-1411020-31ЯНВАРЬ_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс.
21114-1411020-32ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-32ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-32ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия
21114-1411020-32ИТЭЛМА_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс.
21114-1411020-30ЧBOSCH_с датч.кисл.,Е-2,дин,1,6L
21114-1411020-31ЧЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1.6литр.


Самой новой модификацией является электронный блок управления ЯНВАРЬ-7.3, с его помощью организована система управления восьмиклапанных моторов объемом 1,6 литра, которые были выпущены с 2007 г. Модификации Январь-7.3 могли соответствовать экостандартам ЕВРО-3 и 4, производились заводами АВТЭЛ и ИТЭЛМА.

Bosch M 7.9.7 и «Январь 7.2»

«Январь» устанавливался в большом количестве моделей, в зависимости от объема мотора и типа комплектации. Например, на 1,5-литровом восьмиклапанном моторе были установлены ЭБУ от «Автел», имеющие гриф 81 и 81 ч. Такие же “мозги”, но от «Ителмы» маркировались грифами 82 и 82ч. «Бош» устанавливался на экспортные автомобили. Маркировка таких ЭБУ следующая: 80 и 802 для ЕВРО-2 и 30 для стандарта ЕВРО-3.

30-я серия ЭБУ «Бош» устанавливалась и на 1,6-литровые силовые агрегаты. Так как изначально ПО разрабатывалось под объем 1,5, наблюдались значительные сбои или система полностью отказывала. Поэтому позже выпустили специальную комплектацию с маркировкой 31ч.

Изготовленные для внутреннего рынка автомобили с двигателем 1,6 оснащались блоками от «Автел» и «Ителма». Первые серии от «Автела» имели пометку 31. Ей были свойственны те же ошибки, что и у «Бош» 30-й серии. Позже недоработки устранили в версии 31ч. В связи с проблемами у конкурентов, автовладельцы отдавали предпочтение блокам от «Ителмы». Удачная серия была выпущена под маркировкой 32.

Стоимость нового блока из этих поколений сейчас составляет примерно восемь тысяч рублей. Если нужен блок, бывший в эксплуатации, то на авторынке можно отыскать его по цене до четырех тысяч рублей.

«Январь-4» и GM-09

Если ЭБУ имеет маркировку 2114-141020-22, тогда это модель «Январь-4». Если последние символы — 10, 20, 20, 21, тогда владелец автомобиля имеет дело с блоком управления GM-09. Это самые первые версии ЭБУ для данных автомобилей. Этими блоками машины укомплектовывались до 2003 года. Различаются они между собой некоторыми датчиками под стандарт ЕВРО-2. На рынке такие «мозги» можно купить по цене до шести тысяч рублей.

Способы диагностики электронного блока

Так как автомобиль отечественный, то различные поломки и сбои – явление довольно частое. Если загорелся “чек”, тогда без применения специальных устройств для диагностики не обойтись. Если даже есть прибор, диагностика займет время.

Больше всего владельцы хвалят устройство ELM-327. Оно простое в обращении и позволят стереть ошибки из памяти ЭБУ, а также прошить “мозги” на ВАЗ-2114. Большинство автовладельцев сразу же ее удаляют, если она есть. Но это неверный подход. Нет ни одной ошибки, которая бы возникала просто так.

Если вы их уберете, автомобиль не станет полностью исправным. Кроме того, удаление симптомов может привести к более плачевным последствиям. Но бывает и так, что ЭБУ вообще не отвечает на запросы диагностического оборудования и выдает ошибку, которую найти не получается. В данном случае осматривают корпус на наличие повреждений, затем проверяют предохранитель и блок на наличие перегревов. При серьезных механических повреждениях и деформациях электронное устройство подлежит замене.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]