Датчик коленвала ВАЗ 2110: расположение, проверка, замена


Print this article Font size 16

Не секрет, что управление двигателем на «десятой» модели отечественного автопроизводителя АвтоВАЗ осуществляется за счет работы компьютера. Различные датчики снимают данные, отправляют их главному компьютеру, который распределяет работу систем.

Примечательно, но только данный элемент способен оставить работу двигателя, если регулятор выйдет из строя. Задача данного датчика заключается в синхронизации системы зажигания и системы подачи топлива.

Если прибор ломается, синхронизация нарушается. Следовательно, происходит сбой в работе всей системы. Искры нет, топливо не подается. Двигатель некоторое время может странно себя вести, но затем все равно заглохнет.

Что такое датчик положения коленвала на вазе

Датчик коленвала ВАЗ 2110 индукционного типа устанавливается рядом со специальным диском, расположенным совместно с приводным шкивом коленчатого вала. Специальный диск называют реперным или задающим. Вместе с ним обеспечивает угловую синхронизацию работы блока управления. Пропуск двух зубьев из 60 на диске позволяет системе определить ВМТ 1-ого или 4-ого цилиндра. 19-й зуб после пропуска должен смотреть на стержень ДПКВ, а метка на распредвале должна стоять против загнутого кронштейна отражателя. Зазор между датчиком и вершиной зуба диска находится в пределах 0,8-1,0 мм. Сопротивление обмотки датчика 880-900 Ом. Для снижения уровня помех проводник датчика коленчатого вала экранирован.

После включения зажигания управляющая программа блока находится в режиме ожидания сигнала импульсов синхронизации с датчика положения коленчатого вала. При вращении коленвала сигнал синхроимпульсов поступает мгновенно в блок управления, который, в соответствии с их частотой коммутирует на «массу» электрическую цепь форсунок и каналы катушки зажигания.

Алгоритм программы блока управления работает по принципу считывания проходящих мимо магнитного сердечника ДПКВ 58-ми зубьев с пропуском двух. Пропуск двух зубьев является опорной меткой для определения поршня первого (четвертого) цилиндра в положении верхней мертвой точке, с которой блок анализирует и распределяет по рабочим тактам двигателя коммутационные сигналы, управляющие открытием форсунок и искрой на свечах зажигания.

Блок управления выявляет кратковременный сбой в системе синхронизации и пытается пересинхронизировать процесс управления. В случае невозможности восстановления режима синхронизации (отсутствие контакта на разъеме ДПКВ, обрыв кабеля, механические повреждения или излом задающего диска) система выдает на панель приборов сигнал об ошибке, зажигая аварийную лампу Check Engine. Двигатель при этом заглохнет и запустить его будет невозможно.

Датчик положения коленчатого вала является надежным устройством и редко выходит из строя, но иногда встречаются неисправности, связанные с невнимательным или халатным отношением специалистов, обслуживающих двигатель.

Датчик положения коленчатого вала является надежным устройством и редко выходит из строя, но иногда встречаются неисправности, связанные с невнимательным или халатным отношением специалистов, обслуживающих двигатель.

Например, на ВАЗ-2112 установлен двигатель 21124 (16 клапанов где кабель ДПКВ находится очень близко к выпускному коллектору) и проблема возникает обычно после ремонта, когда фишка на кабеле не закреплена на скобе. Соприкасаясь с горячей трубой кабель плавится, разрушая схему соединения и автомобиль глохнет.

Другим примером может оказаться некачественно изготовленный задающий диск, резиновая муфта которого может проворачиваться по внутреннему соединению.

Электронный блок управления, получая единственный сигнал от ДПКВ, определяет положение относительно коленчатого вала в каждый момент времени, рассчитывая частоту его вращения и угловую скорость.

На основе синусоидальных сигналов, выданных датчиком положения коленчатого вала, решается широкий круг задач:

  • Определение в данный момент времени положения поршня первого (или четвертого) цилиндра.
  • Управление моментом впрыска топлива и длительностью открытого состояния форсунок.
  • Управление системой зажигания.
  • Управление системой изменения фаз газораспределения;
  • Управление системой абсорбирования паров топлива;
  • Обеспечение работы других дополнительных систем, связанных с частотой вращения вала двигателя (например, электроусилитель руля).

Таким образом, ДПКВ обеспечивает функционирование силового агрегата, с высокой точностью определяя работу его двух основных систем — зажигания и впрыска топлива.

Прежде, чем приобретать ДПКВ для его замены, необходимо уточнить о типе устройства, установленного на двигателе.

Функции и предназначение Датчик коленвала ВАЗ 2110

На двигателе 8 или 16 клапанов ДПКВ предназначен для выполнения не контролирующих опций, а для осуществления синхронизации фаз по впрыску бензина. Также датчик коленвала на ВАЗ 2110 передает импульс на воспламенение топливовоздушной смеси в камерах сгорания силового агрегата. Поэтому в случае поломки контроллера это может привести к тому, что различные системы транспортного средства будут функционировать не слаженно. А это значит, что нормальная работа двигателя будет невозможной.


ВАЗ 2112 датчик коленвала

Сам по себе датчик коленвала ВАЗ 2110 являет собой устройство индуктивного типа, этот контроллер должен реагировать на прохождение зубчиков на задающем диске. Этот диск монтируется на шкив привода генератора, а рядом с ним устанавливается сам контроллер. На шкиве расположено 58 зубчиков, между которыми расположена впадина размером на 2 зубца. Эта впадина позволяет осуществлять синхронизацию с верхней мертвой точкой поршней двигателя. В тот момент, когда впадина проходит мимо контроллера, на блок управления двигателем поступает соответствующий сигнал.

Конструкций устройств такого типа довольно много, принцип их работы основан на таком регуляторе, как датчик Холла ВАЗ 2110. В последнем случае регулятор также реагирует на вращающийся вал, однако его срабатывание осуществляется в результате прохождения постоянного магнита.

Индуктивный (магнитный) Датчик коленвала ВАЗ 2110

В основе устройства лежит намагниченный сердечник, помещенный в катушку. В состоянии покоя магнитное поле постоянно и в его обмотке отсутствует ЭДС самоиндукции. Когда перед магнитным сердечником проходит вершина металлического зуба задающего диска магнитное поле вокруг сердечника изменяется, что приводит к индукции тока в обмотке. При вращении диска на выходе возникает переменный ток, при этом частота тока изменяется в зависимости от частоты вращения вала. Работа основана на эффекте электромагнитной индукции.

Особенностью этого датчика является его не сложная конструкция, работающая без подачи дополнительного питания.

Датчик на основе эффекта Холла

Тип этих датчиков работает на микросхеме, помещенный в корпус с магнитопроводом, а задающий диск создает движущееся магнитное поле намагниченными зубьями.

Датчик обеспечивает высокую точность выдачи сигналов во всех заданных режимах вращения коленвала. Датчик, работающий на основе эффекта Холла требует подключения постоянного напряжения.

Оптические датчики

В основу заложено физическое явление фотоэффекта. Конструктивно он представляет собой источник света с приемником (фотодиодом). Вращаясь между источником и приемником перфорированный диск периодически закрывает и открывает путь источнику света, в результате фотодиод выдает импульсный ток, поступающий в виде аналогового сигнала в блок управления (система имеет ограниченное применение и ранее устанавливалась в трамблеры инжекторных автомобилей, например, Матиз).

Где находится датчик коленвала ВАЗ 2110?

Если в работе двигателя замечены сбои, то перед тем, как приступить к выявлению поломки и признаков неисправности, необходимо узнать, где расположен регулятор. Где находится датчик положения коленвала на 8- или 16-клапанной «десятке»? Если вы откроете капот, то заметите, что регулятор можно найти непосредственно на крышке масляного насоса. Как видите, место расположения регулятор не особо удобное. Инженеры ВАЗ продумали этот момент, подумав об удобстве замены контроллера, поэтому оборудовали ДПКВ длинным проводом на 80 см.


Место расположения ДПКВ под капотом автомобиля

От каких машин подходит датчик положения коленвала?

МодельКод двигателяГодОбъем двигателя, л.
110 (2110) 1.5BA3 2111 / VAZ-21111995 — 20051,5
110 (2110) 1.5 16VVAZ-21121995 — 20101,5
110 (2110) 2.0 iC 20 XE1996 — 20002
110 (2110) WankelVAZ-4151997 — 20042,6
110 (2110) 1.6VAZ-21114 / VAZ-211241995 — 20121,6
110 (2110) 1.6 16VVAZ-211242004 — 20101,6
110 (2110) 1.6 LPGVAZ-211142004 — 20071,6
111 (2111) 1.5VAZ-2111 / BA3 21111996 — 20051,5
111 (2111) 1.5 16VVAZ-21121995 — 20051,5
111 (2111) 1.6VAZ-21114 / VAZ-211242004 — 20131,6
112 (2112) 1.5VAZ-21111995 — 20051,5
112 (2112) 1.5 16VVAZ-21121995 — 20051,5
112 (2112) 1.6VAZ-21124 / VAZ-211142005 — 20111,6

Сообщений 3

1 Тема от xdcden 2016-03-20 13:31:47

Тема: Решено: Нет напряжения на колодке ДПКВ

нет напруги на колодке ДПКВ,при выключенном зажигании 0.05в на белом проводе и массе,и 0.83в при включении.на зеленом проводе по нулям,где что искать ?бензонасос работает ,искры нет.

2 Ответ от Серёга Седовласый 2016-03-20 15:00:35

xdcden, В зависимости от того какой ЭБУ. Но общая схема проверки такая Выключить зажигание, отсоединить колодку жгута от контроллера, измерить мультиметром сопротивление между контактами идущими с ДКПВ (на разных ЭБУ номера контактов разные) а) если сопротивление 750 Ом и более – неисправны соединительные провода или датчик; б) если сопротивление 550 Ом и менее – провода замкнуты между собой или неисправен датчик; в) если сопротивление в пределах 550-750 Ом – проворачивать коленчатый вал, измеряя с помощью мультиметра напряжение между контактами колодки жгута. Если напряжение ниже 0,3 В – неисправны соединения или неисправен датчик. Если напряжение выше 0,3 В – присоединить колодку жгута к контроллеру, очисть ошибок из оперативной памяти контроллера и пробовать запустить двигатель. P.S. Датчик сам генерирует импульсы напряжения при прохождении мимо него зубцов шкива коленвала

3 Ответ от xdcden 2016-03-22 08:13:40

Серёга Седовласый,спасибо за совет.решено,не заводилась из-за того что были перепутаны провода на колодке.

Методика проверки работоспособности (диагностика) датчиков фаз (деталь 21110/21120-3706040) и датчиков положения коленвала (деталь 21120-3847010), применяющихся на автомобилях ВАЗ.

1. Проверка датчика фаз 21110-3706040

1.1 Выставить по вольтметру V1 на блоке питания Е напряжение 13,5±0,5В, напряжение на контакте «В» датчика должно быть не менее 0,9Uпит. 1.2 Поднести к торцу датчика стальную пластину из магнитомягкого материала, как показано на рисунке. Датчик должен сработать, что определяется по изменению напряжения на контакте «В» датчика. При срабатывании датчика напряжение на контакте «В» должно быть не более 0,4В. 1.3 Убрать стальную пластину, при этом напряжение на контакте «В» датчика должно измениться до значения не менее 0,9Uпит.

2. Проверка датчика фаз 21120-3706040

2.1 Выставить по вольтметру V2 на блоке питания Е напряжение 13,5±0,5В, напряжение на контакте «В» должно быть не более 0,4В. 2.2 Поднести к торцу датчика стальную пластину из магнитомягкого материала шириной не менее 20 мм, длиной не менее80 мм и толщиной 0,5 мм как показано на рисунке, поместив ее в щель корпуса. Напряжение на контакте «В» датчика должно измениться и быть не менее 0,9Uпит. 2.3 Убрать стальную пластину, при этом напряжение на контакте «В» датчика должно измениться до значения не более 0,4В

II. Проверка работоспособности ДПКВ (21120-3847010)

1.1 Снять датчик. Провести внешний осмотр датчика на отсутствие повреждений корпуса датчика, сердечника, контактной колодки и его контактов. Контакты должны быть чистыми. При наличии загрязнения на контактах удалить их спирто-бензиновой смесью. При наличии загрязнения сердечника очистить его от металлических частиц и грязи. 1.2 Проверить активное сопротивление обмотки датчика между контактами 1 и 2 колодки датчика с помощью цифрового вольтметра В7-22А (либо другого, обеспечивающего аналогичную или большую точность измерения). Величина активного сопротивления должна быть в пределах 550-750 Ом. Проверка активного сопротивления датчика должна производиться при температуре датчика 22±2°С. При проверке активного сопротивления необходимо учитывать погрешность измерительного прибора. 1.3 Проверить индуктивность обмотки датчика между контактами 1 и 2 колодки с помощью измерителя R, L, C Е7-8 на частоте 1кГц. Величина индуктивности должна находиться в пределах 200-420 мГн. 1.4 Проверить сопротивление изоляции датчика между сердечником и выводами датчика (контакты 1 и 2 колодки) с помощью мегаомметра Ф4108/1. Сопротивление изоляции должно быть не менее 20 МОм при напряжении 500В.

Версия 24.10.16 beta
[td] Автомобильный справочник

Переезд сайта на новый домен .

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)

Датчики ЭСУД ВАЗ. Датчики преобразуют информацию в электрический сигнал, который получает электронный блок управления двигателем. Для функционирования ЭСУД не обязательно наличие всех датчиков. Комплектации зависят от системы впрыска и норм токсичности.

Чтобы проверить сам ДПКВ его нужно снять с автомобиля, отвернув болт крепления и вынув датчик из отверстия в приливе на корпусе масленого насоса. Подключив тестер к выводам датчика замерить сопротивление, оно должно быть равным 550-750 Ом. Потом переключаем тестер в режим измерения переменного тока и подносим к датчику отвёртку или другой металлический предмет при этом тестер должен зафиксировать скачки напряжения.

Проверить исправность датчика ДПКВ можно с помощью сканера, который нужно подключить к диагностическому разъёму.

Лучшую и наиболее точную проверку работы датчика положения коленчатого вала. Можно провести мотор-тестером (осциллограф).

Технологический прогресс в автомобилестроении вытесняет устаревшие карбюраторные двигатели, заменяя их инжекторными. Это приводит к необходимости знать конструкцию и принцип работы современных моторов, в части синхронности искрообразования и подачи бензина в цилиндры. ДПКВ не предусмотрен на автомобилях, в которых отсутствует бортовой компьютер, и в карбюраторных моторах.

Датчик имеется в конструкции только инжекторных и дизельных ДВС. Устойчивое функционирование современной автомашины зависит от ЭБУ, являющегося ее «мозгом». В блок от установленных датчиков поступает информация о состоянии автомобиля, которая подвергается обработке, и на основе полученных результатов корректируется работа всех систем. Одним из главных датчиков, отвечающих за работу двигателя, является датчик положения коленчатого вала.

Особенности инжекторных систем

Инжекторная система функционирует благодаря системе датчиков и блоку управления. Все сигналы поступают на вход микропроцессорного блока, который регулирует работу исполнительных механизмов. За правильную работу двигателя отвечают следующие датчики:

  1. Положения коленчатого вала.
  2. Положения распределительного вала (не на всех модификациях).
  3. Давления во впускном коллекторе.
  4. Лямбда-зонд.
  5. Скорости.
  6. Массового расхода воздуха.
  7. Положения дроссельной заслонки.

И главную роль играет датчик коленвала ВАЗ-2110 (8 клапанов или 16), так как от него зависит момент впрыска и подачи высокого напряжения на электроды свечей. В конструкции имеется датчик температуры, но он на работу практически не влияет. Необходим он для контроля температуры двигателя и подачи сигнала на стрелочный указатель (или на бортовой компьютер). Но он окажется незаменимым в том случае, если необходимо реализовать автоматическое переключение видов топлива (с бензина на газ и обратно).

Алгоритм работы инжекторной системы

Микропроцессор имеет несколько входов и выходов. На входы поступают сигналы со всех датчиков. Но сначала эти сигналы преобразовываются, при необходимости усиливаются. Микроконтроллер программируется на работу с датчиками и исполнительными механизмами. Программы (прошивки) могут обеспечивать различные характеристики двигателя.

Можно добиться увеличения мощности (расход бензина при этом возрастет) либо же уменьшения расхода (пострадает мощность). Но большая часть автомобилистов предпочитает программы, которые обеспечивают работу со средними параметрами. При этом сигнал от датчика положения коленвала ВАЗ-2110 не меняется, корректируется только реакция исполнительных устройств на изменение входных данных.

Зачем нужен датчик синхронизации

ДПКВ осуществляет фиксацию и передачу в ЭБУ следующих показателей:

  • момента прохождения поршнями ВМТ и НМТ в первом и последнем цилиндрах;
  • замер положения коленвала.

Полученные данные передаются в ЭБУ. В результате обработки информации о положении коленвала по отношению к мертвым точкам и частоте его вращения, датчик синхронизации корректирует следующие показатели ДВС:

  • объем поступающего бензина в цилиндры;
  • время подачи топлива;
  • угол опережения зажигания;
  • угол поворота распредвала;
  • момент и длительность работы клапан адсорбера.

Задачи электронного блока могут меняться в зависимости от сложности устройства ДВС, однако ни одно ЭБУ не работает без датчика положения коленчатого вала.

В результате неисправности ДПКВ искрообразование либо запаздывает, либо опережает рабочий такт мотора, что ведет к неправильной работе ДВС или к не запуску мотора. Это способствует и неполному сгоранию рабочей смеси и, как следствие, перерасходу топлива и снижению динамических показателей автомобиля.

Немного о коленчатом вале

Коленвал – это самый важный элемент любого двигателя внутреннего сгорания. Он приводится в движение стартером (в момент пуска) и поршнями (в режиме работы). От него передается крутящий момент на коробку перемены передач, систему газораспределения, вспомогательные механизмы. И чтобы впрыск топлива был произведен своевременно, искра образовалась в нужный момент, необходим датчик коленвала ВАЗ-2110.

Он отслеживает положение шкива и передает сигнал на электронный блок управления. На шкиве имеются зубья, расстояние между ними одинаковое. Но в одном месте имеется пропуск – два зуба отсутствуют. Датчик положения реагирует на приближение металла. При прохождении возле датчика пустой области происходит генерация сигнала – блок управления оповещается о том, что произошел один оборот коленчатого вала.

Устройство ДПКВ

Деталь представляет собой стальной сердечник с обмоткой из медной проволоки, размещенный в пластиковом корпусе и залитый компаундной смолой.

Выпускаются 3 типа датчиков синхронизации:

  1. Индукционные. Принцип работы основан на использовании намагниченного сердечника с намотанной на нем медной проволокой, на концах которой замеряют изменение напряжения. Кроме фиксации положения коленвала, он замеряет скорость его вращения, что также необходимо для качественной работы ДВС. Индукционные датчики являются наиболее распространенными и часто применяющимися в устройстве автомобиля.
  2. Оптические. В основе их конструкции — светодиод, который излучает световой поток, и приемник, фиксирующий свет с другой стороны. При попадании светового луча на контрольный зуб он прерывается, приемник фиксирует его отсутствие, и информация передается в ЭБУ.
  3. Датчик Холла. Работает на основе одноименного физического эффекта. На коленчатом валу размещен магнит, при прохождении им датчика в последнем возникает постоянный ток, фиксируемый синхронизирующим диском.

Многофункциональность прибора индукционного типа и датчика Холла делают их наиболее востребованными в конструкции современных моторов.

Замена фишки и распиновка ДПКВ ВАЗ 2110

С течением времени происходит износ проводов, идущих на фишку ДПКВ. Расположен в нижней части двигателя и недалеко от переднего колеса, в результате на ДПКВ и его фишку попадает и оседает грязь, снег, масло, химические агрессивные среды в виде соли, что ведет к медленному окислению проводов на фишке и в последствии к их обрыву. Так как провода от фишки совмещены в единый жгут, то при его замене предусмотрена ремонтная фишка с выступающими двумя проводами длиной 15 см. Удалив поврежденную фишку, устанавливают новую на «скрутку». Точки скрутки изолируют использованием термоусадки или изоленты.

Из приведенной ниже схемы видно, что распиновка их не сложная и два провода непосредственно соединяются с контактами входа сигнала в блоке управления, проходя по всей длине жгута. Полярность соединения сигнальных проводов датчика с блоком управления должна соблюдаться. При обратной полярности система синхронизации работать не будет. Для восстановления работы ДПКВ необходимо просто поменять местами провода и проверить работоспособность, запустив двигатель.

Принцип работы датчика синхронизации

Для устойчивого функционирования двигателя рабочий процесс ДПКВ происходит по следующему принципу:

  1. На коленвале установлено специальное зубчатое колесо (реперный диск) с отсутствующими двумя зубцами — стартовым и нулевым.
  2. При вращении коленвала зубчики, проходя через магнитное поле ДПКВ, изменяют его — как результат, в приборе формируются импульсы, данные о которых передается в блок управления;
  3. При прохождении зубчатого колеса с отсутствующими зубцами мимо датчика характер импульсов меняется, и блок определяет начальное положение коленчатого вала;
  4. на основании подсчета поступивших импульсов компьютер определяет положение коленвала в определенный период времени:
  5. После обработки информации ЭБУ направляет сигналы в соответствующие системы автомобиля, и производится корректировка их работы.

В результате обеспечивается стабильная работа мотора автомашины.

Признаки поломки

Любые неисправности датчика коленвала ВАЗ 2110 станут причиной того, что мотор после длительной стоянки не возможно будет завести. Если контролер начал сбоить во время эксплуатации автомобиля, в 90 % случаев двигатель заглохнет, поскольку ЭБУ не сформирует сигнал на систему зажигания, сработает функция безопасности ДВС. Признаки неисправности датчика, когда узел начинает ломаться:

  • на приборной доске активируется Check Engine;
  • обороты мотора становятся нестабильны, на 50 % снижается тяга;
  • датчик коленвала ВАЗ 2110 необходимо срочно менять, если появляется следующий признак неисправности: при увеличении скорости чувствуется гул в районе двигателя и стуки;
  • для инжекторного мотора характерно появление хлопков в районе выпускного тракта.

Когда дпкв ВАЗ 2110 полностью не исправен, мотор глохнет, поскольку ЭБУ не подает сигналы на формирование искры.

Не всегда данные симптомы говорят о том, что необходима полноценная замена датчика коленвала ВАЗ 2110, поскольку все неисправности элемента условно делятся на четыре группы:

  • засорение поверхности;
  • повреждение обмотки прибора и нарушение его целостности;
  • заводской брак;
  • обрыв или короткое замыкание в цепи.

Проверка датчика начинается с очистки детали. Проверяется чистота контактов, их защищенность, чистота разъема, устраняются масляные потеки. Конструкция датчика достаточно простая, но 20 процентов поломок прибора это заводской брак. Обрыв проводки устраняется после прозвона цепи. Датчик коленвала ВАЗ 2110 не ремонтируют, поскольку стоимость расходника не превышает 100 руб., узел меняют на аналогичный после небольшой диагностики.

Проявления неполадок

Самое первое и верное проявление неисправности ДПКВ – двигатель совершенно не подает «признаков жизни». Кроме того, о том, что, возможно, прибор еще не совсем вышел из строя, но уже дает перебои, можно судить, если:

  • Двигатель неустойчиво работает на ХХ;
  • Чувствуется снижение мощности автомобиля;
  • Самопроизвольно увеличивается или уменьшается количество оборотов коленвала;
  • При увеличении нагрузки явственно чувствуется детонация двигателя;
  • Машина запускается с перебоями.

Двигатель ВАЗ 2110

Конечно, имея только эти признаки, можно предположить также другие неисправности, поэтому проверить нужно не только датчик, но и все, что имеет отношение к запуску двигателя – начиная от проводки и заканчивая топливным насосом.

Датчик коленвала ВАЗ 2110 Причины поломки

Причин, по которым датчик может выйти из строя небольшое количество, но все же они есть.

  • Механические повреждения;
  • Старение;
  • Электрические повреждения;
  • Обрыв цепи управления;

Рассмотрим каждый из вариантов поломки подробнее.

Механические повреждения. Могут быть вызваны каким-либо ударом по датчику. Например, при попытке демонтажа датчика возможны подобные поломки.

Старение. Зачастую на старых автомобилях датчик может выйти из строя по причине его устаревания и размагничивания сердечника.

Электрические повреждения. При такой поломке чаще всего обрывается катушка внутри датчика, по ней перестает подаваться сигнал на ЭБУ.

Обрыв цепи управления. Обрыв цепи управления не относится к поломке датчика. При обрыве страдает проводка, которая передает сигнал от датчика до ЭБУ.

Снятие

Снять датчик положения коленвала весьма просто, а где он находится, уже известно – там же, где и маслонасос. Итак, производим действия:

  • Выключаем зажигание;
  • Снимаем минусовую клемму с АКБ;
  • Снимаем с корпуса датчика разъем с проводом;
    Отсоединяем колодку проводов от датчика положения коленвала
  • Ключом на 10 откручиваем винт, удерживающий ДПКВ на крышке маслонасоса;
    Откручиваем болт (1) и вынимаем ДПКВ (2)
  • Снимаем прибор.

Проверка Датчик коленвала ВАЗ 2110 на исправность

Чтобы убедиться в подозрениях о поломке именно датчика коленвала, рассматриваются два самых вероятных случая возникновения его неисправности. В обоих из этих случаев понадобится демонтаж прибора посредством ключа на резьбу под десять. Перед операцией на картере и самом датчике рисуются метки, которые позже помогут докрутить устройство до начального угла поворота.

Также автомобилист не должен забыть измерить перед демонтажем просвет между синхродиском и датчиком, который не может выходить за пределы размера 0,6-1,5 мм. Если отсутствуют такие механические повреждения, как царапины, вмятины, повреждения структуры материала, датчик проверяется при помощи других измерительных приборов:

  • проверка омметром. В данном случае необходимо провести измерение сопротивления обмотки датчика. Так как стандартное значение этого показателя, установленное изготовителем колеблется от 550 до 750 Ом, то выход за указанные пределы сигнализирует о неправильном функционировании этого важного для корректной работы авто прибора – значит, он неисправный. Здесь стоит отметить, что изготовителем все же допускается небольшое расхождение по сопротивлению с паспортными значениями, но в любом случае они должны соответствовать указанным данным в инструкции по эксплуатации машины;
  • проверка вольтметром, измерителем индуктивности и трансформатором. Этот способ сложнее, но действеннее – измеряется сопротивление тем же омметром, после чего проверяется индуктивность (должна составлять от 200 до 4000 миллигенри), при напряжении обмотки датчика 500 Вольт. Далее надо измерить сопротивление мегомметром и убедиться, что оно не превышают значение в 20 МОм.

Если датчик все же не прошел данные испытания, то он подлежит замене. При этой процедуре необходимо не забыть о регламентированном производителем расстоянии между ним и диском синхронизации, а также совмещении с пометками на картере, которые были сделаны на предыдущем устройстве. Перед установкой нового датчика его обязательно проверяют, так как даже при правильном выполнении всех процедур по установке он может неправильно работать.

Проверка нового ДПКВ производится по той же схеме, как и предположительно неисправного, а по результатам тестов прибор может быть установлен вместо предыдущего либо отбракован. При установке болты затягиваются с моментом от 8 до 12 Нм. Однако в любом случае перед проведением всех действий по замене достаточно дорогого и труднодоступного узла стоит однозначно убедиться, что именно он вышел из строя, ведь авто производства нашего автопрома может зачастую приносить неприятные сюрпризы.

Первый способ проверки датчик коленвала ВАЗ 2110

В данном случае вам потребуется омметр, которым вы будете заменять сопротивление на обмотке. Согласно нормам завода-производителя, показатель составляет от 550 до 750 Ом.

Ничего страшного, если ваши показатели несколько отличаются от нормы. Если же отклонения серьезные, вам обязательно придется заменить датчик.

Следует отметить справедливости ради, что датчик положения коленчатого вала на моделях ВАЗ 2110 редко ломается. Среди основных причин его отказа от нормальной функциональности является накопление грязи, механические повреждения, а также банальный заводской брак.

Особенности проверки на других авто

Что касается других авто, к примеру, ВАЗ-2109 с инжекторным двигателем, ВАЗ-2112 и ВАЗ-2114, то у них проверка проводится идентично автомобилю ВАЗ-2110.

Примечательно, что для ВАЗов при проверке на сопротивление катушки датчика коленвала, можно провести дополнительную проверку.

Но для этого мультиметр нужно перевести в режим вольтметра с пределом измерения в 200 мВ.

После подключить щупы к выводам ДПКВ и провести любым металлическим предметом, к примеру, отверткой на небольшом удалении от сердечника.

Если датчик исправен, то он отреагирует на металл, мультиметр покажет всплески напряжения на дисплее. Отсутствие этих всплесков будет указывать на неисправность элемента.

Что касается такого авто, как Reno Logan, то отличие от ВАЗа у этой машины сводится к несколько другим показаниям сопротивления катушки датчика при измерении омметром.

У исправного ДПКВ Logan нормальное сопротивление составляет 200-270 Ом.

У Daewoo Lanos показатель сопротивления катушки должен находиться в пределах 500-600 Ом.

А вот на двигателе ЗМЗ-406, устанавливаемый на автомобили «Волга» и «Газель», нормальным является сопротивление катушки в диапазоне 850-900 Ом.

Второй метод

Здесь потребуется вольтметр, трансформатор и измеритель индуктивности. Мерить сопротивление желательно в условиях компактной температуры.

Когда показатели омметра получены, вооружитесь прибором для измерения индуктивности. В норме прибор должен показать от 200 до 4000 единиц (миллигенри).

Мегомметром измеряется сопротивление при питании обмотки датчика положения коленвала в 500 вольт. При нормальном состоянии показания составят не более 20 Мом.

Важные моменты

Водители отмечают, что не все датчики, которые имеют подходящий монтажный размер, годятся для работы на ВАЗ 2110. Поменять датчик можно только на оригинальный, предварительно проверив деталь на работоспособность. Проверку по сопротивлению необходимо проводить перед монтажом на авто, по статистике 1–3 % ВАЗовских датчиков имеют заводской брак.

Оборудование может считаться рабочим только после предварительной ручной проверки омметром. Что необходимо учитывать.

  • Обязательно выставить метки на шкиве при переустановке детали. Идеальным вариантом будет проверка сканером правильности установки датчика. Любое смещение коленвала приведет к нарушению фаз топливоподачи.
  • Соблюдать распиновку датчика. Выбирать оборудование с подходящим допуском выводов.
  • Болт крепления затягивать моментом до 8–12 нм, не перетягивать.
  • Оставлять зазор между контролером и передающим диском.

Замена контролирующего устройства проходит за несколько минут, работы легко провести в гараже. Если систематически убирать масляные потеки с бачка, чистить подкапотное пространство от грязи, следить за состоянием проводки, дпкв отрабатывает заявленный производителем срок эксплуатации — 5–7 лет.

Диагностика контроллера

Диагностика датчика положения коленчатого вала проводится на демонтированном контроллере. Перед демонтажем на картере рекомендуется выставить установочную отметку, чтобы при установке нового элемента сохранился правильный зазор между отслеживающим устройством и диском синхронизации. Допустимый зазор 0.6–1.5 мм.

Снимаем элемент ключом на 10, проводим визуальный осмотр. Перед тем как проверить датчик коленвала, отключается АКБ, проверяются места контактов. Во время визуального осмотра проверяется целостность корпуса, провода, разъема, отсутствие трещин, вмятин на корпусе. Если следов механического повреждения нет, ДПКВ проверяется мультиметром.

Тестирование узла можно проводить как по сопротивлению, так и по параметрам напряжения. Проверка на сопротивление значительно проще, поэтому используется в большинстве вариантов диагностики.

Сопротивление на обмотке рабочего контроллера должно быть в диапазоне 550–750 Ом. Замеры проводятся по двум контактам детали. Для мотора инжектор на 16 клапанов допустимым считается отклонение в сопротивлении на 5 %.

Вторым вариантом проверки водители пользуются нечасто, хотя диагностика вольтметром считается более надежной. Для проверки понадобится трансформатор и измеритель индуктивности, например модель мультиметра МY-6243 часто используется для измерения емкости и индуктивности. Проверка по шагам.

  • Высчитать индуктивность дпкв. Рабочий элемент при напряжении не менее 500 мВ покажет индуктивность в диапазоне 200–4000 иГн.
  • Проверить сопротивление, исправный датчик показывает параметр от 20 мОм.

Комплексная проверка на Opel Vectra B

Теперь возьмем другой автомобиль и на нем рассмотрим последний из способов проверки – комплексной.

Такая проверка значительно лучше, чем обычным мультиметром, но по точности недотягивает до осциллографа.

В качестве проблемного авто теперь выступит Opel Vectra B. Симптомы оставляем те же.

Начальные работы тоже не отличаются от ВАЗ-2110: датчик снимается, осматривается, тщательно отмывается и только после этого можно приступать к проверке состояния.

Но для комплексной проверки понадобится больше оснащения:

  • Мультиметр;
  • Мегаомметр;
  • Прибор для измерения индуктивности.

Все измерения лучше производить в отапливаемом помещении, чтобы показания были корректными.

Вначале измеряется сопротивление катушки, как это расписано выше. Показания по сопротивлению должны быть в указанном в техдокументации диапазоне.

Следующая проверка – измерение индуктивности обмотки, для чего используется прибор для ее измерения. У рабочего ДПКВ индуктивность должна быть в диапазоне 200-400 мГн.

Приборы на фото ниже.

Также проверяется сопротивление изоляции мегаомметром. При подаче напряжения в 500 В, показатель сопротивления у датчика должно быть не более 20 Мом.

На основе этих замеров и устанавливается, является ли ДПКВ рабочим, или же требует замены.

Фото приборов ниже.

Менять, или не менять датчик коленвала ВАЗ 2110?

Сразу оговоримся: прежде, чем принимать решение о том, что ДПКВ необходима замена, нужно проверить:

  • Состояние проводки, идущей к ДПКВ;
  • Наличие качественных контактов в цепи;
  • Отсутствие повреждений изоляции проводов;
  • Отсутствие замасленности датчика положения коленвала. Поскольку рядом с ДПКВ находится маслонасос, то утечка масла также может стать причиной его неисправности.

Исправный датчик положения коленвала

Если вы уже все осмотрели, нужно проверить сам датчик. Но для этого его нужно снять.

Как он работает

Давайте разберемся, как работает данный элемент. Регулятор считывает данные о частоте вращения коленчатого вала, а также сообщает о его текущем положении по средствам магнитных импульсов.


Расположение

Поскольку двигатели, устанавливаемые на ВАЗ 2110, отличаются друг от друга, применяются и различные датчики ПКВ. Следовательно, при замене обязательно выбирайте аналогичное устройство, поскольку регулятор с другими характеристиками банально не подойдет, потому система все равно работать не будет даже при наличии качественного, исправного датчика.

Замена

Если признаки неисправности дпкв связаны с повреждениями устройства, его меняют без ремонта. Контроллеры располагаются в неудобном месте, к крышке масляного насоса крепятся единственным болтом. Как снять элемент по шагам.

  • Отключается зажигание, снимается минусовая клемма АКБ.
  • Определяется маслонасос, где находится датчик, вынимается разъем. От контроллера идет 80 см. провод на колодку, определить место разъема можно по проводу.
  • Гаечным ключом на «10» откручивается единственный винт.
  • Прибор вынимается.

Перед монтажом нового элемента необходимо тщательно очистить посадочное место датчика и штекер разъема, проверить целостность проводки. Это позволит избежать быстрой поломки новой детали.

Если проблема в работе ДВС связана с отсутствием сигнала от разъема датчика на ЭБУ, проверяется цельность проводки. Диагностику электроники, если подача сигнала есть, но нет ответа электронного блока, проводят в специализированной мастерской. В 90 % случаев требуется перепрошивка системы управления и замена электронных блоков.

В половине случаев датчик выходит из строя по причине банальной грязи. Расположен контроллер в непосредственной близости от маслонасоса, который может выбрасывать капли жидкости. Масло, попадая на считывающий элемент датчика, забивает поверхность, окисляет и мешает полноценной передаче данных.

Что делает в машине ДПКВ?

Как видно из названия, датчик положения коленвала считывает и передает на бортовой компьютер информацию, о состоянии коленвала на данный конкретный момент. Система управления, после этого дает сигнал, о правильном распределении между цилиндрами топливной смеси.

ДПКВ в системе автомобиля

Именно поэтому, если есть связанные с этим прибором неисправности, то компьютер «замирает в недоумении», и не может подавать топливную смесь, поскольку не имеет информации о том, какова она должна быть, а также не может обеспечить синхронизации работы форсунок и системы зажигания.

Вот так маленькое устройство может заблокировать работу всего автомобиля. Поэтому при выходе из строя, может быть только одно решение – немедленная замена. Тем более, что ремонт невозможен, да и вообще, смысла не имеет, хотя бы по причине копеечной стоимости изделия.

Проверка работоспособности

Чтобы проверить, работоспособен ли датчик положения коленвала, необходимо замерять сопротивление его обмоток с помощью омметра или мультиметра. Нормальные показания составляют 550 – 570 Ом.

Если они отличаются от этих цифр, значит, нужна замена на новый. Старый не подлежит ремонту, зато стоит недорого, а осуществить замену проще простого, следуя алгоритму, обратному снятию.

Источники

  • vazweb.ru/desyatka/dvigatel/datchik-kolenvala.html
  • luxvaz.ru/vaz-2110/90-datchik-polozheniya-kolenchatogo-vala.html
  • osensorax.ru/posiciya/datchik-kolenvala-vaz-2110
  • drive2.ru/l/6251079/

Расположение ДПКВ — особенности конструкции

Обычно данный датчик располагается возле шкива привода ремня генератора. На этом шкиве обычно сделан по окружности зубчатый венец, так называемый диск синхронизации. Именно на вращение этого диска и реагирует датчик.

Стоит отметить, что для точного получения данных о вращении коленчатого вала, ДКПВ располагается на определенном удалении от диска.

У правильно установленного устройства расстояние между его сердечником и вершиной любого зуба должно составлять 0,6-1,5 мм.

Место расположения ДКПВ не самое удобное, но добраться до него вполне возможно.

На автомобилях используется несколько разных по конструкции и принципу работы ДПКВ:

  • индукционный (один из самых распространенных);
  • датчик, использующий эффект Холла;
  • Оптический.

Об особенностях конструкции и работы каждого из них пока говорить не будем, перейдем сразу к неисправностям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]