ВАЗ 2107 народный отечественный автомобиль, который широко распространен в странах СНГ. За свой длительный период производства «семерка» практически не изменилась за исключением двигателя. Начиная с 00-ых годов ВАЗ 2107 начала оснащаться двигателем с инжекторным впрыском топлива.
Все двигателя у которых впрыск топлива осуществляется через инжектор имеют большое количество различных датчиков. Датчики необходимы для правильной и надежной работы ДВС.
В данной статье речь пойдет о датчике температуры охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2107, а именно рассказывается о его расположении, назначении, признаках неисправности и способах самостоятельной замены.
Датчик ДТОЖ
В ВАЗ 2107 применяется два датчика температуры один отвечает за работу с ЭБУ и замер температуры, а второй за включение вентилятора при достижении определенной температуры включение вентилятора.
Назначение
Датчик температуры предназначен для определения температуры жидкости охлаждения и передачи показаний на электронный блок управления двигателем (ЭБУ). В его задачи входит не только определение температуры, но и корректировка топливной смеси, а именно основываясь на показаниях с ДТОЖ, блок двигателя определяет нужное количество топлива и формирует топливную смесь.
Во время прогрева в холодное время года можно заметить повышенные обороты прогрева.
Конструкция
Конструкция датчика довольно простая в его корпус помещен терморезистор, который меняет свое сопротивление с изменением температуры. Выполняет чаще всего датчик из бронзы и пластика. Имеет разъем с выводом для подключения цепи питания.
Почему датчик выходит из строя
Может быть несколько причин поломки:
- Нарушение изоляции датчика. В случае плохой изоляции проводки возникает замыкание, которое провоцирует сгорание прибора.
- Возле датчика обрываются провода, из-за чего не может включаться вентилятор и автомобиль перегревается.
- Электрический контакт находящийся внутри, рвется или покрывается трещинами. В этом случае невозможна точная передача данных на панель управления.
Выход из строя чаще происходит в зимний период.
Где находится
Датчик расположен на головке блока цилиндров между третьим и четвертым цилиндром. Расположение он такое получил не просто так именно эти цилиндры наиболее теплонагруженные и поэтому датчик установлен именно там, чтобы контролировать температуру на самом горячем участке двигателя.
Датчик температуры включения вентилятора расположен в радиаторе охлаждения, в радиаторе имеется специальное отверстие с резьбой в которое и вкручивается сам датчик.
Важные нюансы
Есть несколько важных моментов, не упомянуть о которых нельзя. Вот они:
- вышеуказанная последовательность замены датчика с полным сливом антифриза применяется далеко не всегда. Опытные автолюбители поступают проще: выкручивают неисправный датчик, после зажимают сливное отверстие пальцем. Это действие требует изрядной сноровки. Но даже если сделать всё очень быстро, часть антифриза неизбежно выльется и его всё равно придётся доливать;
Итак, замена температурного датчика не является сверхсложной задачей. С ней справится даже начинающий автолюбитель, если он хотя бы раз в жизни держал в руках гаечный ключ. В точности выполнив действия, изложенные в этой инструкции, автовладелец сможет сэкономить около 700 рублей. Именно столько стоит замена температурного датчика в автосервисе.
Источник
Признаки неисправности
Поломок у датчика не очень много, но спутать его неполадки можно с другими неисправностями автомобиля. Поэтому выявить настоящего виновника неправильно работы двигателя поможет компьютерная диагностика, но заподозрить ДТОЖ в поломке можно с помощью его признаков поломки.
Неисправности ДТОЖ:
- Автомобиль плохо запускается;
- Нет повышенных оборотов при прогреве;
- Повышенный расход топлива;
- Не показывает шкала температуры ОЖ;
Неисправности датчика включения вентилятора:
- Вентилятор не включается автоматически;
- Низкая или высокая температура включения вентилятора;
Проверка на исправность
Перед тем, как проверять рабочие возможности, стоит обратить внимание на предохранители. Зачастую их перегорание вызывает отказ работы датчика.
Самостоятельно проверить датчик на корректную работу можно при помощи определенных инструментов: бытового мультиметра, кипятильника, термометра. Также пригодится емкость с водой.
Инструкция к проверке:
- Всей резьбовой зоной датчик помещается в воду.
- Вместе с ДТОЖ в емкость опускается термометр.
- Контакты мультиметра и датчика соединяются, измеряется сопротивление.
- Погружается кипятильник удаленно от других приборов и подключается к сети, нагревается жидкость.
- Показательная температура — 95 °C. При ней не должно быть сопротивления. Когда подобное подтверждает мультиметр, это значит, что запчасть функционирует правильно. В случае, когда наблюдается сопротивление — прибор сломан.
Реставрация температурного датчика невозможна. В продаже нет отдельных деталей и материалов, с помощью которых можно было бы починить прибор. Основная причина — литая конструкция корпуса. Невозможность разборки не дает доступа к внутренностям и, тем более, к их замене.
Замена
Замена данных датчиков довольно простоя работа, с которой справится практически любой человек. Замену можно проводить двумя вариантами, со сливом ОЖ и без слива.
Второй вариант замены более быстрый и его используют чаще всего, поэтому рассмотрим вариант замены ДТОЖ без слива ОЖ.
Внимание! Замену следует проводить на холодном двигателе, чтобы избежать ожогов.
Процесс замены
- Снимаем разъем с датчика, который будет заменен;
- Откручиваем ключом датчик против часовой стрелки и затыкаем пальцем отверстие датчика;
- Берем новый датчик и быстро устанавливаем его на место;
Потери ОЖ при такой замене минимальные, а сэкономленное время около часа.
После замены необходимо проверить уровень антифриза и при необходимости долить его.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2107
Замена датчика температуры ОЖ на ВАЗ 2107 выполняется согласно инструкции, которая представлена ниже.
- Обесточить бортовую сеть.
- Слить ОЖ из блока цилиндров.
- Сдвинуть защитный колпачок на датчике и отсоединить провод.
- С помощью ключа «на 21» или глубокой головкой выкрутить датчик.
- Установить новый датчик в обратной последовательности.
Расположение прибора
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) врезан в радиатор охлаждения. Именно такое положение, при котором происходит прямой контакт с нагревающимся антифризом, обеспечивает высокую чувствительность детали.
В устаревших моделях измеритель выступал в роли заглушки для закрытия бака. В новых проход для слива герметизируется отдельной пробкой, а для датчика температуры предусмотрено свое отверстие.
Прибор располагается прямо на головке блока двигателя. Чтобы отыскать его, следует посмотреть на силовой агрегат слева, или же проследить по отходящему проводу от панели приборов, к которой и подключен измеритель. После того, как хозяин авто нашел прибор, можно приступать к дальнейшим операциям.
Для карбюраторных систем
На дорогах эксплуатируется еще множество машин ВАЗ 2107 с карбюраторной подачей топливной смеси. Как и в инжекторе, охлаждение двигателя происходит благодаря радиатору и вентилятору, только регулирование процесса осуществляется датчиком вентилятора.
Место нахождения и принцип действия
На старых автомобилях начинается дополнительное охлаждение при достижении тосола определенной температуры, обычно 92 °С (есть различия для отдельных датчиков). Карбюраторные системы снабжены 2 датчиками ОЖ — один на регулирование работы вентилятора, а второй отправляет показания на панель приборов водителя.
Сенсор, включающий вентилятор расположен на панели радиатора снизу, с правой стороны. Чтобы его увидеть, требуется поднять капот и на тыльной стороне видна «гайка» с проводкой. Обычно это модификации ТМ-108.
Принцип работы заключается в изменении объема рабочего тела датчика при колебании температуры его рабочего тела. Внутри толстостенного стального корпуса находится рабочая смесь покрытая гибкой пластиной, прикрепленной к толкателю, который соединяет контакты при срабатывании датчика.
В стальном корпусе датчик равномерно нагревается, рабочее тело расширяется и происходит подключение контактов, вентилятор срабатывает.
Существует несколько модификаций устройств — ТМ108; ТМ108-10; 661.3710. Первый рассчитан на рабочие температуры: 92–99 °С (срабатывание и отключение контактов). Второй рассчитан на более холодный режим работы: 87–92 °С. Эти датчики работают в схеме с дополнительным реле и выдерживают ток в 1 А. Если релейный контакт не предусмотрен, и вентилятор подключается напрямую к датчику, то применяется последняя модель на 16 А.
Инструкция по замене своими руками
Для замены датчика нужно сделать следующее:
- Сначала откройте капот и отключите аккумуляторную батарею.
- Снимите крышку расширительного бачка охлаждающей жидкости и выкрутите пробку с радиаторного устройства. Это позволит предотвратить образование высокого давления в системе.
- Далее, под радиаторный узел установите тару — в нее сольется антифриз после снятия. Открутите кран и подождите, пока жидкость сольется.
- Когда эти действия будут выполнены, потребуется отключить разъем с проводкой от устройства. Далее, используя гаечный ключ на 30, вам надо будет открутить датчик и извлечь его из посадочного места. При демонтаже не потеряйте стальной уплотнитель, а перед дальнейшей установкой необходимо будет обработать место монтажа герметиком. Важно, чтобы сам герметик был высокотемпературным — обработка им посадочного места позволит предотвратить утечку расходного материала.
- Когда устройство будет установлен, необходимо вмонтировать обратно пробку на радиаторном узле. Дальнейшая сборка осуществляется в обратной последовательности — сначала необходимо залить охлаждающую жидкость, после чего подключить аккумуляторную клемму.
- Для диагностики работоспособности устройства нужно завести силовой агрегат и прогреть его до рабочей температуры, чтобы включился вентилятор.
Фотогалерея «Самостоятельно меняем датчик»
Электрическая схема автомобиля ВАЗ 21074
Качественная цветная схема электрооборудования легкового отечественного авто ВАЗ-21074 приводится в помощь автоэлектрикам и СТО. Модель 21074 представляет собой усовершенствованную модификацию ВАЗ-2107. На «семьдесят четверку» устанавливается тот же двигатель объемом в 1,6 л, но карбюратор заменен на инжектор. Некоторые элементы схемы устанавливаются не на все, а лишь на части выпускаемых автомобилей этой модели. В конце статьи показаны предохранители и защищаемые ими цепи. Схемы увеличиваются по клику.
Электрооборудование ВАЗ-21074
- 1- блок-фары;
- 2- боковые указатели поворота;
- 3- аккумуляторная батарея;
- 4- реле включения стартера;
- 5- электропневмоклапан карбюратора;
- 6- микровыключатель карбюратора;
- 7- генератор 37.3701;
- 8- моторедукторы очистителей фар*;
- 9- датчик включения электродвигателя вентилятора;
- 10- электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
- 11- звуковые сигналы;
- 12- распределитель зажигания;
- 13- свечи зажигания;
- 14- стартер ВАЗ-21074;
- 15- датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
- 16- лампа освещения моторного отсека;
- 17- датчик сигнализатора недостаточного давления масла;
- 18- датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
- 19- моторедуктор очистителя ветрового стекла;
- 20- блок управления электропневмоклапаном карбюратора;
- 21- катушка зажигания;
- 22- электродвигатель насоса омывателя фар*;
- 23- электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла;
- 24- монтажный блок;
- 25- реле очистителя ветрового стекла;
- 26- реле аварийной сигналаизации и указателей поворота;
- 27- выключатель стоп-сигнала;
- 28- выключатель фонарей заднего хода;
- 29- реле зажигания;
- 30- выключатель зажигания;
- 31- трехрычажный переключатель;
- 32- выключатель аварийной сигнализации;
- 33- штепсельная розетка для переносной лампы**;
- 34- переключатель вентилятора отопителя;
- 35- дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
- 36- лампа сигнализатора включения обогрева заднего стекла;
- 37- лампа сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
- 38- блок сигнализаторов;
- 39- электродвигатель вентилятора отопителя;
- 40- лампа освещения вещевого ящика;
- 41- выключатель плафонов на стойках передних дверей;
- 42- выключатель фонарей сигнализации открытых передних дверей***;
- 43- фонари сигнализации открытых передних дверей***;
- 44- соединительная колодка;
- 45- прикуриватель;
- 46- часы ВАЗ-21074;
- 47- выключатель ламп освещения приборов;
- 48- диод для проверки исправности лампы сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
- 49- указатель уровня топлива;
- 50- лампа сигнализатора резерва топлива;
- 51- спидиметр;
- 52- лампа сигнализатора включенияуказателей поворота;
- 53- лампа сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
- 54- лампа сигнализатора зарядка аккумуляторной батареи;
- 55- выключатель сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
- 56- комбинация приборов;
- 57- эконометр;
- 58- выключатели плафона на стойках задних дверей;
- 59- указатель температуры охлаждающей жидкости;
- 60- тахометр 21074;
- 61- лампа сигнализатора включения стояночного тормоза;
- 62- лампа сигнализатора недостаточного давления масла;
- 63- лампа сигнализатора включения дальнего света;
- 64- лампа сигнализатора включения наружнего освещения;
- 65- вольтметр;
- 66- выключатель сигнализатора включения стояночного тормоза;
- 67- выключатель ламп наружнего освещения;
- 68- выключатель элемента обогрева заднего стекла с лампой подсветки;
- 69- выключатель фонарей заднего противотуманного света с сигнализатором включения*;
- 70- предохранитель цепи фонарей противотуманного света;
- 71- плафон;
- 72- задние фонари ВАЗ 21074;
- 73- датчик указателя уровня и резерва топлива;
- 74- колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла*;
- 75- фонари освещения номерного знака.
Схема системы управления двигателем ВАЗ 21074
Электросхема электрических соединений ЭСУД ВАЗ 21074 — элементы схемы. 1 — разъем контроллера; 2 — датчик массового расхода воздуха; 3 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 — датчик положения коленчатого вала; 5 — датчик положения дроссельной заслонки; 6 — датчик концентрации кислорода; 7 — датчик скорости; 8 — модуль зажигания; 9 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 10 — реле электровентилятора; 11 — реле электробензонасоса; 12 — главное реле; 13 — предохранитель на силовую цепь реле электробензонасоса: 14 — предохранитель на силовые цепи главного реле; 15 — плавкая вставка; 16-предохранитель, защищающий цепь постоянного питания контроллера; 17 — диод; 18 — регулятор холостого хода; 19 — форсунки; Х1 — колодка диагностики; Х2 — колодка соединения с системой электрооборудования автомобиля.
Блок предохранителей Ваз-21074 инжектор
- 1-Реле обогрева заднего стекла
- 2-Реле очистителей и омывателей Фар(если есть)
- 3-реле или перемычка сигналов (если нет внешнего реле)
- 4-реле или перемычка вентилятора охлаждения
- 5-реле дальнего света
- 6-реле ближнего света
- F1-F17-Предохранители
- 1 (8А) Задние фонари (свет заднего хода). Электродвигатель отопителя. Контрольная лампа и реле обогрева заднего стекла.
- 2 (8А) Электродвигатели стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла. Электродвигатели очистителей и омывателя фар. Реле очистки ветрового стекла. Реле очистителей и
- омывателя фар (контакты).
- 3 (8А) Резервный.
- 4 (8А) Резервный.
- 5 (16А) Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты)
- 6 (8А) Прикуриватель. Штепсельная розетка переносной лампы. Часы. Фонари сигнализации открытых передних дверей
- 7 (16А) Звуковые сигналы и реле включения звуковых сигналов. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения электродвигателя.
- 8 (8А) Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации. Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации.
- 9 (8А) Регулятор напряжения генератора.
- 10 (8А) Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа. Реле включения электродвигателя вентилятора (обмотка). Контрольные приборы. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Контрольные лампы резерва топлива, давления масла, стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза. Система управления пневмоклапаном карбюратора
- 11 (8А) Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Плафон внутреннего освещения кузова.
- 12 (8А) Правая фара. Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном дальнем свете)
- 13 (8А) Левая фара. Контрольная лампа включения дальнего света фар.
- 14 (8А) Левая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа. Контрольная лампа включения габаритного света.
- 15 (8А) Правая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения прикуривателя. Лампы освещения приборов. Лампа освещения вещевого ящика
- 16 (8А) Правая фара (ближний свет). Обмотка реле включения очистителей фар.
- 17 (8А) Левая фара (ближний свет).
Отсутствие сигнала при перегреве антифриза
На приборной панели слева внизу расположено поле, где указывается температура жидкости для охлаждения. При нагревании до 95 °C делается вывод о том, что система охлаждения вышла из строя и двигатель может перегреться.
Бывают случаи, когда сигнал не передается:
- Перегоревший датчик охлаждения. Это обычно встречается при резком перепаде напряжения в бортовой сети. Предпосылкой может стать короткое замыкание электропроводки.
- Перегоревший предохранитель. Выявляется визуально, он будет почерневшим и слегка оплавленным, что требует замены.
- Вышедшая из строя проводка. Для проверки можно ее прозвонить или проверить мультиметром на наличие сопротивления.
На все больше вытесняемый карбюратор некорректное функционирование ДТОЖ не оказывает должного влияния.