С появлением инжекторных двигателей на отечественных автомобилях, резко возросло количество всевозможных датчиков. Какие датчики и блоки управления на Калине за что отвечают и как решить проблемы, возникающие в процессе эксплуатации? Об этом читайте в текущей рубрике, где приведены детальные руководства с фотографиями ремонта или замены деталей ЭСУД. Также даются очень полезные советы, которые помогут продлить жизнь всей системе управления двигателем.
Пару дней назад был проведен небольшой эксперимент со своей Калиной. Для последующей продажи был приобретен ЭБУ от ВАЗ 2114 с.
Сегодня занимался как всегда в своем гараже, и решил сделать небольшой обзор по замене датчика положения коленчатого вала всех переднеприводных.
Примерно неделю назад, после проверки компрессии в двигателе своей Калины, появилась ошибка от БК Штат: 0343 — высокий уровень сигнала.
Регулятор холостого хода на Калине находится на корпусе дроссельного узла, а именно с внутренней стороны рядом с датчиком положения дроссельной.
Думаю, что еще не каждый автовладелец знает, где на его Калине находится датчик скорости. Понятно дело, что где-то на корпусе.
Данный датчик Калины (1,6 — 8 кл.) расположен на головке блока цилиндров с левой стороны, как раз на торце. На.
Прежде чем говорить о процедуре замены данного устройства, для начала хотел бы написать и его предназначении и выполняемой функции. Да.
Если вы стали замечать, что показания температуры наружного воздуха на бортовом компьютере вашего автомобиля отличаются от реальных значений, то всему.
Многих владельцев Калины иногда пугают страшными сказками про электроусилитель, что он часто выходит из строя и руль заклинивает. Но относиться.
Практически все владельцы Лады Калины, особенно те, кто владеет данным автомобилем уже долгое время, знаю о такой проблеме, как заливание.
Прежде чем приступить к этой простой и быстрой замене, давайте сначала разберемся, что это за устройство, для чего он вообще.
ДМРВ на автомобиле Лада Калина возможно не придется менять даже за все время владения, так как эта деталь при правильной.
© Лада Калина Блог. Все права защищены. Копирование материалов запрещено без письменного согласия владельца авторских прав.
Данный сайт является частным неофициальным проектом и не преследует каких-либо коммерческих целей. Все материалы, расположенные на данном сайте, представлены исключительно для ознакомления, без всяких гарантий, явных или подразумеваемых. Владелец сайта не несет ответственности за применение информации сайта и ее использования. Все риски, при использования сайта несет пользователь. Ресурс предназначен для читателей старше 18 лет.
За работу всех систем современного автомобиля отвечают различные датчики. Они снимают показания и передают их электронному блоку управления двигателем (ЭБУ). В случае неисправности датчика в памяти сохраняется ошибка, а на щитке приборов в некоторых случаях появляется ошибка Check Engine.
Где находятся датчики
Все современные автомобили Лада (Гранта, Калина, Приора, Веста, Ларгус, Нива или Lada XRAY) оснащаются отечественными двигателями ВАЗ. Расположение датчиков на этих моторах однотипное:
Элементы электронной системы управления двигателя ВАЗ 11186/11189: 1* – контроллер; 2* – датчик положения коленчатого вала; 3* – управляющий датчик концентрации кислорода; 4* – колодка диагностики; 5* – диагностический датчик концентрации кислорода; 6 – блок управления дроссельного узла; 7* – датчик скорости автомобиля; 8* – клапан продувки адсорбера; 9* – модуль педали «газа»; 10* – выключатель сигналов торможения; 11* – датчик положения педали сцепления; 12 – аккумуляторная батарея; 13 – датчик массового расхода воздуха; 14 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 15 – катушка зажигания; 16 – датчик детонации; 17 – свечи зажигания; 18* – форсунки. * Элемент на фото не виден.
Расположение элементов ЭСУД в салоне автомобиля (для наглядности без торпедо): 1 – датчик положения педали сцепления; 2 – выключатель сигналов торможения; 3 – модуль педали «газа»; 4 – контроллер.
Датчики системы управления двигателем ВАЗ (Lada) Kalina 1117 2004-2013
Схема системы управления двигателем ВАЗ-1117: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — главное реле; 3 — замок зажигания; 4 — блок управления иммобилайзера; 5 — датчик скорости; 6 — диагностический датчик кислорода; 7 — датчик положения коленчатого вала; 8 — катколлектор; 9 — управляющий датчик кислорода; 10 — воздушный фильтр; 11 — диагностический разъем (колодка диагностики); 12 — тахометр; 13 — датчик массового расхода воздуха; 14 — спидометр; 15 — датчик положения дроссельной заслонки; 16 — регулятор холостого хода; 17 — сигнализатор неисправности системы управления двигателем; 18 — топливная рампа; 19 — форсунка; 20 — датчик неровной дороги; 21 — катушка зажигания; 22 — контроллер; 23 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 24 — датчик фаз; 25 — свеча зажигания; 26 — датчик детонации; 27 — электровентилятор системы охлаждения; 28 — реле электровентилятора системы охлаждения; 29 — топливный фильтр; 30 — реле электробензонасоса; 31 — топливный модуль.
Элементы электронной системы управления двигателем: 1 — свеча зажигания; 2 — датчик положения коленчатого вала; 3 — датчик концентрации кислорода; 4 — датчик детонации; 5 — контроллер и блок реле системы управления; 6 — диагностический разъем и блок предохранителей; 7 — сигнализатор неисправности; 8 — датчик положения дроссельной заслонки; 9 — датчик фаз; 10 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 — датчик скорости; 12 — датчик массового расхода воздуха; 13 — катушка зажигания.
На двигателе ВАЗ-1117 применена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками в каждый цилиндр поочередно в соответствии с порядком работы двигателя.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств. Контроллер системы впрыска является центральным устройством системы управления двигателем.
Контроллер
Прикреплен к корпусу отопителя внизу, под панелью приборов. Контроллер получает информацию от датчиков и управляет исполнительными устройствами, такими как топливные форсунки, катушка зажигания, регулятор холостого хода, нагревательный элемент датчика концентрации кислорода, электромагнитный клапан продувки адсорбера, электровентилятор системы охлаждения и различными реле системы.
При включении зажигания контроллер включает главное реле, через которое напряжение питания подводится к элементам системы (кроме электробензонасоса, катушки зажигания, электровентилятора, блока управления и сигнализатора состояния иммобилайзера).
При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (для завершения вычислений, установки регулятора холостого хода, управления электровентилятором системы охлаждения).
Контроллер представляет собой мини-компьютер специального назначения. Он содержит три вида памяти — оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически перепрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).
ОЗУ используется микропроцессором для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных. Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т. е. при прекращении питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединении от контроллера жгута проводов) ее содержимое стирается.
В ППЗУ хранится программа управления, которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритм) и калибровочные данные (настройки). Таким образом, ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива и т. п. ППЗУ энергонезависимо, т. е. его содержимое не изменяется при отключении питания.
ЭРПЗУ используется для хранения идентификаторов контроллера, двигателя и автомобиля (записываются коды иммобилайзера при обучении ключей) и других служебных кодов.
Кроме того, в ЭРПЗУ записываются эксплуатационные параметры (общий пробег автомобиля и время работы двигателя, общий расход топлива), а также нарушения режимов работы двигателя и автомобиля (время работы двигателя: с перегревом, на низкооктановом топливе, с превышением максимально допустимых оборотов, неисправными датчиками детонации, концентрации кислорода и скорости). ЭРПЗУ является энергонезависимой памятью и может хранить информацию при отсутствии питания контроллера.
Контроллер также выполняет диагностические функции системы управления двигателем (бортовая система диагностики). Контроллер определяет наличие неисправностей элементов системы управления, включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов и сохраняет в своей памяти коды неисправностей.
При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического нейтрализатора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.), контроллер переводит систему на аварийные режимы работы.
Суть их состоит в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи контроллер для управления двигателем применяет замещающие данные, хранящиеся в ППЗУ.
Сигнализатор неисправности системы управления двигателем расположен в комбинации приборов. Если система исправна, то при включении зажигания сигнализатор должен загореться — таким образом ЭСУД проверяет исправность сигнализатора и цепи управления.
После пуска двигателя сигнализатор должен погаснуть, если в памяти контроллера отсутствуют условия для его включения. Включение сигнализатора при работе двигателя информирует водителя о том, что бортовая система диагностики обнаружила неисправность и дальнейшее движение автомобиля происходит в аварийном режиме.
При этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно, и автомобиль может самостоятельно доехать до СТО.
Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при неисправности датчика или его цепей двигатель работать не может.
После устранения причин неисправности сигнализатор будет выключен контроллером через определенное время задержки, в течение которого неисправность не проявляется, и при условии, что в памяти контроллера отсутствуют другие коды неисправностей, требующие включение сигнализатора.
Коды неисправностей (даже если сигнализатор погас) остаются в памяти контроллера и могут быть считаны с помощью диагностического прибора DST-2M, подключаемого к диагностическому разъему. При удалении кодов неисправностей из памяти контроллера с помощью диагностического прибора или посредством отключения аккумуляторной батареи (не менее чем на 10 с) сигнализатор гаснет.
Датчики системы впрыска выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя и автомобиля, на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия топливных форсунок, момент и порядок искрообразования.
Датчик положения коленчатого вала
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) установлен на корпусе масляного насоса.
Датчик выдает контроллеру информацию о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала. Датчик — индуктивного типа, реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев задающего диска, объединенного со шкивом привода генератора.
Зубья расположены на диске с интервалом 6°. Для синхронизации с ВМТ поршней 1 и 4 цилиндров два зуба из 60 срезаны, образуя впадину. При прохождении впадины мимо датчика в нем генерируется так называемый опорный импульс синхронизации. Установочный зазор между сердечником и вершинами зубьев должен находиться в пределах 1±0,4 мм.
При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика — в его обмотке наводятся импульсы напряжения переменного тока. По количеству и частоте этих импульсов контроллер рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушкой зажигания.
Датчик фаз
Установлен на заглушке головки блока цилиндров.
Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. В отверстие хвостовика распределительного вала запресован штифт. Когда штифт вала проходит мимо сердечника датчика, датчик выдает на контроллер импульс напряжения низкого уровня (около 0 В), соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в конце такта сжатия.
Сигнал датчика фаз контроллер использует для последовательного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. При выходе из строя датчика фаз контроллер переходит в режим нефазированного впрыска топлива.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Установлен в выпускном патрубке на головке блока цилиндров.
Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры.
Контроллер подает на датчик через резистор (около 2 кОм) стабилизированное напряжение +5 В и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости, значения которой используются в большинстве функций управления двигателем.
При возникновении неисправностей цепей ДТОЖ загорается сигнализатор неисправности системы управления двигателем, контроллер включает вентилятор системы охлаждения на постоянный режим работы и рассчитывает значение температуры по обходному алгоритму.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой резистор потенциометрического типа.
На один конец его обмотки подается от контроллера стабилизированное напряжение +5 В, а другой соединен с «массой» контроллера. С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для контроллера.
Периодически измеряя выходное напряжение сигнала ДПДЗ, контроллер определяет текущее положение дроссельной заслонки для расчета угла опережения зажигания и длительности импульсов впрыска топлива, а также для управления регулятором холостого хода.
При выходе из строя ДПДЗ или его цепей контроллер включает сигнализатор неисправности и рассчитывает предполагаемое значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и массовому расходу воздуха.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Термоанемометрического типа расположен между воздушным фильтром и шлангом подвода воздуха к дроссельному узлу.
В зависимости от расхода воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется от 1,0 до 5,0 В. При выходе из строя датчика или его цепей контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки ДМРВ имеет встроенный датчик температуры воздуха (ДТВ), чувствительным элементом которого является термистор, установленный в потоке воздуха.
Выходной сигнал датчика изменяется в диапазоне от 0 до 5,0 В в зависимости от температуры воздуха, проходящего через датчик.
При возникновении неисправности цепи ДТВ контроллер включает сигнализатор неисправности и заменяет показания датчика фиксированным значением температуры воздуха (33 °С).
Датчик детонации (ДД)
Закреплен в передней верхней части блока цилиндров.
Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал напряжения переменного тока, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам вибраций двигателя.
При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает. При этом для гашения детонации контроллер корректирует угол опережения зажигания.
Управляющий датчик концентрации кислорода (УДК)
Установлен в каткол-лекторе до каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Контроллер рассчитывает длительность импульса впрыска топлива по таким параметрам, как массовый расход воздуха, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки.
По сигналу от УДК о наличии кислорода в отработавших газах контроллер корректирует подачу топлива форсунками, так чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффективной работы каталитического нейтрализатора.
Кислород, содержащийся в отработавших газах, создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 50 до 900 мВ. Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), а высокий уровень — богатой (кислород отсутствует).
Когда УДК находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, т. к. его внутреннее сопротивление в этом состоянии очень высокое — несколько МОм (система управления двигателем работает по разомкнутому контуру).
Для нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь температуру не ниже 300 °С, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в него встроен нагревательный элемент, которым управляет контроллер.
По мере прогрева сопротивление датчика падает и он начинает генерировать выходной сигнал. Контроллер постоянно выдает в цепь датчика стабилизированное опорное напряжение 450 мВ.
Пока датчик не прогреется, его выходное напряжение находится в диапазоне от 300 до 600 мВ. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике.
По мере прогрева датчика его внутреннее сопротивление уменьшается и он начинает изменять выходное напряжение, выходящее за пределы указанного диапазона. Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика концентрации кислорода для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура.
Датчик концентрации кислорода может быть отравлен в результате применения этилированного бензина или использования при сборке двигателя герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью.
Испарения силикона могут попасть через систему вентиляции картера в камеру сгорания. Присутствие соединений свинца или кремния в отработавших газах может привести к выходу датчика из строя.
В случае выхода из строя датчика или его цепей контроллер включает сигнализатор неисправности, заносит в свою память соответствующий код неисправности и управляет топливоподачей по разомкнутому контуру.
Диагностический датчик концентрации кислорода (ДДК) применяется в системе управления двигателем, выполненной под нормы токсичности Euro-З. ДДК установлен в катколлекторе после каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Принцип работы ДДК такой же, как и УДК. Сигнал, генерируемый ДДК, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания ДДК будут значительно отличаться от показаний УДК.
Напряжение выходного сигнала прогретого ДДК при работе в режиме замкнутого контура и исправном нейтрализаторе должно находиться в диапазоне от 590 до 750 мВ. При возникновении неисправности датчика или его цепей контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор.
Датчик скорости
Автомобиля установлен сверху на картере коробки передач.
Принцип его действия основан на эффекте Холла. Задающий диск датчика установлен на коробке дифференциала. Датчик выдает на контроллер прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень — не более 1 В, верхний — не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес.
Количество импульсов датчика пропорционально пути, пройденному автомобилем. Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте импульсов. При выходе из строя датчика или его цепей контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор.
Датчик неровной дороги (ДНД)
Применяется в системе управления двигателем, выполненной под нормы токсичности Euro-З.
Датчик установлен в моторном отсеке на правой чашке брызговика. Датчик предназначен для измерения амплитуды колебаний кузова. Принцип его работы основан на пьезоэффекте. Возникающая при движении по неровной дороге переменная нагрузка на трансмиссию влияет на угловую скорость вращения коленчатого вала двигателя.
При этом колебания частоты вращения коленчатого вала похожи на аналогичные колебания, возникающие при пропусках воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя.
В этом случае для предупреждения ложного обнаружения пропусков воспламенения контроллер отключает эту функцию бортовой системы диагностики при превышении сигнала ДНД выше определенного порога. При выходе из строя датчика или его цепей контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор.
Блок управления иммобилайзера
Расположен внутри панели приборов. При включении зажигания контроллер обменивается информацией с иммобилайзером (если он активирован), предназначенным для предотвращения несанкционированного пуска двигателя.
Если при обмене информацией установлено, что доступ к пуску двигателя разрешен, контроллер продолжает функционировать. В противном случае пуск двигателя блокируется.
Четырехвыводная катушка зажигания.
Представляет собой блок из двух катушек. Система зажигания состоит из катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. При эксплуатации она не требует обслуживания и регулирования, за исключением замены свечей.
Управление током в первичных обмотках катушек осуществляется контроллером в зависимости от режима работы двигателя. К выводам вторичных (высоковольтных) обмоток катушек подключены свечные провода: к одной обмотке — 1-го и 4-го цилиндров, к другой — 2-го и 3-го.
Таким образом, искра одновременно проскакивает в двух цилиндрах (1-4 или 2-3) — в одном во время такта сжатия (рабочая искра), в другом — во время такта выпуска (холостая).
Катушка зажигания — неразборная, при выходе из строя ее заменяют. Свечи зажигания А17ДВРМ или их аналоги, с помехоподавительным резистором сопротивлением 4-10 кОм и медным сердечником. Зазор между электродами свечи — 1,0-1,1 мм. Размер шестигранника под ключ — 21 мм.
В связи с постоянным направлением тока во вторичных обмотках катушки, ток искрообразования у каждой пары свечей, работающих одновременно, всегда протекает с центрального электрода на боковой — для одной свечи и с бокового электрода на центральный — для другой. Электроэрозионный износ свечей пары будет разным.
Три предохранителя (по 15 А каждый) и диагностический разъем системы управления расположены под крышкой туннеля пола.
Предохранители и диагностический разъем системы управления двигателем: 1 — диагностический разъем; 2 — предохранитель силовой цепи главного реле; 3 — предохранитель силовой цепи реле электробензонасоса; 4 — предохранитель цепи постоянного питания контроллера.
Кроме предохранителя в цепи питания системы управления двигателем предусмотрена плавкая вставка на конце провода красного цвета (подсоединенного к выводу «+» аккумуляторной батареи), выполненная в виде отрезка провода серого цвета сечением 1 мм2
Плавкая вставка в цепи питания системы управления двигателем.
Блок реле системы управления: 1 — реле электровентилятора системы охлаждения; 2 — реле электробензонасоса; 3 — предохранитель (50 А) электровентилятора системы охлаждения; 4 — главное реле. Блок реле системы управления, состоящий из главного реле, реле электробензонасоса и реле электровентилятора системы охлаждения расположен под консолью панели приборов, рядом с контроллером.
При включении зажигания контроллер на 2 с запитывает реле электробензонасоса для создания необходимого давления в топливной рампе Если в течение этого времени проворачивание коленчатого вала стартером не началось, контроллер выключает реле и вновь включает его после начала проворачивания.
Если зажигание включалось три раза подряд без проворачивания стартером коленчатого вала, то следующее включение реле электробензонасоса произойдет только с началом проворачивания. При работе двигателя состав смеси регулируется длительностью управляющего импульса, подаваемого на форсунки (чем длиннее импульс, тем больше подача топлива).
При пуске двигателя контроллер обрабатывает сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости для определения необходимой для пуска длительности импульсов впрыска Во время пуска двигателя топливо подается в цилиндры двигателя «асинхронно» — независимо от положения коленчатого вала.
Предупреждение:
Необходимым условием пуска двигателя является достижение оборотов коленчатого вала при его прокрутке стартером не ниже 80 мин-1. При этом напряжение в бортовой сети автомобиля должно быть не менее 6 В.
Как только обороты коленчатого вала двигателя достигнут определенной величины (зависящей от температуры охлаждающей жидкости), контроллер формирует импульс фазированного включения форсунок — топливо подается в цилиндры «синхронно» (в зависимости от положения коленчатого вала).
При этом контроллер по информации, поступающей от датчиков системы, рассчитывает момент включения каждой форсунки: топливо впрыскивается один раз за один полный рабочий цикл соответствующего цилиндра.
При отсутствии сигнала с датчика положения коленчатого вала (вал не вращается или неисправен датчик и его цепи) контроллер отключает подачу топлива в цилиндры. Подача топлива отключается и при выключении зажигания, что предотвращает самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя.
В случае определения контроллером пропусков воспламенения топливовоздушной смеси в одном или нескольких цилиндрах подача топлива в эти цилиндры прекращается и сигнализатор неисправности системы управления начинает мигать.
Во время торможения двигателем (при включенных передаче и сцеплении), когда дроссельная заслонка полностью закрыта, а частота вращения коленчатого вала двигателя велика, впрыск топлива в цилиндры не производится для снижения токсичности отработавших газов.
При падении напряжения в бортовой сети автомобиля контроллер увеличивает время накопления энергии в катушке зажигания (для надежного поджигания горючей смеси) и длительность импульса впрыска (для компенсации увеличения времени открытия форсунки).
При возрастании напряжения в бортовой сети время накопления энергии в катушке зажигания и длительность подаваемого на форсунки импульса уменьшаются Контроллер управляет включением электровентилятора системы охлаждения (через реле) в зависимости от температуры двигателя, частоты вращения коленчатого вала и работы кондиционера (если он установлен).
Предупреждение:
При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание (в некоторых случаях необходимо отсоединить клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи). При проведении сварочных работ на автомобиле отсоединяйте жгуты проводов системы управления двигателем от контроллера.
Перед сушкой автомобиля в сушильной камере (после покраски) снимите контроллер. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте колодки жгута проводов системы управления двигателем, а также клеммы проводов на выводах аккумуляторной батареи.
Не пускайте двигатель, если клеммы проводов на выводах аккумуляторной батареи и наконечники «массовых» проводов на двигателе не закреплены или загрязнены.
Электровентилятор системы охлаждения включается, если температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение.
В системе управления двигателем выполненной под нормы токсичности Euro-З, используется два реле включения электровентилятора.
В зависимости от условий работы двигателя и кондиционера контроллер может включить электровентилятор на высокую скорость или на низкую — через другое реле и дополнительный резистор.
В статье не хватает:
- Качественных фото
Источник: https://ladakalina.jimdo.com/система-управления-двигателем/
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Предназначен для измерения температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. На основании показателей ЭБУ корректирует частоту вращения коленвала, состав топливно-воздушной смеси и угол опережения зажигания. Датчик практически не ломается, но бывает, врёт. Довольно часто перетираются провода у основании разъёма так, что даже припаять не к чему. Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в крышке термостата.
Факторы, влияющие на расход топлива:
Качество бензина
Это наверное первый пункт, о котором можно подумать при повышенном расходе топлива, ведь иногда при заправке на разных АЗС, цифры на бортовом компьютере могут значительно отличаться даже до 2 литров на 100 км пути. Такое было у меня частенько, особенно когда пришлось заливать бензин с неизвестных колонок.
Я бы дал совет, по возможности заливать топливо на проверенных АЗС, где вас устраивает качество. Что касается октанового числа, то разницу я практически никогда не замечаю, особенно на местных АЗК и даже Роснефти, а вот на Лукойле 95-й отличается от 92-го в лучшую сторону, убеждался в этом неоднократно.
Низкое или неравномерное давление в шинах
Думаю, что это ни для кого не секрет, что от давления в колесах зависит не только маневренность и поведение автомобиля на трассе, но и расход топлива вашей Лады Калины. Перед съемкой этого ролика, который расположен выше, ехал в деревню 140 км: так вот тогда при такой же скорости расход был около 6,5 л на таком же участке дороги, но правое переднее колесо было приспущено до 1 атмосферы, вот и реальный пример того, почему моя Калина кушала тогда больше.
Погодные и дорожные условия
Естественно, что зимой по заснеженной дороге стрелка датчика бензина будет быстрее стремиться к нулю, нежели в сухую погоду и на летних шинах. Сильный снег или дождь, ветер — все это негативно сказывается на расходе, так как создают огромное сопротивление кузову автомобиля. Зимой, понятно дело, приходится тратить еще больше денег на бензин, так как приходится постоянно прогревать мотор.
Состояние двигателя
У кого была новая Калина или другой авто, все помнят, что при обкатке приходилось заправляться чаще, а после нескольких тысяч километров пробега все становилось в норму. И также, если поршневая уже достаточно изношена, потеря компрессии приведет к тому, что расход топлива значительно увеличится.
Неисправность датчика ДМВР
Эта проблема была на прошлом моем авто ВАЗ 2112, где этот датчик массового расхода воздуха постоянно посылал ошибку на бортовой компьютер и мгновенный расход увеличивался сразу же с 0,6 до 1,3 литров в час при работе двигателя на холостых оборотах.
Приходилось постоянно сбрасывать ошибку. Так что следите и производите замену воздушного фильтра почаще, чем написано в инструкции по эксплуатации, тем самым вы продлите на многие годы жизнь ДМРВ.
Датчик детонации (ДД)
Предназначен для определения момента возникновения высокочастотных колебаний блока цилиндров, которые возникают при детонационном сгорании топлива. По сигналу датчика электронный блок управления двигателем выбирает оптимальный угол опережения зажигания, что позволяет добиться наиболее полного и эффективного сжигания топливо-воздушной смеси в цилиндрах двигателя, а также автоматически регулировать момент зажигания для топлив с различным октановым числом. Датчик детонации находится на передней стенке блока цилиндров между 2?м и 3?м цилиндрами.
Е-газ: преимущества, о которых говорит производитель
В первую очередь, педаль е-газа отличается внешне. Кроме того, главные изменения, которые внес производитель, установив эту систему на Калину, спрятаны под капотом. Там находится электродвигатель ее привода, управляющий дроссельной заслонкой (на старых моделях управление осуществлялось при помощи обыкновенного тросика).
АвтоВАЗ утверждает, что такое нововведение позволяет снижать расход топлива, а его подача осуществляется несколько равномернее: при нажатии на педаль е-газа в блок управления подается сигнал, вследствие чего наступает мгновенная реакция. Kalina становится экономичнее и отзывчивее.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Этот важный датчик располагается за воздушным фильтром двигателя. Также его называют расходомер воздуха. Его назначение — оценка количества воздуха, поступающего в двигатель автомобиля. На основании информации, получаемой с датчика, электронный блок управления (ЭБУ) вычисляет необходимый объем топлива, чтобы поддерживать стехиометрическое соотношение топлива и воздуха для заданных режимов работы двигателя.
Регулятор холостого хода (РХХ)
Устанавливается РХХ на корпусе дроссельного узла. Конструктивно поход на двигатель постоянного тока с червячной передачей. На кончике датчика имеется конусная головка которая перекрывает или открывает канал холостого хода в дросселе, тем самым регулируя подачу воздуха в двигатель на холостом ходу. Данный датчик устанавливается только на механический дроссель и участвует в работе только на ХХ.
Признаки неисправности:
- Двигатель глохнет на ХХ;
- Обороты плавают;
- При пуске необходимо давить на педаль газа;
Датчики сцепления и тормоза
По сигналам датчика положения педали сцепления и выключателя сигналов торможения контроллер различает нажатое и не нажатое положения педалей. При нажатой педали сцепления контроллер отключает регулирование нагрузки двигателя. Оба датчика находятся на педальном узле.
На некоторых вариантах исполнения автомобилей используется электронный привод дроссельной заслонки (Е-газ). Напомним, чтобы понять какие ошибки записаны в ЭБУ следует их расшифровать.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Датчик распредвала Калина 8 клапанов время от времени приходит в негодность. Произойти такое может по разными причинам, но результат один – деталь нуждается в замене. Аналогичная ситуация и с датчиком положения коленвала. О том, как демонтировать старые и установить новые элементы автомобиля такого типа, вы и узнаете в статье.
Грамотный выбор
Лада Калина 8 клапанов имеет определенные отличия от 16 — ти клапанного мотора. Однако автомобильные специалисты иногда осуществляют монтаж механизма с 8 клапанами на 16, при этом двигатель работает правильно.
Основные отличия похожих элементов системы:
- форма;
- размер разъема.
Датчик фаз Калина 8 кл может отличаться отсутствием специальной прорези, необходимой для сигнального диска. Такое изделие нельзя устанавливать на двигатель с шестнадцатью клапанами. Он функционирует со штырем, установленным на распределительном вале (на самом торце).
Во избежание ситуаций несоответствия, приобретайте механизм по характеристикам двигателя. Не нужно обращать внимание на маркировку производителя. Номер запчасти по каталогу ВАЗ (Гранта, Ларгус, Калина, Приора) будет всегда одинаковым:
- мотор с восемью клапанами – 21110370604000;
- 16-клапанный – 21120370604000.
Определение поломки
Устройство находится в близости от головки блока цилиндра, на силовом узле. Понять первые признаки плохого функционирования механизма легко, особенно опытному автолюбителю.
Вот основные критерии распознавания поломки:
- загорается, потухает лампочка, предназначенная для постоянного контроля двигателя во время проворачивания ключа зажигания в машине;
- загорается «Check engine» на приборной панели после того, как стартер делает три — четыре оборота и мотор приходит в действие. Датчик будет срабатывать, если электронный блок управления не будет получать необходимой информации и ему приходится использовать данные от ДПКВ;
- динамика мотора становится хуже – транспортное средство передвижения медленно нагоняет скорость (это легко заметить при движении под уклон). В этом случае причин неполадки три. Первая — датчик распредвала сломан, вторая – поломка ДМРВ, третья — снижена компрессия;
- сильный топливный расход – такой «симптом» не очень точный, имеет целый ряд возможных причин. Как отдельный критерий неполадки его брать не стоит, но как один из нескольких можно.
Если механизм вышел из строя, будет гореть «Check engine», при этом система выдаст ошибку «Р0340». Такой момент означает стопроцентную неисправность. Если такое произошло, необходимо проверить устройство. После детальной диагностики рекомендуется заменить неисправные детали.
Датчик фаз (положения распредвала)
Эту деталь вы найдете на головке блоков цилиндров с левой стороны. Принцип работы достаточно простой. На самом распредвале есть особый штифт. Когда он проходит мимо датчика, но посылает сигнал на него. Этот момент соответствует сжатию поршня первого цилиндра.
Контроллером определяется угол распредвала. Это важная информация для систем машины и выход из строя датчика имеет определенные последствия. Информация подается в ЭБУ автомобиля, которым она используется для управления зажиганием и подачей топлива в каждый из цилиндров.
В каких ситуациях требуется замена
Если данная деталь выйдет из строя, вы увидите на панели приборов автомобиля индикатор «Check». Так ЭБУ сигнализирует водителю, что нужно проверить двигатель. Одновременно с этим меняется схема подачи топлива – оно идет одновременно во все цилиндры и вследствие этого возрастает расход.
Причиной поломки может быть механическое повреждение, а также иное. Пытаться ремонтировать сам старый узел смысла нет – стоит он немного и вы больше потратите нервов и времени.
В видео ниже вы найдете инструкцию по замене данной детали (автор ролика — Alexandr V).
Инструкция по замене
Чтобы заменить датчик распредвала, вам понадобится только ключ на «10». Использовать лучше головку с воротом или трещотку. Обычным ключом работать будет неудобно, хотя все же вполне возможно.
Схема действий по демонтажу и установке такая:
- вначале отключите колодку с проводами, отжав фиксатор и слегка потянув ее вверх;
- теперь при помощи ключа открутите саму деталь;
- ее можно вытащить, слегка потянув в сторону лобового стекла;
- установка производится в обратном порядке действий.
Сложностей в этом процессе нет, но будьте осторожны и не повредите как колодку с проводами, так и разъем под сам контроллер на блоке цилиндров.
Схема подключения датчиков к ЭБУ
Посмотрим на разъём модуля ЭБУ, чтобы понять, как именно в нём нумеруются выводы:
ЭБУ M74: модуль с разными прошивками подходит для разных ДВС
Назначение клемм секции «1» приводится дальше:
Современные моторы оснащены таким полезным элементом бортовой системы управления как датчик фаз. Он располагается на левом боку головки двигателя Лада Калина 16 клапанов и призван определять в заданный момент угол поворота распредвала. Информация с датчика направляется в ЭБУ, где осуществляется его обработка, после чего контроллер выполняет управляющие или корректирующие действия. Без присутствия такого датчика достичь исправной работы движка в Лада Калина 16 клапанов практически невозможно, ведь не будут верно откорректированы фазы газораспределения.
После получения информации от датчика управляющая функция ЭБУ сводится к установке правильного момента зажигания и своевременной подаче требуемого объема топлива к каждому цилиндру индивидуально в Лада Калина 16 клапанов. Весь этот функционал и обеспечивает ровную, устойчивую работу мотора на различных оборотах и при использовании топлива с разным качеством.
Датчик положения коленвала
Хотя данный контроллер выходит из строя достаточно редко, его поломка может привести к самым неприятным последствиям. Вы можете просто встать посреди дороги без возможности продолжить движение.
Этот элемент установлен на крышке масляного насоса. ДПКВ передает информацию на ЭБУ, чтобы тот мог синхронизировать подачу топлива. Датчик индуктивного типа. Как уже сказано выше, из строя он выходит редко, но это становится большой проблемой.
В каких ситуациях требуется замена?
Если этот ДПКВ полностью вышел из строя, запустить двигатель у вас вообще не получится.
Но даже если он просто работает с перебоями, это можно узнать по ряду признаков:
- плохой запуск двигателя;
- нестабильная работа;
- снижение мощности;
- детонация при увеличении нагрузки.
Если вы заметили подобные признаки и других причин для них нет, меняйте датчик. Проверить его можно, протестировав сопротивление обмоток. Если показания омметра отличаются от 550-570, значит деталь неисправна. К счастью, стоит она немного и замена может производиться очень быстро.
Инструкция по замене
Чтобы заменить эту деталь, вам снова потребуется ключ на «10» и больше ничего.
- Отключите зажигание. Затем отсоедините колодку проводов, отжав фиксатор.
- Теперь отверните, используя ключ, болт крепления.
- Остается снять старый ДПКВ и установить новый в обратном порядке.
Замена устройства
Установка нового приспособления на самом деле довольно-таки проста. Для этого вам потребуется минимальный набор инструментов и совсем немного времени:
- отключите аккумулятор;
- сожмите пружинный фиксатор устройства;
- снимите колодку кабелей с датчика;
- выкрутите винты крепления;
- снимите датчик, установите новый и сделайте все те же манипуляции в обратной последовательности.
Именно так меняется датчик неровной дороги на большинстве автомобилей отечественного производства, на иномарках этот процесс может выглядеть немного иначе.
Видео «Проверка ДПКВ»
В видео ниже вы узнаете, как проверить работоспособность ДПКВ (автор ролика — IZO)))LENTA).
Добро пожаловать! Датчики температуры охлаждающей жидкости – если говорить именно об автомобиле Лада Калина, то в ней данных датчика всего два, один идёт на контроллер (Это мозги проще говоря), а другой на прибор, то есть один датчик показывает какова температура охлаждающей жидкости в автомобиле и выводит это все на прибор, а уже другой (Который показания на контроллер даёт) включает вентилятор системы охлаждения когда машина кипит, а так же топливно-воздушную смесь регулирует (Проще говоря когда автомобиль холодный, благодаря этому датчику он быстрее разогреется, потому что датчик богатит смесь и температура сразу же поднимается), оба данных датчика являются важными и если выйдут из строя принесут не мало хлопот, особенно это касается датчика который показания на прибор даёт, вить если он перестанет работать, то вы просто не будете знать температуру охлаждающей жидкости и в связи с чем двигатель можете перегреть.
Описание датчика скорости
Некоторые автолюбители путают датчик спидометра с датчиком задней скорости, но это неверно. Где стоит датчик скорости на Лада Калина 8 или 16 клапанов, какова распиновка разъема, как проверить устройство? Для начала рассмотрим основные теоретические моменты.
Место расположения, назначение и устройство
Скоростной контроллер в автомобиле Лада Калина представляет собой устройство, выполненное в пластмассовом корпусе в виде цилиндра. Внутри корпуса расположенный чувствительный компонент, определяющий скорость передвижения. Как можно понять, основное назначение устройства заключается в точном определении скоростного режима.
Что касается того, где находится датчик, то он располагается на коробке передач автомобиля, сверху. Чтобы получить к нему доступ, необходимо открыть капот — в моторном отсеке воздушный шланг соединяется дроссель с воздушным фильтром. Если вы демонтируете этот патрубок, то прямо под ним, на верхней части трансмиссии, сможете увидеть контроллер.
Как заменить датчики температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 1117-ВАЗ 1119?
Снятие: 1) Данные датчики заменяют абсолютно идентично, но в начале обесточить аккумуляторную батарею нужно, потому что при работе с электроникой всё может произойти и напряжения в бортовой сети быть не в коем случае не должно (Напряжение в бортовой сети, проще говоря во всём автомобиле, убирается по средством отсоединения клеммы минус с АКБ, более подробно о том как это сделать, читайте в статье: «Замена аккумулятора на автомобилях ВАЗ», в пункте 1 всё написано), после проделанной операции идём дальше, берите в руки отвёртку и ею ослабьте винт (Указан красной стрелкой) который один конец воздушного патрубка к корпусу воздушного фильтра подсоединяет, как только винт будет ослаблен отсоедините в этом месте шланг (Указан жёлтой стрелкой) и уберите его в сторонку, тем самым у вас откроется хороший доступ к обоим датчикам температуры (Один для наглядности указан зелёной стрелкой, это тот который на контроллер идёт), кстати кроме того ещё экран с двигателя снимите если он у вас присутствует (Он на фото синей стрелкой указан), снимается довольно таки легко, просто руками по бокам возьмите и применив незначительную силу, снимите экран с двигателя автомобиля.
Примечание! Некоторые люди полностью корпус воздушного фильтра снимают чтобы он не мешал, поэтому если вы видите что он вам мешает и без его полного снятия нужный вам датчик заменить не удастся, то в таком случае снимите корпус воздухофильтра с автомобиля, о том как это сделать читайте в статье: «Замена корпуса воздухофильтра на ВАЗ»!
2) Теперь из радиатора слейте охлаждающую жидкость (О том как это сделать, смотрите в статье: «Замена охлаждающей жидкости на автомобиле»), хотя можно и не сливать её, но в этом случае резкие руки нужны и немножко ловкости (Какой путь выберете вы решать вам, но если вы не захотите сливать жидкость с автомобиля то ничего в этом страшного нет, главное чтобы воздушная пробка не образовалась, а для этого быстро всё делать нужно), после чего отсоедините от нужного вам датчика колодку проводов (см. фото 1 и 2) и взяв в руки гаечный ключ или же вороток с накидной головкой, выверните так же нужный для вас датчик из отверстия в которое он завёрнут (см. фото 3 и 4), когда датчик будет вывернут, снимите его с автомобиля, в том случае если вы не захотели сливать жидкость из радиатора, то она сразу же польётся как только вы датчик снимите, поэтому здесь нужно снимать датчик немного по другому (Та самая ловкость нужна о которой мы ранее говорили), делается это всё следующим образом, в начале вы гаечным ключом немножко выворачиваете датчик и когда он вот вот вывернется, берёте в одну руку новый датчик и ключ при этом убираете, старый же датчик пальцами руки начинаете понемножку выворачивать прижимая его при этом (А то через отверстия жидкость польётся, если прижимать не будете), как только поймёте что датчик выкручен и жидкость не выливается лишь потому что вы его прижимаете, резко убираете его и на его место новый ставите, так же прижимая заворачиваете понемножку новый датчик и проверяете работает ли он или же нет.
Примечание! На фотографиях выше 1 и 3 показан датчик идущий на контроллер, на фотографиях же 2 и 4 датчик идущий на прибор показан, поэтому будьте внимательны!
Установка: Устанавливается новый датчик на своё место в обратном порядке снятию, при установке герметиком можно его смазать, чтобы через него жидкость не вытекала, кроме того проверить на работоспособность ещё старый датчик можно, для этого подготовьте мульти-метр и чайник с градусником и кружкой, ставите после чего чайник и ждёте пока он вскипит или просто немного нагреется, затем наливаете воды в кружку и кидаете туда датчик но вы только смотрите контактами его не утопите, а то он сразу перестанет работать (Датчик нужно кинуть точно так же как на фото ниже показано, на данном фото отчётливо видно что контакты у датчика находятся не в воду а на верху и тем самым, с датчиком ничего не случиться), как только работа сделана, берите в руки мульти-метр и подсоединяйте выводы идущие от него к датчику (Чёрный провод на минус кидайте, то есть проще говоря на металлическую часть корпуса датчика, а другой, красный провод, к контакту датчика подсоедините), после этого мульти-метр должен будет выдать показания (см. таблицу под фото ниже, сверяясь по градуснику и по показаниям прибора, показания должны быть точно такие же или совсем чуть-чуть отличаться как указано в таблице) в связи с которыми вы определите работает датчик у вас или же нет.
Неисправности электронной педали газа
Подвижные контакты и токопроводящие дорожки подвержены износу, что делает их сигналы некорректными. В результате двигатель будет работать неустойчиво, появятся «провалы», на холостом ходу обороты будут «плавать». При появлении неисправности в работе Е-газ на панели приборов загорится контрольная лампа Check Engine, и ЭБУ переведет систему на резервный режим работы, при котором обороты будут набираться медленно, даже при резком нажатии на педаль газа. Также может увеличиться расход топлива.
Если из строя выйдут оба датчика, ЭБУ переведет систему управления двигателем в аварийный режим работы, мотор будет работать только на оборотах чуть выше холостого хода (1500 мин-1). В этом случае рекомендуется обратиться на СТО для замены вышедших из строя деталей по гарантии.
Все датчики двигателей 21116, 21126, 21127
Каждый датчик снабжён разъёмом, закреплённым на его корпусе:
Второй контакт датчика – это сам корпус
Бесперебойную работу двигателя обеспечивает набор элементов:
- Датчик расхода воздуха (ДМРВ) – часть системы впуска. Не используется на двигателях 21127. Деталь обозначается, как 11180-1130010;
- Два датчика положения дроссельной заслонки – переменные резисторы, встроены в дроссельный патрубок;
- Датчик температуры тосола – терморезистор с винтовым креплением, вкручивается в кожух термостата. Номер в каталоге – 21120-3851010;
- Датчик детонации – пьезоэлемент с двумя выводами, закреплён на корпусе блока цилиндров. Номер по каталогу – 21120-3855020;
- Два датчика кислорода (ДК), диагностический и управляющий – оснащены винтовым креплением, вкручиваются в корпус приёмной трубы. 21074-3850010 – это обозначение каждого модуля;
- Датчик скорости – электронный модуль, закреплён на кожухе КПП сверху. Обозначение по каталогу – 21700-3843010;
- Датчик положения коленвала (ДПКВ) – электронный модуль, закреплён на корпусе масляного насоса. Обозначается как 21120-3847010;
- Датчик фаз – электронный модуль под обозначением 21120-3706040. В конструкции двигателя 21116 не используется;
- Датчик давления масла – имеет винтовое крепление, обозначен как 11180-3829010.
Элемент, указанный под номером «9», будет установлен в разных точках в зависимости от комплектации (см. фото). На третьем рисунке отображено, где закреплён датчик «8»:
В конструкции системы резонансного впуска использован отдельный датчик, измеряющий температуру и давление воздуха. Элемент обозначается как 21800-1413010:
Датчик давления и температуры воздуха в моторе 21127
Устройство модулей дроссельных заслонок не рассматривалось. Недочёт исправлен ниже.
Для разных моторов «Калины-2» подходит свой, уникальный по конструкции модуль, содержащий дроссельную заслонку с электроприводом:
- 21126-1148010 – элемент предназначен для ДВС 21126;
- 21127-1148010 – часть конструкции двигателя 21127;
- 21116-1148010 – часть впускного тракта 8-клапанного мотора (21116).
Корпус модуля выполнен из лёгких сплавов и снабжён разъёмом, к которому подведены контакты датчиков и электродвигателя.
Дроссельный узел двигателя 21126
При необходимости модуль лучше заменять в сборе, а не пытаться чинить его.
Проводя манипуляции с электрическим оборудованием, нужно отключать от АКБ «минусовую» клемму. К операции по замене датчиков требование относится тоже.
Расположение датчиков на калине 8 клапанов
Эти данные служат для уникализации устанавливаемых запчастей в определенный период выпуска, так как производители постоянно модернизируют автомобили с конвейера.
Современные автомобили представляют собой сложные агрегаты, изобилующие большим количеством электронных модулей. Чувствительные сенсоры передают информацию о состоянии блоков в режиме реального времени, что позволяет ЭБУ правильно контролировать процессы, происходящие в моторе.
Не смотря на достаточную надежность, датчики Лада Калина способны выйти из строя, чем нарушить работоспособность всей силовой установки. Следовательно, для их ремонта или замены потребуется узнать, где они находятся.
Датчик расхода воздуха Лада Калина расположен во спускном коллекторе, непосредственно за воздушным фильтром. Также сенсор иногда называют расходометр кислорода. Устройство отвечает за измерение и передачу информации о количестве воздуха, попадающего в двигатель.
При этом, следует учитывать что, на отдельных автомобилях, расположение датчика может отличаться.
Некоторые автомобилисты задают вопросы по типу, на Лада Калина где находится датчик температуры антифриза. Вопрос достаточно редкий – сенсор выходит из строя не часто. Вставка отвечает за передачу информации о состоянии охладителя, что помогает ЭБУ правильно распределять нагрузку.
Непосредственно сам датчик производитель установил на корпусе термостата.
ДД – датчик детонации
Следующий чувствительный элемент представляет собой часть системы защиты двигателя от возникновения детонации топливной смеси. Деталь улавливает вибрации и передает информацию на БК.
Расположен элемент в корпусе блока двигателя, между 2 и 3 цилиндрами.
При вопросе, где находится датчик холостого хода Лада Калина, достаточно заглянуть в дроссельную заслонку, где в байпасном канале и установлена нужная деталь.
Сам элемент представляет собой защиту мотора от перелива бензина на холостых и регулирует их количество. Если деталь вышла из строя – силовая установка работает не стабильно, чихает, кашляет или глохнет.
Также потребуется диагностика, когда машина ведет себя не правильно:
- плавают обороты двигателя;
- нарушена стабильность работы силовой установки;
- после запуска ДВС сразу же глохнет.
О том, что причиной неприятностей может быть именно ДХХ, расскажет педаль газа. К примеру, двигатель запустился и водитель удерживает педаль в зажатом состоянии – все нормально. Только стоит отпустить рычаг, как силовая установка начинает барахлить, чихать или глохнуть.
Следующий часто ломающийся сенсор – датчик скорости или скоростеметр. Вставка расположена на корпусе сцепления и выглядит как разъем, привинченный двумя болтами.
Определить поломку детали достаточно просто – если на машине перестал работать спидометр, следует проверить именно его.
Датчик давления масла отвечает за правильность смазки картерного отсека и состояние системы его вентиляции. Если в устройстве присутствует утечка – датчик передает информацию на ЭБУ.
Расположена деталь рядом с кожухом ремня ГРМ и меняется при помощи ключа №13.
Датчик управления длиной каналов впуска
На Лада Калина устанавливается дроссель с регулируемой длиной каналов. Специфическая конструкция позволяет добиться предельной эффективности двигателя при разной нагрузке и частоте вращения коленчатого вала.
За уменьшение или увеличение самих каналов отвечает соответствующий датчик. Деталь располагается над шкивами распределительных валов и выглядит как пластиковый штуцер черного цвета.
Также в машине присутствует большое количество других датчиков, отвечающих за основные или вспомогательные системы. Полный список чувствительных элементов можно найти в сервисном руководстве автомобиля.
Диагностика неисправностей
Датчик, определяющий угол поворота – это переменный резистор с 3-мя выводами. Терморезистор, а также пьезоэлемент снабжены двумя контактами. Датчик положения коленвала состоит из соленоида и магнита. А вот датчики скорости и фаз содержат в своей конструкции электронику.
Заметим, что выход из строя датчика фаз не приводит к поломке или остановке двигателя. То же можно сказать и об измерителе скорости.
Каждый из двух кислородных датчиков – это сложное электронное устройство. Но надёжность их схем можно считать высокой. Датчики Холла, используемые для контроля скорости и фаз, выходят из строя чаще, чем анализатор кислорода.
Кислородный датчик для двигателей 21116, 26, 27
Переменный резистор, применённый в любой конструкции, дублируется. Если показатели, полученные с двух «подковок», разнятся, то включается лампа Check.
Все ошибки, в том числе обрывы и замыкания контактов датчиков, блок ЭБУ отслеживает постоянно.
Допустим, лампа Check Engine не горит. Если при этом чувствуется, что мощность снизилась и динамика ухудшилась, пробуйте заменить один из элементов:
Грамотный выбор
Лада Калина 8 клапанов имеет определенные отличия от 16 — ти клапанного мотора. Однако автомобильные специалисты иногда осуществляют монтаж механизма с 8 клапанами на 16, при этом двигатель работает правильно.
Основные отличия похожих элементов системы:
- форма;
- размер разъема.
Датчик фаз Калина 8 кл может отличаться отсутствием специальной прорези, необходимой для сигнального диска. Такое изделие нельзя устанавливать на двигатель с шестнадцатью клапанами. Он функционирует со штырем, установленным на распределительном вале (на самом торце).
Во избежание ситуаций несоответствия, приобретайте механизм по характеристикам двигателя. Не нужно обращать внимание на маркировку производителя. Номер запчасти по каталогу ВАЗ (Гранта, Ларгус, Калина, Приора) будет всегда одинаковым:
- мотор с восемью клапанами – 21110370604000;
- 16-клапанный – 21120370604000.
Определение поломки
Устройство находится в близости от головки блока цилиндра, на силовом узле. Понять первые признаки плохого функционирования механизма легко, особенно опытному автолюбителю.
Вот основные критерии распознавания поломки:
- загорается, потухает лампочка, предназначенная для постоянного контроля двигателя во время проворачивания ключа зажигания в машине;
- загорается «Check engine» на приборной панели после того, как стартер делает три — четыре оборота и мотор приходит в действие. Датчик будет срабатывать, если электронный блок управления не будет получать необходимой информации и ему приходится использовать данные от ДПКВ;
- динамика мотора становится хуже – транспортное средство передвижения медленно нагоняет скорость (это легко заметить при движении под уклон). В этом случае причин неполадки три. Первая — датчик распредвала сломан, вторая – поломка ДМРВ, третья — снижена компрессия;
- сильный топливный расход – такой «симптом» не очень точный, имеет целый ряд возможных причин. Как отдельный критерий неполадки его брать не стоит, но как один из нескольких можно.
Если механизм вышел из строя, будет гореть «Check engine», при этом система выдаст ошибку «Р0340». Такой момент означает стопроцентную неисправность. Если такое произошло, необходимо проверить устройство. После детальной диагностики рекомендуется заменить неисправные детали.
Про реальный расход топлива Лада Калина
Расход топлива, который указывает производитель может значительно отличаться от тех показаний, которые наблюдают владельцы этого автомобиля. Выясняем, какой расход бензина Лада Калина указан в руководстве по эксплуатации и какие реальные цифры наблюдают автолюбители.
В технических характеристиках Калины (седан. универсал. хэтчбек или спорт ) указан «Расход топлива по ездовому циклу, л/100 км «:
- для Калины 1,4л равен 7,0;
- для Калины 1,6л от 7,2 до 7,8.
Чтобы определить реальный расход топлива на Калине 1,4 мы проанализировали отзывы владельцев. в результате выяснилось, что:
- Расход по городу колеблется от 6,8л/100км, до 11,5л/100км. Средний показатель 8,47л/100км.
- Расход по трассе колеблется от 5л/100км, до 8,5л/100км. Средний показатель 6,18л/100км.
- Смешанный цикл колеблется от 6,5л/100км, до 8,3л/100км. Средний показатель 7,29л/100км.
Расход топлива у Калины 1,6 будет немного больше, средний показатель 9/6,8/8 для город/трасса/смешанный. Почему у одних на автомобиле Лада Калина большой расход топлива, а у других на много меньше? Причин может быть несколько, вот основные из них:
- Стиль вождения. Отличия в расходе топлива при спокойной езде и активной (с резкими торможениями и разгонами) могут быть значительными (10-25%).
- Качество бензина. Расход бензина АИ 95 будет меньше, чем АИ 92 (статья ).
- Сезонность. Расход Калины на 100 км. зимой будет больше из-за скользкой дороги и прогревов. Разница с летом будет на 1-2 литра.
- Пробки. Даже небольшая пробка способна увеличить расход бензина на 2л.
- Кондиционер. При включенном кондиционере расход Калины увеличивается на 0,5-1л.
- Неисправности Калины. Если значительно увеличился расход топлива на Калине, то следует выполнить диагностику автомобиля и определить причины большого расхода бензина .