Помощь при старте на подъеме (Hill-Start Assist Control): суть системы и принцип работы

Комфорт и безопасность пассажиров являются чрезвычайно важными факторами для автопроизводителей при выпуске современных автомобилей. Причем, если еще 5-10 лет назад электронные помощники при управлении авто были присущи только наиболее дорогим моделям, в последнее время даже бюджетные комплектации оснащаются целым рядом ассистентов. Одной из важнейших для водителя является система помощи при старте на подъеме (Hill-Start Assistant Control). Чтобы владелец авто понимал, как работает данная опция и когда она способна помощь, нужно четко понимать суть такого сервиса, а также принцип его действия.

В чем суть ассистента HAC

Своим появлением сервис помощи водителю HAC обязан японскому авто]Toyota[/anchor]. Специалисты автокомпании разработали данный ассистент, который позволяет предотвратить откатывание машины в обратном направлении во время начала движения на гору. Наличие подобного ассистента позволяет автомобилисту не использовать ручной тормоз. Использование подобного помощника чрезвычайно важно во время начала движения на крутых подъемах, где многие автолюбители не способны удержать автомобиль и допускают его откат под уклон либо глохнут.

Появление ассистента HAC стало возможным благодаря существованию системы динамической стабилизации. По своей сути, данный сервис является не отдельным техническим элементом, а предполагает установку дополнительного ПО к существующей системе стабилизации. Его применение и позволяет автомобилю не скатиться вниз во время старта движения на подъеме. Благодаря использованию системы помощи для автомобиля создается тормозное усилие, за счет которого машина удерживается в течение нескольких секунд в неподвижном состоянии.

Совмещение с DAC

Системой поддерживаются драйвера на крутых холмах и нисходящих склонах. Помимо HAC (Hill-Start Assist Control) в автомобиле можно применить еще одну технологию — DAC (DownHill Assist Control). HAC поддерживает драйверы крутых холмов, в то время как DAC делает это же при спускании с трассы. Для водителя могут стать внезапными случаи, когда транспортное средство скользит при спускании с крутых подъемов или при езде по скользким поверхностям (скажем, зимой). HAC минимизирует откат автомобиля, управляя давлением тормозной жидкости, когда нога водителя снимается с педали тормоза и переходит на рычаг газа. Кроме того, DAC поддерживает скорость автомобиля на 5 км / ч, чтобы обеспечить стабильность движения машины при спуске с крутых склонов или скользкой поверхности.

Отсутствие системы HAC

Без системы Hill start assist происходит следующее:

  1. При поднятии на крутую возвышенность, транспортное средство катится обратно и без толчка ему трудно подняться, поскольку он проскальзывает;
  2. Система HAC помогает усилить контроль над машиной и предотвращает поворот колес в разные стороны.

Отсутствие системы DAC

Если не установить данную систему в свою машину, случится следующее:

  1. Колеса блокируются при нажатии на педаль при спускании с крутого склона;
  2. Благодаря системе улучшается управляемость во время спуска с крутых и скользких поверхностей.

Принцип работы HAC

Суть работы данного ассистента можно описать следующим образом – после того, как водитель убирает ногу с педали тормоза, давление в тормозной системе снижается крайне медленно, что предусматривает удержание авто в статичном виде в течение нескольких секунд. Подобный сервис будет работать при соблюдении следующих условий:

  • угол наклона, при котором возможна сработка ассистента составляет 5 и более градусов;
  • в автомобиле включено зажигание и двигатель работает;
  • тормозная педаль выжата.

Сам принцип работы ассистента предполагает четыре основных цикла:

  • создание – в данный период наблюдается максимальное тормозное усилие в следствии нажатия педали тормоза;
  • удержание – тормозное давление удерживается на высоком уровне до того момента, пока автомобиль не тронется с места;
  • снижение – усилие тормозной системы становится слабее;
  • сброс – в системе отсутствует тормозное давление.

Принцип работы

Датчик ускорения с помощью постоянного тока определяет, когда транспортное средство находится на высоте. Этого не происходит в тех случаях, когда техника находится в местности с ровной дорогой.

Когда наклон определяется датчиком ускорения, водитель начинает нажимать педаль тормоза, но это давление сохраняется еще около 2 секунд после того, как владелец машины заберет свою ногу. Когда работает драйвер ускоритель, тормозное давление разблокировано.

В каких ситуациях ассистент сможет помочь водителю

Благодаря наличию помощника при начале движения на подъеме водитель может избежать проблем в следующих сложных ситуациях:

  • двигатель автомобиля глохнет во время максимальной нагрузки и недостаточного использования педали газа;
  • некачественное покрытие, гололед, мокрый асфальт, в результате чего происходит пробуксовка колес автомобиля;
  • откатывание машины;
  • различное сцепление ведущих колес с дорогой в ситуации, когда одно из колес попадает на заснеженную часть дороги.

По каким причинам система может не работать

Как правило, ассистент помощи при трогании на подъеме, который встроен в основной блок управления помощниками ABS либо ESP, не работает в следующих ситуациях:

  • не работает сам блок управления системами;
  • есть проблема с датчиками вращения колес;
  • произошел обрыв электропроводки либо датчиков;
  • чрезмерный износ тормозных колодок;
  • в тормозной системе не хватает жидкости;
  • между тормозными дисками и колодками присутствует жидкость, которая не позволяет применить эффективное торможение.

Устройство и принцип работы на примере Лада Веста

Принцип работы Hill Start Assist на автомобиле Lada Vesta не сильно отличается от общего подхода, используемого на других автомобилях.

Устройство работает по принципу снижения давления в тормозной системе после отпускания педали акселератора.

Для активации работы HSA требуются три компонента:

  1. Автомобиль заводится;
  2. Педаль тормоза нажата;
  3. Угол наклона превышает 5% (если ранее не был задан другой параметр).

Само устройство работает на основе четырех циклов (фаз), каждый из которых выполняет определенную задачу:

  1. Создается достаточное тормозное давление для работы;
  2. Обеспечивает сохранение тормозного давления;
  3. Снижает давление в тормозной системе;
  4. Давление сброшено.

В момент нажатия на тормоз (в момент подъема) тормозная система выполняет свои функции при условии, что клапаны (переключающие и всасывающие) открыты. В результате система помощи при трогании с подъема создает тормозное давление, которое удерживает автомобиль на месте.

После отпускания тормоза переключающие клапаны закрываются, и в тормозных контурах поддерживается необходимое давление, что предотвращает скатывание автомобиля при переходе ноги с одной педали на другую.

Как только дроссельная заслонка открывается (педаль акселератора нажата), перепускные клапаны открываются. Этот фактор способствует снижению тормозного давления.

Когда крутящий момент двигателя достигает необходимой скорости, переключающие клапаны открываются на 100%, обеспечивая сброс давления.

Следует отметить, что система помощи при трогании с подъема работает только в гору. Интересным фактом является то, что направление движения значения не имеет. Следовательно, устройство будет работать и при движении в гору задним ходом.

На каких автомобилях система может быть задействована

Как известно, сама система предназначена для защиты автомобилей от скатывания при начале движения на подъеме, уклон которого превышает 5 градусов. Первоначально разработчики планировали использовать ее лишь на моделях, оснащенных коробкой-«автомат». Однако, после великолепных результатов, продемонстрированных сервисом при работе в паре с автоматической КПП, производители приняли решение попробовать задействовать аналогичную систему и на машинах, оборудованных механической трансмиссией. Несмотря на то, что разработчики пересмотрели принцип действия ассистента и постарались адаптировать его под «механику», отзывы о его работе в данном случае не настолько хороши, как для автомобилей с АКПП. Основная проблема в том, что сервис не понимает, когда водитель начинает движение, а когда выполняет обычную перегазовку. В результате, вместо помощи владелец авто может получить дополнительные проблемные ситуации. Поэтому, если автомобиль, оснащенный механической КПП, оборудован подобным сервисом, то водителю потребуется пройти ряд тренировок, чтобы адаптироваться к его работе.

Что такое Hill Start Assist?

Устройство.

Hill Start Assist — комплекс узлов, действие которых направлено на предотвращение откатывания машины на наклонной дороге.

Главная задача.

Упростить работу водителю в момент остановки на подъеме (например, перед светофором на перекрестке) и исключить применение ручника. HSA устанавливается на легковые автомобили российских и зарубежных марок.

Задача Hill Start Assist — создать дополнительное тормозное усилие, которое удержит машину на крутом склоне. При этом удерживающая сила возникает после отпускания педали тормоза.

Благодаря действию HSA, в момент переноса ноги с педали тормоза к педали газа машина не скатывается, а надежно фиксируется на одном месте.

Такая система — надежный помощник при необходимости частого перемещения по городу, в условиях бездорожья или горных дорог.

Начинающие автолюбители путаются в аббревиатурах. Причину этого явления легко объяснить — у каждого производителя индивидуальное название для HSA:

  1. У компании Фольксваген рассматриваемая в статье система носит название Hill Hold Control (сокращенно — HHC).
  2. У производителей Фиат или Субару — Hill Holder.
  3. У Тойота Hill-Start Assist Control (HAC или HSA).
  4. У производителя Ниссан — Uphill Start Support (аббревиатура — USS).

Устройство помощи, обеспечивающая фиксацию автомобиля на подъеме, строится на базе динамической стабилизации.

Речь идет о программном расширении, установленном на многих автомобилях. Это означает, что Hill Start Assist самостоятельной системой не считается.

Работа HSA активируется в автоматическом режиме, когда машина стоит на уклоне под углом 5 градусов и более.

Указанный угол разрешается регулировать в одну или другую сторону для достижения наибольшего комфорта в движении.

Когда водитель планирует тронуться с места, он отпускает тормоз, после чего переводит ногу на газ.

В момент сбрасывания педали тормоза тормозная система продолжает работать до открытия заслонки дросселя. Такое действие не дает машине скатиться, что повышает безопасность движения и комфорт для автолюбителя.

Основные недостатки ассистента

Как и большинство электронных систем, данный помощник наряду с массой положительных качеств имеет и немало недостатков. К их числу можно отнести:

  • «непонимание» ситуации, особенно в случае, если автомобиль оснащен механической КПП;
  • в случае выхода из строя, система может потребовать обращения в специализированный сервис и дорогостоящего ремонта.

В целом нужно сказать, что наличие ассистента, помогающего не допустить скатывание автомобиля во время начала движения на подъеме, является весьма важным и полезным моментом в его комплектации. Особенно важно наличие данного сервиса для начинающих автомобилистов, которые имеют небольшой стаж вождения и не всегда способны проявить должную реакцию на внештатные ситуации на дороге.

Автор: Константин Старченко

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]