Итак, у автомобиля потухла фара и он стал «одноглазым». Если установка осветительных элементов производилась в автосервисе, а до истечения срока лампы еще далеко, то по гарантийному договору ее обязаны поменять бесплатно. Но далеко не каждый автовладелец из-за такой мелочи готов остаться без средства для передвижения на несколько суток, как это бывает при большой очереди на обслуживание, поэтому проще заменить лампочку самому.
Благо процесс этот в большинстве случаев не представляет особого труда, хотя и не лишен некоторых нюансов. Их то и нужно разобрать подробнее.
Коротко о сроке службы головной оптики
В принципе у любого автомобильного источника света есть определенный ресурс работы, измеряемый в часах, например:
- для галогенки — 600–800 часов;
- для ксенонки — 2000–2500 часов;
- для LED — до 20000 часов.
При этом стоит учитывать, что 2/3 времени большая часть водителей ездит на ближнем свете, расходуя ресурс именно этой составляющей.
Следовательно, если по приблизительным прикидкам лампа уже «пробегала» отмеренный заводом изготовителем срок, то, скорее всего, пришло время заменить лампу ближнего света не особо заморачиваясь с диагностикой причин.
Рекомендуем ознакомиться: Какой штраф грозит за езду с нерабочей фарой ближнего света
Необходимые инструменты
Замена элементов ближнего света на разных автомобилях отличается. Простой вариант — открытый доступ к задней части фонаря для демонтажа сгоревшей детали и установки новой. В таком случае понадобится только ключ на 10 или 12, чтобы отсоединить аккумулятор автомобиля.
В некоторых моделях для замены потребуется снять бампер, фару или переднее колесо для доступа в специальное монтажное отверстие. В таком случае следует приготовить:
- набор гаечных ключей;
- ткань;
- несколько отверток разных размеров.
Что нужно для замены
Главный подозреваемый в неисправности — это лампа. Для проверки ее работоспособности существует два подхода;
- Отсоединить контактную колодку, включить свет на панели приборов и проверить тестером наличие напряжения на контактах.
- Проверить мультиметром контакты самой лампочки на разрыв цепи (не подходит для газоразрядных ксенонок).
- Поменять сломанный элемент на соседний, с противоположной стороны для дифференциации поломки.
Если лампа исправна, то придется проверить всю электрическую цепь, идущую к фаре начиная с предохранительного блока.
Оценить состояние лампочки можно и визуально.
У галогенки будет разрушена нить накала, что видно невооруженным взглядом.
При некачественном изготовлении стеклянная колба галогенки может деформироваться.
Риск возникновения обоих вариантов возрастает, если при монтаже оставить потожировые следы на стекле. На загрязненном участке нарушается теплоотвод, вследствие чего или перегорает вольфрамовая нить, или плавится стекло. Именно поэтому трогать руками колбу не рекомендуют.
Колба ксеноновой лампочки при перегорании покрывается изнутри копотью.
Это происходит при неисправности блока розжига, когда внутри колбы возникает дуговой разряд.
Перегоревший светодиодный источник света внешне ничем себя не выдает, да и проверить его мультиметром без разборки не выйдет.
Когда в источнике неисправности сомнений не возникает, пришла пора заменить лампу на новую. Для этого понадобится:
- резиновые или хлопковые перчатки;
- отвертка;
- новая лампочка, идентичная по параметрам оригинальной.
Перчатки придется одеть перед открытием коробки с новым прибором во избежание случайных касаний руками стеклянной колбы. Для светодиодных источников света это правило не обязательно.
Советы по выбору лампочек для фар
В настоящее время чаще всего используются лампочки с цоколем H7. Они подразделяются на:
- галогеновые;
- светодиодные;
- галогеновые с эффектом ксенона;
- ксеноновые.
Галогеновые лампы имеют наиболее усреднённые показатели. Эти лампы наиболее распространены среди автовладельцев. Но эти лампы также и самые недолгосрочные вследствие их высокого нагревания. Галогеновые лампы с эффектом ксенона всегда имеют увеличенный срок эксплуатации, по сравнению с обычными галогеновыми.
Светодиодные лампы более экономичные, но более уязвимы для внешнего воздействия: ударов, сотрясений. Но при этом светодиодные лампы — рекордсмены по сроку эксплуатации. Также, приобретя данные лампочки, вы можете столкнуться с некоторыми сложностями при настройке светового пучка, описанными ниже в статье.
Ксеноновые лампы невосприимчивы к сотрясениям и вибрациям. Их температурный режим наиболее близок к режиму дневного света. Но позволить себе такие лампы сможет не каждый в виду их высокой стоимости. Также ксеноновые лампочки требуют установки дополнительного блока розжига света.
Как правило, при выборе лампочек для замены водители руководствуются надежностью и дешевизной. Немаловажным фактором также является эффективность работы ламп в условиях недостаточной видимости. Под эти критерии среди галогеновых лампочек отлично подходят лампочки фирмы Philips и BOSCH. Лампочки Philips, как и почти вся другая продукция этой компании, являются наиболее долгоиграющими галогеновыми лампами, но и менее яркими.
Это интересно: Перспективы отмены транспортного налога в России в 2022 году
Исключением являются Philips «X-Treme Vision», которые производят светодиодные лампочки с усиленным световым потоком, но срок эксплуатации у них ниже, чем у одноклассников. Лампы BOSCH наоборот изнашиваются быстрее, но светят, как правило, ярче. Цветовая гамма пучка света у лампочек BOSCH также разнообразнее.
Среди светодиодных лампочек наиболее качественными являются Philips «X-Treme Vision» и корейская серия «MTF-Light Argentum» с высокой температурой свечения и яркостью.
Наиболее популярные галогеновые лампочки с эффектом ксенона производят корейцы. «MTF-Light Palladium» представляет собой лампу с достаточно высокой температурой свечения (5500 К) и привлекательным эффектом дорогостоящего ксенона. Эта модель также является наиболее бюджетной из ксеноновых ламп. Также стоит выделить «Osram Cool Blue Intense», которая визуально близка к оригинальному ксенону. Свет, исходящей из такой лампы, имеет привлекательный бело-голубой оттенок.
Наиболее популярной ксеноновой лампой в России является «MaxLux H7». Соотношение её стоимости и характеристик является достаточно выгодным. Эта лампа, при стоимости до 950 рублей, имеет молочно-белый и голубоватый оттенки и температуру свечения от 4300 до 6000 К. Недостатком лампы является её производство на китайских заводах Sho-Me, что порой даёт повод усомниться в качестве и целостности при доставке товара в магазины.
Всегда внимательно проверяйте покупаемые лампы на предмет неожиданных трещин и деформаций!
Для более дорогих моделей существуют японские топовые производители, такие как KOITO MANUFACTURING. Стоимость таких ламп самая высокая, но и качество разительно отличается от коллег в лучшую сторону.
Самые дешёвые лампочки вы можете найти у отечественных и «Диалуч». Но об этих лампочках можно сказать лишь одно — их низкая цена полностью соответствует качеству. Такие лампочки более подходят владельцам отечественных автомобилей и автомобилей, собирающихся на российских заводах (например Hundai «Accent» и Renault «Logan»).
Как подобрать нужную лампу
Важно чтобы источник света соответствовал технической документации конкретного транспортного средства, так как установка более мощного или слабого прибора может вывести из строя электронный блок управления системами автомобиля. Для подбора необходимой модели можно извлечь сломанный источник света и взять его с собой в магазин автотоваров. Консультанты помогут разобраться с маркировкой и подобрать замену с соответствующим цоколем и мощностью, хотя в этом несложно разобраться и самому.
Самые распространенные виды цоколей для автомобильных ламп головного света.
Галоген и ксеноновый свет
Автопроизводители используют на своих машинах различные технологии выполнения светотехники. Распространение получили галогеновые и ксеноновые лампочки или же суперсовременное светодиодное LED-освещение. Каждая из этих технологий имеет определенные преимущества и недостатки. Например, LED способны работать на протяжении многих лет, не требуют замены и какого-либо обслуживания. Однако по причине своей высокой стоимости такая светотехника устанавливается исключительно на автомобили бизнес- и премиум-класса.
Преимущества галогенового света:
- низкая цена;
- легкость установки;
- безопасная работа;
- минимальное потребление электроэнергии;
- широкий спектр применения;
- простота конструкции фары.
Галогеновые фары пользовались наибольшей популярностью в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века. Они имеют доступную цену, обеспечивая должный уровень освещения дорожного полотна в тёмное время суток. Однако сегодня, с ужесточением требований в области безопасности автомобилей, галогенки уже не соответствуют установленным стандартам, поэтому большинство автопроизводителей отказались от их использования на своих машинах. Они заменены на более современные, долговечные и качественные ксеноновые фары.
Также будет интересно: Двигатель GDI: чем отличается от аналогов (преимущества и недостатки)
Преимущества ксенонового света:
- наличие двух электродов вместо нити накаливания;
- качественное освещение дороги;
- мощный направленный или рассеянный свет.
Единственный недостаток ксеноновых лампочек — это их высокая стоимость, которая может быть на порядок больше стоимости галогена. Следует учитывать длительность эксплуатации таких элементов освещения. Их ресурс составляет 2−3 тысячи часов.
Ещё одной особенностью использования ксенона является тот факт, что потребуется в обязательном порядке устанавливать омыватели фар — это позволяет предупредить рассеивание света и ослепление водителей встречных автомобилей.
Правильная замена лампы ближнего света
Если на цоколе лампы присутствует переходник, то его необходимо отсоединить и подключить к новому прибору.
Лампа с переходником.
У цоколей H4, H7, H19 специальные выступы расположены таким образом, что поместить их получиться только в одном положении. Конструкционные пазы в фаре не позволят разместить лампу не той стороной. Последующая сборка происходит в обратном порядке:
- Руками в чистых перчатках, не касаясь пальцами стеклянной колбы, лампочка помещается в посадочное место ушками в конструкционные пазы. При этом иногда удобнее устанавливать лампочку визуально контролируя процесс спереди, через стекло фары.
- Надевается защитный кожух.
- Подсоединяется контактная колодка.
- При соответствующей конструкции фарный блок закрывается крышкой.
После проведения манипуляций нужно подсоединить силовой кабель к контактам аккумулятора и проверить работоспособность новых осветительных элементов.
Если же колба оказалась случайно загрязнена, то перед монтажом ее необходимо тщательно протереть спиртом и высушить сухой салфеткой.
Проверка предохранителя
Поскольку одной из частых причин неполадок с ближним светом является неисправность в предохранительном блоке, то работу начинают именно из этого места.
Проверка предохранителя
В большинстве случаев предохранительный блок расположен рядом с аккумулятором. Для замены отжимаются защелки крышки блока, после чего она легко снимается. Большинство производителей транспортных средств оставляют на внутренней стороне крышки блока подробную схему, которая показывает, за какую конкретно цепь отвечает каждый предохранитель. Если такой схемы нет, то придется поискать ее в инструкции по эксплуатации. Если же предохранители в порядке, то нужно приступить к следующему этапу.
Как поменять стекло
Иногда вылетевший из-под колес другого автомобиля камень может разбить стекло фонаря, не повредив другие элементы фары. К подобным же последствиям может привести и легкая авария. В подобных случаях замена фары целиком будет нецелесообразна. Особенно если она стоит дорого. Автовладелец может попробовать заменить только стекло фонаря, хотя сделать этого сложнее, чем просто заменить фару в сборе.
Для замены стекла необходимо полностью демонтировать фару с автомобиля. После этого снимите с нее поврежденное стекло «отстегнув» пластиковые защелки, с помощью которых оно крепится к фаре. Делать это нужно осторожно, так как они могут прикипеть к корпусу фары. Кроме защелок, стекло фонаря крепится к корпусу с помощью термостойкого герметика, так что, возможно, придется поддеть его отверткой, а то и вовсе срезать стекло с помощью диска для резки по стеклу.
Нужно очистить края корпуса фары от остатков заводского клея-герметика с помощью очистителя. В качестве альтернативы можно попробовать использовать бензин или растворитель Уайт-спирит.
Следует нанести слой нового герметика на корпус фары и вставить новое стекло, пристегнув защелки. Затем следует положить фонарь стеклом вниз, чтобы своим весом он прижал стекло к корпусу фары. Для высыхания герметика потребуется не менее суток. Проверив прочность прилегания стекла к корпусу, можно приступать к обратному монтажу фары на место.
При любых манипуляциях с фонарем необходимо соблюсти два условия:
- нельзя прикасаться к светоотражателю фары, так как его малейшая загрязненность приведет к некорректной работе фонаря;
- следует добиться полной герметичности фары после вклеивания стекла — в обратном случае в ней будет образовываться конденсат, а сам фонарь будет потеть.
Проблема точно в лампе?
Первое, что стоит сделать — это исключить другие причины выхода из строя автомобильного освещения. Если ни одно из 3 приведенных ниже предположений не подтвердилось, можно с полной уверенностью просто поменять перегоревшую лампу.
Что могло произойти?
- Окисление контактов реле. Если фара не горит по этой причине, вы услышите характерные щелчки, когда прислушаетесь к работе реле. В таком случае потребуется дополнительная очистка силовых клемм.
- Сгорел предохранитель. Деформация этой запчасти не причина, а следствие, просто так она не ломается, нужно искать источник проблемы. Возможно попадание влаги на цоколь, но здесь лучше обратиться в сервис.
- На контактах разъема нет напряжения, тогда лучше сразу обратиться к автоэлектрикам.
Как заменить лампочку
Для замены лампочки в фаре необходимо открыть капот автомобиля и найти на задней стенке корпуса фары патрон. Определить его можно по пучку проводов, подходящих к съемной крышке. Для начала необходимо отсоединить штекер с проводами от крышки. Далее, необходимо снять саму крышку-блок. В большинстве случае она прикреплена к корпусу фары следующими образами.
- Пластиковым зажимом. В этом случае в верхней части крышки должен располагаться пластиковый рычаг. Нажав на него и одновременно потянув крышку на себя, можно отсоединить ее от корпуса фары.
- Металлическим зажимом. В этом случае необходимо просто потянуть крышку на себя — она должна легко отойти от корпуса фары.
- Винтовой крышкой. Это самый распространенный вариант крепления крышки к корпусу фары. В этом случае нужно просто проворачивать ее против часовой крышки до момента, когда она отойдет от корпуса.
Сама лампочка крепится к внутренней поверхности блокировочной крышки, поэтому после того, как блок-крышка отсоединена от корпуса фары, то можно установить новую лампу. Чтобы достать перегоревшую лампочку из цоколя, нужно всего лишь потянуть ее из паза, в некоторых случаях придется немного повернуть ее против часовой стрелки.
Вкручивать новую галогенную лампочку необходимо в перчатках, так как даже малейшая грязь или отпечаток пальцев на стекле может привести к быстрому выходу лампы из строя. Дальнейшая процедура монтажа проделывается в обратной последовательности. Блок-крышка устанавливается в заднюю часть корпуса фар, а после этого к ней подключается штекер с проводами.
К сожалению, на некоторых моделях автомобилях замена лампочки требует полного демонтажа фары. В подобном случае вышеописанные действия проводятся на уже отсоединенной от автомобиля фаре. Еще более сложный случай, когда для замены лампочки требуется демонтаж решетки радиатора и переднего бампера, как при замене лампочки в передней фаре Volkswagen Golf IV.