Научиться правильно управлять рулевым колесом – это первостепенная задача, которая стоит перед всеми начинающими водителями. Обладая этим умением, автомобилист может избежать множества ошибок на дороге, ведущим к ДТП. Не стоит пренебрегать этими навыками, так как неправильное положение рук на руле может помешать водителю оперативно совершить маневр.
У каждого конкретного водителя своя манера обращения с рулем: кто-то обхватывает рулевое колесо двумя руками; кто-то рулит одной рукой; некоторые умудряются управлять автомобилем с помощью пальцев. Но дорога – это место повышенной опасности, здесь нет места легкомыслию и невежественности в вопросах практики вождения. Поэтому, если вы не уверены в правильности своего метода вождения, то лучше изучите еще раз все приемы управления рулевым колесом. Ведь, даже в ПДД – этот практический навык стоит на первом месте.
Как правильно держать руль
Как только вы сели на водительское кресло и завели мотор, обхватите рулевое колесо ладонями, не сильно сжимая его. Представьте, что руль – это часовой циферблат, разделенный на 12 частей. Ваша левая ладонь должна обхватывать руль в интервале с 9:00 – 10:30, а правая – с 01:30 – 03:00. Обратите внимание на то, чтобы руки были согнуты немного в локтях. Такое положение рук позволит оперативно совершать маневры в потоке автомобилей и быстро реагировать на смену дорожно-транспортной ситуации.
Рекомендации
Лучше ориентироваться на профессионалов: они знают, как правильно держать руль. Фото и видео автогонщиков доказывают, что часто доли секунды решают дальнейшую судьбу автомобиля при заносе, преодолении неровностей или возникновении препятствий на пути следования.
Гонщики держат руль очень крепко. При обычном вождении так вцепляться нет необходимости, достаточно зафиксировать кисть вокруг обода. Небольшая расслабленность должна присутствовать, иначе водитель быстро устанет. Нажим усиливается только при отклонении от траектории движения, развороте и других маневрах.
Водители привыкают управлять машиной согласно их характеру. Психологи установили, что существует связь между положением рук и внутренним состоянием человека. Привыкнуть к правильной позе можно быстрее в спокойном состоянии, без попыток выделиться, показывая окружающим накопленный опыт. Не рекомендуется лишать себя возможности предотвратить аварию, ведь от этого зависит жизнь людей.
Руление без отрыва рук
В случае если угол поворота маленький – до 45º, то тогда вам не придется даже менять положение рук на руле. Самая простая техника рулевки подразумевает алгоритм следующих действий:
- Примите исходное положение рук на рулевом колесо;
- Перестраиваясь в другой ряд или обгоняя, поверните руль в нужную сторону, не отрывая рук от него;
- Завершая маневр, вернитесь в исходное положение. Руль отпустите.
Данный метод примечателен тем, что не нужно волноваться из-за того, что колеса криво встанут, и придется выравнивать потом автомобиль. Этот способ не подходит для тех случаев, когда разворот или поворот требуется совершить при большом радиусе угла.
Если кисти рук остаются в исходной позиции на ободе руля, то вы всегда можете моментально поставить руль прямо!
Что делать, если машину заносит?
Кроме всех недостатков наших дорог, в зимнее время движение по ним еще более усложнятся из-за снега, гололеда, что нередко может привести к заносу автомобиля
Занести авто может из-за любого неумелого или неосторожного действия на обледеневшей дороге
Если это произошло, то первое и самое важное, что не всем удается, — это сохранить спокойствие и не поддаться панике. А дальше, для того, чтобы вывести авто из заноса, необходимо осуществить следующие действия
Хорошо, если они отработаны в памяти до автоматизма.
Итак, куда крутить руль при заносе на переднем приводе? Для авто с передним приводом руль нужно поворачивать в сторону заноса и немного добавлять газ
Важно, чтобы водитель чувствовал занос
Самое главное – это работать рулем, ни в коем случае не менять передачи, а также не давить на тормоз. Ручник дергать также запрещено, поскольку это только усилит занос, поэтому авто просто развернет и вы зацепите других участников движения.
В какую сторону крутить руль при заносе на заднем приводе? В этом случае также следует вращать руль в сторону заноса, отпустить газ, зависимо от скорости. Также запрещено менять передачу, не трогать сцепление, ручник и тормоз.
Куда крутить руль при заносе на переднем приводе В какую сторону крутить руль при заносе на заднем привод
Для полного привода сложнее всего выйти из заноса, поэтому в большинстве случаев остается только ждать, пока авто не остановится сам. Единственное, что можно сделать — это слегка повернуть рулевой обод в сторону заноса и ни в коем случае не добавлять газ.
Руление перехватом
В случае если угол поворота большой от 90º и более, то следует воспользоваться методом перехвата руля.
- Примите исходное положение рук на рулевом колесе.
- Обеими руками следует плавно выкрутить руль в левую сторону, ровно до того момента, пока левая рука не прислонится к левому боку.
- В этот момент следует убрать левую руку с руля, правая же пусть продолжает его выворачивать.
- Далее быстро переносим левую руку поверх правой и беремся за руль.
- Когда правой рукой уже будет неудобно крутить руль, то ее надо будет переложить на верхнюю часть рулевого колеса.
- В дальнейшем следует действовать по аналогичной схеме: продолжать выворачивать руль, перехватывая его.
- Как только автомобиль вернется к правильной траектории, его останется только выровнять. Руль теперь следует вертеть в правую сторону по точно такому же принципу.
- Примите исходное положение рук на рулевом колесе.
- Правой рукой плавно скользните по ободу руля и захватите его выше левой кисти руки.
- Правой рукой начинайте поворачивать руль, левая не двигается с места.
- Как только правая кисть дойдет до изначального положения, сжимаем руль левой кисть и уже двумя руками продолжаем крутить колесо (в случае необходимости), чтобы войти в поворот.
Чтобы свернуть направо, необязательно крутить руль двумя руками. Можно воспользоваться одной левой кистью.
- Правой рукой не касаетесь руля.
- Левую кисть руки располагаете чуть выше середины обода руля, не сильно его сжимая и начинаете не спеша поворачивать вправо.
- В тот момент, когда рука не сможет повернуться, сожмите кистью рулевое колесо.
- Выпрямите пальцы и разверните их на 180º. При этом упирайтесь ладонью в рулевое колесо и продолжайте его поворачивать. Ваша задача вернуть руку в начальное положение.
- Далее следует повторить маневр при необходимости.
Важнейшие навыки грамотного водителя
Что еще необходимо для надежного и оптимального прохождения поворотов, так это взгляд вперед. Взгляд вперед на свой будущий путь. Требование с самого начала поставить автомобиль на необходимую дугу в повороте может быть выполнено только в том случае, если поворот заранее оценен водителем.
Кто-то начинает действовать рулем только тогда, когда дорожное полотно пошло в сторону (это может быть уже поздно) или возврат руля осуществляется тогда, когда перед автомобилем показалась прямая (резкий возврат).
При подъезде к повороту, следует смотреть не на его начало, и даже не на середину, а на его окончание. Только тогда водитель видит всю ситуацию в целом, он видит свой будущий путь, понимает к чему нужно готовиться, видит цель и может действовать спокойно, заранее и плавно. Если вы смотрите на середину поворота, то ваш путь до нее будет плавным и надежным. Но затем откроется вторая половина и вы можете столкнуться с необходимостью резкого изменения направления на выходе, а это, как уже говорилось, чревато неприятностями.
Поэтому, смотрите с самого начала на выход из поворота – тогда вы сможете пройти поворот одним оптимальным движением. Вы сможете заранее оценить поворот, его крутизну, выбрать оптимальную траекторию, понять, насколько требуется подхватить руль для необходимого поворота.
О выборе траектории в повороте мы поговорим в следующей статье, а пока приучайтесь просматривать повороты заранее и проезжать их не методом «попадания капотом в дорогу», а по некой кривой, которую вы заранее для себя определили. Выход из поворота является таким же полноценным поворотом, только в другую сторону – к нему также следует готовиться и начинать действия заранее.
Из вышесказанного следует то, что, если поворот «закрытый», т.е. нет возможности просмотреть его до конца заранее, начинайте движение по нему с заведомо малой скоростью. Таким образом, вы сохраняете возможность вносить изменения в случае появления такой необходимости. Быстро и уверенно можно пройти поворот только в случае его полной открытости для вас.
Руление при движении задним ходом
Двигаться задним ходом можно только повернув голову назад для лучшей видимости, либо ориентируясь по отображению зеркал заднего вида. Первый метод является наиболее удобным и распространенным, так как позволяет увидеть неожиданно появляющихся пешеходов, либо же другие препятствия. Если следовать классическим правилам, то можно быстро овладеть этим навыком.
- В автомобилях с управлением левого руля, следует развернуться полубоком направо и смотреть по направлению движения.
- Если движение назад предполагает прямолинейное направление или поворот направо, то правую руку надо положить на спинку рядом стоящего сиденья, а левую руку оставить на руле.
- Если при движении назад следует повернуть налево, то развернитесь на сиденье полубоком. При этом локоть левой руки нужно положить на спинку своего сидения, а руление осуществлять правой рукой.
Что нужно проверить перед поездкой
Прежде чем переходить к вождению автомобиля, нужно подготовиться к поездке и проверить автомобиль. У опытных водителей эта процедура занимает всего пару минут, однако многие новички забывают о ее необходимости и сразу же заводят автомобиль.
Перед тем, как открыть водительскую дверь, нужно провести внешний осмотр автомобиля. Убедитесь, что все колеса накачаны, а под днищем машины нет подтеков. Спущенное колесо или утечка тормозной жидкости представляют огромную опасность для водителя. Также стоит проверить работу осветительных приборов, как передних, так и задних.
После того, как сели в водительское кресло, нужно отрегулировать посадку. Неудобное положение за рулем во время езды может не только доставить неудобства, но и не позволит вовремя реагировать на изменение дорожной ситуации.
Отрегулируйте положение водительского кресла. Ступни ног должны удобно лежать на педалях, если до них приходится тянуть стопу, то нужно пододвинуть кресло вперед. Чрезмерно придвигать кресло тоже не нужно, в ином случае будет неудобно переносить ногу с одной педали на другую
Если у автомобиля есть такая функция, то можно отрегулировать и высоту посадки водительского кресла.
Немаловажное положение имеет и положение рулевой колонки. Руки в вытянутом положении должны удобно лежать на руле
Если это позволяют настройки автомобиля, то отрегулируйте высоту рулевой колонки и вылет руля.
Большое значение имеет и регулировка зеркал заднего вида, как боковых, так и салонного зеркала. Не забывайте и о зеркале с пассажирской стороны, оно также улучшает обзор заднего вида и позволяет контролировать движение автомобиля.
И последняя деталь – застегните ремень безопасности и заставьте сделать это всех пассажиров в машине.
Правильное управление рулем одной рукой
При движении часто возникают такие ситуации, когда одна рука занята каким-либо делом. Например, нужно включить или выключить кондиционер, магнитолу, печку и т. д. Конечно, подобные действия следует минимизировать, а разговор по мобильному или поиск чего-то в бардачке лучше, вообще, осуществлять после полной остановки. Но, от этих манипуляций совсем отказаться невозможно, поэтому следует научиться управлять рулем одной рукой. Для этого нужно овладеть следующей техникой:
- Левой кистью руки сжать верхнюю часть рулевого колеса и ею контролировать движение.
- Правая рука при этом будет задействована в решении возникшей проблемы.
- После того, как вы уладите свои дела, обе руки возвращаем в исходное положение.
Чтобы отточить полученные навыки и хорошо натренироваться в техниках руления можно воспользоваться тренажером. Его несложно изготовить собственными силами – можно пользоваться им, сидя на стуле, либо на переднем пассажирском сидении автомобиля. Во-первых, необходимо создать площадку – прямоугольную деревянную доску, на которую следует установить стойку, зафиксировав ее уголками.
— Если тренажер будет использоваться в домашних условиях, то стойку надо установить посреди доски.
— Если тренажер будет использоваться в машине, то стойку надо прибить вблизи переднего края доски.
Далее на стойку следует прикрепить рулевое колесо. Для этого на баранку с помощью болта следует прикрепить подшипник, который, в свою очередь, должен быть припаян к металлической пластине. Саму пластину со всей конструкцией остается зафиксировать в верхнем сегменте стойки.
Если тренажер предназначен для автомобиля, то его следует установить перед передним пассажирским сидением, чтобы во время занятий колени обхватывали стойку.
Макет руля, конечно, не поможет освоить все практические навыки вождения, но вы, с его помощью без труда овладеете всеми техниками руления и отработаете их до автоматизма.
Какие ошибки совершают новички
Все неприятности неправильного руления происходят от желания придать рукам положение мнимого максимального комфорта и расслабленности. В результате ситуация может внезапно выйти из-под контроля:
- нельзя «висеть» на руле, придвинувшись к нему слишком близко и ухватившись за самый верх колеса, в такой позе его не получится повернуть более чем на половину оборота, собственные локти помешают;
- точно так же противопоказано сидеть полулёжа с откинутой спинкой, касаясь обода в среднем или даже нижнем положении практически прямыми руками, подобная техника руления из практики гоночных «формул» неприменима к гражданскому автомобилю, здесь угол наклона руля, его диаметр и передаточное отношение привода на такую посадку не рассчитаны, трудно будет дотянуться до верхней части колеса;
- некоторые кладут предплечья себе на колени, удерживая обод в самой нижней точке сближенными ладонями, что совсем никуда не годится, так можно потерять управление в самой безобидной ситуации, даже уверенно ехать по прямой будет затруднительно;
- категорически нежелательно управлять одной рукой, вторую выставив в открытое окно, для точного поворота нужны обе руки, не говоря уже о том, что в аварии можно не успеть собраться и потерять руку при боковом ударе или перевороте;
- держаться за спицу руля, как минимум, неграмотно, а на самом деле опасно, так вращать колесо вообще не получится, усилие минимально, а при срабатывании подушки рукам придётся тяжело;
- особо касаясь внедорожников в их родной стихии, можно напомнить об опасности хвата обода с отделением больших пальцев от всех прочих и помещением их внутрь плоскости колеса, при наезде на камень и резком рывке один из пальцев будет выбит из сустава спицей.
Все подобные действия могут перерасти в привычку, и тогда переучиваться будет гораздо сложнее, чем сразу усвоить нужные приёмы, выбирая обучение — категория б вождение.
Параллельная парковка
Вопрос правильной парковки в городе заслуживает отдельного внимания, поскольку на учебной площадке просто невозможно сымитировать все ситуации, которые возникают в реальных условиях.
Чтобы не попадать в стрессовые ситуации в процессе вождения, старайтесь всегда находить место для парковки передом.
Также очень важно, чтобы каждый водитель был проинформирован о том, как крутить руль при параллельной парковке:
- Для начала поравняйтесь с машиной, которая располагается перед местом, в котором вы собираетесь припарковаться. Поставьте автомобиль в параллельное положение. При этом старайтесь сохранять дистанцию около 0,5 – 1 метр с этой машиной.
- Наметьте зону безопасного поворота. Чтобы сделать это, мысленно проведите линию от правого заднего колеса авто вверх. Достигнув этой отметки, смело начинайте поворот.
- Выполняйте движение задним ходом до тех пор, пока мысленная отметка не достигнет конца машины, припаркованной справа.
- Выкручивайте рулевое колесо вправо до упора. Двигайтесь на задней передаче вплоть до того, пока вы не увидите передний правый край от машины, что припаркована позади. Остановите автомобиль.
- Выкручивайте в исходное положение руль и продолжайте подавать назад до тех пор, пока не увидите заднюю часть авто, который припаркован впереди.
- Выкручивайте руль до упора влево. Продолжайте подавать назад, пока автомобиль не расположится параллельно бордюру.
- Выровняйте автомобиль. Поставьте его таким образом, чтобы он расположился на одинаковом расстоянии от машин, которые припаркованы и спереди, и сзади.
Помните: при движении задним ходом крайне важна видимость. Именно поэтому не устраивайте рядом с задним стеклом нагромождение вещей, поскольку это может стать помехой во время движения назад.
Зачем соблюдать технику вождения?
Техника вождения — это залог безопасного вождения. Управлять автомобилем безопасно помогают приобретённые навыки и умения. Лучше всего изначально делать так, чтобы управление автомобилем было и удобным, и безопасным. Опытный водитель уже знает, что машину нужно чувствовать, чтобы уметь вовремя перестроиться при изменении дорожной обстановки. Не стоит переоценивать свои возможности. Управляя автомобилем, правильно держать руль нужно обязательно. Не нужно прекращать действовать согласно правилам, в результате это может привести к плачевным последствиям. И опытный водитель, и новичок должен соблюдать правила и технику. Понятно, что со временем техника немного меняется, но при этом она должна позволять чувствовать водителю себя в безопасности.