Признаки и причины неисправности дроссельной заслонки

12

Дроссельная заслонка (ДЗ)– это механический регулировщик. Она находится в проходе между клапаном воздушного типа и коллектором. Он нужен для регулировки воздушных потоков, которые должны смешаться с топливом. Является важным элементом впускной конструкции топливной системы, ведущей напрямую к двигателю.

Дроссельная заслонка: признаки и симптомы неисправности, причины проблем с датчиком, решение проблемы – все это можно узнать из статьи.

Как понять что дроссельная заслонка неисправна

Есть несколько признаков неисправности датчика дроссельной заслонки:

  • При запускании мотора наблюдается его некачественная работа;
  • Увеличивается расход топливных ресурсов;
  • Мощность не является стабильной, бывают случаи ее пропадания;
  • Работающий двигатель неожиданно выключается. При повторном включении – он какое-то определенное время работает, потом опять глохнет;
  • На скорости 120 км/ч может пропадать тяга;
  • Начинает мигать аварийная лампочка, говорящая об ошибке;
  • Машина туго идет на разгон, плохо преодолевает подъемы;
  • Из выхлопной трубы можно услышать хлопки, запах бензина;
  • Оборотность становится нестабильной;

Если были замеченными большее количество симптомов неисправности датчика положения дроссельной заслонки – это говорит о том, что нужно найти причину и устранить ее. ДПДЗ признаки неисправности могут также свидетельствовать и о других неисправностях узлов автомобиля.

Расположение и принцип действия измерителя

Датчик устанавливается на блоке дроссельной заслонки и механически соединяется с ее осью. Благодаря этому прибор способен решать 3 задачи:

  • сообщать контроллеру, на какой угол открыт дроссель в данный момент;
  • сигнализировать о полном закрытии подачи воздуха (водитель отпустил педаль акселератора);
  • отслеживать скорость открытия заслонки.

На основании этой информации электронный блок управления силовым агрегатом (ЭБУ) принимает решение об увеличении или уменьшении топливоподачи и впрыске горючего для интенсивного разгона при резком нажатии на педаль газа.

Алгоритм работы резистивного датчика следующий:

  1. На холостом ходу заслонка закрыта и воздух идет в мотор по отдельному каналу. Напряжение на выходе прибора не превышает 0,5 вольт, контроллер подает горючее для поддержания холостых оборотов двигателя.
  2. Когда водитель нажимает педаль газа, ползунок датчика перемещается по пленке с резистивным напылением. Сопротивление электрической цепи, куда последовательно включен прибор, уменьшается.
  3. ЭБУ «видит» рост напряжения в цепи измерителя, делает расчет, готовит топливовоздушную смесь в требуемом количестве и подает ее в цилиндры. Максимальный вольтаж при полностью открытом дросселе составляет около 4,5 В.
  4. Когда шофер резко давит педаль акселератора, контроллер отмечает аналогичный скачок напряжения и выдает порцию обогащенной смеси для динамичного разгона.

Примечание. Значения рабочего напряжения указаны для распространенного российского авто – ВАЗ 2110.

Бесконтактный датчик положения дросселя функционирует идентично. Разница заключается в способе воздействия на электрическую цепь. Резистивный прибор меняет сопротивление при помощи ползунка, движущегося по пленке, а бесконтактный – за счет магнитно-резистивного эффекта. Благодаря такому принципу действия ДПДЗ служит значительно дольше и не создает проблем хозяину машины.

Загрязнение заслонки

Конструкция дроссельной заслонки напрямую связывается с вентиляционной системой, через которую выходят газы. Это может вести к ее загрязнению. На стенках чаще всего оседает грязь, пыль, масло, смолистые образования. Впоследствии может наблюдаться шум, стуки, посторонние звуки. Работа данного оборудования становиться некачественной. На приборной панели электронная система сигнализирует об ошибке.

Если постоянно производить очистку данного узла спецсредствами, предназначенными для обработки карбюраторной системы, тогда можно избежать неисправность ДПДЗ.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли самому промыть дроссельную заслонку?

Безусловно, вы можете это сделать, но для промывки нужно понимать, что проблема заключается именно в ее загрязнении. Далеко не всегда эти действия помогут.

Чем можно помыть заслонку в двигателе?

Помыть дроссельный узел можно обычным средством для чистки карбюраторов. Более дорогие средства стоит покупать только в том случае, если чистка производится со снятием.

Как поменять датчик на дроссельной заслонке?

В большинстве авто с простым двигателем для замены датчика достаточно отключить и открутить старый и прикрутить и подключить новый датчик.

Сколько стоит дроссельная заслонка?

Стоимость будет достаточно высокая, так как узел сложный. Стоит покупать только новый оригинальный узел, иначе смысла в такой замене не будет.

Неполадки датчика дроссельной заслонки

ДЗ имеет датчик положения. Этот прибор отвечает за достоверность данных о работе данного узла и передачи ее в центр ЭБУ. Тот в свою очередь обрабатывает симптомы ДПДЗ. Благодаря ей происходит бесперебойная подача воздуха и его правильное соотношение с топливными ресурсами, происходит мгновенная реакция на запуск мотора.

Если в ДПДЗ признаки неисправности становятся очевидными из-за неправдивой информации или полном ее отсутствии, тогда электросистема авто обрабатывает показатели и переводит всю систему в режим ожидания. Появляется сигнал на соответствующей лампочке. Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки могут сигналить о больших проблемах пропускной системы.

Виды неисправностей ДПДЗ

Проблемы работы датчика дросселя связаны с его конструкторским устройством, и в целом характерны для большей части переменных резисторов. Автолюбители выделяют три основные проблемы:

  1. Износ подвижного контакта или пленочного сопротивления.
  2. Люфт креплений.
  3. Окисление активных контактов.

В процессе работы подвижного контакта и взаимодействии с пленочным сопротивлением возникает постоянное трение, которое при длительном воздействии изнашивает как резистивный слой, так и непосредственно поверхность активного контакта. Практика показывает, что степень износа напрямую зависит от стиля вождения и проявляется крайне неравномерно. Из-за этого только в некоторых местах образуются места, где активный контакт не достает до резистивного слоя, провоцируя исчезновение напряжения на выводе датчика положения дросселя.

В таком случае в старых инжекторных транспортных средствах снижается подача топлива и повышается риск детонации двигателя. В современных инжекторных ДВС система блокирует работу силового узла и активирует индикатор «check engine».

Окисление рабочих контактов возникает исключительно при условии повышенной влажности под капотом. В итоге сопротивление может повыситься, а электрический контакт полностью разорваться.

Разгерметизация системы

Если происходит разгерметизация в системе тракта впускного типа, тогда происходят нестабильность в работе мотора. Происходит утечка воздуха в таких узлах автомобиля:

  • В уплотненных местах форсунки;
  • На выводных системах для испарений бензина;
  • На стенках каркаса дросселя;
  • На жиклерах холостого хода;
  • На трубках усилителя вакуумного тормоза;
  • На очистительных патрубках.

Из-за ненадлежащего вывода воздуха происходит неправильный замес топливных масс. Обнаруживаются аварийные симптомы при функционировании впускного тракта. Уходящий в систему воздух не проходит через систему фильтрации. В его составе много вредных частичек грязи, металла, пластика, которые заходят в мотор и грозят привести к плохой работе последнего.

Почему выходят из строя дроссели?

Поломки возможны в том случае, если вы используете некачественное топливо, не меняете воздушный и топливный фильтры вовремя. Также повышенный износ будет в том случае, если система подачи воздуха негерметична. В корпус заслонки будут попадать различные мелкие частицы, которые рано или поздно приведут к серьезной проблеме.

Выход из строя датчиков обусловлен такими особенностями:

  • неправильная подача электропитания на датчики — наиболее часто возникающая проблема в старых автомобилях;
  • физические повреждения датчиков — не стоит стучать по ним молотком в надежде, что они станут работать лучше;
  • естественный износ — датчики рассчитаны на определенный срок службы, рано или поздно они выйдут из строя;
  • заводской брак или некачественный датчик — также часто встречающаяся проблема в России и странах СНГ;
  • неправильная установка — проблема с монтажом часто приводит к быстрому выходу из строя РХХ и ДПДЗ;
  • неправильный первый запуск — после установки новых регуляторов холостого хода в некоторых авто потребуется обучение датчика.

Стоит всегда консультироваться с инструкцией по эксплуатации автомобиля, чтобы выполнять все ремонтные и сервисные процедуры правильно. Иначе вы будете сталкиваться с проблемами по электрической части авто достаточно часто.

Проблема в адаптации заслонки

Адаптация может самопроизвольно сброситься. Это приведет к тому, что:

  • Будет отключаться и включаться аккумулятор.
  • Нестабильная работа в электронном центре автомобиля. Он будет «зависать», показывать неправильную информацию, обозначать много ошибок.
  • Будет выключаться двигатель.

Причинами, которые к этому приводят, могут быть произведенные ранее такие действия:

  • Когда снимался и устанавливался обратно аккумуляторный блок;
  • Происходила перепрошивка электронной системы;
  • Снималась дроссельная заслонка для ремонта или очищения;
  • Происходил демонтаж акселераторной педали;
  • Плохое состояние провода питания;
  • Попадание лишней влаги в фишку.

Если электронная система износилась, показывает некорректные данные, выключается, проблема может заключаться в потенциометре. Он находится в середине дросселя. В его конструкции имеются графитовые ленты, которые требуют замены.

Как проверить ДПДЗ Лада Калина

Провести диагностику ДПДЗ Лада Калина можно без демонтажа этого элемента. Для этой цели можно использовать мультиметр или любой вольтметр постоянного тока, рассчитанный на небольшое напряжение.

Проверка работоспособности элемента осуществляться в такой последовательности:

  • Отключить минусовую клемму аккумулятора.
  • Отсоединить провода от датчика. Штекер легко снимается, если немного отжать фиксатор вверх и потянуть провода в сторону.
  • Подсоединить «+» мультиметра к контакту датчика, по которому подается питание. Подсоединять проводник следует с помощью тонкого медного провода.
  • Установить штекер на датчик.
  • Подключить аккумулятор.
  • Включить зажигание.
  • Подсоединить «–» мультиметра к «массе» автомобиля.

Если питание подается на ДПДЗ, то на дисплее электронного измерителя будет показано напряжение в диапазоне от 4,5 до 5,0 Вольт. Если ток подается на датчик, но двигатель все равно работает нестабильно, то следует провести более детальную проверку. Для более точной диагностики потребуется помощник. Чтобы осуществить работу по измерению напряжения во время перемещения дроссельной заслонки, необходимо:

  • Выключить зажигание и отключить минусовую клемму аккумулятора.
  • Подсоединить «+» тестера к выводу ДПДЗ, который идет к электронному блоку управления, а «–» к «массе» автомобиля.
  • Подключить аккумулятор и включить зажигание.
  • Попросить помощника плавно нажать на педаль газа.

При плавном открытии заслонки без рывков должны изменяться и показатели вольтметра. Когда положения этого элемента будут соответствовать максимальному поступлению бензина в двигатель, напряжение должно составлять около 5 Вольт. При полностью закрытой заслонке на главном выводе датчика должно быть в диапазоне от 0 до 0.5 Вольт.

Если при выполнении диагностических работ отклонений в изменении выходного напряжения не было обнаружено либо разность потенциалов нарастала не плавно при медленном открытии заслонки, то эта деталь должна быть заменена.

Привод дроссельной заслонки

Существует 2 типа данных приборов. Первый – механический. Его можно встретить на автомобилях до 2000 года выпуска. В конструкции этого прибора имеется стальной трос, который со временем может деформироваться, растянуться и даже порваться. Трос соединяет такие два узла: акселераторную педаль и ручку на вращательной оси. Оказываемое давление на него, повреждает его структуру, ведет к потере целостности.

Второй вид – электронный. Его можно встретить на всех современных авто. Положение можно регулировать при помощи электро-центра управления. В соответствии с показателями о состоянии системы, последний узел анализируя ее, подает команды на блок дросселя. Если получаются данные, которые считывают признаки неисправности датчика дроссельной заслонки, происходит подача аварийного сигнала. Электро-блок в свою очередь регистрирует это. Включает аварийный режим. Зажигается сигнальная лампочка.

Какие есть симптомы при неисправности датчика положения дроссельной заслонки:

  • Автотранспортное средство не отвечает на сигнал, посылаемый в основной узел мотора путем нажатия на акселераторную педаль.
  • Оборотность уменьшилась, машина плохо набирает скорость.
  • Ухудшается динамика, автомобиль плохо преодолевает повороты.
  • При холодном старте могут наблюдаться недостаточные обороты, мотор может сам выключаться.
  • Подаются аварийные сигналы об ошибках в системе.

Бывают случаи, когда начинает «подглючивать» электрический блок дросселя. Тогда зафиксировав эту неполадку, автомобиль переходит включает «аварийку».

Типы датчиков положения ДЗ

На сегодняшний день автомобильная промышленность представляет два типа датчиков:

  • Контактный потенциометр. Используется всеми производителями транспортных средств. В конструкции имеет ползунок и резистивные дорожки. Жестко крепится на патрубке дросселя и соединяется с осью. Работает на основе динамики напряжения, что способствует коррекции ЭБУ подачи топлива. При давлении на акселератор дроссель открывается, что разворачивает ось и перемещает ползунок, изменяя протяжность резистивных дорожек электрической цепочки.

  • Бесконтактный. Производится как альтернативный вариант потенциометра. Работает на основе динамического изменения влияния магнитного поля. Бегунок не контактирует с рабочей частью, поскольку имеет постоянный магнит. На изменения реагирует электронный элемент. Считается, что такие датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.

Считается, что магниторезистивные датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.

Особенности ремонта дроссельной заслонки

Когда фиксируются данные признаки и симптомы неисправности ДПДЗ, тогда следует проводить ремонтные работы. Их процесс зависит от неполадок. Они могут идти в комплексе или требовать замены одной непригодной части. Что чаще всего проводиться:

  • Если датчики дросселя барахлят или вышли из строя, тогда их следует поменять. Они не подлежат ремонтным работам.
  • В обязательном порядке следует произвести очищение регулятора холодного старта и заслонку дросселя от грязи.
  • Замена прокладок, соединительных трубок из гофров, возвращение герметичности дроссельной заслонки.
  • Замена старого, вышедшего из эксплуатации прибора на новый.

Чистка дроссельной заслонки

Очищать данный узел автомобиля необходимо в правильной посредственности. Подробная инструкция:

  1. Следует достать дроссельную заслонку. Для этого стоит в первую очередь снять воздухопровод, соединяющий дроссель с воздушным фильтром. Это можно сделать специальным ключом.
  2. Следующий этап – это снятие самой заслонки. В зависимости от конструктивных особенностей мотора, эта манипуляция производится с некоторыми отличиями. Но основные действия такие: снимаются болты крепления, разбираются наложенные разъемы.
  3. Чистка проводится специальными средствами, которые имеют отличные очистительные свойства и снимают даже малейший налет маслянистых загрязнений. Пользуется спросом карбюраторный очиститель. Его можно найти в любом автомобильном магазине. Стоимость его доступная.
  4. Средство распыляется на поверхность заслонки и при помощи сухого куска ткани снимается загрязнение. Не нужно прилагать усилия. Проведя легонько тканью можно быстро очистить дроссель сверху и внутри.
  5. Если имеется в наличии решетка защиты, тогда ее также следует почистить.
  6. Произвести монтаж ДЗ, подсоединить все снятые ранее детали, прикрутить воздуховод.
  7. Проверить работу системы.

Разновидности ДПДЗ на Приоре

Зачем владельцам автомобилей Приора нужно читать этот раздел, где описаны виды датчиков ДПДЗ. Ведь в случае подозрений на неисправность этого датчика, важнее первым делом выполнить проверку, и в случае положительного результата, произвести замену. Все это правильно, но знать разновидности ДПДЗ нужно для того, чтобы при замене выбрать оптимальный вариант устройства для своего автомобиля, который не только прослужит долго, но еще и обеспечит более эффективную и высокопроизводительную работу.

Именно поэтому различают два типа датчиков положения заслонки дросселя. Они имеют соответствующие названия, и отличаются конструкцией, а также принципом функционирования. Собственно о них далее Вы и узнаете:

  1. Пленочно-резисторный (или резистивный) ДПДЗ — его еще называют контактным или механическим устройством, который имеет простейшую конструкцию, и функционирует за счет изменения сопротивления. Состоит он из резистивных дорожек и подвижного ползунка, который соединен непосредственно с осью заслонки дросселя. Перемещение ползунка по дорожке способствует изменению сопротивления, на основании чего происходит перепад напряжения в цепи. Именно на основании изменения напряжения, ЭБУ понимает, в каком положении находится заслонка. В конструкции автомобилей Приора чаще всего с завода устанавливаются датчики пленочно-резистивного типа, которые отличаются невысокой стоимостью. На таком датчике имеется три контакта, один из которых — это стабилизированное напряжение 5В, второй масса, а третий — сигнальный, с которого снимаются показания, и поступают на ЭБУ.
  2. Бесконтактный датчик или магниторезистивный — это потенциометрический прибор, который состоит из постоянного магнита, изменяющего свое положение в зависимости от угла поворота заслонки. Такие датчики являются более совершенными и точными, а также характеризуются большим ресурсом службы, что связано с отсутствием контактных элементов. При этом цена их выше, чем стоимость резистивных устройств (примерно в 2 раза).

Имея представление о том, какие бывают разновидности ДПДЗ, следует рассмотреть особенности их функционирования, что пригодится при проведении проверочных манипуляций.

Профилактические меры

ДЗ имеет большой срок эксплуатации и ломается редко. Но могут произойти механические повреждения непосредственно ее корпуса или следует произвести ремонтные работы в системе двигателя. Тогда может осуществляться ее замена или ее составляющих. В зоне риска постоянно находиться датчик. Его нельзя отремонтировать, а часто требуется заменить на новый.

Чтобы не допустить поломки данного узла, ее нужно регулярно чистить. По рекомендации производителя это следует производить при замене масла или через 20 000 км. пробега. Если производить эти рекомендованные, профилактические меры, тогда дроссельная заслонка и ее датчик могут прослужить владельцу авто не один год и впоследствии не понадобиться замена.

Похожие новости:

  • Диагностика и способы устранения неисправностей датчика массового…
  • Причины и решение проблемы скрежета тормозов автомобиля
  • Причины сильных вибраций двигателя при холостых оборотах
  • Подбор свечей зажигания по марке авто, по VIN-коду
  • Расход топлива у Крайслер Себринг (Chrysler Sebring)
  • Прибор для проверки давления в топливной рампе
  • Устройство и принцип работы автоматической коробки передач
  • Характеристика роторного двигателя, его плюсы и минусы

Проверка работоспособности ДПДЗ

Если во время эксплуатации транспортного средства был обнаружен хотя бы один из признаков неисправности датчика положения дросселя, его функциональность обязательно нужно проверить. Для этого от владельца авто не требуется каких-либо специальных знаний. Достаточно иметь мультиметр и знать чёткую последовательность действий.

Главное, помнить, что Check Engine — это лампочка, которая установлена специально для того, чтобы сигнализировать водителю о неисправном двигателе. Если она загорелась, значит, незамедлительно нужно обратиться на СТО либо установить неисправность своими силами.

При отсутствии проблем лампочка будет загораться при запуске двигателя и мгновенно гаснуть по завершении диагностики. Если Check Engine продолжает гореть, значит, проблема в системе существует. В этом случае без опытного специалиста не обойтись.

Относительно определения неисправностей дроссельной заслонки, симптомы которых были выявлены в процессе эксплуатации автомобиля, существует определённый алгоритм действий:

  1. Первым делом необходимо выключить зажигание, осмотреть панель приборов, заметить, горит или нет лампа-индикатор Check Engine, которая сигнализирует о присутствии проблем. Если индикатор не светится, нужно залезть под капот и проверить ДПДЗ.
  2. Далее понадобится мультиметр — специальный прибор для проверки работы датчика дросселя.
  3. Необходимо определить наличие «минуса». Чтобы не отбрасывать отдельно каждый провод, стоит прокалывать нужные провода и выполнять их измерение.
  4. Таким же способом осуществляется поиск «массы». В период проверки механизма включать зажигание не нужно.

Цель выполнения предварительных действий — проверка наличия питания датчика ПДЗ. Напряжение зависит от марки авто. К примеру, для одних машин оно может составлять всего 5 В, а для других моделей — 12 В.

Алгоритм действий для определения неисправностей ДПДЗ, симптомы которых были выявлены при движении транспортного средства:

  • нужно включить зажигание и по очереди прокалывать провода необходимой цепочки с помощью мультиметра. На дисплее прибора должен высветится показатель напряжения 0,7 В;
  • вручную открывается заслонка дросселя: значение напряжения должно быть больше 4 В;
  • зажигание выключается, один разъём отбрасывается. На участке между выводом ползунка и проводом (который остался) подсоединяется щуп мультиметра;
  • теперь необходимо вручную прокручивать сектор и наблюдать за показаниями измерительного устройства. Если наблюдается плавный рост значений без резких скачков, значит, датчик ПДЗ работает нормально. В противоположной ситуации можно говорить о повреждении (потёртости) дорожки резистора.

Эти показатели влияют на правильное функционирование электронного блока управления (ЭБУ), который контролирует основные рабочие процессы автомобильного двигателя, подачу на форсунки топливной смеси. Если на ЭБУ подаются неточные цифры, то и блок управления будет принимать неверные решения.

К примеру, дроссельная заслонка открыта полностью, а электронный прибор показывает, что она закрыта. Если присутствуют подобные симптомы — это явная неисправность датчика дросселя, он подлежит обязательной замене.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]