Генератор авто – важный элемент электросистемы. С его помощью идет преобразование механической энергии в электрическую. Эта энергия возникает при вращении двигателя. Агрегат служит для снабжения электроэнергией всей электронной начинки транспорта. Также прибор нужен для подзарядки аккумулятора.
Заменяют данную деталь тогда, когда ремонтировать ее не представляется возможным или не имеет смысла. Часто замена генератора авто требуется для транспорта со значительным пробегом. Опытные автомобилисты часто принимают решение заменить генератор самостоятельно. Однако эта операция является достаточно непростым мероприятием. Разберемся в том, какой алгоритм процедуры.
Как самостоятельно заменить старый неисправный генератор на новый
В процессе эксплуатации автомобиля нередко возникают проблемы, связанные с неисправностью генератора.
В случае появления таковых, водителю придется заняться ремонтом. Прежде всего, нужно определить причину поломки генератора. Если ремонт выполнить невозможно, то придется покупать новый и проводить его замену.
Снятие генератора. Процесс замены, особенно на машинах с солидным возрастом, довольно непростой. Следует заблаговременно подготовить набор инструментов, которые для этого потребуются. Существует три основных способа снять генератор: выведение вверх, с вытаскиванием на себя, опускание вниз, с заведением под двигатель или выведение через арку колес. В зависимости от того, о какой именно части автомобиля идет речь, можно выбрать один из данных способов.
Опытные водители с легкостью смогут снять самостоятельно элемент, а вот новичкам придется обратиться в автомобильный сервис для того, чтобы сотрудники центра помогли провести осуществление ремонта.
Порядок выполнения действий. Для того, чтобы не возникло никаких неприятных и негативных последствий, нужно соблюдать определенный порядок действий, который является важным, в противном случае добиться желаемого результата будет просто невозможно.
Итак, прежде всего нужно отсоединить от двигателя все элементы, которые могут препятствовать снятию самого генератора. Затем нужно вытащить ремень привода со шкива. Как только эти действия будут осуществлены, стоит заняться откручиванием генераторных креплений. Только выполнив данную последовательность действий, можно изъять сломанный элемент.
После проведения ремонтных работ его нужно будет установить обратно. Если провести ремонт генератора невозможно, то нужно приобрести новый и установить его в вышеописанной последовательности.
Препятствием для успешного снятия могут стать термостат, аккумуляторная батарея, и разного рода провода и патрубки. Если на проводах отсутствует маркировка, то могут быть неполадки во время его подключения.
Новый генератор позволит водителям беспрепятственно продолжать эксплуатацию автомобиля без возникновения каких-либо серьезных проблем и неприятностей. Водители должны быть более внимательными и следить за техническим состоянием автомобиля. Неисправный генератор не позволит активно эксплуатировать автомобиль, поэтому водителям придется выполнять ремонт.
Заключение. Предотвратить необходимость замены генератора возможно, при своевременной профилактике и уходе за ним. Но если избежать поломки не удалось, то лучше всего, выполнить все работы своевременно.
Источник
Если требуется поменять
В большинстве случаев, при возникновении проблем, этот узел придется или чинить или поменять. При замене нужно обязательно правильно подобрать новый агрегат – он должен быть совместим с имеющейся машиной. Выбор аналога должен производиться с участием специалиста.
Как поменять генератор подскажут все те же инструкции, которые можно найти, например, на специализированных сайтах в Интернете. Отличия в зависимости от модели автомобиля есть, поэтому универсального перечня работ быть не может. Типовыми операциями, чтобы поменять генератор для автомобиля, будут:
- Отключение генератора от аккумуляторной батареи.
- Снятие ремня привода, ведущего к вспомогательным агрегатам. Можно сразу поменять и ремень, у которого не слишком большой назначенный срок службы.
- Снятие непосредственно генератора. Как правило, он крепится болтами, и весь процесс можно обеспечить с помощью стандартного набора инструментов.
Монтаж осуществляется в обратной последовательности.
Все это занимает немного времени, но, кроме как поменять генератор, желательно проверить состояние прилегающих агрегатов – хотя бы визуально. Это поможет увидеть целый ряд проблем в начальных стадиях.
Поменять или купить генератор смогут в любом автосервисе. Это типовая процедура, стоимость которой можно узнать заранее.
Генератор традиционно используется во всех автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, и служит для преобразования механической энергии вращения двигателя в электричество. Устройство относится к электрооборудованию со сложной конструкцией, а его поломка приводит к разряду аккумулятора и даже отказу в работе двигателя. Для обеспечения долгого срока службы изделия необходимо соблюдать правила его эксплуатации, а также своевременно выявлять и устранять возникающие поломки.
Как снять генератор
Иногда случается, что автомобильный генератор полностью выходит из строя и его невозможно отремонтировать. Такое происходит в двух случаях, после серьёзной аварии, когда корпус генератора разбит или когда корпус разваливается от старости. В таких случаях ремонт генератора является нецелесообразным и проще его заменить новым. Бывает и так, что установив на автомобиль мощную акустическую систему, владелец начинает замечать, что штатный генератор не успевает заряжать аккумулятор. В этом случае генератор заменяется на более мощный.
Часто на старых автомобилях установлены простые и надёжные генераторы, которые работают десятилетиями без замены. При снятии таких агрегатов зачастую приходится срезать элементы крепления, так как они буквально «прикипают».
Замена генератора, особенно на старых автомобилях – процедура достаточно сложная и проблематичная. Нужно заранее запастись набором инструментов, которые помогут самостоятельно снять генератор с машины. На некоторых иномарках генератор можно снять сверху, у других приходится работать через колёсную арку или даже снизу. Предварительно нужно определиться, каким образом легче будет снять генератор на конкретном автомобиле. Для того, чтобы исключить слом креплений, все крепёжные элементы необходимо обработать жидкостью WD-40. Чтобы упростить процесс снятия генератора, работы желательно проводить на яме или подъёмнике.
Подготовка к ремонту
Как правило, необходимость проверить генератор появляется перед его ремонтом – при появлении соответствующих симптомов. Признаки того, что он не работает или его показатели значительно ухудшились — явно заметны и понятны даже не специалисту. Как поменять и как проверить генератор можно прочесть в соответствующей литературе или же поискать подсказки в Интернете, но без наличия опыта лучше доверить это профессионалам. Это недорогие услуги, которые очевидно будут комплексными, но займут сравнительно немного времени. Необходимо учесть, что данные процедуры требуют специального оборудования и стандартных инструментов.
Порядок процедуры снятия генератора своими руками
Снимая генератор, нужно придерживаться такой последовательности:
- С двигателя снимаются все агрегаты, перекрывающие доступ к генератору;
- Снимается приводной ремень со шкива генератора;
- Откручиваются крепления генератора ;
- Извлекается генератор.
Мешать снятию может термостат, аккумулятор и различные провода и патрубки. Если не промаркировать провода при снятии, могут возникнуть проблемы при подключении генератора (если у вас имеется схема установки и подключения генератора, провода можно не маркировать).
Для снятия ремня генератора нужно ослабить крепление генератора и изменить положение натяжного ролика. После этого можно легко снять ремень. Перед тем, как приступить к процедуре откручивания болтов, на которых держится генератор, следует побрызгать крепления вэдэшкой. Если всё сделано правильно, генератор легко достанется из моторного отсека.
Проверка работоспособности
Перед тем, как снимать генератор с Ford Focus 2 для замены или ремонта, следует сначала удостовериться в него неисправности. Технология проверки – очень проста и выполняется быстро.
Перед диагностикой работоспособности необходимо послабить затяжку плюсовой клеммы на АКБ.
А далее поступаем так:
- запускаем двигатель;
- выжидаем пока обороты не стабилизируются;
- включаем фары;
- на заведенном моторе снимаем плюсовую клемму с аккумулятора.
Если генератор исправен, силовая установка не должна остановиться, наоборот – ее обороты должны немного повыситься, поскольку ЭБУ подкорректирует работу мотора, чтобы обеспечить бортовую сеть энергией.
Остановка агрегата после снятия клеммы будет указывать на неисправность генератора и необходимость его ремонта или замены. А для этого узел нужно снять с авто, что оказывается не так просто.
Можно воспользоваться официальной инструкцией, которая представлена ниже, но она не отображает всех тонкостей и нюансов работ, а поэтому подходит больше для ознакомления, чем как понятное всем подробное руководство.
Детальная инструкция, как снять генератор своими руками на примере генератора ВАЗ 2107
Пошаговая схема снятия генератора ВАЗ 2107 выглядит так:
- До начала работ необходимо полностью обесточить автомобиль, для этого нужно просто снять минусовую клемму от аккумулятора;
- Снимается защита двигателя с правой стороны и брызговик;
- От генератора нужно отсоединить все провода, запомнив при этом их расположение (если у вас имеется схема установки, можно не запоминать);
- Теперь необходимо отсоединить генератор от корпуса двигателя (с этим определённо возникнут трудности);
- Достаём генератор. Если он не откручивается, заливаем крепления вэдэшкой, а болт выбиваем с помощью молотка (бить нужно не сильно, иначе можно вырвать крепления).
Если болт не желает выбиваться, генератор придётся снимать вместе с его креплениями. Для снятия креплений необходимо выкрутить два болта. Иногда попадаются и трёхболтовые крепежи.
Часто для снятия генератора в сборе с креплениями приходится снимать радиатор охлаждения. Только не стоит извлекать его наружу и демонтировать все патрубки радиатора, достаточно просто отодвинуть его в сторону, чтобы получить доступ к кронштейнам. Устранив все препятствия, можно легко достать генератор с креплениями.
Иногда снятие и установка генератора проходит по более простой схеме, это случается при замене относительно нового генератора на более мощный или когда автомобиль ещё новый. В этом случае некоторые специалисты умудряются вытащить его через правую колёсную арку. Процедура снятия ни чем не отличается от вышеизложенной, только не нужно будет снимать радиатор. Для извлечения генератора через колёсную арку нужно вывернуть руль до упора. Перед тем, как достать генератор не забудьте снять приводной ремень со шкива.
Общая конструкция устройства
Автомобильные генераторы выпускаются в компактном и традиционном видах, различаясь размерами, устройством корпуса, компоновкой вентилятора шкивом привода и выпрямительным узлом. При этом все устройства имеют следующие общие составные части:
- Корпус. Служит для размещения большей части конструктивных элементов устройства. Состоит из передней и задней крышки, соединенных между собой болтами, которые изготавливают из немагнитного сплава, легко отдающего тепло. На поверхности проделаны вентиляционные окна и предусмотрены крепежные лапы.
- Ротор. Предназначен для создания вращающегося магнитного поля. С этой целью на его валу смонтирована обмотка возбуждения, которую помещают в две полюсные половины. На конце вала находятся два контактных кольца для питания обмотки возбуждения. Большинство роторов имеют на валу крыльчатку вентилятора и приводной шкив. Сам вал вращается на паре шариковых или роликовых необслуживаемых подшипников.
- Статор. Предназначен для выработки переменного тока, и конструктивно включает в себя сердечник из металла с обмотками. Сердечник набирают из стальных пластин, в которых для обмоток выполнено 36 пазов. Уложенные в них 3 обмотки образуют трехфазное напряжение.
- Щеточный узел. Передает ток возбуждения на контактные кольца. Состоит из двух щеток, выполненных из графита, которые прижимают пружины, и щеткодержателя. На генераторах новых образцов щеточный узел и регулятор напряжения смонтированы в едином неразборном корпусе.
- Выпрямитель. Преобразует выработанное генератором переменное напряжение в постоянный ток бортовой сети. Конструктивно выполнен на пластинах-теплоотводах со смонтированными силовыми диодами.
- Регулятор напряжения. Поддерживает напряжение генератора в заданных пределах, стабилизирует его при различной частоте вращения двигателя, а также изменяет напряжение зарядки аккумулятора, исходя из температуры воздуха (чем ниже температура, тем напряжение выше).
- Привод генератора. Выполнен в виде шкива, связан с коленвалом клиновым или поликлиновым ремнем и вращается в 2-3 раза быстрее коленчатого вала двигателя.
Монтаж нового генератора
Новый генератор следует устанавливать в соответствии со схемой установки. Сначала устанавливается на своё место генератор, потом зажимаются болты креплений. Потом надевается ремень генератора, который нужно будет впоследствии отрегулировать, подключаются все фишки и провода. Защиту одевать пока не стоит, нужно будет ещё провести регулировку ремня. При проведении процедуры регулировки нужно натянуть ремень строго по инструкции установки.
При установке нужно обратить внимание на состояние роликов, натяжной планки и нижнего болта. Лучше сразу заменить их, если они имеют люфты (ролики) и повреждённую резьбу (болты). Следует помнить, что ролики должны быть установлены без перекосов.
Производители автомобильных генераторов
На иностранных и отечественных автомобилях устанавливаются генераторы как собственного производства, так и сторонних фирм-изготовителей. Замена изделия на аналогичное, но другого производителя возможно при совместимом креплении, мощности, аналогичными параметрами генерируемого тока, габаритами и шкива ременного привода. Чаще всего на автомобили устанавливают генераторы следующих фирм:
- Bosch. Устанавливается на большинство европейских марок машин. Отличается простотой устройства и надежностью.
- Cargo. Датская фирма, специализирующаяся на выпуске стартеров и генераторов. Поставляет продукцию многим автопроизводителям, цена изделий немного дешевле оригинала.
- Delco Remy. Американский производитель, присутствующий на рынке комплектующих для автомобилей более ста лет. Продукция отличается безупречным качеством и долговечностью, обладая всеми необходимыми международными сертификатами.
- Lucas. Крупный британский производитель деталей для автомобилей оригинального качества.
- Magneton. Чешский производитель, специализирующийся на выпуске стартеров и автомобильных генераторов переменного тока. Продукция характеризуется оптимальным соотношением цены и качества.
- Valeo. Французский концерн, образовавшийся в результате слияния нескольких фирм, выпускающих генераторы и другие узлы для автомобилей. Продукция конструктивно и по эксплуатационным особенностям сходна с фирмой Bosch.
Особенности регулировки ремня генератора
Для стабильной работы генератора приводной ремень должен быть натянут в соответствии с мануалом. Слабое натяжение приведёт к пробуксовке ремня, и аккумулятор будет заряжаться не полностью, что приведёт к его выходу из строя. При повышенном потреблении энергии аккумулятор может сесть даже при кратковременной остановке.
Процедура регулировки натяжения ремня занимает не более 15 минут (при наличии опыта). Не стоит отдавать деньги на станции техобслуживания, данная процедура делается с помощью пары гаечных ключей.
- Нужно слегка ослабить контргайку на натяжной планке. Если этого не сделать, не получится провернуть регулировочный болт. Если мешает бачок омывателя, можно его демонтировать, но это не обязательное условие;
- Вращая болт натяжителя, следует добиться момента оптимального натяжения клиновидного ремня генератора;
- В завершении процедуры остаётся с усилием закрутить контргайку на натяжной планке;
- Остаётся лишь проверить натяжение ремня.
Процедура проверки должна проводиться в обязательном порядке, чтобы убедиться в корректно выполненной работе по натяжению ремня. Нужно включить зажигание и осмотреть приборную панель, где должна загореться лампочка зарядки аккумулятора. После этого нужно завести мотор и дать машине поработать на холостом ходу. Если лампочка заряда аккумулятора погаснет через несколько секунд, значит ремень натянут правильно. Если же лампочка будет периодически зажигаться и гаснуть, то стоит натянуть ремень сильнее.
Регулировку ремня может выполнить даже начинающий автолюбитель. Главное — строго следовать пунктам инструкции и проводить диагностику натяжения ремня.
Замены генератора можно избежать, если вовремя проводить профилактику данного узла. Не стоит вспоминать про генератор, когда он полностью перестанет выполнять свою работу, иначе можно вывести из строя даже новый аккумулятор.
Источник
«Экстренные» способы подключения и их недостатки
Обычно «пожарными» способами пользуются в тех случаях, когда по каким-либо причинам нельзя воспользоваться генератором напрямую – требуется включить его в домашнюю сеть срочно, и нет времени монтировать отдельную схему подключения.
Специалиста от простого обывателя, кроме всего прочего, отличает знание причин запретов – именно это позволяет в нужные моменты их обойти: сделать что-то не по правилам, но получить нужный результат. Только нельзя забывать банальности — электричество не прощает ошибок, а значит надо просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, чтобы исключить все возможные накладки.
Подключение через розетку
Самый распространенный из «пожарных» способов как подключить генератор к дому, является банальное включение его в розетку, для чего покупается или изготавливается самостоятельно «переноска» со штекерами на концах.
Применять этот метод настоятельно не рекомендуется, но простота его использования снова и снова подкупает многих владельцев генераторов малой и средней мощности.
Принцип использования такого подключения становится понятным, если посмотреть на стандартную схему домашней электропроводки. Действительно, если к одной из розеток подключить источник тока, то напряжение появится на всех участках цепи.
1. Вводной автомат. 2. Счетчик электроэнергии. 3. Генератор. 4. Распределительный автомат. 5. Розетки.
Недостатков у этого метода не так уж и много, но про них надо помнить, чтобы не испортить генератор.
1. Перегрузка провода.
На этот момент внимания можно не обращать, если используется генератор мощностью до 3 кВт. Розеточные линии стандартно подключаются проводом сечением 2,5 мм², а сами розетки рассчитаны на максимальную силу тока в 16 Ампер. Согласно таблице соотношения сечения кабелей к силе тока, который они могут пропустить, даже алюминиевые провода (которые уже запрещены к установке) такого сечения свободно выдерживают мощность до 3,5 кВт.
Сечение жилы кабеля, мм2 | Диаметр жилы кабеля, мм | Медная жила | Алюминиевая жила | ||||
Ток, А | Мощность, кВт при напряжении в сети 220 В | Мощность, кВт при напряжении в сети 380 В | Ток, А | Мощность, кВт при напряжении в сети 220 В | Мощность, кВт при напряжении в сети 380 В | ||
1 | 1,12 | 14 | 3,0 | 5,3 | — | — | — |
1,5 | 1,38 | 15 | 3,3 | 5,7 | — | — | — |
2,0 | 1,59 | 19 | 4,1 | 7,2 | 14 | 3,0 | 5,3 |
2,5 | 1,78 | 21 | 4,6 | 7,9 | 16 | 3,5 | 6,0 |
4,0 | 2,26 | 27 | 5,9 | 10,0 | 21 | 4,6 | 7,9 |
6,0 | 2,76 | 34 | 7,7 | 12,0 | 26 | 5,7 | 9,8 |
10,0 | 3,57 | 50 | 11,0 | 19,0 | 38 | 8,3 | 14,0 |
16,0 | 4,51 | 80 | 17,0 | 30,0 | 55 | 12,0 | 20,0 |
25,0 | 5,64 | 100 | 22,0 | 38,0 | 65 | 14,0 | 24,0 |
35,0 | 6,68 | 135 | 29,0 | 51,0 | 75 | 16,0 | 28,0 |
По формуле нахождения мощности P=I*U можно определить максимальный ток, выдаваемый генератором. Если его мощность 3 кВт, а напряжение 220 Вольт, то I = 3000 / 220 ≈ 13,65 Ампер, т. е. запаса прочности даже стандартной розетки должно хватить с избытком (конечно, если это не устаревшие, еще советские модели, рассчитанные максимум на 6,3 или 10 Ампер).
Другое дело это генераторы большей мощности – для них все расчеты надо проводить отдельно. Правда все они обычно подключаются стационарно и острая необходимость в «подкидывании» их через розетку может возникнуть только в случае неисправности проводки. Вот здесь и надо твердо знать, что нарушается и можно ли это делать.
2. Человеческий фактор.
Перед включением резервного генератора в обязательном порядке надо отключать вводные автоматы. Если этого не сделать, то в лучшем случае часть мощности попросту уйдет к соседям, и генератор заглохнет от перегрузки. Хуже будет если в момент попытки завести генератор возобновится подача электричества на основную линию – это гарантированно сожжёт обмотку электродвигателя встречными токами.
Если неприятность возможна в принципе, то рано или поздно она произойдет. Даже если приладить на корпус генератора большую табличку с напоминанием о необходимости отключить вводной автомат, то всегда есть вероятность в спешке что-либо напутать.
3. Использование защитных устройств.
Если в доме проводка сделана согласно рекомендаций ПУЭ, то отдельные розеточные линии кроме стандартных автоматических выключателей будут защищаться с помощью устройств защитного отключения (УЗО). Кроме того что их надо подключать с соблюдением полярности, многие из них рассчитаны на включение источника тока на верхние клеммы, а нагрузки к нижним.
1. Вводной автомат. 2. Счетчик электроэнергии. 3. Распределительный автомат. 4. УЗО. 5. Автоматы потребителей.
Соответственно, при включении генератора в розетку надо будет следить где фаза и ноль, а еще вполне вероятна ситуация, когда работать будут только соседние розетки, а при попытке хотя бы включить свет, выбьет УЗО. Исправлять схему ради нескольких часов работы генератора нет смысла, поэтому единственный выход здесь это его включение напрямую через распредщиток.
Вдобавок ко всем существующим минусам, экстренная схема подключения генератора к сети дома через розетку, не предполагает возможности отследить когда появляется электричество на основной линии, чтобы вовремя переключиться обратно. Для этого нужна как минимум отдельная сигнальная лампочка, но так как вводной автомат отключается, использовать ее нет возможности.
Подключение генератора к распределительному автомату
Это самый правильный способ быстро подключить генератор, но с некоторыми нюансами, которые обязательно надо учитывать.
Проще всего получится выполнить такое подключение если рядом с распределительным автоматом есть розетка – ее часто устанавливают на случай выполнения ремонтных работ или просто для страховки. Правда при этом надо точно себе представлять, как именно подключена эта розетка – оптимальный вариант показан на схеме.
1. Вводной автомат. 2. Счетчик электроэнергии. 3. Генератор. 4. Розетка. 5. Распределительный автомат.
В таком случае все упирается только в пропускную способность самой розетки (16 Ампер) и надо помнить про отключение вводного автомата.
Если такую розетку при монтаже щитка не предусмотрели, то придется откидывать проводку от ввода распределительного автомата и подключать к нему генератор напрямую
Если дальше по схеме стоят УЗО, то обязательно надо соблюдать полярность.
1. Вводной автомат. 2. Счетчик электроэнергии. 3. Генератор. 4. Распределительный автомат.
Главное здесь это не перепутать к какому именно автомату подключаться. Если вдруг есть доступ к вводному автомату перед счетчиком, и генератор подключить к нему, то в целом схема не изменится… Просто она будет включать в себя устройство учета электроэнергии, которому все равно что считать – ток из основной линии или выработанный генератором.
1. Вводной автомат. 2. Счетчик электроэнергии. 3. Генератор. 4. Распределительный автомат.
Впрочем вероятность такой ошибки/подключения мала, так как счетчик и вводной автомат пломбируются проверяющими из энергонадзора.
Так как провода от магистральной линии откидываются, то к ним можно подсоединить контрольную лампочку – когда она засветится, значит генератор можно выключать. Вводной автомат при этом надо оставить включенным.
1. Вводной автомат. 2. Счетчик электроэнергии. 3. Генератор. 4. Распределительный автомат.
Подключение генератора через перекидной рубильник
По сути это то же самое подключение генератора к распределительному автомату но уже оборудованное стационарным трехпозиционным переключателем чтобы не приходилось откручивать провода от клемм автоматического выключателя.
Под трехпозиционным подразумевается переключатель, к которому ток может подходить от двух разных веток, но нагрузка подключается только к одной из них. Третье положение нейтральное, чтобы исключить контакт входящих проводов. Так как генератор имеет собственный ноль, то и переключатель надо подбирать соответствующий – устанавливать однопроводной, через который переключается только фаза, здесь нельзя.
Если под рукой нет трехпозиционного переключателя, то временно можно изготовить и двухпозиционное перекидное устройство из двух двухполюсных автоматов. Их желательно взять одного производителя и номинала, чтобы совпадали размеры. Автоматы надо установить рядом, но один из них перевернуть вверх ногами, а клавиши скрепить вместе – для этого производителями предусмотрены отверстия для штифтов.
Понимающий в электрике человек может соорудить такое устройство и из четырех однополюсных автоматов – не переворачивать их и переключать каждый по отдельности. Но если кто-нибудь кроме него будет запускать генератор, то «защитой от дурака» лучше все-таки озаботиться сразу.
Сам переключатель устанавливается возле генератора. Это удобнее всего, так как его пуск выполняется в определённом порядке: сначала запускается сам генератор, а когда он прогреется, то к нему подключается нагрузка.
Чтобы генератор не работал впустую, после включения электричества на основной линии, надо сделать отвод для сигнальной лампы и разместить ее на заметном месте. Чтобы она не светила все время, то подключать ее надо через выключатель. Если есть опасения забыть его включить, то можно добавить элемент автоматизации, подключив лампу через любой нормальноразомкнутый контакт пускателя. Вся схема подключения генератора через перекидной рубильник и с сигнальной лампой выглядит следующим образом:
1. Вводной автомат. 2. Счетчик электроэнергии. 3. Генератор. 4. Распределительный автомат. 5. УЗО.
Пока есть напряжение на магистральной линии, вся схема работает в обычном режиме – ток проходит через переключатель и дальше идет на распределительный автомат. Когда пропадает электричество, то надо вручную запустить генератор и переключить нагрузку с дома на него. При запуске генератора через катушку пускателя КМ проходит ток и его контакты замыкаются – сигнальная лампа оказывается включена в сеть и когда на магистральной линии появится электричество, то лампочка засветится.
Простейшая схема автопереключения
Чтобы каждый раз при необходимости запустить генератор не приходилось клацать переключателем, можно собрать простейшую схему автопереключения источника тока. Это не система автозапуска – ее назначение только выполнять переключение ввода между магистральной линией и генератором, а пуск и остановку двигателя все равно придется выполнять вручную.
Минимально необходимые для этого детали – два пускателя (контактора) – КМ1 и КМ2 с перекрестным подключением. В них будут задействованы силовые контакты (КМк) и нормально замкнутые (КМнз). Чтобы у генератора было время прогреться, то дополнительно желательно использовать реле времени.
На рисунке показана такая схема, как подключить генератор к сети дома – работает она по следующему принципу:
1. Вводной автомат. 2. Счетчик электроэнергии. 3. Распределительный автомат. 4. Генератор. 5. Реле времени. 6. Контактор основного ввода. 7. Контактор резервного ввода.
Пока есть электричество на магистральной линии, катушка КМ1 удерживает замкнутыми силовые контакты КМк1 и разомкнутыми нормальнозамкнутые КМ1нз1 и КМ1нз2. Когда электричество отключается, то размыкаются силовые контакты КМк1, а КМ1нз1 и КМ1нз2 замыкаются – теперь при запуске генератора, через время, на которое рассчитано реле, на катушке КМ2 появится напряжение, замкнутся силовые контакты КМк2 и ток в дом будет подаваться от генератора.
Когда на основной линии появляется электричество, то срабатывает катушка КМ1 – размыкаются контакты КМ1нз1 и КМ1нз2, обесточивая катушку КМ2. Силовые контакты КМк2 размыкаются, а КМк1 замыкаются и питание в дом снова идет от магистральной линии. Остается только не забыть выключить сам генератор.
Замена генератора пошагово: особенности процедуры
Генератор авто – важный элемент электросистемы. С его помощью идет преобразование механической энергии в электрическую. Эта энергия возникает при вращении двигателя. Агрегат служит для снабжения электроэнергией всей электронной начинки транспорта. Также прибор нужен для подзарядки аккумулятора.
Заменяют данную деталь тогда, когда ремонтировать ее не представляется возможным или не имеет смысла. Часто замена генератора авто требуется для транспорта со значительным пробегом. Опытные автомобилисты часто принимают решение заменить генератор самостоятельно. Однако эта операция является достаточно непростым мероприятием. Разберемся в том, какой алгоритм процедуры.
Зачистка контактов
Даже современные генераторы и стартеры, заточенные под работу систем «старт-стоп», устроены довольно просто и не имеют принципиальных отличий от своих предков. Однако прежде чем нести в ремонт уставшие узлы, важно убедиться, что электрика автомобиля в целом исправна и наших героев не терроризируют другие враги. Иначе в скором времени придется повторно отдавать приличные деньги за ремонт или восстановление.
Смерть генератора очень часто связана с некондиционным аккумулятором, который значительно повышает нагрузку на узел. По этой причине в генераторе часто прогорают диодный мост и статорная обмотка, а на некоторых моделях BMW — даже сам статор. После такой беды генератор можно смело относить на помойку.
Также ресурс генератора заметно падает, если он оказывается в зоне подтекания масла или антифриза. При работе генератора идет естественный износ щеток с выработкой пыли. А из-за попадающего на генератор масла смоченные частицы пыли возвращаются в зону контакта щеток и коллектора — и, как говорится, на ровном месте идет активный абразивный износ.
В половине случаев к ремонтникам попадают сгоревшие стартеры, замученные самими автовладельцами. Они крутят стартер слишком долго (особенно зимой) и перегревают его в попытках пустить мотор, который может подолгу не схватывать по целому ряду причин.
Замена генератора пошагово
Коротко схема смены запчасти выглядит так:
- снимается навесное оборудование, чтобы обеспечить доступ к детали;
- отсоединяются приводной ремень, ролики;
- генератор изымают из машины, на его место помещают новую запчасть;
- замененную деталь подключают и проверяют ее работу.
Агрегат можно приобрести самому или доверить выбор устройства профессионалам. Автоцентры сотрудничают со многими производителями. Поэтому при заказе замены генератора авто вам могут предложить новую деталь по достаточно выгодной цене. Поставки в таком случае идут напрямую без посредников. Следовательно, покупка будет более выгодной, чем приобретение запчасти в магазине в розницу.
Разница между одно и трехфазным подключением
Все подключения, что в однофазной, что в трехфазной сети выполняются полностью идентично, за исключением количества силовых проводов. Единственный важный нюанс касается так называемой фазы управления – если подключать к сети пускатель, то его основные контакты подключают и отключают от сети силовые провода, а питание для электромагнитной катушки тоже надо откуда то брать.
В однофазной сети проблем нет – фаза одна и такого вопроса просто не существует, а в трехфазной все несколько сложнее – есть L1, L2 и L3. Не вдаваясь в технические подробности, ответ здесь один – для управляющих цепей можно использовать любую из фаз, но только одну. Т. е. если катушка КМ1 запитана от фазы L3, то управление остальными пускателями, кнопки «Старт» и «Стоп» тоже надо «подвешивать» только на нее.
Сделать это не сложно – просто отметить, какого цвета провод на нужной фазе, а если кабель с одноцветными жилами, то наклеить или нарисовать на них маркеры.
Алгоритм замены агрегата пошагово
Теперь приведем более подробно процесс замены детали в автосервисе. Пошаговый алгоритм:
- диагностика детали. Производится при использовании профессионального стенда. Для этого запчасть подлежит разбору на составные части;
- элементы устройства подвергаются чистке и детальному осмотру. Благодаря этому ремонтные работы будут наиболее эффективными;
- затем диагностируется каждый компонент генератора в отдельности, выявляются путем тестирования все неисправности, которые есть в наличии;
- утверждается стоимость ремонтных работ или замены устройства. После проведения диагностики работники автосервиса выдают заказчику составленное заключение. На основании документа будет сформирована стоимость сервиса по обслуживанию агрегата. Итоговая сумма согласовывается с владельцем авто;
- выполнение ремонтных работ. При этом подлежат замене все поврежденные составные части устройства. Будет ликвидирована любая обнаруженная при диагностике поломка. Отработавшие ресурс элементы подлежат замене;
- узел собирается и тестируется. Манипуляция проводится при использовании стенда. Именно так можно убедиться в том, что механизм работает как положено, без сбоев.
Особенности процесса замены генератора
Почему генератор выходит из строя? Устройство состоит из нескольких подвижных компонентов. С течением времени детали изнашиваются, что приводит к сбоям в работе механизма. Если не произвести замену отработавших ресурс элементов, устройство перестает работать. Что может свидетельствовать о поломке?
Первый тревожный сигнал для автомобилиста – недозаряд аккумуляторной батареи. Если вы поставили совсем новую АКБ, а двигатель после суточного отдыха не заводится, то это первый признак неисправности агрегата. Когда поломка более широкого масштаба, появляется логотип низкого напряжения в цепи. Из-за возникшей проблемы сбои могут происходить и в работе других систем авто.
Неисправности узла
Признаками неисправности являются:
- Повышенная шумность из-под капота (визг, писк);
- Отсутствие подзарядки батареи;
- Нехватка электроэнергии при использовании электрооборудования авто (фары светят слабо, а при их включении сигнальные лампы на приборной доске тускнеют).
При этом, несмотря на то, что генератор подключен к системе самодиагностики, сигнал о неисправности на бортовом компьютере отображается не всегда. В таком случае выявить поломку можно опытным путем.
Виды ремонтных работ
Когда производится замена устройства, проверяют, в каком состоянии находятся ремни и ролики. Данные детали относятся к разряду расходных материалов, поэтому подлежат замене время от времени. Из строя могут выйти разные составные элементы агрегата. Назовем, какие ремонтные работы в данной области проводятся наиболее часто:
- замена обгонной муфты. Ремонт детали не производится, она заменяется новой запчастью;
- замена внешнего или встроенного реле;
- смена ремня устройства;
- замена щеток.
Каждая из этих деталей должна быть полностью исправной. От этого зависит благополучное функционирование всей системы в целом. При выходе из строя даже одного элемента это влечет за собой сбой в работе всех других деталей. Важно своевременно проверять состояние каждого компонента устройства. Это гарантирует долгую службу агрегата в дальнейшем.
Источник
Признаки и причины неисправности генератора
Неисправности автомобильного генератора условно делятся на электрические и механические. К электрическим относятся:
- Износ и выход из строя щеток.
- Нарушения контакта или обрыв электрических цепей.
- Короткое замыкание обмоток ротора.
- Поломка регулятора напряжения или диодного моста.
Механические неисправности, как правило, возникают при износе подшипников, что вызывает радиальное биение ротора, который будет задевать обмотку статора и провоцировать возникновение короткого замыкания. О неисправности генератора можно судить по следующим признакам:
- Во время работы двигателя горит или мигает лампа разряда аккумулятора.
- Перезаряд аккумулятора или его регулярная разрядка.
- Тусклая работа фар и электроприборов во время работы двигателя.
- Сила света фар изменяется в зависимости от частоты оборотов двигателя.
- От генератора во время его работы слышатся посторонние звуки.