Любому автовладельцу известно, что антифриз – это охлаждающая жидкость, предназначенная для предотвращения перегрева двигателя. Ранее в качестве охлаждающей жидкости применяли обычную воду. В лучшем случае дистиллированную. Обычно – из открытых водоемов. Она обладала существенным недостатком – замерзала при понижении температуры до 0 градусов и ниже. Антифризы не замерзают даже при отрицательных температурах.
Охлаждающие жидкости выпускаются различными производителями. Они имеют разный состав, разные свойства, разный цвет и для каждого автомобиля существуют рекомендации о том, какие материалы можно применять для его обслуживания.
Однако в дороге может возникнуть ситуация, когда радиатор потек, уровень охлаждающей жидкости упал, и ее надо срочно чем-то пополнить.
Все еще больше осложняется, если цвет охлаждающей жидкости стал неопределенным и неизвестно, какой марки он был залит (такое часто случается, если машина недавно сменила своего владельца).
В таких случаях часто бывает сложно или невозможно найти антифриз того же изготовителя и точно такого же цвета, но можно приобрести множество жидкостей других марок.
Возникает логичный вопрос – а можно ли смешивать антифриз различных цветов, стандартов, марок, брендов между собой?
Постараемся ответить на него в этой статье.
На что указывают разные цвета антифризов
Основное назначение жидкости – охлаждение. Антифриз используют, чтобы снизить нагрев рабочих элементов. С этой целью жидкость заливают в охлаждающую систему, которая есть в каждом авто.
Замена антифриза
Для производства незамерзающих составов используют гликолевую основу, к ней добавляют воду и присадки. Дополнительные элементы позволяют создавать разные по составу жидкости.
Чтобы различать смеси, производители используют красители:
- Красные (G 12). Это хладагенты карбоксилатной группы. Присадки останавливают процесс коррозии, который уже начался внутри системы охлаждения, но сами коррозию не устраняют.
- Синие (TL, G 11). Стандартные образцы. По составу максимально приближены к тосолу.
- Зеленые (G 11). Это продукты, которые произведены на силикатных присадках. После попадания в систему охлаждения образуют специальную защитную пленку, которая предотвращает износ элементов.
- Желтые, оранжевые, розовые (G 13). Это группа гибридных или комбинированных жидкостей, основой которых является пропиленгликоль. Современные жидкости этой группы считают более экологичными, чем вещества на базе этиленгликоля.
Стоит отметить, что лобридные антифризы G12++ и G13 без проблем подойдут для всех автомобилей.
Подведем итог. Жидкости-незамерзайки изначально бесцветны. Производители добавляют красители для того, чтобы антифризы можно было различать по цветам. Базой всех жидкостей выступает гликолевая основа. Именно она не дает замерзнуть или закипеть.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости различных характеристик, например G11 и G12?
Если антифризы принадлежат разным классификационным категориям, то они имеют различный химический состав. При этом жидкости G11 и G12 имеют присадки совершенно разной природы и имеющие различный механизм действия.
Если в G11 они создают защитную пленку, то в G12 — устраняют ржавчину. Таким образом, если в систему с антифризом G12 долить G11, это может привести к созданию пленки с ухудшением теплообмена и сужением сечения для прохода антифриза в радиаторе.
Таким образом, смешивать G11 и G12 не рекомендуется.
Если говорить о смешивании антифризов классов G13 и G11, то из-за разницы в базовых спиртах (полипропиленгликоля и этиленгликоля) делать этого категорически не стоит. К тому же неизвестно, как поведут себя присадки, работающие в одной среде при их перемещении в другую жидкость.
А вот смешивание антифризов классов G12, G12+ и G12++ вполне допустимы, так как они изготовлены на основе этиленгликоля и в них присутствуют как органические, так и неорганические присадки одной природы.
Можно ли смешать тосол с антифризом
Тосол – охлаждающая жидкость с конкретными свойствами. Была изобретена раньше, чем антифриз, для охлаждения. Позднее, когда появился экологичный состав на другой основе, автомобильное производство перестало использовать тосол.
Смешивание тосола и антифриза
Одну жидкость заменять другой принято только после полной промывки системы, но есть ситуации, когда требуется простая доливка. Например, произошла утечка, но нет возможности добавить то же вещество. Если долить небольшим количеством тосола систему охлаждения со старым антифризом, то ничего страшного не произойдет. Но более предпочтительным специалисты считают вариант полной смены жидкости. То есть прежде, чем заливать тосол, лучше слить остатки и промыть канал дистиллированной водой.
Смешивание тосола с антифризом или замена одного на другое без промывки системы охлаждения может привести к коррозии или к появлению осадка, забивающего каналы, ухудшению качеств охлаждающей жидкости.
Как проверить совместимость антифризов
Проверить совместимость различных типов антифризов совсем несложно, даже в домашних или гаражных условиях. Правда, описанный ниже метод не даст 100% гарантии, однако визуально все же можно оценить, насколько одна охлаждающая жидкость сможет работать в одной смеси с другой.
В частности, способ проверки заключается в том, чтобы взять образец жидкости, которая в данный момент находится в системе охлаждения автомобиля и смешать с тем, которым планируется долить. Взять пробу можно с помощью шприца или воспользоваться отверстием для слива антифриза.
После того, как у вас в руках будет емкость с проверяемой жидкостью, добавьте в нее приблизительно такое же количество антифриза, который вы планируете добавить в систему, и подождите несколько минут (около 5…10 минут). В случае, если в процессе смешивания не произошла бурная химическая реакция, на поверхности смеси не появилась пена, а на дне не выпал осадок, значит, скорее всего, антифризы друг с другом не конфликтуют. В противном случае (если проявилось хотя бы одно из перечисленных условий) стоит отказаться от идеи использования упомянутого антифриза в качестве жидкости для доливания. Для достоверности теста на совместимость, можно подогреть смесь до 80-90 градусов.
Можно ли смешивать антифризы разных цветов
Что будет, если залить антифриз другого цвета в авто, в каких случаях это может понадобиться – разберем на примерах.
Для начала следует учесть основные правила работы:
- Жидкости с одинаковой основой можно смешивать.
- Если одна из жидкостей на силикатной основе, то смешивание не рекомендовано.
На практике во время смешивания жидкостей разных классов осадки начинают активно взаимодействовать между собой, создавая дополнительные элементы. Это происходит далеко не сразу. Осадок формируется после того, как двигатель несколько раз нагреется до рабочей температуры.
Последствием манипуляции смешивания чаще всего становится засорение каналов радиатора и оседание мелких частиц на деталях двигателя.
Карбоксилатные присадки
Это присадки на основе карбоновых кислот. Их применение позволяет не создавать защитную пленку на внутренней поверхности системы охлаждения. Отсутствие защитного слоя повышает теплоотдачу между элементами двигателя, радиатора и охлаждающей жидкостью.
Защитное действие карбоксилатных присадок осуществляется путем нейтрализации очагов коррозии, и образование защитного слоя только в местах где коррозия начала проявляться. То есть действие присадок начинается в момент образования очагов коррозии. Подобная технология повышает срок службы антифриза от 3 до 5 лет. Безусловно это большой плюс. Но то, что допускается начало коррозионных процессов. Делает невозможным применение подобного антифриза в двигателяж и радиаторах изготовленных из алюминия.
Двигателям с чугунными блоками и головками блока, а также латунным и медным радиаторам большого вреда не наносится. Поэтому антифризы с карбоновыми кислотами для них применимы.
На канистрах с присадками карбоновых кислот наносятся следующие обозначения
- G12
- Carboxilate coolants
- OAT (Organic Acid Technology)
Как вы сами понимаете, использование подобного антифриза исключает в конструкциях многих автомобилей.
Например для автомобиля ГАЗ 3309 с двигателем Д245 и латунным радиатором . Он подходит идеально. Так как в этом автомобиле применяется система впрыска комон рейл и турбонагнетатель. Антифриз обеспечивает хорошую теплоотдачу.
А вот в автомобиле Газель используются двигателя ЗМЗ сделанные из алюминия, и алюминиевые радиаторы. Поэтому антифриз только с карбоксилатными присадками использовать нельзя. Этиленгликоль начнет интенсивно образовывать очаги коррозии. Присадки не справятся с защитой внутренней поверхности охлаждающей системы.
Использование антифризов сделанных по традиционным технологиям так же не желательно. Потому что в двигателях применяется инжекторная система впрыска. Которая требует хорошей теплоотдачи.
Поэтому для подобных автомобилей разработан антифриз в котором имеются присадки традиционной технологии и карбоновые кислоты. При использовании подобных антифризов образуется тонкий защитный слой из силикатных присадок, и карбоновые кислоты вступают в действие в случае образования очагов коррозии. Такие антифризы называют гибридными.
Можно ли смешивать антифризы разные по свойствам
Смешивание охлаждающих жидкостей, разных по свойствам, чревато нежелательными последствиями. Составы с силикатными присадками на этиленгликоле ведут себя непрогнозируемо в сочетании с пропиленгликолевыми антифризами современного образца. Вещества образуют осадки, которые негативно сказываются на работе двигателя.
Характерными свойствами антифриза являются степень коррозии, температура замерзания, температура кипения, цвет жидкости.
Специалисты подчеркивают, что допустима только ситуация, когда приходится залить антифриз другого цвета, но только в незначительном количестве. Необходимость в этом возникает, если произошла утечка охлаждающей жидкости. Под рукой нет необходимого состава, но долить жидкость необходимо по условиям эксплуатации автомобиля. Если к основному антифризу долить охлаждающую жидкость другого цвета в пределах 0, 1 или 0,2 л, то изменения будут незначительными.
Из чего состоит антифриз
Вне зависимости от цвета, любой современный антифриз примерно на 80% состоит из смеси одноатомного спирта (этиленгликоля или пропиленгликоля) и воды. Такой состав способен выдерживать температуру вплоть до +196 °С без закипания, а что касается порога замерзания, то он зависит от соотношения компонентов и составляет от -11 °С до -65 °С. Следует заметить, что, согласно международной классификации, в зависимости от того, какой именно вид спирта используется в антифризе (этиленгликоль или пропиленгликоль), он подразделяется на три типа:
- G11;
- G12;
- G13.
Оставшиеся 20% в составе любого современного антифриза — это разнообразные присадки. Они необходимы для того, чтобы защищать металлические и резиновые детали, с которыми соприкасается эта жидкость, от коррозии и разрушения под воздействием спирта. Воздействие присадок различается в зависимости от типа антифриза. Для того чтобы это отличие можно было определить визуально, жидкости разных видов окрашиваются в различные цвета.
Можно ли смешать антифризы разных марок
Производство охлаждающих жидкостей постоянно развивается. Классификацию разделения по цветам нельзя брать за постоянную основу. Например, компания Volkswagen производит смеси по собственным стандартам, которые не применимы для автомобилей марки БМВ.
Разные виды антифризов
Если вы автовладелец со стажем, то выгоднее всего использовать жидкости одного производителя. При смешении веществ разных марок следует быть особенно внимательным. Переизбыток одних составов может нейтрализовать работу других и привести к получению нежелательного результата, сказывающегося на работе двигателя. Итогом экспериментов может стать вспенивание, тогда понадобится ремонт в условиях автосервиса.
Цветовая классификация антифризов
Существует определенная классификация цветов охлаждающей жидкости:
- красного цвета – самый качественный продукт со сроком использования до 5 лет;
- зеленого цвета – показатель качества находится на среднем уровне с термином эксплуатации 3-5 лет;
- синего цвета – по своим качествам сходен с тосолом, и имеет срок использования 1-2 года.
В связи с существованием такой классификации необходимо пользоваться ею при выборе и покупке охладительного вещества.
Несколько правил по смешиванию антифризов
Не смешивайте вещества, пока не изучите основные правила:
- Зеленые и красные антифризы смешивать нельзя. Если пришлось сделать это по ряду причин, то понадобится полная промывка системы охлаждения. Кроме того, при смешивании красного и зеленого вещества карбоксилатная основа теряет свои свойства, то есть функция по препятствию коррозии не будет работать.
- Хладагенты красного цвета можно смешивать между собой.
- Несмотря на то, что хладагенты гибридной группы не рекомендуют смешивать с другими, доливание 20% состава допускается в крайних случаях. Но в результате смешивания может произойти конфликт присадок, а это значит, что точка замерзания сместится.
После долгого использования даже в хороших составах из-за окисления, перепадов температур, контакта с металлами и последующего смешивания с другими видами антифриза могут возникнуть осадки.
В любом случае смешение составов приводит к образованию осадков. Хорошо реагируют между собой только те вещества, которые созданы на одной основе.
Полезные советы
Как видно, сегодня уже сложнее ответить, можно ли смешивать антифризы разных цветов, марок и производителей. Если еще несколько лет назад ответ зачастую был бы отрицательным, однако сегодня ситуация несколько изменилась. Цвет уже не так важен, состав более универсален, используемые присадки в антифризе в большей степени унифицированы и т.п.
Единственное, что заставляет задуматься, это сообщения о поломках системы охлаждения после смешивания антифризов или использование неподходящих жидкостей. Получается, проблема совместимости все же осталась и она вполне реальна.
На этом фоне лучше придерживаться такого правила: мешать оптимально 2 антифриза, которые принадлежат к одной группе и имеют одинаковой цвет. Например, G13. В свою очередь, G12++ желтый и G13 фиолетовый лучше не смешивать, подобрав для долива более подходящий вариант.
Еще отметим, некоторые автолюбители сегодня утверждают, что современный тосол (TL) является аналогом антифриза G 11. Так вот, тосол можно смешивать только с тосолом. На практике, смешивание антифризов и тосолов приводит к выпадению осадка!
Рекомендуем также прочитать статью о том, как промыть систему охлаждения двигателя автомобиля от ржавчины. Из этой статьи вы узнаете, чем промывать систему охлаждения, а так же какие средства можно использовать для решения такой задачи.
Также следует добавить, что можно смешивать антифриз с водой только в определенных пропорциях (50/50, 60/40 и т.д.). Если коротко, сама по себе температура замерзания антифриза в виде концентрата не такая низкая, как может показаться.
Чтобы было понятно, вода замерзает при ноле, в чистом виде антифриз при -7, однако смешивание антифриза и дистиллированной воды в пропорции 1:1 позволяет получить температуру замерзания около -30 градусов Цельсия.
При этом большее количество воды в составе приведет к тому, что температура замерзания будет меняться, причем в меньшую сторону. Например, 70% воды и всего 30% антифриза замерзнут уже при -15 градусах Цельсия (данные усредненные). Получается, пытаться сильно разбавить концентрат для экономии никак не следует.
Более того, при покупке важно уделить внимание тому, в каком виде идет антифриз, в готовом или в виде концентрата. Как правило, сегодня реализуется концентрат, который нужно разбавлять водой самостоятельно с учетом рекомендаций производителя.
Если же изготовитель поставляет готовый продукт, тогда он размешивает антифриз до оптимальной концентрации этиленгликоля и присадок. В таком случае добавлять воду уже не нужно.
Таблица смешивания антифризов
Для удобства автовладельцев производители создали специальную систему совместимости.
Доливка/система охлаждения | G 11 | G 12 | G 13 |
G 11 | + | — | + |
G 12 | — | + | — |
G 13 | + | + | + |
Когда возникает необходимость замены охлаждающей жидкости, лучше слить старый состав и промыть канал. Только после этого можно заливать новый антифриз.
Про цвет
Цвет антифриза, это больше различительная составляющая. Как правило, сейчас, не несет на себе никакой смысловой нагрузки. Хотя многие производители, в том числе и компания Volkswagen старались ввести различия антифризов по цвету, у них даже имелись свои рекомендованные цвета.
Так G11 – практически всегда был зеленым.
G12 – красным (ну или ярко оранжевым)
G13 – фиолетовым
Хотя многие производители сейчас не идут по пути компании Фольксваген и красят антифризы в цвета, какие им заблагорассудится, все потому что нет жесткой стандартизации. Так G11, может быть как и синим, так и красноватым. G12 – зеленым. А G13 не только фиолетовым, но еще и желтым.
Цвета вводились, чтобы водитель мог легко и просто различить антифризы, но путаница между производителей сейчас, все больше запутывает простого обывателя.
Особенности антифриза G11
G11 является самой распространенной категорией антифриза, благодаря не самой высокой цене. Дело в том, что в состав входят по большей части неорганические вещества: фосфаты, нитриты, силикаты и так далее. Этого достаточно для борьбы с появлением коррозии, но антифризы G11 не смогут устранить уже появившуюся ржавчину.
Другой особенностью является сравнительно небольшой срок эксплуатации – такие антифризы рекомендуется менять каждые 2-3 года или 50 000 км. По совокупности этих причин охлаждающие жидкости данной категории рекомендуется использовать в новых или относительно новых автомобилях, где узлы еще не успели покрыться ржавчиной.
Чем отличаются О.Ж.
Разница как я уже сказал сверху – это присадки. ТО есть в одинаковую жидкость добавляют различные присадки и получается нужный состав.
- G11 — используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные.
- G12 — используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет.
- G13 — используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще, чтоб за экологией гоняться за такие деньги.
Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный).
Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифференцировать продукт для конечного покупателя.
Стоит отметить, что присадки в составах нужны именно для того, чтобы убрать негативный разрушающий эффект от этиленгликоля и воды, ведь это сочетание крайне активно, и может разрушить любую металлическую поверхность, а тем более трубку или стенку радиатора. А присадки, сдерживают этот пыл, убирая негативное влияние.
Если грубо характеризовать, то сейчас различают всего два типа присадок:
- Это защитные. Они защищают трубки и патрубки внутри, образовывая на их поверхности пленку, которая не дает разрушатся, металлическим частям. В основном применяются в G11 и наших ТОСОЛАХ.
- Это антикоррозийные. Здесь образования пленки нет, а получается так, что вся работа происходит тогда, когда начинает проявляться ржавчина. Эти присадки блокируют очаг, просто запечатывая его. Применяются в G12 и G12 +.
Справедливости ради, сейчас есть еще и третий вид – гибридные присадки (антифризы G13), это когда сочетается сразу два эффекта защитный и антикоррозийный, то есть их просто смешивают в нужной пропорции.