Металлические покрытия часто подвергаются коррозии и ржавчине. Чтобы защитить их, в промышленности и быту применяются разнообразные грунтовки. Популярностью пользуются средства нового поколения, к примеру, кислотный грунт в баллончиках, который применяют также для обработки кузовов машин.
Разберемся, как используют кислотный грунт для авто, что это такое, как его правильно наносить на металл, рассмотрим его свойства, особенности, плюсы и минусы, отличия от эпоксидной грунтовки.
Кислотный праймер в таре Источник www.avtoopt-sp.ru
Что такое кислородный грунт для автомобиля
Грунтовка на основе кислот — это специальный праймер, который выпускается в баллончиках или емкостях с жидкостью. Основное применение — улучшение адгезии и антикоррозийной защиты.
Средство подходит для обработки автомобильных кузовов и используется в качестве начального слоя.
Наносить поверх этого средства лакокрасочное покрытие или эпоксидный состав нельзя, поскольку дополнительное окрашивание подавляет кислотные свойства грунтовки.
Подводим итоги
Сегодня сложно защитить автомобиль от всех воздействий довольно агрессивной и непростой среды эксплуатации. Большое количество влаги, непростые зимние условия поездки, низкое качество ремонтных работ и восстановления кузова – все это влияет на срок службы дорогостоящих узлов машины.
Если вы хотите сохранить детали автомобиля и продлить их срок жизни, стоит воспользоваться специальными эффективными методами обработки. Отлично подойдет специальный слой первичной обработки металла с помощью кислот.
Вытравливание поверхности избавляет владельца авто от различных неприятностей. Также такая процедура позволяет более качественно организовать слой ЛКП и обеспечить длительную и комфортную жизнь краски. Но для достижения таких целей следует изучить все особенности нанесения вытравливающих составов, чтобы провести каждую задачу в соответствии с требованиями. Это поможет обрести нужные результаты.
Основные разновидности
В продаже можно найти 2 разновидности кислотного грунта:
- На основе 1 компонента.
- На основе 2 компонентов.
Однокомпонентный
Фосфатная грунтовка на базе 1 компонента может использоваться без предварительной подготовки. Ее можно купить в баллончиках для нанесения без вспомогательного оборудования либо в емкостях с жидким раствором. Второй вариант наносится краскопультом в 1 тонкий слой. Когда покрытие приобретает требуемые свойства, его можно обработать акрилом с включением отвердителя.
Двухкомпонентный
Перед тем как нанести средство на металлическую поверхность, следует правильно его подготовить. В инструкции упоминается о необходимости смешивания основного вещества с активатором. Конечная консистенция приобретает как твердую, так и мягкую форму. Эксперты советуют выбирать первый вариант, поскольку он создает прочную и надежную пленку по всему обрабатываемому участку. Разрешается наносить грунт в 1, 2 или 3 слоя, соблюдая пропорции и основные рекомендации производителя. Между повторным использованием средства выдерживается пауза в 5 минут.
Чем характеризуется состав
Одно из немаловажных преимуществ грунтов – высокая устойчивость к температурным и механическим воздействиям, хорошее свойство адгезии и равномерное высыхание слоев.
Покупатели отмечают, что поверхности автомобиля, покрытые таким составом, будут хорошо защищены, причем даже еще до нанесения основного слоя ЛКМ. Кроме этого, состав не выгорает и не отслаивается от поверхности.
Как отмечают покупатели в отзывах об эпоксидном грунте «Реофлекс», состав действительно (как и заявляет производитель) может использоваться для покрытия металлических поверхностей, находящихся под водой или поддающихся ее частому воздействию, без потери эксплуатационных свойств материала.
Благодаря своим особенностям многокомпонентный автомобильный грунт можно назвать эффективным защитным составом из числа основных высокопрочных ЛКМ. Для производства таких средств используется эпоксидная смола, которая и является основным компонентом.
Интересно, что матовые составы, в том числе и эпоксидный грунт «Реофлекс», в своем составе содержат не только смолы, но и химические компоненты.
Плюсы грунтовки в баллончиках
Грунтовки в виде аэрозолей обладают несколькими важными достоинствами:
- Удобством применения. Для распределения грунта не нужно использовать специальное оборудование.
- Высоким качеством финишного покрытия. Баллончик обеспечивает равномерное распределение состава по обрабатываемой поверхности.
В большинстве случаев аэрозольный праймер используют для локального нанесения на металлические изделия.
Если нужно обрабатывать большие площади, лучше пользоваться пневматическим пистолетом.
Грунтовку в виде спрея применяют новички, которые раньше не проводили ремонт кузова. С помощью аэрозоля можно выровнять лакокрасочные материалы и получить ровное и красивое покрытие.
Какого производителя выбрать
На рынке подобного типа материалов можно встретить кучу торговых марок. Чтобы не попасть на некачественный товар, обращайте свое внимание на бренды:
- HB BODY – Греция.
- ASTROHIM – Россия.
- MOBIHEL – Словения.
- HI-GEAR – Америка.
- ТЕКС – Россия.
- TIKKURILA – Финляндия.
- HAMMERITE – Германия.
Этапы подготовки
Чтобы получить качественную поверхность, следует выполнить ряд подготовительных действий и придерживаться строго отработанного алгоритма:
- В первую очередь следует подготовить помещение, в котором будет окрашиваться кузов.
- Затем необходимо очистить поверхность от ржавчины, грязи, пыли и старой шпаклевки.
- Дальше нужно провести осмотр машины и подготовить подходящий состав эмали.
- После этого необходимо защитить детали кузова, которые не нужно обрабатывать и обезжирить поверхности.
- На следующем этапе наносится шпаклевка и формируется антикоррозийный слой.
Коротко о главном
Кислотный праймер имеет особое назначение, которое значительно отличается от задач акриловых и эпоксидных. Он используется исключительно для первичной обработки, что значительно усиливает защиту металла от ржавчины. За счёт химической протекции, ЛКП эксплуатируется длительное время без образования вздутий, трещинок и прочих дефектов.
Благодаря слою кислотного праймера, металлическим поверхностям, будь это машина, забор или оцинкованная крыша, не будут страшны ни дождь, ни снег, ни другие негативные воздействия. Длительное время они будут иметь привлекательный вид и радовать глаз. Главное, разобраться в видах грунтовки, правильно выбрать и грамотно нанести на поверхность.
Способы нанесения
Наносить кислотный грунт можно с помощью нескольких способов и инструментов:
- Простой кисти.
- Краскопульта.
- Посредством опускания металлического изделия в раствор.
- Распылением электрическим током.
- С помощью технологии электроосаждения.
В быту принято использовать 2 первых инструмента. Технология погружения применяется на заводах.
Возможно ли нанесение краски на кислотный грунт
Эксперты не советуют наносить краску на слой однокомпонентной кислотной грунтовки. В противном случае компоненты могут спровоцировать изменение оттенка краски за счет действия желтого пигмента.
Применение грунтовки для автомобиля: как наносить и чем перекрыть
Для качественного нанесения грунтовки, необходимо хорошо подготовить кузов авто для обработки. Удалить остатки краски, выровнять поверхность, очистить от грязи и пыли, обезжирить.
Подготовить необходимо инструменты или оборудование, которыми будет наноситься грунтовка. Существует несколько способов обработки авто грунтом:
- Аэрозольный из баллончика (body 960, novol protect 370). Позволяет более равномерно нанести грунт на поверхность авто. Может быть, достаточно одного этапа нанесения, так более качественно скрывает неровности и дефекты.
- С помощью краскопульта.
- При помощи кисти.
- Окунание детали в раствор. Данная процедура проводится в заводских условиях, где есть необходимые объемные емкости и можно создать оптимальные условия для проведения.
- Электроосаждение.
- Электрораспыление.
Мнение эксперта
Илья Вячеславович
Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту
Задать вопрос
Перед началом работы необходимо позаботиться о средствах защиты (резиновые перчатки, респиратор ЗМ, сменная плотная одежда, обувь), так как кислоты входящие в состав таких грунтовок оказывают отравляющее действие на организм человека, а также могут легко воспламениться.
Обрабатывается поверхность авто кислотным двухкомпонентным антикоррозионным грунтом в несколько этапов. Наносится от одного до трех слоев, с интервалом не менее пяти минут. Далее осуществляется сушка – металл сохнет от 30 мин. до 1,5 часа при температуре воздуха не ниже 15 градусов тепла.
Поверх протравливающей грунтовки возможна обработка наполнителем, однако категорически запрещено наносить шпатлевку, в состав которой входят полиэфиры. Такая шпатлевка может способствовать растворению защитного покрытия металла, что приведет к бесполезности проведенной работы. Но, что важно, нанесение кислотной грунтовки на шпатлевку возможно.
Одной из основных особенностей кислотного грунта (например, марок body, novol) является возможность шлифовки. Для этого используют наждачную бумагу с зернистостью не менее Р400.
Если автомобильная поверхность имеет ряд незначительных изъянов, шлифовка не проводится.
Мнение эксперта
Илья Вячеславович
Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту
Задать вопрос
Затем поверх реактивной грунтовки наносятся вторичные грунты, в основном, акриловые, и автомобиль готов к последующему окрашиванию.
Рейтинг лучших марок
Выбирая, какой грунтовочный состав купить для авто, стоит ознакомиться со следующими марками продукции:
- DUR 1:1. Реактивный раствор обеспечивает прочную пленку с улучшенными адгезивными свойствами. Преимуществом состава являются отсутствие хроматов и наличие в комплекте специального катализатора реакции.
- Body 960 Wash primer. Подходит для разных поверхностей и состоит из 2 компонентов. В процессе нанесения смешивается с отвердителем.
- Mobinel. Однокомпонентное средство с высокими антикоррозийными характеристиками. Подходит для нержавеющей стали, оцинковки и алюминия.
Описание и типы вош-праймеров
Основным компонентом реактивной грунтовки выступает фосфорная кислота, которая образует на поверхности труднорастворимую прочно соединенную с металлом авто пленку.
Характеристики кислотного грунта:
- стойкость перед воздействием влаги и соли;
- износоустойчивость;
- кислотный агрессивный состав способен проникать в металл и увеличивать таким образом адгезию;
- высокая сопротивляемость по отношению к химическим веществам.
Кислотный грунт для ремонта авто разделяют на два типа:
- Первичный однокомпонентный – он не требует добавления активатора, или катализатора (не путать с разбавителем!). Пример такой грунтовки – Mobihel Праймер 1K.
- Первичный двухкомпонентный – здесь нужно добавлять отвердитель, в качестве которого у кислотного грунта для авто выступает фосфорная кислота. При смешивании она, вступая во взаимодействие с пигментами, искусственными смолами и другими составляющими, выделяет тепло. Примеры двухкомпонентных реактивных грунтовок – Novol Protect 340 Wash Primer, Body 960.
Канадский подход
На территории Канады преобладает влажный холодный климат, благоприятствующий появлению и развитию коррозии. Поэтому именно Канада считается законодателем так называемого ML-метода защиты кузова, хотя он был изобретен в Скандинавии.
Метод подразумевает заливку ML-масел (аналоги привычного мовиля и популярного средства «Раст Стоп») в скрытые полости всего кузова через существующие заводские технологические отверстия и дренажи. Проникающие составы хорошо пропитывают сварные швы и покрывают внутренние поверхности пленкой, надежно изолирующей от контакта с воздухом. Этими же материалами покрывают днище снаружи.
ML-метод не требователен к качеству подготовки кузова и прощает массу ошибок при нанесении состава. В той же Канаде днище не моют полноценно, а лишь сбивают крупные шматки грязи. Применяемые ML-масла обладают отличной проникающей способностью и хорошо пропитывают поверхности и швы даже в таких условиях.
Их можно наносить и поверх любой ржавчины — в состав включены ингибиторы (замедлители химической реакции) коррозии. Но для достижения максимального эффекта днище и его скрытые полости лучше промыть полноценно.
Недостаток ML-масел — низкая механическая прочность. В скрытых полостях они держатся годами, а на открытых поверхностях довольно быстро стираются.
Производители химии разрабатывают и схемы обработки машин конкретных моделей. На них указаны заводские технологические отверстия и дополнительные, которые предлагается просверлить, чтобы полноценно залить все скрытые полости. На деле сервисмены редко дырявят кузов — хотя бы потому, что владельцы часто бывают против. В большинстве случаев дополнительные отверстия не так уж и нужны для полноценной обработки. Кстати, эти схемы полезны для изучения структуры конкретного кузова, особенно когда на обработку приезжает редкая модель.
ШВЕДСКИЙ ОТВЕТ
Аббревиатурой ML обозначают антикоррозийные составы для скрытых полостей кузова автомобиля, а также метод обработки. За этими буквами стоят два автора: шведская автомобильная ассоциация Motormannen и идеолог направления Свен Лаурин. В конце 50‑х годов прошлого века одна из специализированных компаний предложила владельцам машин новую услугу — полную обработку кузова ML-методом. Хотя впервые эту технологию опробовали на 20 лет раньше.
Шведская родословная объясняется непростым местным климатом, ускоряющим процессы коррозии железа. В глобальном масштабе с этой проблемой столкнулись энергетики, когда в стране стали активно строить высоковольтные мачты. Их трубчатые конструкции гнили изнутри с ужасающей скоростью. Тогда-то Лаурин и предложил свой метод — через существующие или просверленные отверстия заливать в скрытые полости антикоррозийные масла.
Мовиль, советский аналог шведских ML-масел, получил созвучное название случайно. Этот состав разработали гораздо позже ученые Москвы и Вильнюса, русская и литовская столицы и дали средству имя. В те времена было модно изобретать забавные сокращения и аббревиатуры.
Старый Свет
Второй подход — европейский, более серьезный. Вдобавок к обработке скрытых полостей ML-маслами на открытые панели днища и колесные арки наносят твердые (битумные) защитные составы. Такой метод более требователен к качеству подготовительных работ
Важно полноценно отмыть открытые панели днища, иначе битумные составы быстро отслоятся
Главное достоинство битумных покрытий — высокая механическая прочность. Различные их типы, например состав для жидких подкрылков или для панелей днища, способны долго защищать металл от внешнего воздействия.
Битумные покрытия допустимо наносить на ржавчину, но с оговорками. Если коррозия поверхностная, пораженное место на всякий случай пропитывают ML-маслом и уже после этого наносят твердый состав. При более глубокой послойной ржавчине пропитка ML-составом может не помочь. Причем развитие коррозии не удастся контролировать, ведь битумные покрытия, в отличие от ML-масел, непрозрачные. Поэтому мастер в каждом конкретном случае оценивает степень поражения ржавчиной и возможность нанесения поверх нее битумного покрытия.
Для обработки днища битумным составом действуют те же ограничения, что и с ML-маслами. При попадании на выпуск битум, как и ML-масла, можно снять растворителями, но придется потратить гораздо больше времени и сил.
ОПАСНАЯ ЭКОНОМИЯ
На рынке представлено огромное количество фирм, предлагающих свои антикор-составы. У всех продуктов сопоставимое качество, однако следует отдавать предпочтение известным игрокам, к примеру: Tectyl, Noxudol, Dinitrol, Waxoyl.
Фирменная химия не самая дешевая, зато она многократно проверена. Именно с ней работают специализированные сервисы, повидавшие результаты использования продукции сомнительных производителей. Некачественные продукты не защищают, а убивают кузов. К примеру, левые ML-масла вместо того, чтобы глубоко пропитывать поверхности и швы, создавая защитный слой, действуют наоборот. Они имеют очень низкую текучесть, забивают дренажи, а также образуют толстую мембранную пленку, под которой коррозия лишь ускоряется. А у дешевых битумных составов крайне низкий срок службы. Быстро высыхая и растрескиваясь, они в какой-то степени защищают кузов от механических воздействий, но не от коррозии.