Нюансы работы
На автомобилях Лада Приора в разное время устанавливались двигатели с рабочим объемом 1,6 и 1,8 литра и различным числом клапанов в головках — V8 (или 8V) и V16 (или 16V). Тип головки агрегата определяет размер болтов, порядок их установки и момент затяжки ГБЦ на Приоре.
Если на машине стоит 8 клапанный двигатель, то на нем могут применяться разные по размеру крепежные болты головки:
- на старых моторах 21114 используются винты М12*1,25 с шестигранной головкой;
- на более современных 21116, которые вышли в производство приблизительно с середины 2011 года, установлены элементы М10*1,25 с головкой под «звездочку».
При установке снятой головки необходимо использовать новые винты, поскольку старые будут растянуты и иметь внутренние повреждения.
Также на моторах используются разные по конструкции прокладки — комбинированная на старом агрегате и полностью железная на новом. Процедура затяжки болтов для двигателей с металлической и комбинированной прокладкой абсолютно идентична.
Основными нюансами при выполнении работ является проверка длины крепежных элементов, соблюдение последовательности закручивания винтов и контрольусилия при затяжке. Нарушение этих условий приводит к повреждениям деталей и необходимости выполнения дополнительных ремонтных работ. Сама процедура не является сложной и может быть сделана самостоятельно в любом удобном месте — в гараже или на открытой стоянке, за исключением случая монтажа головки на двигатель, которую желательно устанавливать в закрытом помещении.
Важно помнить, что затягивание болтов «на глазок» без динамометрического ключа недопустимо, поскольку не будет обеспечено равномерное прилегание сопрягаемых поверхностей головки и блока.
Инструменты и материалы
Перед началом проведения процедуры затяжки следует подготовить все необходимое для выполнения:
- ключ со встроенным динамометром до 100 H⋅м;
- набор головок и обычных ключей;
- ключ Тогх Е14;
- штангенциркуль для замера остаточной длины болтов;
- пластина с размеченной шкалой до 180 градусов;
- новые болты.
Динамометрический ключ — важный инструмент для самостоятельного ремонта
Пошаговая инструкция
Последовательность выполнения операции на 8 клапанном двигателе:
- Протереть поверхности ГБЦ и осушить отверстия под болты в блоке мотора.
- Установить прокладку на блок, выставить ее по направляющим.
- Смонтировать сверху головку и вставить 10 крепежных болтов М10 или М12. Если владелец решил сэкономить и оставить старые винты, то они должны иметь длину не более 135,5 мм.
- Затянуть элементы по схеме. Сила затяжки должна составлять не выше 20 H⋅м.
- Затем нужно повторно протянуть болты. Усилие второй затяжки должно быть в пределах от 70 до 85 H⋅м.
- Далее нужно затягивать винты с доворотом на 90 градусов в той же последовательности. Угол доворота можно контролировать по специальному приспособлению, представляющему собой пластину с приделанной шкалой от 0 до 180 градусов.
- В соответствии с регламентом, нужно довернуть болты еще раз на 90 градусов.
- Крепление 8 клапанной головки к блоку закончено.
- После сборки мотора необходимо проверить качество работы, запустив и прогрев двигатель. Надежно затянутый стык головки и блока не должен пропускать рабочих жидкостей из картера силового агрегата.
Самодельное приспособление для контроля угла доворота
В случае установки на машине более мощного и современного мотора на шестнадцать клапанов, например, модели ВАЗ 21126 или сокращенно 126 процедура протягивания болтов имеет свои особенности.
Для того чтобы правильно выполнить затяжку винтов ГБЦ на таких агрегатах нужно:
- Убрать замасливание с сопрягаемых поверхностей и проверить отсутствие жидкости в отверстиях болтов.
- Осуществить установку прокладки, отцентрировать ее и уложить сверху головку.
- Вставить в направляющие отверстия 10 крепежных винтов М10*1,25, предварительно смазав резьбу моторным маслом. Если решено использовать старые болты, что допустимо для 16 клапанных головок, то их остаточная длина не должна превышать 98 мм.
- Выполнить предварительную протяжку по схеме с моментом 12-20 H⋅м.
- Увеличить степень затяжки до 26-34 H⋅м и повторно пройти все болты в такой же последовательности.
- Затем необходимо довернуть винты на 90 градусов, при этом усилие составит около 50 H⋅м.
- Повторить затяжку на 90 градусов еще раз, момент на ключе будет примерно 80 H⋅м. Некоторые инструкции рекомендуют выдерживать между доворотами до 20 минут, но на практике не выявлено никаких преимуществ такой схемы.
- После сборки силового агрегата следует проверить качество выполненной работы.
Процедура протяжки головки на двигателях 1,8 литра, которые представляют собой моторы 1,6 л с увеличенным цилиндром, полностью идентична описанной выше.
Если в процессе выполнения работы к болтам приложен правильный момент усилия, соответствующий конструкторским расчетам, то прокладка будет равномерно и плотно прижата по стыку, обеспечивая надежное и герметичное соединение. Важно отметить, что если требуется снимать головку блока с двигателя, то ослабление винтов также производится по установленной регламентом схеме. Хаотичное откручивание элементов приведет к деформации головки и появлению невидимых микротрещин.
Порядок монтажа и демонтажа
Деталь с названием ГБЦ крепится к блоку цилиндров 10-ю винтами. Их отворачивают торцовым ключом «на 10». Порядок демонтажа ГБЦ представлен на первом фото.
Последовательность отворачивания (1-10)
Стандартная длина винтов – 93 мм. Если винт был вытянут хотя бы до 95 мм, его заменяют новым (требование АвтоВАЗа).
При монтаже используется другая схема (фото 2). Каждый винт смазывают машинным маслом, иначе усилия сведутся «на нет».
Порядок затяжки головки обозначен на этом фото
Момент затяжки болтов ГБЦ крышки
Для ВАЗ-2112 момент затяжки ГБЦ нормирован:
- Первый проход – усилие составляет 20 Н*м;
- Каждый винт доворачивают на 90 градусов вправо;
- Ждут 20 минут, затем винты доворачивают ещё на 90 градусов.
Сначала усилие – очень небольшое. Но на «шаге 3» справиться с работой будет трудно. Используйте рычаг.
Зачем нужны направляющие втулки
Перед монтажом ГБЦ выполняют действия: очищают резьбовые отверстия, а также все отверстия под втулки (фото 1). Каждую втулку устанавливают на место, и только затем сверху укладывают прокладку.
Всё готово к установке ГБЦ
Металлические детали, прилегающие к прокладке, должны быть обезжирены. Схему затяжки ГБЦ мы рассмотрели, но саму ГБЦ нужно устанавливать правильно:
- Размещаем ГБЦ на блоке цилиндров;
- Сдвигая деталь в разные стороны, добиваемся, чтобы втулки вошли в углубления.
После «шага 2» винты можно заворачивать.
Герметик
Никаких герметизирующих составов при установке прокладки не используют! Солидол, ЦИАТИМ и другие смазки не нужны тем более. Главное – металл надо обезжирить. А прокладка ГБЦ должна быть новой.
Особенности затяжки креплений
С этой работой сможет справиться даже не профессионал. Важно соблюдать два правила – момент затяжки и последовательность работы с крепежами. Момент затяжки на двигателях с 8 и 16 клапанами не имеет отличий, тогда как последовательность отличается. Обратите внимание на приведенные схемы, на них цифрами указана очередность затягивания болтов.
Уделить внимание блоку цилиндров необходимо:
- если в процессе эксплуатации от вибрации болты расшатались (неисправность обнаруживается по пропусканию прокладки);
- после демонтажа ГБЦ и установки;
- если заменена железная прокладка;
- во время тюнинга блока цилиндров.
Перед работой возьмите инструкцию от вашей «Приоры», чтобы разобраться в том, какой двигатель установлен на автомобиле.
Процесс и порядок затяжки болтов ГБЦ на Приору
Иногда случается так, что необходимо срочно заменить прокладку или поменять ГБЦ. Подобные работы на СТО стоят немало и чтобы сэкономить, можно попробовать самому. Работа эта несложная, но требует внимательности, главное, соблюдать последовательность и момент затяжки ГБЦ Приора 16 клапанов.
Здесь также нужно знать, что последовательность затягивания на 16 кл и 8 кл агрегатах отличается, поэтому нужно быть внимательным. Момент на 16 и 8 клапанном силовом агрегате одинаков и проходит в четыре круга.
Снятие и установка шатунов на двигатель «Приоры»
Интересно то, что, хотя эта деталь находится практически в середине мотора, демонтировать её можно не снимая с автомобиля двигатель. Да, это, конечно, непростая операция, однако, вполне выполнимая. Проводить её нужно или на смотровой яме, или на специальном подъёмнике для машин, чтобы был доступ к масляному поддону. Когда автомобиль расположен на месте для проведения операции, в первую очередь снимается защита моторного отсека снизу. Демонтируется головка блока, поддон двигателя и маховика. Желательно снять, чтоб не повредить, маслозаборник. Можно приступать к извлечению шатунов.
Стоит начинать с первого цилиндра. Это для того, чтоб разложить детали по порядку, и не перепутать. Провернуть коленвал «Приоры» так, чтобы нижняя часть шатуна стала ровно в нижнем положении. Разблокировать и отвернуть болты крепления крышки вкладыша. Снять её и отложить вместе с самим вкладышем. После этого вытолкнуть поршень вверх и извлечь из цилиндра. По очереди демонтировать таким образом все поршни с шатунами «Приоры». Теперь можно заниматься ремонтом или заменой элементов.
Переходим к блоку цилиндров
Снимаем поддон. Поворачивая коленвал как нам удобно откручиваем по два болта на каждой крышки шатуна. Используем для этого головку TORX E10.
Поршня вместе с шатунами вынимаем. Для этого снизу деревянной ручкой молотка упираемся в шатун и слегка постукивая выбиваем его наверх. Снимаем старые вкладыши и по маркировки на них покупаем такого же размера новые. Вот еще один камень в огород АвтоВАЗа, машина у владельца с салона и в мотор не разу не лазили, но три поршня были группы «В» а один «С». Получается, что на заводе один цилиндр немного переточили и просто сунули туда увеличенный поршень, нет слов. Вариантов нет, берем группу «С», не точить же мотор из-за этого. Коренные вкладыши так же трогать не будем.
Покупаем новую поршневую группу, не гнущею клапана, шатуны и шатунные вкладыши.
Устраняем продольный люфт коленвала
На данном моторе он был замечен. Что бы устранить его заменим упорные полукольца. В наличие есть стандартные и ремонтные размеры. Берем первый ремонтный размер, если будут туго заходить немного сошлифуем. Откручиваем средний коренной подшипник и аккуратно толкнув отверткой сдвигаем полукольца. Метка на нем виде трех засечек, изображена ниже.
Когда полукольцо немного вышло проворачиваем коленвал, он вытолкнет его. Полукольца двух видов спереди белое и желтое сзади, канавки на них должны смотреть в сторону щек коленвала.
Ставим как снимали новые полукольца, если они заходят с большим усилием можно их немного шлифануть на мелком абразивном бруске, только не со стороны канавок. Проверяем люфт. Затягиваем коренной подшипник моментом 8 кгс*м.
Собираем поршневую
Сверху на поршне выбита стрелка, она должна быть направлена к передней части двигателя. А на шатуне есть метки, которые должны смотреть в свою очередь так же. Не перепутайте!
Вставляем одно стопорное кольцо в паз на поршне. Вставляем шатун в поршень и смазав свой и поршневой палец маслом вставляем его на свое место. Вставляем второе стопорное кольцо. Данная операция хоть и кажется простой, но помучится придется. Осматриваем собранную конструкцию все стопорные кольца должны быть четко в своих канавках, в противном случае выскочившее кольцо на работающем двигателе может натворить много бед.
Кривошипно-шатунный механизм
Этот основной узел двигателя, состоит в основном из следующих групп:
Каждая деталь группы имеет ещё по несколько дополнительных элементов. Как, например, каждый поршень несёт комплект уплотнительных колец, соединительный палец и фиксирующие скобы для пальца. Коленчатый вал имеет подшипники, сальники. Наиболее интересна структура шатунов.
Принцип работы механизма
Двигатели ВАЗ, как и остальных автомобилей, основаны на взрывообразном сгорании топлива. Поршень создаёт определённое сжатие воздушно-бензиновой смеси, искра от искрообразователя поджигает её, толкая поршень вниз, а кривошипно-шатунный механизм (КШМ) преобразует поступательное движение во вращательное. Это происходит за счёт особой формы коленчатого вала. Точки крепления шатунов расположены так, что в то время, когда толкающие поршни шатуны поднимаются, толкаемые поршнем – опускаются. И такой процесс идёт посменно.
Комплектация шатунов «Приоры»
Эти детали являются разборными. Основная часть выполнена из высококачественного метала. Только в верхнем кольце, куда входит фиксирующий палец поршня, устанавливается вкладыш из другого металла. В общем, состоит шатун из таких деталей:
- шатуна;
- крышки вкладыша;
- стяжных болтов 2 шт.;
- специальных шайб;
- вкладыша шатуна.
Это связано с тем, что на вкладышах, имеются специальные канавки для прохождения моторного масла. Из-за высокой скорости вращения этот узел требует равномерной и обильной смазки. Малейшее несовпадение этих выемок с маслопроводными отверстиями коленчатого вала, приведёт к нарушению поступления смазки и, как следствие, заклиниванию двигателя.
Шатуны 21126 Приора СПОРТ (усиленные)
Под шатунные вкладыши 2101
Примерный вес одного шатуна в сборе с болтами составляет 425 грамм
*Для сравнения прилагаются фото со стандартным шатуном.
‘>
Шатуны Приора СПОРТ имеют следующие отличия от ВАЗавского шатуна 21126: Осевая фиксация шатуна выполнена по шатунной шейке коленчатого вала, поэтому ширина нижней головки шатуна больше. В верхнюю головку шатуна запрессована цельная бронзовая втулка с развитой системой маслоподающих канавок. Верхняя головка шатуна имеет меньшую, чем у оригинального шатуна, ширину. В верхней головке выполнены два маслоподводящих отверстия вместо одного у оригинала. Материал, из которого изготовлен шатун, имеет больший предел прочности и лучше противостоит ударным нагрузкам благодаря большей податливости. Крышка нижней головки фиксируется штифтами. Поршни, имеющие относительно небольшую высоту и Т-образную форму направляющей части (юбки), с вырезами в плоскости поршневого пальца (а именно такими являются оригинальные поршни 21126) склонны к перекосам относительно оси цилиндра в этой плоскости. Центровка шатуна по такому поршню приводит к перекосу его нижней головки относительно шатунной шейки коленчатого вала, что негативно сказывается на ресурсе шатунного подшипника. Применение конструкции по п.1 исключает такие проблемы. Увеличению ресурса подшипника в соединении шатун-палец способствуют элементы конструкции Приора СПОРТ, описанные в п/п 2 и 3. Меньшая, чем у оригинального 21126, ширина верхней головки шатуна Приора СПОРТ уменьшает массу, приведенную к оси поршневого пальца. Благодаря этому снижается вибрация, снижаются потери на трение в паре поршень – цилиндр и увеличивается ресурс поршня.
Под шатунные вкладыши 2101
Примерный вес одного шатуна в сборе с болтами составляет 425 грамм
*Для сравнения прилагаются фото со стандартным шатуном.
Оплата на карту VISA «Сбербанк»
Самый удобный и выгодный для Вас способ оплаты. Оплату можно произвести через систему «Сбербанк онлайн», через платежный терминал (банкомат Сбербанка), при условии, что у Вас имеется карта этого банка. Если вы не являетесь клиентом этого банка и у вас нет карты, то Вы можете в любом отделении банка через операциониста пополнить баланс, у Вас примут наличную оплату и пополнят баланс. Комиссия от 0 до 1 %
Оплата на карту «Альфа-Банк»
Наложенный платеж (оплата при получении)
Оплата заказа будет производиться в почтовом отделении при получении товара. За услуги наложенного платежа Почта России берет дополнительную комиссию — примерно 4% от стоимости заказа (посылки) при получении.
Ниже описана комиссия почты от суммы «Наложенного платежа» Вашей посылки, т.е. почта помимо стоимости доставки с Вас возьмет еще комиссию за .
Комиссия почты за услугу наложенный платеж:
· до 1 000 руб. включительно — 80 руб. + 5% от суммы
· свыше 1 000 до 5 000 руб. включительно — 90 руб. + 4%
· свыше 5 000 руб. до 20 000 руб. включительно -190 руб. + 2%
· свыше 20 000 руб. до 500 000 руб. включительно — 290 руб. + 1,5%
Внимание! Предварительная оплата доставки 100% (через оплату «Сбербанк»). Это входит в наши условия «Наложенного платежа».
Дополнительную информацию уточняйте у менеджера.
Яндекс.Деньги.
Этот способ оплаты подразумевает выставление счета в системе Яндекс.Деньги. Вы сможете заплатить из своего кошелька Яндекс.Деньги.
ВНИМАНИЕ
! Есть ограничения по сумме платежа: анонимный кошелек 15 000 рублей, именной кошелек 60 000 рублей, идентифицированный кошелек 250 000 рублей. После оплаты Вы получите электронный кассовый чек.
Перевод по системе Western Union
QIWI Wallet.
Этот способ оплаты подразумевает выставление счета в системе QIWI. Вы сможете заплатить из своего кошелька QIWI.
ВНИМАНИЕ
! Есть ограничения по сумме платежа: 250 000 руб. После оплаты Вы получите электронный кассовый чек.
Оплата на расчетный счет для Юридических лиц и ИП (без НДС).
Этот способ оплаты предназначен только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. После оформления заказа отправьте реквизиты своей организации на электронную почту [email protected] В теме письма укажите номер заказа. После этого менеджер отправит на электронную почту счет на оплату установленной формы. Мы работаем без НДС.
Комиссия способа оплаты — 6%
.
Внимание! Независимо от того, какой способ доставки Вы выбрали, проверяйте целостность товара и упаковки при получении груза (посылки).
После сдачи Вашего заказа на терминал транспортной компании/отделение почты России, на указанный в заказе телефон и email если имеется, будет выслан трек-номер для отслеживания посылки.
Доставка Почта России (оплата Сбербанк)
Сроки доставки
5-21 дней в зависимости от удаленности Вашего населенного пункта от г. Тольятти,
Стоимость
доставки от 250 руб. в зависимости от веса, дальности и объявленной ценности посылки (заказа).
100% предоплата доставки заранее исключает комиссии взимаемые почтой за наложенный платеж.
Официальный сайт доставки: https://www.pochta.ru/
Доставка Почта России (1 КЛАСС)
Сроки доставки
5-21 дней в зависимости от удаленности Вашего населенного пункта от г. Тольятти
100% Предоплата ЗАКАЗА+ДОСТАВКИ
.
Стоимость
доставки озвучит менеджер при подтверждении заказа. Официальный сайт доставки: https://www.pochta.ru/
Почта России (оплата при получении)
Сроки доставки
5-21 дней в зависимости от удаленности Вашего населенного пункта от г. Тольятти
Стоимость
от 250 руб. в зависимости от веса, дальности и объявленной ценности посылки (заказа). Официальный сайт доставки: https://www.pochta.ru/
Компания EMS
является подразделением Почты России, входящим в мировую систему EMS (Express Mail Service). Экспресс доставка по всему миру.
Сроки доставки
от 3-7 дней.
Стоимость
от 550 рублей. Официальный сайт доставки: https://www.pochta.ru/emspost/
Стоит ли соблюдать момент затяжки коренных и шатунных вкладышей при сборке двигателя?
Многие автолюбители, которые привыкли сами ремонтировать свой автомобиль, не понаслышке знают, что ремонт двигателя является очень сложным и ответственным делом.
Поскольку ремонт силового агрегата требует от автолюбителя не только определенных навыков, но и знаний для правильного выполнения технологического процесса. Сегодня в статье мы кратко рассмотрим кривошипно-шатунный механизм, его роль в двигателе автомобиля.
Помимо этого также расскажем о важности соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей, нюансах и последовательности проведения этой операции, и других важных аспектах. Поэтому новичкам будет полезно несколько расширить свои знания в теме, прочитав нашу статью.
Понятие о КШМ
Кривошипно-шатунный механизм, сокращенно КШМ, является для двигателя наиболее важным узлом агрегата. Главной задачей данного механизма является изменение прямолинейных движений поршня во вращательные, а также наоборот. Происходит этот момент вращения за счет сгорания топлива в цилиндрах двигателя.
Как известно газы при сгорании топливной смеси имеют свойство расширяться. Далее они под большим давлением толкают поршни двигателя в низ, а те в свою очередь передают усилие на шатуны и коленчатый вал. Именно за счет специфической формы коленвала в моторе происходит преобразование одного движения в другое, что и позволяет в конечном итоге колесам машины вращаться.
По своим функциям КШМ является самым загруженным механизмом двигателя. Именно этот узел определяет, кокой вид будет иметь тот или иной силовой агрегат и как в нем будут располагаться цилиндры. Связано это с тем, что каждый тип двигателя создается с определенной целью. В одних автомобилях требуется максимальная мощность двигателя, его малый вес и габариты, в других же в приоритете простота обслуживания, надежность и долговечность. Поэтому производители и изготавливают для разных типов двигателей различные виды кривошипно-шатунных механизмов. Разделяются КШМ на однорядные и двухрядные.
Роль вкладышей коленвала
Коленвал должен выдерживать сильные нагрузки во время работы двигателя. Но подшипники для этого устройства применить невозможно. Эту роль на себя взяли коренные и шатунные вкладыши. Хотя по своей задаче они выполняют функции подшипников скольжения. Делают вкладыши из биметаллической полосы, состоящей из низкоуглеродистой стали, меди и свинца, а также сплава алюминия АСМ или баббита.
Именно благодаря вкладышам обеспечивается свободное вращение коленвала. Для предания стойкости и износоустойчивости вкладыши во время работы двигателя покрываются тончайшим, микронным слоем масла. Но для их полной и качественной смазки просто необходимо высокое масляное давление. Эту роль на себя и взяла система смазки двигателя. Все эти условия как раз и способствуют снижению силы трения и увеличению срока эксплуатации двигателя.
Виды и размеры вкладышей
В целом вкладыши коленвала разделяются на две группы:
- Первый тип называют коренными вкладышами. Они находятся между коленвалом и местами его прохода через корпус мотора. Несут на себе наибольшую нагрузку, поскольку именно на них закреплен и крутится коленчатый вал.
- Ко второй группе относятся шатунные вкладыши. Они располагаются между шатунами и коленчатым валом, его шейками. Также несут на себе огромные нагрузки.
Изготавливаются коренные и шатунные вкладыши для каждого типа двигателя индивидуально со своими размерами. Причем для большинства автомобильных двигателей помимо номинальных заводских размеров существуют и ремонтные вкладыши. Наружный размер ремонтных вкладышей остается неизменным, а внутренний диаметр регулируется за счет увеличения толщины вкладыша. Всего существует четыре таких размера с шагом 0,25 мм.
Не секрет, что при больших пробегах автомобиля изнашиваются не только коренные и шатунные вкладыши, но и шейки коленчатого вала. Эти обстоятельства и приводят к потребности заменять вкладыши номинальных размеров на ремонтные. Чтобы поставить тот или иной ремонтный вкладыш шейку растачивают под определенный диаметр. Причем диаметр выбирается под каждый из размеров вкладыша индивидуально.
В случае если, например, уже был применен ремонтный размер 0,25 мм, то при избавлении от недостатков на шейках коленчатого вала следует применять размер 0,5 мм, а при серьезных задирах 0,75 мм. При правильной замене вкладышей двигатель должен проработать не одну тысячу километров, если конечно другие системы автомобиля будут исправны.
Также бывают варианты, когда не требуется расточка и вкладыши просто меняются на новые. Но люди, занимающееся этим профессионально, не советуют просто менять вкладыши на новые. Объясняют это тем, что в процессе работы и эксплуатации вкладышей на валу все равно возникают микродефекты, которые не видны на первый взгляд. В общем, без шлифовки есть вероятность быстрого износа и небольшого ресурса КШМ.
Признаки износа коренных и шатунных вкладышей
В разговорах автолюбителей часто звучат фразы: «Застучал движок» или «Провернуло вкладыши», эти слова чаще всего и относятся к износу вкладышей. Это в свою очередь является серьезной поломкой в моторе. Первыми признаками таких неисправностей является потеря давления масла или появление посторонних звуков при работе двигателя. Неопытному автолюбителю будет тяжело определить признаки неисправности вкладышей, поэтому лучше сразу обратиться к специалистам.
Для профессионала прослушать и поставить диагноз не составит серьезных проблем. Обычно такую процедуру выполняют на холостых оборотах двигателя, резко нажав на педаль газа. Считается, если звук глухого тона или скрежет железный, то проблема в коренных подшипниках. При неполадках шатунных вкладышей стук звонче и сильнее.
Есть еще один способ проверки износа. Необходимо попеременно откручивать свечи зажигания или форсунки у дизелей. В случае если при выкручивании какой-либо свечи пропадет стук, значит это и есть тот цилиндр, в котором существуют проблемы.
Проблема низкого давления масла может появиться не обязательно от износа вкладышей. Возможно, неисправен масляный насос, редукционный клапан или изношена постель распредвала. Поэтому сначала проверяем все узлы системы смазки и только после этого делаем выводы, что конкретно ремонтировать.
Измеряем зазор между вкладышем и коленвалом
Выпускаются вкладыши 2-мя отдельными частями, имеющими специальные места для монтажа. Основной задачей при сборке следует обеспечить требуемый зазор между шейкой вала и вкладышем. Обычно чтобы определить рабочий зазор между ними используется микрометр, а нутромером измеряется внутренний диаметр вкладышей. После этого производятся некоторые расчеты, которые и позволяют выявить зазор.
Однако намного проще сделать такую операцию с помощью специальной пластиковой калиброванной проволоки. Кусочки требуемого размера укладываются между вкладышем и шейкой, после чего подшипник зажимается с нужным усилием и снова разбирается. Далее берется специальная линейка, которая идет в наборе вместе с проволокой, и измеряется ширина соответствующего отпечатка на валу. Чем шире раздавленная измерительная полоса, тем меньше зазор в подшипнике. Этот метод позволяет контролировать требуемое расстояние между шейкой и вкладышем с высокой точностью.
Как и с каким усилием производится затяжка коренных и шатунных вкладышей?
Произвести затяжку коренных и шатунных вкладышей с требуемым усилием можно специальным динамометрическим ключом. Ключ может быть как с трещоткой, так и со стрелочкой. На обоих ключах имеются нанесенные на него размеры, требующиеся для затягивания гаек и болтов с любым усилием. Для настройки от вас потребуется выставить необходимое значение на ключе, и после этого можно сразу приступать к затяжке.
Помните, что для усилия менее 5 кг нет необходимости одевать на ключ трубу, чтобы создать дополнительной рычаг. Это можно сделать одной рукой, чтобы избежать срыва резьбы болта.
Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
Перед установкой вкладышей первым делом необходимо удалить с них смазку консервант и нанести небольшой слой масла. Далее устанавливаем коренные подшипники в постели коренных шеек, не забывая при этом, что средний вкладыш отличается от других.
Следующим действием будет постановка крышек постелей и их затягивание. Причем момент затяжки должен применяться согласно нормам, которые иногда указаны в правилах эксплуатации транспортного средства. Но чаще всего бывают случаи, когда в техническом руководстве для автомобиля не указан момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. В таких случаях рекомендуется поискать данную информацию в специальной литературе по ремонту конкретного двигателя. Например, для автомобилей «Лада Приора» момент затяжки крышки постелей составляет от 64 Н*м (6,97 кгс*м), до 81 Н*м (8,61 кгс*м).
Далее приступаем к установке шатунных вкладышей. При этом следует обратить внимание на правильность установок крышек, каждая из них промаркирована, поэтому не перепутайте их местами. Момент затяжки у них гораздо меньше чем у коренных. К примеру, если взять туже модель «Лада Приора», момент затяжки вкладышей шатунов будет начинаться примерно с 43 Н*м (4,42 кгс*м), до 53 Н*м (5,46 кгс*м).
Следует обратить внимание на то, что указанные для примера данные предполагают применение для ремонта новых вкладышей, а не б/у деталей. В противном случае при использовании прежних вкладышей момент затяжки следует выбирать, отталкиваясь от верхнего предела рекомендуемого момента из документации для данного двигателя. Делается это по причине возможного наличия некоторой выработки на старых деталях. Иногда игнорирование этого факта может привести к существенным отклонениям от рекомендуемой нормы.
Когда первый раз все болты будут затянуты, желательно произвести прокрутку вала. Для этого на коленвале сбоку есть место под гаечный ключ, спокойно его прокручиваем по часовой стрелке. Если лопнуло кольцо или имеется какая-либо другая неисправность, то это сразу будет видно. Далее убедившись, что никаких проблем нет, проверяем еще раз все болты ключом на момент затяжки.
Следует помнить тот факт, что от того насколько правильно будет выполнен этот процесс зависит плотность прилегания подшипников скольжения к коленчатому валу и соответственно эффективность работы самого двигателя. Поскольку если не до конца затянуть болт, то будет избыток масла, нарушится весь цикл смазки, может также привести к разбиванию вкладыша. Если перетянем, то вкладыш станет перегреваться, смазки будет уже не хватать. В конечном итоге вкладыш может и вовсе расплавить и провернуть, что приведет к капитальному ремонту двигателя.
Сборка двигателя
Протираем чистой ветошью шейки коленвала, зеркало цилиндров и посадочные места шатунных вкладышей, их кстати можно и обезжирить. Вкладываем новые вкладыши в шатун и крышку, так что бы усики вкладышей вошли в пазы.
Смазываем чистым маслом вкладыши, шейки коленвала и цилиндры. Разворачиваем поршневые кольца замками так как показано на рисунке, угол между ними должен составлять 120 градусов.
Одеваем на поршень оправку для сжатия колец, предварительно смазав ее внутри чистым маслом. Не забывая про направление, стрелка на поршне должна быть направлена к передней части двигателя, ставим его в свой цилиндр.
Коленвал проворачиваем таким образом, чтобы шатунная шейка была в самом низу. Аккуратно постукивая деревянной ручкой молотка проталкиваем поршень в цилиндр. Снимаем оправку и толкаем поршень вниз до момента, когда шатун сядет на коленвал. Снизу ставим крышку шатунного подшипника, помним про метки. Затягиваем болты крепления крышки шатуна моментом 5 кгс*м. Тоже повторяем со всеми остальными цилиндрами.
Ставим на место все что сняли снизу. Сверху продуваем и очищаем отверстия под болты крепления ГБЦ. Ставим новую прокладку ГБЦ и саму головку. Смазываем болты тонким слоем масла, главное без фанатизма. Болты затягиваем в несколько проходов в порядке обратном откручиванию, смотри фото в начале статьи. Последовательность затяжки следующая:
- сначала все затягиваем моментом 2 кгс*м
- затем все затягиваем моментом 7 – 8 кгс*м
- доворачиваем на 90 градусов
- еще раз доворачиваем на 90 градусов
Ставим гидрокомпенсаторы, распредвалы и крышку подшипников распредвала. Все трущиеся поверхности смазываем чистым маслом. Перед установкой крышки подшипников распредвала смазываем тонким слоем герметика периметр и ободки вокруг свечных колодцев. Затягиваем болты крышки подшипников, в порядке обратном раскрутки, моментом 2 кгс*м, смотри фото в начале. Ну и дальше устанавливаем все детали в порядке обратном снятию. Заливаем все жидкости и заводим, завестись может не сразу, это нормально. При первом запуске дымить будет хорошо, пока не обгорит масло на цилиндрах, смотрим что бы погасла лампа давления масла. Даем поработать минуту и глушим, смотрим вдруг где что потекло. Заводим еще несколько раз постоянно увеличивая интервал работы, доводим до рабочий температуры, постоянно проверяя масло и антифриз, так же обращаем внимание на то что бы не появились посторонние шумы. Даем отдохнуть часок и снова на холостой ход где-то на часик, постоянно контролируем температуру. Ну а далее обкатка если точили, если нет, то можно ехать только первую тысячу километров стараться не поднимать обороты выше 3000 ну и не тягать на буксире.
Все прекрасно знают, что основа вращения двигателя автомобиля – поступательное движение поршня. Но как он заставляет вращаться коленчатый вал? Что позволяет движение вверх-вниз превратить во вращение? Это система шатунов. Она имеется в любом двигателе внутреннего сгорания. Конечно, работает она и в «Приоре».
Снятие и установка шатунов на двигатель «Приоры»
Интересно то, что, хотя эта деталь находится практически в середине мотора, демонтировать её можно не снимая с автомобиля двигатель. Да, это, конечно, непростая операция, однако, вполне выполнимая. Проводить её нужно или на смотровой яме, или на специальном подъёмнике для машин, чтобы был доступ к масляному поддону. Когда автомобиль расположен на месте для проведения операции, в первую очередь снимается защита моторного отсека снизу. Демонтируется головка блока, поддон двигателя и маховика. Желательно снять, чтоб не повредить, маслозаборник. Можно приступать к извлечению шатунов.
Стоит начинать с первого цилиндра. Это для того, чтоб разложить детали по порядку, и не перепутать. Провернуть коленвал «Приоры» так, чтобы нижняя часть шатуна стала ровно в нижнем положении. Разблокировать и отвернуть болты крепления крышки вкладыша. Снять её и отложить вместе с самим вкладышем. После этого вытолкнуть поршень вверх и извлечь из цилиндра. По очереди демонтировать таким образом все поршни с шатунами «Приоры». Теперь можно заниматься ремонтом или заменой элементов.
Начинаем разбирать
Сначала слейте масло и антифриз. Снимаем защитную крышку, воздушный фильтр со шлангами, отсоединяем разъемы катушек зажигания, троса газа и дроссельного узла.
Снимаем корпус термостата и одновременно отсоединяем все соединяющие их разъемы и шланги. Убираем все мешавшие нам кабели в сторону аккумулятора.
Снимаем генератор. Откручиваем восемь гаек из тринадцати, удерживающих впускной коллектор, и снимаем его. Откручиваем все болты крепления клапанной крышки, а также боковой опоры двигателя.
Откручиваем восемь гаек и снимаем выпускной коллектор.
Снимите ремень ГРМ, шкивы распределительного вала и помпу.
В три приема, чтобы не деформировать деталь, сначала ослабляем, а потом откручиваем двадцать болтов корпуса подшипника распредвала, головка восемь. Обязательно в последовательности, показанной на фото.
Снимите корпус подшипника. После снятия распределительных валов на впускном распредвале остается заметная бортика.
Также в несколько приемов сначала ослабляем, а потом откручиваем десять болтов с головкой. Обязательно в последовательности, показанной на фото.
Снимаем головку блока цилиндров. Заменены все шестнадцать клапанов.
Момент и последовательность затяжки постели распредвалов
Последовательность затяжки крышки распределительных валов
Правильная затяжка постели распределительных валов, а также остальных деталей головки блока цилиндров определяет нормальное функционирование всех узлов и агрегатов. Так, для того, чтобы затянуть резьбовые соединения используется типовая схема затяжки и динамометрический ключ.
Перед тем как устанавливать болты на место, необходимо их хорошо промыть и смазать силиконовой смазкой
Для того чтобы правильно затянуть болты необходимо знать последовательность. Она начинается со средней части и поэтапно переходит непосредственно к краям. Детальную последовательность можно увидеть на фотографии ниже.
Схема затяжки каждого болта постели распредвала с нумерацией
Что касается непосредственно силы затяжки, то она составляет 8,0-10,0 Нм . После того, как постель установлена на головку блока, болты соединения закручиваются руками или без особой силы при помощи трещотки с головкой.
Закручиваем все болты от руки, но не затягиваем
Когда все болты стали на место, необходимо взять динамометрический ключ и затянуть согласно нормативам в порядке указанном выше.
Динамометрический ключ для затяжки резьбовых соединений
В каких случаях понадобиться затягивать постель распределительных валов
Болты закручены. Отмечены стрелочками
Затяжка постели распределительных валов понадобится в том случае, если её перед этим демонтировали для проведения восстановительно-ремонтных работ. Так, в каких случаях понадобится снимать постель, рассмотрим более детально:
- Замена распределительных валов, толкателей или сальников клапанов.
- Капитальный ремонт головки блока.
- Ремонтные операции с двигателем.
- Замена отдельных элементов головки блока цилиндров.
Последствия неверной затяжки постели
К последствиям неправильной затяжки постели распределительных валов можно отнести следующее:
- Утечка масла из-за образования щели или неплотного соединения.
- Пропускание воздуха внутрь ГБЦ.
- Нарушение в работе двигателя или головки блока.
- Попадание посторонних предметов (воды, грязи, пыли).
Ремонт ГБЦ
Все гидрокомпенсаторы маркируем цифрами при помощи обыкновенного канцелярского штриха и убираем подальше. Вытащить их поможет обыкновенный магнит. Рассухариваем клапана и снимаем маслосъемные колпачки (сальники клапанов), клапана в металлолом, сальники в мусор. Вычищаем все каналы. Головку отвозим на шлифовку, на всякий случай. Промыв после шлифовки еще раз керосином и продув воздухом начинаем собирать.
Свежекупленные клапана расставляем в последовательности, в которой они будут стоять в ГБЦ и по очереди начинаем притирать. Стержень клапана смазываем чистым маслом, а на кромку наносим притирочную пасту.
Вставляем клапан на свое место и надеваем на стержень клапана приспособление для притирки клапанов. В магазинах продается приспособление для ручной притирки, но поскольку на дворе двадцать первый век механизируем процесс. Берем старый клапан и отрезаем от него стержень, на него подбираем резиновую трубку такого диаметра, что бы одевалась с натягом. Стержень в реверсивную дрель, один конец трубки на него, другой на притираемый клапан. На малых оборотах начинаем притирать клапан, постоянно меняем направление вращение и периодически то прижимаем его к седлу то ослабляем усилие. В среднем на клапан уходит секунд двадцать. Вынимаем его и протираем. Клапан считается притертым если на фаске появилась равномерная серая полоска шириной не меньше 1,5 мм.
Такая же полоска должна появится на седле клапана.
Видео притирки клапанов вручную
Для шестнадцати клапанной головки все тоже самое только клапанов в два раза больше. После притирки все клапана и седла тщательно протираем и промываем керосином, чтобы удалить остатки притирочной пасты. Проверяем на герметичность. Закручиваем старые свечи и ставим все клапана на место. Наливаем керосин и ждем три минуты, если керосин не убежал все хорошо, в противном случае перетираем клапана на этом цилиндре.
Нам пришлось перетереть еще раз четыре клапана, после чего керосин перестал убегать.
Набиваем новые сальники клапанов.
Вставляем клапана на место и засухариваем. Перед этим стержни клапанов смазываем чистым маслом. Смазав чистым маслом ставим на место гидрокомпенсаторы и накрыв чистой тканью убираем головку с глаз долой. С ГБЦ закончили.
Затягиваем болты на двигателе правильно
Всю мою жизнь меня окружали автомобили! Сначала в деревне я уже в первом классе носился на тракторе по полям, потом была ЯВА, после копейка. Теперь я студент третьего курса «политеха» на автомобильном факультете. Подрабатываю автослесарем, помогаю ремонтировать автомобили всем своим знакомым.
В приведённой ниже таблице мы обозначили моменты затяжки всех резьбовых соединений на двигателе ВАЗ-2112.
Момент затяжки резьбовых соединений (таблица)
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н·м (кгс·м) |
Двигатель | ||
Болт крепления головки цилиндров | М12х1,25 | Болты крепления ГБЦ необходимо затягивать в четыре приема: 1 – моментом 20 Н·м (2 кгс); 2 – моментом 69,4–85,7 (7,1–8,7 кгс); 3 – довернуть на 90°; 4 – снова довернуть на 90°. |
Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора | М8 | 20,87–25,77 (2,13–2,63) |
Гайка крепления натяжного ролика | М10×1,25 | 33,23–41,16 (3,4–4,2) |
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала | М8 | 18,38–22,64 (1,87–2,31) |
Болт крепления шкива распределительного вала | М10 | 67,42–83,3 (6,88–8,5) |
Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов | М6 | 6,66–8,23 (0,68–0,84) |
Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения | М8 | 15,97–22,64 (1,63–2,31) |
Болт крепления крышек коренных подшипников | М10х1,25 | 68,31–84,38 (6,97–8,61) |
Болт крепления масляного картера | М6 | 5,15–8,23 (0,52–0,84) |
Гайка болта крышки шатуна | М9х1 | 43,32–53,51 (4,42–5,46) |
Болт крепления маховика | М10х1,25 | 60,96–87,42 (6,22–8,92) |
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости | М6 | 7,64–8,01 (0,78–0,82) |
Болт крепления шкива коленчатого вала | M12х1,25 | 97,9–108,78 (9,9–11,1) |
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости | М6 | 4,17–5,15 (0,425–0,525) |
Гайка крепления приемной трубы глушителя | М8×1,25 | 20,87–25,77 (2,13–2,63) |
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя | М8×1,25 | 15,97–22,64 (1,63–2,31) |
Гайка крепления троса сцепления к кронштейну двигателя | М12х1 | 14,7–19,6 (1,5–2,0) |
Болт крепления кронштейна передней опоры подвески двигателя | М10х1,25 | 32,2–51,9 (3,3–5,5) |
Гайка болта крепления передней опоры подвески двигателя | М10 | 41,65–51,45 (4,25–5,25) |
Гайка болта крепления левой опоры подвески силового агрегата | М10 | 41,65–51,45 (4,25–5,25) |
Гайка крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата | М10 | 31,85–51,45 (3,25–5,25) |
Болт крепления задней опоры подвески силового агрегата | М10х1,25 | 27,44–34 (2,8–3,47) |
Гайка болта крепления кронштейна задней опоры подвески силового агрегата | М12 | 60,7–98 (6,2–10) |
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника | М6 | 8,33–10,29 (0,85–1,05) |
Болт крепления маслоприемника к насосу | М6 | 6,86–8,23 (0,7–0,84) |
Болт крепления масляного насоса | М6 | 8,33–10,29 (0,85–1,05) |
Болт крепления корпуса масляного насоса | М6 | 7,2–9,2 (0,735–0,94) |
Пробка редукционного клапана масляного насоса | М16х1,5 | 45,5–73,5 (4,64–7,5) |
Штуцер масляного фильтра | М20×1,5 | 37,48–87,47 (3,8–8,9) |
Датчик контрольной лампы давления масла | М14х1,5 | 24–27 (2,45–2,75) |
Гайка крепления карбюратора | М8 | 12,8–15,9 (1,3–1,6) |
Гайка крепления крышки головки цилиндров | М6 | 1,96–4,6 (0,2–0,47) |
Инструмент для замеров
Несмотря на то, что выполнение работ по правилам затяжки требует специального подхода, однако большого количества времени подобная процедура не займёт.
Единственное, что потребуется для выполнения подобных работ – это динамометрический ключ.
Такой ключ используют для производства замера момента затяжки.
Достать такой инструмент, можно в любом магазине, однако цена его часто кусается и порой может достигать 2000 рублей.
Двигатель Лада Гранта
Если есть утечка моторного масла или охлаждающей жидкости из стыков головки блока цилиндров с блоком цилиндров, снимите головку блока цилиндров и замените ее прокладку. Утечки также могут возникать из-за деформации головки блока из-за перегрева, прокладки головки двигателя ВАЗ-11183 изготавливается из металлоасбестовой ткани, а на двигателях ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 — из металла. Порядок замены прокладки на всех трех двигателях одинаков и показан на примере двигателя ВАЗ-11183 (8 клапанов). Замена прокладки ГБЦ блока цилиндров ВАЗ-21126 (16 клапанов) описывается отдельно, см. Статью «Замена прокладки ГБЦ на автомобиле Лада Приора»
Для замены прокладки ГБЦ двигателей ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 выполните следующие действия: Вам потребуются: динамометрический ключ, ключи «13», «17», «19», торцовые головки «10». »,« 13 »,« 17 », ключ шестигранный на« 10 », отвертка.
Прокладка головки одноразовая, поэтому ее необходимо заменять каждый раз при снятии головки. 1. Переведите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»). 2. Снизьте давление в топливной системе при проведении работ сразу после поездки («Понижение давления топлива»). 3. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора. 4. Слейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).; 5. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра, шланга подачи воздуха и воздухозаборника»). 6. Отсоедините воздухозаборную трубку и блок проводов от узла дроссельной заслонки (см. «Снятие и установка узла дроссельной заслонки»). 7. Отсоедините наконечники высоковольтного кабеля от свечей зажигания. 8. Отсоедините блок проводов от переключателя предупреждения о падении давления масла… 9 . датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем…
10 . и датчик фазы.
11. Снимите крышку головки блока цилиндров
12. Снимите переднюю крышку коробки передач механизма газораспределения (см. «Установка поршня первого цилиндра в ВМТ хода сжатия»).
13. Ослабьте крепежный болт шкива распределительного вала, удерживая распределительный вал так, чтобы он не вращался (это можно сделать, вставив большую отвертку или установочное лезвие в отверстия в ступице шкива).
14. Снимите ремень ГРМ (см. «Замена ремня ГРМ и ролика натяжителя»).
15. Наконец, снимите болт крепления шкива распределительного вала…
16 . и снимаем шкив.
Если шкив на валу имеет посадку с натягом, используйте съемник (см. Рисунок ниже)
17. Снимаем заднюю крышку привода ГРМ 18.0 отсоединить магистраль от указателя температуры охлаждающей жидкости.
19. Ослабьте зажимы и отсоедините пять шлангов хладагента от соединений термостата.
20. Откручиваем гайку, фиксирующую вывод «земли…
Если шкив плотно сидит на конце вала, нажмите на него универсальным съемником, прижав винт шкива к болту крепления шкива, ранее ввинченному в вал (чтобы не повредить резьбу вала). 21 . и снимаем провод.
22. Отсоедините блоки жгута проводов форсунок и отсоедините топливопровод от топливопровода (см. «Снятие и установка топливопровода»). 23. Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозов от штуцера впускного модуля, ослабив зажим, фиксирующий его.
24. Отсоедините верхние концы проставок от выпускного коллектора 25. Отсоедините колодки проводов датчика концентрации кислорода и извлеките их держатели для проводов из отверстий в тепловом экране 26 рулевого механизма. Отсоедините переднюю выхлопную трубу дополнительного глушителя от фланца коллектора и отсоедините кронштейн держателя рулевого механизма от коллектора блок цилиндров. 27. Ослабьте десять болтов, удерживающих головку блока, в порядке, показанном на фото…
28 . окончательно откручиваем болты крепления головки и извлекаем их вместе с шайбами.
29. Снимаем головку блока цилиндров.
Не вставляйте отвертку или другие инструменты между головкой и блоком цилиндров.
Чтобы отсоединить головку блока от прокладки, вставьте отвертку под коллектор и, используя ее как рычаг, поднимите головку. Снимать ГБЦ удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая. 30. Снимите прокладку ГБЦ.
31. Очистить сопрягаемые поверхности головки блока и блока цилиндров (должны быть сухими и чистыми) и удалить масло из резьбовых отверстий в блоке для болтов головки.
Если не удалить масло из резьбовых отверстий для болтов головки, при затяжке болтов в блоке цилиндров могут появиться трещины, так как масло не сжимается.
32. Проверить наличие двух опорных втулок в посадочных местах наружных отверстий блока цилиндров под болты головки. Если при снятии головки втулки остаются в головке или выступают из корпусов блоков, вдавите их в блок до упора. 33. Установите новую прокладку ГБЦ на блок (прокладка должна быть сухой и чистой) поверх установочных втулок. При этом отверстие для прохода масла в прокладке двигателя ВАЗ-11183 (с медным ободом) должно располагаться между 3-м и 4-м цилиндром.
34. Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров, убедившись, что коленчатый вал и распределительный вал находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты головки в четырехступенчатой последовательности:
1-й — момент 20 Нм; 2-й — крутящий момент 69,4-85,7 Нм; 3 ° — повернуть болты на 90°; 4 ° — окончательно затянуть болты на 90°, 35. Установите снятые детали на головку блока и подсоедините шланги и кабели в порядке, обратном снятию. Установите шкив распределительного вала так, чтобы выступающая часть ступицы была обращена к двигателю.
36. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в приводе клапанов (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов двигателей ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186»). 37. Отрегулируйте натяжение ремня ГРМ.
Автомобиль: ВАЗ-2112. Спрашивает: Кириллов Максим. Суть вопроса: какой момент затяжки болтов на ВАЗ-2112?
До свидания! Подскажите пожалуйста, в какой момент нужно затягивать болты на ВАЗ-2112? Меня интересуют именно резьбовые соединения на моторе!
Как затягивать коренные вкладыши и вкладыши шатунов
Итак, с учетом вышесказанного становится понятно, что момент затяжки коренных и шатунных вкладышей крайне важен. Теперь перейдем к самому процессу сборки.
- Прежде всего, в постели коренных шеек устанавливаются коренные вкладыши. Необходимо учитывать, что средний вкладыш отличается от других. Перед установкой подшипников удаляется смазка-консервант, после чего на поверхность наносится немного моторного масла. После этого ставятся крышки постелей, после чего осуществляется затяжка. Момент затяжки должен быть таким, который рекомендован для конкретной модели силового агрегата. Например, для моторов на модели ВАЗ 2108 этот показатель может быть от 68 до 84 Н·м.
- Далее производится установка вкладышей шатунов. Во время сборки необходимо точно установить крышки на места. Указанные крышки промаркированы, то есть их произвольная установка не допускается. Момент затяжки шатунных вкладышей немного меньше по сравнению с коренными (показатель находится в рамках от 43 до 53 Н·м). Для Lada Priora коренные вкладыши затягиваются с усилием 68.31-84.38, а шатунные подшипники имеют момент затяжки 43.3-53.5.
Доставка транспортной компанией
Доставка одной из транспортных компаний, имеющих представительство в Вашем городе. Срок доставки: 2-10 дней в зависимости от удаленности Вашего населенного пункта от г. Тольятти. Самый удобный и быстрый способ доставки заказов разных габаритов. Стоимость доставки от 250 руб. в зависимости от веса и дальности доставки.
Отправление заказов транспортными компаниями осуществляются по 100% оплате за заказ. Отправка транспортными компаниями ПЭК, КИТ, Байкал-Сервис осуществляется в среду, четверг и пятницу.
Источник
Снятие и установка шатунов на двигатель «Приоры»
Интересно то, что, хотя эта деталь находится практически в середине мотора, демонтировать её можно не снимая с автомобиля двигатель. Да, это, конечно, непростая операция, однако, вполне выполнимая. Проводить её нужно или на смотровой яме, или на специальном подъёмнике для машин, чтобы был доступ к масляному поддону. Когда автомобиль расположен на месте для проведения операции, в первую очередь снимается защита моторного отсека снизу. Демонтируется головка блока, поддон двигателя и маховика. Желательно снять, чтоб не повредить, маслозаборник. Можно приступать к извлечению шатунов.
Стоит начинать с первого цилиндра. Это для того, чтоб разложить детали по порядку, и не перепутать. Провернуть коленвал «Приоры» так, чтобы нижняя часть шатуна стала ровно в нижнем положении. Разблокировать и отвернуть болты крепления крышки вкладыша. Снять её и отложить вместе с самим вкладышем. После этого вытолкнуть поршень вверх и извлечь из цилиндра. По очереди демонтировать таким образом все поршни с шатунами «Приоры». Теперь можно заниматься ремонтом или заменой элементов.
Неисправности: причины, устранение
Как и все ДВС с механической регулировкой зазоров клапанов, мотор 11186 требует периодической регулировки этой характеристики. Кроме этого, в ходе эксплуатации выявлены характерные «болезни» именно этой версии силового привода:
Ремень ГРМ | 3/50 |
АКБ | 1/20 |
Зазоры клапанов | 2/20 |
Вентиляция картера | 2/20 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2/20 |
Топливопровод и крышка бака | 2/40 |
Масло моторное | 1/10 |
Фильтр (масляный) | 1/10 |
Фильтр (воздушный) | 1 – 2/40 |
Фильтр (топливный) | 4/40 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2/40 |
ОЖ | 2/40 |
Датчик кислородный | 100 |
Свечи зажигания | 1 – 2/20 |
Коллектор выпускной | 1 |
Загиб клапанов | обрыв ГРМ ремня | периодический контроль износа |
Перебои системы зажигания | поломка соответствующего блока | замена модуля зажигания |
Повышенный расход масла | выработка коренных вкладышей |
При ремонте поршневой и КШМ рекомендуется использовать оригинальные комплектующие производителя АвтоВАЗ. Поскольку только у него применяются специальные технологии упрочнения конструкционных материалов. У сторонних фирм металл может быть «сырым», ресурс таких расходников не поддается анализу.
Технические параметры
Технические характеристики двигателя ВАЗ-21126 следующие:
- тип – четырехтактный, бензиновый;
- вариант исполнения – рядный;
- число цилиндров – 4 шт.;
- число клапанов – 16 шт. (по два впускных и выпускных на цилиндр);
- объем мотора – 1,66 л;
- наибольшая мощность – 98,0 л. с.;
- номинальное количество оборотов – 5600 об./мин;
- алгоритм работы цилиндров – 1-3-4-2;
- величина сжатия – 11,0;
- зажигание – электронное;
- масса – 0,12 т;
- бензин – АИ-95;
- заправочные объемы: система смазки – 3,50 л;
- система охлаждения – 7,84 л;
- топливный бак – 43,0 л.
Установка
Подготовленные группы установить на место также через верх цилиндра. Внимательно проверить и поставить на свои места шатунные вкладыши. Установить нижние элементы – крышки, и закрепить болтами.
Внимание! А вот теперь очень важный аспект. Затяжка этих болтов играет огромную роль! Эту работу выполнять только динамометрическим ключом!
Это связано с тем, что от момента затяжки зависит очень многое: и свобода вращения коленчатого вала, и одновременно плотность прилегания вкладышей к шейке этого вала. При слабом будет вытекание масла без должного смазывания, а при сильном – подклинивание и, опять же, недостаточная смазка. Исходя из этих соображений, эта величина должна быть ровно 43,32-53,51H*м или ещё 4,42-5,46 кгс*м. Только так и никак иначе. После этого можно производить полную сборку в обратном порядке.
Интересное видео о шатунах «Приоры»:
- Как работает система старт-стоп
- Микропроцессорная система зажигания для карбюраторных двигателей
- Регулировка карбюраторов К151 и К126
- Устройство карбюратора, принцип работы
Регулировка момента затяжки болтов для 16 клапанного авто
Регулировка момента затягивания — несложный процесс, и ознакомившись с материалом и видео в этой статье, вы справитесь с ним сами. Достаточно раз провести затягивание и далее вы сами сможете выполнять ее и еще при этом сможете помочь свои друзьям в случае необходимости. Важно придерживаться схемы для автомобилей с 19-ти клапанным мотором и соблюдать момент.
Необходимые инструменты
Динамометрический ключ
- вороток;
- штенгель циркуль;
Штенгель циркульСхема
Схема, по которой проходит затяжка на 16 клапанном моторе отличается от схемы для 8-ми поэтому мы представим и одну и вторую, чтобы вы могли их сравнить.
Только не перепутайте когда будете устанавливать. В любом случае перед началом работ сверьтесь с инструкцией, идущей вместе с авто. Затягивание с разным моментом на 16 клапанном агрегате происходит в 2 круга с разным моментом, а потом еще 2 круга с поворотом на 90 градусов. Сложно ничего нет, а значит справиться можно своими силами.
Этапы
Для того чтобы самостоятельное затягивание болтов завершилась успешно и держалась длительное время следует соблюдать ряд нехитрых правил:
- Лучше использовать новые болты, так как во время эксплуатации они находятся под постоянным напряжением и со временем утрачивают свои свойства. Нет гарантии, что старый болт не выдержит напряжения и лопнет.
Длина не должна быть более 9,5 см - Нежелательно повторно ставить прокладку, даже если она находится в сносном состоянии.
- Строго соблюдайте вращающие моменты во время затяжки.
- Очередность затягивания доворота болтов должна быть точно такая же, как на схеме для 16-ти клапанных силовых установок.
- Перед установкой ГБЦ внимательно просмотрите все детали на наличие повреждений и деформаций. В случае обнаружения таковых не оставляйте их без внимания, а обязательно замените. Зачастую небольшие поломки приводят к большим повреждениям, а иногда даже к полному разрушению систем и механизмов.
- Не пользуйтесь инструментом сомнительного качества и производства. В особенности это касается динамометрического ключа.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете гарантировать наилучшую затяжку и надежное герметичное соединение.Поставьте ГБЦ на блок, предварительно удостоверившись, что колен и распредвалы выставлены в положение верхней мертвой точки (ВМТ).
Правильное закручиваниеНепосредственно сам процесс затягивания происходит в 4-е круга:
- 1-й круг — момент 20 Н·м (2 кгс/м);
- 3-й круг — доворот болты на 90 градусов;
- 4-й круг — еще один поворот на 90 градусов.
2-й круг — момент 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
Как видите, все просто если остались вопросы, то посмотрите видео. По времени эта работа не занимает больше двадцати минут, но позволяет сэкономить приличную сумму, которую возьмут с вас на станции технического обслуживания.
Ошибки при монтаже головки
Если не использовать динамометрический ключ при монтаже головки блока цилиндров, то можно ошибиться с усилием, что приведет к неравномерному моменту. В таких случаях будет чрезмерное или недостаточное усилие, которое повлечет за собой либо деформацию поверхности головки, либо допуск прорыва газов, масла или охлаждающей жидкости. В обоих случаях это чревато тяжелыми последствиями для двигателя.
При соблюдении правил затягивания крепежных болтов, а также нужного момента, всегда можно рассчитывать на надежную и долговечную работу установленных деталей. Механизм газораспределения в двигателе играет основную роль, поэтому пренебрегать правилами монтажа составляющих элементов не стоит.
Момент затяжки болтов шатунов приора 16 клапанов
Сегодня притащили одного из старых клиентов на Приоре, как выяснилось заклинившая помпа порвала ремень и как следствие загнулись клапана.
Но прогресс на АвтоВАЗе не стоит на месте и если на двигателях десятого семейства просто гнуло клапана, то на приоровских 126-ых еще и шатуны теряют центровку и, если их не поменять велика вероятность того что двигатель начнет кушать масло и соответственно ваши деньги. Слава конструкторам АвтоВАЗа!
Но нет худо без добра, есть комплекты поршней на 126-е моторы с проточками которые не гнут клапана. В данной статье мы опишем процедуру ремонта головки блока цилиндров, после обрыва ремня ГРМ, а так же замену поршневой. Снятие и установка ремня ГРМ описано в этой статье, поэтому на ней подробно останавливаться не будем.
Для выполнения данной процедуры наличие динамометрических ключей обязательно!
Тюнинг двигателя с помощью шатунов
Большинство молодых людей, приобретающих «Приору», не удовлетворяются заводскими параметрами машины. Многие стремятся усовершенствовать свой автомобиль. Сделать его мощнее, приёмистей и быстрей. Это называется «зарядить» двигатель. То есть, как ещё говорят, сделать тюнинг. В это понятие входит много различных действий.
Самыми популярными, для такой операции являются так называемые, «спортивные», усиленные шатуны, длиной 131 мм. Они входят в стандартный набор для улучшения мотора «Приоры».
Размеры шатунов «Приоры»
Выталкивая поршень вверх по всей его длине, шатун строго фиксирует объем камеры сгорания. Из этого можно сделать вывод, что объем рабочей полости самого цилиндра, в которой горит топливо, также зависит от его длины. То есть при увеличении длины объем получится меньше. А если его укоротить, соответственно увеличится и размер камеры. Заводской двигатель идет со штатными шатунами. Они 150 миллиметров. Он измеряется от осевой точки центра головки (крепления штифта) до той же линии, что и основание, прикрепленное к коленчатому валу. Этот размер обеспечивает двигателю стандартные заводские параметры. Например, перемещение двигателя. Это 1597 кубических сантиметров. Или, как говорят владельцы, двигатель «один и шесть».
В каких авто использовался?
Созданный в 2011 году мотор 11186 используется в качестве силового привода нескольких моделей авто производителя АвтоВАЗ:
- Лада Калина II – универсал, седан;
- Лада Гранта (комплектация Люкс и Норма) – лифтбек, седан;
- Лада Приора – седан, универсал, хетчбэк;
- Лада Ларгус – минивэн, универсал, фургон;
- Lada Vesta – универсал;
- Lada XRay – компакный кроссовер/высокий хетчбэк.
Улучшенные характеристики двигателя позволяют использовать его на любом переднеприводном авто в случае свапа, а не тюнинга двигателя.
В каких случаях нужна затяжка блока?
Затяжка болтов необходима в первую очередь после того, как вы демонтировали ГБЦ и устанавливаете ее снова. Также затягивание может помочь в некоторых случаях, если в течение эксплуатации она ослабла и есть необходимость ее провести. В некоторых случаях, например, когда начала немного пропускать прокладка это может помочь.
Источники
- https://TrueScooters.ru/vidy-dvigatelej/moment-zatyazhki-shatunov-priora-16-klapanov.html
- https://medwegonok.ru/momenty-zatyazhki-shatunov-priora-16-klapanov-126-dvigatel/
- https://GrandFart.ru/motor/moment-zatyazhki-boltov-koles-priora.html
- https://5star-auto.ru/s-kakim-usiliem-zatyagivat-shatuny-na-priore/
- https://medwegonok.ru/moment-zatyazhki-kolenvala-lada-priora-16-klapanov/
- https://maslo-5w30.ru/avto/moment-zatyazhki-bolta-shatuna-21126-priora
- https://avtocranarenda.ru/momenty-zatyazhki-rezbovykh-soedineniy-priora-21126/