Почему не заводится машина: 10 причин и что с этим делать

Неприятная для каждого водителя ситуация — вставляешь и поворачиваешь ключ зажигания, а машина не заводится… Сразу мысль: «Почему не заводится машина, что могло сломаться, на какую же я сумму влип на этот раз?…». Все осложняется еще и тем, что причин этому очень много. В среднем легковой автомобиль состоит из 30 тысяч деталей. И практически каждый узел может привести к тому, что машина не запускается.

Машина в XXI веке не просто средство передвижения, а жизненная необходимость, основа нашей мобильности. Не паникуй! Давай построим логическую цепочку — что происходит при попытке завести мотор? Крутит ли стартер? Жужжит ли бензонасос? Издает ли машина какие-то посторонние, нехарактерные звуки, или стоит гробовая тишина и не происходит вообще ничего? Или машина запускается, но почти сразу глохнет?

Pexels

Ситуация первая. Не заводится машина, стартер не крутит…

Самое страшное, когда машина не подает вообще никаких признаков жизни. С высокой вероятностью проблема здесь в электрике. Но в чем именно? Только не пытайся выжать все соки из машины и выкручивать ключ до упора — еще и его сломаешь…

Полностью разряженный или мертвый аккумулятор

Это классика жанра. Берем мультиметр и проверяем АКБ. Разрядился? Заряжаем. Умер? Покупаем новый, желательно помощнее. Не спеши выбрасывать мертвую батарею — во многих автомагазинах при сдаче старой АКБ действует скидка на покупку новой.

Чаще всего причина проще, чем кажется. Если на улице не -30°C, если ты не любитель оставлять фары на ночь включенными, если батарея прослужила меньше пяти лет — проверь соединение между аккумулятором и стартером. Возможно, просто произошло разъединение. Может, нужно протянуть или зачистить клеммы (не забывая о правилах предосторожности).

  • АвтоКакие классы автомобилей существуют: азбука ревущих моторов Простым языком — от А до F.

Неисправный стартер

Внимательно прислушайся к звукам. Слышишь какие-то странные щелчки? Это признак, что двигатель пытается завестись, но ему что-то мешает. И это «что-то» обычно стартер. Поломка может быть механическая или электрическая, вызванная:

  • Попаданием жидкости на автомойке
  • Неправильной эксплуатацией (например, злоупотреблением функцией автозапуска)
  • Слишком сильным и долгим прокручиванием ключа
  • Заводским браком

Чаще всего из строя выходит втягивающее реле стартера — в этом случае необходима замена. Если чувствуется запах гари и ничего не крутится, не вращается, то, вероятно, сгорела обмотка стартера. Можно попробовать обратиться в автосервис, но если у тебя нет хороших знакомых автоэлектриков, лучше просто купи новый стартер. И разница в цене небольшая, и времени на танцы с бубном в автосервисе не потратишь.

Pexels

Ошибка в системе безопасности

Случай из жизни. Как-то раз у автора утром не завелась машина. Ответом на мольбы была тишина. На помощь автору подоспел автомеханик с 40-летним стажем. Они провозились вокруг машины весь день и весь вечер, но тщетно. Было принято решение вызывать на следующее утро эвакуатор (буксировать не вариант, коробка — автомат). Приехал эвакуатор и автор подумал: «Чем черт не шутит, попробую завести». И… машина завелась! Все оказалось до банального просто — автор за день до этого прокатился под сильным ливнем на немаленькой скорости. На один из датчиков попала влага, где-то что-то перемкнуло. За ночь все просохло.

Как и с любой другой электроникой, система безопасности может дать сбой. Может ты случайно нажал фатальную комбинацию клавиш на брелоке сигнализации и включился режим «антиугон», может разрядилась батарейка в смарт-ключе… Если сработала противоугонная система, попробуй одновременно с попыткой запуска двигателя покрутить руль влево-вправо.

Причина №4: дроссельная заслонка

Ситуация примерно та же, что и с топливным фильтром. Если забита заслонка, топлива для работы двигателя может не хватать или оно вообще туда поступать не будет. Заслонку можно чистить при помощи очистителя карбюратора и щетки, после чистки необходимо продуть дроссельную заслонку сжатым воздухом.

При чистке дроссельной заслонки стоит помнить, что на автомобилях укомплектованных бортовым компьютером, необходимо «приучить» систему к тому, что заслонка вновь чистая. Поскольку вследствие загрязнения бортовой компьютер самостоятельно устанавливает заслонку в определенное положение.

Ситуация вторая. Стартер крутит, но не заводится

Это куда более распространенная ситуация, от которой не застрахован никто — ни владелец Лады, ни Мерседеса. Итак, стартер крутит, но дальше этого дело не продвигается – машина не заводится. Почему?

Pexels

Севший (менее 12 вольт) аккумулятор

Возвращаемся к АКБ. Если стартер вяло крутит несколько секунд, а потом и вовсе перестает, то проблема с большой вероятностью в батарее. Такое учащается с приходом зимних морозов. Но иногда разрядить аккумулятор могут оставленные включенными фары или магнитола. Проверяем заряд АКБ и при необходимости подзаряжаем. Если ты бережно относишься к автомобилю и не хочешь подвергать его лишним нагрузкам, на период морозов заноси аккумулятор домой — пусть машина стоит спокойно на улице или в гараже. Поездишь немного на общественном транспорте или на такси, зато потом гарантирован беспроблемный запуск! Это не работает с современными автомобилями, напичканными электроникой, которые требуют постоянно подключенной АКБ.

  • FAQты8 самых ненадежных автомобилей (лучше уж на такси)

Неисправный генератор

Стартер вяло крутится, авто не запускается, при включении фар они светят как-то тускловато — все это признаки плохого состояния генератора. Обычно проблема кроется в изношенном ремне. Может ты замечал в последнее время тихий свист во время работы генератора? Это ремень подавал сигналы, но ты их проигнорировал. Теперь машина встала. Проверь ремень — если он изношен, купи новый (он стоит недорого) и замени. Возможно, старый ремень находится в хорошем состоянии, просто он немного провис и его нужно подтянуть.

Pexels

Свечи зажигания

Некоторые автовладельцы забывают, что по регламенту срок службы обычных свечей зажигания составляет 20-30 тысяч километров. Даже если за год ты намотал меньше пробега, рекомендую менять свечи перед каждой зимой, особенно если в регионе температура опускается до отметки ниже -30°C. Дело в том, что со временем на свечах образуется черный нагар — это отложения сажи. Свечи дают знать о своем плохом состоянии — производительность двигателя снижается. Замечал такое? Выкручивай свечи и смотри на их состояние. Если оно плачевное, просто меняем свечи.

Может произойти и такое, что во время безуспешных попыток завести машину ты залил бензином свечи — из-за этого они не могут выполнять свою главную функцию, образование искры. Выкручиваем свечи, просушиваем их, продуваем; несколько секунд крутим двигатель без свечей зажигания; возвращаем свечи на место и пробуем запустить мотор.

Менее специфичные проблемы

Опустим отсутствие топлива в баке — о необходимости следить за уровнем бензина должен знать даже новичок-любитель. Перечислим редко встречающиеся причины. Почему не заводится машина, если аккумулятор заряжен? Может быть неисправен один из нижеперечисленных механизмов:

  • ТНВД
  • Форсунки
  • ЭБУ
  • Регулятор давления топлива

Pexels

Причина №3: система зажигания

Первым делом проверьте, не залиты ли свечи. Извлеките свечи и проверьте, есть ли на них искра. Для этого наденьте на выкрученную свечу высоковольтный провод, прислоните свечу к двигателю и попробуйте его завести. В случае отсутствия искры потребуется заменить либо модуль зажигания на инжекторе, либо катушку зажигания на карбюраторном двигателе. Не обходите вниманием и трамблер, хотя бы осмотрите его внешне. Крышка должна быть целой, без сколов и трещин, нагар также должен отсутствовать.

Ситуация третья. Машина заводится и глохнет через несколько секунд

Плохо заводится машина? Причины могут быть разными. Казалось бы, это меньшее из зол — ведь машина заводится! Но то, что она сразу же глохнет, может обойтись в копеечку…

Падение компрессии в цилиндрах

Часто такое встречается при повышенной влажности воздуха. Если у тебя дизель, то он работает несколько иначе своего бензинового собрата. Из-за падения компрессии не происходит возгорания дизельного топлива, что является признаком износа цилиндров и уплотнительных колец. Не хочу огорчать, но возможно, мотору светит капитальный ремонт…

  • СтильГрязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство Если для вас грязный автомобиль — это просто грязный автомобиль, то в современном уличном искусстве делать вам нечего. Но если покрытые пылью и потеками грязи стекла и кузовные панели пробуждают желание творить — вам будут рады в немногочисленном пока сообществе Dirty Car Art.

Загрязненные фильтры

Снова вспоминаем про техрегламент. Это касается как топливного, так и воздушного фильтров. Двигателю для нормальной работы нужен чистый бензин. Забитые фильтры не справляются со своей главной функцией — предотвращение попадания пыли и грязи в двигатель. Частицы грязи, различные примеси мешают бензину нормально воспламеняться, поэтому мотор заводится и тут же глохнет.

Pexels

Бензонасос

Этот пункт читать владельцам машин с инжекторным двигателем. Выявить неполадки в топливной системе достаточно просто человеку с хорошим слухом. В тишине нужно повернуть ключ в положение зажигания — должно прозвучать характерное, тихое жужжание. Значит топливный насос работает. Не жужжит? Значит, либо он умер, либо произошла другая неисправность в топливной системе. Это может быть замерзшая в топливной магистрали вода, разъединенный контакт в цепи или даже перегоревший предохранитель. Проверку нужно начать именно с предохранителя. Не перегорел? Тогда проверяем наличие топлива на клапане Шрадера. Если его нет, нужно обратиться в автосервис — самому лезть в топливную систему не советую категорически.

  • ПриколыУдивительное рядом: 20 «сюрпризов», которые автомеханики обнаруживали в машинах Готовься придерживать свою челюсть, чего только не увидишь в салонах автомобилей.

Цепь ГРМ или ремень

Это достаточно неспецифичная в данной ситуации проблема, так как проблемы с ремнем ГРМ сложно пропустить. Если машина завелась и тут же заглохла, при этом вы не успели тронуться с места, возможно ремень просто слетел с нужного зуба или порвался. Это не так печально. Намного хуже, если обрыв ремня привел к сгибанию клапанов, деформации шатунов, разрушению головки блока цилиндров. В этом случае придется ремонтировать сам двигатель.

Pexels

Менее популярные причины

Как и в прошлой ситуации, когда плохо заводится машина, причины могут быть разные — выше мы перечислили самые распространенные, но корень проблемы может скрываться в неисправности следующих элементов:

  • Дроссельный клапан (для карбюраторов). В этом случае проблемы дают о себе знать на холодный мотор
  • Кислородный датчик. К сожалению, это устройство, называемое еще лямбда-зонд, не подлежит ремонту. Требуется замена
  • Навесное оборудование, которое «заклинило». Это может быть компрессор кондиционера, генератор или насос гидроусилителя руля.
  • Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). Вероятно, бортовой компьютер выдаст ошибку. Стартер будет вращаться, машина даже сможет завестись, но вот заглохнуть она тоже сможет в любую минуту

Как происходит запуск двигателя

Двигатель внутреннего сгорания работает только в том случае, если выполняются следующие условия:

  1. В цилиндры двигателя поступает достаточное количество смеси топлива и воздуха.
  2. В нужный момент (а если точно, то после того как сожмется воздушно-топливная смесь) свеча выдает искру высокой мощности.
  3. Распределительный и коленчатый вал вращаются с необходимой частотой, которая строго подобрана. Только таким образом правильно работает газораспределительная система и своевременно заполняются камеры горючей смесью.

Когда водитель проворачивает ключ зажигания, то на реле стартера подается напряжение, таким образом активируется электрический двигатель. Его функция заключается в зацеплении маховика с коленвалом. Затем начинает вращаться коленвал, его угловой момент преобразуется в возвратно-поступательные движения поршней.

Когда цилиндры начинают свою работу, то в дальнейшем это приводит к движению распределительного вала. Последний нужен для того, чтобы своевременно открывать клапана для наполнения камер сгорания смесью.

Распределительный вал

За своевременную доставку горючей смеси отвечает система питания ДВС. Как только поршень передвинуться в верхнюю точку сжатия, на искру подается высокое напряжение. Таким образом при поджигании смеси создается небольшой взрыв, расширившиеся газа воздействуют на поршень и он перемещается двигая коленвал. Мы описали принцип запуска двигателя внутреннего сгорания, помните, что модификации мотора могут быть разные, поэтому алгоритм запуска может отличаться.

Работа двигателя внутреннего сгорания

Выводы

Итак, в этой статье мы вспомнили причины, почему не заводится машина и что делать, если тебя настигла эта беда. Можем посоветовать тебе следить за состоянием автомобиля — бак должен быть полным, аккумулятор заряжен, все расходники вовремя поменяны. Прислушивайся к звукам из-под капота, как только заметил какие-то отклонения от нормы — обращайся в автосервис, ну или хотя бы поищи решение проблемы в интернете. Ответственное и бережное владение автомобилем убережет тебя не только от того, что машина не заводится, но и от других неприятностей на дороге.

  • СтильЗолото России: как Aurus из автомобиля стал самолетом Проект, который начинался как автомобиль для президента России, в итоге вырос в целую философию.
  • Автор: Александр Пономарёв

Причина №1: топливная система

Возможно, нарушена подача топлива. Попробуйте проверить топливную систему на наличие нарушений в работе, начиная от топливного насоса и заканчивая карбюратором или инжектором, в зависимости от того, что в вашей машине установлено.

Наиболее часто проблемы возникают в бензонасосе: попробуйте включить зажигание и послушать, работает ли электромотор бензонасоса. Если вы не слышите шума его работы, то проблема именно в нем. Возможно, моторчик сгорел или на нем нет напряжения. Тогда необходима замена предохранителя либо, в особо сложных случаях, замена всего бензонасоса.

В карбюраторных автомобилях ситуация с проверкой бензинового насоса чуть более сложна, так как он приводится в действие от распредвала. Чтобы его проверить, снимите конец шланга с впуска карбюратора и несколько раз качните рычаг ручной подачи топлива. Если из шланга не идет топливо – проблема в бензонасосе.

Разряжён аккумулятор

Что происходит: стартер прокручивает двигатель, но медленно. Индикаторы на приборной панели тускнеют или гаснут.

Из‑за низкого заряда АКБ стартер недостаточно или с затруднением раскручивает двигатель, и о запуске не может быть речи. Такое случается после длительного простоя, особенно зимой, когда проблема усугубляется загустевшим моторным маслом.

Что делать: завести машину, «прикурив» от аккумулятора соседа или одним из других способов, а затем зарядить или заменить АКБ.

Замерзание дизеля


Вот такое желе образуется внутри фильтра / patch.com
Что происходит: двигатель просто не запускается.

Не соответствующее сезону топливо на дизельных авто сильно густеет на морозе. Входящие в его состав парафины выпадают в осадок, забивая фильтр тонкой очистки и топливопроводы. Всё это становится причиной того, что мотор не заводится.

Что делать: вернуть дизелю текучесть. Для этого нужно отогреть машину в тёплом гараже или залить в бак специальную присадку‑антигель. После слить или выработать остатки летнего топлива и заправиться зимним.

Иногда можно обойтись малой кровью и отогреть феном лишь фильтр тонкой очистки под капотом.

Проверка искры

Когда сигнализатор Check Engine работает, бензонасос исправен, а стартер работоспособен, следующий пункт проверки — искра. Чтоб проверить ее, необходимо выкрутить свечу, прижать к массе и запустить стартер.


Проверка проходит по очереди, на всех цилиндрах. Такие проблемы случаются на многих инжекторных автомобилях ВАЗ-2112. Цена нового стартера, кстати, составляет 2-3 тысячи рублей.

Источники

  • https://drajver.ru/tehobsluzhivanie/vaz-2112-ne-zavoditsya-prichiny.html
  • https://autogearspb.ru/lada/vaz-2112-16-klapanov-ne-zavoditsya-prichiny.html
  • https://gil-service.ru/ts/vaz-2112-ne-zavoditsya.html
  • https://FokSevmash.ru/elektronika/ne-zavoditsya-vaz-2112-16-klapanov.html
  • https://zapchasti.expert/reshenie-problem/ne-zavoditsya/ne-zavoditsya-vaz-2112.html
  • https://delis-avto.ru/avto-ts/vaz-2112-16-ne-zavoditsya.html
  • https://FB.ru/article/288870/vaz—ne-zavoditsya-prichinyi-i-ih-ustranenie
  • https://www.vazzz.ru/pochemu-ne-zavoditsya-mashina-vaz-2112-inzhektor-16-klapanov/
  • https://peretyajka-salona.ru/prochee/pochemu-ne-zavoditsya-vaz-2112-inzhektor-16-klapanov-prichiny-i-foto.html

[свернуть]

Батарея

Первое, на что следует смотреть – это аккумулятор. И не имеет значения, идет речь о горячем инжекторном двигателе или холодном. Также вовсе не важно, сколько клапанов у него есть. АКБ у всех модификаций рассматриваемой модели ВАЗ однотипные.

Чтобы выяснить, почему Лада не хочет заводиться, откройте ее капот и взгляните на индикатор батареи. При отсутствии последнего измеряйте напряжение тестером – нормальным будет 11,5 вольта. Более низкие показатели говорят о необходимости зарядки. Когда же причина не в этом, то ищите дальше. Обязательно проверьте, не окислились ли клеммы АКБ. Если да, то почистите их мелким наждаком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]