ВАЗ-2106 история советского и российского автопрома. Волжский автозавод выпускал эту модель вплоть до 2006 года. До сих пор по дорогам России, СНГ и дальнего зарубежья «шестерки» исполняют свои обязанности, по перевозке людей дорабатывая свой «век».
Чем старше автомобиль, тем чаще хозяин сталкивается с проблемой по запуску двигателя. Причин, из-за которых не запускается мотор множество, начиная от неисправности бортового электрооборудования, заканчивая неисправностью топливоподачи, вплоть до не качественного бензина.
В рамках этой статьи рассматриваются часто встречающиеся нюансы, из-за которых невозможно запустить силовой агрегат «Жигулей» шестой модели.
Проверяем свечи и искру
При включении стартера коленвал вращается, но двигатель не заводится, ни стоит его насиловать более 5 – 7 секунд. Иначе при длительной работе стартер перегреется и выйдет из строя, что навлечет еще больше проблем.
При долгой прокрутке двигателя система топливоподачи запросто зальет свечи бензином, если они, по какой-либо причине плохо работают.
Очевидно, запуск не возможен. Свечи необходимо просушить. На двигателях с прямым впрыском есть опция продувки цилиндров. Она помогает в какой-то мере просушить свечи – акселератор установить на полную и покрутить коленвал. Но это не даст положительного результата, если не работает система зажигания. Необходимо убедиться в наличие искры на свечах.
Чтобы проверить, нужно выкрутить свечи, сняв предварительно с них наконечники с проводами. Потом присоединить провода к свечам и поочередно приложить их к крышке головки, проворачивая двигатель стартером.
В зазоре между электродами свечи должна проскакивать хорошо видимая голубая искра. Если таковая отсутствует на всех свечах, то нужно исследовать глубже систему зажигания и ее элементы.
ВАЗ-2106 в процессе выпуска комплектовались инжекторными и карбюраторными двигателями. Системы зажигания и системы топливоподготовки этих моторов имеют различную конструкцию, соответственно виды неполадок отличаются. Начинать нужно от простого к сложному.
Общие неисправности
К общим неисправностям относятся вышедшие из строя свечи и высоковольтные провода с наконечниками (насвечники):
- На электродах свечей образовывается нагар по ряду причин (не качественное топливо, не отрегулированы фазы газораспределения, не исправны сальники клапанов и т.д.), который мешает образовываться искре. В этом случае нужно почистить электроды свечей, промыть бензином и высушить. Постараться устранить причину образования нагара. Также возможно разрушение изолятора между электродами – эта проблема решается заменой отработанного изделия на новое.
- Высоковольтные провода перестают исполнять свою функцию, когда нарушается изоляция. Происходит короткое замыкание, и ток не доходит до свеч. Чтобы это устранить, замена проводников на новые, лучший вариант.
Неисправности в инжекторных двигателях
Отсутствие искры в инжекторных двигателях может быть из-за выхода из строя Электронного блока управлении (ЭБУ) или одного из его модулей (в данном случае Система электронного зажигания).
Ошибку в работе ЭБУ подскажет лампочка на приборной доске с надписью Chek Engine, она загорится.
Можно использовать диагностический сканер, он указывает номер ошибки, по которому определяется неисправность.
При диагностике чаще выявляются следующие причины:
- Не работает модуль системы зажигания. Основной проблемой является выход из строя двух транзисторов отвечающих за нормальную подачу искры на свечи. Самостоятельно отремонтировать сложно, да и не все мастерские берутся. Проще поменять на новый блок.
- Не поступает электропитание на модуль системы зажигания. Возможны два варианта. Первый – перегорел предохранитель ЭБУ (его нужно заменить), второй – не работает замок зажигания (необходимо устранить неисправность в замке, или заменить его полностью).
- Не работает ЭБУ. В этом случае меняется полностью блок управления.
Неисправности в карбюраторных двигателях
В карбюраторных двигателях немного больше причин отсутствия искры на свечах, нежели в инжекторных силовых агрегатах.
Вот типовые причины отсутствия искры на свечах карбюраторного ВАЗ-2106:
- Отсутствует электропитание на клемме катушки зажигания.
Причина одна из трех:
- Вышел из строя замок зажигания.
- Возможен обрыв сети.
- Перегорел предохранитель, отвечающий за систему зажигания.
- Пришел в негодность трамблер. Это сложный механизм, работа которого зависит от состояния его элементов.
Выйти из строя трамблер может по нескольким причинам:
- Рассыпалась или зависла угольная контактная щетка в крышке распределителя зажигания.
- Контактная группа прерывателя разболталась, имеет большой люфт.
- Нет зазора или большой зазор на контактах прерывателя (должен быть 0,4 мм).
- Резистор на бегунке вышел из строя.
- Треснула крышка распределителя.
- Подгорел наружный контакт пластины бегунка.
- Срезало шлицы на приводном валике трамблера.
Все эти проблемы устраняются. Некоторые с заменой элементов, а для некоторых достаточно профилактики.
- Неисправность коммутатора, если на двигателе установлена бесконтактная система зажигания. В этом случае производится замена всего блока или ремонт его в специальной мастерской.
Это часто встречающиеся поломки в системе зажигания. Если при ее диагностики не выявились дефекты, необходимо произвести проверку системы по приготовлению и подачи топливовоздушной смеси.
Как направить питание на щиток
Еще один действенный метод, применимый для автомобиля ВАЗ и другого транспорта, – это направить электропитание на щиток. Для этого следует выполнить такую последовательность действий:
- Откройте капот, найдите провод красного цвета, идущий от катушки зажигания. Проводки от катушки и свечи располагаются в задней части почти любого из двигателей V В двигателях, имеющих четыре цилиндра, они размещаются справа, в средней части двигателя. Двигатели с шестью цилиндрами отличаются расположением проводов слева в средней его части. После того как вы определитесь с проводами, их следует достать, чтобы произвести запуск внешнего источника питания.
- Провода необходимо подсоединить к катушке и к плюсовой клемме батареи. Таким образом на щиток поступит нужно количество электропитания, чтобы завести двигатель.
- Отыскиваем катушку зажигания.
- Осуществляем разблокировку рулевого колеса, вставляя плоскую отвертку по центру рулевой колонки. Далее следует надавить между ней и рулевым колесом. В процессе необходимо следить, чтобы штифты не сломались. В завершение следует соединить плюсовую клемму батареи с катушкой. На ней сверху располагается аккумуляторный проводок со знаком «+» под еще одним коротким проводом.
Далее снимаем проводок замка зажигания и, используя отвертку с диэлектрической ручкой, подключаем позитивную клемму катушки с той, которая соединяется с замком зажигания. В этом случае 12 вольт будет подключено прямо от аккумулятора.
Данные манипуляции позволяют задействовать катушку, а стартер заведет двигатель.
Проверяем подачу бензина
Для двигателей с различным смесеобразованием диагностика будет отличаться.
Карбюраторные двигатели ВАЗ-2106
Основные и часто встречающиеся неисправности топливной системы это:
- Засорение топливопровода.
- Отказ в работе бензонасоса.
- Поломка карбюратора или его составляющих.
Диагностику следует начинать с карбюратора, проверить подачу бензина. Для этого необходимо снять крышку с корпуса воздухоочистителя, чтобы было видно внутренности. Рычагом заслонки произвести имитацию прогазовки и посмотреть распыляется ли топливо из распылителя. Если распыляется, то с поступлением бензина нет проблем, если не распыляется, то нужно осмотреть топливопровод и фильтр тонкой очистки топлива (часто забивается грязью).
Больное место в топливной системе карбюраторного двигателя «Жигулей» — это топливоподкачивающий насос. В нем чаще всего изнашиваются:
- кулачек привода – подвергается стачиванию;
- толкатель – тоже стачивается в месте соприкосновения с кулачком;
- впускной клапан – зависает, появляется коррозия на пояске.
Чтобы проверить работоспособность бензонасоса, достаточно снять шланг, идущий к карбюратору, со штуцера и провернуть двигатель стартером. При рабочем насосе бензин будет поступать из трубки.
Если все эти действия оказались не результативными то, скорее всего, нужно обратить внимание на карбюратор. Это сложный механизм и, не имея опыта, самостоятельно проверить или отремонтировать его будет затруднительно. Отдать эту работу лучше опытным мастерам.
Часто встречающаяся проблема – это засорение каналов и жиклеров в системе карбюратора. Промывать следует спреем для чистки карбюраторов в снятом и разобранном состоянии. Опять же лучше делать на СТО где есть специальная ванна для промывки и компрессор для продувки.
Инжекторные двигатели ВАЗ-2106
На двигателях с прямым впрыском проверка подачи бензина в систему производится проще. На торце топливной рампы есть клапан, прикрытый колпачком. При помощи этого клапана сбрасывается давление в системе топливоподачи, путем нажатия на него. При нажатии из клапанного отверстия должен пойти бензин.
После сброса давления включить зажигание, должен заработать топливный насос, восстанавливая давление. Если он не заработал, значит, причина в нем:
- отсутствует электропитание насоса (перегорел предохранитель, обрыв сети и т.д.);
- выход из строя насоса (износ, сгорел электропривод и т.д.).
Если заработал, но эффект все тот же (не заводится двигатель), необходимо проверить регулятор давления (возможно попала вода и замерзла) и наличие электропитания на форсунках (должно быть 12В).
После диагностики топливной системы и исправления неполадок в ней двигатель все равно не заводится. Придется поискать причины еще в одной системе, участвующей в процессе приготовления топливовоздушной смеси.
Бензонасос
Прежде, чем выполнять проверку, необходимо удостоверится, что в автомобиле установлен топливный фильтр.
Качество отечественного бензина очень далеко от идеального, поэтому без данных элементов не обойтись. Если руками покачать насос, в топливном фильтре должно перемещаться горючее. Если же он сухой, тогда специалисты и опытные водители рекомендуют искать подсос воздуха в магистрали. Эта неисправность случается достаточно редко, но все же бывает. Если в процессе нажатий на рычаг ничего не сопротивляется, тогда проворачивают на половину оборота коленвал двигателя.
Проверяем подачу воздуха
Воздухозаборная система редко создает проблемы. Если они случаются, то это из-за халатного отношения и не своевременного ТО. Причин немного:
- Полностью забитый фильтрующий элемент. Чтобы проверить, необходимо снять крышку с корпуса фильтра и убедиться, что фильтрующий элемент чист. Если он грязный – поменять его на новый.
- Забит всасывающий патрубок или терморегулятор воздухоприемника. Снять, прочистить и установить на место.
- Забит воздушный канал (тряпка и т.п.). Это может произойти специально или по халатности при ремонте. Чтобы проверить, снимается корпус воздушного фильтра и карбюратор, осматривается воздуховод (всасывающий коллектор), не нужное удаляется.
Это то, что касается систем зажигания и топливоподготовки. Существуют еще ряд причин, по которым двигатель ВАЗ-2106 не заводится. Самостоятельно не составит труда произвести диагностику и по необходимости устранить проблему.
Проверка карбюратора
Надо открыть крышку с воздушного фильтра, зажигание при этом включить, нажать на педаль газа. Помощник должен смотреть в коллектор, поступает ли при этом топливо.
Если оно не проходит, блок нужно промывать.
- Промывку карбюратора проводят после его изъятия, специальной промывочной жидкостью.
- Для этого понадобятся компрессор, специальная ванночка.
После разборки и возможной замены комплектующих деталей требуется монтаж, настройка карбюратора. Лучше воспользоваться услугами автомеханика.
Стартер не вращается
При запуске мотора стартер не вращается. Причин несколько, вот некоторые из них:
- Села аккумуляторная батарея. Чтобы проверить, нужно замерить напряжение нагрузочной вилкой с двойной нагрузкой относительно емкости аккумулятора, оно не должно проседать ниже 9 вольт. Если таковой нет, можно определить по фарам, включить и посмотреть на них. Яркое свечение – все нормально, тусклое свечение или не светятся – села батарея. Для устранения необходимо зарядить аккумулятор, применив зарядное устройство.
- Отсутствует контакт в клеммах постоянного источника питания. Возможно, это случилось из-за покрытия окислом одной из клемм. При этом лампочки фар и панели приборов будут светиться нормально, но на стартер силы тока не хватит. Чтобы проверить, нужно поднять капот и осмотреть аккумулятор, а точнее клеммы. На них будет налет похожий на снег. Устранить просто: отсоединить клеммы, очистить клеммы от окисла на проводах и батарее наждачной бумагой, протереть ветошью, слегка нанести на контактные поверхности клемм литол (убережет от окисления), установить их на место и прочно прикрутить.
- Сломался замок зажигания. Проверить проще простого: отсоединить провода, которые идут на запуск, от клемм замка, соединить их между собой. Если стартер завертится, то проблема в замке. Устранить можно только путем замены, так как этот блок в «Жигулях» не ремонтируется.
- Сломалось втягивающее реле стартера. Эта поломка узнаваема по ее характерным признакам. При попытке запустить двигатель издается звук типа щелчков, где-то в подкапотном пространстве, но стартер не вращается. Стоит дополнительно убедиться вышло реле из строя или нет. Для этого взять не большой изолированный проводник и на реле стартера соединить между собой клеммы, те которые с большими гайками (там их две). Если вал пускового устройства завращался, значит, реле не работает. Его следует заменить. Делать это лучше в мастерских, где есть необходимое специальное оборудование.
- Сгорела обмотка якоря на стартере. Или износились щетки электродвигателя. В этих случаях при попытке запустить, стартер не будет издавать ни каких щелчков. Чтобы установить причину, агрегат придется снять и произвести диагностику. Если подтвердился износ щеток их можно заменить, этот не сложно, а если межвитковое замыкание, то менять нужно стартер.
Датчик положения коленвала
Сам датчик очень надежен, да и ломаться там нечему. Однако он может забиться толстым слоем грязи и прекратить функционирование. Выход из ситуации банален: просто его протереть. Как правило, он не может сразу загрязниться и неполадка будет проявляться постепенно: сначала ваш ВАЗ плохо заводится, а через месяц автомобиль уже запустить невозможно.
Так как на этом датчике скапливается много грязи, то его контакт с проводом просто отгнивает. Вот это уже является распространенной проблемой, однако ее легко решить вручную восстановив контакт. Датчик коленвала находится на масляном насосе.
Важно знать! Не допустимо осуществлять контакт при помощи скруток. Так вы его потеряете уже через месяц, поэтому лучше всего пропаять контакт и покрыть литолом.
Двигатель заводится и тут же глохнет
Бывают случаи, когда мотор заведется и глохнет через несколько секунд. Причин достаточно, несколько из них приведены в начале статьи, только там двигатель совсем не заводился. Рассмотрим, из-за чего это бывает:
- Бензонасос вышел из строя. Не подает достаточно топлива в поплавковую камеру бензина.
- Засорен топливопровод. Мусор в топливопроводе срабатывает как клапан, двигаясь в потоке перекрывая магистраль в узком месте. Это может быть кусочек льда в зимнее время.
- Засорение форсунок в инжекторном двигателе. Решение проблемы: снять форсунки, проверить, по необходимости промыть и поставить на место.
- Замыкает на корпус высоковольтный провод зажигания. Если замыкает один провод, обычно двигатель при работе троит. Если замыкают два провода или центральный провод, то мотор запускается и глохнет. Поможет только новый комплект проводов.
- Износ звездочек и цепи ГРМ. Это редко бывает, но бывает. Из-за удлинения цепи и износа звездочек фазы газораспределения постоянно плавают, особенно если не работает гидравлический натяжитель. Возможен даже перескок цепи на звездочке. В этих случаях необходимо СТО и новые запчасти.
ИНЖЕКТОРНЫЕ ДВС
Инжекторный автомобиль может иметь несколько типов систем впрыска:
- моновпрыск;
- распределительный впрыск;
- непосредственный впрыск.
В первых двух случаях вам первым делом следует проверить, поступает ли топливо к системе впрыска. Также необходимо провести диагностику регулятора топлива. Если автомобиль запускается, но не сразу, стоит проверить топливную магистраль на предмет потери давления. Если за время простоя топливо успело стечь в бак, то для запуска вам придется долго крутить стартером. Забитые либо «льющие» форсунки в случае с моновпрыском и распределительным впрыском редко становятся препятствием для запуска.
Хлопки при запуске двигателя ВАЗ-2106
Бывает, при пуске двигателя раздаются хлопки, которые могут быть слышны как в карбюраторе, так и в выхлопной системе. Все поправимо нужно только узнать причину происходящего.
Хлопки в глушителе
Когда при запуске мотор «стреляет» в глушитель, это значит, что бензин полностью залил свечи зажигания. Устранить эту причину возможно. Только методы устранения разные для различных двигателей. Подробно описано в главе «Проверяем свечи и искру».
Хлопки в карбюраторе
Если при запуске мотора раздаются хлопки в карбюраторе, это значит, подсос неправильно работает. Происходит из-за того, что заслонка неплотно прилегает к корпусу диффузора, образуя большой зазор, пропуская много воздуха, обедняя топливовоздушную смесь. От этого происходят хлопки в карбюраторе. Чаще всего причиной этой «стрельбы» является ослабление пружины, которая установлена на штоке заслонки.
Проверить просто: снять крышку воздухоочистителя, в карбюраторе надавить пальцем на заслонку и отпустить. Она должна быстро вернуться на место и между корпусом и заслонкой не должно быть, ни каких зазоров. Если этого не произошло нужно приобрести ремкомплект для карбюратора и заменить износившиеся детали.
Плохой запуск мотора ВАЗ-2106 в холодное время года
Главной проблемой запуска двигателя зимой является мороз. Недочеты, которые не заметны летом в холодный период осложняют запуск. Замерзает все, особенно сильно густеет смазка в редукторе и коробке передач. Дело в том, что в картере двигателя масло меняют после определенного пробега автомобиля, а про коробку забывают или считают не нужным. Поэтому чтобы хоть как то облегчить запуск мотора нужно выжать сцепление до упора.
Если аккумулятор долго оставался на морозе, то тоже возникнет проблема. Зарядки его может не хватить, чтобы провернуть двигатель. В этом случае нужно иметь какой-нибудь дополнительный источник питания или зарядное устройство.
Тяжелый пуск или двигатель может не запуститься из-за предельно минимальной компрессии в цилиндрах. Есть выход из этого положения: нужно выкрутить свечи, влить шприцем в каждый цилиндр масло по пять миллилитров, провернуть несколько раз коленвал стартером, вкрутить свечи и пробовать завести. Масло разойдется по цилиндру, увеличив компрессию ненадолго. Лучше если об этом позаботиться летом, отдав двигатель на переборку в специализированное СТО.
Как завести зимой или холодный пуск двигателя.
Как только наступают холода, то большая часть машин на всех автомобильных стоянках категорически отказываются заводиться, что согласимся, не является нормальным явлением, т.к. любой исправный двигатель должен заводиться в любую погоду.
Здесь — изначально морозная погода не должна превышать критическую для вашего автомобиля. А эту температуру вы должны вычислить только опытным путем. Например — карбюраторная классика (мой ваз 2106) заводится максимум при — 33, а инжекторный opel vectra — при — 25. Ниже температура — без прогрева не стоит и пытаться.
Но если ваше авто не заводится в ясную морозную погоду, то не стоит паниковать и в отчаянной попытке гонять стартер, и естественно, сажать в ноль аккумулятор.
Для начала все-таки нужно убедиться, что все электрические приборы автомобиля – печка, магнитола, подфарники, обогрев стекла – отключены. И только потом нужно непосредственно подходить к самому главному – заводу двигателя в морозных условиях. Если ваше авто всю ночь находилось на простуженной автомобильной стоянке, то аккумулятор нужно обязательно прогреть. Как это сделать? Неужели его нужно вносить в теплое помещение и ставить на подзарядку? Конечно, это было бы неплохим вариантом, но если не имеется теплого помещения и нет зарядного устройства, то утром нужно просто включить фары на 15-20 сек., что позволит аккумуляторной батарее немного прогреться, но двигатель заводить еще не стоит. Ставим ручку КПП на нейтральное положение, выжимаем сцепление – масло в КПП от холода загустело – и проворачиваем ключ зажигания. Если в машине имеется т.н. подсос, то вытягиваем ручку подсоса полностью на себя. Это позволит карбюраторному двигателю быстрее завестись. Если двигатель не смог завестись с первого раза, то нужно повторить попытку через 30-40 сек. Если после 3-4 попыток не получается завести двигатель, то нужно переходить к другому шагу. Открываем капот, удаляем лишнюю влагу с клемм аккумуляторов, как правило – она утром обязательно там образуется, специальной сухой тряпкой. Откручиваем клеммы аккумулятора, проворачиваем их несколько раз туда-сюда, снова закручиваем и пытаемся все завести. Если не получается с нескольких попыток, то лучше перестать это делать, иначе появляется риск того, что вы просто элементарно зальете свечи зажигания топливом. Если вы уже залили, то нужно немного подождать и повторить попытку. Если уже это не получается, то нужно открутить залитые свечи, а вместо них закрутить свечи с большим калильным числом, которые идеально подойдут для зимних условий. Конечно, они не смогут прослужить продолжительное время, но на зимний сезон как раз подойдут. Если хотите, чтобы свечи зажигания прослужили как можно дольше, то будет правильным, если вы, время от времени, будете их откручивать, брать домой, как следует прожаривать от нагара на обыкновенной бытовой газовой плите, регулировать зазор между анодом и катодом специальным щупом и т.д. Только в этом случае можно надеется, что свечи зажигания прослужат вам долго и исправно. Как только вы заведете двигатель, то нужно обязательно как следует поработать педалью газа – это позволит быстрее прогреться двигателю и начать заряжаться аккумулятору. Как правило, на холостых ходах, обороты двигателя не превышают 800 об/мин, а зарядка аккумуляторной батареи начинается только тогда, когда обороты двигателя начинают превышать 1200 об/мин. И только тогда, когда двигатель автомобиля как следует прогреется (80-85°С), то только в этом случае можно будет включать печку. Если на вашей машине стоит АКПП, то ее также нужно обязательно прогреть перед движением, т.к. холодное загустевшее масло не даст машине далеко уехать, и вы рискуете окончательно повредить АКПП.
{loadposition user20}
- Автор: admin
- Распечатать
Что нам скажет нагар на свечах? Диагностика двигателя.
Проверка компрессии двигателя
Как завести свой блог на tuningtaza.