Преимущества и отличия
Электронная педаль газа на ВАЗ 2114 действительно имеет ряд положительных моментов, но и также некоторые минусы, о которых расскажем позднее. Для начала рассмотрим недостатки «тросика», которые заставили инженеров искать новые пути решения:
- Очень частая перегазовка
двигателя, что приводило к резкому нажатию педали акселератора и выбросе в атмосферу большого количества СО2; - Расход топлива
не всегда соответствовал скоростному режиму и оборотам силового агрегата. В период «тапок в пол» в горючие камеры выливалось топливо сверх нормы; - Необходимость перехода на европейские нормы экологичности Евро-4 и Евро-5;
- Повышенные обороты со временем негативно воздействовали на весь кривошипно-шатунный и поршневой механизмы, что приводило к повышенному износу и досрочной поломке, а значит, капитальный ремонт был не за горами и дышал в спину.
Теперь немного остановимся на «электронном газу» и о его плюсах
:
- Равномерное открытие дроссельной заслонки;
- Недопущение перегазовок, а значит и экономия топлива;
- Несмотря на «затуп» на первой секунде нажима на педаль газа, динамика разгона на порядок лучше аналога;
- Равномерное наполнение горючей смесью всех цилиндров.
Как видим
, на первый взгляд преимущества очевидны о действительно существенно улучшают технические характеристики автомобиля. Но, бытует и иное мнение с некоторыми недостатками, о которых немного ниже. Пожалуй, недовольство высказывает та категория, которая желает получить намного больше от стоковых агрегатов. Что в теории практически невозможно.
Регулятор (датчик) холостого хода ВАЗ 2114
По своей сути датчик холостого хода — это клапан, оснащенный запорной иглой, посредством которой дозируется количество воздуха, поступающего к камерам сгорания в обход дроссельной заслонки. То есть, когда заслонка полностью закрыта, а контроллер приходит к выводу, что необходимо поднять обороты холостого хода, регулятор холостого хода (РХХ) приоткрывает либо полностью открывает впускное отверстие и тем самым обедняет топливную смесь. В результате автомобиль не глохнет на холостых даже когда осуществляется движение на непрогретом двигателе. За привод иглы клапана отвечает интегрированный в регулятор шаговый мотор.
Недостатки электронной педали
- Легкое «раздумье» на первых порах нажима на акселератор;
- «Е-педаль» не дает возможности проводить глубокий тюнинг, так как для этого необходимо переоборудоваться на «тросиковую» систему, а это дополнительные денежные траты порядка 20-25 тыс. рублей плюс куча датчиков и тросов. Не каждый согласится на такую мороку;
- Исключительно на первых (сырых) версиях с «е-газ» залипали педали, плавали обороты движка и произвольное периодическое самонажатие;
- Скорей всего виной всему второй пункт, который не дает возможности апгрейдить автомобиль.
Но что же делать если заядлый водитель желает по лихачить?! Наши умельцы нашли оптимальное решение не снимая «е-газ» – это перепрошивка датчиков и подстройка турбокомпрессоров.
Как снять датчик холостого хода
Заменить регулятор холостого хода на ВАЗе очень просто
Чтобы снять датчик, необходимо поставить машину на ручной тормоз и отсоединить минусовую клемму от АКБ. Далее нужно отсоединить жгут проводов от датчика и зачистить место стыковки РХХ с корпусом дроссельного патрубка — чтобы грязь и песок не попали в посадочное отверстие. Датчик крепится двумя винтами, которые необходимо выкрутить отверткой либо «трещеткой».
Конструкция и принцип работы «е-газа»
По умолчанию электронная педаль состоит из: электронной заслонки, непосредственно педали, чипованого датчика на самой педали. Схема работы такова: во время нажатия на акселератор электронный датчик усиливает сигнал и передает его на электронный блок управления (ЭБУ), который указывает заслонке степень открытия или закрытия.
Но порой такие переходы не всегда могут идти в ногу с программным обеспечением. В связи с этим датчики часто выдают ошибки «нарушения корреляции». Вылечить проблему «сырости» системы можно двумя способами:
Полноценная замена чип платы на перепрошитую (разлоченную) с возможностью устанавливать режимы «для себя» и регулировать выбросы в атмосферу самостоятельно. Как правило, в таких ситуациях водители возвращаются к нормам Евро-2
и увеличивают мощность движка на 15-20% плюс;
Электронная педаль газа на ВАЗ 2114 меняется на аналогичную новую, но при этом чип остается прежний – не взломанный, а значит до первой поломки снова.
Электронная педаль газа устанавливается на ВАЗовские автомобили с 2011 года. До этого момента устанавливалась обычная тросиковая Педаль газа в сборе с датчиками ДПДЗ и РХХ.
Как заменить РХХ на 1,6-литровом инжекторном двигателе
Особенностью технического обслуживания впрыскового силового агрегата объемом 1,6 л, устанавливаемого под капот ВАЗ 2114, является несколько затруднительный процесс замены РХХ.
Видеоролик о причинах неправильной работы РХХ
Если на полуторалитровом моторе все делается буквально на одном дыхании — в соответствии с вышеприведенной инструкцией — то более мощный двигатель требует к себе больше внимания.
Порядок замены:
- Снимите защитный кожух двигателя;
- Ослабьте хомут крепления патрубка воздушного фильтра и отсоедините саму гофру;
- Далее необходимо отцепить тросик дроссельной заслонки;
- Путем откручивания двух гаек на 13 снимается весь дроссельный узел;
- Чтобы лишний раз не лезть в мотор, можно почистить дроссельную заслонку карбюраторным очистителем;
- От датчика отсоединяются провода, выкручиваются 2 винта;
- Установка нового датчика и сборка производятся в обратном порядке.
Недостатки е-газа
- Небольшой затуп при старте – отзывчивость двигателя на педаль газа становится медленней примерно на пол секунды. (Лечится установкой шпоры).
- Отсутствие возможности глубокого тюнинга. Чтобы вплотную заняться тюнингом автомобиля, придется избавиться от е-газа и перейти на обычный тросик. (Стоимость переделок примерно 20 т.р.: мозги, датчики, проводка, педаль). Правда сейчас уже учатся потихоньку прошивать е-газ, настраивать турбо-моторы, компрессоры. Будущее естественно за е-газом.
- На первых моделях с е-газом часто встречаются проблемы.
Проблемы связанные с е-газом
Как упоминалось выше, на первых моделях с е-газом встречались частые проблемы:
- плавают обороты;
- залипает педаль;
- автомобиль сам нажимает на газ.
Важно! АвтоВАЗ выпустил информационное письмо, в котором говорится о необходимости адаптировать электронную педаль газа после замене контроллера или снятия аккумулятора: Как адаптировать е-газ?
Сколько стоит ремонт РХХ в домашних условиях
Привести датчик холостого хода «в чувства» поможет его очистка
Несмотря на то, что руководство по эксплуатации «четырнадцатой» Лады не рекомендует искать альтернативу замене РХХ, многие практикуют ремонт датчика своими руками. Чтобы произвести восстановительные работы, нужно:
- снять датчик, почистить его корпус и вытянуть 3 фиксирующие шпильки (заклепки);
- после этого можно аккуратно снимать корпус — так чтобы не нарушить мест припоя проводов;
- очень часто причиной отказа становится обрыв контакта — в таком случае нужно припаять проводок на место и покрыть место пайки лаком (чтобы не было коррозии);
- еще одной проблемой может оказаться подсос через датчик холостого хода воздуха — для решения вопроса можно применить обычный герметик, что позволит устранить зазоры в корпусе РХХ;
- если оказалось, что износился привод направляющей иглы либо само направляющее, ремонт произвести не получится.
Все варианты ремонта потребуют чисто символических капиталовложений, а также минимум времени и опыта исполнителя.
Как устроен е-газ?
Е-газ состоит из 3-х элементов: Электронная заслонка, датчик на педали, сама педаль.
Датчик на педали учитывает степень нажатия газа водителем и передает данные на ЭБУ. Эбу в свою очередь подает сигнал на электро-заслонку, которая открывает путь для поступления воздуха в двигатель. Так же в автомобилях с элеткронной педалью применяется дмрв частотного типа.
Каждый датчик запитывается отдельно к эбу. В случае малейших отклонений напряжения от нормы, выскакивают ошибки: (Р2122-Р2123, Р2127-Р2128, Р2138).
Неполадки и способы их устранения
Причин нестабильного холостого хода — масса, причем они относятся, как к карбюраторным двигателям, так и инжекторным и даже дизельным, как к конструкции старого типа, так и с новой педалью Е-газа, которой так гордится АвтоВАЗ. Начнем с проблем, происходящих в моторах карбюраторного типа:
- Произошло обеднение топливно-воздушной смеси. Для устранения неполадки достаточно всего лишь произвести регулировку до уровня восьмисот оборотов.
- Нестабильный ход может произойти и по причине износа карбюраторного клапана. В таком случае, двигатель работает исключительно при вытянутом режиме подсоса. Для устранения проблемы, нужно заменить дефектную деталь на новую.
- Случается и так, что загрязняются каналы системы. Тогда горючее не получает нужной порции воздуха и приводит к сбою. Здесь достаточно лишь прочистить каналы.
В инжекторном типе мотора причин сбоя не меньше.
- Первое, что можно проверить — это подсос воздуха. Обязательно проверьте соединение впускного коллектора с цилиндрами, не износились ли там прокладки. На том же коллекторе стоят резиновые заглушки, если они треснули, лучше заменить их. Проверить все это можно купив в магазине очиститель карбюратора, или любую другую горючую вещь, заведите машину и обрызгайте все стыки, если будет подсос то машина начнет дергаться, в том месте и ищите.
- Могут вызывать пробелы в оборотах и сбои в датчике РХХ (регулятор холостого хода), бывает достаточно снять его и почистить или осмотреть его на повреждения и при необходимости поменять.
А вот проблемы с электронным оборудованием, в частности прославленным Е-газом, это уже гораздо сложнее. Здесь наблюдается:
- сбой регулятора (РХХ);
- поломка датчика ДМРВ;
- выход из строя клапана EGR (адсорбера);
- повреждение проводов.
Регулировка педали сцепления
Периодическая регулировка педали сцепления ВАЗ 21014 проводится по следующим причинам:
- При движении на неотрегулируемой педали сцепления возможен последующий ремонт, т.к. преувеличенные энергетические затраты на некорректную работу механизма вызовут неисправности других узлов автомобиля.
- Из-за неверного функционирования педаль сцепления периодически не функционирует. Это ведет к тому, что нажимной диск агрегата принужденно находится в «зацеплении» с моторным маховиком, вследствие чего они подлежат ускоренному износу.
- При недостаточном педальном ходе ТС пробуксовывает, т.е. теряется необходимое значение крутящего момента колесной пары.
Для проведения диагностических работ по регулировке педали сцепления требуется использование арифметической линейки, которой необходимо замерить длину хода педали до полика. Если она не соответствует 16 см, то необходимо проведение регулировочных действий.
Признаки некорректной работы механизма сцепления: отсутствует возможность плавного старта с места, движение с места сопровождается рывками и толчками, при переключении передач трансмиссия издает повышенную шумность, педаль механизма проваливается в нижнее положение. Практически, получается так: если транспортное средство начало движение с момента начала опускания педали, то свободный ход не соответствует требуемому значению. При полном освобождении педали транспортное средство не сдвинулось – значит, нет свободного хода в автомобиле.
Регулировка педали сцепления:
- Откручиваем гайку, расположенную под педалью сцепления.
- Закручиваем контргайку, находящуюся ниже, до упора.
- Далее завинчиваем крепеж, находящийся под педалью сцепления.
- Подкручиваем к вилке сцепления до предела шайбу из резины.
- Для увеличения педального хода нужно навинтить крепеж на наконечник. Для уменьшения педального хода требуется эту крепеж раскрутить. Регулировка педали сцепления ваз 2109 осуществляется до достижения лимита в 12-13 см.
- После окончания операций по отрегулированию педали требуется: трижды отжать педаль, замерить длину педального хода, корректировать операцию до достижения требуемой длины хода.
Для отрегулирования гидравлики требуется:
- Демонтировать пружину с креплений цилиндра рабочего вида и вилки сцепления.
- Отрегулировать крепеж, находящийся на штоке цилиндра сцепления.
- Рекомендуемое значение свободного хода – 0,5 см.
Часто большой ход педали зависит от высоты ее расположения от полика водителя и это создает определенные трудности. Для регулировки по высоте требуется ряд несложных слесарных операций и гаечный ключ на «12»:
Находим на валу рулевой колонки два крепежа, один – упорный винт, лимитирующий высотную позицию регулировки, вторая – контргайка, изменяющая движение педали.
- Отвинчиваем упорный винт.
- Придаем ему вращение до нормализации движения педали.
- Завинчиваем контргайку.
Если после регулировки сцепления наблюдается пробуксовка, то необходимо сделать последовательные операции:
- Демонтировать контргайку штока.
- Перемещать ее до отсутствия свободного хода.
- Вернуть шток на один полный оборот.
- Определить наличие свободного хода сцепления.
- Протестировать работу передач трансмиссии. При наличии непонятного шума требуется проделать вышеуказанные операции повторно.
- Завинтить контргайку.
↑ Схема привода управления карбюратором 2107-1107010
1 — рукоятка тяги управления воздушной заслонкой; 2 и 17 — уплотнители; 3 — тяга привода воздушной заслонки; 4 и 14 —возвратные пружины; 5 — винт крепления возвратной пружины; 6 — поперечная тяга; 7 — промежуточный рычаг; 8 — продольная тяга; 9 — скоба крепления тяги; 10 — кронштейн крепления валика; 11 и 13 — рычаги; 12 — валик; 15 — стопорная шайба; 16 — педаль управления дроссельными заслонками.
Панель и комбинация приборов ВАЗ-2107
1. Вольтметр, демонстрирующий текущее напряжение бортовой сети. 2. Спидометр, сигнализирующий о скорости движения. 3. Одометр — счетчик расстояния, пройденного машиной. 4. Тахометр — прибор, показывающий частоту вращения коленвала. Желтая зона прибора обозначает высокие обороты,красная — недопустимые. 5. Индикатор температуры охлаждающей жидкости. Зеленая зона — нормальная температура, красная зона — перегрев двигателя. 6. Эконометр — прибор, показывающий, насколько оптимален режим работы мотора с точки зрения экономии топлива. 7. Предупредительные индикаторы 8. Указатель “суточного” пробега авто. 9. Сигнальная лампа уровня топлива 10. Указатель уровня бензина в баке.
Показатели приборной панели ВАЗ 2107
Загорается лампа низкого давления масла. Следует немедленно заглушить мотор, остановиться и проверить уровень масла в картере. При необходимости долить масло и после завести мотор. Если уровень масла достаточен, а лампа горит, продолжать движение нельзя. Нужно отбуксировать машину на место ремонта. Иначе вкладыши (подшипники коленвала) сотрутся или провернутся и мотор застучит или заклинит, что потребует проведения дорогостоящего капремонта. Загорается аварийная лампа аккумуляторной батареи. В этой ситуации продолжать движение можно, но следует учесть, что далеко уехать, особенно ночью, не удастся — аккумулятор быстро разрядится. Начать надо с проверки состояния клемм. Если они окислились — почистить их. Если клеммы в порядке, необходимо произвести проверку работоспособности генератора или реле регулятора напряжения (зачастую причина отсутствия заряда кроется именно в последнем). Если загорается лампа падения уровня тормозной жидкости, следует немедленно остановиться. Продолжать движение с неисправными тормозами недопустимо. После остановки необходимо долить тормозную жидкость и проверить работоспособность тормозной системы. Если тормоза работают, можно ехать к месту ремонта самостоятельно. Иначе необходимо устранять поломку на месте или вызвать эвакуатор. Если стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне шкалы, нужно остановиться, чтобы двигатель остыл. Когда температура опустится, можно проверить состояние патрубков и уровень охлаждающей жидкости. Если уровень в норме, то можно попробовать доехать до СТО, чтобы там выяснить причину поломки. Чаще всего это неисправность термостата или вентилятора радиатора. Панель ВАЗ 2107 не оборудована аварийной сигнализацией или дополнительной лампой, загорающейся при перегреве двигателя. Поэтому неопытные водители нередко не замечают данной проблемы, что может привести к выкипанию антифриза или даже заклиниванию мотора. Важно: нельзя открывать расширительный бачок или лезть к патрубкам, когда двигатель не остыл. Иначе можно получить ожоги.
Если стрелка уровня топлива на нуле или загорелась желтая лампа “резерва”, необходимо заправиться. Запас хода на “резерве” — около 50 км. Также передняя панель ваз 2107 имеет тахометр, на показания которого следует обращать внимание при движении. Движение на повышенных оборотах (свыше 5000 об/мин) может привести к поломке мотора. Если же держать стрелку тахометра в зеленой зоне шкалы, можно продлить ресурс и добиться минимального расхода топлива.
Регулировка муфты сцепления ВАЗ 2109
Подтяжка муфты сцепления Ваз 2114
Такая операция проводится в случаях, когда наблюдаются: толчки или фрикции при включении сцепления, незначительная пробуксовка сцепления при длительном отжиме муфты, сцепление «ведет».
Для регулировки муфты делаем следующее:
- Поставить рычаг КПП в позицию «нейтраль».
- Демонтируем картер механизма сцепления.
- Демонтируем подшипник. Ремонтные операции следует выполнять в плавном и спокойном режиме, потому что возможен дефект подшипника.
- Вращаем крепеж регулировочного типа до полной регулировки перемещения педали.
- Тестируем муфту сцепления на наличие масляной течи, иначе возможно проскальзывание механизма сцепления. Для устранения этой проблемы необходимо обработать муфту обезжиривающим составом.
Блок контрольных ламп ВАЗ 2107
Теперь давайте подробнее рассмотрим блок предупредительных индикаторов.
Индикатор включения указателя поворотов (при включении мигает зеленым светом). Лампа неисправности управления инжекторным двигателем (отсутствует на карбюраторных “семерках”). При включении зажигания лампа светится оранжевым светом и должна гаснуть после заводки. Горящая или мигающая лампа на работающем двигателе сигнализирует о неисправности. Лампа заряда аккумуляторной батареи. Она горит красным при включении зажигания и должна гаснуть как только двигатель заработает. Если она продолжает гореть — заряд аккумулятора отсутствует. В таком случае необходимо определить источник проблемы и устранить поломку. Индикатор включения “габаритов”. Горит зеленым, когда включены габаритные огни. Лампа, сигнализирующая о включении дальнего света фар (горит синим светом). Лампа уровня тормозной жидкости системе гидропривода тормозов. Индикатор слабого давления масла. Загорается красным при включении зажигания. Он должен погаснуть после запуска мотора. Эксплуатировать машину, если горит лампа давления масла недопустимо. Лампа стояночного тормоза, горящая красным, если поднят рычаг тормоза. Желтая лампа резерва топлива. Горит если в баке остается меньше 5 литров бензина.
Подготовка к замене: выбор датчика и необходимый инструмент
Прежде чем приступить к замене датчика, необходимо провести некоторые подготовительные меры. В первую очередь, это покупка новой запчасти. На рынке можно найти достаточно много датчиков, подходящих к ВАЗ-2114, но существует два наиболее проверенных и доступных:
Датчик холостого хода
- датчик от К3ТА – маркировка: 2112-1148300-04 ;
- и прибор от ОМЕГА – маркировка: 2112-114830 .
Важно! При выборе обратите внимание на показатель выхода штока иглы, он не должен превышать 23 мм .
Инструмента для замены понадобится немного. В большинстве случае хватает:
- пары крестовых отвёрток разных размеров;
- гаечного ключа размерностью «13»;
- любая ненужная тряпочка;
- смазкиWD-40;
- и очистителя для карбюраторов или инжекторов.
Важно! Используйте только чистый инструмент, который находится в нормальном состоянии. Иначе есть риск повредить грани креплений некоторых узлов, снимаемых при замене.