Запотевание головных фар в машине — причины возникновения и способы устранения


Запотевание головных фар частое явление в автомобилях, проявляется в виде образования капель на внутренней поверхности оптики. Этот эффект называется конденсацией влаги. Появление конденсата обусловлено перепадом температур внутри фары и на улице. При этом стекло автофары выступает пограничным слоем, на котором и происходит оседание влаги в виде капель.

Образование конденсата свидетельствует о нарушении режима вентиляции.

Оптика чаще всего запотевает в условиях повышенной влажности окружающей среды (дождь, снегопад, туман). В случае наличия конденсата на оптике эффективность освещения дороги фар резко снижается. Связано это с тем, что капельки воды выступают в виде мелких линз, проходя через которые световой поток преломляется. Поэтому при появлении конденсата внутри фары надо устранить причины его образования. Это позволит чувствовать себя увереннее в сложных дорожных условиях и повысит безопасность при управлении автомобилем.

Устранить конденсат путем прогрева оптики автолампочкой невозможно, так как нарушена вентиляция и влаге из фары некуда испариться.

Запотевшая фара


Запотевание настолько сильное, что не позволяет даже определить тип фары.
Запотевание настолько сильное, что не позволяет даже определить тип фары.

Вообще говоря, абсолютно все фары и прочие автомобильные фонари априори негерметичны. Иначе и быть не может: при нагреве температура внутри любой фары легко может меняться градусов на 100! От минус 35, достижимых зимой даже в Средней полосе России, до 60–70 градусов во включенной фаре летом, на солнышке. К тому же задняя часть фары расположена в моторном отсеке, где, как правило, довольно жарко. Воздух в фаре при этом, естественно, расширяется, а потому без обмена с внешней средой не обойтись.

Где есть контакт, там всегда остается возможность для запотевания. К примеру, если остывающая фара всасывает в себя влажный воздух — скажем, на мойке, то прозрачный колпак (раньше это был рассеиватель) по законам физики имеет право несколько помутнеть. Ну а если фара имеет дефекты, то шансов запотеть у нее гораздо выше. Когда-то любимая Волга одного из авторов стала обращать на себя внимание тем, что стекла фар повели себя по-разному — одно прозрачнее другого. Вскоре всё выяснилось: при визите на сервис один рассеиватель отвалился сам по себе!

Опасно ли запотевание? Несомненно. Оно искажает светораспределение, что мешает как водителю (падает освещенность дороги), так и другим участникам движения (их слепит).

Возможные последствия

Автовладельцу следует знать, что делать, если запотела фара. Это не такая незначительная проблема, как некоторым может показаться. Образование конденсата с последующим выделением воды внутри оптики потенциально способно спровоцировать серьёзные неприятности. Выделим основные из них:

  1. Падение качества свечения. Из-за запотевания на рассеивателях образуется слой воды. У воды и так есть свойство преломлять свет, из-за чего он становится рассеянным. А в сочетании с конструкцией оптики на дороге образуется не чёткое пятно правильной формы, а какая-то бесформенная размытая клякса.
  2. Окисление. Все знают, что вода и провода плохо между собой дружат. Влага способствует развитию коррозийных и окислительных процессов на металлических поверхностях. Причём в основном сначала страдает проводка. Контакты окисляются, из-за чего электрический ток перестаёт нормально проходить по проводам. Итогом становится полный отказ системы. Может пострадать электрика всего автомобиля.
  3. Дефлектор. Не только металлу следует опасаться контактов с водой. Отражатели также способны пострадать. При нагреве дефлектора и при наличии внутри влаги будет создаваться паровое облако. Если дефлектор часто начнёт контактировать с паром, в итоге отражатель станет тусклым, что негативно отразится на качестве свечения.
  4. Разрушение. Скажем сразу, что подобное случается редко. Но лампа может разрушиться, если вода окажется в непосредственном контакте с раскалённой лампочкой. Это реально при повреждениях корпуса или рассеивателя.
  5. Лампочки. Некоторые решают проблему путём простой замены перегоревшей лампочки. Но если не устранить причину запотевания, вам придётся очень часто покупать новые лампы. Постепенно это приведёт к развитию более серьёзных неисправностей, затрагивающих отражатели, рассеиватели, проводку и коррозию металла.

Первоочередной задачей автовладельца является выяснение того, почему именно запотевает на автомобиле фара с внутренней стороны. Не зная причины, устранить возможные последствия не получится. Игнорировать факт наличия под стеклом или пластиком корпуса слоя воды не стоит. Последствия вы уже знаете. А рисковать целостностью машины и большими финансовыми затратами вряд ли кто-то захочет.

Мутная фара


Ближний свет фары Ларгуса сильно искажен.
Ближний свет фары Ларгуса сильно искажен.

При этом повышенная влажность внутри корпуса фары разрушает покрытие отражателей. Ну а про электрику и говорить нечего: вода и контакты не помирятся никогда.

Если фара исправна, то бояться, в общем-то, нечего. Запотевание исчезнет так же быстро, как и появилось. Фара, как мы уже о — в дешевых конструкциях предусмотрена трубочка, направленная вниз, а у машин посовременнее для вентиляции использованы специальные сапуны с маленькими фильтрами.

Как избавиться от запотевания фар

В первую очередь нужно убрать влагу, скопившуюся внутри. Для этого фара разбирается и просушивается.

Подробнее, как это сделать:

  • снять с фар крышки;
  • включить ближний свет на 2–3 минуты;
  • оставить автомобиль в таком виде на 1–2 дня.

Выделяемое тепло от лампочки и воздух просушит внутреннюю полость оптики. Но данный метод имеет недостаток — аккумулятор быстро сядет и придется его подзарядить. Кроме того, машина должна находиться в теплом и чистом гараже.

Более эффективный способ — направить внутрь корпуса струю воздуха феном или компрессором. 15–20 минут такой процедуры будет достаточно, чтобы вся влага испарилась. Но тут важно не перестараться с температурой воздуха — чересчур горячая струя может испортить отражатель или стекло.


Просушка фары феном

Вариант третий — полностью разобрать и снять фару. Отнести ее домой и просушить в комнате, где включено отопление. Если на дворе лето, то можно поставить блок на балкон, под крышу. Однако не все модели фонарей легко снимаются. Поэтому данный способ подойдет для оптики, которая крепится на нескольких болтах или защелках.

Конечно, сама по себе просушка фар не решит проблему с запотеванием. Главное — найти и устранить причину. Иначе все заново повторится. Как и было написано выше, это бывает вызвано засорением дренажных отверстий, повреждением стекла или уплотнителей.

Также есть несколько хитростей, которые помогут устранить запотевание:

  • отключайте фары за несколько минут до мойки автомобиля — дайте время лампочкам остыть;
  • положите внутрь крышки оптического блока несколько пакетиков силикагеля — это вещество хорошо впитывает влагу (например, Kia и другие производители штатно устанавливают силикагель в свои изделия);
  • регулярно очищайте вентиляционные отверстия — чтобы исключить их закупорку и устранить запотевание фонарей.

Встречаются также автомобили, на которых клапаны для вентиляции не доработаны еще с завода. Дилеры при этом могут не признавать данный факт, что влечет за собой проблемы для владельца. Теперь он сам должен решать вопрос устранения запотевания.

Популярные марки:

Kia Rio , Toyota Land Cruiser , Volkswagen Touareg

фара


Противотуманная фара Kia cee’d. Хорошо видны два сапуна. По одному на каждую секцию.
Противотуманная фара Kia cee’d. Хорошо видны два сапуна. По одному на каждую секцию.

А какие неисправности могут способствовать запотеванию? Тут все просто: чаще всего вентиляция просто забита грязью. Фары с трещинами также «гуляют сами по себе». Отдельные случаи запотевания связаны с непрофессиональной разборкой/сборкой фары.

В таких случаях совет только один. Ремонтируйте фару до достижения герметичности всех стыков, чтобы остались только штатные «дыхалки». Если не получается, то фара подлежит замене. Никакие влагопоглотители в виде силикагеля либо кусочков памперса неисправной фаре не помогут.

И все же, насколько опасны капли воды, попавшие в фару? Мы поставили несложный эксперимент: с помощью шприца закачали в оптику редакционного Ларгуса 20 мл воды — это довольно много. Зажгли фары, подождали, затем выключили — ну да, колпаки помутнели. Светораспределение стало безобразным. Однако уже через пару дней, после сравнительно небольшого пробега, эффект пропал: водичка благополучно улетучилась в атмосферу. Что, собственно, и требовалось доказать.

Из полезных советов по части антизапотевания упомянем, пожалуй, только один: осторожно относитесь к мойке моторного отсека под давлением. Сильная струя может сорвать «дыхательные колпачки» и натворить неприятностей, после которых с фарой придется капитально повозиться или заменить ее вовсе.

Причины и что делать при запотевании фар

Некоторые автомобилисты часто даже не представляют, почему потеют фары. Более опытные водители скажут — из‐за перепада температур. А причин на самом деле бывает несколько.

  1. Засорение дренажных клапанов. Лампочка во время работы нагревается, потом остывает. Все это создает внутреннее давление, но производители предусмотрели этот фактор, поэтому снабдили конструкцию специальными вытяжными и приточными каналами. Однако со временем они засоряются, и тогда фары запотевают. Кроме того, когда воздух на улице чересчур влажный, конденсат может образовываться даже на оптике с полностью исправными клапанами. На многих автомобилях дренажные отверстия бывают в виде простых пластиковых колпачков или изогнутых трубок с поролоновыми вставками. Проверьте, если нет механического повреждения, то либо прочистите каналы, либо замените поролон новым.
  2. Трещины на стекле. Чтобы фара нормально работала, стекло должно быть целиком герметичным. Если поверхность оптики треснута, то герметизация нарушается, и это приводит к различным проблемам. Например, через трещину внутрь проникает дождевая или снежная влага, скапливается внутри и начинает выделять конденсат. Решение — заменить блок или стекло, обязательно перед этим просушив внутреннюю полость.
  3. Разрушение уплотнителей. Это часто происходит на подержанных автомобилях, владельцы которых не регулярно следят за техническим состоянием оптики. Резиновые элементы, которые призваны герметизировать блок оптики, устаревают и начинают пропускать влагу. Также высыхает герметик, на который сажают уплотнители. Исправить данную неисправность просто — надо высушить фару изнутри и заменить уплотнители, посадив их на новый слой герметика.
  4. Ломается гидрокорректор. Это такой прибор, с помощью которого водитель может проводить регулировку фар. В корпусе устройства имеется специальная жидкость — когда она перекатывается в одну сторону, то меняется давление и интенсивность светового луча. Управление гидрокорректором осуществляется из салона машины, посредством ручки на щитке приборов. Со временем корпус элемента может трескаться, и тогда жидкость выливается во внутреннюю полость, что и становится причиной запотевания. Проблема решается ремонтом.

Интересный момент! Все автомобильные фары имеют свойство «дышать» — иначе говоря, выделять пар. Если спустя полчаса после включения ламп конденсат исчезает, то все нормально и ничего делать не нужно.

Была у меня неприятность — после небольшой аварии сломалось крепление на фаре сверху. Ребята на СТО запаяли деталь, но потом обнаружил, что фонарь начал запотевать — там, где стекло защелкивается к основанию, остались поломанные крепления. Снял фонарь, отнес домой и просушил на батарее в течение суток. Потом замазал все стыки и щели прозрачным герметиком. Уже езжу где‐то с месяц без никаких проблем. Максим, автомобилист, город Орел

Chevrolet Сobalt


Сапуны автомобиля Chevrolet Сobalt заклеены синим нетканым материалом для предотвращения попадания пыли.
Сапуны автомобиля Chevrolet Сobalt заклеены синим нетканым материалом для предотвращения попадания пыли.

Расскажите в комментариях, приходилось ли сталкиваться с запотеванием световых приборов и как боролись с этим явлением.

Запотевшая фара: лечить или менять?

Качественная вентиляция — залог успеха

Ничего хорошего в запотевании фар нет. Мало того, что оптика желтеет, и ржавеют отражатели. Все это ухудшает освещенность и повышает риск аварий. Поэтому нужно позаботиться о качественной вентиляции оптических приборов.

Надо понимать, что корпус фар не делается идеальным вакуумом. Воздух обязан попадать внутрь, но потом выходить наружу через дренажные отверстия. По этой причине в блок устанавливают два сапуна: нижний для поступления холодного воздуха и верхний для выхода горячего. Таким простым образом осуществляется вентиляция.

Особенно хорошо проработана вентиляция фар на премиальных автомобилях. К примеру, на Ауди Ку 7 одно время ставили турбинки, работающие по принципу домашнего вентилятора. Они нагоняли воздух внутрь, повышая воздухообмен. Этим самым автоматически исключалось образование конденсата. На бюджетных моделях автомобилей тоже порой встречаются оригинальные конструкции. На той же Киа — пакеты с силикагелем не только впитывают вредную влагу, но самостоятельно просушиваются.

Что делать с запотевшей автомобильной оптикой? И надо ли обращать на это внимание?

Запотевшая фара: лечить или менять?

Потеет фара, к чему это может привести

Неприятности, которые могут возникнуть, когда потеет фара автомобиля не заставят себя долго ждать.

При этом, в первую очередь повредятся отражатели, рассеиватели или механизмы регулировки блока. Во вторых разрушатся внутренние прокладки. В третьих, испарина нарушит центровку светового луча, снизит освещённость дорожного полотна. Кроме того, при этом образуется линзовый эффект, приводящий к светопреломлению. В четвертых, ухудшится работа электрических деталей. Более того, окислятся контакты в блоке фар и разрушатся провода.

Если потеют фары, рекомендуется не включать оптику до её полного высыхания. При этом, питающие разъёмы нужно срочно отключить. Это необходимо для защиты от пробоев изоляции. Особенно опасны в плане замыкания газоразрядные фонари.

Мутнеют стекла

Во время эксплуатации другая проблема, которая может случиться с оптикой — помутнение стекол. Это приводит к снижению дальности света, что приводит к небезопасным условиям вождения ночью. Причиной этого явления может стать следующее:

  • Если поверхность протирается неувлажненной жесткой тряпкой.
  • Мелкие частички пыли и грязи могут оставлять незаметные повреждения и царапины, это приводит к «желтизне» фар.
  • Из-за естественного старения оптики и интенсивных солнечных лучей происходит выгорание покрытия, что приводит к помутнению. Как устранить эту проблему? Нужно их хорошенько отполировать, это не вернет ей прежнего качества, но увеличит светопропускную характеристику. Полировка происходит следующим образом — сперва обрабатываем крупнозернистыми пастами, а потом мелкозернистыми. Если детали не стоили дорого, тогда легче купить новые, чем тратить силы на полировку.

Как сделать разборку для устранения конденсата

Перед отделением стекла от корпус извлеките из фары все лампы, съёмные корректоры, сапуны, открутите заглушки и отсоедините провода. Механически отделить герметик не удастся, поэтому придётся его нагревать. Существует два популярных способа размягчения герметика:

  1. Нагрев корпуса в духовке. Подходит для компактных моделей, которые поместятся в печь. Духовка нагревается до 150 градусов и выключается. Фара помещается внутрь на 5 мин. Затем (в перчатках) корпус извлекается и стекло отделяется.

Не многие фары помещаются в такие духовые шкафы

В обоих случаях спешка чревата последствиями — опыт торопыжек подсказывает: оплавить фару строительным феном очень легко! И тогда нужда в ремонте отпадёт сама собой, уступив место покупке новой оптики.

Используйте минимальный температурный режим и будьте очень терпеливы

После разделения фары на составляющие старый герметик следует удалить. Повторное использование нерационально.

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Как проверить где разгерметизация

Чтобы определить где конструкция пропускает лишнее, нужно убрать деталь с транспорта набрать ванну и поместить туда оптику. Дальше наблюдаем за объектом. Если воздух пошел наверх в виде пузырьков, тогда определите источник откуда он идет, отмечаем его удобным способом, и затем герметизируем место с помощью герметика. После высыхания вещества нанесите повторный слой, для надежности и улучшения качества проделанной работы.


Разгерметизация конструкции, приведет к тому, что после мытья авто, в оптику просочится вода, во время эксплуатации прибор нагреется и внутри образуется туман.

Что может случиться, если ничего не предпринимать и не следить за чистотой

Если фара постоянно запотевает это может свидетельствовать о том, что конденсат скапливается и «создает эффект линзы». Это приводит к тому, что лучи преломляются проходя через капли и рассеиваются. Свет становится тусклым и его дальность падает, это усложняет вождение в ночное время суток.

  • Вода может окислять электронику и приведет к выводу из строя осветительную систему.
  • Если Н2О попадет на разогретый отражатель, это приведёт к его постепенной деградации и коррозии, как следствие — разрушению.


Из-за влаги контакт окисляется и внутренняя электроника приходит в негодное состояние!

Правильная очистка и сборка

  1. Разобранную фару желательно очистить от пыли и грязи. Стекло и отражатели нельзя мыть агрессивными моющими средствами и горячей водой. Наилучшее решение — раствор хозяйственного мыла и мягкая, не ворсистая ветошь. Не тереть!
  2. Затем вымытые компоненты следует обильно промыть дистиллированной водой и оставить сушиться естественным образом.
  3. Сборка производится в чистых хлопковых перчатках. На шов наносится специальный герметик для фар (на этом этапе надо работать внимательно и не допускать разрывов линий состава).
  4. Стекло соединяется с корпусом и сушится при комнатной температуре 24 часа.
  5. После можно проверить герметичность. Для этого фара погружается стеклом в воду и удерживается несколько минут. При этом вода не должна попасть в отверстия на задней стенке.

Как избавиться от проблем, если фары потеют: видео о чистке вентканалов

Устранить запотевание головной оптики можно самостоятельно. Главное — не торопиться и выбрать правильные материалы. Ещё важнее профилактика. Следует периодически проверять засорённость сапунов. Стараться не проезжать на высокой скорости через лужи при включенных фарах, а перед посещением автомойки дать остыть головному свету. Тогда фары отпотевать будут реже и снимать их для сушки не придётся.

Профилактика против запотевания

Придерживайтесь этих простых правил, чтобы предотвратить поломку имущества. Для профилактики соблюдайте эти несложные правила это поможет избежать замены фар или отказа их работы. Чтобы этого не случилось:

  • При мойке транспорта выключайте освещение и дайте образовавшейся воздушной подушке остыть после продолжительной работы.
  • Проветривайте оптику, с помощью мощного фена или пылесоса с режимом на «выдув», делайте это регулярно.
  • Проверяйте корпус на наличие повреждений и мелких царапин.

С помощью небольшого закреплённого пакетика с силикагелем или обычного риса избежите скопления капелек воды. Это можно сделать без снятия осветительного прибора с машины. Но нельзя забывать об этих мешочках, содержимое может распухнуть и принесет ущерб внутренним деталям. Поэтому регулярно заменяйте абсорбент.


С помощью мешочка-сетки и нескольких пакетиков силикагеля можно на месяц забыть про запотевание.


Как регулировать фары автомобиля своими руками


ЧТО ДЕЛАТЬ, если сел аккумулятор, и КАК завести машину в экстремальных условиях

Устранение запотевания своими руками

В домашних условиях устранение запотевания фар возможно, когда обнаружена причина, почему скапливается конденсат. Микротрещины в пластике фары невозможно увидеть, потому что поверхность конструкции рифленая, есть декоративные изгибы и пр. Конструкция потеет по всей поверхности. Чтобы проверить блок, необходимо снять фару с автомобиля:

  • отключить клеммы с аккумулятора;
  • отсоединить лампочки;
  • очистить корпус;
  • проверить герметизацию швов.

Если фары запотели от рваных швов, необходимо полностью удалить старый клей, просушить фару от конденсата, обезжирить поверхность. Чтобы не возникал вопрос, чем проклеить фары, используйте герметик на основе силикона.

Разгерметизация стыковочного шва подключаемого поворотника — одна из частых причин потения. Проверять необходимо шов между стеклом и корпусом, точки выхода контактов, заглушки, дренажные каналы.

Опустите оптику в таз водой. Если наблюдаются пузырьки, в блоке трещина. Если треснуло стекло, то деталь будет потеть систематически независимо от погоды и температуры. Необходимо заклеить место бесцветным герметиком.

Если запотели фары в японских авто, то при осмотре внутренней части корпуса вы увидите только один сапун и две запаянные заглушки. Деталь не может правильно «дышать», отсюда постоянное потение. Необходимо сделать оптимальную развоздушку корпуса – просверлить дополнительное отверстие.

Устранение дефектов задних фар Лада Гранта

На автомобиле Лада Гранта, так же как и на Калине, часто потеют задние фары зимой, а летом в них набиваются насекомые и пыль. Как можно бороться со столь неприятным явлением?

Рассмотрим устранение дефекта на авто Гранта:

  • отсоединяем защитный кожух в багажнике, отключаем питание от оптики, снимаем задний фонарь (он крепится тремя гайками на 8);

  • тщательно промываем стекло, размещаем фонарь в ванночке с водой, добавляем две-три капли Fairy для мытья посуды;
  • после промывки даем пластику основательно высохнуть;

  • устанавливаем фонарь на место, берем пакетик с силикагелем, крепим его на тыльной части оптики, например, между проводами;

  • герметизируем фонарь – заклеиваем сзади скотчем;

  • ставим на место пластик, закрываем фонарь пластиковой заглушкой. После проведенной работы фонари не должны запотевать длительное время.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]