Регулировка свободного хода педали сцепления камаз


Рубрика: КАМАЗ
  • Когда нужно заниматься ремонтными работами
  • Этапность работ Первый этап – регулировка педали
  • Второй этап – отладка муфты
  • Третий этап – регулировка хода толкателя
  • Работы, связанные с заменой сцепления
  • Как продлить срок службы сцепления
  • КамАЗ – это очень надежная машина, которая используется во многих сферах, преимущественно в целях грузоперевозок. Но, как и любая другая техника, даже она может время от времени ломаться. Особенно большим нагрузкам здесь подвергается система сцепления. Если не следить за ее состоянием, она может выходить из строя. Как отрегулировать сцепление на КамАЗе, чтобы улучшить работоспособность механизма?

    Конструктивные особенности сцепления

    На основной массе грузовых автомобилей КамАЗ применяется двухдисковое сцепление с радиальным расположением силовых пружин. Для работы механизма используется гидравлический привод с усилителем пневматического типа. Благодаря такой схеме значительно снижается усилие, необходимое для нажатия педали сцепления. В ходе эксплуатации КамАЗа происходит износ дисков сцепления, которое необходимо компенсировать настройкой. Правильная регулировка механизма обеспечивает заявленный заводом расход топлива и уверенный разгон пустого или груженого автомобиля.

    Схема механизма привода сцепления КамАЗ

    Основными узлами привода, который показан на фото, являются:

    • педаль (1);
    • гидроблок (2) с бачком (3);
    • магистраль (6);
    • исполнительный пневмоцилиндр (16).

    Сцепление КамАЗа моделей 55111, 5320, а также 43118 и 740 состоит из следующих конструктивных узлов:

    • картера сцепления (А);
    • выжимного диска с металлическим штампованным кожухом (Б);
    • нажимных пружин (В) и рычагов (Г);
    • одного ведущего диска (Е);
    • двух ведомых дисков (Д) с накладками (Ж).

    Схема сцепления КамАЗ 740 с дизелем

    Ведомые диски в конструкции сцепления грузовика КамАЗ изготавливаются с использованием термостойких фрикционных накладок, которые позволяют обеспечить длительный срок эксплуатации механизма. В конструкции дисков предусмотрен гаситель колебаний, возникающих при вращении вала двигателя. Педаль привода установлена на специальных втулках и крайне редко требует смазки в процессе работы.

    На более современных моделях КамАЗ применяют однодисковые сцепления так называемого типа Евро. Этот механизм стоит, например, на моделях 6520 или 4308. Поставщиком элементов таких узлов является фирма Sachs, при этом применяются усилители изготовления Wabco. Есть несколько моделей сцеплений, различающихся величиной передаваемого крутящего момента. Одним из отличий импортных усилителей является встроенный индикатор износа фрикционных накладок. Замер износа осуществляется по расстоянию между корпусом усилителя и шайбой на штоке. При полном износе накладок это расстояние находится в пределах от 23 до 25 мм. Движение на автомобиле в таком случае еще возможно, но необходимо срочно провести ремонтные работы.

    ПГУ Wabco, слева в верхней части виден шток индикатора износа

    На некоторых моделях КамАЗа, например, на 43114 может встречаться ПГУ производства Волчанского завода автоагрегатов, в котором отсутствует возможность регулировки штока. Обычно такой ПГУ или заменяют на настраиваемый или устанавливают другой шток с возможностью регулировки.

    Коды неисправностей двигателей Камаз Камминз

    В современных моделях грузовика КАМАЗ устанавливают двигатели компании Камминз. Силовые установки надежны и долговечны. Стандартные ошибки Cummins и коды неисправностей можно считать несколькими путями. Неправильная эксплуатация и уход могут сильно навредить мотору, что приведет к его быстрому износу.

    Расшифровка кодов ошибок Камаз с ДВС Камминз

    Обычно водители используют 2 процедуры для считывания шифров неисправностей.

    1. Самодиагностика. Здесь на приборной панели загорается специальная лампа и ошибки считываются при помощи блик кода. Процедура не требует наличия дополнительного оборудования. Считывание неисправностей проблематично. Мерцание индикатора часто воспринимается неправильно, что вводит множество ошибочных данных.
    2. Подключение стороннего программатора. Внешний компьютер делает более точную диагностику и высвечивает коды на дисплее, что позволяет точно установить причину поломки и устранить ее. Проблемой здесь выступает недоступность модулей для некоторых водителей.

    Камаз 43255, 53605, 65117,4308 с Камминз Евро 4 и 5

    Перечисленные выше модели автомобиля оборудованы силовой установкой с единым программным обеспечением. Электронные блоки, поставляемые на сборочные линии имеют аналогичную шифровку и схожие коды ошибок.

    Камаз 43253 с Cummins: что за ошибка SPN 4336 Fmi 7

    В системе обнаружен низкий уровень мочевины — пополните уровень жидкости.

    SA 11 — ошибка Камаз Камминз

    Проблема в системе АБС. Возможно поврежден задний левый датчик вращения колеса. Также неисправность может возникать по причине сильного загрязнения самого сенсора.

    SPN 611 FMI 14 Cummins — ошибка

    Следующий дефект в системе АБС Камаза. Наблюдается инверсия датчиков скорости моста. Требуется проверить магистрали сенсоров на предмет окислений и повреждений.

    Как осуществляется регулировка?

    При появлении неполадок в работе сцепления необходимо попробовать выполнить регулировку. Когда возникло проскальзывание дисков (вялый разгон, небольшой запах гари) необходимо выставить правильный ход муфты.

    При неполном разведении дисков (затрудненное переключение) придется выполнить больше операций:

    1. Выставить ход педали.
    2. Убрать завоздушенность магистралей привода.
    3. Проверить уровень жидкости в ПГУ.

    При использовании узла Евро в настройке нуждается только свободный ход педали. Смазка и регулировка остальных деталей сцепления в процессе эксплуатации машины не предусмотрена, кроме контроля высоты уровня жидкости, находящейся в бачке привода.

    Под регулировкой сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях понимают установку правильного зазора между плоскостью выжимного диска и головками рычагов, а также настройку свободного хода педали и приводной муфты. Допустимый свободный ход для педали привода сцепления должен быть в пределах от 6 до 12 мм.

    Под зазором понимается расстояние между точками центральной части площадки педали при отпущенном состоянии и в момент начала включения главного цилиндра. Свободный ход регулируется вращением эксцентрикового пальца, находящегося в соединении рычага педали с верхней проушиной тяги усилителя. Регулировку производят при полностью отжатой натяжной пружине педали, т. е. педаль должна упираться в верхний резиновый буфер, служащий ограничителем хода.

    Например, на КамАЗе 65115 процесс регулировки своими руками таков:

    1. Расконтрить шплинт корончатой гайки пальца.
    2. Вращением пальца надо добиться приемлемого свободного хода.
    3. Затянуть гайку и законтрить ее шплинтом.
    4. Проконтролировать полный ход педали. Если все отрегулировано правильно, то он должен быть в пределах от 185 до 195 мм.

    На однодисковых узлах MFZ регулировка ведется аналогично, но ход педали должен составлять от 140 до 150 мм.

    Ниже продемонстрирован процесс регулировки свободного хода на примере КамАЗа 4310, автор ролика Vladimir Krasikov.

    Фотогалерея

    На фотографиях ниже показаны некоторые элементы системы привода сцепления грузового автомобиля КамАЗах.


    Обычное двухдисковое сцепление


    Однодисковое сцепление Евро


    ПГУ классического образца


    Цилиндр сцепления, хорошо видна тяга для педали и штуцер для подачи жидкости в ПГУ

    Отладка муфты

    Следующим этапом регулировки будет настройка параметров свободного хода муфты включения сцепления, значение которого должно составлять от 3,2 до 4 мм. Измерение проводится путем вращения регулировочной гайки.

    Последовательность действий при этом:

    1. Ослабить крепежную гайку вилки.
    2. Расшплинтовать палец крепления, добиться его свободного перемещения и вынуть.
    3. Вращать вилку тяги до получения необходимого зазора.
    4. Затянуть гайку и вмонтировать на место палец.
    5. Установить фиксирующий шплинт.
    6. Проверить настройку. При полном отжатии педали ход муфты должен составить не менее 25 мм.

    Как установить зажигание

    Для установки и подключения замка зажигания потребуются:

    • ТНВД;
    • металлический стержень диаметром 1 см и длиной от 30 до 40 см;
    • гаечный ключ на 17 мм.
    1. Установить метку на топливном насосе высокого давления так, чтобы система впрыска топливной жидкости работала на 0,4 см раньше до того момента, как поршневой механизм войдет в положение высшей мертвой точки. Для этого нужно вращать двигатель по ходу движения до того как риска совместится с меткой стрелки.
    2. При помощи специального оборудования зафиксировать поршневой механизм, как только он войдет в положение верхней мертвой точки. Для этого можно использовать стопор, который расположен на картере маховика.
    3. Подвести риску, которая находится на муфте опережения впрыска топлива, к указательной стрелке.
    4. Опустить стопор и при помощи рычага провернуть маховик в разные стороны.
    5. Когда поршень будет установлен в точке момента сжатия, ослабить крепежные винты привода топливного насоса высокого давления и совместить отметку с крайней частью указателя.

    Подключение зажигания:

    • к выводу 50 подсоединить красный провод;
    • к выводу 15 подсоединить черный провод с полосок черного цвета;
    • к выводу 30 прикрепить розовый провод;
    • к выводу 30/1 подключить провод коричневого цвета;
    • к INT подсоединить провод черного цвета;
    • подключить клеммы аккумуляторной батареи и проверить работоспособность всей системы.

    Отладка полного хода толкателя усилителя

    Перед началом отладки механизма необходимо выяснить длину хода толкателя. Для этого нужно полностью выключить сцепление и замерить ход. Если его значение составляет 25 мм и менее, то сцепление не будет полностью отключаться. Такую проблему водитель заметит сразу по затрудненному включению передач. Для поиска причин неполадки необходимо проверить уровень рабочей жидкости в цилиндре толкателя. Нормативным объемом является значение в 380 куб. см. При недостаточном уровне вещества следует его долить.

    Схема гидравлической системы

    На примере модели КамАЗ 5511 доливка жидкости выполняется так:

    1. Нужно открыть крышку бачка, расположенного на корпусе привода.
    2. Долить жидкость до уровня на 15-20 мм ниже кромки горловины.

    Второй причиной неудовлетворительной работы усилителя может стать воздух в системе. В таком случае систему привода необходимо прокачать. Эта процедура несколько сложнее.

    На КамАЗе 55102 для этого необходимо:

    1. Долить жидкость до нормального уровня.
    2. Снять с клапана перепуска (установлен на корпусе ПГУ) защитный колпачок, надеть резиновый шланг и опустить его в емкость с жидкостью.
    3. Резко продавить до упора педаль сцепления.
    4. Открыть клапан на один оборот и нажимать на педаль до прекращения пузырения вещества на выходе из шланга. При этом необходимо постоянно подливать новую жидкость в расходный бачок, не допуская ее падения ниже отметки 40 мм от верхней части бака.
    5. Закрыть клапан, снять шланг и вернуть на место колпачок.
    6. Долить жидкость до рабочего уровня.
    7. Для контроля качества работы необходимо нажать на педаль до упора — ход толкателя не должен быть менее 25 мм.

    Сцепление

    На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяется сцепление:

    Пневмогидравлический усилитель: 1 — указатель износа накладок; 2 — шайба; 3 — корпус

    — фрикционное, сухое, двухдисковое, с периферийным расположением пружин модели 142;

    — однодисковые, диафрагменные, вытяжного типа моделей MFZ 350, MFZ 430 ф. «SACHS» (Германия) (см. рис. Сцепление моделей MFZ 350. MFZ 430 ):

    — фрикционное, диафрагменное, однодисковое, нажимного типа модели MF-395 ф. «SACHS» (Германия) (см. рис. Сцепление модели MF-395 ).

    Привод управления сцеплением гидравлический, снабжен пневмогидроусилителем (ПГУ), сцепление моделей MFZ 430, MFZ 350, MF 395 — ПГУ (Германия).

    Краткая техническая характеристика сцепления

    Передаваемый крутящий момент, Н.м (кгс.м)

    Усилие пружин и дифрагмы при сцеплении, кН (кгс):

    На ПГУ ф. «WABCO» установлен указатель 1 износа накладок (см. рис. Пневмогидравлический уси литель ). На полный износ накладок ведомого диска сцепления указывает расстояние между пластмассовым корпусом 3 и шайбой 2, которое, по мере износа накладок, становится равным 23. 25 мм. При новых накладках шайба 2 должна упираться в корпус 3.

    Сцепление моделей MFZ430, MFZ350: 1 — первичный вал коробки передач; 2 — ступица ведомого диска; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — диафрагма; 6 — муфта выключения сцепления.

    Сцепление модели MF-395: 1 — первичный вал коробки передач; 2 — ступица ведущего диска; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — диафрагма; 6 — муфта включения сцепления; 7 — пневмогидравлический усилитель

    Свободный ход муфты выключения сцепления определяйте, перемещая рукой рычаг (см. рис. Свободный ход муфты выключения сиепления) . Пружину при этом отсоедините. Нормальному ходу муфты соответствует ход рычага 45 мм. Если ход рычага менее 3 мм, то, вращая сферическую гайку, отрегулируйте ход рычага.

    Для выключения сцепления моделей MFZ 430, MFZ 350, MF 395 применяется привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.

    Свободный ход муфты выключения сцепления

    Свободный ход педали сцепления (до начала работы главного цилиндра) зависит от зазора А между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра (см. рис. Регулировка зазора) . Нормальному зазору соответствует ход педали 6-12 мм.

    Свободный ход педали сцепления

    Замеряйте свободный ход педали сцепления в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход педали выходит за указанные пределы, отрегулируйте зазор А эксцентриковым пальцем, кото рый соединяет верхнюю проушину толкателя с рычагом педали (см. рис. Свободный ход педали сиепления ).

    Регулируйте зазор А при положении, когда оттяжная пружина педали прижимает педаль сцепления к верхнему упору. Проверните эксцентриковый палец так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6-12 мм, затем затяните и зашплинтуйте корончатую гайку.

    Удаление воздуха из гидропривода выключения сцепления (прокачку) проводите в таком порядке:

    — снимите с бачка пробку и заполните бачок рабочей жидкостью до уровня не ниже 1520 мм от верхней крышки заливной горловины бачка (см. рис. Регулировка зазора ):

    — снимите с перепускного клапана колпачок, наденьте на головку клапана шланг, свободный конец которого опустите в прозрачный сосуд с рабочей жидкостью (см. рис. Прокачка сиепления );

    — резко нажмите на педаль сцепления до упора в ограничитель хода педали, а затем, оставляя педаль сцепления нажатой, отверните на 0,5-1 оборот перепускной клапан, при этом через шланг выйдет часть жидкости с содержащимися в ней пузырьками воздуха. После прекращения выхода жидкости заверните перепускной клапан;

    — повторяйте предыдущую операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выделение воздуха из шланга;

    — в процессе прокачки добавляйте рабочую жидкость в систему, не допуская снижения уровня жидкости в бачке ниже 40 мм от верхней кромки заливной горловины;

    — по окончании прокачки при нажатой до упора педали заверните до отказа перепускной клапан, снимите с головки клапана шланг, наденьте колпачок;

    Регулировка корзины сцепления КамАЗа

    Под регулировкой корзины сцепления понимают настройку лапок, размещенных на корзине. Такую отладку можно выполнить при снятой коробке или отрегулировать непосредственно на автомобиле.

    При выполнении задачи без снятия коробки понадобится самодельный инструмент, который представляет собой проволоку толщиной 3,5 мм с концом длиной 20 мм, согнутым под прямым углом. При помощи такого импровизированного щупа проверяют зазор между выжимным подшипником и опорным кольцом лапок сцепления. Регулировку зазора ведут гайкой на штоке ПГУ. Подвести лапки к кольцу можно через люк в верхней части картера сцепления. При этом важно обеспечить максимально одинаковое прилегание лапок к поверхности. Но правильнее и надежнее регулировать снятое с мотора сцепление.

    1. Положить собранный нажимной диск на шаблон, который обеспечит зазор в пределах 29 мм.
    2. Отпустить болты крепления.
    3. Выставить положение упорного кольца для лапок. Все четыре лапки должны одновременно касаться кольца.
    4. Проверить биение рабочей поверхности диска.
    5. Смазать передний подшипник, расположенный в коленчатом вале.
    6. Установку сцепления провести с помощью оправки, которая позволит обеспечить соосность дисков механизма и вала двигателя.

    Эту настройку проводят только с двухдисковым сцеплением. Агрегат с одним диском в такой регулировке не нуждается.

    На видео от канала Авто и Мото показано снятие сцепления и хорошо видны особенности конструкции, а также привод для работы механизма.

    Подготовка к регулировке

    Прежде чем правильно отрегулировать и прокачать сцепление на грузовиках Камаз 740, 5511 или других, необходимо выполнить следующие действия:

    1. Произвести проверку герметичности приводного устройства. Для этого нужно несколько раз выжать педаль сцепления. Наличие серьезной утечки воздуха можно определить на слух, а более слабой — с использованием мыльного раствора. Если из системы уходит тормозная жидкость, это можно определить визуально. При обнаружении проблем в герметичности производится подтяжка комплектующих элементов или замена патрубков.
    2. Выполнить диагностику уровня жидкости в расширительном бачке приводного устройства. Объем расходного вещества должен составить около 15-20 мм ниже кромки горловины резервуара. Если требуется, уровень жидкости восполняется. Смешивать расходные материалы от разных производителей при выполнении этой задачи не рекомендуется.
    3. Произвести проверку работы оттяжных пружин педали, а также рычага шкива вилки отключения системы.
    4. Выполнить затяжку болтов, которые фиксируют пневматическое усилительное устройство СС. Эта процедура выполняется с использованием динамометрического ключа. Момент затяжки должен составить около 90-100 Нм.
    5. Слить конденсат, если он имеется, из пневматического гидроусилительного устройства.

    Наладка работы фрикциона

    Для выполнения задачи потребуется специальное самодельное изделие в виде кусочка проволоки, одна сторона которой должна быть 2 мм и согнута под углом 90 градусов. Толщина стержня не менее 3-4 мм. Такой размер оптимален для контроля зазора между контуром лапок и компонентом отсоединения диска. Регулировка выполняется с использованием гайки пневмоусилительного устройства. Лапки должны быть подведены к кольцу через отверстие, расположенное в верхней части картера.

    Регулировать фрикциона нужно так:

    1. Гаечным ключом выкручиваются контрагаечные винты.
    2. Производится демонтаж стопор и пластин.
    3. Каждая гайка ослабляется и отпускается на 5 оборотов, для удобства рекомендуется использовать трещотку. В случае если пятак выступает за поверхность кольца, его необходимо утопить, заранее проверив наличие феродо внизу.
    4. При выполнении этой задачи можно поменять и пружинные элементы, если они изношены. Лапки следует выставить так, чтобы они одинаково соприкасались с кольцом.
    5. Выполняется проверка биения площади диска. При необходимости производится смазка подшипникового устройства. Регулировочный зазор должен составить около 29-30 мм.

    Техническое обслуживание

    Помимо настроек, сцепление автомобилей КамАЗ нуждается в регулярном обслуживании, поскольку это заметно увеличивает срок службы и надежность работы механизма на всех марках КамАЗ.

    На примере модели 53215 обслуживание состоит из следующих основных пунктов:

    1. Проверка затяжки болтов крепления усилителя в цепи привода сцепления.
    2. Контроль за герметичностью гидравлических магистралей. На них не должно быть никаких масляных пятен.
    3. Общая проверка исправности деталей педального узла. Все элементы должны быть в целом состоянии и не иметь больших люфтов в соединениях.
    4. Контроль наличия смазки в подшипнике муфты и втулке соединения вилки. Для подачи масла в картере сцепления имеются три точки, снабженные пресс-масленками. В них нагнетают масло при помощи шприца.
    5. Слив конденсата из корпуса ПГУ.
    6. Контроль уровня жидкости в бачке усилителя.

    Когда требуется замена сцепления?

    Если все выполненные работы не приводят к восстановлению работоспособности механизма сцепления, то это становится одним из сигналов к его замене.

    Другими признаками критического износа элементов конструкции являются:

    • резкое включение дисков, при этом происходит жесткий рывок автомобиля;
    • затрудненное включение всех передач, сопровождаемое характерным треском;
    • вялый разгон автомобиля, при этом обороты двигателя явно не соответствуют выбранной передаче и скорости;
    • запах горящих накладок при движении.

    При появлении таких проблем необходимо как можно скорее прекратить движение и провести ремонт механизма. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправными или выгоревшими дисками сцепления приведет к выходу из строя коробки перемены передач.

    Работы, связанные с заменой сцепления

    Рекомендуется заняться заменой корзины, если были обнаружены следующие недостатки:

    • автомобиль даже после регулировки дергается и резко стартует с места;
    • посторонние звуки в корзине как присутствовали, так и присутствуют;
    • машина долго «думает» и далеко не сразу начинает движение, несмотря на то, что сцепление было выжато по всем правилам;
    • в салоне ощущается характерный запах гари – это говорит о том, что механизм сцепления элементарно сгорел.

    Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»

    На видеоролике, снятом для канала Авто и Мото, продемонстрирована регулировка сцепления, установленного на дизеле КамАЗ 740.

    Надёжность, отменные характеристики, экономичность — всё это можно сказать про грузовики КАМАЗ. Машины востребованы в хозяйстве, коммерческих и военных целях. Залог длительной и безотказной работы — постоянная проверка технического состояния. Всегда актуальна регулировка сцепления КАМАЗ. Эту марку принято комплектовать сухим двухдисковым или однодисковым сцеплением (фрикционного типа). В процессе всего срока службы узел испытывает колоссальные нагрузки. Грамотный подбор запасных частей и своевременное ТО станет гарантией продолжительной эксплуатации. Регулировка корзины сцепления КАМАЗ требует опыта и определённых знаний.

    Настройка необходима при:

    1. Возникновении треска при переходе на другую передачу.
    2. Пробуксовке на больших оборотах.
    3. Изменении свободного хода педали сцепления (оно имеет определённые цифровые значения).

    Если игнорировать эти признаки — ждите серьёзной аварии!

    Как узнать, что пришло время менять сцепление

    Бывают такие случаи, когда регулировкой сцепления уже не удастся исправить неполадку. Возможно, вы упустили момент, когда можно было обойтись малыми силами, а может быть, устройство вышло из строя по каким-либо объективным причинам. Итак, сцепление маз пора менять, если вы заметили следующие признаки:

    • Устройство включается резко, автомобиль дергается и резко рвет с места.
    • Шум в механизме, возможно, громкий треск при включении передачи.
    • Автомобиль трогается с места, с опозданием, даже если вы отжали сцепление вовремя.
    • Характерный запах гари в салоне (это явный признак того, что сцепление сгорело).

    Затягивать с заменой сцепления не стоит. В итоге все может закончиться повреждением коробки передач или тем, что в один прекрасный день автомобиль просто не сможет тронуться с места.

    Однако если вы уверены в своих силах или корзина сцепления КамАЗ вам хорошо знакома, можно браться за дело.

    Что понадобиться

    Прежде чем приступать к работам, необходимо запастись определенным набором инструментов. Итак, вам понадобятся:

    1. Набор гаечных ключей или торцевых головок.
    2. Упор.
    3. Линейка, чтобы потом измерить свободный ход педали.
    4. Пассатижи и клещи.

    Замена сцепления Камаз

    Если все это есть, пора приступать к работе. Главное, строго соблюдать всю последовательность действий:

    • Первым делом снимайте коробку передач. У КамАЗа она очень тяжелая, поэтому вам понадобится помощь нескольких человек.
    • Далее, на очереди корзина сцепления, снимаем и ее.
    • После снимайте диски сцепления ведомый, средний и ведущий.
    • После на их место устанавливайте новые детали устройства. Начинайте с установки первого ведомого диска и дальше устанавливайте детали в обратном к разбору порядке.
    • Еще раз убедитесь, что устройство собранно правильно и все – можно ставить на место коробку передач.

    В случае если сцепление однодисковое процесс схож и выполняется еще проще. Может показаться, что все достаточно просто, однако это далеко не так. Замена и регулировка сцепления маз потребует массу физических сил и времени. Возможно, имеет смысл все-таки довериться специалистам, которые все сделают грамотно и без ошибок. Вы же, наблюдая, за процессом сможете запомнить всю последовательность на практике, а уже в следующие раз взяться за регулировку или замену устройства самостоятельно.

    Как пользоваться сцеплением, чтобы оно работало как можно больше

    Есть несколько простых правил продлить срок службы сцепления КамАЗа. К сожалению далеко не все водители ими пользуются и часто, устройство приходится менять гораздо раньше, чем предусмотрено производителем.

    1. Не держите механизм отжатым слишком долго. Использовать пробуксовку сцепления на светофорах и для снижения скорости очень вредно для устройства.
    2. И, главное, как можно чаще проверяйте свободный ход педали и смазывайте все доступные агрегаты механизма сцепления. Это является, наверное, важнейшим залогом того, что задумываться о замене механизма вам не придется течении как минимум нескольких лет.

    Регулировка лапок корзины сцепления КАМАЗ

    Дело ведут в несколько приёмов:

    1. Демонтируют КПП. Гаечными ключами откручивают болты крепления.
    2. Поднимают коробку: лучше это сделать с грузовой лебёдкой.
    3. Проверяют состояние муфты, оттяжного пружинного элемента, выжимного подшипника.
    4. Откручивают винты, соединяющие нажимной диск и маховик. Для демонтажа нажимного элемента надо поддерживать ведомый диск.
    5. Проводят дефектовку всех деталей системы (желательно).
    6. Проверяют состояние выжимного подшипника. Исправный механизм вращается легко, без лишних звуков.
    7. Проводят визуальный осмотр рабочей поверхности лапок нажимного диска. После установки новых деталей настраивают лапки КС. В деле потребуется ровная плита.

    Расположение лапок ориентируют на рабочее положение поверхности нажимного диска

    Важно: операция не требует снятия КС с дополнительного маховика. В работе понадобятся гаечные ключи под регулировочные винты

    Лапки КС обязаны располагаться так, чтоб расстояние от работающей плоскости нажимного диска до верхних граней сферических выступов на внутренней поверхности лапок не было больше 41 миллиметра. Но лучше — 40 мм.

    Для проверки установки лапок потребуется специальная пластина. Сферические выступы обязаны касаться контрольной пластины (она установлена на ступице). После окончания регулировки все винты крепежа опорных пластин затягивают до упора. Сборка идёт в обратном порядке.

    Технология регулировки сцепления КАМАЗ

    Снятие и регулировка сцепления КАМАЗ проводится в несколько шагов.

    Регулировка свободного хода педали сцепления КАМАЗ

    Педаль обязана иметь люфт от 6 до 12 мм. Измерения ведут от центральной части пластины. Педаль необходимо опустить до того момента, пока не заработает основной цилиндр. При отклонении от нормы регулируют расстояние между толкателем ПГУ и упором сверху.

    Для дела потребуется эксцентриковый палец, соединяющий педаль с верхней проушиной толкателя. Педаль для вытяжения обязана прижимать педаль сцепления к упору сверху. Палец поворачивают так, чтобы промежуток между поршнем и толкателем ПГУ находился в пределах от 6 до 12 миллиметров. По окончании надёжно закручивают корончатую гайку. Полный ход педали должен быть примерно 19 сантиметров.

    Регулировка муфты сцепления КАМАЗ

    Производитель рекомендует выдерживать значение свободного хода в диапазоне от 3,2 до 4 миллиметров. Для измерения потребуется перемещать рычаг вала вилки руками. Он обязан двигаться по направлению от сферической гайки толкателя. Она находится на пневматическом или гидравлическом усилителе привода сцепления. Регулировка зазора сцепления КАМАЗ потребует снятия пружины: рычаг должен перемещаться не больше чем пять миллиметров. Если свободный ход меньше трёх миллиметров, то его регулируют при помощи сферической гайки. Холостой ход муфты обязан составлять от 3,2 до 4 миллиметров.

    Регулировка привода сцепления КАМАЗ

    Чтобы измерить показатель функции, стоит отжать педаль до упора. Если значение меньше 24 мм, то не произойдёт полного выключения. Необходимо измерить свободный ход педали, объём жидкости в главном цилиндре. 380 кубических сантиметров — это полный объём в гидроприводе. Если данные не удовлетворяют запросам — важно избавиться от воздуха в системе. Это вернёт все показатели в норму.

    Регулировка нажимного диска сцепления КАМАЗ

    При этой операции обязательно надо строго соблюдать очерёдность:

    1. Первоначально демонтируют КПП. Без помощников не обойтись.
    2. Снимаем корзину сцепления.
    3. Демонтируются диски сцепления: сначала ведомый, потом средний, в заключении ведущий.
    4. Устанавливаются новые детали. Очерёдность уже обратная.
    5. Важна регулировка пятака корзины сцепления КАМАЗ.
    6. Детально проверяется правильность установки всех механизмов.
    7. Коробка передач возвращается на своё место.

    Если в конструкции сцепления всего один диск — работа намного проще!

    Но даже однодисковое сцепление КАМАЗ, регулировка его частей потребует серьёзных навыков, силы и знаний. Не рискуйте — доверьте дело профессионалам. Или проведите один раз замену с реальным механиком. Для некоторых мастеров регулировка сцепления КАМАЗ двухдисковое не снимая КПП — реальность.

    Регулировка свободного хода педали сцепления

    По официальному регламенту ход для передвижения педали должен составить около 6-12 мм, а сам замер следует делать от центральной составляющей пластины. Педаль необходимо отпустить, пока в работу не вступит основной цилиндр после нажатия на нее. Отладка осуществляется с использованием эксцентрикового пальца, при выполнении регулировки педаль должна быть прижата к верхнему упору. Корончатая гайка максимально затягивается и производится замен полного хода, который должен составить 185-195 мм.

    Устройство и принцип работы

    Работа механизма основана на принципе скользящей силы трения.

    Устройство сцепления КамАЗа служит для:

    • переноса вращения от коленчатого вала;
    • постепенного перевода передач;
    • уменьшения вращательных колебаний;
    • отсоединения устройства трансмиссии от мотора на короткий момент.

    В машине перевод передач происходит при выжатой педали фрикциона, связь между двигателем и коробкой передач отсутствует, и вращение не транслируется.

    Лепестковое сцепление КамАЗ состоит из следующих деталей:

    • маховик, принимающий вращение от двигателя и отдающий его коробке передач через корзину;
    • нажимный диск в комплекте с пружинами;
    • ведущий диск в сборе с накладками и гасителем колебательных волн;
    • вилка в сборе, размыкающая соединение;
    • осевой вал, на который подается вращение;
    • выжимный подшипник;
    • пружина, уменьшающая колебания;
    • капот;
    • конструкционные накладки, расположенные на ведущем диске для уменьшения силы трения.

    Технические характеристики

    Технические характеристики КамАЗ 5511 являются действительно превосходными, не зря модель используется на строительных площадках и сегодня.

    Кузов

    По виду элемент напоминает ковш, вытянутый по длине. В передней его части имеется защитный козырек, предохраняющий кабин. В основании располагаются стальные пластины, из которых и формируется днище. Для удобства работы дно расширено, а передняя часть кузова находится под углом. Объем кузова самосвала КамАЗ 5511 составляет 7,2 куб. м.

    В машине предусмотрена система обогрева, которая препятствует примерзанию груза при низких температурах.

    Движение кузова выполняется гидравликой. Механизм опрокидывания имеет кронштейны со стопорными пальцами, надежно удерживающими кузов в поднятом состоянии. Для защиты от переворачивания в конструкции есть трос с пружиной.

    Размеры и объем кузова КамАЗ 5511 делают модель востребованной и сегодня. А по своей работоспособности и надежности она нередко превосходит характеристики импортной техники.

    Гидравлический привод подъемного механизма состоит из следующих частей:

    • Коробка отбора мощности с одной ступенью, действующая от коробки передач. Управление осуществляется электропневматикой, средства управления расположены в кабине.
    • Трехступенчатый телескопический гидроцилиндр, зафиксированный шарнирным соединением между бортом и надрамником. Предельный угол подъема – 60 градусов. Также в механизме имеется ограничительный клапан.
    • 3 пневмоэлектрических клапана и система пневматических проводов.
    • Бак с маслом, насос, масляные проводы и кран управления.

    Вес кузова КамАЗ 5511 без нагрузки составляет примерно 1780 кг. Если нужно узнать сколько весит кузов КамАЗ 5511 при эксплуатации, нужно прибавить к этому значению вес груза.

    Электрика

    В машине установлено два аккумулятора, соединенных с 3-ехфазным генератором 800 ватт. «Минус» от батарей через реле идет на корпус. Система производит 24 вольта.

    Как отрегулировать сцепление КамАЗ

    Обслуживание проводится регулярно. Увеличение педального хода ведет к неполному отсоединению маховика и коробки. От этого устройства соприкасаются, а нагрузка на зубы шестерни увеличивается. Если ход акселератора недостаточный, то ведущий диск не стыкуется, вращение переносится не полностью, и машина останавливается.

    Регулировка сцепления на КамАЗе позволяет убрать неисправности, которые диагностируют по следующим признакам:

    • в начале отправления — рывки;
    • западает фрикционная педаль;
    • у акселератора тугой ход;
    • если проверить уровень жидкости привода, то выявляется утечка;
    • слышатся посторонние звуки.

    Необходимость регулировки сцепления на КамАЗе проверяется измерением расстояния от низа педали до поверхности пола водительского места — показатель должен быть равен 16 см.

    Не снимая коробки

    Наладку работы фрикциона проводят, снимая КПП. Но если требуется регулировка в дорожных условиях, то выполняют работу без снятия конструкции.

    Понадобится самодельное приспособление в виде куска проволоки, у которой одна сторона длиной 2 см согнута под углом 90˚. Толщина стержня — не меньше 3-4 мм, этот размер удобен для контроля просвета межу элементом отсоединения диска и контуром лапок.

    Настройку делают гайкой пневмоусилителя. Лапки к кольцу подводятся через отверстие вверху картера. Элементы выставляются максимально одинаково к площади.

    Порядок действий следующий:

    1. Откручивают контргаечные болты.
    2. Снимают стопоры, пластины.
    3. Гайки все одинаково отпускают на 5 оборотов, используют трещотки для удобства.
    4. Если выступает пятак за поверхность кольца, то его утапливают, предварительно проверяя присутствие снизу феродо.
    5. Одновременно можно заменить пружины.
    6. Лапки ставят так, чтобы они одинаково касались кольца. Затем анализируют биение площади диска.
    7. Передний подшипник смазывают. Выбирают регулировочный зазор 29-30 мм.

    Настройку механизма без снятия КПП делают в случае двухдискового сцепления, однодисковые так не налаживают.

    Как настроить свободный ход педали

    Проверяют перемещение муфты постановкой рычага осевого вала от гайки толкателя. Если свободное расстояние, измеренное под 90˚, будет меньше 3 мм, то для его настройки вращают винт толкателя, чтобы расстояние свободного перемещения муфты было 3,1-4 мм.

    Ход толкателя усилителя выверяют при нажатии акселератора — показатель должен быть больше 2,5 см. Меньшее значение не обеспечивает эффективное включение. Если ход толкателя пневматического гидроусилителя меньше рекомендуемого, то:

    • делают регулировку свободного хода педали сцепления;
    • контролируют количество жидкости в емкости основного цилиндра;
    • убирают атмосферу из гидравлического устройства.

    Перемещение педали должно соответствовать размеру 6-15 мм, его замеряют в середине педали. При превышении выставляют просвет поршня и толкателя с помощью эксцентрикового элемента, соединяющего отверстие вверху толкателя и акселератор.

    Как отрегулировать корзину

    Лапки корзины настраиваются на снятом диске или через просвет в маховике непосредственно на машине.

    1. При нахождении машины на яме снимают коробку с использованием лебедки.
    2. Осматривают выжимной подшипник, пружины и цанги.
    3. Откручивают крепление диска к маховику двигателя.
    4. Снимают нажимной механизм, придерживая ведущий диск.
    5. Осматривают поверхность и делают регулировку лапок относительно площади диска.
    6. Проверяют изменение положения лапок при помощи пластины, учитывая, что их круглые поверхности должны прикасаться к шаблону, расположенному на ступице.
    7. После регулировки корзины сцепления метизы закручивают до упора. Сборка сцепления делается в обратной последовательности.

    Установка дисков сцепления.

    Ступицы дисков сцепления имеют выступ в одну сторону больше чем в другую. При установке они должны большими сторонами смотреть в разные стороны. В сторону маховика

    и в сторону корзины сцепления. Первый диск устанавливается большей стороной в сторону маховика. Затем идет промежуточный диск сцепления.

    Второй диск устанавливается большей стороной ступицы к корзине. Если хотя бы один диск поставить неправильно . Они упрутся друг в друга и корзина работать не будет .

    Промежуточный диск должен свободно ходить в пазах маховика. Это очень важное условие. Не должно быть заеданий и подклинивания. В противном случае он будет цеплять за какой то диск. Диск хоть и не будет сильно прижат. Но будет постоянно вращаться. А вместе сним вращается первичный вал. И включить передачу на КПП без треска шестени не получится. Лучше если промежуточный диск бует немного свободен. Характерный стук при нажатии на педаль сцепления слышен на всех Камазах с двумя дисками сцепления. И он не мешает работе сцепления.

    Бывает такое что сцепление отрегулировано правильно. Корзина полностью отжимает диски сцепления. А передача при трогании с места включается с большим рыком. Или её вообще не возможно включить. Это именно потому. Что при отжатой корзине хотя бы один диск постоянно вращается вместе с маховиком. При отжатии сцепления оба диска должны останавливаться. Только тогда передача на кпп включится без проблем. И причиной неправильной работы сцепления является промежуточный диск. Он клинит в пазах маховика. Касается диска. И первичный вал продолжает вращаться при выжатом сцеплении. Поэтому на то, как стоит промежуточный диск очень важно обращать внимание.

    После того как корзина установлена. Необходимо правильно отрегулировать положение лапок корзины сцепления.

    Неисправности и что делать

    Ремонт сцепления КамАЗа можно отсрочить, если регулярно проводить техническое обслуживание машины.

    Нагрузка, дорожное покрытие, водительские навыки влияют на интенсивность разрушительных процессов:

    • износ управляющего привода;
    • стирание соприкасающихся площадок;
    • изменение герметичности устройств.

    Для выявления неисправностей перед настройкой привода сцепления диагностируют автомобильный фрикцион:

    1. Осматривают привод на герметичность, определяют степень разрушения педальных пружин и вилочного рычага.
    2. Доводят расстояние свободного перемещения толкателя цилиндра и рычага оси вилки до рекомендуемых параметров.
    3. Подмазывают шарики цанги выключения, вилочного вала сцепления.
    4. Определяют уровень жидкости в емкости основного цилиндра, доводят количество до нормы.
    5. Закручивают болты пневматического усилительного устройства.
    6. Меняют раз в год жидкость в контуре гидравлического привода.

    Неисправности сцепления устраняют по мере выработки накладок ведущих дисков.

    Если буксует

    Если механизм включается не полностью, машина медленно разгоняется или при подъеме на трассе теряет мощность, слышится горелый резиновый запах, то существует объяснение неполадок:

    • отсутствует просвет между подшипником, давящим на корзинные лепестки, и кольцом упора;
    • между взаимодействующими поверхностями просочилось масло;
    • фрикционные прокладки пришли в негодность;
    • прижимные пружины потеряли амортизационные качества или сломаны.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]