Print this article Font size 16
В поломке рулевых наконечников нет совершенно ничего приятного. Потому при обнаружении подобной неисправности необходимо предпринять незамедлительные действия для их устранения.
Внешний вид элементов
Важно заметить, что наконечники рулевых тяг у ВАЗ 2109 во многом похожи на конструкции других представителей модельного ряда АвтоВАЗ. Но если сравнивать, к примеру, с ВАЗ 2110, где наконечник наворачивается на тягу, то у ВАЗ 2109 наоборот — наконечник вкручивается внутрь тяги, то есть имеет внутреннюю резьбу.
Замена рулевых наконечников на ВАЗ 2109 и 21099. Это неизбежно
Такая работа, как замена рулевых наконечников на ВАЗ 2109 и 21099, не является редкой. Сказывается низкое качество деталей, а также не очень хорошие дороги. При этом, эксплуатация автомобиля с подобной неисправностью может привести к различным неприятным последствиям. А также к более дорогостоящему ремонту. Важно своевременно устранять неисправность, это несложно. Но, от лишних расходов вас убережет. Сама по себе эта работа не требует особенных затрат. Учтите, что потребуется использовать специальный инструмент. В принципе, можно обойтись и без него. Тогда ремонт не станет дороже покупки деталей для замены. Приводит к такой проблеме частая езда по неровным дорогам. Особенно страдают машины у неопытных водителей, которые не всегда правильно ведут себя на дороге с некачественным покрытием.
Причины
Есть три основные причины, которые приводят к необходимости проведения такого мероприятия как замена рулевых наконечников.
Причина
Особенности
Время никого не щадит, потому по мере завершения эксплуатационного срока, разбавленного далеко не идеальными дорожными условиями, наконечник изнашивается. Он постоянно вращается, а износ вращающихся, подвижных элементов вполне естественный. Потому когда вы знаете, что эксплуатационный период ваших старых наконечников подходит к концу, рекомендуем более пристально за ними следить. Отказать они могут в любой момент
Точно как в случае с шаровой опорой, наконечники рулевых тяг у отечественных девяток заключены в защитный пыльник. Во время эксплуатации этот защитный кожух не редко рвется, что приводит порой к достаточно печальным последствиям. К примеру, если внутрь пыльника попадет грязь, пыль, мусор, это спровоцирует еще более быстрый износ деталей. А потому наконечники точно не проживут весь положенный срок жизни
Недостаточно количество смазывающего материала
К чему приводит трение, когда отсутствует смазка? Правильно, ни к чему хорошему. Потому если наконечники имели небольшое количество смазки, очень скоро она израсходуется и уже не сможет выполнять свои функции. Как результат, элементы рулевой системы изнашиваются и требуют срочной замены
Как ни крути, но при любых обстоятельствах замена концевиков рулевых тяг — дело времени. Чтобы продлить это время между заменами, приобретайте только качественные изделия.
Диагностика
Замена рулевых наконечников на ВАЗ 2109 и 21099, требуется при явных признаках неисправности. Озаботиться заменой наконечников следует в следующих случаях:
- Стуки в подвеске при езде по неровностям, и при поворотах;
- Проблемы с управлением. Машина может рыскать по дороге. Но, это не обязательный показатель. Такой же симптом может проявляться и при других проблемах с подвеской;
- Неравномерное изнашивание резины.
Для уточнения диагноза придется загнать машину на смотровую яму, и осмотреть подвеску. Признаком проблемы являются поврежденные пыльники. Если на них имеются трещины или они деформированы, то имеет смысл поменять наконечники. Проверьте их на наличие люфта. Для этого, попробуйте их пошевелить с помощью монтировки. На исправных наконечниках это не получится. Если люфт имеется, то деталь лучше сразу заменить. Даже при отсутствии других признаков.
Последствия неисправности
Рулевой наконечник накручивается на длинный рычаг рулевой рейки. Так достигается одновременно подвижное соединение рейки с поворотным кулаком, но вместе с тем, оно довольно жесткое. Длительные поездки с неисправным наконечником приведут к серьезным проблемам с рулевым управлением и не только. Чаще всего страдают шины.
При длительных поездках с неисправными шарнирами, нарушается развал-схождение. Это вызывает повышенный износ резины. Но, это далеко не единственное последствие проблем с наконечником. По сути, этот шарнир должен оберегать рулевую рейку от ударов и толчков. При неисправности эта функция утрачивается, если продолжить ездить дальше, то риск повредить рейку становится довольно большим.
Сам процесс работы не сложен. Помимо основных инструментов вам понадобится специальный съемник для шаровых. Без него снять палец с поворотного кулака будет проблематично. В принципе, при отсутствии съемника, можно обойтись монтировкой. За несколько часов до работы очистите резьбовые соединения от грязи металлической щеткой, и обработайте их жидким ключом. Замена производится в следующем порядке:
- Для начала домкратят автомобиль, и снимают колесо. Поворотный кулак выворачивают до максимального положения;
- С помощью пассатижей извлекают шплинт из корончатой гайки, после чего ее откручивают;
- Немного отстукиваем крепление пальца молотком. Съемником снимают его с поворотного кулака. Если это действие производится с помощью монтировки, то придется немного повозиться. Для снятия нужно отжимать монтажкой наконечник. Одновременно отстукивая крепление поворотного кулака молотком. Самое сложное сорвать шарнир с места;
- Далее штангенциркулем измеряем расстояние от середины шаровой до тяги. Это поможет избежать проблем с углом установки колес. Если наблюдался неравномерный износ резины, то можно не заморачиваться с измерениями. Все равно придется ехать в сервис для проверки и установки углов;
- Ослабляем контргайку, и скручиваем наконечник;
- Перед установкой смажьте резьбовое соединение тяги и наконечника смазкой. Хорошо для этого подойдет литол;
- Накрутите наконечник на тягу. Не забудьте выставить ее на измеренное ранее расстояние. После этого затяните контргайку;
- Запрессуйте палец в крепежное ухо поворотного кулака. Далее на него также наносится смазка, и накручивается гайка. После ее затяжки, соединение шплинтуется.
Подготовительные мероприятия
Многие специалисты советуют выполнить определенные мероприятия по предварительной подготовке к замене, чтобы все прошло легче и быстрее. К таковым действиям относят следующие.
- Обработайте все гайки, крепежные элементы с помощью проникающей жидкости. Отлично подойдет WD40.
- Если наконечники служат дольше одной зимы, для снятия их кулака потребуется воспользоваться головкой на 17, чтобы открутить гайки.
- Если гайки прикипят, попробуйте нагреть их строительным феном. Также подойдет газовая горелка, но с ней нужно быть максимально аккуратным.
- Подготовьте инструменты для снятия наконечников.
Сегодня применяют два способа демонтажа рулевых наконечников — современный и традиционный. Первый предполагает использование специального съемника, а второй — кувалды.
Домкрат и WD40 наготове
Традиционный способ демонтажа предполагает такие действия:
- Руль выкручивается до упора;
- По поворотному кулаку наносится несколько сильных ударов;
- Под действием вибрации наконечник выскакивает.
Но есть у метода два серьезных недостатка.
- Потребуется особый навык, чтобы нанести точные, но в то же время аккуратные и сильные удары.
- Подобный метод способен сократить срок службы рулевых реек.
Замена рулевого наконечника ВАЗ 2108 , 2109 , 21099 , 2110 , 2115 , Приора , Калина Потому оптимальный вариант — это съемник. Приобрести его можно буквально на 200-300 рублей, зато пригодится в будущем и существенно сохранит целостность остальных деталей при замене РН.
Демонтажные работы
Замена
Процедура замены проводится достаточно просто. Особенно, если вы заранее подготовили соединительные элементы и обзавелись съемником.
- Поднимите с помощью домкрата одну из сторон, где начнете менять наконечники.
- Выверните руль до такой степени, чтобы вам было удобно выполнять замену поврежденных элементов.
- Обработайте еще раз элементы с помощью проникающей жидкости.
- Выкрутите крепежную гайку.
- Извлеките наконечник из отверстия поворотного кулака. Тут как раз потребуется съемник или традиционный дедовский способ с применением кувалды.
- Проверьте, в каком состоянии находятся рулевые тяги. Порой их лучше заменить еще на первых парах износа. К тому же, вы все равно полезли в этот узел.
- Проведите замену поврежденных наконечников на новые.
- Выполните процедуру обратной сборки.
Сборка
- Аналогичным образом сделайте со вторым колесом.
- Рекомендуем дополнительно подумать относительно защиты резьбовых соединительных элементов от воздействия влаги и грязи. Для этого резьбу можно смазать литолом, графитовой смазкой, надеть трубку подходящего диаметра или использовать термоусадку.
- Завершив замену рулевых наконечников, посетите СТО с целью регулировки развал схождения.
- Если на СТО ехать не хотите, тогда заранее посчитайте количество оборотов при снятии старого наконечника. Новый закручивается на аналогичное количество оборотов.
- Выезжайте на прямую дорогу и проверяйте, не заносит ли автомобиль в стороны при прямолинейном движении.
Одно из главных условий успешной замены — это выбор качественных деталей.
Новая деталь
Замена рулевого наконечника ВАЗ 2109
Замена рулевого наконечника на ВАЗ 2109 займет буквально полчаса, при наличии правильных инструментов. Для проведения процедуры необязательно даже наличие ямы.
О том, насколько важно следить за исправностью рулевого управления, сказано уже очень много. Однако, мы все же на них остановимся. Небольшой ликбез о том, почему так важна своевременная замена рулевых наконечников на ВАЗ 2109.
В первую очередь, безопасность. На дороге колесо делает огромное количество вертикальных и горизонтальных колебаний, рулевой наконечник, шаровая опора, сайлентблоки, ступичные подшипники – все это испытывает колоссальную нагрузку. Поэтому может случиться так, что палец наконечника просто вырвет из посадочного места. Далее последствия непредсказуемы, все зависит от скорости движения.
Замена рулевого наконечника на ВАЗ 2109
Теперь приступим непосредственно к инструкции. В первую очередь, надо обзавестись длинными ключами на 27 и на 2. Говоря «длинные», мы имеем ввиду примерно 80 см, не меньше, иначе сорвать контрящие муфты просто нереально.
Если мы меняем правый наконечник, то выворачиваем руль влево, если левый, то наоборот. Вообще, если есть возможно проводить операции со снятым колесом, то стоит именно так и поступить. Ключом на 22 откручиваем гайку фиксации наконечника в сошке стойки, потом ударами молотка отсушиваем этот самый наконечник.
Далее открываем капот, находим тяги, которые идут от рейки, после чего ключом на 24 держим муфту, а другим, на 27 откручиваем гайку. С правой стороны гайка откручивается к переду, а с левой – к салону, об этом стоит помнить. Теперь снимаем старый наконечник. Устанавливаем новый, накрутив его примерно на столько же витков резьбы, что и старый. После этого затягиваем контргайку муфты.
Видео: замена рулевого наконечника 2109
Проведение ремонта
Все работы можно производить без смотровой ямы или эстакады. Особенно в том случае, если у вас карбюраторный автомобиль. В нем намного меньше компонентов под капотом, которые мешают проведению работы. Под задними колесами обязательно устанавливайте упоры, чтобы автомобиль при ремонте не скатывался. Сначала ослабьте болты колес, затем приподнимите при помощи домкрата ремонтируемую сторону. После этого можно полностью выкрутить болты крепления колес и снять их. При помощи плоскогубцев извлеките шплинты, которые удерживают гайки наконечников от проворачивания. И далее на ВАЗ-2109 замена рулевых наконечников протекает без проблем.
Накидным ключом на 19 выкрутите гайку. Теперь необходимо отсоединить наконечник непосредственно от тяги. Для этого нужно использовать ключ на 27. Желательно выкручивать удерживающие гайки до того, как из поворотного кулака вынут наконечник. Когда выкручиваете наконечник, обязательность считайте число оборотов. При установке нового вкручивайте его на аналогичное число витков. Это позволит хотя бы примерно настроить схождение колес.
Замена рулевых наконечников на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Рулевые наконечники (наконечники рулевых тяг) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 представляют собой шаровые шарниры, состоящие из корпуса, вкладыша, пружины вкладыша, пальца, защитного резинового чехла (пыльника).
Наконечник рулевой тяги соединяет поворотный рычаг на стойке с внутренней (длинной) тягой, крепящейся к рулевой рейке. Со временем вкладыши поджимающие подвижные шарниры в наконечниках разрушается, что приводит к увеличению люфта при вращении рулевого колеса и характерных частых стуков в подвеске при проезде неровностей. При выявлении вышедшего из строя наконечника рулевой тяги меняем его на новый.
Инструменты необходимые для замены наконечника рулевой тяги
- Рожковый ключ на 27 мм, для ослабления затяжки контргайки наконечника.
- Рожковый ключ на 24 мм, для удержания от проворачивания соединительной муфты длинной тяги и наконечника.
- Накидной ключ на 19 мм, для отворачивания гайки крепления пальца наконечника рулевой тяги.
- Съемник наконечника, либо монтажная лопатка для отсоединения пальца наконечника от поворотного рычага на стойке.
- Накидной ключ на 22 мм, для отворачивания болтов крепления рулевых тяг к рулевой рейке.
- Молоток
- Плоскогубцы
- Ставим автомобиль на ручной тормоз и передачу
- Подставляем под колеса упоры
- Ослабляем затяжку болтов колеса, где собираемся менять наконечник
- Поддомкрачиваем и снимаем одно из передних колес автомобиля
- Очищаем от загрязнения наконечник рулевой тяги и примыкающие к нему детали
Какие могут быть трудности
Обычно тяжело разбирается тот узел, в котором соединяется рулевая тяга 2109 с наконечником. Ведь на него очень часто попадают грязь, вода, а самое главное – рядом постоянно горячий двигатель. Это приводит к тому, что загрязняется резьба. И даже проникающая смазка бессильна. Поэтому можно воспользоваться небольшой хитростью. Необходимо полностью снять рулевую тягу вместе с наконечником.
Для этого нужно при помощи ключа на 10 выкрутить металлическую планку, которая прикрывает рейку. Затем, используя ключ на 22, выкрутить болт, предварительно отжав стопорную шайбу. После этого можно без проблем снять рулевую. Используя съемник рулевых наконечников, извлекаете шарнир из поворотного кулака. Затем нагреваете резьбовое соединение. Аккуратно постучите небольшим молотком по гайкам. При этом вся грязь и ржавчина разрушатся, резьбовое соединение освободится. С помощью ключей достаточно выкрутить гайки и установить новый наконечник.
Замена рулевого наконечника на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Добро пожаловать! Рулевые наконечники – основа рулевой тяги, они выполнены в форме шарнира который запрессован в корпус, данный шарнир вставляется в отверстие поворотного рычага стойки и при повороте руля, этот шарнир двигает колесо в нужную вам сторону и тем самым автомобиль поворачивает.
Примечание! Для замены наконечников, требуется запастись: Специальным съёмником который идёт специально для шаровых шарниров, а так же всеми ключами которые есть в вашем арсенале и пассатижами с отвёрткой!
Краткое содержание:
Где находится рулевой наконечник? Как мы уже сказали он состоит из корпуса и из шарового шарнира, шарнир же у наконечника вставлен в отверстие (Указан синей стрелкой), чтобы легко найти его, придётся снять колесо с автомобиля и взглянуть на телескопическую стойку, чуть ниже на фотографии было указано красной стрелкой, расположение наконечника рулевой тяги в ходовой части автомобиля.
Когда нужно менять рулевой наконечник? У наконечника есть пыльник, для наглядности мы его указали зелёной стрелкой на фотографии выше, если данный пыльник будет порван, то сразу же не думая меняйте наконечник, даже если он ещё по вашему мнению находится в хорошем состоянии, то через некоторое время он всё же выйдет из строя и чум скорее вы его замене, тем будет лучше, при порванном пыльники в шарнир забивается грязь и вода попадает, из-за этого быстро вымывается смазка и вместо неё частички грязи появляются в шарнире, из-за этого появляется люфт у руля, он начинает вибрировать и автомобиль гораздо хуже начинает отзываться при повороте рулевого колеса у автомобиля.
Примечание! Наконечники приходят в негодность из-за нескольких причин, первая это когда рвётся пыльник, вторая это от времени, вить при езде у шарового шарнира происходит трение между ним самим и отверстием в которое он вставляется (В стойку), ну и третья причина это недостаточное количество смазки которую толком не положил производитель или которая просто высохла и смылась от времени!
Инструменты и приспособления для ремонта
Конечно же, необходимо купить непосредственно рулевые наконечники. Желательно выбирать производство одной из трех .
Нужно обратить внимание на то, что «АвтоВАЗ» производит автомобили, а не запчасти к ним! Поэтому говорить, что рулевые наконечники произведены «компанией АвтоВАЗ», в корне неправильно. Все запчасти производятся на территории нашей необъятной страны, а также в ближнем и дальнем зарубежье.
Правильнее сказать, что нужно приобретать стоковые элементы. Это те, которые устанавливаются заводом-изготовителем автомобиля. Но это не означает, что они этим же заводом производятся. Крайне нежелательно покупать наконечники рулевых тяг, подвергшиеся восстановлению. Они вряд ли прослужат больше одного или двух месяцев. Если принять во внимание тот факт, что рулевые наконечники, цена которых не превышает 400-450 руб., можно найти в любом магазине, оказывается проще приобрести новые. Также нужно будет купить гайки и стопорные шплинты. Пыльники, как правило, на наконечниках уже установлены, смазка внутри имеется. И самое главное – это съемник рулевых наконечников, без него не обойтись.
Как заменить рулевой наконечник на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Примечание! Прежде чем менять наконечник, убедитесь действительно ли именно это вашему автомобилю и нужно, для проверки наконечника на предмет люфта проделайте следующую операцию, загоните автомобиль на смотровую яму и возьмитесь рукой за рулевую тягу (На ней ещё рулевой наконечник находится) и пошатайте усилием руки рулевую тягу (Вниз, вверх), в то время когда шатать тягу будете, смотрите на шаровой шарнир рулевого наконечника, если он будет шататься (Люфт иметь) то в таком случае смените рулевой наконечник, в ближайшее время на новый (Другой наконечник, точно таким же образом проверьте), если оказалось такое что оба наконечника исправны и работают нормально, а люфт у руля всё равно присутствует, то смотрите на рулевую рейку возможно она виновата в этом люфте!
Снятие: 1. Объясним кратко вить в замене рулевого наконечника нет ничего сложного, особенно когда под рукой есть съёмник, ну что же начнём, в начале снимите колесо (О том как снять колесо, читайте в статье: «Замена колеса на автомобиле») с автомобиля, затем возьмите смазку WD-40 или что то наподобие неё и очистите щёточкой гайку, которая крепит шарнир рулевой тяги к поворотному рычагу и взяв пассатижи, выньте шплинт которая не даёт этой гайки отвернуться (Он указан красной стрелкой), а когда он будет вынут, полностью открутите гайку и снимите её (Указана синей стрелкой) и при помощи спец. съёмника выпрессуйте палец шарового шарнира из отверстия в который он входит (см. маленькое фото) и затем ослабив гаечным ключом гайку (Указана зелёной стрелкой) за счёт которой наконечник к рулевой тяги крепится, выверните после чего наконечник провернув его рукой против часовой стрелки (При выворачивании обязательно подсчитывайте, сколько наконечник сделает оборотов, новый на точно такое же количество закручивайте).
Примечание! Если вдруг вам будет нужно поменять пыльник у рулевого наконечника или набить в него по больше смазки, тогда снять будет нужно его следующим образом, сперва металлическое кольцо нужно будет снять вдоль пальца шарового шарнира (см. фото 1), затем поддев отвёрткой, снимите стопор который держит пыльник на шарнире (см. фото 2) и можете смело после чего снимать сам пыльник с шарнира и набивать в шарнир смазку, только обратно подсоединяйте пыльник так, чтобы он в паз встал и плотно закрепите его, чтобы под него не попала не грязь не влага!
Установка: Наконечник на рулевую тягу ставится в обратном порядке снятию и чтобы развал не особо сбился, заверните его на прежнее обороты как это было сказано ранее.
Дополнительный видео-ролик: Более подробно понять как производится замена рулевого наконечника на таком автомобиле как Лада девятой модели, вы можете в ролике, который расположен чуть ниже:
Проверка состояния
Чтобы удостовериться, что все озвученные признаки вызваны именно наконечниками, этот факт следует проверить.
Итак, давайте проверим, действительно ли во всем виноваты наконечники. Для этого:
- Загоните автомобиль на эстакаду или установите на смотровой яме;
- Включите ручной тормоз, установите противокаты под колеса. Меры безопасности еще никто не отменял;
- Заходите под автомобиль и беритесь руками за рулевую тягу. Ее нужно с достаточно внушительным усилием подергать вверх и вниз;
- Если элемент действительно износился, определить это можно невооруженным глазом, поскольку люфт в шарнире будет существенный;
- Не забудьте такую же операцию провести со вторым концевиком рулевых тяг.
Меняя наконечники тяг, приобретайте сразу пару. Оставлять в работе один новый и один старый элемент — большая ошибка, которая может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Гайки – они повсюду