Дворники — стеклоочистители очищают воду и грязь с лобового стекла, мешающие обзору, поэтому очень важно, чтобы они были исправны. Но к сожалению, эти устройства могут выходить из строя. В статье перечислены наиболее частые поломки, приводящие к отказу стеклоочистителей и меры, которые необходимо принять в таких случаях.
Разболтались крепления — самая простая причина, по которой могут не работать дворники автомобиля.
Во время эксплуатации крепежный механизм дворников может разболтаться. Чаще всего ослабляются крепления, поднимающие дворники. В этом случае слышен звук работающего электромотора, но стеклоочистители стоят на месте. При подозрении на такую неисправность нужно проверить и подтянуть крепления дворников и соединения, расположенные на самом механизме стеклоочистителей.
Перегоревший предохранитель – частая причина, по которой не работают дворники. Чтобы проверить предохранители, нужно открыть отсек с ними, расположенный с правой стороны от рулевой колонки. Предохранители осматривают, и сгоревшие заменяют новыми.
Иногда после замены предохранитель сгорает снова. В такой ситуации нужно искать причину перегорания. Для этого с помощью тестера проверяют линию на наличие короткого замыкания. После этого нужно заменить участок цепи, где происходит закорачивание. При сложных поломках, вызывающих короткое замыкание, желательно обращаться в автосервис.
Перегоревший электромотор — как определить причину и что делать в этом случае
Понять, что в неработающих дворниках виноват электромотор, довольно просто — автомобиль просто не будет реагировать на включение стеклоочистителей. В современных автомобилях электромоторы имеют сложную и надежную защиту, однако иногда всё-таки перегорают.
Существует две наиболее частые причины такого явления:
- Выработка ресурса. Электромотор, как и другие детали автомобиля, имеют определенный ресурс, поэтому изнашиваются. Сроки износа варьируются в зависимости от модели авто, климатических условий, аккуратности владельца и других причин.
- Неправильная эксплуатация. Электромотор не заработает, если автовладелец пытается запустить дворники, примерзшие к стеклу или засыпанные снегом. Сработает защита, и напряжение на стеклоочиститель не будет подаваться. Нужно отделить дворники от стекла, убрать снег и запустить стеклоочистители заново. Если это не удается, значит электромотор сгорел, и его нужно менять. Для этого лучше обратиться в автосервис.
- Неисправна трапеция стеклоочистителя. Так называется механизм, приводящий дворники в движение. В этом узле автомобиля много пластмассовых элементов, которые могут изнашиваться и деформироваться. При такой неисправности стеклоочистители будут работать нестабильно, периодически дергаясь.
Новую трапецию можно приобрести в автомагазине или купить через интернет. Обязательно нужно покупать модель, подходящую для конкретной марки, иначе устройство не установится или не сможет полноценно работать. Нужно обратить внимание на год выпуска автомобиля — после каждого рестайлинга меняются форма дворников, размеры лобового стекла и другие параметры, которые влияют на работу трапеции.
Установка приобретённой трапеции проводится в несколько этапов:
- Вначале снимают декоративную накладку — «жабо», расположенную ниже лобового стекла. Для этого нужно открутить саморезы, часть из которых закрыты декоративными заглушками. Поэтапно откручиваются крепеж и трапеция вместе с редуктором и двигателем. В некоторых автомобилях эти устройства можно снять только по отдельности, причём доступ осуществляется я с разных сторон. Поэтому нужно внимательно изучить инструкцию к конкретной модели авто.
- Берется новая трапеция, которая устанавливается на место вышедшей из строя, а затем устанавливаются остальные снятые детали.
Несмотря на кажущуюся простоту, монтаж и демонтаж трапеции, не всегда проходит гладко, поэтому автолюбителю, не уверенному в своих силах, лучше обратиться в автосервис.
Подводим итоги
Если надежная работа стеклоочистителя является вашим приоритетом, следует обращать внимание на все возможные варианты выхода деталей из строя. Стучащая трапеция должна привлечь ваше внимание и определенным образом заставить изучить ситуацию. Скорее всего, стук приведет к тому, что вскоре придется менять устройство на новое и покупать качественные детали на замену. Но вполне возможно, что стоит просто добраться до трапеции и подтянуть крепления ее деталей, чтобы убрать стук и прекрасно эксплуатировать устройство дальше.
Качественная работа дворников необходима в любом автомобиле, так что следует сразу же решать все возникающие проблемы с учетом их особенностей и технических сложностей. Замена реле может быть выполнена и в гаражных условиях, а вот поменять трапеция и мотор дворников лучше в сервисном центре. Так вы сможете без особых проблем получить необходимые возможности эксплуатации машины и обзавестись необходимыми качествами работы периферийных устройств. А вы когда-нибудь сталкивались с неисправностями в работе дворников?
Не работает редуктор
В этой ситуации электромотор работает, а дворники не движутся. Для устранения поломки нужно извлечь весь механизм в сборе — трапецию и двигатель с редуктором:
- Снимается левая часть декоративных накладок возле лобового стекла – «жабо», крепящаяся на саморезах, а затем — сам механизм. Снять его нетрудно, поскольку у большинства моделей он держится всего на двух винтах и гайке.
- Отключается «шлейф» и вынимается полностью весь узел. Выкрутив гайку рычага, нужно проверить работу трапеции — в норме она должна свободно двигаться и нигде не застревать. Заклинивание говорит о деформации, и такая деталь требует замены.
- Откручивается редуктор вместе с двигателем, а затем с редуктора снимается крышка, держащаяся на двух винтах.
- Двигатель присоединяют к блоку питания, который, как правило, есть у автолюбителя, предпочитающего самостоятельный ремонт. При такой поломке шестерни механизма не вращаются. После снятия шестерни оценивается вращение вала двигателя.
Чаще всего вал вращается, но его вращение на шестерню с помощью специального червячного механизма не передаётся. Причина — износ самой шестерни или «червяка», которые во многих моделях машин выполнены из пластика.
После этого можно поискать шестерню или червячный механизм в магазинах или интернете, но для некоторых моделей заказать новые детали сложно. Поэтому можно попробовать купить их с рук. Если это не удалось, придётся покупать мотор с редуктором в сборе и устанавливать их на место изношенных.
Узел собирается поэтапно так же, как и разбирался. Есть небольшая тонкость – при установке нужно поставить редуктор в начальное положение, поэтому дворники следует однократно включить с помощью подрулевого механизма. Подлезть под трапецию, чтобы затянуть гайки проще с помощью рожкового или накидного ключа.
Это работа довольно сложная, поэтому если нет уверенности в своих навыках, лучше поручить её работникам автосервиса.
Моторчик
На большинстве современных автомобилей моторчик дворников защищен специальной защитой от перегрева. То есть, если вы по привычке включили дворники с заваленным снегом лобовым стеклом, то напряжение на моторчик просто не будет подаваться, если он не в силах провернуть щетки. На отечественных же авто моторчик дворников обычно сделан с таким запасом мощности, что, кажется, он вполне смог бы заменить стартер. В любом случае, стоит выйти из машины и прислушаться, срабатывает ли мотор при включении дворников. Если какие-либо звуки отсутствуют, то, вероятно, время и сырость все-таки сгубили сам мотор. Но если звук работы присутствует, а щетки не двигаются, то, возможно, дело в замерзшей трапеции дворников.
Стеклоочистители не возвращаются в исходное положение
Дворники, «зависающие» посередине стекла – довольно частое явление. Причина – облом одного из контактов контактной группы, управляющей стеклоочистителем. Для ремонта нужно снять электропривод.
Это делается в несколько этапов:
- Снимаются стеклоочистители.
- Демонтируется защитная накладка — «жабо».
- Отключается разъем питания, находящийся рядом с электромотором. Это нужно, чтобы во время работы не возникло короткое замыкание.
- Для получения электродвигателя нужно открутить несколько винтов. При этом сам двигатель снимать не нужно.
- Зачем нужно осмотреть контакты. Один из них, отвечающий за обратное движение стеклоочистителей, оказывается отломан. Его припаивают с помощью медной пластики.
- Затем осматривают остальную контактную группу и при наличии повреждений подпаивают остальные провода.
- После этого сверху на контактную группу наносятся специальная диэлектрическая смазка, и все детали возвращают в исходное положение.
Первый этап: диагностика и устранение неисправностей электрического характера
Каждый владелец десятой модели наверняка замечал доносящиеся от расположенного слева моторедуктора щелчки и шум при активировании стеклоочистительной системы. Поэтому на первоначальном этапе решения вопроса, почему на ВАЗ 2110 не работают дворники, следует обратить внимание именно на характер работы этого агрегата.
Электродвигатель не подает никаких признаков работоспособности – необходимо осмотреть предохранитель F5 в монтажном блоке, расположенном слева под гидрокорректором светового пучка фар. Исправный предохранитель служит в первую очередь индикатором наличия проблем в системе подпитки электропривода.
Проблемы с подрулевым переключателем дворников
Из-за неисправностей в подрулевом переключателе дворники могут полностью «встать» или работать нестабильно. Иногда они отказываются работать одновременно с омывателем. Проблема возникает из-за окисления или облома контактов в переключателе. В этом случае придется провести его ремонт.
Правильно снять и поставить на место эту часть автомобиля довольно сложно, поскольку потребуется демонтаж декоративных накладок, рулевого колеса и остальных элементов. При этом велик риск что-то сместить, повредить провода, нарушить электропитание. Поэтому лучше доверить такую работу специалистам, обратившись в автосервис.
Иногда причину неисправности дворников найти самостоятельно не удается. В этом случае нужно обратиться к специалистам сервиса, которые проведут диагностику, найдут проблему и выполнят ремонт.
Причины отказа
Теперь к вопросу о том, почему дворники на машине не работают в прерывистом режиме, то есть при включении первого положения на переключателе под рулём авто.
Столкнувшись с тем, что дворники работают только в быстром режиме, на 1-2 скорости, а прерывисто перемещаться не хотят, либо же произошёл полный отказ устройства, нужно найти причину.
Если говорить конкретно про перемещение стеклоочистителей с паузой в несколько секунд, то тут потенциальных причин несколько:
- подрулевой переключатель;
- реле стеклоочистителя;
- электродвигатель дворников.
Потенциальным виновником может оказаться и трапеция стеклоочистителей.
Чем обработать щетки стеклоочистителя для лучшей очистки?
Факт остаётся фактом: добротный дворник при должной силе прижима никаких смазок не требует. Вообще говоря, лучше обработать лобовое стекло составом класса «Антидождь», нежели нацелиться на поиск смазочного состава для резинового полотна стеклоочистителя. Это мероприятие не несёт никакой ценности. Специализированных смазок нет, а универсальные здесь ни к чему.
Да, некоторые автолюбители обрабатывают резинки силиконом. Они же и отмечают, что никакого прироста в качестве чистки нет. Единственный плюс от подобной обработки заметен зимой, когда снег временно прекращает липнуть к резиновому полотну.
Ежели качество очистки заметно ухудшилось прямо в пути, то временный выход есть. Откиньте поводок, снимите дворник, вытяните резинку и вставьте ее наоборот. Эффект новья вернётся, но ненадолго.
И напоследок, меняйте щетки хотя бы раз в год. Тогда крупные пробелы в работе стеклоочистителей не застанут вас врасплох, да и убирать царапины со стекла не придется.
Меры профилактики для увеличения срока эксплуатации стеклоочистителей
Чтобы максимально продлить срок службы стеклоочистителей, не следует:
- включать их при сухом и грязном стекле;
- пользоваться неправильно отрегулированным омывателем;
- оставлять надолго щётки в одном положении;
- включать дворники, несмотря на примерзание щёток к стеклу;
- очищать обледенелое стекло;
- допускать попадание масла на резину щёток.
Кроме того, для профилактики полезно:
- систематически очищать резиноленты щёток и ветровое стекло от жировых отложений и грязи;
- еженедельно при поднятых щётках включать на пару минут дворники для самоочищения коллектора электромотора;
- при длительной стоянке авто приподнимать рычаги стеклоочистителей над стеклом на 5–20 мм посредством подкладывания под них спичечных коробков или бутылочных пробок для устранения контакта резиноленты со стеклом;
- выработать привычку в зимнее время освобождать щётки ото льда только вручную, включая дворники лишь при полном отсутствии льда на них и стекле.
Отсутствует прерывистый режим дворников — ищем реле
Часто вместе с отсутствием прерывистого режима возникают проблемы с возвратом щетки стеклоочистителя на исходное положение. В таком случае виновником ситуации является сгоревшее реле. При этом режим непрерывных взмахов щетки стеклоочистителя присутствует, равно как и режим ускоренного очищения стекла. Эти варианты работы стеклоочистителя предусмотрены в обход реле, они реализованы напрямую от ручки включения режимов работы дворника. Реле при выходе из строя необходимо просто заменить, выполнив такую процедуру:
- поиск места установки реле в вашем автомобиле — помогут снова форумы, инструкция по эксплуатации автомобиля или рекомендации специалистов по ремонту вашего авто;
- далее нерабочее реле следует изъять из места установки, переписать номер устройства, чтобы не ошибиться при выборе нового электрического прибора на замену;
- поехать в магазин или заказать в интернете реле оригинального производства с тем самым номером по каталогу, чтобы обеспечить нормальную работу дворника на автомобиле;
- получив в руки устройство, хорошо разглядеть его, убедиться, что это именно тот элемент, который изначально на заводе устанавливали в ваш автомобиль;
- выключить зажигание, обязательно проверить, чтобы ручка включения дворников была на положении «выключено» и вставить реле в слот, откуда было изъято нерабочее устройство;
- включить зажигание и проверить качество работы дворников с учетом новой установленной электрической детали.
Режимы работы дворников на бюджетных автомобилях нередко оказываются достаточно бедными, поэтому можно развить их, установив реле от того же производителя, но с другими параметрами. К примеру, популярной является установка не простого реле дворников на отечественные машины в базовой комплектации, а специального реле с регулировкой паузы срабатывания щеток. Это неплохой вариант, который может значительно улучшить эмоции от поездки на автомобиле и облегчить работу водителя.
Предохранители и прочие электрические связи
Не последним вариантом неполадки в системе работы дворников являются электрические связи и цепи. Первым делом стоит проверить предохранители, которые имеют свойство выходить из строя и просто не пропускать электрический ток в нужное место. Предохранители у большинства авто находятся под капотом, некоторые модели стоит исследовать на предмет блока предохранителей в салоне.
Одной из возможных проблем также могут стать сорванные провода. Если, к примеру, после гаражного сервиса у вас не работают дворники, вполне возможно, что мастера оборвали провода и не исправили неполадку. Следует проследить цепь дворников, если есть такая возможность, а лучше отвезти машину на нормальную станцию и заказать должное восстановление этой проблемы.
Замена поврежденных деталей
Новая трапеция стеклоочистителя
При повреждении пружин щеток либо потери упругости их потребуется заменить. Рекомендуется проверить, как они перемещаются в соответствующем держателе. Если они заедают, тогда заменяются изношенные либо имеющиеся сколы. В этом случае припаиваются выводы новых деталей к соответствующему держателю.
Коллектор зачищается шкуркой (при наличии на нем царапин и прочих дефектов). Если данный агрегат обгорел либо изношен, тогда заменяется редуктор и якорь. Замена шестерни редуктора осуществляется при аналогичном состоянии зубьев. Погнутые тяги выпрямляются либо заменяются новыми. Поврежденные шлицы либо резьба валиков требуют замены тяги в сборе. Все потресканные, порванные и со слабой упругостью резиновые подушки заменяются новыми деталями.
Сама процедура замены дворников на «девятке» начинается с демонтажа основного механизма ветрового стекла.
Для этого применяется набор отверток и ключей. Первоначально отсоединяется провод «минус» клеммы батареи. Рычажки щеток стеклоочистителей поворачиваются вертикально. Откручиваются гайки и снимаются данные элементы с валиков.
Следующий шаг заключается в откручивании и снятии рычажков. Если они не снимаются с помощью легкого усилия, тогда нужно слегка открутить гайку, крепящую рычаг. Плоскогубцами сдвигается последний элемент со шлицев. Затем можно снимать рычаг и защитные колпачки с каждой стороны. Аналогичным образом следует поступить с гайками, которые относятся к верхнему креплению кронштейна.
Далее открывается капот машины и отсоединяется разъем от колодки. Вправо (по отношению к отсеку, находящемуся перед ветровым стеклом) смещается вентилятор отопления, снимается крышка с соответствующего блока. После отсоединения разъема из него демонтируются реле. Следующий шаг предусматривает отворот болта нижнего крепления. Затем вытаскивается держатель и выводятся валики дворников из отверстий в кузове.
Что делать, если «полетела» трапеция
Трапеция – одно из самых непростых устройств в общем механизме системы дворников. На данный момент никакой производитель автомобилей не даст гарантию на долговечную работу механизма привода стеклоочистителей.
Элементарное заклинивание дворников или их усиленное вдавливание в стекло, неграмотное включение дворников (например, примерзших в мороз стеклу) – все это может быть причиной поломки трапеции.
Для того чтобы механизм снова начал нормально работать, можно провести следующие мероприятия:
- Купить и заменить трапецию на новую – это наилучший вариант для отечественных машин, у них механизм стеклоочистителей оценивается в 1000–1500 руб.
- Для автомобилей иностранного производства купить новую трапецию будет стоить довольно дорого, тут более целесообразно отремонтировать или заменить детали, которые стали причиной выхода из строя механизма.
- Обычным делом является поломка в трапеции втулок и наконечников. Они часто сделаны из пластика и совершенно не переносят сильный холод, трескаются, их чаще всего и меняют.
- Если очень сложно отыскать ремкомплект для трапеции вашего авто, можно попробовать найти втулки и прочие необходимые запасные части от механизмов других машин того же класса или близких к ним.
- Трапецию обязательно меняют в том случае, если произведенный ремонт не устранил неисправность, или впоследствии, когда механизм работает, слышны посторонние стуки.
Любые звуки, доносящиеся из трапеции, могут оказаться тревожным сигналом. Данный звонок сигнализирует о том, что все устройство целиком может перестать работать. Это не является поводом для немедленной замены трапеции. Можно продолжать эксплуатировать устройство до его полной поломки или попробовать устранить люфты и зазоры в его составных частях, используя обычные инструменты. Эту простую работу обычно можно сделать прямо на улице или в гараже.
Рекомендуем
«Автомобили с маленьким расходом топлива: реальная экономия или миф» Подробнее
Как подобрать пружину
Все о седанахДворники автомобильные, виды дворников автомобильных, как выбрать, полезные советыЕще на темуКомментарии
Таких пружин достаточно много, некоторые владельцы, даже покупают поводки от ВАЗ, например КАЛИНА, ПРИОРА и прочие, снимают с них и устанавливают на свой держатель. НО! Цена будет около 300 – 400 рублей, это не наш метод, поэтому ищем банально саму пружину.
Обычно это от держателей капота, багажника, а также от тормозных колодок ВАЗ. Лично я взял сначала от колодок «классики», но она оказалось слишком короткая, не хватило сил натянуть. Потом купил от переднего привода (ВАЗ-2108) и все получилось, она на пару витков короче, и придала реально хорошую жесткость. Стоимость всего 40 рублей.
По ощущениям ПРИЖИМ стал намного лучше.
Стеклоомыватель
Зимние щетки стеклоочистителя Champion
Для увеличения эффективности работы стеклоомывателя целесообразно:
если на вашем автомобиле установлены одноструйные форсунки стеклоомывателя, то рекомендуется заменить их двухструйными. Это повысит равномерность смачивания лобового стекла; отрегулируйте направление форсунок омывателя
так, чтобы вся площадь лобового стекла, очищаемая щетками, увлажнялась. Проверять направление форсунок нужно на скорости 50-70 км/ч, так как воздушный поток отклоняет струю воды при движении;
заблаговременно, до похолодания, залейте в бачок омывателя незамерзающую жидкость
и удалите воду из системы, включив омыватель стекла на 10 секунд.