Устройство и технические характеристики стартера ВАЗ 2106
На ВАЗ 2106 производитель устанавливал два взаимозаменяемых вида стартеров — СТ-221 и 35.3708. Они незначительно отличаются друг от друга по конструкции и техническим параметрам.
Первые ВАЗ 2106 оснащались стартерами типа СТ-221
Технические характеристики стартеров ВАЗ 2106
До середины 80-х годов прошлого века на все классические автомобили ВАЗ производитель устанавливал стартер СТ-221. Затем пусковое устройство заменили на модель 35.3708, которая отличалась от предшественника конструкцией коллектора и креплением крышки к корпусу. Несколько изменились и его технические характеристики.
С середины 80-х годов на ВАЗ 2106 стали устанавливать стартеры 35.3708
Таблица: основные параметры стартеров ВАЗ 2106
Тип стартера | СТ-221 | 35.3708 |
Номинальная мощность, кВт | 1,3 | 1,3 |
Потребляемый ток на холостом ходу, А | 35 | 60 |
Потребляемый ток в состоянии торможения, А | 500 | 550 |
Потребляемый ток при номинальной мощности, А | 260 | 290 |
Устройство стартера ВАЗ 2106
Стартер 35.3708 состоит из следующих элементов:
- статор (корпус с обмотками возбуждения);
- ротор (приводной вал);
- передняя крышка (со стороны привода);
- задняя крышка (со стороны коллектора);
- тяговое электромагнитное реле.
Обе крышки и корпус стартера соединены двумя болтами. Четырехполюсной статор имеет четыре обмотки, три из которых соединены с обмоткой ротора последовательно, а четвёртая — параллельно.
Ротор состоит из:
- приводного вала;
- обмотки с сердечником;
- щёточного коллектора.
Две металлокерамические втулки, запрессованные в переднюю и заднюю крышки, выполняют функции подшипников вала. Для снижения трения эти втулки пропитаны специальным маслом.
Конструкция стартера 35.3708 практически ничем не отличается от конструкции обычного электродвигателя
В передней крышке стартера установлен привод, состоящий из шестерни и обгонной муфты. Последняя передаёт крутящий момент от вала к маховику при запуске двигателя, то есть соединяет и разъединяет вал и венец маховика.
Тяговое реле расположено также на передней крышке. Оно состоит из:
- корпуса;
- сердечника;
- обмотки;
- контактных болтов, по которым подводится электропитание.
При подаче на стартер напряжения сердечник под действием магнитного поля втягивается и перемещает рычаг, который, в свою очередь, двигает вал с приводной шестерней до зацепления её с венцом маховика. При этом замыкаются контактные болты стартера, подавая ток на обмотки статора.
Видео: принцип действия стартера ВАЗ 2106
https://youtube.com/watch?v=d0jmNq4Vz80
Редукторный стартер
Несмотря на малую мощность, штатный стартер ВАЗ 2106 довольно хорошо справляется со своими задачами. Однако его часто меняют на редукторный аналог, который отличается от классического наличием редуктора, который заметно увеличивает мощность устройства. Это позволяет запускать двигатель даже при разряженном аккумуляторе. Так, редукторный стартер для классических моделей ВАЗ производства (Беларусь) имеет номинальную мощность 1,74 кВт и способен раскрутить коленвал до 135 об/мин (обычно для запуска силового агрегата достаточно 40–60 об/мин). Это устройство работает даже при разряженном до 40% аккумуляторе.
Редукторный стартер имеет специальный редуктор, существенно увеличивающий мощность устройства
Видео: редукторный стартер ВАЗ 2106
Выбор стартера для ВАЗ 2106
Устройство креплений стартера классических моделей ВАЗ не позволяет установить на ВАЗ 2106 пусковое устройство от другого отечественного автомобиля или иномарки. Адаптация таких стартеров весьма трудозатратна и дорогостояща (исключение составляет стартер от ВАЗ 2121 «Нива»). Поэтому лучше и проще приобрести новое пусковое устройство. Стоковый стартер для ВАЗ 2106 стоит 1600–1800 рублей, а редукторный — на 500 рублей дороже.
Из производителей рекомендуют отдавать предпочтение хорошо зарекомендовавшим себя торговым маркам:
- «Электромаш» (Херсон, Украина);
- КЗАТЭ (Самара, Россия);
- «Атек» (Витебск, Беларусь).
Причины неисправности
Всякая деталь может выйти из строя. Но мало ее просто сделать. Надо еще и выяснить, что привело е неисправности и не допустить этого вновь. Ведь причина может быть не в самой детали, а к примеру неисправность может быть скрыта в цепи, которая находится еще до нее. Давайте подумаем над причинами неисправности. Которых может быть несколько:
- Одной из причин может являться износ щёток коллектора, их неплотное прилегание. В таком случае проверяется, насколько свободно они перемещаются в щёткодержателе. Цена новой щётки невысока, водители чаще предпочитают их просто заменить.
- Часто причина неисправности стартера заключается в реле: перегорает обмотка или подгорают контакты. Иногда коррозия якоря становится причиной его заклинивания. В случае, когда при запуске двигателя, вместе с маховиком вращается и стартер, тоже «виновато» реле. Эти неисправности наиболее типичны для втягивающего реле стартера — ремонт ВАЗ 2107 редко обходится без его замены.
- Если стартер вращает двигатель, но очень медленно, виноват, скорее всего, генератор. Его диагностику выполняют на стенде, где определяется напряжение, которое не должно превышать 14,5В, и сила тока включения генератора. Обязательно нужно проверять, как натянут ремень привода. Если он проскальзывает, то генератор не может развить полную мощность, что неминуемо сажает аккумулятор.
- Поломка, встречаемая наиболее часто: происходит обрыв в цепи, подающей питание на обмотку реле. Тогда нужно проверить соединение проводов, подтянуть болты, которыми крепится провод, идущий на массу и проверить разъём управления стартером, так называемый 50 контакт. Возможно, требуется замена разъёма.
Совет! В случае проблемы с контактом — обжать провод круглым медным наконечником и, вместе с креплением, прикрутить массу к реле. Это будет самым простым решением данной проблемы.
Убедившись, что и реле, и замок зажигания в порядке, производя у ВАЗ 2107 ремонт, стартер тщательно обследуют. Для этого его нужно снять и произвести визуальный осмотр контактов на втягивающем реле. Иногда причиной плохого контакта являются слабо затянутые гайки.При этом клеммы нагреваются и подгорают. Как определить рабочую способность втягивающего реле?
Совет! Это проще сделать так: взять кусок провода сечением 8-10мм2 и присоединить его к плюсовой клемме. Положить стартер на аккумулятор, упирая его корпус в минусовую клемму. Вторым концом провода прикоснуться к клемме на втягивающем реле.
Внимание: Если после такой манипуляции стартер заработал, значит, причина неполадки — в реле. При отсутствии реакции можно предположить, что проблема кроется в щётках
Есть ещё одна проблема у всех автомобилей, а не только ВАЗ 2107: стартер, ремонт которого необходимо произвести, имеет завышенное энергопотребление. Об этом может свидетельствовать сильное снижение освещения панели приборов и яркости ламп. Здесь могут возникнуть три варианта неполадок:
- Недостаточный контакт проводов
- Повышенное механическое сопротивление
- Низкое сопротивление.
Совет! Если зачистка наружных контактов электрической цепи не помогла устранить поломку, нужно проверять контакты внутри стартера, а так же щёточные узлы.
Существуют также и механические причины, препятствующие бесперебойной работе стартера:
Износ втулок способствует замыканию между обмотками и заклинивает подвижные элементы.
- Сопротивление вала коленчатого вследствие ошибки при подборе вкладышей или неправильно залитого, чересчур вязкого, моторного масла.
- Обрыв в обмотке якоря. Этот дефект способствует искрению на коллекторе. Электрическая дуга, которая образуется на месте разрыва, способна прожечь сталь, а не то, что изоляцию. На страницах интернета можно увидеть подобное видео. В случае распайки обмотки потребуется лишь наждак, припой, да паяльник.
Ремонт разборного втягивающего реле
Завод-изготовитель оснащает стартеры неразборным или разборным втягивающим устройством. Неразборное реле в случае поломки подлежит замене, а разборное можно починить. Описанный метод позволяет произвести проверку втягивающего реле всех моделей ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Лада Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок. Разборка и ремонт реле осуществляется в следующем порядке:
- Откручивают гайки крепления крышки корпуса.
- При необходимости дополнительно отпаивают концы обмоток.
- После снятия крышки осматривают силовые контакты:
- При их подгорании производят зачистку поврежденной части наждачной бумагой;
- При износе производят замену.
- Устройство собирается в обратном порядке и проверяется на работоспособность.
- Отремонтированное реле устанавливается обратно на стартер.
Каждый водитель желает ездить на автомобиле, который предсказуемо себя ведет с начала проворота ключа в замке зажигания. Но иногда именно в этот момент случаются неприятности с авто. Одним из виновников данного события может оказаться реле в стартере.
Перед тем как проверить втягивающее реле стартера, желательно убедиться в однозначности выставленного диагноза. Для этого проводится поверхностная проверка участвующих элементов в системе запуска автомобиля.
Диагностика проблемы с запуском мотора
Водитель должен убедиться, что проблема заключена исключительно в неисправности реле. Для этого можно провести визуальный осмотр электропроводки, помереть заряд аккумуляторной батареи. Если эта схема и все параметры в норме, то с высокой долей вероятности поломка кроется в реле стартера.
Отсутствие щелкающих звуков от стартера говорит об отсутствии работы втягивающего реле. Если включение/выключение слышно, то поломка находится вне реле.
Для начала нужно повторить попытку с проворотом ключа в замке зажигания. Молчание мотора в ответ на эти действия приведет к разбору стартера. Но, до того как разобрать втягивающее реле стартера, его нужно демонтировать из подкапотного пространства.
Как работает реле
Разобраться в неисправностях механизма всегда помогает знание устройства, поэтому выясним принцип работы втягивающего реле стартера. На катушку поступает напряжение от автомобильной АКБ. За счет этого формируется магнитное поле, взаимодействующее с якорем, который вращаясь, натягивает пружину. За счет ее взаимодействия с бендексом, последний входит в зацепление с шестерней маховика коленвала.
Схема реле
Замкнувшиеся контактные элементы блокируют подачу напряжения на обмотку, однако якорь за счет магнитного поля не выходит из зацепления. Он возвращается лишь за счет удерживающей пружины после прекращения электроподпитки катушки. Бендекс в это время выходит из зацепления с маховиком.
Наиболее вероятные неисправности
Визуальный контроль неисправного реле обычно выявляет подгоревшую проводку на контактах. Также сами контакты утапливаются (залипают), возможно разизолирование и подгорание обмоток катушки.
Часто можно ориентироваться на такие симптомы, после которых может потребоваться ремонт втягивающего реле стартера своими руками:
- неотключение стартера после запуска двигателя;
- щелчок после проворота ключа на стартере может произойти, но дальнейшего запуска мотора не происходит;
- слышно холостое вращение стартера после проворота ключа, но двигатель молчит.
Для ремонта реле потребуется разобрать этот элемент. Однако, попадаются модели, имеющие неразборное устройство, такие требуется только заменить. Этот вид ремонта является наиболее распространенным.
Работы по замене реле
Любые действия хоть демонтаж, хоть проверка втягивающего реле стартера должны начинаться с отключения электропитания от батареи автомобиля. Если этого не делать, то возможными последствиями окажется короткое замыкание и повреждение всей проводки. Такая замена может очень дорого обойтись.
Ремкомплект
До раскрытия корпуса надо с поверхности очистить нагар и грязь, чтобы они не попали внутрь электрического прибора. Затем надо ослабить гайку на щеточном узле и отсоединить контакт от болта. Теперь можно ослабить стяжку и ее болты, которые прижимают блок к массе. Достаем реле из подкапотного пространства.
Отвинчиваем гайку на торце и раскрываем внутреннее содержание. Достаем перегоревший или нерабочий сердечник, а на его место монтируем новый. Сборку проводим в обратном порядке и монтируем деталь в подкапотное пространство. Если все было собрано правильно, то мотор должен запуститься с первого раза.
ktonaavto.ru
Проведение ремонта стартера ВАЗ 21099
Выполняется ремонт стартера ВАЗ 21099 достаточно просто, так как основных узлов в нем не так уж и много. Но перед проведением работ вам потребуется подготовить автомобиль – отключить аккумуляторную батарею, сняв с нее клеммы. Независимо от того, инжекторная или карбюраторная система установлена, ремонт проводится одинаково, а стартеры используются аналогичные.
Правда, среди всех можно выделить стартеры белорусского производства – дешевые и, что самое печальное, они не поддаются ремонту. Поэтому в случае, если такое устройство вышло из строя, проще купить новый, нежели пытаться восстановить старый (ниже будет рассказано о причинах).
Снятие стартера ВАЗ 21099 и разборка
Когда отключите АКБ, можно приступать к ремонту. Вам нужно открутить гайку на втягивающем реле, с помощью которой крепится провод питания. Рядом вы найдете тонкий провод, его также нужно отключить. Он необходим для подачи напряжения на обмотку втягивающего реле.
Если у вас инжекторная система впрыска и прямо над стартером находится корпус воздушного фильтра, то снимите его на время. Затем выкрутите три гайки, которыми крепится устройство к блоку сцепления.
Все, процесс снятия завершен, осталось только вытянуть на свет его и рассмотреть поближе.
На различных модификациях установлены идентичные, но невзаимозаменяемые узлы:
- втягивающее реле;
- бендикс;
- щетки;
- ротор и статор.
Если взять механизмы нового образца, то вы в них найдете нехитрое устройство – шестеренчатый механизм, который повышает обороты двигателя. В других конструкциях использована прямая передача крутящего момента на шестеренку с обгонной муфтой. Втягивающее реле имеет два или три болта крепления. Все, с различиями конструкций можно закончить, теперь о процессе разборки:
- Выкрутите болты, которыми крепится корпус втягивающего реле.
- Выкрутите два болта на задней крышке стартера ВАЗ 21099.
- Извлеките стопорное колечко и снимите (только не потеряйте) шайбу.
- Ключом на 10 выкрутите две шпильки, которыми стянуты все части механизма.
Вы разобрали его на все составляющие, теперь встал вопрос о том, что нужно заменять?
Процесс демонтажа
Снятие стартера на ВАЗ 2107 начинается с того, что нужно его обнаружить. Этот момент касается новичков, ведь опытные водители знают где находится стартер. Находится рядом с нижней частью силового агрегата. Снять его, находясь на земле, не получится. Нужно загонять авто либо на яму, либо на эстакаду. На самом деле, неудобное расположение — это самая большая проблема в процессе снятия и установки. В остальном, все очень просто и удобно.
Собственно процесс демонтажа выглядит следующим образом:
1. Прежде всего нужно снять клеммы аккумуляторной батареи. 2. На некоторых моделях «семерки» имеется грязезащитный щиток, он установлен под мотором. Его нужно демонтировать. 3. Снять аккумуляторную батарею. 4. Открутить зажим жгута проводов, идущих к стартеру. 5. Демонтировать провода с тягового реле. 6. Снять растяжки, которые идут от впускного трубопровода. 7. Снимается сам стартер.
Процесс демонтажа завершен, и теперь можно нести стартер в ремонт, или же заменить на новый.
Выше описан процесс, который выполняется на автомобилях с инжекторной системой питания. Не стоит забывать о том, что существуют модели ВАЗ 2107, где установлен карбюратор. В таких автомобилях процесс демонтажа имеет незначительные отличия. В карбюраторной модели нет впускного трубопровода, и растяжек от него. Это означает, что нужно сделать так:
— Демонтировать провода с тягового реле. — Снять воздуховод, а также воздушный фильтр. — Снять стартер.
Собственно, отличие от инжектора только в одном пункте, как можно заметить. Что касается неисправностей, которые могут быть, то чаще всего водители сталкиваются с тем, что не крутит стартер. В таком случае лучше установить новый, ну а старый можно отдать в ремонт, в надежде, что попадется хороший мастер, который сможет все исправить.
Как заменить стартер на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Примечание! Обязательно прежде чем начинать заменять данный агрегат, убедитесь что его работоспособность не связана с другими причинами, допустим разрядилась аккумуляторная батарея, или же окислились её клемы, или же проводка которая идёт на стартер не исправна!
А так же ещё учтите тот факт, то что замену стартера нужно осуществлять на смотровой канаве, а иначе его будет неудобно и очень проблематично снять с автомобиля!
Снятие: 1) Для начала ослабьте затяжку хомута, который крепит шланг подвода теплого воздуха к корпусу воздушного фильтра.
2) Затем ослабьте затяжку хомута, который крепит шланг уже к самому воздухозаборнику.
3) И после чего снимите данный шланг с двигателя автомобиля.
4) Следом ослабьте нижнюю гайку, которая крепит воздухозаборник.
5) Далее отверните уже верхнюю гайку, которая крепит этот же самый воздухозаборник.
6) И после чего снимите данный воздухозаборник с двигателя автомобиля.
7) Теперь отверните обе гайки, которые крепят теплоизоляционный щиток к двигателю.
И после чего воспользовавшись удлинителем совместным с торцевой головкой, отверните оставшийся болт, который крепит теплоизоляционный щиток к кронштейну правой опоры двигателя. (О том как отвернуть оставшийся болт, который крепит теплоизоляционный щиток к кронштейну, см. в самом низу статьи в рубрике «Для новичков!»)
9) После отворачивания болта, снимите теплоизоляционный щиток с двигателя.
10) Далее отверните нижний болт, который крепит стартер.
11) После чего отверните оставшиеся два верхних болта, которые так же крепят стартер.
12) Сдвинув стартер немножко вперед…(Продолжение в пункте 13)
13) Отсоедините колодку проводов от вывода тягового реле стартера на стартере.
14) Затем отверните гайку, которая крепит провод, к верхнему контакту тягового реле.
15) И после чего отсоедините провод от верхнего контакта, а так же снимите при этом болт с гайкой которые этот контакт удерживали.
16) Далее снимите стартер с двигателя автомобиля.
Установка: 1) Установка нового стартера осуществляется в обратном порядке снятию.
Важно! 1) Перед началом работы отсоедините «минусовую» клему, от аккумулятора! (О том как отсоединить данную клему, см. в статье: «Про аккумулятор»)
Для новичков! Вопрос: Как отвернуть болт крепления теплоизоляционного щитка, к кронштейну правой опоры двигателя Ответ: Воспользовавшись удлинителем совместным с торцевой головкой «2», отверните болт «1» крепления теплоизоляционный щиток к кронштейну правой опоры двигателя.
Для новичков! Вопрос: Как отвернуть болт крепления теплоизоляционного щитка, к кронштейну правой опоры двигателя Ответ: Воспользовавшись удлинителем совместным с торцевой головкой «2», отверните болт «1» крепления теплоизоляционный щиток к кронштейну правой опоры двигателя.
Дополнительный видео-ролик: Чтобы более подробно понять то как нужно заменять стартер, посмотрите интересный видео-ролик в котором процесс замены будет подробно описан:
Источники
- https://vaz-remzona.ru/starter-vaz-2101/
- https://carnovato.ru/starter-vaz-2101-vtjagivajushhee-rele-remont/
- https://vaz-russia.ru/remont/zamena-startera.html
Замена
- торцовый ключ на 10;
- торцовый ключ с удлинителем на 13;
- отвертка.
Порядок выполнения работ
- Автомобиль ставим на смотровую яму или эстакаду, фиксируем его стояночным тормозом.
- Открываем капот, отключаем провод массы от аккумулятора.
- Торцевым на 10 откручиваем болт нижнего крепления теплозащитного щитка стартера.
- Демонтируем корпус воздухофильтра и шланг подачи теплого воздуха (для инжеторных – снимаем крепления впускного трубопровода).
- С помощью торцового ключа с удлинителем на 13 откручиваем 3 болта крепления корпуса стартера. Нижний болт лучше откручивать из смотровой ямы.
- Используя ключ на 13, выворачиваем гайку (на инжекторном – две гайки) фиксирующие щиток стартера. Извлекаем его.
- С помощью торцового ключа с удлинителем на 13 откручиваем 3 болта крепления корпуса стартера. Нижний болт лучше откручивать из смотровой ямы.
- Тем же инструментом откручиваем гайку фиксации наконечника провода, идущего на «+» АКБ.
- Отсоединяем провод пускового реле.
- Извлекаем стартер со стороны задней стенки моторного отсека.
- Устанавливаем на его место новый стартер.
- Монтажные работы производим в обратном порядке.
Блок щеток
Вникаем глубже в недра стартера. Его электродвигатель работает только тогда, когда напряжение с АКБ через щетки подается на первичную обмотку. Ресурс у щеток очень ограничен, поскольку они изготовлены из графитового состава и имеют свойство быстро стираться.
На глаз это можно прикинуть по общему пробегу автомобиля. Некоторые модели имеют более сложную электросхему, которая завязана таким образом, что при износе щеток ток не подается на втягивающее реле, и при включении зажигания стартер может не щелкать вообще.Такая схема предусмотрена на новых инжекторных автомобилях и на ВАЗ 2110.
В этом случае, чтобы устранить неисправность, нужно разбирать стартер, добираться до щеточного блока и оценивать состояние щеток визуально. Вполне возможно, что они свое отработали и требуют замены.
Диагностика
Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.
- Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
- Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
- Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
- При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
- Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.
В каких случаях требуется разборка и ремонт стартера ВАЗ 2101?
Как правило, необходимость ремонта стартера «копейки» возникает по нижеприведенным причинам: неисправность втулок – если втулка выходит из строя, якорь начинает соприкасаться со стартером, что приводит к поломке элементов маховика и планетарного механизма; нагрев обмотки – данное явление обусловлено тем, что стартер долго крутится, это становится причиной нагрева и разрушения изоляции; неполадки в электрической сети – если вы заподозрили наличие именно таких неполадок, необходимо срочно проверить всю цепь.
Именно из-за указанных явлений чаще всего не крутит стартер, не работает его втягивающее реле, наблюдаются другие неполадки, которые не позволяют эксплуатировать столь важное для машины устройство. К основным неисправностям стартера «копейки» относят такие явления:
- Втягивающее реле заедает, стартер не крутит. Для решения проблемы следует обследовать якорь на предмет легкости и правильности его передвижения (втягивающее реле придется демонтировать, а затем устанавливать обратно).
- Коленчатый вал при запуске стартера крутится очень медленно. Нужно проверить зарядку автомобильного аккумулятора, а также наконечники и выводы батареи на предмет их окисления. Возможно, что проблема кроется в щетках или коллекторе. Разборка и прочистка этих элементов обычно решает проблему.
- Стартер не отключается при запуске двигателя. Потребуется разборка узла для замены подшипников, если они износились, замена обмотки реле или замка зажигания. Специалисты также советуют проверить привод на якорном валу и втягивающее реле.
- Не крутит коленчатый вал при вращающемся якоре. В подобных ситуациях советуют проверить коленвал, тщательно его промыть, а затем обработать моторным маслом. Также причина может крыться в муфте свободного хода. Иногда она пробуксовывает, поэтому требуется ее разборка.
Если стартер не включается и не крутит, это может быть вызвано следующими причинами:
- Включатель зажигания не дает качественного контакта. Данный элемент следует проверить (выполняется его разборка) и при необходимости установить новый контакт.
- Из-за обрыва в обмотке вышло из строя втягивающее реле. Его придется снимать и монтировать новое.
- В цепи питания отсутствует контакт. В подобной ситуации проверяется схема цепи, а также выполняется очистка всех наконечников от ржавчины.
Самостоятельный ремонт стартера на автомобилях ВАЗ 2110, 2112, 2111
Ремонт стартера обычно происходит на старых авто, та как этот агрегат является достаточно надежным и служит много лет без поломок, однако никто не застрахован от некачественных деталей и сборки. Самая часто возникающая неисправность – это подгорание контактов на втягующем, также может быть неисправность в обгонной муфте привода или износ контактных щеток. Разборка стартера не является сложным занятием и потребует небольшой набор стандартных инструментов. Первое, что нужно сделать – это снять стартер с автомобиля.
Далее будем ремонтировать тяговое реле. Ремонт может заключаться в чистке контактов или полной замене, но для начала его нужно снять.
После снятие втягующего проверяем, замыкаются ли контактной пластиной болты. Для этого вдвигаем якорь внутрь до упора и замеряем омметром на контактных болтах сопротивление. Если оно отсутствует, то меняем реле или ремонтируем.
Если у вас была поломка тягового реле, то на этом разборка заканчивается, если же все серьезнее, то приступаем к следующему этапу. Чтобы заменить щетки, якорь, бендикс, а также детали редуктора стартера понадобится полная разборка.
Ремонт редуктора стартера ВАЗ 2110, 2112, 2111
Шестерни, которые находятся внутри, с течением времени изнашиваются, появляется металлическая стружка и ухудшается свойство смазки. Редуктор должен быть хорошо смазан, чтобы уменьшить износ деталей.
Щеткодержатель проще всего менять в сборе.
При установке щеткодержателя, отгибаем фиксаторы и вынимаем пружины.
Для того, чтобы проверить якорь на возможные дефекты вынимаем его из корпуса.
Состояние обмотки проверяем с помощью лампы 220 В. Когда подводим напряжение к пластине коллектора и сердечнику якоря, лампа не должна гореть. Если горит, значит якорь подлежит замене.
Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)
Устройство и принцип работы КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 На автомобилях десятого семейства ВАЗ устанавливается пятиступенчатая механическая КПП, которая объединена с главной передачей и дифференциалом. Корпус КПП десятого семейства ВАЗ состоит из: картера сцепления, задней крышки картера 26 и картера коробки 30. Во время сборки, на эти части наносится герметик-прокладка. Читать дальше ..
Замена стартера ВАЗ 2110, 2112, 21111 своими руками
Как самостоятельно заменить стартер на ВАЗ 2110, 2112, 2111 Замена стартера автомобилей десятого семейства ВАЗ осуществляется следующим образом: 1.Отсоединяем минус от аккумулятора. 2.Снимаем защиту картера. 3.Из моторного отсека откручиваем верхнюю гайку крепления. 4.Снизу авто откручиваем провод от клеммы тягового реле. 5.Откручиваем и отсоединяем провод от контактного болта втягующего. 6.Откручиваем гайку Читать дальше ..
Замена расширительного бачка ВАЗ 2110, 2111, 2112
Снятие и установка расширительного бачка на ВАЗ 2110, 2112, 2111 Замена расширительного бачка будет нужна в случае потери герметичности, т.е. если на нем появились трещины и начал протекать тосол. Это может случиться по причине ослабления его крепления (от трения о корпус автомобиля), а также в случае неисправности пробки, которая не Читать дальше ..
А если венец маховика стерся?
Если венец приказал долго жить, то это можно нащупать в прямом смысле слова после снятия стартера. Рукой проведите по зубьям и оцените степень их износа. Если нужно менять венец, то делается это после снятия коробки передач. С маховика аккуратно сбиваете старый венец. Если он впервые снимается, то можно немного схитрить и поставить его другой стороной. Зубья стираются только наполовину, поэтому для экономии средств можно использовать деталь повторно. Этим вы сэкономите рублей 300-400, но если есть желание поставить новый венец — сделайте это. Новое все же крепче, чем старое.
Но придется ее прогреть на газу несколько минут, больше никаких способов установить на маховик нет. Аккуратно надеваете венец, прижимаете и ждете несколько секунд, чтобы металл остыл и крепко обжал маховик. Снимать последний нет смысла, все можно сделать достаточно быстро, если у вас есть смотровая яма или эстакада. После проведенных работ проверьте работу механизма запуска, стартер не должен чувствовать препятствий при вращении ротора.
Стартер ВАЗ 2109 – как оценить неполадки и починить не хуже механика?
Для владельцев отечественных авто самостоятельный ремонт или сборка жизненно важных механизмов привычен и доступен, в этой статье попробуем повысить свой уровень мастерства и заменить стартер ВАЗ 2109 своими руками.
Схема стартера и назначение
На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем. Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент. Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.
Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается. Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется. Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.
Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.
Неисправности стартерного механизма
Если возникают какие-либо сложности с запуском авто, этот узел подозревается в первую очередь, но теперь, зная устройство стартера ВАЗ 2109, вы быстро сориентируетесь, куда смотреть. Насторожить также должны и различные звуки, похожие на металлический скрежет, вполне возможно, на вашем ВАЗ 2109 понадобится разборка стартера. Причина может крыться в маховике, и нужно будет заменить его венец. При этом скорей всего авто заведется, просто не сразу.
А вот если машина не заводится, и нет настораживающих звуков, тогда, возможно, придется осуществить замену муфты. Разберите стартер и демонтируйте ее, попробуйте прокрутить в обе стороны. Если она свободно вращается, то спокойно выкидывайте вышедшую из строя деталь. Понять, что необходимо снятие и замена износившихся щеток стартера, установленного на ВАЗ 2109, можно по характерному щелчку, после которого ожидаемый запуск мотора не состоится.
Снятие и подключение нового стартера
Абсолютно в любом из вышеописанных случаев вы столкнетесь с необходимостью рассмотреть устройство поближе. Следует заметить, что с выпуском ВАЗ 2109 вопрос, как снять стартер, стал более легко решаемым, ведь в этой модели схема расположения комплектующих под капотом существенно проще. Итак, вам понадобятся торцовые и накидные ключи и смотровая яма. Теперь независимо от того, нужна ли замена только втулок или стартера ВАЗ 2109 целиком, его нужно снять. Первым делом отсоединяются все провода тягового реле, после чего демонтируется колодка. Не забудьте снять высоковольтный провод от АКБ.
Следующий шаг – демонтаж защиты картера двигателя, для этого достаточно открутить крепежные болты. Потом освобождается подступ к интересующему нас механизму. Чтобы произвести его снятие, нужно открутить три гайки – две на блоке и одна в моторном отсеке. Схема подключения нового стартера ВАЗ 2109 такая же, только имеет обратный порядок, поэтому не вызовет затруднений.
Разборка начинается с того, что вам необходимо аккуратно сбить стопорное и ограничительное кольцо, а затем, отвинтив крепежи задней крышки, снять его. Теперь мы добрались до графитовых щеток, статора и якоря. Нужно отметить, что редуктора в этой части может и не быть, тогда статор достается после якоря. Если конструкция все-таки включает этот элемент, то действовать нужно несколько иначе. Хотя запомнить, как разобрать редукторный стартер на ВАЗ 2109 в случае его выхода из строя, несложно. Схема будет всего-то работать наоборот – первым вытаскивается сам статор, потом якорь, и уже в последнюю очередь идет редуктор.
Теперь вы представляете, как осуществляется снятие, сборка, установка и подключение стартера ВАЗ 2109, механика по таким вопросам можно больше не беспокоить.
Профилактика
Чтобы существенно повысить ресурс устройства пуска, своевременно проводите диагностику. Выявляйте окисление клемм и проводов, обрывы и замыкания! Следуйте обязательным правилам эксплуатации. В частности, не крутите электродвигатель при запуске ДВС более 7 секунд. А повторный завод осуществляйте не ранее, чем через 30 секунд. Если мотор не завёлся после трёх раз, переходите к поиску неисправности в зажигании или системе питания.
После того, как двигатель запустился, ключ зажигания надо срочно возвращать в положение проверки контрольных ламп (отпускать). Если контактная группа ключа неисправна, возможно заедание личинки в положении START. Поэтому водитель должен сам вернуть его в условное положение ON. Длительное вращение приводной шестерни маховика — частая причина выхода из строя электродвигателя.
Для опытного владельца «шестёрки» снятие, проверка и ремонт устройства пуска не предоставит практической сложности. А следование инструкции позволит значительно ускорить работы. Иногда ремонт стартера становится долгим и неблагодарным занятием. Поэтому, если имеется возможность, лучше сразу заменить деталь новой из магазина.
Видео: ремонт стартера Ваз-2106
Отзывы пользователей
Рубин-63 | Вообщем такая проблема: утром завел нормально, прогрел, доехал до дома, ушел минут на 10-15, вышел начал заводить (двигатель горячий), втягивающее срабатывает, а стартер не крутит (такое ощущение что АКБ вообще дохлый) хорошо что под горку поставил машину, завел, поехал по делам, в течение дня машину глушил но она стояла долго (двигатель остывал полностью) собрался домой, завел нормально (двигатель холодный), на светофоре заглох нечаянно, начал заводить нифига, втягивающее срабатывает, а стартер не крутит, стоял минут 20 посреди дороги, все на меня смотрели недобрым взглядом, потом кое-как завел. И такая же фигня случилась еще через пару дней, так же утром на холодный двигатель завелась нормально, доехал до заправки заглушил, и толкать пришлось. Что может быть, проводку всю сдирать очищать контакты, или в что, как проверить ??? |
Пыш | сними стартер, разбери его, почисти хорошенько, особенно щёточный узел и контактную группу. зачисти все контакты на стартере |
Рубин-63 | я вообще хочу втягивающее новое поставить, ну и заодно стартер посмотрю почищу, а провода какие нибудь надо снимать смотреть от реле может какого отошли или от реле такое не будет происходить ? |
Серг ДП | Есть авто 21063 91-го г.в. На днях перестал работать стартер. С завода стоял фирмы BOSCH полностью черного цвета. С замка зажигания +12В на втягивающее приходит (проверили тестером). Сняли стартер и подключили стартер напрямую к АКБ мимо втягивающего, работает. На втягивающем стоит кат. номер по каталогу БОШ 0 331 303 025 В магазинах не могу найти такое же втягивающее для замены, потому тут 2 варианта: 1) ремонт втягивающего, но даже если и получится, то надолго ли? Сам стартер в идеальном состоянии, такое впечатление, что он вообще и не работал, хотя пробег 230 тыс и 20 лет безотказной работы. 2) замена втягивающего на другое, но на какое? Не могу нигде найти инфу, от какого стартера подходит втягиващее на этот бошевский стартер? В инете проскакивает инфа, что можно как-то приколхозить от болгарского для 2108. |
Паяльникк | Если получиться, то надолго, но получится ли, если не изменяет память втягивающее не разборное, вот в чем проблема. Насчет того что приколхозить другое, честно не слышал. Но давай сначала попробуем следующее. Нужно проверить массу на двигателе, провода от АКБ к стартеру, состояние разъемов, клемм. Потом, на снятом стартере подай на верхний контакт (куда подключается провод от АКБ) плюс, потом на разъемчик «папа», куда подключается провод от замка, тоже подай плюс. Понятно что корпус стартера нужно «посадить» на минус. Должно сработать втягивающее и стартер должен заработать. Если втягивающее не сработало, в первую очередь проверь щетки стартера. Потому как во втягивающем две обмотки и вывод одной из них берет массу через щетки и обмотку стартера. Это силовая обмотка, она нужна для того чтобы втягивающее сработало и отключается после того как стартер закрутиться. Т.е. если будет какая то проблема с щетками, втягивающее не сработает или будет срабатывать вяло. Если же тяговое сработало, а стартер не крутит, перемкни два силовых контакта (болта) на втягивающем, когда оно сработало, стартер должен закрутиться. Если все так, то тогда действительно подгорели внутри контакты втягивающего. Пытаться разобрать его гиблое дело. Лучше поискать в сети или магазинах. |
Серг ДП | зы. был сегодня в автомагазине, подбирали втягивающее, какое становится вместо родного, подошел (как и писали в инете) от 2108 от болгарского стартера, только сердечник нужно оставить родной, т.к. они отличаются немного. Если танцы с бубном со старым ничего не дадут, то попытаюсь поставить от болгарское втягивающее. Отписываюсь о результатах замены втягивающего на бошевском стартере. Поменял втягивающеее от болгарского стартера, все отлично, практически стал как родной. Единственный косяк был с отверстиями крепежа, не совпадали совсем немного, порядка 0,5 мм. Все это вылечилось рассверливанием направляющей до 6мм и тогда стал как влитой. Пружину и сердечник оставил родной, но вроде подошел бы и с болгарского. Во всяком случае теперь все работает без заеданий, перекосов и т.д. Посмотрим, как дальше себя проявит этот симбиоз, но думаю проблем не возникнет. з.ы. бошевский стартер это вэщчь, за 21 год его состояние идеальное, бендикс и втулки как новые, износ щеток приблизительно 50% и крутит отлично. Это стартер на постоянных магнитах и с редуктором. Удивительно, что ВАЗ в 91-м такие на конвеер ставил. |
МобиДик | Иногда стала отказываться заводиться с ключа, ключ поворачиваю — лампочки тускнеют и все, даже втягивающее не клацает. Вот когда ключ отпускаю то звук слабого щелчка иногда есть. С чем связано не понимаю, но все эти «иногда» чаще на горячий двигатель. Аккум новый и живой, контактную площадку в замке зажигания менял — результата ноль. Приходится лезть под капот, разъединять красный кабель к втягивающему и напрямую подключать к аккуму — так заводится нормально. Подскажите, куда копать — стартер, втягивающее или еще что может капризничать? |
Варвар-С | возможно еще реле стартера посмотреть стоит. а что за реле стартера? чет мне кажется там провод напрямую от аккума и от замка зажигания. |
СватСВ | Нарисовалась проблема со стартером. Стартер чебоксарский редукторный. Сразу оговорюсь. что происходит это при температуре около 0 градусов (-1, +1), т.е. не мороз и не жара. Итак, с утра завелся без проблем, прогрелся до 50гр. и поехал на работу, по дороге остановился на заправке, заправился. Поворачиваю ключ на старт — щелчок втягивающего, стартер не крутит. Попытки с 5 попытался провернуться с большим натягом, как при севшей АКБ (не обратил внимание на погасание лампочек, было или нет не скажу). Потом опять щелчки, стартер не крутит. Попытки с 30 схватило — завелся. После работы завелся со 2 попытки. Так проездил пару дней — несколько раз щелкает втягивающее, стартер не крутится — потом заводится нормально. Вчера с утра такая же картина, а вот вечером завелся с пол оборота, приехал домой заглушился, опять завелся — с пол оборота, и так раз 5. Вот такой плавающий дефект, который проявляется как на холодном движке, так и на прогретом. Что есть: -АКБ заряжен. — клеммы АКБ и силовые контакты стартера зачищены. Теперь куда буду копать: — провод «масса» двигателя; — зачистить клеммы на втягивающее реле. — замок зажигания (заодно поставлю реле) — хотя втягивающее щелкает четко. — втягивающее — возможен нагар, заедание штока, не замыкает цепь. Думаю необходимо осмотреть щетки и втулки, хотя трогать втулки не хочется — никогда этого не делал и нет развертки. |