Автомобили ВАЗ разных моделей, отличаются принципом работы многих систем. Есть отличие в системе охлаждения двигателя и обогрева салона.
Статья описывает способ, как установить термостат от Гранты на ВАЗ-2110.
Будет описано основное различие систем прогрева двигателей двух моделей, а также лучшие термостаты, которые можно использовать для замены.
Различия системы охлаждения
Перед тем как осуществить замену термостата, необходимо знать разницу, между системой охлаждения Гранты и ВАЗ-2110. Именно по причине большой разницы, владельцы испытывают трудности при эксплуатации штатного терморегулятора ВАЗ-2110.
ВАЗ-2110
На 2110 частой проблемой является подтекание охлаждающей жидкости через соединения патрубков. Причина заключается в избыточном давлении антифриза при работе двигателя на различных режимах.
Производители спроектировали систему прогрева на малом круге без учета радиатора отопителя. Его соединили в систему параллельно, через патрубок водяного насоса. Для обеспечения нужного давления применили сужение части байпасного канала перед перепускным клапаном.
Во время прогрева силового агрегата, антифриз движется по магистралям охлаждения двигателя через насос, и только потом в радиатор отопления салона. Термостат при помощи перепускного клапана регулирует подачу жидкости в «печку». Этот клапан открывается по мере увеличения температуры и при повышении оборотов двигателя, так как давление в системе начинает расти.
Таким образом, система с параллельным подключением отопления салона термостата ВАЗ-2110 не является эффективной. Ее минусы в следующем:
- Долгий процесс прогрева салона.
- Зависимость прогрева от оборотов двигателя.
- Уязвимость сочленений перед высоким давлением антифриза.
- Закипание тосола в расширительном баке или в радиаторе. Закипание происходит не от перегрева, а от разницы давления, после открытия циркуляции на большой круг.
Даже замена термостатов с пятью и шестью отводами для разделения циркуляции не помогает устранить главную проблему — плохое отопление. Сужение байпасного канала, которое было сделано для увеличения скорости циркуляции в радиаторе отопления, повлияло на изменение давления на различных скоростях движения.
Автомобили ВАЗ-2110 с 16 клапанным силовым агрегатом оснащали радиатором отопления с большим внутренним объемом, чем, например, у моделей 2109. Это тоже весомая причина, так как нестабильное давление и параллельное подключение не помогло уровнять температуру салона и мотора.
Лада Гранта
Тут вся система намного эффективнее. Во время прогрева, антифриз заполняет силовой агрегат и радиатор отопления равномерно. Это происходит по причине последовательного соединения радиатора отопления в систему первичного прогрева. Теперь отсутствует разность давлений, водяной насос не влияет на количество антифриза в радиаторе «печки». Двигать и салон прогреваются одинаково равномерно. Не стала проблемой и конструкция радиатора. Антифриз полностью заполняет весь объем, без создания воздушных пробок и закипания.
Преимущества последовательного подключения:
- Салон автомобиля начинает получать теплый воздух после достижения температурного порога 55–60 градусов.
- Нет проблем с разгерметизацией соединений.
- Отсутствует перегрев на холостых оборотах (в этом помогает дополнительный вентилятор).
- Силовой агрегат прогревается намного быстрее.
- В зависимости от используемого термостата, рабочая температура всегда поддерживается на уровне 80–90 градусов.
Плюсов у системы охлаждения по принципу Лады Гранта больше. Замена поможет быстрее и эффективнее прогревать салон и силовой агрегат в районах с очень низкими температурами в зимнее время. Далее будет описана установка термостата от Гранты на ВАЗ-2110.
Общая информация
Существуют одноклапанные, двухступенчатые и двухклапанные термостаты, а также приборы с электронным управлением. На Грантах устанавливаются термостаты Luzar LT0191 и Luzar LT0190 (стоимостью от 450 руб. за первый, и от 800 руб. за второй), FENOX TS034E7 (стоимостью от 800 руб.), ВАЗ-2123 (артикул 2123-1306010, стоимость – от 650 руб.). Стоит упомянуть и такие приборы как ВАЗ-2101 GATES (артикул TH14580, стоимость – от 350 руб.), ВАЗ-2121 GATES (артикул TH15380, примерная стоимость – от 500 руб.), ВАЗ-2110 (артикул 21082-1306010, стоимость – от 600 руб.) и другие устройства. Располагаются они между мотором и радиатором, но следует обязательно оговориться о том, что в расположении термостатов на Грантах с восьмиклапанными и шестнадцатиклапанными моторами имеются отличия.
Их главная задача заключена в препятствовании движению тосола через радиатор до того времени, пока двигатель автомобиля не прогреется до необходимых температур. Соответственно, если мотор машины не прогревается, то и охлаждающая жидкость (ОЖ) не движется по большому кругу. Обычно термостат срабатывает при достижении мотором температуры в 80-95C. Помимо прочего, термостат позволяет снизить объем попадающих в атмосферу вредных выбросов и свести к минимуму износ двигателя.
Термоэлемент, находящийся внутри прибора изготовлен из латуни, имеет цилиндрическую форму и наполнен искусственным воском. При достижении мотором температуры примерно в 82C данное вещество начинает плавиться, что вызывает его расширение. Это приводит в движение клапан, он открывается, после чего тосол начинает циркуляцию через радиатор автомобиля. Выключение мотора приводит к застыванию воска внутри термостата и закрытию заслонки.
Ниже мы более подробно расскажем о возможных неисправностях термостатов, приведем инструкцию по их замене и проверке, а также поделимся методикой по переделке и модернизации данной детали, позволяющей повысить порог ее срабатывания до 92C.
Замена
Перед тем как начать замену термостата, необходимо приобрести нужные расходные материалы. Для работы понадобится:
- Терморегулятор от Лада Гранта. В комплекте должна быть прокладка. Модели с пластиковым корпусом не подойдут для замены.
- Патрубок для соединения с нижней «ванной» радиатора, также от Гранты.
- Стальные шпильки «М8», длинной не менее 9 см. При возможности, лучше приобрести крепления из нержавеющей стали.
- Стальная шайба. Необходима для установки под температурный датчик.
- Соединительные хомуты.
- Металлический тройник.
- Герметизирующее средства на основе силикона с температурным порогом не менее 300 градусов.
Далее пошаговый процесс замены термостата от Гранты.
- Дать силовому агрегату остыть.
- Слить часть антифриза в емкость.
- Со штатного терморегулятора демонтировать все дренажные патрубки. Места соединений патрубков стоит проверить на трещины. Внутри патрубки нужно очистить от грязи и окислений.
- Выкрутить крепежные шпильки. Перед демонтажем необходимо очистить место, где шпилька входит в блок. Алюминий часто окисляет металл. Шпилька может сломаться при выкручивании.
- Посадочное место очистить от старой прокладки и герметика. Чистить лучше деревянной рейкой, чтобы не деформировать место стыка.
- Вкрутить заготовленные шпильки. Очень важно смазать резьбу солидолом. Так крепеж не окислится в контакте с алюминием. Установить прокладку на место. Заводская прокладка не нуждается в смазывании герметизирующим средством.
- Установить на место новый регулятор циркуляции.
- Установить патрубок от нижней «ванны» радиатора к дренажу двигателя.
- Патрубок от дроссельной заслонки заглушить. Для этого используются два стальных хомута и болт «М10».
- Провести монтаж всех патрубков. При монтаже патрубок отопления укоротить на 5 сантиметров и закрепить. Необрезанный шланг будет выпирать, его будет сложно установить, а после закрепить.
- Сливы с системы отопления и расширительного бака соединить через тройник.
- Установить на место температурный датчик.
- Залить недостающее количество антифриза в систему.
- Запустить силовой агрегат.
Очень важно все соединения промазать герметиком. Это предотвратит разгерметизацию, защитит внутреннюю поверхность патрубков и отводов термостата.
Для ВАЗ-2110 лучшим выбором станет термостат с температурным порогом срабатывания 92 градуса. Такой регулятор будет эффективнее прогревать салон автомобиля. При установке стоит внимательно выбирать антифриз под подобный термоэлемент.
Признаки поломки
Термостат относится к достаточно простым элементом, однако, и он не застрахован от поломок. В норме после запуска непрогретого двигателя отходящий от радиатора нижний шланг еще некоторое время не нагревается, но после превышения ОЖ температуры в 85C (±2C) он начинает стремительно греться (при условии полной исправности термостата). Именно этот аспект точно укажет владельцу авто на момент начала циркуляции охлаждающей жидкости.
В тех случаях, когда клапан не может открыться, ОЖ прекращает циркуляцию, и мотор начинает перегреваться. Перегрев провоцирует и неполное открытие клапана. Задержка в закрытии клапана наоборот, создает условия для более долгого разогрева мотора, особенно – в холодное время года.
Как правило, поломка термостата провоцируется следующими причинами:
- нестабильно работающим двигателем (троение часто приводит к повреждению клапана);
- износом резиновой прокладки;
- коррозией (она является самой распространенной причиной поломок);
- внутрь термостата попадает тосол;
- отмечается вытекание из устройства воска;
- на клапане имеются повреждения механического характера.
Чаще всего неисправность термостата ведет к невозможности дальнейшего передвижения на автомашине, а потому неисправную деталь нужно немедленно заменить.
Лучшие модели
Далее будет дан список наиболее подходящих по цене и качеству термостатов для автомобиля Лада Гранта.
HQ-mech
Компания специализируется на производстве и перепродаже запасных частей, в том числе и для автомобилей ВАЗ. Терморегуляторы HQ-mech для Лада Гранта маркируются артикулом HQ-2190-1306010. Клапан устройства производится из нержавеющей стали, имеет дополнительное напыление антикоррозийным покрытием. Термостаты под артикулом HQ-2190-1306010 имеют порог открытия 85 градусов. Подойдут для эксплуатации автомобиля при температуре до −20 градусов.
Преимущества:
- Низкая цена;
- Высокое качество сборки;
- Использование антикоррозийных покрытий и материалов.
Термостаты этого бренда отлично зарекомендовали себя у отечественных автолюбителей.
LUZAR
Термостаты этого бренда выпускаются с порогом открытия 85 градусов. Отдельные модели ЛУЗАР идут под маркировкой «зимний», их порог срабатывания до 92 градусов. Такая модель отлично подходит для эксплуатации при −20 и ниже. Бренд давно зарекомендовал себя, как производитель качественных автомобильных запасных частей.
Преимущества:
- Средняя цена;
- Качество сборки;
- Низкая погрешность срабатывания.
- Долгий срок службы.
При покупке стоит внимательно отнестись к маркировке температуры открытия.
PEKAR
ПЕКАР отлично подходят для эксплуатации на Лада Гранта.
Имеют температурный порог открытия 87 градусов, с очень низкой погрешностью срабатывания. Клапанная чаша изготовлена из нержавеющей стали, трубка термоэлемента из очищенной меди. Компания довольно давно на рынке России и СНГ.
Из преимуществ:
- Средняя цена.
- Отличная сборка.
- Долгий срок службы.
- Низкая погрешность.
Термостат этого бренда отлично подойдет для эксплуатации при низких температурах.
Как установить термостат от автомобиля Лада Гранта на ВАЗ-2110
Автомобили ВАЗ разных моделей, отличаются принципом работы многих систем. Есть отличие в системе охлаждения двигателя и обогрева салона.
Статья описывает способ, как установить термостат от Гранты на ВАЗ-2110.
Будет описано основное различие систем прогрева двигателей двух моделей, а также лучшие термостаты, которые можно использовать для замены.
Как правильно определить, что устройство находится в рабочем состоянии?
Разогреваем двигатель до такой температуры, чтобы стрелка не достигала критического показателя, и выключаем его. Открываем капот, находим шланг сверху радиатора (резиновый шланг чёрного цвета, имеющий на конце металлический хомут) и такой же снизу. Затем очень аккуратно, они могут быть достаточно горячими, дотрагиваемся до них. Если один из них стал горячим, а другой по-прежнему холодный, и при этом датчик показывает высокую температуру двигателя, то это значит, что, скорее всего жидкость не попадает в двигатель, а задерживается в радиаторе, и нужно менять термостат на новый.Существует и ещё один способ проверки, больше известный как «народный». Он перекликается с тем «экспериментом», который был описан выше, для наблюдения процесса работы термостата, только в этот раз Вам придётся положить в ёмкость с водой термостат, в работоспособности которого Вы сомневаетесь, снятый с вашего автомобиля, а дальше процедура повторяется, по мере того как вода будет доходить до температуры 87–90 градусов клапан должен открыться, однако, если этого не произошло, то термостат уже непригодный для работы. Ещё стоит помнить, что у разных термостатов показатель критической температуры открывания клапана может быть разный, поэтому при покупке нового уточните это у продавца. Поскольку для водителя не секрет, что ставить в авто термостат, имеющий высокую температуру открывания клапана нельзя — двигатель не будет охлаждаться.Видео, проверка термостата ВАЗ 2101-2107 и Tama (Toyota):
Как установить термостат с Гранты на ВАЗ-2110
Для того чтобы произвести замену «родного» термостатного устройства «десятки» на термостат с Гранты, нужно выполнить ряд подготовительных процедур. Во-первых, демонтировать «родной» термостат с ВАЗ-2110. Это делают в несколько шагов:
- ослабляют хомуты шлангов радиатора – отводящий и подводящий;
- проводят демонтаж термостатного устройства.
Во-вторых, проводят сравнительный анализ систем охлаждения обоих транспортных средств (мы это сделали в предыдущем пункте данной статьи).
В-третьих, приобрести необходимые детали, которые будут задействованы в процедуре установки термостата Гранты на ВАЗ-2110:
- Сам термостатный прибор.
- Нижний патрубок к нему.
- Прокладки.
- Шайбы.
- Хомуты.
- Тосол.
- Герметик (например, Abro).
Только после этих трех основных шагов можно приступать к процедуре замены термостатного устройства с Гранты на ВАЗ-2110. Для этого специалисты рекомендуют придерживаться следующей инструкции:
- с ВАЗ-2110 слить антифриз;
- открутить болты крепления «родного» термостатного прибора;
- произвести демонтаж температурного датчика;
- снять шпильки, нижний патрубок;
- произвести монтаж нового патрубка (не забываем затягивать хомуты);
- заглушить шланг, который идет от заслонки дросселя, с помощью болта М10 и хомутов;
- установить новые шпильки термостатного прибора;
- произвести монтаж термостата Гранты;
- подключить все шланги (для этого шланг с отопительного устройства придется подрезать на месте до подходящего размера – приблизительно на 5 сантиметров);
- произвести монтаж снятого ранее температурного датчика;
- подключить все провода;
- собрать воздушный патрубок;
- подсоединить фильтр.
После всех этих действий у вас еще останется «родной» термостат ВАЗ-2110 и патрубки, к нему прилагающиеся. Для проверки работы «нового» термостатного прибора вам нужно залить новую охлаждающую жидкость в охлаждающую систему двигателя ВАЗ-2110, а после этого завести двигатель транспортного средства. Не забываем следить за температурным режимом нагрева охлаждающей жидкости и регулярно проверять герметичность всех соединений.