Размер задних пружин ваз 2110. Торговый Дом «Заречный


На большинстве легковых автомобилей – это витые цилиндрические пружины. Несмотря на простоту и надежность, они со временем выходят из строя.

После длительной (5–7 лет) эксплуатации машины с большой нагрузкой они проседают из-за усталости металла, при этом ход и энергоемкость подвески уменьшаются. Она начинает срабатывать до упора, что ускоряет разрушение деталей кузова. Обнаруживают потерю упругости пружин чаще неожиданно. Например, все лето ездили на дачу вдвоем-втроем, а тут пришлось гостей захватить, да и багажник основательно загрузить. Весу-то не больше допустимых для ”Жигулей” 400 кг, а машина уже ”ползет на брюхе”, цепляя глушителем асфальт.

Но не все владельцы спешат покупать новые пружины. Кто-то, наслушавшись иных ”знатоков”, устанавливает под пружины (или между их витками) резиновые проставки. Главная опасность такого решения – возможность срабатывания подвески до смыкания витков пружины и, как следствие, передача почти жестких ударов на кузов. В штатной конструкции подвеска совершает свой полный ход до упора в мягкий резиновый или полиуретановый отбойник, который гасит лишь остатки энергии. Проставка же, заменяя собой воздушные промежутки между витками пружины, лишь ограничивает ход подвески, превращая ее из ”мягкой пружинной” в ”дубовую резиновую”. Если вы перевозите на ВАЗ-2104 по тонне груза за рейс, то ставить новые пружины взамен просевших бесполезно – и с ними груженая ”четверка” распластается по асфальту. А с проставками машина будет еще год выглядеть ”бодрячком”, пока трещины лонжеронов не обезобразят ее осанку. То, что покупку нового автомобиля придется учесть в смете предстоящих производственных затрат – еще полбеды. Главное, что езда на перегруженной машине просто опасна. Но если вы используете машину не столь безжалостно и рассчитываете на ее долгую службу, выход один – поставить новые, предназначенные для данной модели пружины. Для любознательных читателей расскажем, как делают пружины подвески на ВАЗе. Исходный материал – прокатанный пруток круглого сечения из пружинной стали марки 60С2ГФ. Первая операция – обработка прутков на токарных линиях до нужного диаметра, со снятием верхнего обезуглероженного слоя. Вторая – нагрев и навивка спиралью. Затем – закалка и отпуск. Потом дробеструйная обработка: в специальной камере пружины обстреливают потоком мелкой стальной дроби – так очищают от окалины, упрочняют поверхностный слой и повышают усталостную прочность. Следующий этап – холодная осадка, или заневоливание пружин. Их трижды сжимают до соприкосновения витков, после чего длина уменьшается примерно на 18 мм от первоначальной. Теперь пружины готовы долго работать, не теряя упругости. На готовую пружину наносят защитное покрытие, иначе со временем на поверхности прутка образуются каверны и раковины от коррозии, что ослабит поверхностный слой и ускорит поломку пружины. Кроме традиционного покрытия – черной хлоркаучуковой эмали, на ВАЗе применяют более стойкое эпоксидное. Например, для пружин задней подвески – только последнее. Заключительная операция – контроль статической нагрузки. Его проходят 100% выпускаемых пружин. Сжав пружину с определенным усилием, измеряют ее длину. Например, у пружины модели ”2101 передней” под нагрузкой 435 кг номинальная длина 232 мм, а при 603 кг – 182 мм. Пружины, длина которых под нагрузкой оказалась больше или меньше (за пределами допуска), выбраковываются. Попавшие в плюсовый допуск (то есть чуть длиннее номинальной) – относятся к классу А, а в минусовый (чуть короче) – к классу В.

Маркировка пружин для подвесок автомобилей ВАЗ

Цвет отличительной маркировки

1111 передняя 1111 задняя 2101 передняя 2101 задняя 21012 передняя 2102 задняя 2121 передняя 2121 задняя 2108 передняя 2108 задняя 2108 передняя европейская 2108 задняя европейская 2110 задняя 2111 задняя 2112 передняя

желтый желтый желтый желтый белый коричневый без отметки (белый) без отметки (белый) желтый желтый белый коричневый без отметки (белый) оранжевый белый

зеленый зеленый зеленый зеленый голубой синий черный черный зеленый зеленый голубой синий черный голубой без отметки (черный)

После этого пружины маркируют, нанося полосу краски на наружную поверхность витков. В зависимости от модели пружины (табл. 1) применяют желтый, зеленый, белый, голубой, коричневый, синий, черный и оранжевый цвета. И все же, несмотря на такую сложную технологию производства, все пружины в эксплуатации рано или поздно проседают. Впрочем, если применить более дорогой материал, то можно создать пружину, сохраняющую достаточную упругость даже при длительном заневоливании. Пример – боевая пружина гранатного запала УЗРГМ. Находясь в полностью сжатом состоянии лет пятьдесят, она незначительно теряет в упругости и всегда готова надежно сработать, разбив ударником капсюль. Разумеется, к автомобильным пружинам таких высоких требований не предъявляют. Какой смысл взвинчивать их стоимость, делая ”вечными”, если через несколько лет потребуют замены более дорогостоящие узлы? Но обеспечить сохранение упругости пружин хотя бы в течение расчетного срока службы машины завод обязан, и это ему удается. Чего не скажешь о ”левых” производителях, чьи пружины появляются на рынке. Но есть и добросовестные изготовители, получившие допуск ВАЗа на поставку пружин в запчасти. Например: завод строительных машин в Славянске; Краностроительный завод в Никополе (оба – на Украине); ТОО ”Союз-ТМО”, Ижевск и Машиностроительный завод, Пермь. Пружины этих четырех заводов маркируют клеймом изготовителя или прикрепляют бирку. Теперь о применяемости пружин. Модель 2101 (передняя и задняя) – для всех заднеприводных ВАЗов с кузовом седан. 21012 – сделана из прутка большего диаметра, она жестче, чем 2101. Ее устанавливают с правой стороны передней подвески ”жигулей” с правым рулевым управлением (экспортных) для выравнивания автомобиля из-за несимметричного распределения массы. На машинах с левым рулем суммарный вес рулевого механизма, педального узла, агрегатов гидроприводов тормозов и сцепления, комбинации приборов, расположенных с левой стороны, примерно соответствует весу аккумулятора, стартера и генератора с правой. При ”правом руле” все это сосредоточено с одной стороны, что и потребовало усиленной пружины справа. Пружина 21012 встречается и на обеих сторонах подвески ”жигулей” спецкомплектаций с левым рулевым управлением, которым требуется повышенная энергоемкость передней подвески. Пружины 2102 ставят в задние подвески универсалов ВАЗ-2102 и 2104. Их длина на 21 мм больше, чем у обычных ”ноль первых”, и применять такие на седанах оправдано лишь для увеличения высоты кузова над дорогой, например, если приходится часто ездить по проселку и задевать порогами кочки. Но это не значит, что можно применять пружины 2102 для увеличения грузоподъемности машины – преждевременное разрушение кузова в этом случае неизбежно. Передние пружины 2108 устанавливают на все переднеприводные модели ВАЗ, кроме ”Оки” и модификаций с новым 16-клапанным двигателем. 2108 задние – на все переднеприводные, кроме семейства ВАЗ-2110 и ”Оки”. Владельцев седанов ВАЗ-21099 иногда обманывают на рынках, предлагая втридорога якобы дефицитные ”99-е” задние пружины. Помните: таковых не существует – в задней подвеске ВАЗ-21099 стоят обычные ”восьмые” пружины. Пружины для автомобилей семейства ВАЗ-2110 пока спросом не пользуются; тем не менее сообщаем данные о их применяемости (табл. 2).

Свойства пружин подвески

Когда торсионы на транспортных средствах заменили на пружины, улучшилась управляемость, подвески стало удобнее обслуживать. Пружины поддерживают клиренс автомобиля, уменьшая вибрации и удары во время движения транспортного средства.

Чтобы езда была комфортной, необходимо правильно подобрать детали. Если теххарактеристики будут неподходящими, то положительные свойства подвески будут сведены к нулю. Потому важно учитывать следующие параметры:

  • диаметр — его увеличение влияет на жёсткость;
  • количество витков — при увеличении жёсткость снижается;
  • форма.

Зачастую автовладельцы стремятся установить в подвеску более жёсткие детали. Это способствует увеличению чувствительности рулевого колеса к управлению водителем, но сцепление с дорогой ухудшается.

Пружины подвеск​и

Для чего нужны пружины подвески?

Работа пружин без наличия амортизаторов невозможна. Амортизаторы + пружины вместе обеспечивают плавность движения кузова автомобиля даже на очень плохих дорогах и помогают сохранить управляемость. Именно пружина и стойка амортизатора принимают на себя всю массу авто во время преодоления неровностей, разгружая подвеску.

Какую функцию выполняет пружина?

Пружина имеет спиралевидную форму и состоит из нескольких витков. Основными характеристиками пружин являются:

  • Жесткость (указывается кгс/см),
  • Длина в свободном состоянии (мм)
  • Длина в нагруженном состоянии (мм)
  • Диаметр прутка (мм)

иногда дополнительно пружина помечается цветом или насечками, указывающими на её жёсткость

Во время движения авто по неровностям колесо может терять контакт с дорогой, а пружина, сжимаясь или распрямляясь, возвращает его в работу. Во время соударения колеса и поверхности дороги вся масса кузова идет вниз, а пружина смягчает последствия этого контакта.

Размеры и характеристики пружин подвески ВАЗ, НИВА, Москвич, ОКА, УАЗ

Номер по каталогу Диаметр прутка, мм Длина свободная мм Жесткость, кгс/см Нагрузка Х, кг Длина нагруз. Х, ммДиаметр , мм
Пружина передняя 2101,2102,2103,2104,2105,2106,2107 2101-2902712 13,13 360мм 35,3±1,1 450±15 232118мм
Пружина задняя 2101,2103,2105,2106,2107 2101-2912712 12,4 434мм 18,9±0,57 305±13 273124
Пружина задняя 2102,2104 2102-2912712 12,4±0,05 455мм 18,9±0,57 335±13 278124
Пружина передняя 2108-099,2110,2111,2113,2114,2115 2108-2902712 12,9±0,05 383,5мм 19,0±0,6 325±12 211
Пружина задняя 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 2108-2912712 11,15±0,05 418мм 17,1+0,7-0,3 295±13 245108 нар.
Пружина передняя 2112 2112-2902712 13,2±0,05 383,5мм 21±0,75 355±14 211
Пружина задняя 2110, 2112 2110-2912712 11,6±0,05 403мм 19,7±0,60 325±14 240
Пружина задняя 2111 2111-2912712 11,6±0,05 418мм 20,8±0,62 350±14 240
Пружина передняя 2121 2121-2902712 15,2±0,05 278мм 74,42 815 168120мм
Пружина задняя 2121,21213,21214 2121-2912712 13 434мм 22,44 483 219124мм
Пружина передняя 21214, 21214М 21214-2902712 15,2±0,043 289мм
Пружина передняя 2129, 2131 2129-2902712 16±0,05 273мм 89,56 815 182
Пружина задняя 2129, 2131 2129-2912712 14,2 405мм 30,96 483 249
Пружина передняя 2120 Надежда 2120-2902712-10 16,2±0,05 281мм 88,59 815 189
Пружина задняя 2120 Надежда 2120-2912712-10 14,3 421мм 30,96 483 265
Пружина передняя 2123 2123-2902712 15,7 313мм 75 815 204
Пружина задняя 2123 2123-2912712 13,9 410мм 30 483 249
Пружина передняя ОКА-1111 1111-2902712 10,1±0,05 317,7мм 21,35±0,6 230±9 21095
Пружина задняя ОКА-1111 1111-2912712 9,7±0,045 353мм 14,19±0,4 210±10 20599,7
Пружина передняя М2141 2141-2902712 13,7-0,043 460мм 15,6±0,5 350±8 216
Пружина задняя М2141 2141-2912712 13,1-0,043 340мм 31,0±1,0 310±10 240
Пружина передняя ИЖ-2126, 2717, 27171 2126-2902712 13,5-0,043 422±6мм 16,0±0,5 330±15 205
Пружина задняя ИЖ-2126 2126-2912712 12,3-0,043 387±6мм 17,6±0,53 318…335 205132
Пружина передняя ИЖ-2125, 2715 402-2902712 14,7-0,05 260±3,5мм 74,0±4,0 635…670 165
Пружин задняя ИЖ-21261 21261-2912712 12,7-0,043 387±6мм 19,8±0,62 360…378 205
Пружина передняя ГАЗ-3110 24-2902712 15 370мм 53 595…625 251
Пружина передняя ГАЗ-2116,3323мм7262023689 внутр.
Пружина передняя ГАЗ-24, 3110 (Штайер)17,03208470723690 внутр.
Пружина передняя ГАЗ-24, 3110 шкворневая 31105 безшкворневая24-290271215,03505371023689 внутр.
Пружина передняя УАЗ-3151, 3153, 3160, 3162, ПАТРИОТ 3160-2902712 15 378мм 400±15130
Пружина передняя УАЗ-2966, 3160, 3162, ПАТРИОТ усиленная 2966-2902712 16 378мм

Проставки под задние пружины М2141 усиленные:

Проставки под пружины 01-07,2121,2123 задние усиленные:

Проставки под пружины 01-07,2121,2123 передние штатные:

Проставки под пружины 01-07,2121,2123 передние усиленные:

Соответствие маркировки пружин модели

При установке пружин на подвеску ВАЗ желательно следить за их соответствием.

  • 2101 устанавливайте на заднеприводные седаны.
  • 21012 жёстче, сделаны из прутка большего диаметра. Ставится на ВАЗ с левым рулевым управлением, со спецкомплектацией, когда нужна передняя подвеска повышенной энергоёмкости.
  • 2102 ставятся на универсалы ВАЗ-2102, 21014. У них на 21 мм увеличена длина по сравнению с 2101, потому на седаны их ставят лишь тогда, когда приходится часто ездить по просёлочным дорогам, чтобы не задевать кочки — при установке 2102 увеличивается дорожный просвет под кузовом. Для увеличения грузоподъёмности их применять нельзя, так как с ними неизбежно преждевременное разрушение кузова.
  • 2108 ставят на все переднеприводные модели, кроме модификаций с 16-клапанным двигателем и «Оки». Кстати, на рынках часто обманывают владельцев седанов ВАЗ-21099, предлагая приобрести дефицитные «99 пружины». На самом деле там стоят обычные «восьмые», а «99-ых», вообще, не существует.
  • 2110 европейские ставятся на задние подвески ВАЗ 21102-21104, 2112, 2114, на переднюю и заднюю подвеску 21122 и 21124. Европейское исполнение создаётся для авто, предназначенных на экспорт. Просвет дорожный здесь делается меньше на 20 мм, уменьшается податливость пружин, чтобы повысить их устойчивость на большой скорости при выполнении поворотов. Проходимость машин на бездорожье, грунтовых дорогах при этом значительно ухудшается.
  • 2111 ставятся на задние подвески ВАЗ 2111 и 2113.
  • 2112 ставятся на передние подвески ВАЗ 21103, 2112, 21113.
  • 2121 применяют на полноприводных моделях, кроме «Оки».

Какие пружины подобрать на ВАЗ 2112?

Для всего семейства 16-клапанных десяток с разными модификациями, в том числе для хетчбека 2112, стандартная комплектация состоит из: передних усиленных пружин 2112 и задних 2110, за исключением универсала 2111. Там в силу специфики, специальные задние пружины более длинные 418 мм.

Судя по тому, что родные задние пружины с длинной 418 мм., и такое часто случается, на Вашей 2112 как раз комплектация от универсала ВАЗ 2111 с увеличенной грузоподъемностью, соответственно те пружины, которые Вы хотели поставить подойдут как аналог. На длину пружины можно внимание не обращать, так как важна длина в сжатом состоянии, да и разница в полтора сантиметра существенной роли не сыграет.

На первые восьмиклапанные десятки устанавливались пружины 2108. Как видно из таблицы, у них такие же самые размеры как и 2112, за исключением толщины прутка.

Таблица стандартных пружин для ВАЗ 2110 — 2112

Модели пружин2108211021112112
Артикулы2108-29027122110-29127122111-29127122112-2902712
Диаметр прутка, мм.12,911,613,2
Внутренний диаметр пружины, мм.124,884,8124,8
Полное число витков7117
Высота пружины, мм.383,5403418383,5
Цена, руб.1050180021501830

Пружины рекомендуется менять парами по одной оси и одновременно с амортизаторами. Если же будет заменена только одна новая пружина, автомобиль будет плохо держать дорогу и ходовые качества заметно ухудшаться.

Есть еще разделение пружин по классам “А” и “В”. В зависимости от класса пружины отмечаются цветовыми метками, причем у разных производителей они разные.

Выбирая класс “В” можно подвеску сделать более мягкой, а класс “А” , как более жесткий, подойдет для частых периодических нагрузок. На 2112 оригинальные пружины отличаются такой цветовой схемой: передние (модель 2112) — белые без отметок класса “А”, а задние (2110) — черные без отметок соответствуют классу “В”.

Обозначение класса жесткости на упаковке с пружинами

При установке новых пружин рекомендуется соблюдать одинаковый класс как для передних, так и для задних. Можно в крайнем случае установить на перед “А”, а на зад “В”, но наоборот ни в коем случае!

При подборе аналогов не рекомендуется брать оригинальные пружины сделанные на экспорт, так как они меньше длиной и существенно снизят клиренс автомобиля. Также есть иностранные аналоги сделанные более качественно чем оригинальные.

Компания Фобос выпускает множество вариантов жесткости и длины одной модели, и подбор необходимо производить индивидуально в зависимости от поставленной задачи — повысить грузоподъемность, увеличить клиренс для бездорожья или спортивные с повышенной стойкостью во время нагрузок.

Таблица рекомендуемых аналогов:

Модель пружиныАртикул аналогаЦена, руб.
2108KYB RA 1904920
SS20 SS301011500
Riginal RG2108-2902712805
2110KYB RA 5649990
SS20 SS301041450
Stellox 10-20379-SX1020
2111KYB RA 5648950
Fobos 78589710
Killen 550321500
2112SS20 SS301021500
Fobos 69696740
Suplex 14 014710

Выбор в зависимости от производителя

Часто водители при поломке деталей стараются купить оригинальные, заводские на замену, не желая экспериментировать. Однако есть достойный выбор от других производителей, изделия которых подчас не хуже оригинальных.

Сириус

Есть большой ассортимент для разных марок автомобилей, также детали изготавливаются любой конфигурации по чертежам заказчика.

Фобос

Качество удовлетворительное, но, по словам некоторых автолюбителей, после 2 лет начинают проседать, теряя жёсткость. Всего под этим брендом изготавливается пружины около 500 видов на любые марки машин, имеются стандартные, усиленные и заниженные пружины. Также предлагаются люфт-комплекты с увеличением дорожного просвета.

Технорессор

Хорошее качество за небольшие деньги. Жёсткость со временем теряют, но не просаживаются. В качестве бюджетного варианта вполне неплохи.

Очень долговечны, без проседаний. Имеют регулировку жёсткости прямо на авто, выполняется специальным барашком под капотом.

Eibach

Качественные, очень долговечные, практически не «стареют» — не проседают, не теряют жёсткость. При поворотах нет крена. Но стоят они дороже, чем Koni, в полтора раза.

Изделия бренда SS20 проходят на испытательных стендах обязательную проверку, после которой их подбирают в пары с аналогичными характеристиками. Такая проверка обеспечивает, по словам производителя, 100-процентное качество продукции. Большой ассортимент позволяет подобрать нужные характеристики в зависимости от стиля вождения и условий эксплуатации. Предлагаются 3 варианта:

  • горячей навивки стандартной высоты с линейной характеристикой сжатия;
  • холодной навивки стандартной высоты с линейной и прогрессивной характеристиками сжатия;
  • холодной навивки заниженные, с прогрессивной характеристикой сжатия.

Kilen

Альтернативные оригинальные пружины от Kilen отличаются максимальным качеством. Срок службы, как заявляют производители, вдвое превышает работу оригинальных изделий от ВАЗ.

Асоми

Отличные пружины, изготавливаемые из особых сплавов, покрытые для увеличения длительности срока службы эпоксидным напылением.

Советы по установке

  1. Можно ли устанавливать детали разных классов?

Помните, что пружины на подвеску нужно ставить одного класса. Допустим, вы установили на переднюю подвеску детали А-класса, значит, на заднюю нужно поставить также класс «А».

Если для задней подвески нет в наличии аналогичного класса, то в исключительных случаях на заднюю подвеску ставится класс «B».

Если на передней подвеске установлены пружины B-класса, то ставить на заднюю класс «А» нельзя.

На левый и правый борт одной оси устанавливайте подвески одного и того же класса.

Размер задних пружин ваз 2110. Торговый Дом «Заречный

Пружины моделей «21» и «20» внешне они очень похожи, изготовлены из одинакового прутка (диаметром 16,3 мм) и равны по диаметру навивки. Разница только в длине. В свободном состоянии новая пружина «Волги» ГАЗ-21 имеет высоту 323 мм, «Победы» — 311. Жесткость у пружин обеих моделей — 72 кг/см. На концах витков нанесены насечки-риски. Это разбивка по степени жесткости в пределах допуска. Три насечки — наибольшая жесткость. Пружины от модели «24» имеют меньшую жесткость (53 кг/см) и высоту (250 мм) и навиты из прутка диаметром 15 мм. Для установки на ГАЗ-21 они не годятся.

Характеристики пружин для ГАЗ-3110 Пружины делятся на 4 группы в зависимости от жесткости и, соответственно, количеству рисок, нанесенных на нижний неотшлифованный конец пружины. Группа N1 Нагрузка 595-605 кгс — одна риска Группа N2 Нагрузка 605-615 кгс — две риски Группа N3 Нагрузка 615-625 кгс — три риски

Завод не рекомендует ставить на разные стороны разные по жесткости рессоры и пружины — подвеска пойдет винтом (машина будет перекошена, собьется регулировка фар, будут неправильно работать амортизаторы и т.д.) Как крайний случай, допускается установка пружин соседней категории, причем более жесткая ставится на левую сторону (где сидит водитель).

Официальная информация с сайта ГАЗ. Правда ли что, на автомобили ГАЗ-3102 с двигателем ЗМЗ-406 подбираются более жесткие пружины?

Пружины 24-2902712 производства ОАО «ГАЗ» по жесткости имеют от 1 до 4 рисок — по возрастающей это выглядит так — 4, 1, 2, 3. При сборке передних подвесок пружины подбирают между собой так, чтобы на подвеске были пружины равной жесткости вне зависимости от модели и устанавливаемого двигателя. Иные, более мощные, пружины 23-2902712 устанавливались только на модификации Волг с двигателем ГАЗ-560 Steyr.

ГАЗ-21 ГАЗ-23, ГАЗ-24-24, ГАЗ-3110 Steyr ГАЗ-24, ГАЗ-3110 шкворневая, ГАЗ-31105 б/шкворневая
Число витков
Диаметр прутка
Диаметр пружины (внутр)
Высота в свободном состоянии
Высота под нагрузкой кгс
Номинальная нагрузка на пружину (при полной нагрузке автомобиля)
Жесткость, кгс

21/23/24 Высота под контрольной нагрузкой — 236 мм для всех. Контрольная нагрузка — 620 / 707 / 605кг. Это не номинальные параметры, а лишь условия проверки на стенде. Но судить по ним о соотношении высот при общей нагрузке вполне можно. Выходит, что, например, под нагрузкой 610кг 21-я будет выше 236мм, а 24-я — ниже. Т.е. 24-я мягче. Кстати, вот и данные по жесткости: 72 / 84 / 53 (единицы — не указаны). Число витков везде — 10. Пруток — 16,3 / 17 / 15 соответственно
Эту информацию предоставил Руслан (762В) Пружины ГАЗ-21 делятся по жесткости на четыре группы, каждой из которых соответствует своя маркировка: от одной до четырех рисок на опорном витке. Жесткость определяется нагрузкой, необходимой для сжатия пружины до высоты 236 мм при установке на контрольную шайбу. Первой группе жесткости (одна риска) соответствует нагрузка 605-615 кг; второй группе (две риски) -615-625 кг; третьей (три риски)- 625-635 кг; четвертой (четыре риски)- 595-605 кг. На автомобиле все пружины должны быть какой-нибудь одной группы.

› ЕЩЕ РАЗ О ПРУЖИНАХ ПОДВЕСКИ ВАЗ

Как маркируются пружины и как их правильно подобрать

Технология изготовления пружин достаточно сложна. Потому львиная доля пружин для «Жигулей», «Самар», «Нив» производится на ВАЗе. Однако есть еще ряд предприятий, которые получили допуск ВАЗа на производство пружин. На них наносится товарный знак завода-изготовителя либо прикрепляется бирка. Изготавливаются пружины из прокатанной пружинной стали, с которой предварительно шлифованием (на новых линиях — токарной обработкой) снимается обезуглероженный слой.

Дальнейшее изготовление пружины делится на следующие этапы:

1. нагрев прутка и навивка пружины в горячем состоянии; 2. закалка в масле и низкий отпуск; 3. дробеструйная обработка, применяемая для очистки от продуктов окисления и упрочнения поверхностного слоя; 4. холодная осадка пружин (пружины трижды прижимают до соприкосновения витков, длина их при этом уменьшается приблизительно на 18 мм, одновременно происходит «заневоливание» пружин); 5. нанесение защитного покрытия — на пружины задней подвески, работающие в более жестких условиях, наносится защитное эпоксидное покрытие. Передние же пружины допускается покрывать специальной эмалью черного цвета на хлоркаучуковой основе. Стоит отметить, что технология нанесения эпоксидного покрытия достаточно сложна и освоена только на Волжском автозаводе. Другие предприятия-изготовители, как правило, применяют покрытие пружин эмалью ; 6. контроль статической нагрузки — последняя операция в изготовлении пружин. На этом этапе, который проходят абсолютно все изделия, пружины, не попадающие в допуск, выбраковываются, а остальные в зависимости от полученного значения контрольной нагрузки делятся на два класса. Пружины с плюсовым полем допуска по нагрузке относятся к классу А, с минусовым — к классу В. При этом пружины метятся краской (распылителем наносится полоса на внешней стороне витков), соответствующей классу.

В таблице 1 приведена маркировка выпускаемых пружин

Пружины подвески – размеры/маркировка

Из нее видно, что большая часть устанавливаемых на автомобили пружин метятся либо желтой, либо зеленой краской. Вполне резонно возникает вопрос:
какие же пружины предпочтительнее?
Строго говоря, как пружины
класса А
, так и пружины
класса В
имеют равное право на существование. Деление же на классы принято для того, чтобы уменьшить разницу в длине пружин правого и левого бортов автомобиля — а это неизбежно при массовом производстве, — которая отрицательно сказывается на его управляемости и устойчивости (так как приводит к перекосу автомобиля относительно продольной оси). Однако если вы предпочитаете загружать свой автомобиль «под завязку», то, возможно, вам следует выбрать пружины
класса А
, так как они выдерживают чуть большую нагрузку. Но при этом следует иметь в виду, что разница (проконтролировать которую невозможно) незначительна и может составить от 0 до 25 кг.

Цвета маркировки пружин ВАЗ, ГАЗ, ИЖ, ЗАЗ, АЗЛК

Если же внимательно изучить таблицу, то можно увидеть, что существует маркировка и других цветов. Рассмотрим ее подробнее. Это пружины, предназначенные в основном для установки на заднюю подвеску автомобилей-универсалов. Раньше — ВАЗ-2102, сейчас — ВАЗ-2104 и ВАЗ-2111. Отличаются они чуть большей длиной в силу специфики данных автомобилей.
Можно ли ставить эти пружины на седаны или хэтчбеки?
Для ответа на этот вопрос необходимо знать цель установки данных пружин. Если это вызвано стремлением увеличить дорожный просвет из-за проседания кузова, связанного со старением, то такая установка имеет смысл. На ходовых качествах автомобиля это никоим образом не отразится. Однако если подобная перестановка преследует цель увеличения загрузки автомобиля сверх допустимой нормы, то данная операция повлечет за собой преждевременный износ и разрушение кузова. А здесь уже автолюбитель должен решать для себя сам, что для него важнее: сохранить автомобиль в технически исправном состоянии на долгие годы либо выжать из него максимум за короткий срок, после чего с легким сердцем сдать в металлолом.

Цвет пружины

– величина не постоянная. Разные производители могут этот цвет менять. Толщина прутка – тоже вопрос, например,
Фобос
делает пружины даже с переменной толщиной прутка. Он же (Фобос) делает пружины с переменным шагом, следовательно, не выдерживает указанное количество витков. Высота также может варьироваться, т.к. некоторые производители для упрощения технологии задние пружины 2101 и 2102/04 делают одинаковой высоты, но разной жесткости, Другие производители уменьшают высоту для увеличения устойчивости авто в поворотах. Поэтому для идентификации пружин наиболее приемлемо использовать наружный диаметр пружины, т.к. этот размер является присоединительным к авто, и его производители пружин произвольно менять не могут. Пружины одного диаметра можно различить по цвету маркировки, т.к. это тоже устоявшийся стандарт с некоторым допуском на цветовосприятие (например, красный = коричневый).

Установка пружин, не предусмотренных конструкцией, и загрузка автомобиля сверх меры не продлят его жизнь. То же самое можно сказать и о проставках, которые часто устанавливаются между пружиной и кузовом. Если пружина просела, то ее не спасет никакая проставка, так как в такой пружине уменьшено межвитковое расстояние, а это опасно уже потому, что уменьшен ход пружины до смыкания витков. Если же такая проставка применяется вместе с нормальной пружиной, то это увеличит клиренс, но при этом уменьшится ход отбоя и увеличится ход сжатия амортизатора, что в общем-то тоже не очень приятно. Наконец, совсем уж глупо втыкать между витками просевшей пружины резиновые вставки. Пружина просто-напросто перестает выполнять свои функции и в один прекрасный момент может попросту лопнуть, если до этого вы еще не успели улететь в кювет по причине отвратительной управляемости автомобиля.

А теперь остановимся более подробно на нестандартных пружинах, в разные годы применявшихся “АвтоВАЗом” на своих автомобилях. Пружины — 21012.

Изготавливаются из прутка большего диаметра, чем у обычных пружин, и устанавливаются только на правый борт передней подвески автомобилей классической компоновки с правым рулевым управлением для выравнивания автомобиля из-за значительного перераспределения массы. Кроме того, эти же пружины устанавливаются на автомобили отдельной комплектации с левым рулевым управлением (на оба борта).
Пружины — 2108
в экспортном исполнении. Маркируются белым и голубым цветами — передние и коричневым и синим — задние. Наш совет: держитесь от этих пружин подальше. Ведь все их отличие в том, что автомобиль с данными пружинами имеет пониженный клиренс и предназначены они для езды по европейским автобанам, а не по родным ухабам.

Если же вам будут предлагать пружины — 21099

(а они в последнее время мелькают в рекламе), то знайте, что вас просто хотят «нагреть». Никаких “99-х” пружин в природе не существует.
Пружины — 2110.
На переднюю подвеску автомобиля ВАЗ-2110 стандартной комплектации устанавливаются пружины — 2108. «Десятки: же с 16-клапанным двигателем комплектуются усиленными пружинами — 2112. А сзади на данное семейство чаще всего устанавливаются пружины — 2110 евро (кроме ВАЗ-2111).

Далее поговорим о правилах установки пружин, которые существуют на Волжском автозаводе.

Во-первых, на подвеску одного автомобиля допускается ставить пружины только одного класса. В исключительных случаях, если на переднюю подвеску устанавливаются пружины
класса А
и в наличии нет соответствующих пружин для задней подвески, допускается производить монтаж на заднюю подвеску пружин, относящихся к
классу В
. Для автомобиля же, снаряженного спереди пружинами
класса В
, установка пружин к
ласса А
на заднюю подвеску недопустима. При этом следует отметить, что в любом случае на правом и левом бортах одной оси автомобиля должны быть установлены пружины одного и того же класса.

Вообще, при кажущейся простоте описываемой нами детали определить ее пригодность в гаражных условиях (да и в условиях СТО) абсолютно невозможно. Для этого необходимо достаточно громоздкое специальное оборудование, позволяющее нагружать пружину и определять степень сжатия в зависимости от прилагаемой нагрузки. Неблагодарным делом представляются также и предпринимаемые кем бы то ни было попытки восстановления старых пружин. Соответствующие исследования проводились на «АвтоВАЗе», и на основании полученных результатов был сделан вывод, что овчинка не стоит выделки, так как ресурс восстановленной пружины очень невелик.

Like 65 Share: Follow this User

На большинстве легковых автомобилей – это витые цилиндрические пружины. Несмотря на простоту и надежность, они со временем выходят из строя.

После длительной (5–7 лет) эксплуатации машины с большой нагрузкой они проседают из-за усталости металла, при этом ход и энергоемкость подвески уменьшаются. Она начинает срабатывать до упора, что ускоряет разрушение деталей кузова. Обнаруживают потерю упругости пружин чаще неожиданно. Например, все лето ездили на дачу вдвоем-втроем, а тут пришлось гостей захватить, да и багажник основательно загрузить. Весу-то не больше допустимых для ”Жигулей” 400 кг, а машина уже ”ползет на брюхе”, цепляя глушителем асфальт. Но не все владельцы спешат покупать новые пружины. Кто-то, наслушавшись иных ”знатоков”, устанавливает под пружины (или между их витками) резиновые проставки. Главная опасность такого решения – возможность срабатывания подвески до смыкания витков пружины и, как следствие, передача почти жестких ударов на кузов. В штатной конструкции подвеска совершает свой полный ход до упора в мягкий резиновый или полиуретановый отбойник, который гасит лишь остатки энергии. Проставка же, заменяя собой воздушные промежутки между витками пружины, лишь ограничивает ход подвески, превращая ее из ”мягкой пружинной” в ”дубовую резиновую”. Если вы перевозите на ВАЗ-2104 по тонне груза за рейс, то ставить новые пружины взамен просевших бесполезно – и с ними груженая ”четверка” распластается по асфальту. А с проставками машина будет еще год выглядеть ”бодрячком”, пока трещины лонжеронов не обезобразят ее осанку. То, что покупку нового автомобиля придется учесть в смете предстоящих производственных затрат – еще полбеды. Главное, что езда на перегруженной машине просто опасна. Но если вы используете машину не столь безжалостно и рассчитываете на ее долгую службу, выход один – поставить новые, предназначенные для данной модели пружины. Для любознательных читателей расскажем, как делают пружины подвески на ВАЗе. Исходный материал – прокатанный пруток круглого сечения из пружинной стали марки 60С2ГФ. Первая операция – обработка прутков на токарных линиях до нужного диаметра, со снятием верхнего обезуглероженного слоя. Вторая – нагрев и навивка спиралью. Затем – закалка и отпуск. Потом дробеструйная обработка: в специальной камере пружины обстреливают потоком мелкой стальной дроби – так очищают от окалины, упрочняют поверхностный слой и повышают усталостную прочность. Следующий этап – холодная осадка, или заневоливание пружин. Их трижды сжимают до соприкосновения витков, после чего длина уменьшается примерно на 18 мм от первоначальной. Теперь пружины готовы долго работать, не теряя упругости. На готовую пружину наносят защитное покрытие, иначе со временем на поверхности прутка образуются каверны и раковины от коррозии, что ослабит поверхностный слой и ускорит поломку пружины. Кроме традиционного покрытия – черной хлоркаучуковой эмали, на ВАЗе применяют более стойкое эпоксидное. Например, для пружин задней подвески – только последнее. Заключительная операция – контроль статической нагрузки. Его проходят 100% выпускаемых пружин. Сжав пружину с определенным усилием, измеряют ее длину. Например, у пружины модели ”2101 передней” под нагрузкой 435 кг номинальная длина 232 мм, а при 603 кг – 182 мм. Пружины, длина которых под нагрузкой оказалась больше или меньше (за пределами допуска), выбраковываются. Попавшие в плюсовый допуск (то есть чуть длиннее номинальной) – относятся к классу А, а в минусовый (чуть короче) – к классу В.

Таблица 1
Маркировка пружин для подвесок автомобилей ВАЗ
Модель пружины Цвет отличительной маркировки
1111 передняя 1111 задняя 2101 передняя 2101 задняя 21012 передняя 2102 задняя 2121 передняя 2121 задняя 2108 передняя 2108 задняя 2108 передняя европейская 2108 задняя европейская 2110 задняя 2111 задняя 2112 передняя желтый желтый желтый желтый белый коричневый без отметки (белый) без отметки (белый) желтый желтый белый коричневый без отметки (белый) оранжевый белый зеленый зеленый зеленый зеленый голубой синий черный черный зеленый зеленый голубой синий черный голубой без отметки (черный)

После этого пружины маркируют, нанося полосу краски на наружную поверхность витков. В зависимости от модели пружины (табл. 1) применяют желтый, зеленый, белый, голубой, коричневый, синий, черный и оранжевый цвета. И все же, несмотря на такую сложную технологию производства, все пружины в эксплуатации рано или поздно проседают. Впрочем, если применить более дорогой материал, то можно создать пружину, сохраняющую достаточную упругость даже при длительном заневоливании. Пример – боевая пружина гранатного запала УЗРГМ. Находясь в полностью сжатом состоянии лет пятьдесят, она незначительно теряет в упругости и всегда готова надежно сработать, разбив ударником капсюль. Разумеется, к автомобильным пружинам таких высоких требований не предъявляют. Какой смысл взвинчивать их стоимость, делая ”вечными”, если через несколько лет потребуют замены более дорогостоящие узлы? Но обеспечить сохранение упругости пружин хотя бы в течение расчетного срока службы машины завод обязан, и это ему удается. Чего не скажешь о ”левых” производителях, чьи пружины появляются на рынке. Но есть и добросовестные изготовители, получившие допуск ВАЗа на поставку пружин в запчасти. Например: завод строительных машин в Славянске; Краностроительный завод в Никополе (оба – на Украине); ТОО ”Союз-ТМО”, Ижевск и Машиностроительный завод, Пермь. Пружины этих четырех заводов маркируют клеймом изготовителя или прикрепляют бирку. Теперь о применяемости пружин. Модель 2101 (передняя и задняя) – для всех заднеприводных ВАЗов с кузовом седан. 21012 – сделана из прутка большего диаметра, она жестче, чем 2101. Ее устанавливают с правой стороны передней подвески ”жигулей” с правым рулевым управлением (экспортных) для выравнивания автомобиля из-за несимметричного распределения массы. На машинах с левым рулем суммарный вес рулевого механизма, педального узла, агрегатов гидроприводов тормозов и сцепления, комбинации приборов, расположенных с левой стороны, примерно соответствует весу аккумулятора, стартера и генератора с правой. При ”правом руле” все это сосредоточено с одной стороны, что и потребовало усиленной пружины справа. Пружина 21012 встречается и на обеих сторонах подвески ”жигулей” спецкомплектаций с левым рулевым управлением, которым требуется повышенная энергоемкость передней подвески. Пружины 2102 ставят в задние подвески универсалов ВАЗ-2102 и 2104. Их длина на 21 мм больше, чем у обычных ”ноль первых”, и применять такие на седанах оправдано лишь для увеличения высоты кузова над дорогой, например, если приходится часто ездить по проселку и задевать порогами кочки. Но это не значит, что можно применять пружины 2102 для увеличения грузоподъемности машины – преждевременное разрушение кузова в этом случае неизбежно. Передние пружины 2108 устанавливают на все переднеприводные модели ВАЗ, кроме ”Оки” и модификаций с новым 16-клапанным двигателем. 2108 задние – на все переднеприводные, кроме семейства ВАЗ-2110 и ”Оки”. Владельцев седанов ВАЗ-21099 иногда обманывают на рынках, предлагая втридорога якобы дефицитные ”99-е” задние пружины. Помните: таковых не существует – в задней подвеске ВАЗ-21099 стоят обычные ”восьмые” пружины. Пружины для автомобилей семейства ВАЗ-2110 пока спросом не пользуются; тем не менее сообщаем данные о их применяемости (табл. 2).

Таблица 2
Пружины для подвесок автомобилей ВАЗ ”десятого” семейства
Тип пружины Модель автомобиля
ВАЗ-21102, ВАЗ-21104 ВАЗ-21122, ВАЗ-21124
Пружина передней подвески
Пружина задней подвески 2110 европейская 2110 европейская 2110 европейская 2110 европейская

Некоторые модели пружин выпускают еще и в европейском исполнении – для автомобилей, предназначенных на экспорт. Они чуть короче обычных, поэтому дорожный просвет таких машин меньше примерно на 20 мм, и одновременно уменьшена податливость самих пружин, что позволяет повысить устойчивость машины в поворотах и при движении с большой скоростью. Если вы решитесь поставить такие на свой автомобиль, учтите, что менять нужно все четыре пружины комплектом. Разумеется, проходимость автомобиля ощутимо снизится, и при поездках по грунтовым дорогам более вероятны повреждения снизу машины. Пружины моделей 2121 применяют на полноприводных автомобилях ВАЗ всех модификаций (2121, 21213, 21218, 2131), а модели 1111 – только на ”Оке”. В заключение – о возможности установки на машину пружин разных классов упругости. Общее правило, действующее на ВАЗе, таково: все четыре пружины должны быть одного класса – либо А, либо В. В исключительных случаях допустимо устанавливать назад пружины класса В, если спереди стоят пружины класса А. Но если на передней подвеске стоят пружины класса В, то ставить назад пружины класса А не разрешается, недопустима и установка пружин разных классов на подвеске одной оси.

Таблица 3
Краткие технические характеристики пружин
Модель пружины Диаметр прутка, мм Наружный диаметр, мм Число витков Покрытие пружины, мм
Пружины передней подвески
эпоксидное, черная эмаль
эпоксидное, черная эмаль
эпоксидное
эпоксидное, черная эмаль
2108 европейская эпоксидное, черная эмаль
эпоксидное, черная эмаль
эпоксидное, черная эмаль
Пружины задней подвески
эпоксидное
эпоксидное
эпоксидное
эпоксидное
2108 европейская эпоксидное
эпоксидное
2110 европейская эпоксидное
эпоксидное, черная эмаль

Характеристики пружин для подвесок автомобилей ВАЗ даны в табл. 3.

Пружины моделей «21» и «20» внешне они очень похожи, изготовлены из одинакового прутка (диаметром 16,3 мм) и равны по диаметру навивки. Разница только в длине. В свободном состоянии новая пружина «Волги» ГАЗ-21 имеет высоту 323 мм, «Победы» — 311. Жесткость у пружин обеих моделей — 72 кг/см. На концах витков нанесены насечки-риски. Это разбивка по степени жесткости в пределах допуска. Три насечки — наибольшая жесткость. Пружины от модели «24» имеют меньшую жесткость (53 кг/см) и высоту (250 мм) и навиты из прутка диаметром 15 мм. Для установки на ГАЗ-21 они не годятся.

Характеристики пружин для ГАЗ-3110 Пружины делятся на 4 группы в зависимости от жесткости и, соответственно, количеству рисок, нанесенных на нижний неотшлифованный конец пружины. Группа N1 Нагрузка 595-605 кгс — одна риска Группа N2 Нагрузка 605-615 кгс — две риски Группа N3 Нагрузка 615-625 кгс — три риски

Завод не рекомендует ставить на разные стороны разные по жесткости рессоры и пружины — подвеска пойдет винтом (машина будет перекошена, собьется регулировка фар, будут неправильно работать амортизаторы и т.д.) Как крайний случай, допускается установка пружин соседней категории, причем более жесткая ставится на левую сторону (где сидит водитель).

Официальная информация с сайта ГАЗ. Правда ли что, на автомобили ГАЗ-3102 с двигателем ЗМЗ-406 подбираются более жесткие пружины?

Пружины 24-2902712 производства ОАО «ГАЗ» по жесткости имеют от 1 до 4 рисок — по возрастающей это выглядит так — 4, 1, 2, 3. При сборке передних подвесок пружины подбирают между собой так, чтобы на подвеске были пружины равной жесткости вне зависимости от модели и устанавливаемого двигателя. Иные, более мощные, пружины 23-2902712 устанавливались только на модификации Волг с двигателем ГАЗ-560 Steyr.

ГАЗ-21 ГАЗ-23, ГАЗ-24-24, ГАЗ-3110 Steyr ГАЗ-24, ГАЗ-3110 шкворневая, ГАЗ-31105 б/шкворневая
Число витков
Диаметр прутка
Диаметр пружины (внутр)
Высота в свободном состоянии
Высота под нагрузкой кгс
Номинальная нагрузка на пружину (при полной нагрузке автомобиля)
Жесткость, кгс

21/23/24 Высота под контрольной нагрузкой — 236 мм для всех. Контрольная нагрузка — 620 / 707 / 605кг. Это не номинальные параметры, а лишь условия проверки на стенде. Но судить по ним о соотношении высот при общей нагрузке вполне можно. Выходит, что, например, под нагрузкой 610кг 21-я будет выше 236мм, а 24-я — ниже. Т.е. 24-я мягче. Кстати, вот и данные по жесткости: 72 / 84 / 53 (единицы — не указаны). Число витков везде — 10. Пруток — 16,3 / 17 / 15 соответственно Эту информацию предоставил Руслан (762В)
Пружины ГАЗ-21 делятся по жесткости на четыре группы, каждой из которых соответствует своя маркировка: от одной до четырех рисок на опорном витке. Жесткость определяется нагрузкой, необходимой для сжатия пружины до высоты 236 мм при установке на контрольную шайбу. Первой группе жесткости (одна риска) соответствует нагрузка 605-615 кг; второй группе (две риски) -615-625 кг; третьей (три риски)- 625-635 кг; четвертой (четыре риски)- 595-605 кг. На автомобиле все пружины должны быть какой-нибудь одной группы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]