Описание наиболее распространенных неисправностей автомобильных аккумуляторов: признаки, причины, правила устранения. Видео о причинах поломки аккумулятора.
Если автомобиль не заводится, то, вероятнее всего, причиной тому служит недостаточная сила пускового тока, выдаваемого аккумулятором. И хорошо, если батарею просто забыли подзарядить после долгого простоя машины. В более сложных случаях АКБ выходит из строя и требует ремонта либо замены. Какие же неполадки могут возникнуть у этого устройства и как их распознать?
Быстрый саморазряд
Даже исправная АКБ без нагрузки может за сутки терять энергию в количестве до 0,5% своей ёмкости. Но если из батареи «вылетает» до 5 или 10% от первоначального заряда – время бить тревогу. Признаком быстрого саморазряда аккумулятора служит отказ двигателя заводиться в случае, когда автомобиль простаивал не более семи дней.
Впрочем, причинами быстрой утечки энергии из батареи могут оказаться не только её неисправность, но и неполадки в самой электроцепи автомобиля. Либо неправильное подключение оборудования, в результате чего оно продолжает вытягивать ампер-часы из АКБ даже после того, как двигатель был заглушен.
Потому не стоит севший раньше времени аккумулятор тут же менять на новый. Для начала подозрительную АКБ нужно зарядить и демонтировать с машины. Если батарея сама по себе станет быстро терять энергию, то действительно имеет место саморазряд. Главными причинами такой неполадки являются:
- электролит низкого качества;
- сепарация электролита, при которой кислота, обладающая большей плотностью по сравнению с водой, опускается вниз банки;
- разрушение пластин;
- засорение электролита частицами пластин;
- загрязнение клемм аккумулятора.
Введение.
Современный автомобиль не может работать электрического без тока. При помощи электрического происходит тока зажигание рабочей смеси в карбюраторных и двигателях газосмесительных, пуск двигателя стартером, приводятся в световая действие и звуковая сигнализация, контрольно-измерительные освещение, приборы и дополнительное оборудование.
Электрическим током направленное называется движение заряженных частиц в проводнике, а под, сила действием которой в проводниках возникает ток электрический, называется электродвижущей силой (ЭДС).
электрического Источниками тока
называются такие приборы агрегаты или, которые превращают один из видов электрическую в энергии.
Для получения электрической энергии на устанавливают автомобиле источники электрического тока — генератор и батарею аккумуляторную. Генератор превращает механическую энергию в аккумуляторная, а электрическую батарея — химическую энергию в электрическую.
которые, Приборы превращают электрическую энергию в другие энергии виды, называют потребителями.
К таким приборам лампы относятся освещения, стартер, электродвигатели вентилятора, обогрева и стеклоочистителя кабины указатель температуры воды, масла давления в двигателе и другие приборы.
В данной рассмотрим работе аккумуляторную батарею, ее устройство, применение и обслуживание техническое.
Устранение утечек энергии
Испортившийся электролит меняют на новый. Этот процесс происходит примерно так:
- аккумулятор полностью заряжается;
- из АКБ сливается отработанный электролит;
- банки промываются дистиллированной водой;
- в аккумулятор заливается новый электролит, плотность которого должна соответствовать полной зарядке батареи.
А как быть с необслуживаемой АКБ? Попробовать сделать её «обслуживаемой», просверлив над банками агрегата отверстия для залива электролита. Желательно при этом не задеть пластины или конденсационные каналы. Конечно, если батарея не рассчитана на такой ремонт, то надёжнее будет её заменить полностью. Но тогда и затраты будут больше.
Попытаться восстановить работоспособность аккумулятора со слегка осыпавшимися пластинами можно путём его промывки дистиллированной водой. После этого процесса в батарею заливается новый электролит.
Короткое замыкание на клеммах АКБ может возникнуть в результате образования в этом месте наслоений. Особенно, если они ещё и набрались паров электролита, чего в этом случае вполне стоит ожидать. До такого состояния агрегат лучше не доводить, но если загрязнения уже образовались, то стоит промыть картер аккумулятора слабым раствором соды, а затем водой. Причём, батарею следует именно промывать с помощью губки, кисти или чистой тряпки, а не купать.
Повреждения корпуса
Эту проблему можно обнаружить при визуальном осмотре изделия: протекающий электролит будет заметен сразу. Есть и иной способ, подразумевающий использование тестера. Его нужно переключить на измерение напряжения, один щуп подсоединить к любой клемме батареи, а вторым поводить по корпусу. Отклонение стрелки будет служить признаком неисправности аккумулятора автомобиля. Причины появления трещин:
- плохое закрепление АКБ, в результате чего она подвергается вибрации и тряске;
- небрежное отношение к изделию при его транспортировке, хранении;
- попадание в ДТП.
Если на батарее сверху есть мастика (сегодня такие АКБ устарели и встречаются довольно редко) и электролит сочится из-под неё, трещины можно ликвидировать оплавлением. То же относится к современным аккумуляторам, если повреждения около клемм (только паять придётся пластик). А вот трещины на АКБ сбоку таким методом не устранить: её придётся отдать в ремонт, где поменяют корпус. Самостоятельная реставрация возможна лишь при наличии небольших повреждений и разборной конструкции батареи. В этом случае пригодится эпоксидная смола. Ход действий:
- полностью слейте электролит;
- удалите с краёв сверху мастику, чтобы вытащить пластины в «комплекте» с электродами батареи;
- тщательно высушите пустой корпус;
- заклейте трещины эпоксидной смолой, используя пропитанную ей плотную ткань;
- высушите отремонтированную коробку в течение суток;
- залейте электролит нужной плотности.
Закипание электролита
В отличие от «традиционного», кипение электролита возникает не из-за высокой его температуры. Причин для обильного испарения у рабочей жидкости аккумулятора обычно две:
- неправильная работа реле-регулятора, в результате чего АКБ перезаряжается, и находящаяся в ней вода распадается на кислород и водород;
- сульфатация пластин аккумулятора, не позволяющая им полноценно взаимодействовать с электролитом, что приводит к недополучению батареей энергии, а также электролизу.
Вообще-то в неисправностях, относящихся к первому случаю, аккумулятор не виноват. Здесь нужно просто отремонтировать генератор или реле. А вот со сульфатацией нужно разбираться.
Процесс списания
Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией
Делается это следующим образом. Проверяется состояние списываемой детали, согласно РД-3112199-1089-02 или инструкции действующей на предприятии. Составляется акт списания АКБ. Его образец находится в РД-3112199-1089-02 в приложении №3.
Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией. В бухгалтерии, на основе акта списания, со забалансового счета №9 списывается деталь и на него же записывается информация о новой запчасти.
Сульфатация пластин аккумулятора
Как и в случае с саморазрядом, пластины даже исправного аккумулятора постепенно покрываются сульфатом свинца. Другое дело, что частые и глубокие разрядки АКБ катализируют этот процесс, и соли нарастают в таком количестве, что существенно ограничивают площадь контакта электродов с электролитом. В таких условиях ожидать от батареи высоких эксплуатационных показателей было бы наивно. Некоторые признаки сульфатации АКБ:
- значительное снижение ёмкости аккумулятора;
- слабый ток холодного пуска;
- закипание батареи при зарядке.
В Интернете можно найти множество рекомендаций о том, как избавить пластины АКБ от налёта, однако большинство подобных методов могут окончательно вывести агрегат из строя. Найти по-настоящему эффективный и несложный способ десульфатации аккумулятора довольно сложно. Так что батарею с большим количеством солей лучше сразу заменить – всё равно после очистки она нормально работать не будет.
Вяло и тускло
Догадаться, что батарее плохо, можно при пуске машины. Если индикаторы на панели или салонное освещение при этом заметно притухают, а стартер еле-еле крутит коленчатый вал, то АКБ явно не в себе. Конечно, виноваты могут быть и окислившиеся клеммы, и, скажем, элементарная недозарядка батареи вследствие отрицательного энергобаланса, но в любом случае это повод выяснить причину подобной «вялости». И если клеммы хорошо затянуты, а режим поездок вполне позволяет АКБ подзаряжаться в пути, то очень может быть, что батарее просто пора на покой.
Короткое замыкание
Когда в одной из банок замыкаются пластины, напряжение падает во всём аккумуляторе до значения 10-10,5 В. Таким образом батарея недополучает два вольта от неисправного контейнера.
Для выявления закоротившей банки нужно поставить аккумулятор на зарядку и перед завершением его подпитки электроэнергией определить, в каком контейнере электролит не закипел. Там и следует искать причину неисправности. Как правило, короткое замыкание возникает в результате:
- разрушения пластин, вызванного их износом или нарушением правил эксплуатации АКБ;
- деформации корпуса аккумулятора;
- заводского брака.
Короткозамкнутую АКБ следует внимательно исследовать на предмет вздутия корпуса или его повреждений. Если такие неполадки обнаружены, но они не столь значительны, то аккумулятор можно попробовать починить. В случае же серьёзных пробоин и крупных вмятин батарея подлежит замене.
Трещины в баке
Трещины в баке
определяют по следам просачивания электролита или переносным вольтметром, один провод которого присоединяют к любому выводному штырю, а другим касаются поверхности бака в местах предполагаемых трещин. Отклонение стрелки вольтметра указывает на наличие трещин. Загрязненную и залитую электролитом поверхность батареи протирают тканью, смоченной 10-процентным раствором нашатырного спирта или двууглекислой соды. Засоренные вентиляционные отверстия прочищают деревянной палочкой. Применение для этой цели медной или железной проволоки недопустимо. Окисленные штыри и зажимы зачищают шабером. После затяжки гаек зажимы и штыри смазывают техническим вазелином или солидолом.
Размыкание пластин АКБ
Избавиться от нежелательного контакта аккумуляторных пластин технически несложно. Однако такой ремонт редко когда позволяет добиться номинального напряжения на клеммах батареи. И то, если электроды не рассыпались совсем и не закоротили в картере АКБ всё, что только можно.
Обычно при коротком замыкании пластин аккумулятора его промывают дистиллированной водой. Методика очистки такова:
- АКБ наполовину заливается дистиллированной водой;
- аккумулятор встряхивается для поднятия со дна осадка;
- батарея резко переворачивается, вода сливается;
- промывка повторяется несколько раз;
- в аккумулятор заливается новый электролит;
- АКБ заряжается в несколько этапов, между которыми замеряется плотность электролита и при необходимости корректируется.
Вообще-то при заливании дистиллированной воды в аккумулятор можно ограничиться неисправным контейнером – тогда и трясти агрегат будет легче. Если разрушение пластин батареи не зашло слишком далеко, то осыпавшиеся их частицы вполне можно вымыть.
Однако АКБ с деформированными пластинами даже после тщательной очистки вряд ли сможет похвастаться высокой работоспособностью. Ну, и при повреждениях корпуса аккумулятора от промывки агрегата водой толку будет мало.
NET.Гаджет
Статьи
Как проверить амперы мультиметром? Аннотация
Мультиметром именуют устройство, используя который измеряется величина напряжения, сила тока, сопротивление, производится «прозвонка» проводов. Говоря иначе это устройство довольно нужно. При всем этом, как указывает практика, оно пользуется достаточной популярностью не столько лишь в индустрии, дополнительно в быту.
Увы как будет произведена грамотная установка как приступить к нужным замерам, следует учитывать, что мультиметр. не совершенно безопасный устройство. При неверном использовании конечно не столько лишь просто вывести его из строя, но а причинить суровый вред собственному здоровью. Особенно это касается тех случаев, когда для вашей компании нужно провести замеры при высочайшем напряжении либо большой силе тока. Не представит труда не столько лишь сразу спалить мультиметр, и получить суровую электротравму.
Вот поэтому, как будет произведена грамотная установка как приступить к использованию мультиметра, нужно потренироваться на источниках питания с низкими показателями силы тока, к примеру на батарейках. Также не рекомендуется третировать инструкциями к устройству.
Разновидности мультиметров
Для начала необходимо знать, что мультиметры бывают цифровыми и аналоговыми (стрелочными, еще посреди электриков они известны как «цешка»). 2-ые известны электрикам уже издавна, но использовать их без особых познаний и практики довольно трудно.
- необходимо уметь разбираться в шкалах устройства, которых на стрелочном мультиметре несколько;
- устройство следует держать в таком положении, когда стрелка на нем не будет «гулять» по шкале.
Вот поэтому, если есть такая возможность, лучше воспользоваться цифровым мультиметром. Мы также будем рассматривать примеры с внедрением конкретно цифрового устройства, потому что без помощи других обучиться работать с аналоговыми мультиметрами достаточно трудно.
Разновидностей цифровых мультиметров довольно много, но принцип их работы похож меж собой – различие состоит исключительно в количестве функций устройства. Соответственно, от функциональности мультиметра зависит и стоимость, потому до того как его получать, обусловьтесь, зачем он для вас нужен.
Мультиметр состоит из:
- самого устройства;
- 2-ух щупов (темного и красноватого);
- источника питания (батарейка Крона на 9 В).
Итак, в чем все-таки состоят особенности использования этого измерительного устройства и как
Инструкция
Для того чтоб измерить силу тока в цепи, нужно поочередно подключить к ней устройство. При всем этом на самом мультиметре нужно щуп красноватого цвета воткнуть в гнездо на приборе с надписью mA, а темного – в com. Последовательное подключение значит, что цепь должна быть разорвана и каждый щуп присоединяется к различному проводу, т. е. устройство нужно присоединить меж 2-мя источниками питания. Но потому что вы измеряете силу тока, а в источниках питания это сделать просто нереально, для вас нужно включить в цепь некий устройство, к примеру обыденную лампочку, поместив ее в цепи сразу после источника питания.
Как можно просто проверить зарядное устройство
мультиметром. Смотрите другие мои видео из категории полезн.
Взрыв аккумулятора
Короткое замыкание в аккумуляторе способно не только снизить напряжение на его выходе, но и привести к настоящему взрыву устройства. Причинами такого ЧП могут стать:
- сильная перезарядка аккумулятора;
- короткое замыкание при запуске двигателя с помощью силовых кабелей;
- низкий уровень электролита.
Второй сценарий возможен при подключенном отрицательном силовом проводе между двумя автомобилями, или так называемом «прикуривании». В такой ситуации достаточно случайно задеть положительным полюсом капот или картер двигателя, чтобы аккумулятор издал искру. А гремучий газ, скапливающийся из-за низкого уровня электролита в верхней части корпусов старых АКБ, и разливы масла в моторном отсеке могут произвести взрыв, способный сорвать крышку с батареи.
В принципе, АКБ способна взорваться и без участия второй машины. Если уровень электролита в батарее окажется ниже пластин, то при попытке запустить мотор сможет натворить немало шума искра, проскочившая на непокрытом участке.
Окисление клемм
Почему окисляются клеммы аккумулятора, каковы причины данного явления? Чаще всего это вызывается неплотным прилеганием контактов к полюсам АКБ. Обнаружить такое можно по белому налёту на полюсных выводах, который может появиться при попадании на контакты электролита. В итоге постепенно увеличивается электрическое сопротивление в цепи «аккумулятор – стартер». Последний начинает с трудом проворачивать коленчатый вал из-за недостаточной величины тока. Чтобы решить проблему:
- зачистите клеммы и выводы мелкой наждачной бумагой до появления металлического блеска;
- смажьте контакты специальной смазкой (продаётся в автомагазинах) или техническим вазелином;
- хорошо затяните клеммы (но без фанатизма!).
Переполюсовка
Перепутать контакты аккумулятора при подключении его к бортовой сети нужно ещё умудриться. Ведь клеммы АКБ, так же, как и наконечники, имеют разный диаметр. Но если очень «захотеть», то можно. Последствия от такой переполюсовки будут зависеть от настроек самого автомобиля.
Так, подключение АКБ со сменой полярности даже при выключенном зажигании чревато выходом из строя устройств, находящихся в постоянном контакте с источником питания. Это могут быть музыкальный центр, часы, сигнализация и т. д. Возможно, предохранители или другие защитные элементы и не допустят серьёзных поломок, но как знать?
Можно пойти дальше и активировать зажигание. Опасности подвергнется уже бортовой компьютер. Сам же аккумулятор вряд ли серьёзно пострадает. Разве что оплавит пару проводов в электроцепи автомобиля.
А вот если переполюсованный аккумулятор подключить к бортовой сети при работающем моторе, то стоит ожидать короткое замыкание на контактах батареи. Ведь генератор автомобиля, как и АКБ, будет выдавать ток, но в противоположном направлении.
В итоге такой метод подключения АКБ в лучшем случае станет причиной выхода из строя реле или пробоя диодного моста генератора, в худшем – поломки аккумулятора, перегорания проводки, а может и пожара в автомобиле. Более того, при накидывании клемм не исключены мощные вспышки, так что экспериментатор к тому же рискует своим здоровьем.
Многие электронные устройства современных машин защищены от неправильного направления тока. Но, как бы то ни было, ничего хорошего такая переполюсовка автомобилю не принесёт. Потому лучше не экспериментировать и при необходимости приобретать аккумулятор с нужной полярностью и подключать его по-нормальному.
Заключение
Во время своей службы аккумуляторы встречаются с самыми различными неисправностями. АКБ могут быстро разряжаться, сульфатироваться, замыкаться, наконец, просто взрываться. Часть таких неполадок автолюбители могут устранить самостоятельно, иногда проще агрегат заменить. Уход за устройством заключается главным образом в поддержании чистоты клемм, а для обслуживаемых батарей – ещё и в контроле за состоянием электролита. Да, и при подключении источника питания к бортовой сети полярность всё-таки стоит соблюдать.
Видео о причинах поломки аккумулятора:
Неисправности моноблоков
Неисправности моноблоков встречаются в виде трещин, отколов, пробоин, которые появляются в результате ударов, тряски и небрежного обращения. Больше всего подвержены механическим повреждениям пластмассовые моноблоки, особенно при отрицательных температурах. Трещины в перегородках бака вызывают короткое замыкание через электролит разноименных пластин соседних аккумуляторов, соединенных между собой межэлементной перемычкой. Пластины разряжаются, при этом плотность электролита в баках с трещиной в перегородке будет меньше, чем в остальных, а суммарная ЭДС двух замкнутых электролитом аккумуляторов будет такой же, как ЭДС одного исправного аккумулятора.
Наличие трещины в стенке моноблока или в перегородке легко обнаружить, если с обеих сторон проверяемой перегородки залить, слабый раствор электролита на 10…15 мм ниже верхних кромок ее и поместить разноименные аккумуляторные пластины, соединенные между собой через вольтметр. Отклонение стрелки прибора свидетельствует о наличии трещины в перегородке.
ПРОБЛЕМА – АККУМУЛЯТОР РАЗРЯЖАЕТСЯ
1. Проверить целостность ремня привода генератора. Если он поврежден, заменить. Если ремень цел, проверить его натяжение, для этого надавить на него большим пальцем. Прогиб не должен превышать 1,5 см, в случае необходимости надо отрегулировать натяжение ремня.
2. Проверить генератор. В случае обнаружения неисправности отдать его в ремонт.
3. Проверить систему электрооборудования на повреждение изоляции токоведущих элементов. Найти повреждение и заизолировать.
Аккумулятор разряжается в том случае, если ток не поступает через генератор в бортовую сеть автомобиля, тогда расходуется заряд аккумулятора. О возникновении неисправности сигнализирует красная лампа зарядки аккумуляторной батареи на приборной панели.
4. Причиной того, что аккумуляторные батареи быстро разряжаются, может быть и установка на автомобиле нового электрооборудования, не предусмотренного схемой; в этом случае при отключении дополнительного электрооборудования проблема будет устранена.
5. Проверить состояние батареи. Если ее корпус сильно загрязнен, необходимо очистить его и крышку от грязи мягкой тряпкой с содовой водой или водным раствором нашатырного спирта.
6. Попадание в электролит посторонних примесей может стать причиной появления данной неисправности. В этом случае необходимо сначала вновь зарядить аккумулятор, затем слить старый электролит, промыть батареи, залить новую жидкость и повторно зарядить устройство.
7. Проверить уровень электролита. При понижении его ниже допустимого предела (уровня верхней пластины) долить дистиллированную воду до восстановления необходимого уровня.
8. Если причиной разрядки аккумулятора является короткое замыкание, необходимо заменить аккумуляторные батареи на новые.
ПРОБЛЕМА – ВЫПЛЕСКИВАНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА ИЗ АККУМУЛЯТОРА
1. Проверить, не превышен ли верхний допустимый уровень электролита в батареях. При необходимости отрегулировать его.
2. Проверить целостность корпуса. Появление трещин и повреждений может стать причиной утечки электролита – в этом случае требуется заменить батарею.
3. Проверить регулятор напряжения генератора. При чрезмерно высоком напряжении электролит закипает и может выплеснуться из аккумулятора. В случае неисправности детали заменить регулятор на новый.
4. Если регулятор напряжения в исправности, но аккумулятор сильно нагревается и электролит закипает, необходимо проверить пластины аккумулятора. Их сульфация может стать причиной выплескивания жидкости из корпуса – в этом случае требуется заменить батареи.
Окисление выводов
Окисление полюсных выводов приводит к увеличению сопротивления во внешней цепи и даже прекращению тока. Для устранения неисправности надо зачистить выводы до металлического блеска и укрепить их на штырях. После этого штыри и клеммы снаружи смазать тонким слоем технического вазелина ВТВ-1 или другим кислотостойким смазочным материалом.
Повышенный саморазряд
Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может быть вызван следующими причинами: 1. внутреннее короткое замыкание; 2. загрязнение поверхности аккумуляторной батареи; 3. применение для доливки недистиллированной воды, содержащей щелочи и соли; 4. попадание внутрь металлических частиц и других веществ, способствующих образованию гальванических пар.
Саморазряд батареи возникает вследствие образования в активной массе пластин местных токов, которые появляются из-за возникновения ЭДС между окислами активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при длительном хранении электролит в аккумуляторной батарее отстаивается, и его плотность в нижних слоях становится больше, чем в верхних. Это приводит к появлению разности потенциалов и возникновению уравнительных токов на поверхности пластин. Нормальный саморазряд исправной полностью заряженной необслуживаемой батареи составляет 0, 2—0.3 % в сутки.
Короткое замыкание
Короткое замыкание разноименных пластин сопровождается «кипением» электролита, снижением емкости и напряжения аккумуляторной батареи. Причинами этого могут стать: разрушение сепараторов, коробление пластин, выпадение из них активной массы, что влечет за собой частую перезарядку аккумуляторной батареи и повышенную ее вибрацию из-за ослабления креплений. В этом случае аккумуляторная батарея подлежит замене.
Загрязнение крышек и мастики
Загрязнение вызывает окисление выводов и разрядка аккумуляторных батарей. Пыль и грязь пропитывается электролитом, который замыкает выводы, и аккумуляторная батарея разряжается. Для обнаружения утечки тока следует подключить к поверхности мастики (крышек) вольтметр. Если он регистрирует напряжение, то необходимо очистить поверхность аккумуляторной батареи от пыли, грязи и электролита и протереть крышки 10%-ным водным раствором нашатырного спирта или соды и вытереть насухо.
Трещины в мастике, крышках и баке
Трещины возникают вследствие старения мастики, а также из-за вибрации аккумуляторной батареи при неплотном ее креплении. Трещины в мастике и крышках, а также неплотное прилегание пробок заливочных отверстий вызывают выплескивание электролита на поверхность крышек, электролит замыкает выводы, что вызывает разрядку аккумуляторных батарей. Небольшие трещины в мастике устраняют оплавлением. Сильно потрескавшуюся мастику заменяют. При наличии трещин в крышках и баке аккумуляторную батарею ремонтируют в специализированной мастерской (заменяют детали).
Подтекание электролита
Подтекание электролита через трещины в корпусе обнаруживают визуально. Чаше всего трещины появляются вблизи выводов аккумуляторных батарей из-за неаккуратного демонтажа выводов, а также могут возникать при механических повреждениях корпуса (обычно при авариях). Небольшую трещину в пластмассовом корпусе батареи можно заделать, заплавив ее куском полиэтилена с помощью паяльника, или, наложив на трещину несколько слоев полиэтиленовой пленки, заплавить их через лист плотной бумаги. При значительном повреждении корпуса аккумуляторная батарея подлежит замене. При вынужденной временной эксплуатации неисправной аккумуляторной батареи необходимо периодически добавлять в нее электролит, а не дистиллированную воду
Окисление выводов и наконечников стартерных проводов
Окисление ускоряется при попадании электролита, отсутствии смазочного материала и неплотном креплении выводов. При этом повышается сопротивление внешней цепи. Окисленные выводы следует зачистить и смазать. Проверять уровень электролита надо стеклянной трубочкой, пластмассовым или деревянным стержнем (не реже чем через 10—15 дней, а в жаркое время года еще чаше). Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка (у аккумуляторных батарей типа 6СТ-55 — 5—10 мм). При понижении уровня электролита доливают только дистиллированную воду. Для перемешивания воды с электролитом аккумуляторную батарею подзаряжают в течение 10—15 мин. На автомобиле воду доливают при работающем двигателе.
Пониженная или повышенная плотность электролита
Плотность электролита понижается в основном при разрядке аккумуляторов и сульфатации электродов. При понижении плотности электролита увеличивается внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи и снижается ее емкость. В результате падает напряжение в цепи работающего стартера, уменьшаются частота вращения якоря и мощность стартера, что затрудняет пуск двигателя, особенно в зимнее время года. Кроме того, зимой может произойти замерзание электролита.
Плотность электролита повышается при испарении воды во время перезарядки или в результате доливки в аккумуляторы электролита, а не воды. В случае повышенной плотности электролита ускоряется разрушение активного вещества и решеток электродов, а также сульфатация активного вещества, что снижает емкость и срок службы аккумуляторной батареи. Плотность электролита в аккумуляторах батареи не должна отличаться более чем на 0,01 г/см3. В противном случае батарею необходимо зарядить и произвести корректирование плотности электролита доливкой в аккумуляторы воды или электролита. Если плотность выше нормы. — доливают воду, если ниже — электролит плотностью 1,4 г/см3. Доливку производят после предварительного отбора из аккумуляторов нужного количества электролита. После этого аккумуляторную батарею заряжают в течение 25—30 мин для полного перемешивания электролита и снова измеряют его плотность. Плотность электролита в аккумуляторах батареи указывает на степень разряженное™ аккумуляторов. Снижение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует разрядке аккумулятора на 6 %.
Сульфатация электродов
Сульфатаиия электродов заключается в образовании крупных трудно растворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) на поверхности электродов и на стенках пор активного вещества. Кристаллы сульфата забивают поры активного вещества электродов, что препятствует проникновению электролита в глубь активного вещества. В результате не все активное вещество участвует в работе, что снижает емкость аккумуляторной батареи. Сульфатация электродов ускоряется при длительном хранении аккумуляторной батареи без подзарядки, повышенной плотности электролита, большом разряжении, взаимодействии электродов с воздухом при пониженном уровне электролита. Сульфатированная аккумуляторная батарея из-за малой емкости быстро разряжается при резком падении напряжения, особенно при включении стартера.
При зарядке сульфатированной аккумуляторной батареи быстро повышаются напряжение и температура электролита, и начинается интенсивное газовыделение, в то время как плотность электролита повышается незначительно, поскольку часть серной кислоты остается связанной в сульфате. Сульфатацию электродов определяют методом сравнения ЭДС подсчитанной по плотности электролита с величиной напряжения, измеряемого с помощью вольтметра без нагрузки. Если напряжение больше ЭДС, подсчитанной по плотности, электроды аккумулятора сульфатированы.
Сульфатацию устраняют, несколько раз разряжая и заряжая батарею при малой плотности электролита (1,11 — 1,12 г/см3). При зарядке электрический заряд не должен превышать 5 % номинальной емкости аккумуляторной батареи. Затем проводят контрольную разрядку, равную 10 % номинальной емкости батареи. Силу тока в цепи регулируют реостатом. Когда на зажимах наихудшего аккумулятора напряжение понизится до 1,7 В, разрядку заканчивают. Аккумуляторная батарея считается исправной, если время разрядки не менее 7,5 ч для батареи с электролитом плотностью 1,29 г/см3, 6,5 ч при плотности электролита 1,27 г/см3 и 5,5 ч при плотности электролита 1,25 г/см3.
Если время разрядки аккумуляторной батареи меньше указанных величин, то ее подвергают нескольким циклам зарядки—разрядки, контролируя время разрядки. Если при повторных разрядках не увеличивается время разрядки, то такая аккумуляторная батарея требует ремонта. Контрольную разрядку также производят для определения пригодности аккумуляторных батарей к дальнейшей эксплуатации и перед их длительным хранением.
Преждевременное разрушение электродов
За время эксплуатации аккумуляторной батареи происходит окисление решеток и разрыхление активного вещества, особенно плюсовых электродов. Изменение объема активного вещества при зарядке и разрядке аккумуляторной батареи вызывают отслаивание его от решеток. Во время эксплуатации могут возникнуть и другие причины, приводящие к ускоренному разрушению электродов. Это непрочное крепление аккумуляторных батарей на автомобиле, длительная перезарядка батареи, замерзание воды в электролите, понижение уровня электролита ниже верхних кромок электродов, короткое замыкание, неумелый пуск двигателя стартером и др.
Короткое замыкание, а также частое и длительное включение стартера приводит к короблению электродов, что ускоряет разрушение массы активного вещества, особенно плюсовых электродов. Включать стартер следует не более чем на 5 с и не более двух-трех раз подряд. Между включениями рекомендуется делать паузу на 15-20 с. Разрушение электродов ускоряется при повышении плотности и температуры электролита, применении химически не чистой серной кислоты и недистиллированной воды. При длительной перезарядке аккумуляторной батареи происходит электролиз воды электролита на кислород и водород. Кислород сильно окисляет решетки плюсовых электродов, что вызывает их разрушение. Одновременно в порах активного вещества электродов накапливается большое количество газов (кислорода и водорода). Давление газов в порах увеличивается, что вызывает разрыхление и выкрашивание активного вещества. Характерным признаком перезарядки являются сильное газовыделение из электролита и быстрое уменьшение его уровня. Во избежание перезарядки аккумуляторных батарей на автомобиле необходимо систематически проверять напряжение генератора.
Разрушение электродов вызывает уменьшение емкости аккумуляторных батарей и короткое замыкание разноименных электродов. В аккумуляторных батареях с разрушенными электродами, даже если они полностью заряжены и не имеют сульфатации, напряжение под нагрузкой (особенно стартерной) будет быстро падать. Измерение напряжения под нагрузкой, близкой к стартерной. позволяет проверить работоспособность аккумуляторной батареи. Напряжение аккумуляторной батареи измеряется пробником Э107, а аккумуляторов — пробником Э108 или нагрузочной вилкой ЛЭ2. Изменение напряжения под нагрузкой производят при завернутых пробках аккумуляторов, что предотвращает возможность взрыва водородно-кислородной смеси.
Аккумуляторный пробник Э107 позволяет проверить работоспособность аккумуляторных батарей емкостью до 190 Ач со скрытыми межаккумуляторными перемычками. Если напряжение в конце пятой секунды подключения пробника будет больше 8,9 В, то такая аккумуляторная батарея исправна.
Аккумулятор – главный компонент электросети автомобиля. Без него невозможно запустить двигатель. Как и остальные детали, он со временем изнашивается и перестает работать. Эта статья расскажет о том, какими бывают неисправности аккумулятора, почему они появляются, как их обнаружить и устранить.