Зачем нужен и как работает перепускной клапан масляного фильтра?


Функции фильтра

Масло требуется для непрерывной смазки двигателя вашего автомобиля. Однако грязная жидкость способна нанести ему значительный ущерб. Иными словами, наличие исправного масляного фильтра жизненно необходимо для поддержания работоспособности двигателя.

Данная деталь выполняет несколько ключевых функций:

  • Очищает масло от загрязнений, таких как частицы металла и окись компонентов.
  • Захватывает и удерживает мусор вплоть до замены системы фильтрации.
  • Помогает избежать излишнего гидравлического сопротивления и обеспечивает подачу чистого масла в двигатель, способствуя оптимальной производительности мотора.

Приобретая качественные синтетические масла, которые являются более чистыми, фильтр может служить значительно дольше. Тем не менее, рано или поздно фильтр перестаёт справляться с загрязнённостью масла, и тогда на помощь ему приходит перепускной клапан.

Фильтрующий элемент – «штора»

Именно «штора» является основным элементом, и она есть во всех масляных фильтрах. Она представляет собой толстый слой фильтровальной бумаги, изготовленной из смеси стеклянных, синтетических и целлюлозных смол. Сама же бумага пропитана фенолформальдегидными смолами, из-за чего является прочной и обеспечивает длительный срок службы.

Эта фильтровальная бумага сложена гармошкой и заключена в металлический цилиндр. Конструкция представляет собой основу фильтра. По сути, ничего сложного в конструкции нет, но эффективность работы таких фильтров высокая. Но в любом случае подобные устройства не способны задерживать все примеси, которые попадают в смазку извне.

Задача перепускного клапана

Постепенное засорение фильтра приводит к ограничению подачи жидкости. Порой масляный насос вынужден подавать в фильтр большее количество масла, чем тот способен переработать. Поскольку отсутствие требуемого объёма компонентов для смазки всех поршней может серьезно повредить ваш двигатель — а даже грязное, нефильтрованное масло лучше, чем ничего, — качественные современные фильтры оснащены перепускным клапаном для обеспечения непрерывного потока жидкости в любых условиях.

Например, если двигатель не прогрет (холодное масло обладает более густой и вязкой текстурой) или работает на высоких оборотах (например, в моменты обгонов), через фильтр начинает проходить недостаточно масла. В этом случае помогает перепускной клапан: он позволяет обеспечить достаточный поток моторного масла в обход фильтра. Сама смазывающая жидкость при этом очищается частично. Если фильтр засорён, внутри него также срабатывает нажимная пружина, открывающая перепускной клапан. Когда двигатель прогрет и работает на умеренных оборотах, клапан остаётся закрытым, а моторное масло полностью проходит фильтрацию.

Несмотря на популярное заблуждение, ключевую роль в открытии и закрытии клапана играет не сама величина давления в масляной системе, а его перепады. Конкретные показатели, провоцирующие срабатывание устройства, указаны на самих деталях. Как правило, большинство клапанов срабатывает при перепаде давления от 1 до 2 бар. Таким образом, клапан будет оставаться закрытым даже при крайне высоких цифрах абсолютного давления в системе, если оно уже установилось на определённом уровне. В этом случае масло продолжает продвигаться к двигателю через фильтровальные элементы. Данное явление также разрушает популярный миф о том, что перепускной клапан может подолгу оставаться открытым: это нарушает первоначальный принцип работы устройства и вредит всей масляной системе. Ведь на грязном, неотфильтрованном масле двигатель долго не проработает.

Таким образом, главной задачей перепускного клапана является недопущение «масляного голодания» двигателя. Порой масляная система не может самостоятельно справиться с нагрузкой. Двигатель и моторная жидкость не успела прогреться в морозную погоду, попытка обгона резко увеличила число оборотов, а масляной фильтр и вовсе успел забиться? В таких случаях перепускной клапан, жертвуя чистотой смазывающих компонентов, открывается и обеспечивает подачу требуемой жидкости. Тем не менее, стоит понимать, что данная деталь не сможет выручать вечно. Масляные фильтры по-прежнему играют ключевую роль во всей системе смазки двигателя, потому использование высококачественного моторного масла и своевременная замена фильтра существенно продлит жизнь двигателя в вашем автомобиле.

Тонкость фильтрации[ | ]

Для оценки тонкости фильтрации существуют два параметра — номинальная тонкость фильтрации и абсолютная тонкость фильтрации. Номинальная тонкость фильтрации — это размер частиц, задерживаемых фильтром на 95 %, абсолютная тонкость фильтрации — это размер частиц, полностью задерживаемых фильтром.

В отечественной практике принято оценивать фильтры по номинальной тонкости фильтрации. Например, в дорожно-строительной технике номинальная тонкость фильтрации большинства фильтров систем гидропривода составляет 25-40 мкм. В авиации требования к фильтрации жёстче, и номинальная тонкость фильтрации большинства фильтров составляет 5 мкм и менее.

  1. Замена масла Ниссан Мурано Фото инструкция как поменять масло и масляный фильтр на Nissan Murano
  2. Замена масла Солярис 16 Фото инструкция как поменять масло и масляный фильтр Хендай Солярис
  3. Замена масла Митсубиси Лансер 9 Фото инструкция как поменять масло и масляный фильтр двигателя Лансер 9 16
  4. Замена масла Форд Куга 2. Фото, инструкция как поменять масло двигателя Куга 2

Ремонт и регулировка редукционного клапана масляного насоса

Понять, пригоден ли редукционный клапан к дальнейшей эксплуатации, можно, лишь демонтировав его и разобрав. Так удастся провести диагностику всех его элементов. Если на корпусе клапана имеются отложения, их необходимо отмыть при помощи бензина, керосина или жидкости для чистки карбюраторов. Также стоит внимательно осмотреть пружину. Если она имеет следы растяжения, сжатия или деформации, ее нужно заменить.

Когда вы полностью переберете клапан, проверьте его работу простым надавливанием на шарик (поршень). Если он вдавливается с усилием и возвращается назад, запирая канал корпуса, скорее всего, механизм рабочий.

Регулировка редукционного клапана масляного насоса осуществляется после того как редукционный клапан будет установлен в корпус устройства. Осуществляется процесс сжатием или отпусканием пружины путем откручивания (закручивания) упорного винта. Параллельно производятся замеры давления масла в системе при помощи жидкостного манометра. Регулировка, естественно, осуществляется при неработающем двигателе, а измерение давления – при работающем.

Основные критерии выбора

При выборе новой запчасти следует рассматривать только качественные экземпляры от надежных производителей.

При выборе фильтра стоит придерживаться следующих основных критерий:

  • прочный металлический корпус;
  • качественно выполненная уплотнительная кромка;
  • идеальный внешний вид, без каких-либо видимых дефектов (трещины, царапины, сколы);
  • наличие сертификатов качества, соответствия и полных данных о производителе.

​Важно! Не стоит экономить при покупке масляного фильтра, ведь он влияет на стабильность работы и срок службы мотора.

Назначение фильтра в системе смазки двигателя


Расположение фильтра на двигателе

В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.

Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.

Зачем нужен редукционный клапан масляного насоса

Как известно, масло подается к движущимся деталям двигателя под определенным давлением, создаваемым работающим насосом. Без этого смазка попросту стекла бы в картер, подвергнув элементы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов влиянию повышенного трения и перегреву. Но и слишком высокое давление опасно для двигателя. Прокладки, сальники, уплотнители не в состоянии выдерживать превышение его нормальных показателей. Из-за этого масло начинает сочиться из-под них, а также может попадать в систему питания и охлаждения силового агрегата.

Именно для снижения давления смазки в системе и предназначен редукционный клапан масляного насоса. Само слово «редукция» часто употребляется в машиностроении, обозначая снижение, уменьшение, ослабление чего-либо. В нашем случае это относится к давлению масла.

При каком давлении должен срабатывать редукционный клапан

Но как же понять, что давление повысилось или, наоборот, понизилось? Да и каким оно вообще должно быть? Оптимальное давление масла в системе можно узнать, заглянув в руководство пользователя. Для разных марок и моделей автомобилей оно будет разным. К примеру, редукционный клапан масляного насоса «Таврия» срабатывает при 0,55 МПа. Примерно такие же показатели актуальны и для большинства автомобилей «Лада».

Измерить давление масла можно, подключив к системе специальный жидкостный манометр в посадочное гнездо датчика давления. Перед этим двигатель необходимо прогреть до рабочей температуры. Все замеры производятся при заведенном моторе.

Кто самый передовой?

Как и все в этом мире, масляные фильтры поддаются классификации. Существуют три основных типа конструкции этих изделий: неразборные, разборные и модульные (модульно-разборные).

Классический, так сказать, хрестоматийный неразборный полнопоточный фильтр spin-on состоит из тонкостенного металлического корпуса с присоединительной резьбой, фильтрующего элемента (шторы) и нескольких клапанов, о назначении которых мы поговорим ниже. Относительно высокая стоимость неразборных фильтров компенсируется удобством их замены.

Разборный фильтр состоит из закрепленного в моторном отсеке (чаще всего на блоке) корпуса и сменного элемента – подобную, хотя и не идентичную конструкцию имели описанные выше фильтры тонкой очистки. Сегодня разборные фильтры встраивают как в полнопоточную, так и в комбинированную систему очистки.

Несмотря на некоторые неудобства обслуживания и замены элемента, разборные конструкции признаны перспективными: во‑первых, они существенно дешевле неразборных, а во‑вторых, экологичнее, поскольку проще утилизируются. И здесь тоже просматривается ирония судьбы: сколько сказано и написано об архаичности «волговского» мотора – и вдруг оказывается, что несколько десятилетий тому назад в него заложили передовое по нынешним меркам решение. Пустячок, а приятно.

И наконец, на современных автомобилях применяют модульные масляные фильтры, состоящие из съемного корпуса (модуля) и сменного фильтрующего элемента (картриджа). Считается, что такие конструкции сочетают в себе удобства неразборных и разборных фильтров.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]