Характерные неисправности
Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.
После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.
К признакам неисправности элемента относят:
- Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
- Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
- Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
- Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
- Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.
Проверка демонтированного узла
Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов
Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер
Неисправности и ремонт тягового реле стартера
Тяговое реле расположено на передней крышке стартера и предназначено для кратковременного зацепления вала пускового устройства с венцом маховика. Именно оно, а не сам стартер, чаще всего выходит из строя. Помимо рассмотренных выше проблем с проводкой и контактами, наиболее распространёнными неисправностями тягового реле являются:
- подгорание контактных болтов (пятаков);
- замыкание или обрыв в обмотке;
- механическое повреждение.
Главным признаком выхода реле из строя является отсутствие щелчка при повороте ключа в замке зажигания. Это означает, что:
- электромагнит не сработал;
- контакты реле не замкнулись;
- напряжение на стартер не подаётся.
В такой ситуации после проверки проводки и контактов реле следует снять со стартера и провести его диагностику. Делается это следующим образом:
- Ключом на 13 откручиваем гайки крепления силовых проводов к контактным болтам реле.
- Отсоединяем разъём управляющего провода.
- Шлицевой отвёрткой откручиваем три винта крепления тягового реле к передней крышке.
- Отсоединяем реле от крышки.
- Осматриваем реле и при обнаружении механических повреждений или подгорания контактных болтов меняем его на новое.
- При отсутствии видимых повреждений продолжаем проверку и подключаем реле напрямую к аккумулятору. Для этого находим два отрезка провода сечением не менее 5 мм2 и с их помощью подсоединяем вывод управляющего провода к минусу АКБ, а корпус реле — к плюсу. В момент подключения сердечник реле должен втянуться. Если этого не произошло, реле нужно менять.
Видео: проверка тягового реле ВАЗ 2106 при помощи аккумулятора
https://youtube.com/watch?v=jYrORsLBDE0
Заменить тяговое реле довольно просто. Для этого достаточно установить новое устройство на место старого и затянуть три винта крепления реле к передней крышке.
Таким образом, диагностика, демонтаж, разборка и ремонт стартера ВАЗ 2106 не представляют большой сложности даже для неискушённого автовладельца. Тщательное следование инструкциям профессионалов позволит сделать это быстро и качественно.
Пошаговое руководство по ремонту стартера на ВАЗ 2110 своими руками
Нормальная работа автомобильного мотора возможна только в том случае, если все его составляющие элементы, а также основные узлы машины будут находиться в рабочем состоянии. Одним из основных компонентов системы зажигания в отечественных «десятках» является стартерное устройство. Подробнее о том, как осуществляется ремонт стартера ВАЗ 2110 своими руками и в каких случаях его нужно проводить, вы можете узнать из этого материала.
Почему часто ломается стартер 2108
Стартер являет собой мотор кратковременного действия. Когда он находится в исправном состоянии, а аккумуляторная батарея выдает качественный ток, пуск устройства длится несколько секунд. Нельзя, чтобы он долго функционировал, поэтому водителям, которые любят «погонять» стартер, необходимо отказаться от такой привычки и применять его лишь так, как советуют производители.
Как свидетельствует практика, ремонт и замена стартера на ВАЗ 2108 зачастую требуется в тех случаях, когда автовладелец сильно перегружает его или запускает при слабом аккумуляторе. Помимо этого, выход стартера из строя может быть связан с теми либо другими проблемами, которые обусловлены неисправностями силового агрегата автомобиля.
В каких случаях требуется замена втулок?
В жизни любого автомобилиста могут быть ситуации когда по различным причинам не удается запустить двигатель. Одной из причин могут быть изношенные втулки. Представим такую ситуацию. Во время заводки стартер с заметным трудом пытается проворачивать коленчатый вал то и дело заедая и останавливаясь. Непосвященный автомобилист при этом недоумевает из-за чего это может происходить, ведь аккумуляторная батарея исправна и полностью заряжена. Причиной в этом случае является задевание якоря за статор. Зазор между первым и вторым всего десятые доли миллиметра, за счет этого даже самый небольшой перекос вала якоря относительно статора обязательно приведет вышеуказанным проблемам. Этот перекос появляется за счет выхода из строя подшипников скольжения в которых и вращается якорь. Как правило, более изношенным является передний подшипник, так как основная нагрузка ложится именно на него. Подшипниками в данном случае являются втулки из латуни. Передний встраивается в специальное отверстие, которое расположено в картере сцепления. Задний же подшипник расположен на крышке стартера.
Замена втулки
Выход детали из строя: причины
Бендикс относительно надежен и зачастую не доставляет особых хлопот автолюбителям, но поломку исключать не стоит. Износиться могут шестерня, а также ролики − эти детали испытывают серьезные нагрузки при запуске мотора и при трогании с места автомобиля.
Основные признаки того, что деталь неисправна:
- мотор не запускается − стартер не крутится, тогда как присутствуют щелчки;
- при запущенном силовом агрегате бендикс не разъединяется с маховиком, то есть стартер продолжает крутиться;
- из подкапотного пространства появляется дым с запахом гари;
- при попытке завести мотор слышно жужжание стартера. Двигатель удается запустить лишь после нескольких попыток.
Данные симптомы могут свидетельствовать о том, что необходима замена бендикса на новый.
Блок щеток
Вникаем глубже в недра стартера. Его электродвигатель работает только тогда, когда напряжение с АКБ через щетки подается на первичную обмотку. Ресурс у щеток очень ограничен, поскольку они изготовлены из графитового состава и имеют свойство быстро стираться.
На глаз это можно прикинуть по общему пробегу автомобиля. Некоторые модели имеют более сложную электросхему, которая завязана таким образом, что при износе щеток ток не подается на втягивающее реле, и при включении зажигания стартер может не щелкать вообще.Такая схема предусмотрена на новых инжекторных автомобилях и на ВАЗ 2110.
В этом случае, чтобы устранить неисправность, нужно разбирать стартер, добираться до щеточного блока и оценивать состояние щеток визуально. Вполне возможно, что они свое отработали и требуют замены.
Проверка стартера с помощью аккумулятора
Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.
В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.
Простым способом проверки на исправность электросети является замыкание отверткой клеммных болтов электродвигателя, перед этой процедурой необходимо поставить автомобиль на нейтральную скорость (или передвинуть рычаг селектора в режим паркинг или нейтраль).
Если стартер запустил двигатель, следует искать неисправность в электрической цепи. В противном случае следует снять агрегат, отсоединив все крепления от двигателя и сняв клеммы и другие провода.
Как проверить Бендикс
После снятия электродвигателя необходимо осмотреть бендикс (шестерня в самом конце), при наличии повышенного износа зубьев, трещин в нем – его следует заменить.
Бендикс должен проворачиваться только в одну сторону, в противном случае его придется заменить. Подключив агрегат к АКБ исправность бендикса вряд ли получиться диагностировать, так как он может крутиться, но с недостаточной для запуска ДВС силой.
Как проверить Втягивающее реле
При повороте ключа зажигания должен раздаваться щелчок, свидетельствующий о втягивании якоря и зацеплении бендикса.
Перед проверкой исправности стартера необходимо жестко закрепить (или в тисках, предварительно его обмотав толстым слоем ткани, или при помощи сильного помощника, который будет удерживать агрегат), так как при его пуске может возникнуть очень сильный рывок.
Необходимо подключить плюс от батареи к плюсу на стартера, а минус с АКБ – к корпусу агрегата. Если узел исправен, то должен быть быстрый и резкий щелчок и выдвинется бендикс и начнет крутиться.
При отсутствии щелчка и движения обгонной муфты необходимо заменить втягивающее реле. При отключении питания от АКБ бендикс должен втянуться.
Как проверить Якорь и Щётки
Для проверки щеток и якоря потребуется мультиметр или 12-ти вольтовая лампочка. Проверка лампочкой заключается в подключении ее контактов к массе и щеткодержателю при подключенном стартере к АКБ. Загорание лампочки сообщает о высоком износе щеток.
При проверке мультиметром проводится идентичное подключение контактов, только результаты замера сопротивления должны стремиться к бесконечности, в ином случае идет замыкание на массу.
Проверить якорь можно только разобрав электродвигатель. Помимо проведения визуального осмотра на наличие окисления, следов замыкания, повышенного износа, для проверки якоря потребуются специальный прибор ППЯ (прибор проверки якорей) – для проверки межвиткового замыкания.
Сложность диагностики неисправностей якоря, равно как и его ремонт, потребует обращения к профильным специалистам, но чтобы избежать лишних расходов необходимо проверить все остальные части агрегата.
Как проверить Обмотку стартера
Для проверки обмотки электродвигателя потребуется мультиметр или лампочка. Провода контрольной лампочки подключаются выводом обмотки и корпусом стартера. Если лампочка загорелась, то налицо пробой в обмотке.
Таким же подключением проверяется сопротивление обмотки, для чего мультиметр необходимо перевести в соответствующий режим. Среднее показание исправной обмотки будет составлять 10кОм.
Стартер является важнейшим элементом автомобиля, и его неисправности сразу дадут о себе знать или невозможностью запуска машины или трудностями с ним.
Данный узел является весьма надежным, но и с ним случаются неполадки. Некоторые из них легко определить самостоятельно, а для выявления других потребуется специальная аппаратура, которая имеется только у узкопрофильных специалистов.
Замена щеток стартера ВАЗ
Процесс замены щеток не займет более 20 минут. Все, что вам нужно сделать, это открутить контактные провода каждого из элементов на щеткодержателе, и подсоединить аналогичным образом новые.
Далее каждая щетка стартера 2110 или 2109 помещается в свое посадочное место поверх прижимной пружины. Когда и это будет сделано, щеточный узел необходимо посадить на коллектор. Для этого щетки поочередно утапливаются внутрь ячейки, а якорь прокручивается в одну сторону. После этого производим сборку стартера по обратному алгоритму. Перед установкой пускового устройства проверяем его вышеописанным способом. Если стартер заработал, значит, вы все сделали правильно.
Сборка
Установить щеточный узел на коллектор якоря стартера можно с помощью специальной оправки или инструментальной головки подходящего размера и формы. В случаи их отсутствия установить щетки можно без этих приспособлений. Для этого:
1. Двумя винтами крепим щеточный узел к задней крышке стартера.
2. Смазываем конец вала якоря стартера двумя каплями моторного масла.
3. Вставляем четыре щетки в соответствующие щеткодержатели. Не вставляя в щеткодержатели пружины щеток, надеваем щеточный узел на коллектор якоря.
Определяем причину неисправности
Не торопитесь до основания разобрать на ваз 2109 стартер, как всегда сначала важно правильно выявить неисправность. Поэтому начинать следует с проверки:
Отсоединяем проводок от клеммы, и подключаем его к «плюсу» напрямую Если двигатель заработал, это означает, что, неисправно реле включения Если мотор молчит, то вероятная причина – износ щеток Простой способ поможет вам выявить перекос либо износ щеток Снимаем агрегат с машины, и проверяем его, запускаем его, снятый с машины Когда выполняем проверку стартера отдельно от машины, следует обратить внимание на функционирование его двигателя Часто случается так, что двигатель работает отлично лишь в одном положении Стоит только повернуть его набок, и контакт сразу пропадет Такое странное явление легко объяснимо Когда щетки у стартера имеют нормальную длину, они плотно прижаты, посредством пружинок щеткодержателя Когда щетки изнашиваются сильно, усилия пружин может не хватать, тогда щетка прижимается лишь собственным весом Поэтому при смене положения агрегата контакт исчезает Подобное же явление наблюдается при «зависании» щеток, имеющих нормальную длину, либо при перекосе щеток
Замена щеток
Замена щёток стартера ваз 2109 простая процедура. Любому начинающему автомеханику или автолюбителю под силу самостоятельная замена щеток
Вам важно лишь выполнить простые действия, чтобы справиться с этой задачей:
- Берем снятый с машины агрегат
- От клеммы пускателя, отсоединяем кабель, снимаем винты, соединяющие крышки вала и коллектора
- Снимаем уплотнительное колечко, крышку, прокладку, затем кольцевой зажим и находящееся за ним второе уплотнительное колечко
Выкрутив винты, снимаем крышку, прокладку зажим и все уплотнительные кольца
После этого приступаем к снятию задней крышки стартера, отвернув для этого гайки со стяжных шпилек
Снимаем со стяжных шпилек гайки
Извлекаем сборку щеткодержателя
Вынимаем сборку щеткодержателя
- После этого щетки выпадут под действием пружин, но будут удерживаться проводами
- После разборки, приступаем к осмотру, а при необходимости, к замене щеток
- Разбирая, стартер не забудьте аккуратно разложить детали в последовательности их снятия, чтобы не запутаться при сборке.
- Появление «лишних» деталей означает, что вы, что-то забыли прикрутить
- Осматриваем и при необходимости заменяем щетки ваз 2109 стартера либо всю сборку полностью
- Прежде чем выполнить сборку, проводим его техническое обслуживание – зачищаем все его элементы
- Пластинки щеток ставим на коллектор, выполняем их центровку, а затем надеваем пружины и держатели щеток
- Устанавливаем сборку держателей щеток на якорь коллектора, и вставляем в вырез на корпусе уплотнительную втулку
- Надеваем на якорь крышку коллектора, затем уплотнительное кольцо с прокладками
- После этого устанавливаем прокладки, уплотнительное кольцо, кольцевой зажим, надеваем крышку вала на крышку коллектора, затягиваем болты
- Подсоединяем к электро магнитному пускателю питающий кабель и затягиваем гайку
- Осталось прикрутить агрегат к двигателю и подключить к нему провода
Теперь замена щетки стартера ваз 2109 для вас плевое дело, вы убедились, что операция простая и доступная каждому, дополнительно вы всегда можете посмотреть обучающее видео.
Резюме
Стоить отметить, что у стартера без редуктора зазор между якорем и статором больше нежели у редукторного аналога По этой причине допустимый перекос вала у него также больше.
И еще один совет. Если стартер все равно разобран, то неплохо было бы заменить и щетки. Детали ведь копеечные, поэтому ждать их отказа, чтобы потом заниматься с ними отдельно не стоит. Конечно, для всех операций, о которых рассказывалось выше необходим хотя бы небольшой опыт. А он, как известно, дело наживное. В конце концов, чтобы его получить надо пробовать. Дерзайте!
Тюнинг автомобилей ВАЗ
В автомобилях моделей ВАЗ у которых отсутствуют масляные форсунки, а «мотор горячий» желательно установить такие элементы от двигателя ВАЗ 2112. В этом случае больше всего нагруженные части мотора получат дополнительное охлаждение. Устанавливается масляная форсунка ВАЗ 2112 при помощи дрели в блоке цилиндров. Первоначально просверливается отверстие небольшого диаметра, затем большим диаметром на глубину 5 миллиметров. Места для установки форсунок не очень много, поэтому верхняя часть форсунки срезается, как показано на ниже приведенном рисунке.
Устанавливать форсунки лучше так, как показано на рисунке красными точками.
В этом случае в блоке устройства будут больше «сидеть», а при правильном направлении отверстия для распыления масла не будет задеваться коленчатый вал. При помощи молотка и напильника, в случае необходимости, можно подправить установку форсунки. Действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить корпус детали, он очень легко трескается и ломается.
Слава ведрам ! Тачки 2Атмотаз — Рождёный бегать, 3.14ды не получит! Турботаз — Рожденный 3.14дить, один хрен догонит, и от3.14дит =) by sharky
СТК Ярославка — спортивная подготовка и ремонт отечественных и зарубежных автомобилей
https://sc.yaroslavka.ru/
blog.yaroslavka.ru/
www.yaroslavka.ru
https://youtube.com/watch?v=2lX9fJXOk_s
Источники
- https://vaz-russia.ru/remont-vaz-2108/proverka-forsunok-na-rabotosposobnost-na-vaz-2108-vaz-2109-vaz-21099.html
- https://masteravaza.ru/dvigatel/obsluzhivanie-dvigatelya/vaz-2112-maslyanye-forsunki-ohlazhdeniya-424
- https://www.lada.cc/board/index.php?showtopic=63384
Замена стартера ВАЗ 2109 (2108, 2115, Калина)
В этой статье пойдет речь о замена стартера на автомобиле Калина. Но в связи со схожей конструкцией двигателей, она отлично подойдет и для других авто семейства ВАЗ (2109, 2108, 2115 и т.д.).
Изначально, на моем автомобиле 2007 года выпуска (1118 1.6 8кл) был установлен стартер производства БАТЭ 2109-3708010-01. После 80000 километров пробега он начал выделывается и периодически отказывался работать — поворачиваю ключ, а в ответ тишина, ничего не клацает, ничего не крутиться. Но после применения физической силы — немного по нем постучать ключом — он оживал и снова начинал работать.
Вскрытие показало, что практически полностью, процентов на 90, износились щетки. В таком случае можно было просто заменить их на новые, но мне не понравилась сама конструкция стартера. Постоянные магниты не приклеены к корпусу, устанавливать их на место сплошное веселье, отсутствует редуктор. И именно из-за последней причины я решил заменить стартер на новый — с редуктором. По моим соображениям стартер с редуктором должен будет лучше крутить двигатель зимой, ибо старому это делать было очень тяжело.
Купил стартер фирмы АТЭК 2108-000.
Для того, что бы снять старый стартер придется снять воздушный фильтр.
Теперь у Вас появился отличный доступ к самому стартеру. От втягивающего реле нужно отсоединить два провода — один тонкий и один толстый (постоянный + от АКБ).
Стартер крепится к двигателю тремя гайками, одна из которых находится снизу. Ее то открутить будет сложнее всего.
В корпус двигателя впрессована втулка, которую желательно заменить на новую. Я этого не сделал, так как посчитал, что она ещё в довольно хорошем состоянии. Та и вытаскивать ее очень проблематично.
Так же желательно почистить все от грязи. Сам кончик оси и шестерёнку бендекса немного смазать. Теперь можно приступать к установке нового стартера. И не забудьте подключить все провода на свои места.
Прежде чем приступать к непосредственному демонтажу стартера в обязательном порядке стоит отсоединить провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи. Вместе с тем, процедура снятия стартера совершенно не сложная, однако достаточно не удобная. Лучше всего данную работу проводить работы на яме.
Порядок выполнения работ:
1. отсоединяется от клеммы реле тягового стартера колодка с проводом.
2. Отворачивается гайка крепления, снимается привод с контактного болта тягового реле.
3. Отворачиваются болты крепления и снимается защита картера.
4. Внизу двигательного отсека размещаются две гайки, при помощи которых крепится стартер — их требуется отвернуть.
5. Вверху отсека двигателя нужно отвернуть еще одну гайку, с помощью которой прикрепляется стартер.
6. Вынимается стартер с автомобиля ВАЗ.
Пожалуй, это и все. Устанавливается стартер на основании данной последовательности работ только в обратном порядке.
Замена стартера на ваз 2109 видео бонус
Стартер на автомобиле ваз 2109 снимают для его замены или ремонта. Для выполнения работ подготовьте стандартный набор инструментов, обесточьте автомобиль, после чего загоните его на смотровую яму или эстакаду, чтобы было удобно снимать нижнюю защиту двигателя. Проделайте нижеследующую последовательность действий:
В первую очередь от тягового реле необходимо отсоединить все провода. Снимите колодку с проводами с разъема реле, после чего отверните гайки и снимите высоковольтный питающий провод от аккумуляторной батареи.
- Теперь необходимо снять защиту картера двигателя, для отворачиваем по периметру все винты ее крепления и снимаем.
- После чего, тут же снизу отворачиваем две гайки крепления стартера к блоку.
Далее отворачиваем еще одну гайку сверху в моторном отсеке и извлекаем стартер.
На этом ремонтные работы по снятию стартера на автомобиле ваз 2109 завершены. Произведите его разборку с последующим ремонтом или полную замену. Установку выполните в обратной последовательности. Предварительно необходимо смазать бендикс, а именно его шестерню. Так же тщательно зачистите наждачной бумагой клеммы тягового реле, так как если они сильно будут окислены, может произойти существенное падение напряжения в цепи и как следствие стартер будет плохо запускаться.
https://youtube.com/watch?v=DRhN3pF9UOE
Источники
- https://car-hobby.ru/zamena-startera-vaz-2109-2108-2115-kalina.html
- https://avtogury.ru/tyuning-dvigatelya/zamena-startera-na-vaz-21099-2109-2108-svoimi-rukami.html
- https://zubilovaz.ru/vaz-2109-kak-snyat-starter
Технология замены
Прежде всего необходимо отсоединить хотя бы один из проводов от аккумуляторной батареи, а также все провода от стартера. Затем нужно вывернуть нижний болт, который крепит стартер, и ввернуть его с обратной стороны для фиксации двигателя к своей передней опоре. В противном случае мотор может податься вперед. После этого требуется вывернуть остальные два болта, которые крепят стартер, и снять его с автомобиля. Как говорилось ранее, втулка встроена в картер сцепления. Для ее извлечения необходим метчик М12, а также патрон от дрели. Метчик придется вставить в патрон, затем зажать, после чего необходимо с осторожностью ввернуть его во втулку, одновременно нарезая тем самым резьбу. Большая аккуратность требуется вследствие того, что сталь метчика весьма хрупкая и даже небольшой перекос с приложенным усилием может привести к его поломке. При этом хвостовик останется в руках, а режущая часть внутри втулки. Казалось бы, ситуация безвыходная. Однако это не так. Длина втулки равна примерно 14 миллиметрам, а это означает, что на руках имеется примерно 10 или 20 мм режущей части метчика. Нужно взять обычную гайку с точно такой же резьбой М12 и навернуть ее на сломанный метчик. В ситуации когда метчик обломан так, что навернуть на него гайку не получается, можно взять соответствующей резьбы болт длиной около 10 сантиметров и выточить на нем канавки, аналогичные канавкам метчика. А можно поступить более радикально, но в то же время проще. Отправиться в магазин за новеньким метчиком. Метчик снабжен тремя канавками в которые необходимо вставить гвозди подходящего размера. Это нужно сделать таким образом, чтобы их концы выпирали за торец метчика примерно на 10 мм. Получившуюся конструкцию необходимо постараться вставить во втулку с поломанным концом метчика. Получиться может не сразу, однако при должном упорстве операция легко выполнима. После этого можно пробовать выкручивать обломок и снова пытаться вывернуть втулку. Как правило, после нескольких оборотов втулка начнет проворачиваться, и ее можно будет аккуратно выкрутить. Если же втулка сильно прикипела, то придется нарезать в ней резьбу приблизительно на 6 или 8 оборотов. После этого вынуть метчик, а на его место ввернуть подходящего размера болт и уже с его помощью вынимать втулку. Когда на ее место вставляется новая, то слегка запрессовывается.
Если замена происходит уже не в первый раз, то втулку можно довольно легко вставить рукой. Но в процессе длительной эксплуатации это может привести к тому, что она провернется в посадочном отверстии. С течением времени посадочное отверстие будет разбиваться, образуя так называемый эксцентриситет, и может произойти перекос вала стартера. Это означает, что стартер будет заедать, и двигатель завести не получится. Однако это довольно легко устраняется. Для этого необходимо определить размер так называемого эксцентриситета. Затем надо выточить либо заказать у специалиста втулку большего наружного диаметра как раз на размер эксцентриситета. Сбоку этой втулки следует напаять немного припоя. После этого втулка будет входить с маленьким натягом.
Как прозвонить стартер, что указывает на необходимость замены стартера
Схема осуществления данного мероприятия очень простая, необходимо поставить стартер обмотками вверх, т. е. на торец, после чего производим такие действия: один конец провода присоединяем на болты механизма, второй — на плюсовую клемму, затем запускаем устройство.
Если механизм после запуска не крутит вообще либо крутит плохо, смело принимайтесь за его ремонт. Но, если устройство работает нормально, значит нет потребности его разбирать, скорее всего, причина плохого пуска заключается в другом компоненте транспортного средства.
Кроме того, нелишним будет проверить реле механизма. В данной ситуации схема проверки элементарная:
- Прикладываем «минус» к корпусу реле.
- Подаем 12-вольтное напряжение на вывод.
- К контактным болтам подключаем омметр.
Если на болтах-контактах появились искры, а муфта движется в отверстие, значит реле исправно. Отсутствие же указанных явлений и скачков напряжения на устройстве будут свидетельствовать о том, что необходимо заменить реле, поскольку стартер не крутит из-за него.
Проблемы со стартером и их устранение
Если стартер не крутит, автомобиль не заводится, а тяговое реле характерно щелкает, то виновником часто является разряженная аккумуляторная батарея. Из-за недостаточного заряда АКБ при подаче напряжения на стартер его уровень в цепи падает, что и вызывает отключение тягового реле. Для устранения данной ситуации требуется подзарядить батарею.
Виновником щелчков реле может быть и окислившаяся клемма. Из-за этого напряжение в цепи нестабильно и существенно варьируется в зависимости от нагрузки. Для устранения проблем следует отшлифовать клеммное соединение, очистив окислы. Если повреждения существенны, то дефектный элемент подлежит замене.
Основные проблемы со стартером делятся на механические и электрические. Среди первых наиболее популярна неисправность бендикса. В процессе эксплуатации он изнашивается, что ведет к возникновению люфтов. Также возможны механические повреждения шестерни и муфты. При возникновении проблем с бендиксом, он подлежит замене, так как малоремонтопригоден.
Планетарный редуктор улучшил эксплуатационные характеристики стартера. При этом он внес дополнительную неисправность, характерную для узлов ВАЗ 2112. Смазка со временем загустевает это проявляется в вялом вращении коленчатого вала, что в конце концов может привести к тому, что авто перестанет заводится. Для решения проблемы следует разобрать узел, промыть шестерни редуктора и заполнить свежей смазкой планетарную передачу.
В электрической части наиболее подвержены износу щетки. Они истираются в месте контакта с коллектором. Недостаточная длина щеток приводит к нестабильному питанию обмоток якоря, что сказывается на невозможности нормально вращать коленчатый вал. Для устранения проблем, связанных с износом щеток, следует измерить их длину и если она не достигает 4 мм, заменить исчерпавшие ресурс элементы.
Через щетки и коллектор протекает большой ток. Он вызывает нагрев, который при неблагоприятных условиях приводит к термическим и механическим повреждениям. Небольшие дефекты можно устранить шлифовкой. Если же повреждения значительны, то вышедшие из строя элементы подлежат замене.
Также при диагностике якоря стартера следует проверить обмотки на межвитковое замыкание, обрыв или пробой на корпус. Это позволит выявить повреждения проводников или изоляции.
Щетки стартера ВАЗ 2109
Причин, по которым не заводится двигатель, может быть несколько. Однако всегда довольно точно можно определить источник неисправности по звуку, исходящему при попытке запуска автомобиля.
Если есть четкий щелчок, а стартер не запускается, либо крутится слабо, то причиной могут быть износившиеся щетки. Это особенно вероятно, если при пуске стартер не издает каких-то скрипящих звуков, а просто крутится медленно. Замена щеток стартера ВАЗ 2109 в целом не сложная, но потребует хотя бы общего понимания процесса снятия и разборки устройства. На «девятке», да и на других отечественных моделях этой серии, стартер находится в моторном отсеке слева. Он крепится на трех болтах к картеру сцепления. Сняв минусовую клемму с аккумуляторной батареи, снимаем также провода с втягивающего реле стартера. После этого откручивает три болта ключом на 13 мм. И тогда стартер оказывается в нашем распоряжении.
Если есть подозрения на проблему со щётками, это еще не однозначный повод бежать за новыми для замены. Нужно дополнительно стартер протестировать, подключая его напрямую к аккумулятору. Итак, подключаем массу и плюсовую клемму к стартеру.
Фото комплекта щеток для стартера автомобиля ВАЗ 2109. |
Если он запускается, но при повороте из стороны в сторону (на бок) останавливается, либо уменьшает ход, значит, разбирать все же придется. Это происходит потому, что если щетки формальной длины размещены от коллектора на небольшом расстоянии, то стертые щетки уже не могут контактировать с ним. При вращении корпуса стартера щетка просто выпадает и подходит немного ближе к коллектору, и тогда стартер вращается. Стоит повернуть корпус лишь немного, и щетка падает обратно. Понятно, что это не нормально, и требуется замена.
Замена щеток стартера ВАЗ 2109 потребует снятия задней крышки стартера. Нужно выкрутить два крепежных болта, после чего защитную крышку можно убрать. Снимаем защитное кольцо якоря. Чтобы снять саму крышку коллекторного отсека, нужно открутить гайки двух стягивающих болтов. После снятия крышки вытягиваем сборку щеткодержателя. Щетки удобно вытянуть каким-то крючком. Они выскочат, но будут держатся на проводах.
Щетки стартера ВАЗ 2109 в нормальном состоянии имеют длину не менее 12 мм. Они должны быть чистыми, без нагара.
На фото показан минимально допустимый размер щеток стартера. При уменьшении размера менее 12 мм, щетки необходимо заменять. |
Если длина щеток нормальная, их нужно просто прочистить и ровно выставить – двигатель может не крутиться даже от простого перекоса. Пластинки щеток (новых или тех же) устанавливаем обратно в коллектор, выравниваем их, и надеваем пружины, щеткодержатель. Щетки должны свободно двигаться в щеткодержателе, не должны стопорится. Устанавливаем щёткодержатель обратно на коллектор, и ставим крышку на место. После сборки стартера проверяем, изменился ли характер работы устройства, не устанавливая его обратно в моторный отсек. На щетки стартера ВАЗ 2109 цена не высока, и замена их не ударит по карману. Для отечественных автомобилей приобрести их не составит труда, они в свободном доступе. Однако если у автолюбителя уже есть какие-то щетки от другой модели стартера, то и их, как правило, можно использовать. Обычные медно-графитовые щетки довольно просто обработать, стесав их инструментом
Важно только правильно подобрать длину. Если щетки слишком длинные, при работе стартер будет издавать характерный треск, и будет понятно, что их нужно укоротить
При установке сторонних щеток, важно выставить их так, чтобы они не закорачивали на массу. Щетки должны быть все одинаковой длины, и длина эта подбирается опытным путем
Производитель не заявляет конкретную величину, но минимальная длина щеток практически в любом стартере составляет 8 мм. Впрочем, если на эксперименты желания нет, можно просто приобрести оригинальные щетки стартера ВАЗ 2109 цена которых всего 50-100 рублей за комплект.
Читайте так-же, другие обзоры
- Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 Очень важная часть стартера любого автомобиля, это втягивающее реле, о роли и функции которого будет эта статья. …
- Как проверить стартер ваз 2109 В статье дается обзор основных неисправностей стартера и основные методы их диагностирования для автомобиля ВАЗ 2109. …
- Устройство редукторного стартера В данном обзоре дается описание основных принципов работы стартера автомобиля, снабженного редуктором. …