Ремонт электродвигателя отопителя — замена коллектора и щеткок

Сколько служит моторчик отопителя – зависит от интенсивности его использования и условий. Если активно нагружать климатические системы и не менять салонный фильтр – проблема может появиться уже через 20-30 тысяч километров. Самая частая неисправность моторчика печки это писк и визжание. Чтобы такого не происходило нужен регулярный уход за печкой, ее моторчиком, и за всей климат системой в целом.

При щадящем режиме работы и периодическом обслуживании ремонт вентилятора печки может потребоваться лишь через 100-200 тыс. км пробега и более. Основные признаки по которым можно будет определить такую необходимость – шумная работа (треск, свист, вой и т.п.) или вибрация. Если признаки работы вовсе отсутствуют или снизилась интенсивность потока воздушного напора из воздуховодов при включении климатического оборудования, скорее всего придется разбирать печку, проверять и проводить более сложный ремонт.

Большинство автомобилей оснащены вентиляторами центробежного типа (бочкообразными) с коллекторным двигателем, поэтому проверка моторчика печки и его восстановление во многих случаях аналогичны. Осевые вентиляторы (пропеллеры) используются только на старых авто, вроде Жигулей и Москвичей, а бесщеточные моторы редки даже среди дорогих иномарок. Поэтому данная статья посвящена именно коллекторным моторчиком печки с центробежным вентилятором.

Признаки и причины выхода из строя моторчика печки

Если моторчик шумит или печка слабо дует – дело не обязательно в его поломке. Для выявления причины неисправности и получения комфортного микроклимата в салоне нужно проанализировать симптомы, указывающие на неправильную работу моторчика.

Приступать к ремонту нужно если трещит/скрипит/воет/свистит моторчик печки. При этом можно отделаться как простой чисткой крыльчатки вентилятора, так и смазкой подшипников, а может и придется разбирать его для диагностики. В таблице вы найдете основные признаки и где искать причину неисправности, а ниже будет информация как и что нужно делать дабы отремонтировать моторчик отопителя своими руками.

Признаки поломкиВероятные причины неисправностиКак ремонтировать
ШелестЗасор крыльчаткиОчистка от загрязнений, замена салонного фильтра
Громко шумитИзнос щетокЗамена щеток коллектора моторчика
Люфт крыльчаткиСмазка или замена подшипников либо втулок моторчика
Не поступает воздух через дефлекторыЗасорение фильтраОчистка корпуса и замена салонного фильтра
Обрыв электрической цепи вентилятораПоиск обрыва и его устранение
Выход из строя моторчикаПроверка моторчика мультиметром (щетки, обмотки, якорь) и ремонт или замена поврежденных деталей
Перегорает предохранитель печкиКороткое замыкание в питающей линииПрозвонка цепи питания и управления моторчика, поиск КЗ, его устранение и замена предохранителя
КЗ в моторчикеПрозвонка и дефектовка моторчика, поиск замыкания, его устранение или замена моторчика
Заменил моторчик печки, выбивает предохранительКЗ или неправильное подключениеПрозвонка цепей печки (желательно, с замерами тока), поиск источника повышенного тока и устранение проблемы
Пищит или свистит моторчик на холоднуюДефицит смазкиРазобрать и смазать вращающиеся узлы
Слабо дует печка, а моторчик крутится медленноЗасорение фильтраОчистка корпуса и замена салонного фильтра
Износ щеток моторчикаЗамена щеток моторчика
Неисправность управляющего реле мотораЗамена реле мотора печки в монтажном блоке
Слабый контакт с массой в цепи вентилятораПрозвонка цепи питания и управления вентилятора с замером сопротивления, поиск слабого контакта и его восстановление
Неисправность токоограничивающего резистораПроверка резистора и его замена
Обрыв обмоток якоряПроверка обмоток ротора и моторчика, замена поврежденного якоря или электромотора в сборе
Не регулируются обороты вентилятораНеисправен реостат (резистор) в цепи управления мотораРемонт или замена резистора управления
Неисправна ручка управления печкойПроверка ручки печки мультиметром, замена на исправную деталь
Вибрация моторчика печкиИзнос подшипников и/или втулокЗамена и смазка подшипников или втулок, обслуживание моторчика печки
Моторчик печки не работаетОбрыв или КЗ цепи питанияПоиск обрыва или КЗ и его устранение
Сгорел моторчикРеставрация моторчика печки или его замена
Неисправен переключатель вентилятораРемонт или замена переключателя

Во многих случаях ремонт может и не потребоваться, достаточно обслуживания моторчика печки. Например, если вентилятор еле дует, после замены фильтра проблема очень часто уходит. Если даже с новым фильтром напор остался слабым – варианта два: или неисправен сам электродвигатель, или банально фильтр установлен неверно (не той стороной или с перекосом).

Мотор отопителя часто стоит в труднодоступном месте, поэтому снимать и разбирать его нужно после того, как вы убедились, что проблема именно в нем.

Если уже конкретно засвистел моторчик печки, начал реветь или просто заглох – важно сразу обнаружить причину и оперативно ее устранить, так как на ранних этапах большинство неполадок можно ликвидировать «малой кровью». В таком случае подбираемся к электромотору, дефектуем его, ремонтируем, а если ремонт невозможен или нецелесообразен – просто меняем.

Электродвигатель отопителя

7.11.1. Особенности конструкции

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Схема системы автоматического управления отопителем

1
– электродвигатель вентилятора;
2
– дополнительный резистор;
3
– контроллер;
4
– монтажный блок;
5
– выключатель зажигания;
6
– датчик температуры воздуха в салоне;
7
– выключатель рециркуляции;
8
– клапан рециркуляции;
9
– микромоторедуктор привода заслонки отопителя;
А
– к выключателю освещения приборов;
В
– к источникам питания

3

Схема системы автоматического управления отопителемАдреса выводных штекеров контроллера системы управления отопителем

В контроллер поступает информация от:

– датчика 6

температуры воздуха в салоне (в датчик встроен малогабаритный вентилятор);

– датчика положения вала микромоторедуктора 9

привода заслонки отопителя, т.е. информация о положении заслонки отопителя.

На основе полученной информации и заданной температуры воздуха контроллер управляет положением заслонки отопителя, подавая соответствующие сигналы на микромоторедуктор привода заслонки.

Если рукоятка переключателя режимов работы вентилятора находится в положении А, то контроллер управляет также частотой вращения вентилятора в зависимости от разности температуры воздуха в салоне и задатчика температуры.

Для ускоренного прогрева воздуха в салоне служит клапан 8

рециркуляции с выключателем
7
. При включении клапана перекрывается поступление в салон наружного воздуха и через отопитель циркулирует только воздух салона.

На автомобиле установлен электродвигатель вентилятора отопителя типа 45.3730, с возбуждением от постоянных магнитов.

Дополнительный резистор 2

служит для выбора режима работы вентилятора. Он имеет две спирали сопротивлением 0,23 и 0,82 Ом. При повороте ручки переключения вентилятора отопителя на панели управления отопителем можно включить в цепь питания двигателя либо обе спирали (1-я скорость), либо спираль с сопротивлением 0,23 Ом (2-я скорость), либо включить двигатель напрямую без резистора (3-я скорость).

Неисправный электродвигатель рекомендуется заменять новым. Единственно возможный ремонт – зачистка коллектора.

Адреса выводных штекеров контроллера системы управления отопителем

ШтекерАдрес колодки
13-клеммная 6-клеммная
1«Минус» датчика положения вала микромоторедуктораВыход «1» дополнительного резистора
2«Плюс» электродвигателя микромоторедуктора
3«Минус» датчика температуры воздуха в салонеКорпус («масса»)
4«Плюс» датчика положения вала микромоторедуктораВыход «3» дополнительного резистора
5«Плюс» датчика температуры воздуха в салонеВыход «2» дополнительного резистора
6«Плюс» диагностического выхода«Плюс» источника питания
7
8«Минус» электродвигателя микромоторедуктора
9«Минус» диагностического выхода
10
11Вход «Включение подсветки»
12Диагностический выход «+8 В» «Плюс» электродвигателя датчика температуры воздуха в салоне

Как проверить исправность моторчика

После снятия электровентилятора, перво-наперво, осмотрите крыльчатку и подшипники на наличие загрязнений. Проверка выработки моторчика отопителя без его разборки доступна пальцами.

Надо пошевелить крыльчатку и определить величину люфтов, как в продольном направлении (взад-вперед), так и в поперечном. Ощутимого хода быть не должно, а если он есть присутствует выработка. Если она небольшая (маленький люфт почти без стука) – нужно смазывать подшипники и втулки, а если большая (болтается ощутимо, иногда до того, что крыльчатка цепляет другие части) – заменить их.

Разборка и проверка моторчика печки (определение неисправности)

Схема подключения моторчика печки

Если моторчик печки не работает совсем, его следует разобрать (вынуть из кожуха) и проверить мультиметром. Нужно понять, где проблема: в самом электродвигателе или в цепи его питания. Самый простой способ, как проверить, работает ли моторчик печки – подать на него 12 вольт напрямую.

На некоторых машинах моторчик не имеет дополнительной электроники и подключается двумя проводами «+» и «-» (как на ВАЗ и большинстве других авто). В таком случае достаточно подключить эти контакты напрямую к АКБ (обычно красный, синий или желтый на плюс, черный на массу). Если контактов больше – понадобится схема подключения моторчика печки конкретно вашего авто.

Если при прямой подаче питания мотор крутится плохо или стоит на месте – дело в самом электродвигателе, а когда хорошо крутится – проверяйте электрические цепи.

Как проверить мультиметром моторчик печки

Мультиметром нужно проверить сопротивление обмоток якоря и прозвонить провода идущие к щеткам. Отдельно проверяется и резистор печки (если электромотор крутится на прямую, а с резистором нет). Возможные причины неисправности чаще всего кроются в:

Как прозвонить моторчик печки

  • Закис разъем. Если контакт пропал из-за окислов – нужно осмотреть клеммы фишки разъема и, при необходимости, зачистить их.
  • Износ щеток. Нужно разобрать щеточный (коллекторный) узел и осмотреть щетки на величину износа.
  • Выработка на якоре. Можно увидеть даже без разборки. Весь ремонт – это полная замена моторчика.
  • Обрыв или замыкание обмоток. Обмотки статора и ротора (якоря) проверяются в режиме замеров сопротивления на малом пределе (до 20 или 200 Ом) или в режиме прозвонки. Как проверить моторчик печки на предмет обрыва обмоток, показано на видео.

Подготовка к замене

Если у вас есть хотя бы небольшие навыки работы с ключами и отвертками, замена мотора печки будет для вас посильным ремонтом.

Чтобы добраться до электродвигателя печки у ВАЗ 2110, вначале нужно открыть капот, снять аккумуляторную клемму «-».

Теперь, собственно, производим само снятие моторчика, который не работает, как нам нужно, или вообще вышел из строя:

  1. Нужно снять стеклоочистители. Для этого поддеваем и снимаем резиновые колпачки, берем ключ на 10, откручиваем гайки, отсоединяем щетки;
  2. Поддеваем декоративные заглушки (здесь пригодится шлицевая отвертка), выкручиваем винты, на которых крепится жабо, затем – еще пару гаек на краях (торцевым ключом на 10), снимаем жабо;
  3. Сняв резиновый уплотнитель, откручиваем саморезы, с помощью которых прикреплен щиток моторного отсека;
  4. Теперь – снимаем шланг, подающий омывающую жидкость на форсунки;
  5. Самая трудная задача – добраться к правому щитку моторного отсека, чтобы извлечь его. У него снизу есть две гайки (также под торцовый ключ на 10). Открутить, казалось бы, несложно, только уж больно неудобно. Хоть здесь есть позитивный момент – эти гайки не обязательно отвинчивать до конца – щиток можно вытянуть после нескольких поворотов;
  6. Перед отсоединением этого щитка снимаем с шланга, идущего к вакуумному усилителю тормозов, хомуты;
  7. От крышки салонного фильтра откручиваем саморезы (4 штуки) и снимаем его;
  8. Вот уже показался мотор отопителя. Нужно отсоединить колодку двигателя отопителя, а также – колодку резистора;
  9. Сейчас можно вытянуть левую часть печки, а с ней — моторчик вентилятора;
  10. Стала возможной замена вентилятора отопителя;
  11. Обратная сборка производится в том же порядке, только с точностью до наоборот.

Будьте готовы к тому, что в первый раз замена двигателя отопителя на ВАЗ 2110 (ремонт) займет у вас пару часов.

Ремонт моторчика печки своими руками

После того, как определен характер поломки и конкретный ее виновник, начинаем разбор моторчика печки и его ремонт. Можно обратиться на СТО к специалистам, что проще, но иногда накладно. Официальные дилерские сервисы, как правило, меняют всю деталь, что при негарантийном случае может быть очень накладно (до 10 тысяч рублей и более за оригинальный электромотор). Небольшие и специализированные СТО могут взяться за обслуживание и ремонт моторчика печки, цена работ стартует примерно от 1000 рублей.

Ремонт моторчика печки своими руками обойдется дешевле. Это не очень сложно, но не всегда возможно. К осуществимым в гараже и восстанавливающим работоспособность электродвигателя процедурам относятся:

Процесс разборки и очистки компонентов моторчика печки

  • чистка и смазка подшипников и втулок (затраты на смазку);
  • зачистка ламелей на коллекторе якоря (затраты на абразив и смазку);
  • замена подшипников (50-300 рублей);
  • замены крыльчатки (100-500 рублей);
  • замена щеток (50-300 рублей);
  • замена якоря (до нескольких тысяч рублей)
  • замена токоограничивающих резисторов (200 рублей на ВАЗе и от 1 до 5 на иномарках).

Ремонт моторчика вентилятора печки нецелесообразен, если обнаружены повреждения (обрыв, КЗ, выгорание) обмоток статора. Повреждения ротора (обмоток или ламелей коллектора) можно устранить только если есть новый ротор в сборе, который найти непросто. Поэтому в таких случаях ремонт моторчика печки автомобиля не имеет смысла. Все проблемы, без больших временных затрат, полная замена точно решит, а часто даже дешевле обходится.

Разборка

Разбор моторчика печки в большинстве случаев проходит однотипно, с использованием стандартного набора инструментов:

  • плоская и крестовая отвертки;
  • набор небольших гаечных ключей или головок (обычно от 6 до 13);
  • пассатижи или плоскогубцы.

Конкретный набор и номера ключей/головок зависит от конструкции мотора климатической системы на вашем автомобиле.

Чтобы добраться к коллектору нужно высверлить заклепки, на примере Volswagen

Развальцевать загибы — чтоб составные части разъединились, на примере Volswagen

Разборка электродвигателя отопителя проводится по такой схеме:

  1. Извлечение моторчика из корпуса. Нужно только на авто, на которых он снимается вместе с кожухом «улитки».
  2. Снятие крыльчатки электродвигателя с его ротора. Крыльчатка вентилятора обычно крепится на валу болтом или металлическим фиксатором. Если она туго сидит в натяг – снимать нужно, аккуратно поддевая ее вверх двумя плоскими отвертками, стараясь не повредить деталь.
  3. Снятие крышки с коллекторного узла или разделение половинок. Если со стороны коллектора есть отдельная крышка – ее надо снять. На моторах состоящих из половинок – они разделяются. Для крепления обычно используются винты под отвертку или небольшой ключ на 6-10 (зависит от мотора).
  4. Снятие щеток. Чтобы вынуть щетки достаточно сверху над ними разогнуть фиксирующую планку.
  5. Извлечение ротора. Ротор извлекается из корпуса в сторону, с которой установлена крыльчатка. Обычно при его извлечении с валом снимается и передний подшипник, а задний (если есть) или бронзовая втулка – остается в крышке коллектора или другой части электромотора.

Перед тем, как разобрать вентилятор печки, найдите схему разборки (а лучше – видео) конкретно для вашей модели. Ниже приложено несколько видео разборки разных моторов, но хоть общие принципы едины, тонкости могут отличаться (особенно на тойотах).

Разборка и ремонт осевого моторчика печки автомобиля

Снятие и разборка моторчика печки на Приору и ВАЗ 2110-2112

Если разбирается сам моторчик, то рекомендуется сразу заменить подшипники и очистить контакты от окислов. Часто даже такие простые процедуры помогают возобновить исправность работы моторчика.

Восстановление работоспособности

Переборка моторчика печки подразумевает визуальный осмотр детали на предмет износа и неисправностей, выявление дефектных деталей и восстановлении их работы в результате ремонта либо замены. Во многих случаях все проблемы решаются очисткой от грязи либо окислов и смазкой. Однако при износе деталей, без их замены, восстановить работоспособность электромотора отопителя салона не получится.

Если не крутит моторчик печки – возможные причины кроются в щетках, ламелях коллектора или обмотках. Первые две проблемы относительно легко устранимы. А вот если не вращается крыльчатка электродвигателя из-за обмоток, то нужна их перемотка. Это сложно и нецелесообразно, поэтому надо менять якорь или электродвигатель полностью.

Если слабо крутит моторчик печки – дело может быть как в щетках или в подшипниках, так и во втулках либо обмотках. Замена щеток и подшипников или втулок – задача несложная, а вот если неисправны обмотки якоря – мотор, скорее всего, под замену.

В некоторых случаях проблема слабодующего моторчика может заключаться не в нем. Если токоограничивающий резистор управления оборотами закреплен на корпусе, то причиной, почему моторчик печки крутит медленно, может быть поломка этого самого резистора. Такой мотор можно отличить по многоконтактной фишке разъема, наличию большого резистора где-то сзади или по радиатору там же.

Плата управления моторчиком с резистором на печке, на примере Toyota

Расположение токо-ограничивающего резистора отдельно от печки, на примере Опеля

Если засвистел или затрещал моторчик печки – дело в подшипниках или втулках. В легких случаях звук устраняется путем чистки и смазки, в тяжелых (большой износ, сильный люфт) – заменой вентиляторов или втулок.

В тех случаях когда электромотор выполнен неразборным, а вместо подшипников в нем используются втулки редких типоразмеров (полимерные, бронзовые или латунные), которые не найти в продаже – реставрация вентилятора отопителя реальна лишь при наличии доступа к токарному станку чтобы можно было выточить нужную втулку из бронзы. Нет такой возможности – мотор придется менять на новый.

Очистка моторчика печки

Если скрипит моторчик печки – иногда достаточно его чистки и смазки, чтобы устранить звуки и продлить срок службы. Но, вообще, чистка моторчика печки будет полезна при любом вмешательстве во время ремонта, вне зависимости от вида неисправности. Для очистки вам понадобятся:

Очистка крыльчатки используя пену для уборки салона авто

  • кисточка;
  • ацетон или обезжириватель;
  • плотная ветошь.

При разборке электродвигателя отопителя необходимо очистить от отложений пыли, грязи и окислов его узлы:

  • крыльчатку;
  • вал ротора (якоря);
  • корпус и крышки.

Чистка производится аккуратно кисточкой, смоченной в ацетоне. Можно использовать также аэрозольные очистители и очистители контактов, такие как спей для карбюраторов и дроссельных заслонок. Плотные отложения, которые не удаляются кисточкой или струей из баллончика, нужно вытереть плотной ветошью, не оставляющей ниток и ворса.

Не следует усердствовать с чисткой подшипников жидкими и аэрозольными чистящими средствами. Они обладают высокой проникающей способностью и могут попасть под сальник подшипника закрытого типа. Там они растворяются смазку, тем самым сокращая срок службы детали.

Прежде чем смазать моторчик печки, еще раз проверьте его на износ после чистки. Иногда загрязнения играют роль дополнительного уплотнителя и не позволяют оценить степень износа, уменьшая люфты.

Смазка и обслуживание

Устранение скрипа и визга печки Volkswagen на 1-й и второй скоростях. Обслуживание мотора печки (чистка и смазывание)

Если гудит моторчик печки, но при этом дефектовка не выявила большого износа и люфта, для удаления шумов достаточно нормально смазать его. Наносить смазку нужно на подшипники и втулки, в которых крутится вал. Смазать внутренние детали (якорь, ламели) нельзя, так как статор и ротор при работе не образуют трения, а ламели коллектора должны иметь плотный контакт со щетками! Именно металлографитовые щетки и играют роль смазки в этой паре трения.

Чем смазать моторчик печки и какие смазки использовать нельзя

При обслуживании вентилятора возникает вопрос, чем смазать, чтобы не свистел моторчик печки, и при этом долго служил. Чтобы смазывающий слой долго оставался на трущихся узлах, смазка должна быть достаточно густой и не текучей. Самая подходящая смазка для моторика печки, вне зависимости от его конструкции – это Total Altis SH2, Mobil Polyrex EM, Сhevron SRI, Mannol Grease Lc2. Состав такой смазки достаточно густой, выдерживает перепады температур, долго держится и хорошо отталкивает влагу.

Моторчики на втулках, в которых используется кольцо из войлока или другого плотного впитывающего материала, можно смазывать обычным моторным или трансмиссионным маслом. Его надо чуть капнуть во втулку и пропитать им фетровый уплотнитель. Но трансмиссионное масло марок GL-5 использовать нежелательно, так как содержащиеся в нем сернистые присадки ускоряют износ деталей из медных сплавов.

Если очень часто возникает вопрос, почему свистит или воет моторчик печки, несмотря на периодическое обслуживание, здесь три вероятных варианта ответа:

  • Износ. Если электромотор изрядно уставший, то смазка помогает лишь на непродолжительное время, а потом вой возвращается.
  • Втулочная конструкция. Если вместо подшипников качения в моторе используются подшипники скольжения (простые втулки из медного сплава или пластика), то смазка быстро из них вымывается и возникает шум.
  • Неправильная смазка. Если обслуживание моторчика печки уже производилось – возможно, была выбрана неподходящая смазка, которая не справляется с задачами или просто уже вытекла либо высохла.

Чтобы моторчик печки долго ходил, не стоит использовать:

Для того, чтобы масло не попало на щеточный узел — используется шприц

  • Графитовую смазку. Графитовая смазка противопоказана для электрооборудовнаия, так как графит хорошо проводит ток.
  • Сухие смазки. Они не очень хорошо распределяются, быстро уходят и от того не справляются с задачей.
  • Солидол. Солидол на морозе быстро застывает, а при нагреве становится довольно жидким, поэтому слабо подходит.
  • ШРУС. Смазки для приводов в моторчик печки не подходят, так как условия работы шарниров и электромоторов очень отличаются.

Не подходят по своим свойствам также смазки ЦИАТИМ и Литол-24, но при этом довольно часто применяются автовладельцами. Повторная ситуация шумной работы печки после использования таких смазок для моторчика гарантирована.

После обслуживания моторчика печки, смазки и сборки надо покрутить его вручную. Во-первых, таким образом вы лучше распределите смазывающий материал. Во-вторых, это позволит убедиться, что все собрано верно, установлено ровно, а крыльчатка или другие детали ничего не цепляют при вращении.

Реставрация отдельных деталей

Реставрация моторчика печки имеет смысл, если изношенные детали можно заменить, а ее конструкция разборная. К устранимым в гаражных условиях поломкам относятся:

  • поломка крыльчатки;
  • изношенные щетки;
  • поврежденный коллектор;
  • изношенные подшипники или втулки;
  • вышедший из строя резистор.

В случае неразборной и необслуживаемой конструкции ремонт моторчика заслонки печки невозможен (или возможен с большими трудозатратами), поэтому лучше заменить его на новый.

Замена крыльчатки

Это легкая неисправность, так как заменить крыльчатку моторчика печки можно и без его полной разборки. Чтобы поменять купленную б/у крыльчатку достаточно снять ее со штока, вынув предварительно стопорную шайбу (если таковая имеется), в основном она просто плотно сидит на валу. Но обычно просто так вентилятор не ломается, поэтому моторчик все же надо обследовать на предмет люфтов и перекосов. Ведь часто крыльчатку ломает из-за заклинивания.

Замена щеток

Если металлографитовые щетки стерлись и плохо контактируют с коллектором, их можно заменить. Для этого необходимо измерить размеры щеток и подобрать аналогичные. Иногда щетки припаяны к выводам, поэтому для замены может потребоваться паяльник. Но в большинстве случаев они придавлены пружинками и чтобы их поменять достаточно просто отогнуть фиксаторы.

Обратите внимание: щетки бывают как просто графитовые (дешевле), так и медно-графитовые (дороже). Первые нежелательно ставить вместо вторых, так как сопротивление у них нередко выше, из-за чего мотор греется и ускоряется его износ. Если с завода стояли медно-графитовые – то и ставить надо только такие, а вот наоборот менять можно.

Ремонт коллектора

Окислившиеся ламели на якоре можно зачистить, используя мягкую шкурку или грубую ткань с абразивной пастой. Для ускорения процесса и равномерной зачистки якорь можно вставить в патрон дрели или станка. Если ламели сильно повреждены окислением, подгоревшие, истертые – можно починить якорь, поменяв сам коллектор.

Ремонт якоря моторчика печки заключается в отсоединении старого коллектора от обмоток, его выпрессовке с вала, установке и соединении нового коллектора. Нужно выбирать деталь, которая имеет такой же размер и количество ламелей. Для надежности фиксации на валу можно посадить новый коллектор на эпоксидку или клей. При этом важно ровно посадить новую деталь, чтобы щетки нормально скользили.

Выгоревший ламель моторчика, с такой неисправностью нужно либо менять коллектор либо весь электромоторчик

Новый и старый коллектор после ремонта якоря моторчика печки Audi

Замена втулок или подшипников

При сильном износе втулок или подшипников ротора они меняются на новые. Втулку надо подбирать по маркировке мотора или по ручным замерам штангенциркулем (но учитывайте при этом износ внутреннего отверстия). Подшипники обычно имеют маркировку, по которой и нужно выбирать новые.

Если в конструкции используется подшипник открытого типа, его лучше заменить на аналог закрытого типа. Он дольше служит, так как благодаря герметичности не нуждается в периодической смазке.

Чтобы заменить подшипник моторчика печки, его нужно спрессовать с вала или выпрессовать из корпуса, используя съемник. Выпрессовывать подшипники можно, используя тиски или обрезок трубки (больше наружного диаметра подшипника) и болт с шайбой и гайкой. Болт вставляется в подшипник, трубка надевается на него, затем надевается шайба и гайка. При стягивании болта с гайкой подшипник выскочит в трубку.

Замена подшипников моторчика печки

Выбивать подшипники молотком и применять другие ударные инструменты нежелательно, так как можно повредить целые детали моторчика!

Ремонт резистора

Перепайка сгоревшего резистора, на новый

В большинстве случаев резистор целесообразней заменить на новый, подобрав его по модели авто или по номиналу. Когда же такой возможности нет или нужно временное решение, то его можно попытаться отремонтировать. В крайнем случае можно перемкнуть на прямую подачу тока и тогда моторчик будет крутиться постоянно только на самых высоких оборотах.

Более сложная задача – собственноручная сборка блока резисторов, вместо сгоревшего. Для этого надо найти схему родного резистора (на печках с несколькими скоростями он обычно состоит из ступеней), подобрать в радиодеталях сопротивления, аналогичные родным, и спаять их по схеме.

Подготовка

Подготовительные мероприятия не включают в себя много сложных операций. Вам потребуется сделать следующее:

  • Снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи, чтобы обесточить автомобиль и обезопасить машину от возможных замыканий;
  • Слить из системы охлаждающую жидкость. Для этого открывается крышка расширительного бачка, чтобы сбросить избыточное давление, а затем откручивается слив. Жидкость нужно слить в специальную подготовленную емкость.

При сливе жидкости охлаждения нужно соблюдать одно важное правило — процедура осуществляется только при остывшем двигателе. Если в дальнейшем вы собираетесь использовать этот же антифриз или тосол, тогда выбирайте чистую тару для слива

Если в дальнейшем вы собираетесь использовать этот же антифриз или тосол, тогда выбирайте чистую тару для слива.

Рекомендации и советы по ремонту вентилятора печки

Чтобы ремонт моторчика печки автомобиля был успешным, следует заранее подготовиться и взять на вооружение несколько полезных советов:

  • При наличии в продаже ремкомплектов для вашего моторчика лучше купить все заменяемые детали (подшипники, втулки, щетки) одновременно. Во-первых, так дешевле, чем брать по-отдельности, а во-вторых, лучше поменять все сразу, чтобы надолго забыть о проблемах с шумом или неправильной работой печки.
  • В некоторых авто (например, BMW, Mercedes) блок управления климатом располагается непосредственно в зоне обдува вентилятора печки. При слабом потоке он перегревается, поэтому если моторчик работает с перебоями или не дует – не стоит оттягивать ремонт. Блок климата может сгореть от перегрева, в результате ремонт мотора печки авто и климатической системы выйдет значительно дороже.
  • Чтобы не менять изношенный коллектор якоря, его можно проточить, зажав ротор в патроне токарного станка. Но после этого, из-за уменьшения диаметра, понадобятся более длинные щетки якоря либо чуть длиннее пружины ставьте.
  • Если шейка вала под подшипник износилась и внутреннее его кольцо не сидит на валу плотно – можно зачистить вал и нарастить слой металла цинкованием (это можно делать батарейкой, как при устранении рыжиков на кузове).
  • Чтобы продлить срок службы моторчика, желательно обслуживать и смазывать подшипник или втулку вентилятора при каждой замене салонного фильтра, раз в 30000 км.

После того, как ремонт моторчика печки автомобиля завершен, нужно проверить его, сначала ручным вращением, а потом подключением к источнику питания на 12 вольт (АКБ). Если электродвигатель нормально работает, не воет и нигде ничего не цепляет – можно приступать к его установке на место. Чтобы потом не пришлось опять разбирать панель, ведь зачастую снимать вентилятор печки довольно сложно.

Регулировка САУО

Чтобы проверить функциональность приспособления, следует взять ртутный термометр и положить его неподалёку от датчика температуры. После этого необходимо активизировать контроллер печки, а рукоятку управления вентилятором выставить в положение «А». САУО следует подвергнуть тщательной регулировке только в том случае, если через 15–20 минут температура будет ниже данных с датчика более чем на два градуса.

Чтобы САУО работал лучше, придётся его вытащить и затем несколько раз повернуть регулятор, расположенный с левой стороны контроллера. Добиться увеличения температуры можно посредством поворота регулятора по часовой стрелке, а снижения — соответственно, против часовой.

После всех проведённых манипуляций нужно будет вновь проверить функциональность и, при необходимости, повторить всё сначала.

Сборка мотора печки на Нива Шевроле

Если видно, что моторчик криво оделся, то снимите его с крыльчатки с помощью отвёртки.

  • После того как все ремонтные работы были проделаны, осмотрите сам воздуховод на наличие грязищи и других сторонних предметов, обеспечьте их чистку.
  • Дальше, когда вы установите исправленный либо новый мотор, закрутите все болты по аналогии со снятием, обеспечьте очень крепкую фиксацию всех клемм, патрубков и соединительных болтов.
  • Также рекомендуется провести подмену салонного фильтра, и если после подключения клеммы АКБ и включения зажигания мотор издал «жужжащие» звуки, установка вами был проведён верно.

Конструкция отопителя ВАЗ-2110

САУО пришло на смену ручному управлению отопителем, но в остальном печка конструктивно осталась прежней. Как и в более ранних моделях система обогрева салона представляет собой корпус с установленными внутри радиатором, подключенным к системе охлаждения силового агрегата – источник тепла, заслонками, перенаправляющими воздушный поток в нужные зоны, и вентилятором с приводом от электродвигателя, которым поток воздуха и создается. САУО — контроллер, который в зависимости от установленных параметров отслеживает температуру в салоне и регулирует положение заслонок, поддерживая заданный режим.

Эффективность отопителя салона ВАЗ-2110 была бы низкой без принудительного создания потока воздуха, и эта задача лежит на вентиляторе печки.

Диагностика

Первоочерёдной задачей стоит выявление причины поломки и оценка собственных возможностей в конкретной ситуации.

Начнём с простого и перейдём к более сложному:

  1. Проверяем предохранитель (F-7 с напряжением 30 А), который отвечает не только за систему обогрева, но и за работу: прикуривателя, обогрева зеркал, подсветки бардачка, омывателя фар. Поэтому при перегорании этого предохранителя отказываются работать все вышеперечисленные приборы. Если он исправен, движемся дальше по цепи.
  2. Включаем зажигание автомобиля и переключаем регулятор скорости в положение 1, 2, 3 по порядку. Если ни на одном из этих положений вентилятор не заработал, движемся дальше.
  3. Если же электродвигатель не подаёт признаков жизни при первом и втором положении переключателя скоростей, а на третьем положении заработал (питание вентилятора на первой и второй скорости осуществляется через резистор, а при третьей скорости ток поступает прямо на электродвигатель), проблема заключается в резисторе либо в самом переключателе.
  4. Если электродвигатель отопителя включается после прогрева двигателя автомобиля, то проблема заключается в неисправном реле зажигания. Решается заменой реле.
  5. Если электродвигатель отопителя отказывается работать при любых режимах, остаётся одна неисправность — это сам моторчик печки.

Для окончательного вердикта подадим «+» напрямую на моторчик, сняв для этого клемму плюсового провода с моторчика. Если мотор не ожил, последнее, что можно попробовать — это попробовать зачистить место под креплением массы на электродвигателе. Нередко это место окисляется и контакт ослабевает.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]