Адсорбер. Что это такое в машине, для чего нужен, на что влияет и какие основные признаки неисправности

Современная автомобильная промышленность предлагает миру автолюбителей большое разнообразие транспортных средств, позволяющих осуществить любые задачи, связанные с транспортировкой. Причем автомобили отличаются друг от друга не только внешне. У каждого автомобилиста свое представление того, какой должна быть самая лучшая машина. И чаще всего ключевое значение имеет именно техническая часть транспорта.

Под капотом современный автомобиль получает двигатель внутреннего сгорания, работающий от бензина или на дизтопливе. С повышением экологических стандартов производители не только делают силовые агрегаты с более чистым выхлопом, но также разрабатывают разные варианты электромобилей и гибридов. Однако это тема для другого обзора. Сейчас сделаем акцент на одной особенности эксплуатации авто, силовой агрегат которого работает на бензине.

Большинству автомобилистов известно, что бензин очень быстро испаряется. Даже если топливо находится в закрытой емкости, как только она открывается, его пары выходят в атмосферу. По этой причине даже если машина крайне редко ездит, полный бак постепенно пустеет.

Чтобы топливо оставалось в бензобаке, и в атмосферу не попадало большое количество паров бензина, в резервуаре устанавливается система EVAP, или адсорбер. Рассмотрим, зачем она нужна в машине, если в старых авто ее не было. Также обсудим принцип работы, как происходит очистка и как распознать неисправности системы.

Что такое адсорбер и система EVAP

Вначале разберемся в терминологии. Адсорбер, или система EVAP, это своего рода автомобильный сепаратор, который очищает воздух, выходящий из бензобака, от паров бензина. Это устройство предотвращает непосредственный контакт воздуха в баке с атмосферой. В самом простом исполнении это обычный угольный фильтр, который входит в систему улавливания бензиновых паров (EVAP).

Данная система является обязательной для любого современного автомобиля. Некоторые автомобилисты ошибочно называют ее абсорбер. Хотя принцип этих систем и схож, все же для автомобилей используются именно адсорберы. Причина заключается в тонкостях процесса очистки поступающих в систему газов.

Абсорбер поглощает неприятные запахи, содержащиеся в потоке, путем фильтрации через жидкое вещество, сквозь которое пропускается газ, нуждающийся в очистке. Такое устройство также оснащается отстойником и системой очистки жидкости для дальнейшей работы системы. Особенность такой установки заключается в том, что чистка происходит за счет поглощения потока всем объемом фильтра. Сложность конструкции и всего процесса очищения не дает возможность использовать абсорберы в автомобилях. В основном их применяют на производственных мощностях, работа которых связана с массивными выбросами грязного воздуха в атмосферу.

Адсорбер тоже удаляет из воздуха загрязнитель, только делает это на основе поверхностного поглощения. Это значит, что вся жидкая составляющая паров бензина конденсируется на поверхности сепаратора, и возвращается в бензобак. Воздух очищается путем подачи во впускной коллектор для удаления в цилиндре вместе со сгорающей воздушно-топливной смесью. По сути, это небольшой самоочищающийся сепаратор с фильтром-отстойником.

Составные части

Адсорбер представляет собой пластиковую емкость цилиндрической или кубической формы, заполненную активированным углем. Данное вещество является превосходным бюджетным фильтром с нейтрализацией паров топлива.


1 Пары топлива 2 Воздух 3 Сигнал от ЭБУ 4 Клапан продувки адсорбера 5 Пары топлива направлены во впускной коллектор

Сама же система состоит из:

  • Сепаратора. Он улавливает частички бензина, которые конденсируются в нем и происходит возврат топлива в бензобак;
  • Клапана гравитации. В штатном режиме данная деталь не задействуется. Скорее этот клапан необходим при опрокидывании авто, чтобы предотвратить разлив бензина из бака;
  • Датчика давления. Этот элемент контролирует давление паров бензина в бензобаке, предотвращая его деформацию или воздействие на работу топливной системы. Если давление чрезмерное, клапан осуществляет сброс его излишка;
  • Фильтрующего наполнителя (чаще всего это уголь). Эта часть системы очищает проходящий поток от паров бензина;
  • Трубки, соединяющие элементы системы и топливный бак. Без них ни пары не будут удаляться, ни конденсат паров не будет возвращаться в топливный бак;
  • Электромагнитного клапана. Он устанавливается, чтобы переключались режимы работы системы.

Приступаем к работе

Начнем работу с демонтажа детали.


Сначала необходимо освободить его от крепежных элементов, затем отсоединить от него шланг, подающий пары бензина к дросселю, и провода с колодкой. Далее демонтируется продувной клапан. Отсоединяется также шланг выхода горючего от сепаратора. Следует открутить и извлечь кронштейн. Сделать это нетрудно, так как он крепится всего на трех болтах.

Зачем нужен адсорбер?

Первая разработка автомобильного адсорбера появилась, как дополнительная система, которая повышала экологичность машины. Благодаря этому устройству и модернизации силового агрегата авто могло соответствовать экостандарту Евро2. Сама по себе данная система не нужна для лучшей работы мотора. Если правильно настроить впрыск бензина, выставить зажигание и оснастить автомобиль катализатором, то транспортное средство будет соответствовать более жестким экологическим нормам.

В карбюраторных моторах данная система не использовалась. По этой причине возле старой машины постоянно стоит запах бензина. Если транспорт хранится на улице, то это мало заметно. А вот уже в гараже рядом с таким авто долго находиться уже невозможно без признаков отравления парами бензина.

С появлением инжекторных ДВС адсорбер – неотъемлемый элемент любого автомобиля. Дело в том, что окружающую среду загрязняет не только удаление отработанных газов через выхлопную трубу. Пары бензина тоже попадают в воздух, и даже самый качественный мотор с современной системой очистки выхлопных газов без данной системы очистки паров, образующихся в бензобаке, не будет соответствовать высоким требованиям экологических протоколов.

С одной стороны, можно было бы закрыть бензобак герметично, и проблема решена – испарения не попадают в окружающую среду. Однако это не означало бы, что бензин прекратит испаряться. Как результат, в герметичном резервуаре (особенно в жаркий период года) будет повышаться давление. Для топливной системы этот процесс нежелателен. По этой причине в резервуаре обязательно должна быть вентиляция.

Получается замкнутый круг: бак нельзя закрывать герметично, чтобы испарения бензина не повышали в нем давление, но если обеспечить в нем вентиляцию, эти же пары неизбежно попадают в атмосферу. Как раз и назначение адсорбера в том, чтобы давление в баке поддерживалось на уровне атмосферного, но при этом окружающая среда не загрязнялась вредными испарениями.

Помимо беспокойств о чистоте окружающей среды автопроизводители повысили безопасность самих автомобилей. Дело в том, что когда машина хранится в гараже, без адсорбера воздух возле нее будет пропитан токсичными парами. Неизбежно этот воздух попадает и в салон транспортного средства. Даже при открытых окнах во время езды потребуется время, чтобы эти летучие вещества выветрились. Из-за этого водитель, а также все пассажиры частично вдыхают загрязненный воздух, и травятся.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]